Почему Россия хочет лишить белорусский МЗКТ военных заказов. Мзкт камаз


КАМАЗ против МЗКТ: Лукашенко ошибся, утверждая, что у России нет денег и мозгов

В августе президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Россия не сможет изобрести свои "сороконожки" - колесные шасси и тягачи для перевозки ракет. Пока РФ использует разработки Минского завода колесных тягачей. Сегодня российский КамАЗ ответил главе соседнего государства.

"Платформа-О"

Сегодня на видеохостинге Youtube появился ролик  "Платформа": первое видео", где впервые демонстрируются опытно-конструкторские разработки "Платформа-О": КамАЗ–78509 с колесной формулой 12х12 грузоподъемностью 50 тонн; КамАЗ–7850 с колесной формулой 16х16 грузоподъемностью 85 тонн; седельный тягач с колесной формулой 8х8 для буксирования прицепных систем массой 90-165 тонн; балластный тягач с колесной формулой 8х8 для буксирования прицепных систем массой до 75 тонн. Работы по ним КамАЗом ведутся с 2010 года по заданию министерства обороны РФ. Они призваны заменить в Вооруженных силах Российской Федерации колесные платформы Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), которые сегодня перевозят российские межконтинентальные баллистические ракеты. От своих товарищей российские шасси отличаются тем, что все их колеса поворотные, и используется принцип электродвижения - "мотор-колеса".

Ответ Лукашенко

Ролик появился всего несколько месяцев спустя после заявления президента Белоруссии Александра Лукашенко, который при посещении МЗКТ сказал буквально следующее: "Нас пугают, что Россия, мол, изобретет свои «сороконожки» и будет ядерные боеголовки перевозить на своих — и на здоровье! Если у них есть сегодня мозги и деньги, которых у них нет — пускай изобретают". Дело в том, что с 2013 года Россия и Белоруссия ведут переговоры об акционировании первой предприятия, поставляющего платформы для перевозки "Тополей" и "Ярсов". Минск настаивает на вложении не менее трех миллиардов долларов, Москва - требует уменьшить сумму. В то же время программу перевооружения ВС РФ никто не отменял, и российским ракетам тягачи и платформы нужны, однако их получение, выходит, зависит от настроения белорусского президента. Оттого, видимо, вышестоящие лица и поторопили КамАЗ. Работы ведь и так очень давно ведутся. До сегодняшнего дня "Платформу-О" называли "платформой-призраком", так как никто еще разработок вживую не видел. Ходили слухи о закрытом показе в первый день Международного военно-технического форума "Армия-2015», но подтверждений никаких не было. Очевидно,"Платформа" никакой не призрак. Судя по видео, тягачи и шасси очень даже материальны: ездят, поворачивают.

Рано

Неужели сотрудничеству с МЗКТ пришел конец? Или сделан решительный шаг по переходу на собственные шасси? Такие вопросы корреспондент Федерального агентства новостей задал Виктору Мураховскому, военному эксперту, полковнику запаса, который, услышав их, чуть заметно усмехнулся. "Пока проводится опытно-конструкторская работа. КамАЗ ведет ее уже три года. Используется принцип "мотор-колеса", электродвижение. Пока, скажем так, есть некоторые проблемы, даже целый ряд. Наша кооперация не может выдать мотор-колесо с необходимыми характеристиками", - поделился информацией специалист. Оказывается, неподрессоренные мотор-колеса очень "негативно" реагируют на преодоление препятствий, которые, нужно полагать, в боевых условиях придется преодолевать шасси. Также электротрансмиссия не позволяет маскировать платформу при низких температурах - ее нельзя выключать, так как на обмотках электромоторов начинает образовываться конденсат, что приводит к замыканиям при включении. Чувствительно мотор-колесо и для электромагнитных импульсов, а также дает большое излучение в инфракрасном спектре. "Эта история еще достаточно долго будет тянуться. Пока рано говорить о каком-либо "решительном шаге" в этом направлении. Есть вопросы и по шинам. Сейчас ведь требуется, чтобы техника была исключительно на российских комплектующих, а там целый ряд иностранных комплектующих. Говорить о замене белорусских специальных колесных шасси и тягачей на наши можно будет, в лучшем случае, лет через пять-шесть", - резюмировал Мураховский.

Зачем?

