Рулевое управление автомобилей Камаз 6560. Рулевое управление камаза


Работа рулевого управления Камаз

Рулевой механизм с встроенным гидроусилителем работает следующим образом. При прямоли­нейном движении автомобиля винт 4 (рис. 1) и золотник 8 находятся в среднем по­ложении. Линии нагнетания А и слива В, а также обе полости С и Д гидроцилиндра соединены между собой.

рРабота рулевого управления Камаз схемаис. 1

Масло свободно проходит от насоса 11 через клапан управ­ления и возвращается в бачок. Сопротив­ление, возникающее при поворачивании колес посредством рулевого привода, соз­дает силу, стремящуюся сдвинуть винт в осевом направлении в соответствующую сторону. Когда эта сила превысит усилие предварительного сжатия центрирующих пружин 9, винт смещает жестко связанный с ним золотник. При этом одна полость ци­линдра гидроусилителя сообщается с ли­нией нагнетания и отключается от линии слива, а другая, оставаясь соединенной с линией слива, отключается от линии нагне­тания.

Рабочая жидкость, поступающая из на­соса в соответствующую полость цилинд­ра, оказывает давление на поршень-рейку 2 и, создавая дополнительное усилие на зубчатом секторе вала 1 сошки рулевого механизма, способствует повороту управляемых колес. Давление в рабочей полости цилиндра усилителя увеличивается до зна­чения, пропорционального сопротивлению повороту колес. Одновременно возрастает давление в полостях под реактивными плунжерами. При изменении сопротивле­ния повороту колес, а следовательно, и давления в рабочей полости цилиндра ме­няется усилие, с которым золотник стре­мится вернуться в среднее положение, и усилие на рулевом колесе, что обеспечива­ет водителю «чувство дороги».

При прекращении поворота рулевого ко­леса золотник под действием центрирую­щих пружин и увеличивающегося давле­ния в реактивных полостях сдвигается к среднему положению настолько, что откры­вается щель для прохода подаваемого на­сосом масла в линию слива. Размер щели устанавливается так, чтобы в находящейся под напором полости цилиндра поддержи­валось давление, необходимое для удержа­ния управляемых колес в повернутом поло­жении. Если переднее колесо при прямоли­нейном движении автомобиля начнет резко поворачиваться, например при наезде на препятствие, вал сошки, поворачиваясь, будет перемещать поршень-рейку. По­скольку винт не вращается (водитель удер­живает рулевое колесо в одном положе­нии), он тоже переместится в осевом на­правлении вместе с золотником. При этом полость цилиндра, внутрь которой движет­ся поршень-рейка, будет соединена с лини­ей нагнетания насоса и отделена от линии слива. Давление в этой полости цилиндра повышается, что уравновешивает (смягча­ет) удар.

Когда гидроусилитель не работает, ру­левой механизм по-прежнему обеспечивает поворот колес, но на детали действуют уже полные нагрузки. При этом резко возраста­ет изнашивание деталей и возможны их поломки.

Рулевой привод включает в себя про­дольную и поперечную рулевые тяги (рис. 2.). Продольная тяга соединяет сошку ру­левого механизма с верхним рычагом лево­го поворотного кулака и выполнена с нере­гулируемыми шарнирами. Шарниры вклю­чают в себя шаровой палец 22, верхний 23 и нижний 24 вкладыши, пружину и резь­бовую крышку 27 со стопорной шайбой 26. Поперечная тяга рулевой трапеции трубчатая, с резьбовыми концами, на которые на­винчены наконечники с шаровыми шарни­рами. Поворотом тяги в наконечниках ре­гулируется схождение управляемых колес. Каждый наконечник фиксируется двумя болтами 32. Шарниры поперечной тяги также нерегулируемые, состоят из шарово­го пальца 7, верхнего 8 и нижнего 6 вкла­дышей, пружины 5 и крышки 3, закреплен­ной через уплотнительную паронитовую прокладку 4 на наконечнике тяги. Для пре­дохранения от попадания в них пыли и гря­зи служат резиновые защитные накладки.

Шарниры смазываются через пресс-мас­ленки.

В рулевом приводе автомобилей с ко­лесной формулой 6Х 6 поперечная руле­вая тяга изогнута так, что средняя ее часть свободно перемещается под картером глав­ной передачи переднего ведущего моста. Поэтому схождение передних колес на этих автомобилях регулируют перемещением наконечников на тяге, отвернув болты 32 и вращая наконечники на резьбе, учитывая при этом, что шаг резьбы на левом и пра­вом наконечниках разный.

autoruk.ru

Техобслуживание рулевого управления Камаз

При экс­плуатации необходимо регулярно в сроки, указанные  в  химмотологической  карте, проверять уровень масла в бачке насоса и промывать фильтры насоса.  Ежедневно внешним осмотром контролировать герме­тичность соединений и шлангов гидросис­темы рулевого управления. Для гидросис­темы нужно употреблять только чистое, от­фильтрованное масло, указанное в химмо­тологической карте. Заливать масло надо через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в горловине крыш­ки бачка насоса.

