РД 31.45.04-83 Карты грузозахватов для колесной и гусеничной техники. Строповка камаза


Способы строповки, строповка грузов, графическое изображение способов строповки грузов

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

Схемы строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Руководство морских и речных портов обязано обеспечить производство погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов по утвержденным им технологическим картам.

Пример плакатов по технике безопасности при проведении грузоподъемных работ     

Перемещение груза является одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий в процессе производства. На производстве всех видов промышленности наиболее тяжелые грузы перемещают с помощью кранов, однако многие грузы не имеют специальных креплений для транспортировки, поэтому используются промежуточные грузоподъёмные элементы. В качестве таких промежуточных элементов чаще всего выступают канатные и ленточные стропы. На нашем предприятии мы изготавливаем большинство видов строп, с которыми вы можете ознакомиться в каталоге нашего сайта.

Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться грузовые стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Строп общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. В зависимости от вида строповки производится перерасчет грузоподъемности строп.

Листовые конструкции и мелкие стальные элементы поднимают и транспортируют к рабочему месту с применением захватов и скоб. Стальные и железобетонные элементы (прогоны, связи, плиты перекрытий, перемычки) поднимают с помощью специальных траверс, допускающих многоярусное расположение монтируемых деталей. Траверсы необходимы для равномерного распределения нагрузки и могут быть как линейными, так и пространственными, в зависимости от типа поднимаемого груза. За время работы нашего предприятия конструкторский отдел разработал большое количество готовых траверс, которые вы можете у нас заказать.

Для подъема и перемещения пакета труб, круглого проката или бревен применяется способ строповки «на удавку». Для этого продевают в петлю один конец стропа, а другой конец петли надевают на крюк крана таким образом, чтобы при подъеме петля затянулась и прочно удерживала груз на весу. Строповку пачки листового металла также производят универсальным двухпетлевым стропом на «удавку». В свободные петли вставляют крюки двухветвевого стропа и при подъеме их крюками универсальные стропы затягивают пачку металла.

Способы строповки различных материалов        

В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

  • при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток. При перемещении грузов, имеющих острые ребра, с помощью канатных стропов между ребрами и канатами следует размещать проставки, предохраняющие последние от повреждений.
  • неиспользованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающие на пути предметы.
  • при обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.
  • при регулярном использовании канатных стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10 диаметров каната, рекомендуется снижать допускаемую нагрузку на ветви стропа. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20%.
  • перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.

Плакаты "Схемы строповки грузов" (27,7Мб)Пособие "Схемы строповки материалов" (12,9Мб)Иллюстрированное пособие стропальщика (16,5Мб)

samson-td.ru

РД 31.45.04-83 Карты грузозахватов для колесной и гусеничной техники, РД от 27 января 1983 года №31.45.04-83

РД 31.45.04-83

     Дата введения 1983-06-01

РАЗРАБОТАН Черноморским центральным проектно-конструкторским бюро          Главный инженер Афанащенко В.Н.          Зав. отделом стандартизации и качества Рапопорт Б.И.          Зав. отделом N 4 Касап И.Е.          Главный технолог, к.т.н. Олевич П.В.          Руководитель темы - ответственный исполнитель Давыдов О.П.          Исполнители Спектор В.Д.                                 Стороженко Ю.Г.          СОГЛАСОВАН ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота          3ав. отделом охраны труда Мерзлов Е.И.          Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Ленинградским филиалом ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ)          Главный инженер Фирсов В.А.          Балтийским центральным проектно-конструкторским бюро          Главный инженер Маланюк Е.А.          УТВЕРЖДЕН Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов          Заместитель начальника Дробинин Ю.П.          ВЗАМЕН РД 31.45.01-75 в части подраздела 1.2          Директивным письмом от 27.01.83 N ГФ-17/159 срок введения в действие установлен с 01.06.83               Настоящий сборник карт грузозахватов содержит основные информационные материалы о грузозахватах для строповки автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, сельскохозяйственных и специальных машин, рекомендации по их использованию, а также схемы строповки машин с использованием этих грузозахватов.          В сборник включены карты грузозахватов, поставленных на производство в соответствии с требованиями ОСТ 31.0014-80 по состоянию на 15.12.82. Вновь разработанные карты будут вводиться в сборник по мере постановки изделий на производство, a схемы строповки - по мере разработки.          В сборнике приведены схемы и способы строповки, рекомендуемые заводами - изготовителями (поставщиками) колесной и гусеничной техники, согласованные с ними либо апробированные в портах Минморфлота.          Сборник предназначен для работников служб технологии, механизации и эксплуатации морских портов, пароходств и других предприятий Минморфлота и является рекомендуемым документом.          

