Описание и работа механизмов и систем двигателей. Маркировка двигателя камаз


Двигатель КАМАЗ евро

dvigatelkamazevro1

Серия двигателей КАМАЗ евро 1 включает в себя модели 740.11 и 740.13, цена на которые указана в нашем каталоге:

catalogdvigateli

Новые разделы с полезными материалами

Двигатель КАМАЗ евро проекта 740.11 стал первым в РФ крупносерийным турбированным дизелем. Получив на рубеже 21 века мощные инвестиции и передовые технологии, ПАО «КАМАЗ» отказалось от устаревшего мотора, разработанного еще в 60-х силами ЯМЗ. Необходимость обеспечивать лимит по выбросам в атмосферу совпала по времени с кардинальной модернизацией производства в Набережных Челнах. С 2001 года все грузовики здесь оснащаются силовыми агрегатами, отвечающими нормам европейских экологических стандартов

Особенности двигателя КАМАЗ евро 1

Кроме турбонаддува и соответствия нормам евро 1 двигатель КАМАЗ 740.11 и его более мощный последователь 740.13 отличаются от предшественников измененной конструкцией блока цилиндров, топливной аппаратурой с повышенной энергией впрыска, распредвалом с оптимизированными фазами газораспределения, а также принципиально новыми системами смазки и охлаждения.

Модификации и маркировка

Двигатель КАМАЗ евро 1, как и все следующие за ним агрегаты семейства евро, маркируется восьмизначным кодом. Шильдик с обозначениями крепится на блок цилиндров. Шифр «740.11 — 240» соответствует агрегату мощностью 240 л.с., а «740.13 — 260» — 260-сильной модели.В документации те же самые моторы обозначаются без указания мощности, но с добавлением семи или более знаков. Например, двигатель КАМАЗ евро 1 «740.11-1000400» соответствует базовой комплектации с топливным насосом (ТНВД) 337 серии производства ЯЗДА. Кодировка, расположенная после дефиса, кроме варианта топливной аппаратуры отражает совместимость с различными моделями грузовиков КАМАЗ.

Следует отличать номер самого дизеля от номера силового агрегата, в состав которого могут входить дополнительно стартер, КП и сцепление. Например, в составе агрегата 740.11-1000312 присутствуют двигатель КАМАЗ евро 740.11-1000410, КП серии 15 и сцепление серии 142.

Основные характеристики моделей категории евро 1

Двигатель КАМАЗ евро 740.11 является V-образныем 8-цилиндровым четырехтактным дизелем с турбонаддувом мощностью 240 л.с. и жидкостным охлаждением. Рабочий объем цилиндров составляет 10,850 л. Устройство обеспечивает следующие значения функциональных параметров:— крутящий момент (max), 833 Н•м;— частота вращения коленвала (max), 2930 об/мин;— удельный расход топлива (min), 152 г/лс•ч.

Двигатель КАМАЗ 740.13 оборудован более производительным ТНВД и отличается увеличением степени сжатия рабочей смеси (17 против 16,5 у предшественника). За счет этих мер обеспечивается дополнительные 20 л.с. мощности при более высоком максимальном моменте (932 Н•м) и незначительном изменении удельного топливного расхода (до 155 г/лс•ч).Из других конструктивных новшеств, стоит выделить усиленный блок и молибденовое покрытие гильз цилиндров.Кроме грузовиков двигатели серии КАМАЗ евро могут служить приводами в автобусах марок ЛиАЗ, ЛАЗ, ПАЗ и НЕФАЗ, а также в качестве силовых установок дизельных электростанций.

Цена на двигатель КАМАЗ евро

260-сильная модель при прочих равных условиях стоит, в среднем, на 15% больше 240-сильной. Значительное влияние на ценообразование оказывает локализация трейдера. Близкая расположенность к заводу-изготовителю соответствует минимальным логистическим расходам. Значительная плотность дилеров в западных, центральных и южных регионах РФ создает высокую конкуренцию и обеспечивает минимально возможную стоимость.

Двигатель КАМАЗ евро 1 цена которого намного ниже заводской, может встречаться в категориях б/у, либо контрафактной продукции. Самый большой стоимостной разброс отмечается в дальневосточном регионе РФ. Оригинальные двигатели КАМАЗ евро здесь одни из самых дорогих в стране, а контрафакт, напротив, очень дешев и заманчив.Перед тем, как проводить сравнительный анализ коммерческих предложений, покупателю следует проконтролировать соответствие комплектаций товара и учесть разницу систем ТНВД. Стоимость силовых агрегатов, включающих в себя КП, сцепление и/или стартер, как правило, намного больше цены самого дизеля.

На б/у Двигатель КАМАЗ евро 1 цена может незначительно отличаться в меньшую сторону от стоимости нового агрегата, если речь идет о капитальном ремонте, проведенном заводом-изготовителем.

Где купить двигатель КАМАЗ евро

Двигатель КАМАЗ евро 1 купить можно, обратившись в нашу компанию или к авторизованным дилерам. Зачастую недостаточный бюджет толкает снабженцев и владельцев транспорта к рискованным вариантам сделок по объявлениям и покупок у непроверенных фирм.

К сожалению, рынок запчастей КАМАЗ наводнен недобросовестными трейдерами. Часто встречаются случаи выдачи некачественных сборок за двигатели, прошедшие капитальный заводской ремонт. Контрафактные моторы производства КНР и стран юго-восточной азии, а также изделия, собранные в гаражных условиях из деталей, поставляемых «несунами», могут внешне выглядеть безупречно и предлагаться в качестве оригинального заводского товара с поддельной гарантийной документацией.

Не стоит рассчитывать на результаты независимой экспертизы. Даже аппаратное тестирование систем устройства не всегда дает объективную оценку его потенциального ресурса. Например, незначительная несоосность монтажа ТНВД может проявить себя лишь при эксплуатации в нагруженных режимах и привести к быстрому выходу из строя деталей и узлов агрегата.Чтобы Двигатель КАМАЗ евро 1 купить с реальной гарантией и возможностью многократного продления проектного ресурса, необходимо удостовериться в порядочности продавца.

dvigatelkama.ru

Описание и работа механизмов и систем двигателей

ОПИСАНИЕ И РАБОТА МЕХАНИЗМОВ И СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЕЙ

БЛОК ЦИЛИНДРОВ является основной корпусной деталью двигателя и представляет собой отливку из чугуна. Блок цилиндров двигателя составляют два ряда полублоков под гильзы цилиндров, расположенных V-образно под углом 90° один к другому и представляющих одно целое с верхней частью картера. Левый ряд расточек под гильзы смещен относительно правого вперед (к вентилятору) на 29,5 мм, что обусловлено установкой двух шатунов на каждую шатунную шейку коленчатого вала.

В каждом ряду имеется по четыре цилиндра, выходящие на верхние обработанные плоскости, которые служат привалочными поверхностями для головок цилиндров. Прива-лочные поверхности отличаются высокой плоскостностью и параллельностью оси расточек под подшипники коленчатого вала.

Каждый цилиндр имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполненных в верхнем и нижнем поясках блока, по которым центрируются гильза цилиндра, и выточки в верхнем поясе, образующие кольцевые площадки под бурты гильз. Чтобы обеспечить правильную посадку гильзы в цилиндре, параметры плоскостности и перпендикулярности упорной площадки под бурт гильзы к общей оси центрирующих расточек должны быть выполнены с высокой точностью. На нижнем пояске выполнены две канавки под уплотнительные кольца, которые предотвращают попадание охлаждающей жидкости из полости охлаждения блока в полость масляного картера двигателя.

