Проект Шатл: что получится, если объединить НАМИ, КАМАЗ и Яндекс. Проект шаттл камаз


НАМИ разработает беспилотный Шатл — Авторевю

Одна из самых необычных премьер Московского автосалона — проект НАМИ Шатл. Хотя бы потому, что это не вполне автомобиль, а прототип беспилотного транспортного средства. Темой беспилотников в НАМИ занимаются с 2012 года, и последние несколько лет главным демонстратором наработок становилась беспилотная Калина, однако Шатл имеет с ней очень мало общего.

Калина была лишь агрегатоносителем, а Шатл — это уже прообраз продукта, который должен прощупать рыночные перспективы, ведь НАМИ всерьез рассматривает возможности коммерциализации беспилотников.

Разумеется, речь не идет о беспилотных Ладах или Газелях, которые продавались бы в дилерских салонах. Даже автономные магистральные грузовики — это не первые беспилотники, которые могут появиться на наших дорогах. По проекту НАМИ, внедрение беспилотников начнется с перевозок на закрытых территориях: это может быть доставка компонентов или материалов внутри крупных предприятий или перевозка пассажиров автономными «челноками» в бизнес-парках, развлекательных комплексах или крупных выставочных центрах. Вторая очередь — это карьерные грузовики, которые работают в тяжелых экологических условиях, когда присутствие человека за рулем требует оборудовать кабину дорогостоящими очистными и защитными системами. Магистральные тягачи и автобусы на дорогах общего пользования — еще одна, более отдаленная, ступень. Военная техника — за скобками.

Так вот Шатл — это как раз пассажирский «челнок», микроавтобус длиной 4,6 м, шириной 2,0 м и высотой 2,45 м. Одним словом, маршрутка — только без маршрутчика. Кабины водителя вообще не предусмотрено, и все внутреннее пространство занимает салон с сидячими и стоячими местами, рассчитанный на 8—12 человек.

Дизайн разработан силами НАМИ, причем стилистические решения и тип кузова специально подобраны так, чтобы предусмотреть возможность обратного движения без разворота: Шатл почти симметричен с небольшими отличиями хвоста от носа.

Хотя компоновочно у него, конечно, два разных конца: в одном расположен основной блок аккумуляторов, в другом — дополнительные аккумуляторы, электрооборудование и электромотор мощностью 20 кВт. Под полом батарей нет — ради удобства входа и выхода. Двигатель вращает колеса только одной оси через одноступенчатый редуктор. Максимальная скорость — 25 км/ч.

Спереди и сзади установлено по две видеокамеры — плюс по одной стереокамере Mobileye, которая способна оценивать расстояние до объектов. По периметру — 16 сонаров, которые прощупывают пространство вокруг «челнока», а вот от лазерных сканеров решено отказаться из-за их высокой стоимости.

Кузов сделан из стеклопластика на металлическом каркасе, но выставочный Шатл по большей части создан с использованием обходных «концептуальных» технологий. У него «черновое» шасси с нивовской подвеской и «временный» набор 48-вольтовых аккумуляторов. Однако некоторые элементы уже сейчас сделаны с прицелом на мелкосерийное производство. Так, например, внешние панели почти в своем «серийном» виде — их можно выпускать и монтировать в условиях производства малых партий.

В финальном варианте Шатл должен получить 300-вольтовые литий-ионные батареи от автомобилей проекта Кортеж. Теоретически Шатл, как и Кортеж, тоже может превратиться в модульный проект: грузовой или пассажирский тип кузова, тип привода, запас хода, количество дверей, конструкцию подвески и архитектуру платформы будут выбирать исходя из возможностей производства и запросов рынка. Но за эти сферы в рамках проекта Шатл отвечает КАМАЗ.

Создатели беспилотника называют КАМАЗ индустриальным партнером: НАМИ отвечает за концепцию, инжиниринг, за «беспилотный» хард и софт, а КАМАЗ — за производство и маркетинг. Кроме того, в партнерство входит еще и Яндекс со своим опытом в ИТ-решениях, в навигации и в алгоритмах построения маршрута. Помимо этого могут появиться и другие партнеры, включая, например, российских дорожников или администрации городов, но это — более отдаленная перспектива, подразумевающая, что беспилотники уже выйдут на дороги общего пользования.

Вообще-то, цели и стратегию внедрения автономного транспорта для России должно сформулировать правительство или национальная программа AutoNet, в рамках которой готовится «дорожная карта» развития беспилотников. Однако пока эти тезисы не готовы, НАМИ — как ответственный за концепцию Шатла — ориентируется на собственное понимание перспектив беспилотника.