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Сборник содержит два раздела: 1 - карты унифицированных грузозахватов и 2 - схемы строповки колесной и гусеничной техники. В сборнике приведены таблица условных обозначений, примененных в РД, и поисковый алфавитный указатель наименований и обозначений моделей колесной и гусеничной техники, схемы строповки которых включены в сборник.          Каждый раздел включает несколько подразделов, в начале каждого из которых помещен перечень включенных в него карт (схем).          Нумерация карт и схем построена по децимальной системе применительно к каждому разделу. Номер каждой карты (схемы) содержит три группы цифр, отделенных друг от друга точкой. Первая группа цифр обозначает номер раздела, вторая - подраздела и третья - порядковый номер карты (схемы) внутри подраздела. Если карта (схема) содержит более одной страницы, то на последующих страницах к номеру карты (схемы) добавлена цифра (2, 3 и т.д.), отделенная знаком тире ( - ).          Карты содержат информацию о показателях назначения грузозахватов и основные характеристики съемных составных частей (наименование, размеры, допускаемые нагрузки и т.п.).          Схемы строповки включают общий вид перегружаемого изделия, схематическое изображение грузозахватов, которые могут быть применены для строповки этого изделия, и некоторые характеристики груза и грузозахватов.               Если для строповки изделия используются захватные органы или другие элементы, входящие в комплект поставки грузозахвата, или захватный орган является самостоятельным объектом поставки, на схеме строповки их характеристики не указаны.          Если же для строповки изделия должен быть использован специальный элемент, карта на который в сборнике не приведена, то его характеристики (например, для стропа - длина и допускаемая нагрузка; для подкладки - материал и размеры) указаны на схеме.          Схемы строповки, включенные в сборник, выполнены в соответствии с требованиями РД 31.40.10-83 "ЕСТПП МП. Методика выполнения схем строповки колесной и гусеничной техники".               

ТАБЛИЦА УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

Таблица 1

Условное обозначение

Наименование

ЦТ

центр тяжести груза (машины)

, т

масса машины

, т

нагрузка на переднюю ось машины

, т

нагрузка на заднюю ось (тележку) машины

, т

усилия в передних нижних стропах подвески

, т

усилия в передних верхних стропах подвески

, т

усилия в задних нижних стропах подвески

, т

усилия в задних верхних стропах подвески

, т

допускаемая нагрузка на элемент подвески

угол между плоскостью передних нижних стропов и вертикалью

угол между плоскостью задних нижних стропов и вертикалью

угол между передними стропами

угол между задними стропами

угол наклона распорной рамы (балки) подвески к горизонтали; угол между перпендикуляром к продольной оси машины и вертикалью

Направление поступательного перемещения грузозахвата или его составных частей

влево (вправо, вверх, вниз)

на наблюдателя ("на себя")

от наблюдателя ("от себя")

Направление вращательного перемещения грузозахвата или его составных частей

по часовой стрелке (против часовой стрелки)

вниз - "на себя" - вверх

вниз - "от себя" - вверх

          Все размеры на картах и схемах даны в мм               

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ НАИМЕНОВАНИЙ (ОБОЗНАЧЕНИЙ) МОДЕЛЕЙ КОЛЕСНОЙ И ГУСЕНИЧНОЙ ТЕХНИКИ

Таблица 2

Наименование (обозначение) моделей машин

Обозначение схемы

А

АЦПТ-4,1

2.05.01

Б

В

ВАЗ-2101

2.01.02

-2102

то же

-2103

"

-2105

"

-2106

"

-2107

"

-21011*

"

________________     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

-2121

2.01.03

"Волга"

2.01.04

Г

ГАЗ-24

2.01.04

-24-02

2.01.04

-51, -51А

2.03.04

-52-03

2.03.06, 2.03.09

-52-04

2.03.05, 2.03.08

-53А

2.03.07, 2.03.09

-66-01

2.03.10

-66-02

то же

Д

Джи-си-би 520

2.10.01

Е

EpA3-762В

2.03.02

Ж

"Жигули"

2.01.02

З

ЗАЗ-968

2.01.01

-968А

то же

-968М

"

"Запорожец"

2.01.01

ЗИЛ-130-76

2.03.11, 2.03.13

-130Г-76

2.03.12, 2.03.14

-130ГУ-76

2.03.15

-133

2.03.16

-133ГЯ

2.03.18

-133Г2

2.03.17

-131

2.03.19

-131 (с лебедкой)