Бобышки болтов крепления головок цилиндров выполнены в виде приливов к поперечным стенкам, образующим рубашку охлаждения, равномерно распределены вокруг каждого цилиндра.

Поперечные перегородки в нижней части блока цилиндров заканчиваются толстостенными арками, образующими коренные опоры коленчатого вала, к обработанным площадкам которых крепятся крышки коренных подшипников.

Картерная часть блока связана с крышками коренных подшипников коренными и стяжными болтами. Крышка пятой коренной опоры центрируется в продольном направлении по двум вертикальным штифтам, обеспечивая точность совпадения расточек под упорные полукольца коленчатого вала на блоке и на крышках.

Порядок затяжки болтов крепления крышек коренных опор приведен в таблице 14 (см. раздел «Ремонт двигателя»).

Расточка блока цилиндров под вкладыши коренных подшипников производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы и устанавливаются в строго определенном положении. На каждой крышке нанесен порядковый номер опоры, нумерация опор начинается с переднего торца блока.

В картерной части развала блока цилиндров в виде бобышек выполнены направляющие толкателей клапанов. Ближе к заднему торцу выполнена перепускная труба полости охлаждения, между четвертым и восьмым цилиндрами, для улучшения циркуляции охлаждающей жидкости. Одновременно она придает блоку еще и дополнительную жесткость. Параллельно оси расточек под подшипники коленчатого вала выполнены расточки под втулки распределительного вала увеличенной размерности.

С целью увеличения циркуляционного запаса масла на двигатель устанавливается масляный насос увеличенной производительности. Поэтому диаметры масляных каналов в блоке цилиндров существенно увеличены. В нижней части цилиндров отлиты заодно с блоком бобышки под форсунки охлаждения поршней.

Для установки на блок фильтра с теплообменником на правой стороне увеличены площадка и выполнены два дополнительных крепежных отверстия, а также сливное отверстие из фильтра. Блоки цилиндров под рядную и V-образную топливную аппаратуру не взаимозаменяемы!

ГИЛЬЗЫ ЦИЛИНДРОВ (см. рисунок 22 - Установка гильзы и форсунки охлаждения поршня)"мокрого" типа, легкосъемные, имеют маркировку 740.51-1002021 на конусной поверхности в нижней части,нанесенную ударным способом. Установка гильз с другой маркировкой недопустима, т.к. это приведет к ускоренному износу гильз и поршневых колец.

В соединении гильза-блок цилиндров полость охлаждения уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо в проточке гильзы, в нижней части - два кольца в расточки блока.

Рисунок 22 - Установка гильзы и форсунки охлаждения поршня: 1 - трубка форсунки; 2 - корпус форсунки; 3 - корпус клапана; 4, 6 - уплотнительные кольца; 5 - гильза

Гильза цилиндра изготавливается из серого специального чугуна, без упрочняющей термообработки. Микрорельеф на зеркале гильзы представляет собой редкую сетку впадин и площадок под углом к оси гильзы. При работе двигателя масло удерживается во впадинах, что улучшает прирабатываемость деталей цилиндропоршневой группы.

При сборке двигателя на нерабочем выступе торца гильзы наносится номер цилиндра и индекс варианта исполнения поршня.

ПРИВОД АГРЕГАТОВ (см. одноименный рисунок 23)осуществляется прямозубыми зубчатыми колесами и служит для привода механизма газораспределения, ТНВД, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления автобуса. Зубчатые колеса устанавливаются на двигатель в строго определенном положении по метке «0»на зубчатом колесе привода распределительного вала, метке «Е»на зубчатом колесе привода ТНВД и рискам,выбитым на зубчатых колесах. Механизм газораспределения приводится в действие от ведущего зубчатого колеса (с модулем зуба 4,5 мм), закрепленного на хвостовике коленчатого вала, через блок промежуточных зубчатых колес, которые вращаются на двух рядах роликов 3, разделённых промежуточной втулкой 4 и расположенных на оси 1, закреплённой на заднем торце блока цилиндров. На хвостовик распределительного вала напрессовано зубчатое колесо 16 (с модулем зуба 3 мм), угловое расположение которого относительно кулачков вала определяется шпонкой. Зубчатое колесо 15 привода ТНВД установлено на вал 13 привода ТНВД с натягом и ориентируется шпонкой 14.

Привод ТНВД осуществляется от колеса 15, находящегося в зацеплении с колесом 16 привода распределительного вала. Вращение от вала к ТНВД передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность установки валов ТНВД и зубчатых колес. С колесом привода ТНВД находятся в зацеплении зубчатые колеса компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления.

К заднему торцу блока цилиндров крепится картер агрегатов. В верхней части картера агрегатов есть расточки, в которые устанавливаются компрессор и насос гидроусилителя рулевого управления. По бокам картера агрегатов выполнены бобышки с отверстиями для слива масла из турбокомпрессоров и отверстием под указатель уровня масла.

В верхней части картера агрегатов и картера маховика слева выполнен прилив, предназначенный для установки коробки отбора мощности (КОМ). В случае отсутствия КОМ внутренние поверхности прилива не обрабатываются.

Привод агрегатов закрыт картером маховика, закреплённым к заднему торцу блока цилиндров через картер агрегатов.

При необходимости отбора мощности от двигателя, может быть установлен картер маховика с люком для установки коробки отбора мощности.

Рисунок 23 -Привод агрегатов: 1 - болт крепления роликового подшипника; 2 - промежуточное зубчатое колесо; 3 - болт; 4, 16 - шайбы; 5 - манжета; 6 - корпус заднего подшипника; 7 - прокладка; 8 - вал колеса привода ТНВД; 9, 19 - шпонки; 10, 12, 18 - подшипники; 11 - зубчатое колесо привода ТНВД; 13 - вал распределительный в сборе с зубчатым колесом; 15 - ось с фланцем; 18 - болт крепления оси ведущего колеса; 20 - ведущее зубчатое колесо привода распределительного вала; 21, 22 - кольца упорные; 23 - ведущее зубчатое колесо коленчатого вала

На картере маховика справа предусмотрено место под фиксатор маховика, применяемый для установки угла опережения впрыскивания топлива и регулирования тепловых зазоров в механизме газораспределения.

Ручка фиксатора при работе двигателя должна находиться в верхнем положении. В нижнее положение ее переводят при регулировочных работах, в этом случае фиксатор находится в зацеплении с маховиком (см. рисунок 24 - Положения ручки фиксатора маховика).В верхней части картера маховика выполнена расточка, в которую устанавливается корпус заднего подшипника вала привода ТНВД. Внизу в левой части картера имеется расточка, в которую устанавливается стартер. В середине картера выполнена расточка под манжету коленчатого вала.

Рисунок 24 - Положения ручки фиксатора маховика: а) - при эксплуатации; б) - при регулировке в зацеплении с маховиком

КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ (см. рисунок 25)изготовлен из высококачественной стали с упрочнением методом карбонитрирования или азотирования.

Валы имеют пять коренных и четыре шатунных шейки, связанные щеками и сопряженные с ними переходными галтелями.

Для равномерного чередования рабочих ходов расположение шатунных шеек коленчатого вала выполнено под углом 90°. На шатунные шейки устанавливаются по два шатуна: один для правого и один для левого рядов цилиндров (см. рисунок 28 - Поршень с кольцами в сборе с шатуном).

Подвод масла к шатунным шейкам производится через отверстия 5 в коренных и отверстия 4 в шатунных шейках (см. рисунок 25 - Коленчатый вал).