Применение загрязненного масла вызывает заклинивание руля и быстрое изнаши­вание деталей насоса и рулевого механиз­ма. При проверке уровня масла передние колеса автомобиля должны быть установ­лены в положение, соответствующее пря­молинейному движению. Перед снятием пробки заливной горловины для проверки уровня масла, его доливки или смены проб­ку или крышку надо тщательно очистить от грязи и промыть. Масло доливают при работе двигателя на холостом ходу до уровня между метками указателя.

Фильтры насоса гидроусилителя нужно промывать в бензине. В случае значитель­ного засорения фильтров смолистыми отложениями их необходимо дополнительно промыть растворителем № 646.

Шарнирные сочленения тяг регулярно смазывают через пресс-масленки до выдав­ливания свежего слоя смазки из-под рези­новых уплотнений шарниров.

Ежедневно внешним осмотром необхо­димо проверить крепление деталей рулево­го управления и их шплинтовку: сошки ру­левого механизма на валу, гаек шаровых пальцев рулевых тяг, рычагов в поворот­ных кулаках, резьбовых крышек наконеч­ников рулевых тяг, рулевого колеса на валу рулевой колонки. При ненадежном крепле­нии и плохой их шплинтовке детали при движении автомобиля могут разъединить­ся, что может привести к аварии.

Периодически необходимо проверять отсутствие зазора в шарнирах рулевых тяг, шарнирах и шлицевых соединениях кар­данного вала, а также свободный ход руле­вого колеса, которые не должен превышать 25° (при работающем двигателе).

Неисправности системы рулевого уп­равления проявляются в снижении устой­чивости движения автомобиля, когда тре­буется дополнительная работа рулевым колесом для его поддержания, обычно это связано с увеличением свободного хода ру­левого колеса.

Увеличенный свободный ход рулевого колеса обусловливается повышенными за­зорами в сочленениях деталей от колес ру­левого механизма и в самом механизме. На величину свободного хода рулевого колес влияет также нарушение регулировок ходовой части, изнашивания подшипников ступиц передних колес и втулок шкворней, шарнирных соединений тяг и т. д.

Для регулирования свободного хода рулевого колеса прежде всего необходимо устранить люфты в рулевом приводе. Если люфта в приводе нет, то причиной увеличенного свободного хода рулевого коле может быть рулевой механизм. Его необходимо отрегулировать.

Резкое увеличение усилий на рулевом колесе при управлении автомобилем обыч­но объясняется неисправностями в гидрав­лической части рулевого управления. В частности, возможно наличие воздуха в гидросистеме, самоотворачивание седла предохранительного клапана или зависа­ние перепускного клапана насоса. Возмож­ны также утечки масла.

Проверка и регулировка рулевого меха­низма проводятся при отсоединенной про­дольной тяге и неработающем двигателе.

Усилие на ободе рулевого колеса изме­ряется динамометром в различных его по­ложениях. При повороте рулевого колеса более чем на два оборота от среднего поло­жения усилие должно быть в пределах 6... 16 Н. При повороте рулевого колеса на ¾ оборота от среднего положения усилие не должно превышать 23 Н. С переходом ру­левого колеса через среднее положение усилие на ободе должно быть на 4 ... 6 Н больше, чем во втором положении, но не превышать 28 Н. Регулирование этих пара­метров начинают в среднем положении смещением зубчатого сектора при враще­нии регулировочного винта в крышке руле­вого механизма. При вращении винта по часовой стрелке усилие при повороте руле­вого колеса возрастает, а при вращении в противоположном направлении — умень­шается. Уменьшение усилия поворота ру­левого колеса в среднем положении указы­вает на изнашивание рулевого механизма в зубчатом зацеплении, при этом автомо­биль плохо «держит дорогу».

Несоответствие усилий на ободе руле­вого колеса в первом положении свиде­тельствует о необходимости регулирования упорных подшипников винта. Регулирова­ние подшипников производится подтягива­нием гайки при снятой передней крышке. Изменение усилий на ободе рулевого коле­са во втором положении может быть вызва­но изнашиванием или повреждением дета­лей шариковинтовой пары. Для устранения этой неисправности требуется полная раз­борка рулевого механизма.