2.03.20

-157КД

2.03.21

-157КД (с лебедкой)

2.03.22

И

ИЖ-2125

2.01.05

-2715

2.03.01

-27151

то же

К

КрАЗ-256Б1

2.04.01

К-162

2.06.01

КС-4561АТ

2.06.01

Кировец

2.07.01

К-700

2.07.01

Л

ЛАЗ-695Н

2.02.03

-697Н

то же

Латвия

2.02.02

ЛиАЗ-677

2.02.04

ЛуАЗ-969А

2.01.06

-969М

то же

М

Москвич

-412ИЭ

2.01.05

-2136

то же

-2137

"

-2140

"

-2733

2.03.01

-2734

2.03.01

-2138

2.01.05

Н

"Нива"

2.01.03, 2.09.01

О

П

Р

РАФ-977ДМ

2.02.02

-977ИЭ

то же

-977ЕМ

"

С

СКМ-5

2.09.01

Т

ТО-18

2.08.02

Тойота

2.10.02

У

УАЗ-451ДМ

2.03.03

-451M

2.02.01

-452

то же

-452В

"

-452Д

2.03.03

-469

2.01.07

-469Б

то же

Ф

ФД-100

2.10.02

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

ЭО-4121

2.08.01

Ю

Я

     АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ НАИМЕНОВАНИЙ (ОБОЗНАЧЕНИЙ) МОДЕЛЕЙ КОЛЕСНОЙ И ГУСЕНИЧНОЙ ТЕХНИКИ

Латинский алфавит

Таблица 3 

Наименование (обозначение) моделей машин

Обозначение схемы

А

B

C

D

E

F

FO-100

2.10.02

G

H

I

J

JSB 520

2.10.01

K

L

М

N

О

P

Q

R

S

Т

Toyota

2.10.02

U

V

W

X

Y

Z

1. КАРТЫ ГРУЗОЗАХВАТОВ

1.1. КРАНОВЫЕ ПОДВЕСКИ

Карта

Крановая подвеска для легковых автомобилей грузоподъемностью 1 т, КПАЛ-1, проект 4711.100

1.1.01

Крановая подвеска для легковых автомобилей грузоподъемностью 2,5 т, КПАЛ-2,5, проект 2905

1.1.02

Крановая подвеска для автомобилей УАЗ, КПA УАЗ-2, проект 6747

1.1.03

Крановая подвеска для автомобилей ГАЗ-66 грузоподъемностью 6,3 т, КПАТ-6,3, проект 6765

1.1.04

Крановая подвеска с трапецеидальной рамой грузоподъемностью 16 т, КПАТ-16, проект 2698А

1.1.05

Крановая подвеска универсальная для автотехники грузоподъемностью 30 т, КПАУ-30, проект 6752

1.1.06

Крановая подвеска для специализированного автотранспорта грузоподъемностью 12,5 т, проект 2938А

1.1.07

Крановая подвеска для специализированного автотранспорта грузоподъемностью 20 т, проект 2938

1.1.08

Крановая подвеска с прямоугольной рамой для автотехники грузоподъемностью 16 т, КПАП-16, проект 2638М

1.1.09

Крановая подвеска для колесных тракторов грузоподъемностью 5 т, проект 4711.200

1.1.10

Крановая подвеска для колесных тракторов грузоподъемностью 6,3 т, КПАТК-6,3, проект 6749

1.1.11

Грузозахват для тракторов Т-100М грузоподъемностью 20 т, проект 3422

1.1.12

Наименование: Грузозахват КПАЛ-1

Крановая подвеска для легковых автомобилей грузоподъемностью 1 т

Проект 4711.100.000

Группа продукции -

ТУ31.520-76

Карта1.1.01 на 2-х страницах

Организация-разработчик:

Черноморское ЦПКБ

Предприятие-изготовитель:

СРЗ пароходств

А.с. N 254056

Назначение и область применения: Перегрузка способом подхвата под колеса легковых автомобилей марок "Запорожец", "Москвич", "Жигули" грузоподъемными кранами на универсальных комплексах морских портов по всем вариантам грузовых работ.

Основные параметры

Схематическое изображение грузозахвата

1. Грузоподъемность, т

1

2. Количество захватов, шт.