Рисунок 25 - Коленчатый вал: 1 - противовес коленчатого вала передний; 2 - шпонка; 3 - шестерня привода масляного насоса; 4 - отверстие подвода масла к шатунным шейкам; 5 - отверстие подвода масла в коренных шейках

Для уравновешивания сил инерции и уменьшения вибраций коленчатый вал имеет шесть противовесов, отштампованных заодно со щеками коленчатого вала. Кроме основных противовесов имеется дополнительный съемный противовес 1, напрессованный на вал, его угловое расположение относительно коленчатого вала определяется шпонкой 3.

На двигателях с электронной системой управления с топливной аппаратурой фирмы "BOSCH" съемный противовес 1 имеет зубчатый обод, предназначенный для работы индуктивного датчика, установленного в передней крышке блока цилиндров. На двигателях с рядным ТНВД имеется восемь пазов.

Для обеспечения требуемого дисбаланса, на маховике выполнена выборка 15 (см. рисунок 26 - Установка полуколец, вкладышей подшипников, манжеты и маховика коленчатого вала).

От осевых перемещений коленчатый вал зафиксирован двумя верхними 7 и нижними 10 полукольцами, установленными в проточках задней коренной опоры блока цилиндров, так, что сторона с канавками прилегает к упорным торцам вала.

Уплотнение коленчатого вала осуществляется резиновой манжетой 12 безпружинной конструкции с уплотнительным элементом из PTFE (модифицированный фторопласт) с дополнительным уплотняющим элементом - пыльником 13. Манжета размещена в картере 2 маховика.

На хвостовике коленчатого вала выполнена шейка 20, по которой центрируется шестерня 3 (с модулем зуба 4,5 мм) привода газораспределительного механизма и маховик 1.

На носок коленчатого вала напрессована шестерня 3 (см. рисунок 25 - Коленчатый вал)привода масляного насоса.

На торце хвостовика коленчатого вала выполнено десять резьбовых отверстий М16х1,5-6Н для крепления шестерни коленчатого вала и маховика, на торце носка - восемь резьбовых отверстий М12х1,25-6Н для крепления гасителя крутильных колебаний (см. рисунок 29 - Установка гасителя крутильных колебаний, фланца отбора мощности и шкива).

Номинальные диаметры шеек коленчатого вала:

- коренных - (95±0,015) мм;

- шатунных - (80±0,015) мм.

Коленчатые валы имеют маркировку 740.50-1005020, выполненную в поковке на третьем противовесе. Установка валов с другой маркировкой недопустима из-за значительных отличий от коленчатых валов других моделей двигателей.

ВКЛАДЫШИ КОРЕННЫХ И ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ (см. рисунок 26 -Установка полуколец, вкладышей подшипников, манжеты и маховика коленчатого вала и рисунок 28 - Поршень с кольцами в сборе с шатуном) изготовлены из стальной ленты, покрытой слоями свинцовистой бронзы, свинцовооловянистого сплава и олова.

Верхние 8 (см. рисунок 26 - Установка полуколец, вкладышей подшипников, манжеты и маховика коленчатого вала) и нижние 9 вкладыши коренных подшипников невзаимозаменяемые. В верхнем вкладыше имеется отверстие для подвода масла и канавка для его распределения.

Вкладыши 9 (см. рисунок 28 - Поршень с кольцами в сборе с шатуном) нижней головки шатуна взаимозаменяемы. От проворачивания и бокового смещения вкладыши фиксируются выступами (усами), входящими в пазы, предусмотренные в постелях блока и шатуне, а также крышках подшипников.

Рисунок 26 - Установка полуколец, вкладышей подшипников, манжеты и маховика коленчатого вала: 1 - маховик; 2 - картер маховика; 3 - шестерня привода газораспределительного механизма; 4 - установочный штифт маховика; 5 - блок цилиндров; 6 - коленчатый вал; 7, 10 - полукольца упорного подшипника коленчатого вала; 8, 9 - вкладыши подшипника; 11 - задняя крышка подшипника вала; 12 - манжета уплотнения вала; 13 - пыльник манжеты; 14 - зубчатый венец маховика; 15 - выборка под дисбаланс; 16 - болт крепления маховика; 17 - шайба; 18 - втулка дистанционная; 19 - подшипник; 20 - центрирующая шейка вала; 21 - кольцо

Рисунок 27 - Установка крышек подшипников коленчатого вала: 1 - крышка подшипника коленчатого вала; 2 - коленчатый вал; 3 - коренные болты крепления крышки подшипника коленчатого вала; 4 - стяжной болт крепления крышки подшипника левый; 5 - шайбы; 6 - стяжной болт крепления крышки подшипника правый; 7 - блок цилиндров

Для восстановления двигателяпредусмотрены восемь ремонтных размеров вкладышей. Обозначение вкладышей подшипников коленчатого вала, диаметр коренной шейки коленчатого вала, диаметр отверстия в блоке цилиндров под эти вкладыши указаны в таблице 18 (см. раздел "Ремонт КШМ”).

В связи с высокими удельными нагрузками, действующими на подшипники в двигателях нового поколения, вкладыши имеют конструктивные отличия от ранее выпускаемых, направленные на повышение их работоспособности, при этом изменена маркировка вкладышей на 740.60-1004058 (шатунные), 740.60-1005170 и 740.60-1005171 (коренные).

При ремонте коленчатого вала допускается иерешлифовка коренных и шатунных шеек с уменьшением их диаметров на 0,25 мм и применением соответствующих ремонтных типоразмеров коренных и шатунных вкладышей (см. таблицы 18 и 19 , раздел «Ремонт двигателя»).Пределы допусков диаметров шеек ремонтного коленчатого вала при восстановлении двигателя должны быть такими же, как у диаметров шеек нового коленчатого вала. Клеймо ремонтного размера нанесено на тыльной стороне вкладыша.

При шлифовке коленчатого вала по коренным шейкам до диаметра менее 94,5 мм или по шатунным шейкам до диаметра менее 79,5 мм, необходимо коленчатый вал подвергнуть повторному азотированию по специальной технологии.

Внимание. Не рекомендуется замена вкладышей при ремонте на вкладыши с маркировкой 740, т.к. при этом произойдет существенное сокращение ресурса двигателя! Допустимо применение вкладышей номинального и ремонтного типоразмеров с маркировкой 7405.

КРЫШКИ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ (см. рисунок 27 - Установка крышек подшипников коленчатого вала)изготовлены из высокопрочного чугуна.

Крепление крышек осуществляется с помощью вертикальных коренных 3 и горизонтальных стяжных 4 и 5 болтов, которые затягиваются по определенной схеме регламентированным моментом (см. таблицу 14, раздел «Ремонт двигателя»).

Крышка пятой коренной опоры центрируется в продольном направлении двумя вертикальными штифтами, обеспечивающими точность совпадения расточек под упорные полукольца коленчатого вала на блоке и на крышках.

Рисунок 28 - Поршень с кольцами в сборе с шатуном: 1 - поршень; 2, 3 - компрессионные кольца; 4 - маслосъемное кольцо; 5 - стержень шатуна; 6 - болт крепления крышки шатуна; 7 - гайка; 8 - крышка шатуна; 9 - вкладыш нижней головки шатуна; 10 - втулка верхней головки шатуна; 11 - поршневой палец; 12 - стопорные кольца

ПОРШЕНЬ С ШАТУНОМ (см. рисунок 28) соединены пальцем 11 плавающего типа, его осевое перемещение ограничено стопорными кольцами 12. Палец изготовлен из хромоникелевой стали, диаметр отверстия 20,7 мм, с обоих торцов выполнены фаски 16x25 .

