Вопрос 33 ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ. Тормозной путь камаза


Тормозной путь автомобиля

Тормозной путь – расстояние, которое потребуется автомобилю, чтобы полностью остановиться с момента начала работы системы торможения.

Тормозной путьВ обиходе этот термин часто путают с остановочным, однако тормозной и остановочный путь – разные понятия. В последнем случае учитывается расстояние, прошедшее с момента осознания водителем необходимости торможения до скорости 0 км/ч. Тормозной путь – часть остановочного.Понятие тормозной и остановочный путь

От чего зависит тормозной путь

Рассматриваемый показатель не является постоянной величиной и может варьировать по ряду причин. Все факторы, влияющие на путь торможения, можно разделить на две большие группы: зависящие от водителя и независящие от водителя. К числу причин, не зависящих от человека за рулем, относят:

  • состояние дороги;
  • погода.

Несложно догадаться, что в дождь, снег или гололед расстояние, которое потребуется для остановки автомобиля, будет большим, чем на сухом асфальте. Торможение окажется длительным и при движении по гладкому асфальту, в который не была добавлена каменная крошка. Здесь колесам не за что зацепиться, в отличие от шершавых покрытий.

На заметку: стоит заметить, что плохое качество дороги (ямы, выбоины) не приводит к удлинению расстояния, необходимого для остановки. Здесь играет роль человеческий фактор. Пытаясь сберечь подвеску, водители редко развивают высокую скорость на подобных дорогах. Соответственно, путь торможения здесь минимален.

Факторы, зависящие от водителя или владельца авто:

  • состояние тормозов;
  • устройство системы;
  • наличие ABS;
  • вид покрышек;
  • загруженность ТС;
  • скорость движения.

Тот факт, что длина тормозного пути автомобиля напрямую зависит от исправности системы торможения, не требует доказательств. Машина с неработающим тормозным контуром или изношенными колодками никогда не сможет остановиться также быстро, как исправное ТС.Тормозить на лысой резине

От устройства тормозных агрегатов зависит многое. Современные машины, оснащенные задними дисковыми тормозами и системами помощи при торможении, имеют гораздо лучшее сцепление с дорогой и короткий отрезок торможения.

В свою очередь, наличие EBD с ABS не всегда способствует сокращению расстояния, необходимого для остановки. На сухом твердом покрытии, где блокировка колес наступает только при очень интенсивном торможении, система действительно сокращает тормозной путь. Однако на голом льду «умный» электронный помощник начинает сбрасывать тормозное усилие даже при легком нажатии на педаль тормоза. При этом авто сохраняет управляемость, однако путь его торможения значительно увеличивается.

От чего зависит скорость замедления? Разумеется, от вида покрышек. Так, на голом, пусть и промороженном асфальте, а также в снежной каше, лучше всего тормозят т. н. «липучки» — зимние покрышки, не оснащенные шипами. В свою очередь, в гололед и на заснеженных дорогах наиболее эффективной является ошипованная «резина».Немаловажным фактором, влияющим на величину остановочного отрезка, является скорость и загруженность машины.

Понятно, что легковесный автомобиль при скорости 60 км/ч остановится быстрее, чем грузовик, загруженный под завязку и движущийся со скоростью 80-100 км/ч. Последнему не позволит быстро остановиться слишком высокая для него скорость и инерция.

Когда и как производится замер

Расчет тормозного пути может потребоваться в следующих случаях:

  • технические испытания транспортного средства;
  • проверка возможностей машины после доработки тормозов;
  • криминалистическая экспертиза.

Как правило, при расчете используют формулу S=Кэ*V*V/(254*Фс). Здесь S – тормозной путь; Кэ – тормозной коэффициент; V₀ — скорость на момент начала торможения; Фс – коэффициент сцепления с покрытием.