4

3. Габаритные размеры в рабочем положении, мм

длина

2460

ширина

2460

высота

3700

4. Диаметры колес перегружаемых автомобилей, мм

600645

5. Масса, кг

70,3

     

1.1.01-2

Схема использования грузозахвата

     

Наименование: Грузозахват КПАЛ-2,5

Крановая подвеска для перегрузки легковых автомобилей, грузоподъемностью 2,5 т

Проект 2905.000

Группа продукции -

ТУ31.520-76

Карта1.1.02 на 4-х страницах

Организация-разработчик:

Черноморское ЦПКБ

Предприятие-изготовитель:

СРЗ пароходств     

А.с. N 254056

Назначение и область применения: Перегрузка способом подхвата под колеса легковых автомобилей всех марок и микроавтобусов грузоподъемными кранами на универсальных комплексах морских портов по всем вариантам грузовых работ.

Основные параметры

Схематическое изображение грузозахвата

1. Грузоподъемность, т

2,5

2. Количество захватов, шт

4

3. Габаритные размеры, мм

длина

3120

ширина (наим.-наиб.)

24202820

высота в рабочем положении

5000

4. Масса, кг

160

     

1.1.02-2

Схематическое изображение грузозахвата

Модель автомобиля

Размеры, мм

"Запорожец", "Жигули", "Лада", "Москвич", ИЖ, ЛуАЗ

580-620

450

"Волга"

645-670

490

"Нива"

674-724

530

"Латвия", УАЗ, ЕрАЗ

745-791

570

     

1.1.02-3

Схема использования грузозахвата

     

1.1.02-4

Схема использования грузозахвата

     

Наименование: Грузозахват КПА УАЗ-2

Крановая подвеска для автомобилей УАЗ

Проект 6747.000.000

Группа продукции -

ТУ31.522-81

Карта1.1.03 на 4-х страницах

Организация-разработчик:

Черноморское ЦПКБ

Предприятие-изготовитель:

СРЗ пароходств, порты

А.с. N 322108

Назначение и область применения: Перегрузка автомобилей УАЗ, ГАЗ-69 грузоподъемными кранами на универсальных комплексах морских портов по всем вариантам грузовых работ.

Схематическое изображение грузозахвата

Основные параметры

1 - строп 1,5 т, 2950, 2 шт.; 2 - строп 0,6 т, 2500, 4 шт.; 3 - балка, 1 шт.; 4 - захват, 4 шт., 5 - распорка, 1 шт.; 6 - строп 0,6 т, 7500, 1 шт.; 7 - строп 1,0 т, 2500, 1 шт.

1. Грузоподъемность, т

2

2. Габаритные размеры подвески в рабочем положении, мм

высота (наибольшая)

5255

ширина

140

длина

4450

3. Масса подвески, кг

80

4. Количество захватов, шт

4

5. Масса захвата, кг

1,5

     

1.1.03-2

Схематическое изображение грузозахвата

     

1.1.03-3

Схема использования грузозахвата

     

1.1.03-4

Схема использования грузозахвата

     

Наименование: Грузозахват КПАТ-6,3

Подвеска крановая для автомобилей ГАЗ-66, грузоподъемностью 6,3 т

Проект 6765.000.000

Группа продукции - Ш

ТУ -

Карта1.1.04 на 2-х страницах

Организация-разработчик:

Черноморское ЦПКБ

Предприятие-изготовитель:

СРЗ пароходств, порты

А.с. -

Назначение и область применения: Перегрузка при помощи сменных захватных органов, навешиваемых на стропы подвески, автомобилей ГАЗ-66 и спецавтотехники на их шасси грузоподъемными кранами на универсальных комплексах морских портов по всем вариантам грузовых работ.

Основные параметры

Схематическое изображение грузозахвата

1. Грузоподъемность, т

6,3

2. Габаритные размеры, мм

длина

5620

ширина

2580

высота

6750

3. Габарит по высоте в нерабочем положении, мм

415

4. Масса, кг

350

     

1.1.04-2

Схема использования грузозахвата

Строповка автомобиля ГАЗ-66-02

Строповка изделия БМ-202

     

Наименование: Грузозахват КПАТ-16

Крановая подвеска для автотехники с трапецеидальной рамой, грузоподъемностью 16 т

Проект 2698А.000.

Группа продукции -

ТУ31.674-78

Карта1.1.05 на 2-х страницах

Организация-разработчик:

Черноморское ЦПКБ

Предприятие-изготовитель:

СРЗ пароходств, порты

А.с. -

Назначение и область применения: Перегрузка при помощи сменных захватных органов, навешиваемых на стропы подвески, грузовых автомобилей и спецавтотехники грузоподъемными кранами на универсальных комплексах морских портов по всем вариантам грузовых работ.