Применение пальцев с другими величинами отверстий недопустимо, т.к. это нарушает балансировку двигателя.

ПОРШЕНЬ 1 отлит из алюминиевого сплава со вставкой из износостойкого чугуна под верхнее компрессионное кольцо 2. В головке поршня выполнена тороидальная камера сгорания с вытеснителем в центральной части, она смещена относительно оси поршня в сторону от выточек под клапаны на 5 мм.

Боковая поверхность представляет собой сложную овально-бочкообразную форму с занижением в зоне отверстий под поршневой палец.

На юбку нанесено графитовое покрытие. В нижней ее части выполнен паз, исключающий при правильной сборке контакт поршня с форсункой охлаждения при нахождении в нижней мертвой точке (НМТ). Поршень комплектуется кольцами - двумя компрессионными и одним маслосъемным.

С целью обеспечения топливной экономичности и экологических показателей, применен селективный подбор поршней для каждого цилиндра по расстоянию от оси поршневого пальца до днища. По указанному параметру поршни разбиты на четыре группы: 10, 20, 30 и 40. Каждая последующая группа от предыдущей отличается на 0,11 мм.

В запасные части поставляются поршни наибольшей высоты {размер от оси поршневого пальца до днища поршня 40-й группы составляет 71,04 .004 мм), поэтому во избежание возможного контакта между ними и головками цилиндров, в случае замены, необходимо контролировать надпоршневой зазор. Если зазор между поршнем и головкой цилиндра после затяжки болтов крепления будет менее 0,87 мм, необходимо подрезать днище поршня на недостающую до этого значения величину.

Маркировка 740.60-1004015-40 выполнена на внутренней поверхности поршня.

Внимание. Установка поршней с двигателей КАМАЗ других моделей недопустима!

ШАТУН - стальной, кованый, стержень 5 имеет двутавровое сечение. Верхняя головка шатуна неразъемная, нижняя выполнена с прямым разъемом и плоским стыком.

Для точной посадки вкладышей подшипника в нижнюю головку шатун окончательно обрабатывают в сборе с крышкой 8, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемые.

В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка 10, а в нижнюю установлены сменные вкладыши 9. Крышка нижней головки шатуна крепится с помощью гаек 7, навернутых на болты 6, предварительно запрессованные в стержень шатуна.

Затяжка шатунных болтов осуществляется по схеме, указанной в таблице 14.

На крышке и стержне шатуна нанесены метки спаренности - трехзначные порядковые номера. На крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра.

КОМПРЕССИОННОЕ КОЛЬЦО 2 изготавливается из высокопрочного, кольцо 3 - из серого специального, а маслосъемное 4 - из серого чугунов. Верхнее компрессионное кольцо имеет форму двухсторонней трапеции, а второе имеет форму односторонней трапеции. При монтаже торец с отметкой ТОР должен располагаться со стороны камеры сгорания.

Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца 2 покрыта хромокерамикой и имеет бочкообразную форму. Рабочая поверхность второго компрессионного кольца 3 упрочнена азотированием. Ее форма на втором кольце представляет собой конус с уклоном к нижнему торцу, по этому характерному признаку кольцо получило название "минутное". Минутные кольца применены для снижения расхода масла на "угар", их установка в верхнюю канавку недопустима.

МАСЛОСЪЕМНОЕ КОЛЬЦО 4 - коробчатого типа, высотой 4 мм, с пружинным расширителем, имеющим переменный шаг витков и шлифованную наружную поверхность. Средняя часть расширителя с меньшим шагом витков при установке на поршень должна располагаться в зоне замка кольца. Рабочая поверхность кольца покрыта хромом.

Маркировка поршневых колец выполнена на верхнем торце колец рядом с замком. Маркировка содержит обозначение предприятия-изготовителя - GOE и обозначение верхнего торца кольца - ТОР.

Внимание. Установка поршневых колец с других моделей двигателей КАМАЗ может привести к увеличению расхода масла на "угар" и ухудшению экологических показателей.

В ремонтный комплектвходят:

- поршень; поршневые кольца; поршневой палец;

- стопорные кольца поршневого пальца;

- гильза цилиндра;

-уплотнительные кольца гильзы цилиндра.

ФОРСУНКИ ОХЛАЖДЕНИЯ (см. рисунок 22 - Установка гильзы и форсунки охлаждения поршня)устанавливаются в картерной части блока цилиндров и обеспечивают подачу масла из главной масляной магистрали на внутреннюю полость поршней.

При сборке двигателя необходимо контролировать правильность положения трубки 1 форсунки охлаждения поршня относительно гильзы 5 цилиндра и поршня. Контакт с поршнем и деталями кривошипно-шатунного механизма недопустим.

МАХОВИК (см. рисунок 26 - Установка полуколец, вкладышей подшипников, манжеты и маховика коленчатого вала) закреплен на торце хвостовика коленчатого вала 6 десятью болтами 16, изготовленными из легированной стали, и зафиксирован штифтом 4 на центрирующей шейке 20 коленчатого вала.

С целью исключения повреждения поверхности маховика, под головки болтов устанавливаются шайбы 17. На обработанную цилиндрическую поверхность маховика напрессован зубчатый венец 14, с которым входит в зацепление шестерня стартера при пуске двигателя. Под манжету уплотнения коленчатого вала устанавливается кольцо 21с наружной хромированной поверхностью. Во внутреннюю расточку маховика установлена дистанционная втулка 18 и подшипник 19 первичного вала с двухсторонним уплотнением.

Величина моментов затяжки болтов крепления маховика указана в таблице 14 (см. раздел «Ремонт двигателя»).

При выполнении регулировочных работ по установке угла опережения впрыскивания топлива и величин тепловых зазоров в клапанах маховик фиксируется при помощи фиксатора (см. рисунок 24 - Положения ручки фиксатора маховика).

Маркировка маховика выполнена на литой поверхности со стороны сцепления.

Применяемость маховиков на двигателях, комплектуемых сцеплениями, приведена в таблице 8.

Таблица 8

Маркировка маховика

Угол опережения впрыскивания топлива, градусов поворота коленчатого вала до В.М.Т.

Применяемость

740.60-1005115

9±1

Двигатели КАМАЗ 740.62-280 и 740.65-240 с V-образным ТНВД ОАО «ЯЗДА»

740.60-1005115-10

11+1

Двигатели КАМАЗ 740.62-280 и 740.65-240 с рядным ТНВД ф. «BOSCH»

Внимание. Установка маховиков других моделей двигателей КАМАЗ, а также маховиков двигателей одной модели, но с другими вариантами топливных аппаратур, при проведении ремонтных работ не допускается!

ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ (см. рисунок 29)закреплен восемью болтами 11 на переднем носке коленчатого вала 6. Гаситель состоит из корпуса 8, в который установлен с зазором маховик 9 гасителя. Снаружи корпус гасителя закрыт крышкой 10.

Герметичность обеспечивается сваркой по стыку корпуса гасителя и крышки. Между корпусом гасителя и маховиком находится высоковязкостная силиконовая жидкость 4, дозировано заправленная перед заваркой крышки.

Гашение крутильных колебаний коленчатого вала происходит путем торможения корпуса гасителя, закрепленного на носке коленчатого вала, относительно маховика в среде силиконовой жидкости. При этом энергия торможения выделяется в виде теплоты.

Внимание. При проведении ремонтных работ категорически запрещается деформировать корпус и крышку гасителя. Гаситель с деформированным корпусом или крышкой к дальнейшей эксплуатации не пригоден. После установки гасителя проверить наличие зазора между гасителем и противовесом.