Так для чего же КамАЗ "мучается"? Ответ прост: наличие функциональной платформы, способной даже теоретически заменить белорусские аналоги, дает российской стороне значительное преимущество в переговорах об акционировании минского предприятия. Не зря "Платформу-О" еще в августе назвали "черной меткой" Лукашенко. Не стоит забывать и о том, что в будущем проблемы с шасси КамАЗ намерен решить, а значит, в любом случае России будет на чем доставить свои ракеты на позиции.

riafan.ru

"Черная метка" для МЗКТ | Реальная Беларусь

Пусковые установки и шлейф транспортных машин российских ПГРК "Ярс" размещаются именно на колесных шасси МЗКТ-79221

В последнее время в ряде российских печатных и электронных СМИ вновь появились сообщения о готовности Камского автозавода в рамках программы по импортозамещению наладить серийное производство специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ), аналогичных продукции Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).

Одним из оснований для подобных утверждений авторы такого рода статей считают информацию о скором создании крупного предприятия по выпуску автотехники военного назначения посредством присоединения завода специальных автомобилей (ЗСА), входящего в состав ОАО "КамАЗ", к его же бывшему дочернему предприятию "Ремдизель", которым с 2012 года владеют частные лица. "Ремдизель" занимается выпуском броневиков "Выстрел", сборкой итало-российского армейского вездехода "Рысь" и ремонтом армейских грузовиков.

По мнению сторонников этой версии, в пользу нее говорит и утечка информации с закрытого показа техники на недавнем форуме российских вооружений "Армия-2015". В сети "ВКонтакте" была опубликована фотография опытного седельного тягача с колесной формулой 8 x 8 с защищенной кабиной, разработанного, по утверждению ряда блогеров, в рамках проекта "Платформа-О". Там же была вывешена фотокопия плаката с изображением всех перспективных машин данного проекта.

Согласно информации специализированных изданий, научно-исследовательские работы (НИР) "Платформа" и опытно-конструкторские работы (ОКР) "Платформа-О" по созданию "высокомобильной модульной платформы различного назначения трех типов" в соответствии с заданием Министерства обороны России ОАО "КамАЗ" ведет с 2010 года.

Разработке подлежат: седельный тягач с колесной формулой 8 x 8 для буксирования прицепных систем массой 90-165 т и балластный тягач с колесной формулой 8 x 8 для буксирования прицепных систем массой до 75 т; платформа с колесной формулой 12 x 12 грузоподъемностью 50 т; платформа с колесной формулой 16 x 16 грузоподъемностью 85 т.

Практически никто из аналитиков не сомневается, что машины эти предназначены для замены аналогичной продукции, которую сегодня выпускает Минский завод колесных тягачей. Предприятие в Минске, несмотря на хорошую репутацию, в глазах руководства РФ имеет один, но существенный "недостаток" – оно находится в другом, пусть и союзном, государстве. Поэтому на рубеже текущего десятилетия было принято решение о разработке в России аналогов белорусских машин.

Тягачи-невидимки

Между тем, несмотря на то что с момента начала разработки прошли годы и на нее ушли немалые средства, "живого" образца высокомобильной модульной платформы никто из экспертов до сих пор не видел. Об особенностях ее конструкции и ходе работ можно было судить исключительно по информации, которую в микроскопических дозах сообщали прессе представители КамАЗа.

Из информации, ставшей достоянием общественности, следовало, что проектируемые на предприятии СКШТ будут строиться по модульному принципу. Набор исходных модулей будет состоять из ряда унифицированных узлов и агрегатов: кабины, силовой установки, всеколесного рулевого управления, единой гидравлической системы всеколесного рулевого управления, системы подрессоривания и торможения, опорно-ходового модуля и электромотор-колес. Относительно последних разъяснялось, что речь идет о специальном дизель-электрическом приводе с электромоторами, которые встроены прямо в колеса транспортных средств. Из перечисленных выше модулей, словно из кубиков, и должны были собираться все специальные автошасси и тягачи по проекту "Платформа-О".

Первая более-менее связная информация о них была обнародована 4 года назад, во время показа перспективной армейской автомобильной техники министру обороны РФ на полигоне в подмосковных Бронницах 10 июня 2011 года. На специальном планшете аккредитованные на мероприятие журналисты могли увидеть конструктивную схему создаваемого семейства шасси.

 

На специальном планшете аккредитованные на мероприятие журналисты могли увидеть конструктивную схему создаваемого семейства шасси.