Основные параметры

Схематическое изображение грузозахвата

1. Грузоподъемность, т

16

2. Габаритные размеры, мм

длина

5900

docs.cntd.ru

СТО 43.99.90 ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ И СХЕМЫ СТРОПОВКИ...

Действующий

РАЗРАБОТАН И ВВЕДЁН ВПЕРВЫЕ

Дата введения в действие: «29 декабря 2012»

1. Область применения

Настоящий стандарт содержит практические рекомендации по погрузо-разгрузочным работам, видам грузозахватных приспособлений и строповке грузов.

Стандарт разработан в целях предотвращения несчастных случаев, снижения травматизма и профессиональных заболеваний, устранения опасности для жизни, вреда для здоровья людей, опасности возникновения пожаров или аварий.

2. Нормативные ссылки

Настоящий стандарт разработан с учётом требований следующих нормативных документов:

- РД 11-06-2007 Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ;

- СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;

- СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;

- СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»; - ГОСТ 12.3.020-80* «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности»; - ГОСТ 12.1.046-85 «ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок»; - ГОСТ 9238-83 ;Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм;

- ПОТ РМ-007-98 Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов;

- ПОТ РО-200-01-95 «Правила по охране труда на автомобильном транспорте»;

- ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации;

- МИ СМК 82.19.13 «Инструкция по оформлению изложению стандартов»;

- СТО СМК 70.22.11 «Стандартизация. Порядок создания, управления и применения стандартов»;

- СТО СМК 70.22.11 «Стандартизация терминов и определений».

Если ссылочный документ заменён (изменён), то при пользовании настоящим СТО следует руководствоваться заменённым (изменённым) стандартом. Если ссылочный документ отменён без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины, определения, обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены термины в соответствии с Градостроительным кодексом, ГОСТ 16504-81.

3.1. Термины и определения:

Стандарт: документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их хранения.

Строповка грузов: технологическая операция по креплению конструкции к крюку крана для подъёма.

3.2 Сокращения:

СТО – стандарт организации;

ППР – проект производства работ;

ППРк – проект производства работ кранами;

ПОС – проект организации строительства;

ИТР – инженерно-технические работники;

ВУЗ – высшее учебное заведение.

4. Ответственность

4.1. Ответственность за выполнение требований установленных данным СТО несут:

- пользователи стандарта.

4.2. Контроль над соблюдением требований установленных данным СТО несут:

- участники (члены) ООО «ИВК»;

- владелец стандарта;

- разработчик стандарта;

- управляющий проектом по созданию стандартов;

- пользователи стандарта.

dokipedia.ru

Грузозахватные устрейетва и типовые схемы стропки грузов

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Организация работы автомобильных кранов

Грузозахватные устрейетва и типовые схемы стропки грузов

Грузозахватные устройства — крюки, скобы (карабины), захг-з-ты, стропы и траверсы — предназначены для стропки грузов и подвешивания их на крюковую обойму крана. Грузозахватные приспособления могут быть унифицированными или специальными, каждое приспособление дол жно иметь индивидуальный номер и быть зарегистрировано в журнале эксплуатирующей его организации.

Крюки грузозахватных устройств аналогичны по конструкции крюкам автомобильных кранов. Все крюки должны быть снабжены предохранительными замыкающимися приспособлениями, исключающими возможность выпадения стропов при подъеме или опускании груза.

Рис. 162. Скобы (карабины) для подъема грузов со сплошным (а) и односторонним (б) предохранительным кольцом

Скобы (рис. 162) применяют в основном для захвата грузов массой до 2,5 т. Преимущества скоб — в простоте изготовления и эксплуатации. Они также снабжены предохранительным устройством — кольцом (патроном), перемещаемым вдоль оси при навешивании и снятии стропа.

Захваты используют для перемещения подкрановых балок, рельсов, колонн, свай и т. п. В зависимости от типа перемещаемого груза и способа его укладки применяют захваты клещевые, фрикционные и замковые (рис. 163). Клещевые (рис. 163, а) и фрикционные (рис. 163, б) захваты замыкаются под действием веса груза.

В зависимости от способа перемещения валика ^псовые захваты бывают ручного действия и полуавтоматические (рис. 163, в). В ручных замковых захватах оба хода валика осуществляются вручную; в полуавтоматических — валик в отверстие перемещается автоматически под действием специальной пружины, выдвигается вручную принудительным сжатием этой пружины тросом с уровня стоянки крана.