ПРИВОД ОТБОРА МОЩНОСТИ - передний, осуществляется с носка коленчатого ватта через фланец 15 отбора мощности, прикрепленный к носку коленчатого вала 6 восемью болтами 11. Центрирование фланца относительно коленчатого вала осуществляется по отверстию во фланце гасителя. Крутящий момент от фланца отбора мощности передается на шкив 1 электромагнитной муфты и далее через ременную передачу на привод генератора и водяного насоса. Шкив закреплен на фланце отбора мощности шестью специальными болтами 14 размером М12х1,25x30. На торце шкива выполнено шесть отверстий диаметром 14 мм.

Отверстия предназначены для проворачивания коленчатого вала при регулировании зазоров клапанов.

Рисунок 29 - Установка гасителя крутильных колебаний, фланца отбора мощности и шкива:1 - шкив; 2. 13 - болты крепления крышки блока цилиндров; 3 - пробка заправочного отверстия; 4 - силиконовая жидкость; 5 - фторопластовый подшипник; 6 - коленчатый вал; 7 - блок цилиндров; 8 - корпус гасителя крутильных колебаний; 9 - маховик гасителя; 10 - крышка; 11 - болт крепления гасителя; 12 - передняя крышка блока; 14 - болты крепления шкива; 15 - фланец отбора мощности; 16 - манжета

Рисунок 30 - Механизм газораспределения:1 - головка цилиндра; 2 - втулка направляющая; 3, 7, 13 - шайбы; 4, 5 - пружины клапана; 6 - манжета клапана; 8 - болт крепления головки; 9 - тарелка пружин; 10 - втулка тарелки пружин; 11 - сухарь клапана; 12 - болт крепления крышки; 14 - шайба виброизоляционная; 15 - крышка головки цилиндра; 16 - коромысло с регулировочным винтом; 17 - стойка коромысел; 18, 22 - прокладки; 19 - штанга; 20 - ввертыш крепления впускного коллектора; 21 - ввертыш крепления водяной трубы; 23 - толкатель; 24 - распред. вал; 25 - выпускной клапан; 26 - седло выпускное; 27 - гильза цилиндра; 28 - кольцо газового стыка; 29 - блок цилиндров; А - тепловой зазор

МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ (см. рисунок 30)предназначен для обеспечения впуска в цилиндры свежего воздушного заряда и выпуска из них отработавших газов. Впускные и выпускные клапаны открываются и закрываются в определенных положениях поршня, что обеспечивается совмещением меток на зубчатых колесах привода агрегатов при их монтаже. Механизм газораспределения - верхнеклапанный, с нижним расположением распределительного вала. Кулачки распределительного вала 24 в соответствии с фазами газораспределения приводят в действие толкатели 23.

Штанги 19 сообщают качательное движение коромыслам 16, а они, преодолевая сопротивление пружин 4 и 5, открывают клапан 25. Закрываются клапаны под действием силы сжатия пружин.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ (см. рисунок 31) - стальной (740.21-1006015 - из стали 45, 740.21-1006015-01 - из стали 18ХГТ). Кулачки и опорные шейки вала подвергнуты термообработке ТВЧ. Вал устанавливается в развале блока цилиндров на пяти подшипниках скольжения, представляющих собой стальные втулки, залитые антифрикционным сплавом.

На задний конец распределительного вала напрессована прямозубая шестерня 4.

Привод распределительного вала осуществляется от шестерни коленчатого вала через промежуточные шестерни.

Для обеспечения заданных фаз газораспределения шестерни при сборке устанавливаются по меткам «О», «Е» и рискам, выбитым на торцах (см. раздел "Привод агрегатов").

Шестерни - стальные, штампованные, термообработанные, со шлифованными зубьями. От осевого перемещения вал фиксируется корпусом 2 подшипника задней опоры, который крепится к блоку цилиндров тремя болтами.

Маркировка распределительных валов 740.21-1006015, 740.21-1006015-01 выполнена ударным способом на торце его носка.

Внимание. Установка распределительных валов с другой маркировкой не допускается.

КЛАПАНЫ 25 (см. рисунок 30 - Механизм газораспределения) выполнены из жаропрочной стали. Угол рабочей фаски клапанов 90°.

Диаметр тарелки впускного клапана 51,6 мм, выпускного - 46,6 мм, высота подъема впускного клапана - 14,2 мм, выпускного - 13,7 мм. Геометрия тарелок впускных и выпускных клапанов обеспечивают соответствующие газодинамические параметры впуска-выпуска газов. Клапаны перемещаются в направляющих втулках изготовленных из металлокерамики. Для предотвращения попадания масла в цилиндры и снижения его расхода на "угар" на направляющих клапанов устанавливаются резиновые уплотнительные манжеты.

ТОЛКАТЕЛИ 23 - тарельчатого типа с профилированной направляющей частью, изготовлены из стали с последующей наплавкой поверхности тарелки отбеленным чугуном. Толкатель подвергнут химико-термической обработке.

ШТАНГИ 19 толкателей - стальные, пустотелые с запрессованными наконечниками.

КОРОМЫСЛА 16 клапанов - стальные, штампованные, представляют собой двуплечий рычаг, у которого отношение большего плеча к меньшему составляет 1,55. Коромысла впускного и выпускного клапанов устанавливаются на общей стойке и фиксируются в осевом направлении пружинным фиксатором.

СТОЙКА 17 коромысел - чугунная, цапфы которой подвергнуты термической обработке ТВЧ.

ПРУЖИНЫ 4 и 5 клапанов - винтовые, устанавливаются по две на каждый клапан. Пружины имеют различные направления навивки.

Диаметр проволоки наружной пружины 4,8 мм, внутренний - 3,5 мм. Предварительно устанавливаемое усилие пружин 355 Н (35,5 кге), суммарное рабочее - 821 Н (82,1 кгс).

Порядок регулирования зазоров между носиками коромысел и клапанами описан в разделе "Техническое обслуживание".

ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ 1 - отдельные на каждый цилиндр, изготовлены из алюминиевого сплава. Головка цилиндра для охлаждения имеет полость, сообщающуюся с полостью охлаждения блока.

Каждая головка цилиндра устанавливается на два установочных штифта, запрессованных в блок цилиндров и крепится четырьмя болтами из легированной стали. Один из установочных штифтов одновременно служит втулкой для подачи масла на смазку коромысел клапанов. Втулка уплотнена резиновыми кольцами.

Окна впускного и выпускного каналов расположены на противоположных сторонах головки цилиндров. Впускной канал имеет тангенциальный профиль для обеспечения оптимального вращательного движения воздушного заряда, определяющего параметры рабочего процесса двигателя и токсичность отработавших газов.

В головку запрессованы чугунные седла и металлокерамические направляющие втулки клапанов. Выпускные седла и клапаны профилированы для обеспечения меньшего сопротивления выпуску отработавших газов.

Стык "головка цилиндров-гильза” (газовый стык) - беспрокладочный (см. рисунок 32 - Газовый стык).В расточенную канавку на нижней плоскости головки запрессовано стальное уплотнительное кольцо 3, посредством которого головка цилиндра устанавливается на бурт гильзы. Герметичность уплотнения обеспечивается высокой точностью обработки сопрягаемых поверхностей уплотнительного кольца 3 и гильзы 5 цилиндра.