Коэффициент сцепления с дорогой изменяется в зависимости от состояния покрытия и определяется по следующей таблице:

Состояние дороги Фс
Сухая 0.7
Мокрая 0.4
Снег 0.2
Лед 0.1

Коэффициент Кэ является статической величиной и составляет единицу для всех наиболее распространенных легковых транспортных средств.

Пример: как рассчитать тормозной путь автомобиля при цифре 60 км/ч на спидометре в дождь? Дано: скорость 60 км/ч, тормозной коэффициент – 1, коэффициент сцепления – 0.4. Считаем: 1*60*60/(254*0.4). В итоге получаем цифру 35.4, что и является длиной тормозного пути в метрах.

В таблице указано сколько метров машина будет продолжать движение до полной остановки. Следует учитывать, что в расчет не берутся никакие иные показатели (повороты, выбоины на дороге, встречный поток и т.д.). Сомнительно, что в реальных условиях на обледенелой дороге, автомобиль сможет проскользить километр и не встретить столб или отбойник.

Скорость Сухо Дождь Снег Лед км/ч метры
60 20,2 35,4 70,8 141,7
70 27,5 48,2 96,4 192,9
80 35,9 62,9 125,9 251,9
90 45,5 79,7 159,4 318,8
100 56,2 98,4 196,8 393,7
110 68 119 238,1 476,3
120 80,9 141,7 283,4 566,9
130 95 166,3 332,6 665,3
140 110,2 192,9 385,8 771,6
150 126,5 221,4 442,9 885,8
160 143,9 251,9 503,9 1007,8
170 162,5 284,4 568,8 1137,7
180 182,2 318,8 637,7 1275,5
190 203 355,3 710,6 1421,2
200 224,9 393,7 787,4 1574,8

Мы нашли интересный калькулятор, который не только рассчитывает показатель в зависимости от скорости и состояния дороги, но и наглядно показывает весь процесс. Находится здесь.

Как увеличить интенсивность замедления

Из вышесказанного стало понятно, что называется тормозным путем и от чего зависит этот показатель. Однако возможно ли сократить расстояние, которое необходимо для остановки автомобиля? Возможно! Для этого существует два пути – поведенческий и технический. Идеально, если водитель сочетает оба способа.

  1. Поведенческий метод – сократить тормозной путь можно, если выбирать небольшую скорость движения на скользких и мокрых дорогах, учитывать степень загруженности машины, грамотно рассчитать тормозные возможности авто в зависимости от его состояния и модельного года. Так, «москвич» 1985 года разработки не сможет тормозить столь же эффективно, как современный «Hyundai Solaris», не говоря уж о более респектабельных и технологичных моделях.
  2. Технический метод – метод усиления тормозных возможностей, основанный на повышении мощности тормозной системы и использовании вспомогательных механизмов. Производители современных ТС активно применяют такие способы улучшения тормозов, оснащая свою продукцию антиблокировочными системами, системами помощи при торможении, используя более эффективные тормозные диски, колодки.
Загрузка ... Загрузка ...

Следует помнить, что сокращение времени, необходимого для остановки – один из способов обеспечения безопасности поездки. Поэтому каждый водитель должен постоянно следить за техническим состоянием своего «железного коня», своевременно обслуживать и ремонтировать систему торможения. Помимо этого, важно выбирать скорость движения с учетом окружающей обстановки: времени суток, состояния дороги, модели автомобиля и прочее.

znanieavto.ru

Вопрос 33 ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ — Мегаобучалка

Тормозная система — совокупность устройств для осуществ­ления торможения автомобиля.

Тормозные системы автомобиля КамАЗ выполнены с учетом всех последних научных и технических достижений. Они отве­чают международным требованиям и не уступают, а по ряду параметров даже превосходят тормозные системы современных автомобилей ведущих зарубежных фирм. Надежная и безотказ­ная работа тормозных систем автомобилей и автопоездов КамАЗ обеспечивает безопасность и высокие средние скорости движе­ния. Автомобили и автопоезда КамАЗ оборудованы рабочим, стояночным, запасным и вспомогательным тормозами. Кроме того, автомобили оснащены приводом аварийного растормажи­вания (пневматический привод и винты аварийного расторма­живания в каждом из четырех энергоаккумуляторов), аварий­ной сигнализацией и контрольными приборами.