Как пояснили Авторевю замдиректора НАМИ по стратегическому развитию Алексей Гогенко и руководитель проекта Шатл Алексей Гуськов, в обозримом будущем, по их мнению, традиционные автомобили и общественный транспорт в городах почти полностью будут вытеснены беспилотниками. Но автономные машины будут курсировать не сами по себе, а в подчинении единой информационной системы, которая управляет транспортными потоками города. Именно «информационный центр» выбирает и корректирует маршрут, увеличивает или сокращает количество «челноков» на дороге, определяет их «распорядок дня», включая остановки для подзарядки и технического обслуживания. Электроника на борту решает лишь тактические задачи: оценка дорожного окружения, поддержание курса и объезд препятствий, — а вдобавок поддерживает связь с попутным или встречным транспортом и дорожной инфраструктурой.

Однако выставочный Шатл призван продемонстрировать «программу максимум» возможностей этого проекта, поэтому его оснащение шире и дороже, чем то, что может реально потребоваться рынку.

Кроме того Шатл — это еще и демонстрация возможностей НАМИ, да и всей российской автоиндустрии. Он, как лакмусовая бумажка, хорошо показывает, где сосредоточены отечественные компетенции. К примеру, дизайн, «софт» управления электроприводом, сам электропривод, жгуты проводки, программы распознавания изображения, система анализа и управления транспортными потоками разработаны российскими специалистами, но в части самих камер, лидаров, лазерных сканеров оснащение беспилотников зависит от иностранных поставщиков. Импортными также будут и литий-ионные ячейки, хотя собирать их в блоки планируется на отечественных предприятиях.

Задача в проекте Шатл на ближайший год — определить целевую стоимость подобного транспортного средства на рынке и объемы спроса.

Понятно, что крупнейшие автопроизводители сейчас видят свое будущее в сфере автономного транспорта, и российские разработчики не хотят отставать от прогресса, однако планы по широкому внедрению беспилотников в России могут вступить в некоторое противоречие со стратегией развития традиционной индустрии, которая сфокусирована на строительстве автозаводов и в перспективе ориентируется на рост отечественного рынка автомобилей. Хотя в автономном будущем в крупных городах спрос на частные машины, очевидно, должен падать.

autoreview.ru

Проект беспилотника «Шатл» объединил НАМИ, КамАЗ и Яндекс — ДРАЙВ

Константин Болотов, 25 августа 2016. Иллюстрации: НАМИ

Габариты указаны условно: длина — 4600 мм, ширина — 2000, высота — 2500 мм. Кузов изготовлен из композитных материалов, «нанизанных» на стальной каркас. Конструкция не взята с потолка, а тщательно просчитана на компьютерах, то есть некоторые решения уже точно найдены.

Научный центр НАМИ в кооперации с КамАЗом и Яндексом представил на Московском автосалоне (ММАС) ходовой макет беспилотного микроавтобуса. В названии проекта «Шатл» не хватает второй «Т», будем считать, что так задумано. Создатели подчёркивают — мы разрабатываем не просто машину, а интеллектуальную транспортную систему (ITS), мы не даём пустых обещаний, не собираемся бежать впереди паровоза. Идёт долгая кропотливая работа.

Электрокар собран в единственном экземпляре. Никаких сроков по запуску в серию нет, инвестор ищется, вся конкретика засекречена, и очень многое зависит от продолжающихся исследований, в том числе маркетинговых. Мол, просто знайте — поставлена цель, наша команда к ней уверенно движется. «Автономное будущее» наступит ещё не скоро, однако оно неизбежно — готовьтесь вместе с нами, с НАМИ.

Разработчики из НАМИ непримиримы: мы не будет оснащать машину рулём и педалями. Посмотрим, что на это ответят регуляторы, которые практически во всех странах сделали наличие водителя и традиционного управления обязательным условием для испытаний на дорогах общего пользования.

Трио партнёров распределило усилия следующим образом. Институт НАМИ взял на себя дизайн и образовал с КамАЗом равноправную рабочую группу инженеров. Яндекс занимается картографией, навигацией и облачными инфраструктурными вычислениями. Может показаться, будто на сотрудничество с иностранцами наложено табу — это не так: без помощи зарубежных компаний всё равно не обойтись. К примеру, необходимую батарею в России никто не производит. К кому обращаться, проектанты пока не решили.

На верхних картинках видно, что «Шатл» получил полноуправляемое шасси. Не такое, конечно, как у спорткаров. Здесь пары колёс поворачиваются синхронно, до упора, ради наименьшего радиуса разворота. В салоне — 12 мест: сидячих и стоячих поровну. Всё взаимодействие пассажиров с микроавтобусом, по идее, происходит через приложение на смартфоне.