Опять-таки плакатом пришлось довольствоваться представителям СМИ и в ходе пресс-тура на КамАЗ, состоявшегося 14 марта 2013 года, с той лишь разницей, что на этот раз были оглашены заводские индексы СКШТ, разрабатываемых в рамках ОКР "Платформа-О": шасси с колесной формулой 16 х 16 получило обозначение КамАЗ-7850, шасси с колесной формулой 12 х 12 – КамАЗ-78509 и седельный тягач с колесной формулой 8 х 8 – КамАЗ-78504.

Сами же машины – в виде натурных образцов – снова показаны не были. И, как отметил главный редактор "Автомобильного каталога" и один из ведущих экспертов в области автотехники спецназначения Александр Привалов в своей публикации в еженедельнике "Военно-промышленный курьер" (http://vpk-news.ru, выпуск № 20 (488) от 29 мая 2013 года) это отнюдь не случайно.

Колеса не той системы

По его мнению, с первых же шагов определения облика будущих российских СКШТ для армии и Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) разработчики КамАЗа допустили серьезные просчеты. И самый главный из них состоит в том, что, вопреки успешному опыту МЗКТ, ставка была сделана только на конструкцию с использованием мотор-колес. Но у этой схемы недостатков оказалось намного больше, чем преимуществ. Причем некоторые из недостатков не могут быть устранены в принципе.

Так, при движении через препятствия, которые в изобилии встречаются на пути военной спецавтотехники, возникают большие динамические нагрузки на неподрессоренные мотор-колеса, что может вызвать перемещение статора относительно ротора (или ротора относительно статора) и соприкосновение обмоток электродвигателя мотор-колеса, что неизбежно повлечет выход узла из строя.

Еще одна головная боль – выход электротрансмиссии из строя при низких температурах в случаях, если приходится обесточить оборудование (например, для маскировки). Через некоторое время после обесточивания влага начинает конденсироваться на обмотках электромоторов, что при последующей подаче электропитания может привести к замыканию со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но и это еще не все: большое излучение в инфракрасном спектре, сложность эксплуатации во влажном климате, проблемы с преодолением бродов, неустойчивость к электромагнитному импульсу и т. д. – все эти проблемы либо не могут быть решены в принципе, либо требуют серьезной дополнительной проработки на уровне прикладной науки, а возможно, и на уровне фундаментальных исследований. Так что не стоит удивляться тому, что по сию пору нигде в мире, включая США, не удалось создать работоспособные СКШТ с мотор-колесами.

В связи с этим Александр Привалов задает риторический вопрос: "Куда и как далеко уедет АПУ (автономная пусковая установка. – Прим. авт.) ПГРК (подвижного грунтового ракетного комплекса) на камазовском СКШ с мотор-колесами в случае выполнения реальной боевой задачи, да еще в условиях применения противником ядерного оружия?".

И тем не менее начиная с 2009 года КамАЗ в буквальном смысле идет напролом, пытаясь протолкнуть свои будущие машины не только в РВСН, но и в другие виды и рода войск, а также разработчикам вооружения и военной техники (ВВТ). Последние же не спешат начинать работы с камазовскими СКШТ на мотор-колесах по причине отсутствия последних в природе, а "по старинке" размещают свои новейшие разработки на шасси МЗКТ.

По причине наличия отсутствия

Надо сказать, что аналогичным образом поступили и конструкторы-ракетчики в Московском институте теплотехники (МИТ). По их заданию еще в 2008 году vинский завод подготовил для МИТ технический проект шасси МЗКТ-79291 (12 х 12) мощностью 650 л. с. под АПУ перспективного ПГРК РС-26. А 3 июля 2013 г. шасси под новейший российский ракетный комплекс стратегического назначения "Рубеж" впервые было представлено широкой публике на параде в честь День независимости в Минске.

К этому же времени среди специалистов прекратились разговоры о том, что АПУ этого комплекса может быть выполнена на шасси КамАЗ-7850, созданном по программе "Платформа-О". Использовать такое шасси при создании ПГРК "Рубеж" оказалось невозможным, в первую очередь, "по причине задержки готовности такого типа шасси". И говорить о том, когда будет налажено их серийное производство, не брался никто.