Рабочая тормозная система воздействует на тормозные ме­ханизмы всех колес; привод пневматический.

Стояночная тормозная система воздействует на тормозные механизмы промежуточного и заднего мостов; привод механи­ческий (управление энергоаккумуляторами пневматическое).

Запасная тормозная система воздействует на тормозные ме­ханизмы колес промежуточного и заднего мостов; привод ме­ханический (управление энергоаккумуляторами пневматиче­ское) .

Вспомогательная тормозная система воздействует на поршни двигателя путем создания противодавления в системе выпуска газов; привод пневматический.

Система аварийного растормаживания воздействует на порш­ни энергоаккумуляторов, сжимая пружины; привод, пневмати­ческий (кроме того, в каждом энергоаккумуляторе есть винты механического растормаживания).

Система аварийной сигнализации и контроля включает в се­бя световую и звуковую сигнализацию о работе тормозных си­стем и контрольные выводы для проверки их технического со­стояния.

Тормозные системы автомобилей должны быть работоспособ­ны и иметь достаточную эффективность. В процессе эксплуата­ции запрещается изменять их конструкцию. Элементы гаранти­рованной прочности не подлежат замене на аналогичные непро­мышленного изготовления, не соответствующие требованиям завода, их изготовившего. К таким элементам относятся те узлы тормозных систем, которые сконструированы, изготовлены, установлены на автомобиле и используются таким образом, что ис­ключается их выход из строя в результате поломок на протя­жении всего срока службы автомобиля. Однако это положение не распространяется на отказы в результате естественного из­носа.

Элементами гарантированной прочности тормозных систем являются тормозная педаль и ее кронштейн, тормозной кран, привод тормозного крана, воздухораспределитель, узлы регули­ровочных и разжимных кулаков, колодки, тормозные барабаны, главный тормозной цилиндр.

Аналогичные требования, наравне с элементами гарантиро­ванной прочности, предъявляются к тормозным накладкам, тру­бопроводам и деталям их крепления.

Каждая тормозная система автомобиля КамАЗ-4310 состоит из тормозного механизма и тормозного привода.

Тормозными механизмами рабочей, стояночной и запасной тормозных систем являются тормозные механизмы колес, а вспо­могательной — двигатель.

Пневматический тормозной привод питается от источника сжатого воздуха и разбит на автономные контуры, отделенные друг от друга защитными клапанами.

Каждый контур действует независимо от других контуров, в том числе и при возникновении неисправностей.

Пневматический тормозной привод автомобилей КамАЗ со­стоит из пяти контуров:

первый контур — привода рабочих тормозов передней оси; второй контур — привода рабочих тормозов задней тележки; третий контур — привода стояночного и запасного тормозов, а также комбинированного привода тормозов прицепа;

четвертый контур — привода вспомогательного тормоза; пятый контур — привода аварийного растормаживания (не имеет своего воздушного баллона и исполнительных агрегатов).

примеси воздуха) масло. Если выделение пузырьков воздуха из шланга продолжается, повторить прокачку еще один-два ра­за; при этом следить за уровнем масла в бачке насоса, поддер­живая его между метками на стержне;

остановить двигатель;

снять шланг со сферической головки перепускного клапана и надеть на нее защитный колпачок;

проверить уровень масла в бачке насоса и, если нужно, до­лить его. Установить крышку заливной горловины бачка;

соединить продольную рулевую тягу с сошкой рулевого ме­ханизма.

Некачественная прокачка масла, при которой в гидросистеме остается воздух, является частой причиной появления дефекта «тяжелое рулевое колесо> (увеличивается усилие на рулевом колесе), а также снижения чувствительности рулевого управления.