Рисунок 32 - Газовый стык:1 - головка цилиндра; 2 - кольцо уплотнительное перепуска охлаждающей жидкости; 3 - кольцо газового стыка; 4 - прокладка-заполнитель; 5 - гильза цилиндра; 6 - кольцо уплотнительное; 7 - прокладка уплотнительная; 8 - блок цилиндров; 9 - экран

Свинцовистое покрытие на поверхности кольца газового стыка дополнительно повышает герметичность за счет компенсации микронеровностей уплотняемых поверхностей.

Для уменьшения вредных объемов в газовом стыке установлена разового применения фторопластовая прокладка-заполнитель 4, которая фиксируется на кольце газового стыка за счет обратного конуса и посадки ее с натягом по выступающему пояску.

Применение прокладки-заполнителя снижает удельный расход топлива и дымность отработавших газов. Для уплотнения перепускных каналов охлаждающей жидкости в отверстия днища головки установлены уплотнительные кольца 2 из силиконовой резины.

Пространство между головкой и блоком, отверстия стока моторного масла и штанговые отверстия уплотнены прокладкой 7 головки цилиндра из термостойкой резины. На прокладке дополнительно выполнены уплотнительные бурт втулки подачи масла и канавка слива масла в штанговые отверстия.

Клапанный механизм закрыт алюминиевой крышкой 15 (см. рисунок 30 - Механизм газораспределения).Для шумоизоляции и уплотнения стыка “крышка-головка цилиндров” применены резиновая уплотнительная прокладка 18 и виброизоляционная шайба 14.

Периодичность и порядок регулирования тепловых зазоров между клапанами и коромыслами приведены в разделе "Техническое обслуживание двигателя" настоящего Руководства.

Маркировка головки цилиндра 740.30-1003014 отлита на боковой поверхности бобышки второго болта крепления головки.

Внимание. Установка головок цилиндров с другой маркировкой не допускается.

kama-avtodetal.ru

Двигатель Камаз-740.50-360. Состав двигателя, устройство и работа

ДВИГАТЕЛЬ КАМA3-740.50-360 И ЕГО СИСТЕМЫ

Двигатели четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух».

По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель 740.50-360 соответствуют требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-2).

Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателей приведены на рис. 15... 19.

Рис. 15. Общий вид двигателя.

Рис. 16. Продольный разрез двигателя:

1 - ТНВД; 2 - привод ТНВД; 3 - компрессор; 4 - фильтр тонкой очистки топлива; 5 - картер агрегатов; 6 - турбокомпрессор; 7 - маховик; 8 - картер маховика; 9 - коленчатый вал; 10 - масляный картер; 11 - форсунка охлаждения поршня; 12 - масляный насос; 13 - гаситель крутильных колебаний; 14 - шкив привода водяного насоса и генератора; 15 - вентилятор с вязкостной муфтой; 16 - кронштейн крепления обечайки вентилятора; 17 - обечайка вентилятора; 18-шестерня привода насоса масляного откачивающего.

Рис. 17. Поперечный разрез двигателя:

1 - коллектор выпускной; 2 - головка цилиндра; 3 - блок цилиндров; 4 - поршень; 5 - стартер; 6 - фильтр масляный; 7 - водомасляный теплообменник; 8 - форсунка; 9 - коллектор впускной; 10 - труба подводящая; 11 - привод управления регулятором ТНВД; 12 - маслоналивная горловина; 13 - бачок насоса гидроусилителя руля.

Рис. 18. Двигатель, вид спереди:

1 - труба отвода воздуха в охладитель наддувочного воздуха; 2 - бачок насоса гидроусилителя руля; 3 - корпус водяных каналов; 4 - водяной насос, 5 - выпускной коллектор;6 - ремень привода водяного насоса и генератора; 7 -стартер; 8 - передняя крышка; 9 - масляный картер; 10 - фильтр масляный; 11 - водомасляный теплообменник; 12 - генератор; 13 - патрубок отвода охлаждающей жидкости из двигателя; 14-крышка головки цилиндра; 15 - патрубок соединительный.

Техническая характеристика двигателей

Таблица 3-1

Наименование параметра, характеристика и единица измерения

Модель 740.50-360

Тип двигателя

четырехтактный, с воспламенением от сжатия

Расположение цилиндров

V-образное, с углом развала 90°

Порядок работы цилиндров

1-5-4-2-6-3-7-8

Направление вращения коленчатого вала

правое (против часовой стрелки, если

смотреть со стороны маховика)

Диаметр цилиндров и ход поршня, мм

120x130

Рабочий объем, л.

11.76

Номинальная мощность, кВт (л.с.)

265 (360)

Максимальный крутящий момент, Н м (кгс-м)

1470(150)

Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град.

9+1

Степень сжатия

16.8 (±2)

Частота вращения коленчатого вала, мин-1:

- номинальная

- при максимальном крутящем моменте на холостом ходу:

- минимальная

- максимальная

2200±50

1300...1500

600±20

2530-80

Количество клапанов в головке цилиндра

2 (впускной и выпускной)

Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов:

впускных - 0,25... 0,30 мм; выпускных - 0,35...0,40 мм.

Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2):

- номинальной;

- минимальной холостого хода, не менее

392...539 (4...5,5)

98(1)

Форсунка, тип

Модели

с распылителем производства «ЯЗДА»

Модели

с распылителем производства ф. «БОШ»

Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2)

273

273.1112010-20 (273-20)

273.1112110-20

или

273.1112010-50 (273-50)

DLLA 148 S 1380

23,73...24.90 (242...254)

Топливный насос высокого давления (ТНВД) модели

337-20.04

Система наддува

газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами и ОНВ типа «воздух-воздух».

Генератор мод. 6582.3701:

- номинальный ток. А:

- номинальное выпрямленное напряжение, В;

- номинальная мощность, кВт.

75

28

2,0

Стартер 5662.3708

- номинальная мощность, кВт

постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом.

8,2

Коробка передач модели ZF - 16S151 фирмы «ZAHNRADFABR1K»

Механическая, шестнадцатиступенчатая. включает основную четырехступенчатую коробку с встроенным двухступенчатым делителем, расположенным впереди основной коробки и с двухступенчатым планетарным демультипликатором, расположенным сзади основной коробки.

Маркирование и пломбирование

Каждый двигатель должен иметь маркировку, которая наносится на блоке цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя.

Маркировка содержит:

- код года изготовления 1 знак и порядковый номер двигателя 7 знаков. Маркировка наносится ударным способом.

Товарный знак завода-изготовителя, сведения о сертификации и модель двигателя нанесены на информационную табличку, которая прикрепляется к левому воздушному коллектору.

Маркировка может выполняться на табличке, которая прикрепляется к блоку цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя и содержит следующие данные:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- условное обозначение модели двигателя, состоящее из 10 знаков, 740.50-360;

- порядковый номер двигателя, состоящий из 7 знаков;

- дата (месяц и год) выпуска, состоящее из 4 знаков;

- международный знак официального утверждения в соответствии с Правилами ЕЭК ООН. состоящий из:

- круга, в котором проставлена буква "Е" и цифры 22;

- номера Правил ЕЭК ООН и номера официального утверждения (сертификата), расположенных справа от круга.

Порядковый номер двигателя и дата изготовления наносятся ударным способом.

Модель топливного насоса высокого давления и дата выпуска выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса с левой стороны.

Порядковый номер ТНВД выбит на заднем торце корпуса ТНВД с правой стороны.

На топливном насосе высокого давления в сборе с регулятором частоты вращения устанавливаются восемь пломб завода-изготовителя:

- на обе крышки секций ТНВД;

- на винт регулировки цикловой подачи и болт крепления крышки мембраны корректора по давлению наддувочного воздуха;

- на винт регулировки корректора по давлению наддувочного воздуха;

- на болт крепления крышки мембраны корректора по давлению наддувочного воздуха и болт крепления крышки регулятора;

- на болт ограничения максимальной частоты вращения;

- на болт регулировки пусковой подачи и болт крепления крышки регулятора;

- на болт ограничения хода рычага останова и болт крепления крышки регулятора.