В связи с этим есть все основания полагать, что шасси МЗКТ-79291 станут базой не только для ПГРК "Рубеж", но и для перспективной российской мобильной системы ПРО/ПВО С-500. Однако нельзя забывать, что на транспортерах Минского завода колесных тягачей базируются не только вновь создаваемые, но и многие серийные образцы выпускаемых сегодня в России видов вооружений и военной техники.

Так, согласно данным Центра анализа мировой торговли вооружениями (ЦАМТО), опубликованным в 2014 году, в РВСН поступило 16 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) ракетного комплекса (РК) "Ярс". Из них 12 МБР – подвижного грунтового и 4 – шахтного базирования, обладающих повышенными возможностями по преодолению существующих и перспективных систем ПРО. В 2015 году предполагается поставить в войска еще 24 МБР РК "Ярс" мобильного и стационарного базирования.

Это гарантирует МЗКТ новые заказы, так как пусковые установки и шлейф транспортных машин российских ПГРК "Ярс" размещаются именно на колесных шасси МЗКТ-79221 (16 х 16). Это притом что машины обеспечения боевого дежурства этих ПГРК монтируются на шасси МЗКТ-7930 (8 х 8).

На базе МЗКТ-7930 также размещаются пусковые установки и средства боевого обеспечения оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) "Искандер-М" и "Искандер-Э". МЗКТ-7930 является носителем радиолокационных станций зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400; пусковых установок и транспортно-заряжающих машин противокорабельных береговых ракетных комплексов "Бастион", "Бал-Э", "Клаб-М"; мостоукладчиков ТММ-6 "Гусеница-2" и др.

Для того чтобы "пересадить" все эти виды ВВТ на другую колесную базу, России потребуются огромные затраты времени и денег, которых ей в текущей ситуации уже не хватает. Не менее важно и то, что вся инфраструктура, обеспечивающая функционирование ПГРК, c советских времен приспособлена под колесные шасси МЗКТ. В случае замены "матчасти" ее придется серьезно адаптировать или даже перестраивать.

Как "отжать" целый завод

Тогда возникает естественный вопрос: к чему упомянутые выше информационные "сливы" о скорой замене белорусских СКШТ на российские? На него, возможно, сам того не осознавая, предельно откровенно ответил главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов.

По его словам, "сливы" эти могут быть санкционированными сверху: КамАЗ постоянно обвиняют в том, что он потратил большие суммы денег на "Платформу" и ничего не сделал. И раз пошли такие утечки, то в них могут быть "заинтересованы структуры повыше КамАЗа и "Ростеха" (владельца автозавода). И вполне возможно, что последний "слив" – это "черная метка" белорусам: "либо делаете, что надо, на наших условиях, либо будете все это в Китай и Северную Корею отправлять".

Таким образом, похоже, что мы снова имеем дело с информационным шантажом. Первая попытка была предпринята в 2011 году, когда в российских СМИ прошла серия публикаций о том, что Минобороны РФ намерено вскоре отказаться от использования белорусских СКШТ в качестве носителей новейших ПГРК и уже в 2014 года эти комплексы будут размещаться на шасси семейства "Платформа" Камского автозавода. В дальнейшем машины данного семейства должны будут поступить на вооружение всех видов и родов войск РФ, а МЗКТ лишится российских военных заказов.

Но 2014 год минул, реченное не сбылось, и вот теперь предпринят новый заход. Цель прежняя: не мытьем, так катаньем взять под свою "крышу" Минский завод колесных тягачей, дабы выполнение программы перевооружения Вооруженных сил РФ (и РВСН в особенности) не зависело от перемен настроения президента РБ Александра Лукашенко. С целью достижения желаемого руководство РФ предпринимает различные меры "мягкого" и "твердого" принуждения.

Здесь, очевидно, нелишним будет напомнить, что принципиальное решение о создании белорусско-российского холдинга с участием МЗКТ было достигнуто еще 11 марта 2013 года на встрече вице-премьера Правительства РФ Аркадия Дворковича и первого вице-премьера РБ Владимира Семашко. Позднее оно было подтверждено на уровне премьер-министров и президентов двух стран.

Но каждая из сторон стремилась выжать из этой сделки максимум выгоды, и торг относительно условий создания СП принял достаточно жесткий и затяжной характер. Если представители Беларуси всячески набивали цену на свой "товар", то российские переговорщики столь же упорно ее сбивали. Недовольный предложениями россиян Александр Лукашенко 6 декабря 2013 года предпринял демарш, высказавшись против передачи им контрольного пакета акций МЗКТ.