Рис. 163. Захваты для подъема грузов:а — клещевые, б — фрикционные, в — замковые полуавто»

При подъеме грузов полуавтоматическими захватами необходимо следить за тем, чтобы трос для расстропки не прикасался к окружающим предметам во избежание случайного его натяжения и самопроизвольной расстроповки изделия. Преимущества захватов рассмотренных типов, по сравнению с крюками и скобами, заключаются в простоте их обслуживания, сокращении времени на прицепку и отцепку груза, снижении расхода металла на закладные детали и петли, уменьшении объема верхолазных работ.

Стропы, изготавливаемые из витых стальных канатов, применяют для работы с массовыми грузами. Стропы бывают универсальными, облегченными и многоветвевы-ми. Стропы первых двух типов (рис. 164, а и б) применяют в основном для подвешивания длинномерных материалов (досок, плинтусов, бревен, арматуры в пучках, уголковой и тавровой стали и т. д.). Их изготавливают в виде кольца или отдельных нитей, концы которых оснащают коушами. Недостатками таких стропов является малая гибкость и стремление к скручиванию при строповке и Подъеме тяжелых грузов малого сечения, в связи с чем для перемещения грузов массой более 5 т используют стропы из петлевых канатов или грузоподъемных цепей.

Многоветвевые стропы используют для перемещения деталей и конструкций с большой опорной поверхностью (плит, фундаментных подушек, лестничных маршей) и имеющих несколько петель в ряду (панелей, блоков, прогонов, ригелей), а также материалов, уложенных в тару (ящики, контейнеры, бункера, поддоны).

В многоветвевых стропах очень важно, чтобы нагрузка на ветви стропа распределялась равномерно. В этом случае срок службы составляет 180—250 рабочих, смен. Неравномерное распределение нагрузки приводит к преждевременному. износу стропа.

В четырехветвевых стропах, предназначенных для перемещения таких элементов, как плиты, блоки, тара и т. п., нитки стропов должны быть равны по длине между собой.

Рис. 164. Стропы для подъема грузов: а — универсальный, б — облегченный, в — многоветвевые

В стропах для монтажа лестничных маршей и других аналогичных конструкций длина ветвей зависит от угла наклона опорной поверхности к основанию. С увеличением числа ветвей до шести и более, точность равномерного распределения нагрузки на все ветви снижается, поэтому при подъеме грузов за шесть и более точек применяют стропы, у которых трапецеидальные скобы заменены системой блоков, обеспечивающих самобалансирование канатов, а следовательно, и равномерное распределение нагрузки.

Более совершенными стропующими устройствами являются траверсы. С помощью траверс выполняют погрузку и разгрузку крупногабаритных грузов, монтаж крупноразмерных и сложных по конфигурации конструкций, устанавливают конструкции в проектное положение с высокой точностью, перерабатывают различные грузы вне зоны действия крана или двумя спаренными кранами. В конструкции траверс объединены все виды стропующих устройств в различных сочетаниях. Благодаря наличию несущих продольных балок или ферм, за которые закрепляются стропующие устройства, удается избежать большого на клона ветвей, чем значительно уменьшается высота строповок груза.

Способы строповки грузов грузозахватными устройствами различны и зависят от рода и массы грузов, методов их укладки в дело.

Рис. 165. Схемы строповки грузов: а — в обхват, б — за петли, в — за отверстия

Наибольшее распространение получили способы строповки грузов в обхват, за петли и отверстия (рис. 165). Места строповки должны находиться вне центра тяжести груза и назначаться, исходя из допустимых углов наклона нитки грузозахватного устройства к горизонту. Чем меньше этот угол в многоветвевых стропах, тем большее усилие появляется в стропе. По мере увеличения угла происходит снижение усилий в стропах, но одновременно увеличивается высота строповки груза, из-за чего теряется полезная высота подъема крюка крана. Оптимальным является угол наклона стропа к горизонту 45°. В зависимости от массы и габаритов груза грузоподъемности грузозахватного устройства допускается увеличивать или уменьшать величину угла на 15°. Под углом менее 30° или более 60° располагать ветви стропов нельзя. При необходимости нагрузка Р, приходящаяся на одну Бетвь грузозахватного устройства, может быть определена по формуле, вывод которой производится на основании рис. 166:

Рис. 166, Схема для определения нагрузки на двухветве-вой (а) и четырехветвевой (б) стропы,где G — масса груза; L — длина ветви; п — число ветвей грузозахватного устройства; 1 — расстояние между петлями (в четырех-ветвевом стропе расстояние между петлями, расположенными по диагонали).