Подшипники рулевого и карданного валов смазывать при разборке смазкой 158.

Вопрос 34. Расчет тормозного пути. При возникновении тормозной силы в результате прижатия колодок к тормозным барабанам кине­тическая энергия движущегося автомобиля поглощается работой сил сопротивления на длине тормозного пути

, (III.57) где — скорость в начале торможения, км/ч; — скорость в конце торможения, км/ч.

Уравнение (III.77) составлено без учета сопротивления воз­душной среды и при допущении того, что тормозная сила остается постоянной и равной среднему значению в интервале скорости от до .

Подставив в выражение (Ш.57) значение В по условиям сцепления (В P ) и переходя к удельным величинам действую­щих сил, определяем тормозной путь до полной остановки авто­мобиля ( =0)

, м. (III,58)

 

 

Здесь значения входящих в формулу величин измеряются: - км/ч, и - H/H.

Для определения полного тормозного пути следует учесть путь, проходимый за время реакции водителя (практически 1 с):

, м. (111.59)

В зависимости от условий движения величина тормозного пути самосвала колеблется от нескольких метров до нескольких десятков метров

Вопрос 35. Расчет карьерного транспорта: понятие транспортного цикла, определение времени оборота.

Транспортный цикл.

где - число дней в цикле; - число дней эксплуатации автомобиля - число дней простоя в ТО и ТР; - число дней простоя в исправном состоянии по организационным причинам.

Вопрос 36. Расчет карьерного транспорта: определение оптимальной скорости движения автосамосвала при перевозке вскрышных работ

Вопрос 37. Расчет карьерного автотранспорта: определение оптимальной скорости движения автосамосвала при перевозке полезных ископаемых.

Допустимая скорость движения автосамосвала при движении на спуск.

Считается при условии: - расстояние запаса.

где - время реакции водителя; - время нарастания тормозного усилия

- коэффициент тары.

Вопрос 38.Скорость и время движения самосвалов. Скорость движения является одним из важнейших эксплуатационных показателей поскольку определяет время движения по отдельным участкам пути и время полного оборота самосвала или полуприцепа.

Различают следующие скорости движения автомобиля: конст­рукционную, техническую и эксплуатационную.

Конструкционная скорость — наибольшая допусти­мая скорость, которую автомобиль способен развивать с полной нагрузкой на горизонтальном участке дороги.

Техническая скорость — отношение длины данного участка дороги ко времени его прохождения автомобилем. Различают техническую скорость движения в грузовом и порожняковом направлениях.

В укрупненных расчетах пользуются понятием приведенной скорости, представляющей собой отношение суммарной длины пути в грузовом и порожняковом направлениях к общему времени его прохождения:

, км/ч. (111.60)

Эксплуатационная скорость — отношение длины пройденного пути к общему времени, затраченному на движение и остановки для погрузки, разгрузки и пр.

При тяговых расчетах автотранспорта пользуются значениями технической скорости движения.

Для определения технических скоростей движения автомобиля на каждом характерном участке пути широкое применение полу­чил графоаналитический метод, основанный на использовании динамической характеристики автомобиля. По известному про­филю пути с заданным дорожным покрытием- определяют для каждого участка пути значение суммарного сопротивления движе­нию. Откладывая на динамической характеристике значение сопротивления движению на том или ином участке, можно опре­делить соответствующие значения скорости движения

При отсутствии динамических характеристик для определения установившихся скоростей движения могут быть использованы следующие формулы:

для самосвалов , км/ч; (111.61)

для дизель троллейвозов , км/ч, (Ш.62)

где Р- удельная мощность на 1 т массы машины, кВт.

Среднетехнические скорости самосвалов БелАЗ составляют фактически при движении по карьерным дорогам 18—22 км/ч, или всего, 30—40% конструкционной. Это обстоятельство объя­сняется как неблагоприятными дорожными условиями — тяже­лый профиль, много поворотов, низкое качество дорожного по­лотна, недостаточная ширина проезжей части дорог, так и спе­цифичностью работы автотранспорта в карьерах, связанной с ко­ротким плечом перевозки (в среднем не более 2,5 км).