И вот теперь начался второй акт "драмы". Похоже, что, пользуясь сложным экономическим положением союзника, Кремль намеревается дожать-таки строптивого союзника, начав с информационной "артподготовки".

Александр АЛЕСИН Журналист, экономический и военный обозреватель.

maxpark.com

РВСН перейдет на новые шасси? » Военное обозрение

В настоящее время основными шасси для различной техники ракетных войск стратегического назначения, в том числе и для подвижных грунтовых ракетных комплексов, является продукция Минского завода колесных тягачей. Белорусское предприятие выпускает технику различного назначения с колесными формулами от 4х4 до 16х16. Благодаря широкой номенклатуре выпускаемой продукции, МЗКТ и через двадцать с лишним лет после распада Советского Союза продолжает оставаться одним из основных производителей тягачей и шасси для специальной техники в СНГ. Часто отмечается, что автомобильная техника Минского завода имеет только один недостаток: зарубежное происхождение. Поэтому нередко поднимается вопрос прекращения закупок техники в Белоруссии и налаживания собственного производства подобных машин.

РТ-2ПМ "Тополь" на шасси МАЗ-7917. Фото Мити Алешковского, "Лента.ру"

На днях появились новые сообщения на эту тему. По данным газеты «Известия», к 2014 году российское министерство обороны полностью откажется от импорта колесных машин в пользу отечественных аналогов. Эти сведения изданию сообщил неназванный источник в командовании ракетных войск стратегического назначения. По его словам, в самое ближайшее время у нашей страны появится несколько собственных колесных машин разных классов. Что касается соглашений с белорусским предприятием, то все имеющиеся контракты будут выполнены в полном объеме, но новые договоры больше не будут заключаться. Источник отметил, что последние поставленные Белоруссией машины будут использоваться в составе вновь строящихся подвижных грунтовых комплексов «Ярс». После 2014-15 годов, соответственно, все новые ракетные комплексы будут базироваться на полностью отечественных шасси.

Источник «Известий» также указал на машины, призванные стать преемниками минских тягачей. К примеру, для размещения собственно пусковых установок будут применены машины семейства «Платформа», разрабатываемые в настоящее время на Камском автозаводе. В рамках этой программы создаются три тяжелых многоцелевых машины: 16х16 с грузовой платформой и грузоподъемностью 85 тонн, 12х12 на 50 тонн и четырехосный полноприводный тягач с возможностью буксирования прицепа массой в 90-160 тонн. Более года назад стало известно, что программа «Платформа» дойдет до стадии испытаний прототипов в 2013 году. С учетом дальнейших новостей по этой теме такой срок выглядит вполне реальным. По словам источника «Известий», уже нынешней зимой начнутся испытания этих тягачей, а пусковая установка для ракет РС-24 будет смонтирована на восьмиосную платформу к следующему 2014 году.

В пользу перехода на новые шасси источник в главкомате РВСН приводит их характеристики. Так, 16-колесный вариант «Платформы» имеет немного большую грузоподъемность (85 тонн против 80), чем у МЗКТ-79221, являющегося базой для пусковой установки комплекса «Тополь-М». Также перспективная «Платформа» имеет лучшие характеристики проходимости: выше расчетная скорость на пересеченной местности, а также эта машина способна преодолевать немного больший брод (1,5 метра против 1,1). Таким образом, массовый перевод техники РВСН на отечественные шасси не повлечет за собой какие-либо потери в плане ходовых и грузоподъемных качеств базовых машин. Что касается машин связи, обеспечения боевого дежурства и т.п., то они могут быть смонтированы на существующих колесных шасси Камского или Брянского автозаводов. Таким образом, подвижные ракетные комплексы могут быть сделаны полностью независимыми от иностранной автомобильной техники.