В производственных условиях обычно заранее известны массы и габариты груза и грузоподъемность стропа. Задача сводится к проверке возможности подъема данного груза имеющимся в наличии грузозахватным устройством.

Например, требуется проверить, можно ли поднять прогон, имеющий расстояние между монтажными петлями 4,5 м и массу 3,5 т, двухветвевым стропом с длиной ветвей 2,5 м, если допускаемая нагрузка на ветвь, указанная на бирке, равна 2,9 т.

В результате подстановки приведенных данных в формулу для определения величины Р получается, что нагрузка на ветвь не будет превышать 2 тс. Следовательно, рассматриваемое грузозахватное устройство может быть применено Аля подъема данного прогона.

Для проверки возможности подъема беспетлевых грузов, у кооторых неизвестны места строповки, необходимо знать массу груза и угол наклона ветви стропа к горизонту. В этом случае нагрузка на ветви грузозахватного устройства определяется по данным Табл. 20. Исходя из полученных по таблице нагрузок на ветви строгюв, должны быть намечены места строповки беспетлевых грузов.

Обычно в условиях строительного объекта или другого места работы крана заранее разрабатывают способы строповки таких грузов, а графические изображения стропки выдают на руки стропальщикам и машинистам или вывешивают на видном месте вблизи рабочей зоны.

Читать далее: Экономическая эффективность применения автомобильных кранав

Категория: - Организация работы автомобильных кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Строповка корпусных деталей станков и оборудования

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Строповка грузов

Строповка корпусных деталей станков и оборудования

Строповка уникальных деталей (станин прокатных станов, траверс мощных прессов, дробилок и других деталей, масса которых превышает 75 т) иногда и не сложна, но трудоемка в связи с их большой массой. Строповку очень тяжелых изделий выполняют стальными канатами диаметром 50—65 мм на несколько ветвей, а поднимают их чаще двумя кранами. При строповке станины прокатного стана в обычном положении (масса 136 т) для обвязки ее применяют стальной строп диаметром 62 мм из восьми ветвей, из которых четыре ветви охватывают горловину, а остальные— цапфы. В горловину станины с двух сторон вставлены втулки с радиусными закруглениями, выполняющие функцию подкладок под стропы. Чтобы подкладки не выпали в момент подъема или кантования, их скрепляют. Деталь транспортируют двумя кранами.

При строповке станины с помощью коромысла к последнему приваривают скобы для центрирования стропов. Для уменьшения изгибающего момента коромысла под него подкладывают переходное кольцо с внутренним диаметром, меньшим, чем диаметр горловины.

Строповку, транспортирование и кантование уникальных изделий необходимо выполнять по заранее разработанным технологическим схемам опытным стропальщикам под непосредственным руководством инженерно-технических работников.

Строповку машин и оборудования нужно производить за самые надежные места и, в первую очередь, за имеющиеся в нем специальные захватные устройства: проушины, крюки, цапфы, рымы и т. п. Если несколько механизмов смонтировано на общей раме, то весь узел нужно поднимать за нее. При строповке машин и оборудования особое внимание следует уделять устойчивости и равновесию их во время подъема, транспортирования и установки на место. Машины и оборудование, снабженные инструкциями, паспортами, в которых указаны места зацепки груза, стропят в соответствии с предписываемой технологией.

Электродвигатели, редукторы, вентиляторы и другие узлы, машины и оборудование, снабженные рымами, проушинами, цапфами, стропят за эти приспособления облегченными или групповыми стропами. При подъеме вентилятора, смонтированного на одной раме с электродвигателем, главный строп нужно зацепить за вентилятор, а вспомогательный — за электродвигатель, чтобы уравновесить груз.

Рис. 1. Строповка оборудования, станков и узлов: а — станины прокатного стана в горизонтальном положении; б— то же, за стойку; в — станины прокатного стана в вертикальном положении; г — электродвигателя за рым; д — строгального станка; е — редуктора с электродвигателем в сборе за рымы; ж — редуктора за цапфы; з — компрессора; и — приводного вала; к — контейнера на поддоне; л — токарно-револьверного станка; м — фильтра холодильника; н, о, п — сверлильного, фрезерного и шлифовального станков; р — грузового автомобиля с помощью траверсы

Поперечно-строгальный станок стропят за его ползун. Обвязанный таким образом станок хорошо уравновешен, а ползун, являясь надежной частью станка, обеспечивает безопасность подъема. При строповке токарного станка основной строп с коромыслом, опущенным под станину станка, крепят в точке, немного смещенной от центра тяжести вправо, к задней бабке, а дополнительный — к передней бабке за выступающую часть шпинделя или за вставленный в него штырь.