Тем не менее скорость движения самосвалов можно значительно повысить за счет улучшения дорожного хозяйства — правильного выбора конструктивных параметров автодорог, дорожных пок­рытий, надлежащего их содержания в период эксплуатации, а также за счет повышения удельной мощности автотранспортных средств.

При движении по криволинейным участкам дороги следует учитывать необходимость снижения скорости до значения, безо­пасного по условию заноса автомобиля:

(III.63) где R — радиус поворота, м; =0,02 0,06 — поперечный уклон виража;

= 0.3 — коэффициент бокового скольжения.

По известным значениям скорости определяется время движе­ния самосвала без простоев

, мин, (III.64)

где и - суммарное время движения соответственно в грузовом и порожняковом направлении;

= 1,1 — коэффициент, учитывающий разгон и замед­ление самосвала.

Расчет ведется последовательно для всех участков откаточного пути.

megaobuchalka.ru

Тормозной путь автомобиля

Может случиться так, что от длины тормозного пути будет зависеть целостность кузова автомобиля и сохранность его пассажиров. Автомобиль на скорости просто не может резко замереть после нажатия на тормоз, даже если на нем стоят качественные покрышки и эффективная система торможения. После того, как нажата педаль тормоза, машина в любом случае преодолевает некоторое расстояние, и называется это расстояние — тормозной путь.

Водителю необходимо постоянно рассчитывать длину тормозного пути в соответствии с одним из правил по безопасности движения, которое говорит о том, что путь торможения должен быть меньше, чем расстояние до помехи.

В данной ситуации, все зависит от реакции и умения водителя, чем раньше он нажмет на тормоз и правильнее рассчитает длину тормозного пути, тем раньше, и успешнее авто затормозит.

Тормозной путь автомобиля при скорости 60 км/ч

Деформация кузоваДеформация кузова при столкновении на скорости 60 км/ч

Длина остановочного пути также зависит не только от водителя, но и от других сопутствующих факторов: от качества дороги, скорости движения, погодных условий, состояния тормозной системы, устройства тормозной системы, шин автомобиля и многих других.

Обратите внимание, что вес легкового автомобиля не влияет на длину тормозного пути. Это связано с тем, что вес автомобиля увеличивает инертность автомобиля при выполнении торможения, препятствуя при этом торможению, но увеличивает сцепление шин с дорогой благодаря увеличенной массе авто.

Эти физические свойства компенсируют друг друга, при этом практически не оказывая влияние на длину тормозного пути.

Скорость торможения напрямую зависит от способа торможения. Резкий тормоз до упора, приведет к заносу или движению машины юзом (если машина не оборудована системой ABS).

Постепенное нажатие на педаль применяется когда на дороге хорошая видимость и спокойная обстановка, оно не подходит для экстренных ситуаций. При прерывистом нажатии можно потерять управляемость, но зато быстро остановиться. Также возможно ступенчатое нажатие (схоже по эффекту с системой АБС).

Существуют специальные формулы, которые позволяют определить длину тормозного пути. Мы попробуем просчитать формулу по разным условиям, в зависимости от типа дорожного покрытия.

Формула для определения тормозного пути

Тормозной путь на сухом асфальте
Формула тормозного путиФормула тормозного пути

Вспоминаем уроки физики, где ? – это коэффициент трения, g – ускорение свободного падения, а v – скорость движения машины в метрах в секунду.

Ситуация следующая: едет водитель на автомобиле Lada скорость которого 60 км/час. Буквально в 70 метрах идет женщина преклонного возраста, которая забыв о правилах безопасности спешно догоняет маршрутное такси (стандартная ситуация для России).