Словно разбавляя оптимизм источника в командовании РВСН, «Известия» привели слова некоего военнослужащего, имеющего прямое отношение к эксплуатации колесной техники. По словам этого представителя технической службы, перспективы разработки КАМАЗа могут быть испорчены отсутствием у этого предприятия соответствующего опыта. В то же время, ряд технических новинок вполне способны сделать из «Платформы» по-настоящему удобное и пригодное для применения шасси. В первую очередь, неназванный техник отметил систему электрической трансмиссии. Это означает, что дизельный двигатель шасси приводит в действие электрогенератор, ток с которого распределяется между шестнадцатью электрическими моторами, связанными с колесами. Благодаря этому повреждение того или иного колеса и/или двигателя не приводит к полной потере подвижности, а также упрощается конструкция трансмиссии, которая становится менее подвержена внешним факторам. Однако такая сложность в сочетании с отсутствием опыта в создании тяжелых колесных машин в итоге может привести к неприятным последствиям.

В целом, сообщения «Известий» на фоне ранее появлявшейся информации не смотрятся неожиданными. Споры вокруг колесных шасси для РВСН идут уже не первый год и нынешние новости просто дополняют картину. Тем не менее, в опубликованной сейчас информации есть некоторые моменты, привлекающие внимание и не позволяющие полностью доверять ей. Взять, к примеру, данные об отсутствии каких-либо закупок после 2014 года. Вряд ли КАМАЗ успеет за каких-то полтора-два года построить, испытать, довести до ума и наладить серийное производство восьмиосных «Платформ». Ввиду отсутствия у предприятия подобного опыта сроки начала серийного производства вполне могут сместиться в будущее. Кроме того, текущее состояние производственных мощностей Камского автозавода позволяет сомневаться в возможности быстрой постановки в серию новой модели тяжелого тягача, а тем более массового ее производства. Так что, скорее всего, после вышеуказанного 2014 года закупки шасси марки «МЗКТ» продолжатся, хотя и в меньших масштабах. Наиболее реальным выглядит следующий вариант развития событий: часть техники для РВСН станет производиться на отечественных предприятиях, а часть будет закупаться у Белоруссии. При этом возможно постепенное уменьшение количества закупаемых шасси из-за увеличения темпов собственного производства.

Отдельный вопрос собой представляют конструкционные нюансы проекта «Платформа». Согласно некоторым источникам, некоторое время назад конструкторы Камского автозавода решили отказаться от слишком смелой идеи электротрансмиссии. Тем не менее, официальная информация по этому поводу отсутствует. Вполне возможно, что в настоящее время сотрудники завода КАМАЗ заканчивают доводку такой оригинальной силовой установки и уже готовы начинать сборку прототипа перспективной тяжелой машины. Стоит отметить, в нашей стране не так давно предпринимались попытки сделать колесный тягач с электротрансмиссией. Несколько лет назад Брянский автозавод в рамках программы «Полупар-1» представил макетный образец машины БАЗ-М6910Э, оснащенной комбинированной силовой установкой с генератором и тяговыми электромоторами. После нескольких демонстраций на различных мероприятиях этот автомобиль пропал из виду и более публике не демонстрировался. Имеются сведения о продолжении работ над проектом в инициативном порядке, без финансирования министерством обороны. Задолго до брянских конструкторов подобную систему разработали на Минском автозаводе. В середине восьмидесятых годов в Минске было собрано два тяжелых 24-колесных тягача МАЗ-7907 с грузоподъемностью до 150 тонн. Машины были предназначены для использования в мобильном ракетном комплексе «Целина-2» с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец». Вскоре после начала испытаний двух прототипов МАЗ-7907 проект был закрыт.

Судя по имеющимся данным, проект «Полупар-1» не дал ожидаемых результатов, вследствие чего военное ведомство отказалось от него. Текущая «Платформа», по-видимому, является своеобразной последней надеждой военных на получение тяжелой машины отечественного производства. Кроме того, машина БАЗ-М6910Э была четырехосной, а для использования в комплексах «Тополь-М» или «Ярс» требуются более серьезные шасси. Возможно, у брянских инженеров возникли какие-то проблемы с разработкой восьмиосного тяжелого шасси с электрической трансмиссией. Удалось ли конструкторам КАМАЗа справиться со всеми проблемами такой схемы, пока не совсем ясно. В то же время регулярно приходят новости относительно продолжения работ над «Платформой». Очевидно, Минобороны и Камский завод полны решимости довести проект до серийного производства.

В целом, предоставленная «Известиями» информация выглядит в достаточной мере правдоподобной, за исключением некоторых нюансов, связанных со сроками перехода на отечественные шасси и сравнением фактических характеристик машин МЗКТ и расчетных данных «Платформы». Тем не менее, общий посыл новости – постепенное воплощение давних планов по отказу от зарубежных колесных шасси – вполне понятен и даже ожидаем. Разговоры о необходимости такого отказа ходят достаточно давно, но ранее у нашей страны попросту не было возможности заняться проектированием новых тяжелых машин и дальнейшим их производством.