Строповку компрессора массой 900 кг производят за основание по центру тяжести двумя облегченными стропами. Поскольку центр тяжести агрегата находится значительно выше места захвата, то транспортирование его в таком виде опасно: груз неустойчив, поэтому вверх компрессор привязывают дополнительным стропом к ветвям основного стропа. Дополнительный строп следует применять во всех случаях, когда груз неустойчив и когда невозможно выполнить крепление выше центра тяжести.

Цилиндрические детали, например приводной вал дробилки, фильтр холодильника, устанавливаемые на железнодорожные платформы вместе с деревянными рамами-прокладками, стропят облегченными или универсальными стропами простым обхватом или петлей-удавкой непосредственно за деталь.

Машины и оборудование в упаковке стропят за рамы упаковки способом обвязки универсальными или облегченными стропами. В большинстве случаев рама упаковки несет незначительные изгибающие нагрузки, так как принимает ее вместе с находящимся в таре грузом и работает, главным образом, на сжатие. На упаковке часто делают пометки центра тяжести груза и точек застропки, обязательно указывается масса груза (нетто) и общая масса с тарой (брутто).

Машины и станки — наиболее разнообразный тип грузов. поэтому строповку их выполняют универсальными стропами. Их используют для подъема сверлильных, фрезерных, шлифовальных и других станков. Однако при разборке машин в отдельных случаях целесообразнее использовать специальные стропы.

На рис. 2, а показана строповка водяного бака трактора групповым стропом со специальными крючьями, вставляемыми в отверстия боковин каркаса бака, радиатор трактора стропят скобой-струбциной (рис. 2, б). Винт струбцины входит в отверстие на ребре бака и надежно удерживает узел. Строповка таких узлов универсальными или облегченными стропами неудобна и трудоемка, а с помощью специальных захватов и захватных средств проста, производительна и безопасна.

При транспортировании кранами тяжеловесных машин и агрегатов, чтобы предохранить их от порчи и облегчить строповку, применяют траверсы, конструкции которых выбирают в зависимости от размеров и массы груза.

Рис. 2. Строповка топливного бака (а) и радиатора (б) трактора

В процессе серийного и массового производства продукции необходимы более уникальные грузозахватные средства.

Для строповки, например, тракторов на Челябинском тракторном заводе используют приспособление, состоящее из рамной траверсы, по углам которой закреплены цепные стропы со специальными захватами на концах. Траверсу через растяжки и серьгу подвешивают на крюк крана, а захваты при строповке трактора закрепляют на рамах гусеничных тележек.

Некоторые станки и агрегаты не имеют удобных мест застропки, поэтому на ряде машиностроительных заводов с целью облегчения строповки применяют различные вспомогательные приспособления (рис. 3). Сверлильный станок, например, удобнее стропить за скобы, закрепляемые на Т-образные пазы стола.

Строповка шлифовального станка становится наиболее практичной, если использовать штыри-вставки (рис. 3, в).

Узлы типа переносного стола (рис. 3, а) или планшайбы (рис, 3,6) станка почти невозможно зацепить без специальных вспомогательных приспособлений: шарнирного захвата (рис. 3,в), накладного крюка (рис. 3,г), скобы (рис. 3, d) или стержня-цапфы (рис. 3, е,ж), укрепляемых в Т-образных пазах столов и планшайб. Вспомогательные приспособления для строповки станков изготовляют различных размеров и грузоподъемностей по тем же техническим условиям, что и типовые грузозахватные средства.

Рис. 3. Вспомогательные приспособления для строповки станков и узлов оборудования: а — переносный стол с Т-образными пазами; б —планшайба; в — шарнирный захват; г — накладной крюк; д — накладная скоба; е — стержень-цапфа; ж— штырь-вставка

Строповку узлов, машин и оборудования нужно вести особенно осторожно, предусмотрительно, не спеша, всегда проверяя надежность обвязки пробными подъемами и дополнительным осмотром; надо постоянно помнить, что груз ответственный, дорогостоящий и при авариях может полностью выйти из строя.

Читать далее: Строповка изделий из металлопроката

Категория: - Строповка грузов

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru


Смотрите также