В рулевом приводе проверяют и при не­обходимости регулируют схождение и мак­симальные углы поворота управляемых ко­лес. Для проверки схождения управляемых колес необходимо установить автомобиль на горизонтальной площадке в положение для прямолинейного движения, проверить и довести давление воздуха в шинах до нормы. Установить телескопическую ли­нейку перед балкой передней оси горизон­тально между ободами на высоте осей ко­лес и измерить расстояние А

 Для устранения влияния биения колес на результаты замера продвинуть автомо­биль вперед так, чтобы линейка установи­лась за осью на той же высоте, и провести второй замер В. Разность между вторым и первым замерами на автомобиле КамАЗ-5320 должна быть в пределах 1 ... 3 мм, на автомобилях КамАЗ-4310 — 1 ...2 мм.

Схождение колес регулируют изменени­ем длины поперечной рулевой тяги, вращая ее трубным ключом при ослабленных стяж­ных болтах наконечников. Поскольку изо­гнутую поперечную тягу автомобиля КамАЗ-4310 нельзя повернуть, изменяют ее длину вращением наконечников. Для этого кроме ослабления стяжных болтов необходимо разъединить их с рычагами по­воротных кулаков. За один оборот левый наконечник тяги перемещается вдоль резь­бы на 2 мм, а правый наконечник — на 1,5 мм.

 Надо иметь ввиду, что безотказная и эффективная рабо­та рулевого управления определяется не только исправностью входящих в него эле­ментов, но и правильной работой других узлов (сборочных единиц) автомобиля, особенно его несущей системы.

autoruk.ru

Рулевое управление автомобилей Камаз 6560

7.11. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Рулевое управление автомобилей Камаз 6560 состоит из рулевого механизма с встроенным гидроусилителем, клапана управления гидроусилителем и рулевой передачи.

Рулевой механизм объединен с гидроусилителем. Рабочие пары: винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, входящая в зацепление с зубчатым сектором вала сошки.

Механизм рулевого управления модели ZF 8099988471 фирмы «ZF» (Германия), передаточное число рулевого механизма (22,2...26,2): 1.

Расположение рулевого колеса - левое.

Привод от вала рулевой колонки к рулевому механизму осуществляется через карданный вал со скользящим шлицевым соединением и рулевую передачу. Рулевой привод состоит из продольной и поперечной тяг с шаровыми нерегулируемыми шарнирами.

На автомобиле в зависимости от комплектации устанавливается либо рулевая колонка производства ОАО «КАМАЗ» с механической регулировкой, либо рулевая колонка производства «ZF» с пневматической регулировкой.

Система рулевого управления выполнена двухконтурно с введением дополнительного контура управления с дополнительным насосом с приводом от трансмиссии автомобиля Камаз 6560.

В системе два насоса ф. «ZF»: один основной, второй - дублирующий, обеспечивающий работоспособность рулевого управления в случае выхода из строя основного насоса или неисправности в основной рулевой системе. Основной насос механизма рулевого управления модели ZF 767495301 фирмы «RBL» (Германия). Привод насоса шестеренный от коленчатого вала двигателя.

Дублирующий насос механизма рулевого управления модели ZF 767495301 фирмы «RBL» (Германия) установлен на коробке отбора мощности (КОМ), которая крепится на заднем торце раздаточной коробки.

При повороте ключа зажигания в положение «I» загораются контрольные лампы неисправности в системах основного и дублирующего насосов, расположенные на панели приборов.

ВНИМАНИЕ!

При повороте ключа зажигания в положение «II» и пуске двигателя, контрольная лампа неисправности в системе основного насоса должна погаснуть. Контрольная лампа неисправности в системе дублирующего насоса гаснет после начала движения автомобиля.

Если горят контрольные лампы неисправности в системе основного или дублирующего насосов, это значит, что в системе основного или дублирующего насосов произошла неисправность. В первую очередь проверьте уровень масла в бачке основного или дублирующего насосов, при необходимости долейте. В случае выхода из строя основного насоса или неисправности в основной рулевой системе (контрольная лампа неисправности основного насоса продолжает гореть) допускается движение (буксирование) автомобиля Камаз 6560 с использованием дублирующего насоса при соблюдении мер предосторожности до ближайшего сервисного центра.

Два бачка насосов гидроусилителя руля расположены на надрамнике за кабиной.

Уровень масла в бачке насоса гидроусилителя проверяйте при работающем на холостом ходу двигателе, передние колеса автомобиля при этом установите прямо.

Нормальный уровень должен находиться между метками на указателе, расположенном около заливной горловины бачка (рис. 7.70).