Переход на «Платформы» также имеет еще одну интересную сторону. Поставки тягачей марки МЗКТ составляют основную долю российско-белорусского военно-технического сотрудничества, поэтому официальный Минск вряд ли обрадуется отсутствию новых контрактов на подобные машины. Таким образом, Россия может получить дополнительный рычаг давления на не всегда сговорчивую администрацию президента А. Лукашенко. Более того, неудачное завершение отечественной программы благодаря «запасному варианту» в виде импортного шасси МЗКТ-79221 не окажется болезненным для РВСН. Также на уровне предположений можно рассмотреть еще одно политическое последствие «Платформы»: если этот проект будет закрыт по техническим или финансовым причинам, Москва сможет объявить это закрытие дружеским шагом для укрепления международных отношений.

И все же, пожалуй, пока рано делать прогнозы по поводу перспектив новых шасси «Платформа». Конструкторские работы в настоящее время должны подходить к концу, а испытания прототипа начнутся, в самом лучшем случае, не ранее февраля-марта следующего года. Таким образом, готовый прототип подвижной пусковой установки, оснащенной всем комплексом целевого оборудования, будет собран только осенью следующего года или даже позже. Учитывая такие сроки, не стоит ждать быстрого и полного отказа от минских колесных машин. Как уже говорилось, при удачном завершении программы «Платформа» и начале серийного изготовления восьмиосных тягачей российскому министерству обороны все равно придется в течение некоторого времени продолжать закупки импортной техники для обеспечения необходимого темпа сборки мобильных пусковых установок. Кроме того, наличие сразу двух типов шасси в итоге приведет к сложностям с обслуживанием такого парка техники. Тем не менее, судя по наличию соответствующей программы и ряду заявлений руководства Минобороны, российские военные понимают все риски и готовы пойти на них. Под вопросом только точные сроки замены базовых шасси.

По материалам сайтов:http://izvestia.ru/http://lenta.ru/http://rbase.new-factoria.ru/http://bmpd.livejournal.com/http://trucks.autoreview.ru/http://militaryrussia.ru/

Автор: Рябов Кирилл

topwar.ru

Почему Россия хочет лишить белорусский МЗКТ военных заказов | Беларусь и белорусы: новости и аналитика | DW

Россия намерена отказаться от услуг Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), который с советских времен является основным поставщиком транспортной техники для российских ракетных комплексов. Премьер РФ Дмитрий Медведев на минувшей неделе заявил о переносе производства автомобильных шасси с МЗКТ на КамАЗ, так как Беларусь отказалась продавать это предприятие России.

"Они три года продавали нам этот МЗКТ, но так мы ни о чем не договорились. Не хотят продавать, не надо, мы на КАМАЗе наладим производство", - сказал Медведев во время визита на "Мотовилихинские заводы" в Перми. Тогда же газета "Известия" со ссылкой на источник в дирекции российского концерна "Алмаз-Антей" сообщила, что производитель зенитно-ракетных систем С-400 "Триумф" готов полностью заменить продукцию МЗКТ на аналогичную технику Брянского автомобильного завода (БАЗ).

Опрошенные DW военные обозреватели по-разному оценили перспективу реализации подобных заявлений и назвали разные сроки, в течение которых, по их мнению, можно осуществить переход от белорусских ракетных шасси на российские - от двух до десяти лет. Эксперты говорят, что для этого понадобится также весомая финансовая поддержка, в то время как бюджет военных расходов России уже урезан.

В рамках российского госзаказа

"МЗКТ работает в рамках государственного оборонного заказа России, туда уходит более 70 процентов выпускаемой продукции", - рассказал DW белорусский военный обозреватель Александр Алесин. По его словам, Минск - основной поставщик шасси для российских оперативно-тактических ракетных комплексов "Искандер", реактивных систем залпового огня "Смерч" и "Торнадо", зенитных ракетных систем С-300 и С-400 и для подвижных грунтовых ракетных комплексов Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) "Тополь", "Тополь-М", "Ярс" и "Рубеж".