Сейчас НАМИ использует собственный литиево-ионный аккумулятор. Тяговый электромотор пока всего один (нас попросили не указывать его низкую мощность, ибо на данном этапе это неважно). В перспективе движок, или несколько, будет развивать 20–40 кВт (до 54 л.с.), и то не факт — вопрос до конца не изучен. Невысокая максимальная скорость уже традиционна для автономных микроавтобусов — 25 км/ч. О запасе хода можно только гадать.

Весь процесс создания макета ребята из НАМИ постарались отобразить в этом ролике.

Как оно выглядит живьём? Шильдики КамАЗа на такой штуке будоражат сознание. Дизайнеры экстерьера постарались на славу — зарубежные образчики скучнее. Сам макет сделан хоть и на скорую руку, но классно, по-иностранному. Деревянный пол, панорамная крыша, дисплеи по бокам создают пространственное ощущение «будущего здесь». В целом — слишком дорого для самоходного вагона, но на то он и концепт. Я бы предпочёл раздельные сиденья, хочу видеть зарядные порты для гаджетов и кого-то типа портье в салоне. Или симпотного робота. А для смелой заявки «Шатл» — годится!

Руководитель проекта «Шатл» Алексей Гуськов (на фото справа) говорит, что макет был закончен за несколько минут до премьеры на автошоу. Тревожную кнопку и «стоп-кран» не сделали из-за нехватки времени. На видео, среди прочего, можно взглянуть на интерактивные экраны в салоне.

О проекте MatrЁshka сотрудники НАМИ знают и оценивают его перспективы, мягко говоря, скептически. Они не отказываются от модульности платформы: сами готовят два десятка модификаций своей машины. Просто решения конкурентов вызывают некоторое недоумение. Следующий шаг «Шатла» — от макета к нескольким прототипам, их серьёзные испытания на «закрытой территории», которые начнутся, вероятно, через год. Стратегия развития ждёт одобрения на столе у руководства. Готовый продукт ожидается к концу десятилетия.

www.drive.ru

Проект Шатл: что получится, если объединить НАМИ, КАМАЗ и Яндекс

Московский международный автосалон 2016 не блеснул россыпью концепт-каров, презентация которых свойственна всем крупным автовыставкам, однако и полностью от них не отказался. Самой яркой футуристичной концепцией стал проект «Шатл», представленный НАМИ. Как оказалось, это не просто автомобиль будущего, а целая интеллектуальная  транспортная система. Обо всех подробностях мы расспросили координатора проекта Алексея Гуськова.

Как пришла идея?

 - Смотрите, что происходит сейчас. Вот пример Москвы: центр стал дорогим в плане парковки, стало меньше улиц, доступных индивидуальному транспорту, предлагают сделать платным въезд в центр города. В общем, идёт вытеснение частного транспорта как минимум из центральной части города.

При этом мы как владельцы частного транспорта находимся в ситуации, когда нам категорически это не нравится – ограничивают наш доступ, заставляют спускаться в метро, ехать в автобусе.

Проект Шатл: что получится, если объединить НАМИ, КАМАЗ и Яндекс

Теперь представьте, что вместо вашего индивидуального автомобиля вам к подъезду подъедет вот такой не очень большой микроавтобус. Шесть мест сидячих и шесть стоячих. Когда вы его вызываете, вы в своём смартфоне задаёте и точку прибытия. Машина взаимодействует с единым сервером, который в режиме онлайн обрабатывает всю информацию и рассчитывает наиболее оптимальный маршрут, доставляя вас максимально быстро до необходимого пункта.

Так же, как работает Uber-такси?

 - Не так. В такси очень ограничена диспетчеризация. Наша система предполагает, условно, даже не один, а два шага вперед. Мы создаём систему с удалённым сервером, который обрабатывает огромное поле информации с десятками тысяч автомобилей. Все они едут по определенному маршруту, обрабатывая поступающие заявки на конечные точки. Автомобили собирают только тех, кого им выгодно собрать по пути. Но поскольку таких машин предполагается много, то они соберут всё равно всех и отвезут по оптимальному для них пути.

Что даёт такая система? Нет пилота, нет каких либо специальных желаний и требований, появляется функция внешнего централизованного управления, которая позволяет построить пути так, чтобы распределить нагрузку на улицы города равномерно. С точки зрения города, это очень привлекательно.

Проект Шатл: что получится, если объединить НАМИ, КАМАЗ и Яндекс

Крайне эффектный внешне микроавтобус «Шатл» конструктивно представляет собой стальной каркас с композитным кузовом. Габариты в пределах автомобиля гольф-класса, только по высоте автомобиль вырос до 2,5 метров. Передвигаться «Шатл» должен с помощью электрических мотор-колес или единого электродвигателя на выбор, а управляться исключительно автономно – управление посредством водителя даже не рассматривается.