Рис. 7.70. Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя руля ф. «ZF»: 1 - указатель; 2 - заливная горловина.

Установка агрегатов рулевого управления показана на рис. 7.71.

Рис. 7.71. Установка агрегатов рулевого управления: 2 - кронштейн механизма ГУР; 3 - тяга сошки; 4 - тяга с наконечником; 5 - опора задняя; 6 - тяга промежуотчная; 9 - шайба; 10 - ось; 11 - втулка; 12 - уплотнитель; 13 - сошка рулевого управления; 14 - кронштейн силового цилиндра; 15 - кольцо стопорное; 18 - подшипник; 19 - гайка; 23 - болт; 27 - винт; 34 - рулевой механизм; 35 - цилиндр.

Карданный вал (рис. 7.72) рулевого управления имеет два шарнира. Каждый шарнир состоит из вилок 1 и 6, соединенных крестовиной 3, шипы которой имеют игольчатые подшипники 4. Подшипники установлены в вилки и закреплены от выпадания упорными кольцами 2.

Рис. 7.72. Карданный вал рулевого управления: 1 - вилка; 2, 9 - упорные кольца; 3 - крестовина; 4 - игольчатый подшипник; 5, 8 - уплотнительные кольца; 6 - вилка со шлицевым стержнем; 7 - обойма уплотнительного кольца; 10 - стержень шлицевой.

Карданный вал имеет скользящее шлицевое соединение, обеспечивающее возможность изменения расстояния между шарнирами при перемещениях кабины. Шлицы перед сборкой надо смазать тонким слоем смазки 158М, а во втулку заложить 28-32 г той же смазки. Уплотнительное кольцо 8 служит для удержания смазочного материала и предохранения соединения от замерзания.

В каждый игольчатый подшипник при сборке заложено 1-1,2 г смазки № 158. Пополнять смазочный материал в процессе эксплуатации не требуется.

Резиновые кольца 5 предохраняют от попадания грязи и влаги в шарнирное соединение.

Тяга сошки (рис. 7.73) цельнокованая деталь с нерегулируемым шарнирам, соединяет сошку рулевого управления с верхним рычагом левого поворотного кулака и включает в себя шаровой палец 3, верхний и нижний 6 вкладыши, пружину 7 и резьбовую крышку 2 со стопорной шайбой 14, другой конец крепится к сошке рулевого управления 13 (рис. 7.72) вилкой 16 (рис. 7.73) при помощи оси 10 (рис. 7.71).

Рис. 7.73. Тяга сошки: 1 - тяга с наконечником и вилкой; 2 - крышка тяги сошки; 3 - палец шаровой; 6 - вкладыш нижний; 7 - пружина; 10 - чехол защитный; 11 - уплотнитель; 12, 13 - кольцо; 14 - шайба; 15 - масленка; 16 - вилка.

Рис. 7.74. Тяга с наконечниками: 1 - тяга с наконечниками; 2 - крышка тяги сошки; 3 - палец шаровой; 6 - вкладыш нижний; 7 - пружина; 10 - чехол защитный; 11 - уплотнитель; 12, 13 - кольцо; 14 - шайба; 15 - масленка.

Тяга с наконечниками (рис. 7.74) цельнокованая деталь с нерегулируемыми шарнирами, соединяет сошку рулевого управления с верхним рычагом левого поворотного кулака и включает в себя шаровой палец 3, верхний и нижний 6 вкладыши, пружину 7 и резьбовую крышку 2 со стопорной шайбой 14.

Поперечная тяга рулевой трапеции (рис. 7.75) трубчатая с резьбовыми концами, на которые навинчены наконечники 2 и 1 с шаровыми шарнирами. Изменяя положение наконечников на тяге, можно регулировать схождение управляемых колес.

Рис. 7.75. Тяга промежуточная: 1 - наконечник тяги рулевой трапеции левый; 2 - наконечник тяги рулевой трапеции правый; 3 - палец шаровой; 4 - вкладыш наконечника верхний; 5 - вкладыш наконечника нижний; 6 - пружина крышки; 7 - крышка наконечника; 8 - прокладка крышки; 9 - чехол защитный; 10 - уплотнитель; 11, 12 - кольцо; 13 - тяга промежуточная; 14, 15 - болт; 17 - шайба пружинная; 19 - масленка.

Шарниры тяги нерегулируемые, состоят каждый из верхнего 4 и нижнего 5 вкладышей, обжимающих шаровую головку пальца, пружины 6 и крышки 7, которая прикреплена к наконечнику болтами 14.

www.remkam.ru


Смотрите также