МЗКТ участвует в переоснащении и модернизации российской армии наряду с такими белорусскими предприятиями, как производитель оптической и оптоэлектронной аппаратуры "БелОМО",ОАО "АГАТ - системы управления", НПУ "Тетраэдр" и другими.

Александр Алесин

Алесин не сомневается в возможностях россиян создать такую, как на МЗКТ, продукцию, но убежден, что на подготовку кадров и создание собственной научно-технической и производственной базы России понадобится от 5 до 10 лет. Он подчеркнул, что в Минске еще со времен СССР сохранилась конструкторская школа, которая работает над производством многоосных колесных шасси для различных видов вооружений - от зенитных до стратегических. Исследования для минского завода проводит Академия наук Беларуси. Так что, по мнению эксперта, полностью обойтись без белорусской колесной техники РФ будет сложно, особенно для РВСН: "Это 50-тонные грузы, которые надо перевозить в условиях бездорожья, а на минские тягачи все эти годы не было нареканий".

Что не устраивает Москву

Отвечая на вопрос DW, с чем связаны заявления РФ об отказе от сотрудничества с МЗКТ, российский военный обозреватель Александр Гольц назвал две возможных, на его взгляд, причины. "Во-первых, в России не очень довольны, что Александр Лукашенко ведет игру с Западом и намекает на готовность сотрудничать с ним в военно-политической области, в то время как Кремль оказался в международной изоляции", - говорит Гольц. Во-вторых, полагает аналитик, в условиях сокращения российского военного бюджета на 5 процентов очевидно желание РФ сэкономить и продолжить кампанию по поддержке собственного производителя.

Александр Гольц

А российский военный публицист Владислав Шурыгин обратил внимание DW на важность импортозамещения в сфере ВПК, к которому стремится Россия: "Мы столкнулись с тем, что все заказы, связанные с Украиной подвисли и больше не будут выполняться, у нас остановилась часть кораблестроительной программы, снизилось количество выпускаемых вертолетов". Эксперт уверен в том, что российская промышленность должна разворачивать полный цикл производства военной продукции на своих заводах, "как это сейчас происходит с вертолетными двигателями или с шасси для зенитных ракетных комплексов ТОР, которые раньше делали только на МЗКТ".

В то же время Шурыгин признал, что наряду со снижением от иностранной зависимости, в военной сфере есть и свои недостатки - удорожание стоимости и дополнительные издержки, так как, по его словам, цена минского тягача меньше, чем российского. "Но поскольку эта колесная база используется для перевозки стратегического вооружения, импортозамещение оправданно", - заметил эксперт. В отличие от Александра Алесина, Шурыгин убежден, что в технологическом плане Россия готова к созданию такой техники, и "при нормальном финансировании вопрос производства и полного замещения минской техники может решиться в течение 2-3 лет".

Торг продолжается

В свою очередь Александр Алесин указал, что подобные разговоры идут уже несколько лет. Он напомнил, что Россия еще в 2011 году настаивала на интеграции МЗКТ в свой ВПК через покупку контрольного пакета акций. Были даже достигнуты предварительные соглашения, но Минск и Москва не сошлись в оценке активов и сумме инвестиций.

"Вместе с переговорами шел и информационный шантаж, россияне уже тогда говорили, что могут сделать технику сами и пророчили МЗКТ банкротство", - говорит Алесин. По его словам, "каждый информационный вброс на эту тему означает очередной этап торга за важный для российского военпрома ресурс".

Противоречия союзников вокруг МЗКТ особенно обострились после того, как в августе 2015 года при посещении завода Александр Лукашенко заявил, что не намерен продавать завод РФ, а "если у россиян есть мозги и деньги, которых у них нет - пускай изобретают!". Однако и Алесин, и Гольц полагают, что сторонам необходимо искать компромисс и развивать взаимовыгодное сотрудничество.

"Программа импортозамещения в сфере ВПК РФ выглядит большой профанацией, и я не думаю, что она будет полностью реализована именно по причине разрыва хозяйственных связей, как с той же Украиной", - говорит российский эксперт. По его словам, сегодня ни одна страна в мире не способна целиком производить весь спектр комплектующих для военной техники. "Многие американские системы вооружений содержат комплектующие из Китая, и никто по этому поводу особенно не переживает. Но мы говорим о рациональном подходе, а Россия в последнее время демонстрирует подход иррациональный", - резюмировал Александр Гольц.

www.dw.com


Смотрите также