Воспользуемся этой самой формулой: 60 км/ч = 16,7 м/сек. У сухого асфальта коэффициент трения равняется 0,7, g – 9,8 м/с. На самом деле, в зависимости от состава асфальта, он равен от 0.5 до 0.8, но всё же возьмем усредненное значение.

Полученный по формуле результат 20,25 метров. Естественно, что данное значение уместно лишь для идеальных условий, когда на машину установлена качественная резина и тормозные колодки, тормозная система исправна, при торможении вы не уходите в юз и не теряете управление, от множества других идеализированных факторов, которые не встречаются в природе.

Также для перепроверки результата, существует еще одна формула определения тормозного пути:

S = Кэ * V * V / (254 * Фс), где Кэ – тормозной коэффициент, для легковых авто он равняется единице; Фс – коэффициент сцепления с покрытием 0,7 (для асфальта).

Подставляем скорость движения транспортного средства в км/ч.

Получается, что тормозной путь 20 метров для скорости 60 км/ч, (для идеальных условий), в том случае если торможение будет резким и без юза.

Тормозной путь на покрытии: снег, лед, мокрый асфальт
Испытания BMWАвтомобили BMW на испытаниях

Коэффициент сцепления помогает обозначить длину остановочного пути при разных дорожных условиях. Коэффициенты для разных дорожных покрытий:

  • Сухой асфальт – 0,7
  • Мокрый асфальт – 0,4
  • Укатанный снег – 0,2

Попробуем подставить эти значения в формулы, и найдем значения длины тормозного пути для дорожного покрытия в разное время года и при разных погодных условиях:

  • Мокрый асфальт – 35,4 метра
  • Укатанный снег – 70,8 метра
  • Лед – 141,6 метра

Получается, что на льду длина тормозного пути практически в семь раз выше, относительно сухого асфальта (так же как и подставляемый коэффициент). На длину тормозного пути влияет качество зимней резины, физические свойства.

Тестирование показало, что с системой АБС остановочный путь существенно снижается, но все же при гололеде и снеге АБС не влияет, а наоборот ухудшает эффективность торможения, если ее сравнивать с тормозной системой без ABS. Тем не менее, в АБС по большей мере все зависит от настроек и наличия системы распределения тормозного усилия (ЕБД).

Преимущество АБС в зимнее время – полный контроль над управлением автомобиля, что сводит к минимуму возникновения неуправляемого заноса при выполнении торможения. Принцип работы АБС схож с выполнением ступенчатого торможения на автомобилях без АБС.

Система АБС уменьшает тормозной путь на: сухом и мокром асфальте, укатанном гравии, разметке.

На льду и укатанном снеге использование АБС увеличивает тормозной путь на 15 - 30 метров, но позволяет сохранить контроль над машиной, без увода машины в занос. Этот факт следует учитывать.

Как тормозить на мотоцикле?

Правильно тормозить на мотоцикле задача довольно сложная. Можно тормозить задним колесом, передним, либо двумя, юзом или двигателем. При неправильном торможении на больших скоростях можно потерять равновесие. Для того, чтобы рассчитать тормозной путь мотоцикла на 60 км/ч также подставляют данные в формулу. Учитывая при этом другой тормозной коэффициент и коэффициент трения.

Тормозной путь мотоциклов

Тормозной путь мотоциклаТормозной путь мотоцикла
  • Сухой асфальт: 23 - 33 метра
  • Мокрый асфальт: 35 - 46 метра
  • Грязь и снег: 70 - 95 метра
  • Гололед: 95 - 128 метра

Второй показатель – тормозной путь при торможении мотоцикла юзом.

Длину тормозного пути должен знать и уметь рассчитать любой владелец транспортного средства, и лучше это делать визуально.

Следует помнить, что при возникновении дорожно-транспортного происшествия по длине юза, который останется на дорожном покрытии, можно определить скорость движения транспортного средства перед столкновением с препятствием, что может констатировать превышение допустимой скорости водителем и сделать из него виновника происшествия.

tolmax.ru


Смотрите также