Снятие пломб категорически запрещается.

Состав двигателя, устройство и работа

Блок цилиндров является основной корпусной деталью двигателя и представляет собой отливку из чугуна.

Отливку подвергают искусственному старению для снятия термических напряжений, что позволяет блоку сохранить правильные геометрические формы и размеры в процессе эксплуатации.

Два ряда полублоков под гильзы цилиндров, отлитых как одно целое с верхней частью картера, расположены под углом 90° один к другому.

Левый ряд расточек под гильзы смещен относительно правого вперед (к вентилятору) на 29,5 мм, что обусловлено установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала двух шатунов.

Каждая расточка имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполненные в верхнем и нижнем поясах блока, по которым центрируются гильзы цилиндра, и выточки в верхнем поясе, образующие кольцевые площадки под бурты гильз. Чтобы обеспечить правильную посадку гильзы в блоке, параметры плоскостности и перпендикулярности упорной площадки под бурт гильзы относительно оси центрирующих расточек выполняются с высокой точностью.

На нижнем поясе выполнены две канавки под уплотнительные кольца, которые предотвращают попадание охлаждающей жидкости из полости охлаждения блока в полость масляного картера двигателя.

Бобышки отверстий под болты крепления головок цилиндров выполнены в виде приливов к поперечным стенкам, образующим рубашку охлаждения, равномерно распределены вокруг каждого цилиндра.

Картерная часть блока связана с крышками коренных подшипников коренными и стяжными болтами. Центрирование крышек коренных подшипников производится горизонтальными штифтами 8 (рис. 24), которые запрессованы на стыке между блоком и крышками, но большей частью входящими в блок для предотвращения их выпадения при снятии крышек.

Кроме того, крышка пятой коренной опоры центрируется в продольном направлении двумя вертикальными штифтами, обеспечивающими точность совпадения расточек под упорные полукольца коленчатого вала на блоке и на крышках.

Порядок затяжки болтов крепления крышек коренных опор в соответствии с приложением 8.

Расточка блока цилиндров под вкладыши коренных подшипников производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных подшипников невзаимозаменяемы и устанавливаются в строго определенном положении. На каждой крышке нанесен порядковый номер опоры, нумерация которых начинается с переднего торца блока.

В картерной части развала блока цилиндров в виде бобышек выполнены направляющие толкателей клапанов. Ближе к заднему торцу между четвертым и восьмым цилиндрами, для улучшения циркуляции охлаждающей жидкости, выполнена перепускная труба полости охлаждения. Одновременно она придает блоку еще и дополнительную жесткость. Параллельно оси расточек под подшипники коленчатого вала выполнены расточки под втулки распределительного вала увеличенной размерности.

Диаметры масляных каналов в блоке цилиндров увеличены.

В нижней части цилиндров отлиты, заодно с блоком, бобышки под форсунки охлаждения поршней.

С целью установки на блок фильтра с теплообменником на правой стороне увеличина. по сравнению с двигателем 740.10, площадка под фильтр, введены два дополнительных крепежных отверстия и сливное отверстие из фильтра.

Гильзы цилиндров (рис. 19) "мокрого" типа, легкосъемные имеют маркировку 740.50-1002021 на конусной части внизу гильзы. Установка гильз с другой маркировкой недопустима из-за возникающего контакта с шатуном. Гильзы двигателей 740.50-360 отличаются меньшей на 3 мм высотой от гильз других моделей двигателей КАМАЗ размерности 120x120.

Гильза цилиндра изготавливается из серого специального чугуна упрочненного объемной закалкой.

В соединении гильза - блок цилиндров полость охлаждения уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо 5 в проточке гильзы, в нижней части - два кольца 4 в расточки блока цилиндров.

Микрорельеф на зеркале гильзы представляет собой редкую сетку впадин и площадок с мелкими рисками под углом к оси гильзы. При работе двигателя масло удерживается во впадинах, что улучшает прирабатываемость деталей цилиндро-поршневой группы.

При сборке двигателя на нерабочем выступе торца гильзы наносится номер цилиндра и индекс варианта исполнения поршня.

Рис. 19. Установка гильзы цилиндра п уплотнительных колец

1 - трубка форсунки; 2 - корпус форсунки охлаждения поршня; 3 - корпус клапана; 4 - кольцо уплотнительное гильзы нижнее; 5 - кольцо уплотнительное верхнее; 6 - гильза цилиндра; 7 - блок цилиндров.

Привод агрегатов (рис. 20) осуществляется прямозубыми шестернями и служит для привода механизма газораспределения, топливного насоса высокого давления, компрессора и насоса гидроусилителя руля автомобиля.

Механизм газораспределения приводится в действие от шестерни 10, установленной на хвостовике коленчатого вала, через блок промежуточных шестерен, которые вращаются на двух рядах роликов 3, разделённых промежуточной втулкой 4 и расположенных на оси 1, закреплённой на заднем торце блока цилиндров.

На конец распределительного вала напрессована шестерня, угловое расположение которой относительно кулачков вала определяется шпонкой.

Шестерня 15 привода топливного насоса высокого давления (ТНВД) установлена на валу 13 привода ТНВД и фиксируется шпонкой 14.

Шестерни устанавливаются на двигатель в строго определенном положении по метке «0» на шестерне привода распределительного вала, метке «Е» на шестерне привода ТНВД и рискам, выбитым на зубчатых колесах, как показано на рис. 23.

Привод ТНВД осуществляется от шестерни 15, находящейся в зацеплении с шестерней распределительного вала. Вращение от вала к ТНВД передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность установки валов ТНВД и шестерни. С шестерней привода ТНВД находятся в зацеплении шестерни привода компрессора и насоса гидроусилителя руля.

Рис. 20. Привод агрегатов

1 - ось ведущей шестерни привода распределительного вала; 2 - болт крепления оси; 3 - ролики 5,5x15,8 в количестве 62 шт.; 4 - втулка промежуточных роликов; 5 - шестерня ведущая; 6 - шпонка; 7 - шайба упорная; 8 - шайба замковая; 9 - болт M12x1,25x90 крепления насыпного подшипника; 10 - ведущее зубчатое колесо коленчатого вала; 11 - шестерня промежуточная; 12 - шарикоподшипники; 13 - вал колеса привода ГНВД; 14 - шпонка; 15 - шестерня привода ТНВД; 16- втулка; 17 - распределительный вал в сборе с шестерней.

К заднему торцу блока цилиндров крепится картер агрегатов. В верхней части картера агрегатов есть расточки, в которые устанавливаются компрессор и насос гидроусилителя руля. По бокам картера агрегатов выполнены бобышки с отверстиями для слива масла из турбокомпрессоров и отверстием под указатель уровня масла.

Привод агрегатов закрыт картером маховика, закреплённым к заднему торцу блока цилиндров через картер агрегатов.

На картере маховика справа предусмотрено место для установки фиксатора маховика, применяемого для установки угла опережения впрыскивания топлива и регулирования тепловых зазоров в механизме газораспределения. Ручка фиксатора при работе двигателя должна находиться в верхнем положении.

В нижнее положение ее переводят при регулировочных работах, в этом случае фиксатор находится в зацеплении с маховиком. В верхней части картера маховика выполнена расточка, в которую устанавливается корпус заднего подшипника. Внизу в левой части картера имеется расточка, в которую устанавливается стартер. В середине картера выполнена расточка под манжету коленчатого вала.