Правильно ли я понимаю, что это нечто среднее между общественным транспортом, такси и личным автомобилем?

 - Если всё удастся, то вы вместо частного автомобиля получите вот этот микроавтобус на каждый день. Достаточно комфортный, свободный, с небольшим количеством пассажиров. При этом автомобиль поедет по кратчайшему маршруту от дома до работы, до магазина, до чего угодно. Он решит индивидуальные запросы по поездке на транспорте в данный момент времени, но при этом возьмёт деньги как за общественный транспорт.

Важное отличие от последнего заключается в том, что у машины нет конкретного маршрута и конкретных остановок по пути. Есть общий принцип, как у Яндекс.Такси. По большому счету, признак общественного транспорта только в том, что кроме вас, в салоне есть ещё пассажиры.

Что представляет собой концепция в техническом плане?

 - Сама концепция не подразумевает какого-то одного решения. На каждый случай есть своя техническая составляющая. Например, если подразумевается использование машины на каких-то закрытых территориях, то мы понимаем, что это ограничение скорости 25 км/ч, это не очень большие пробеги, относительно свободное пространство без особого трафика и препятствий, нет тяжелых нагрузок на подвеску – это будет базовая версия с соответствующими техническими решениями. Но как только мы понимаем, что нам нужно ехать быстрее, как только расширяется ареал передвижения, конечно же, технические параметры будут меняться.

Проект Шатл: что получится, если объединить НАМИ, КАМАЗ и Яндекс

«Общение» пассажира с микроавтобусом происходит либо через смартфон, либо через встроенную мультимедийную систему, которая работает в интерактивном режиме. Разрабатывали её, включая интерфейс и оформление, наши специалисты.

То есть с каждым заказчиком техническая часть будет обсуждаться индивидуально в зависимости от задач?

 - Да, конечно. Следующий шаг – это выход в город. Там ещё выше скорости, а значит другие мощности, другая батарея. Мы сегодня обладаем достаточной компетенцией, чтобы под каждый вариант подобрать оптимальное решение. Мы готовы предложить компромисс по стоимости и компромисс по техническим параметрам.

На сегодня сложилась ситуация, когда в одном консорциуме удалось собрать сильных и очень опытных участников для реализации подобного проекта. НАМИ выступает как инжиниринговая компания, КАМАЗ - как производственная площадка со своим инжиниринговым потенциалом, Яндекс - как главный разработчик всего IT-сопровождения и информационной базы, а также как логистический партнер. Важный момент – стадия концепта. Уже сегодня мы работаем с партнерами в режиме проектирования автомобиля для окончательного производства.

Какие возможности по использованию готов предоставить «Шатл»?

 - Всё сделано по то такой технологии, когда конструктивно можно почти всё менять по требованию заказчика. Кузов композитный – это дорогой материал, но зато затраты на оснастку компенсирует высокая гибкость производства, включая мелкосерийный выпуск. Поэтому из машины можно сделать всё, что угодно, начиная от экскурсионного автобуса и заканчивая грузовой версией.

Проект Шатл: что получится, если объединить НАМИ, КАМАЗ и Яндекс

Финансовый вопрос. Кто должен стать основным покупателем? Государственные или частные компании?

 - Закрытые территории – это частные компании, общественный транспорт – это городские, то есть государственные службы, экскурсионный транспорт – муниципалитеты. Всё универсально. Главное, мы сегодня имеем возможность дать ещё один путь развития электрическому и автономному транспорту. А главная проблема электромобиля – это всё-таки цена. Запас хода, как показывает та же Tesla - вопрос решаемый.

Что касается, окупаемости, то в нашем решении мы, во-первых, убираем водителя с ежемесячной зарплатой – только на этом можно сэкономить до половины стоимости в среднесрочной перспективе. Второй момент – электроэнергия. При средних подсчетах электромобиль будет расходовать в два раза меньше финансовых ресурсов, чем такой же авто, к примеру, с двигателем внутреннего сгорания.

Хотя бы ориентировочные даты, которые вы видите для реализации проекта?

 - Не назову. По одной простой причине – сегодня нет нормативных документов для беспилотных автомобилей. Есть сроки появления этих документов, но самих проектов этих документов пока нет. На закрытых территориях мы можем ожидать появлениях таких авто уже через два-три года, причём не в единичных количествах.

В любом случае, проект «Шатл» - это не просто автономный электрический микроавтобус, а целое направление деятельности для нескольких сфер, интеллектуальная транспортная система.

dvizhok.su


Смотрите также