В верхней части картера слева выполнен прилив, предназначенный для установки коробки отбора мощности (КОМ). В случае отсутствия КОМ внутренние поверхности прилива не обрабатываются. Задний фланец картера маховика выполнен с присоединительными размерами по SAE1.

kama-avtodetal.ru

Эксплуатация двигателя КамАЗ

УКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Перед эксплуатацией двигателя КамАЗ нужно внимательно изучить «Руководство по эксплуатации» и в дальнейшем соблюдать изложенные в нем рекомендации.

1. Исправная работа двигателя и длительный срок его службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации, поэтому необходимо внимательно относиться к проведению всех регламентных работ, предусмотренных настоящим Руководством.

2. Для обеспечения безупречной работы двигателя следует применять запасные части только заводского изготовления. Установку различного оборудования и механизмов на двигатель следует согласовать с разработчиком и держателем конструкторской документации. В противном случае двигатель не подлежит гарантийному обслуживанию.

3. Следует помнить, что для начального периода эксплуатации нового двигателя установлен пробег 1000 км.

4. При эксплуатации двигателя необходимо применять топливо, смазочные и эксплуатационные материалы в соответствии с настоящим руководством (см. приложения 6-7).

5. При загорании сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе двигателя, необходимо остановить двигатель, найти и устранить неисправность.

6. Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока под болты крепления головок цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия от попадания жидкости или загрязнений при разборке двигателя и, особенно перед установкой головок цилиндров.

7. Необходимо следить за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя: при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости надо остановить двигатель, найти и устранить неисправность.

8. При появлении неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, допускается кратковременное использование воды в системе охлаждения до устранения неисправностей.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Все неисправности, обнаруженные при осмотре двигателя, должны быть устранены.

2. Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с вентиляцией не обеспечивающей безопасную работу.

3. Следует помнить, что охлаждающая жидкость, применяемая в системе охлаждения двигателя, ядовита, обращаться с ней надо осторожно во избежание отравления при попадании внутрь организма. Пары охлаждающей жидкости взрывоопасны.

4. Двигатель необходимо содержать в чистоте и исправности, так как замасливание двигателя и течь топлива могут явиться причиной возникновения пожара.

5. Нельзя производить смазку и очистку работающего двигателя.

6. В случае возгорания двигателя, для тушения пламени следует использовать огнетушитель, засыпать землей, песком, накрыть его войлоком или брезентом.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАЛИВАТЬ ГОРЯЩЕЕ ТОПЛИВО ВОДОЙ !

МАРКИРОВАНИЕ И ПЛОМБИРОВАНИЕ

Каждый двигатель должен иметь маркировку, которая наносится на блоке цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя.

Маркировка выполняется на табличке, которая прикрепляется к блоку цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя и содержит следующие данные:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- условное обозначение модели двигателя, состоящее из 10 знаков;

- порядковый номер двигателя, состоящий из 6 знаков;

- дата (месяц и год) выпуска, состоящая из 4 знаков.

На заводской табличке двигателей имеющих сертификат соответствия отечественным стандартам наносится - «Знак соответствия» по ГОСТ Р 50460-92.

Двигатели, имеющие международный знак официального утверждения, имеют маркировку международного знака официального утверждения в соответствии с Правилами ЕЭК ООН, состоящую из:

- круга, в котором проставлена буква "Е" и цифры "22";

- номера Правил ЕЭК ООН и номера официального утверждения (сертификата), расположенных справа от круга.

Порядковый номер двигателя и дата изготовления наносятся ударным способом. Условное обозначение модели двигателя может наноситься ударным или фотохимическим способом.

Модель топливного насоса высокого давления и дата выпуска выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса с левой стороны.

Порядковый номер ТНВД выбит на заднем торце корпуса ТНВД с правой стороны.

На топливном насосе высокого давления в сборе с регулятором частоты вращения устанавливаются шесть пломб завода-изготовителя:

- на обе крышки секций ТНВД;

- на пробку винта регулировки мощности;

- на болт ограничения максимальной частоты вращения;

- на болт регулировки пусковой подачи и болт крепления крышки;

- на болт ограничения хода рычага останова и болт крепления крышки.

Снятие пломб категорически запрещается.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Подготовка к эксплуатации

Перед началом эксплуатации двигателя необходимо выполнить следующее:

- проверить наличие комплектующих изделий и принадлежностей, соответствие номера двигателя номеру, указанному в прилагаемых к двигателю (автомобилю) товаросопроводительных документах;

- установить на место изделия и принадлежности, поставляемые с двигателем;

- проверить и, при необходимости, отрегулировать натяжение ремней привода вентилятора, генератора и водяного насоса;

- проверить уровень и при необходимости, долить охлаждающую жидкость, топливо в баки, масло в картер двигателя;

- после заправки топливного бака заполнить топливом систему питания двигателя. Для этого освободить рукоятку топливопрокачивающего насоса и перемещать ее вверх-вниз в течение 2-3 мин. Затем зафиксировать рукоятку.

Для обеспечения длительной и надежной работы двигателя следует:

- проверить систему, обеспечивающую очистку воздуха, поступающего в двигатель, устранить малейшие подсосы воздуха через неплотности в системе на участке между воздухоочистителем и двигателем;

- проводить своевременную смену моторного масла и фильтрующих элементов фильтра очистки масла;

- применять моторные масла, указанные в настоящем руководстве;

- после замены масла в смазочной системе двигателя или после продолжительного (более 7 дней) простоя перед пуском двигателя обеспечьте подачу масла к трущимся парам прокруткой коленчатого вала двигателя стартером без подачи топлива в цилиндры в следующем порядке:

- рукоятку останова переместите в верхнее положение;

- включите стартер и проверните коленчатый вал до начала отклонения стрелки на указателе давления масла до тех пор. пока не погаснет лампочка сигнализатора аварийного падения давления масла. Помните, что время непрерывной работы стартера ограничено 15 с.

- пустите двигатель и проверьте его работу на режиме холостого хода:

- проверьте герметичность и. при необходимости, устраните неисправности в системах - охлаждения, смазочной, а также питания двигателя топливом и воздухом.

Пуск, работа и останов двигателя

Порядок запуска двигателя зависит от его теплового состояния и температуры окружающего воздуха.

Пуск двигателя нужно выполнять в следующей последовательности:

- прокачать систему питания топливом с помощью гопливопрокачивающего насоса до открытия перепускного клапана ТНВД;

- убедиться, что рычаг переключения коробки передач находится в нейтральном положении, а рукоятка останова двигателя в нижнем положении;

- кратковременно нажать на кнопку выключателя массы, включить аккумуляторные батареи;

- нажать на педаль подачи топлива, переместив ее до упора, и отпустить до среднего положения;

- включить стартер поворотом ключа выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение;

- после начала работы двигателя немедленно отпустить ключ выключателя приборов и стартера, который повернется в положение 1 (указатель на замке зажигания).

После пуска прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости не менее 40°С при частоте вращения коленчатого вала 1200-1600 мин-1. После этого можно начинать работу под нагрузкой.

При пуске прогретого двигателя выполнение требования абзацев 1 и 4 необязательно.

В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 1-2 мин. При неудавшемся пуске после трех попыток определить и устранить причину неисправности.

Пуск двигателя с применением ЭФУ.

Пуск двигателя с применением ЭФУ выполнять в следующей последовательности:

- прокачать систему питания топливом с помощью топливопрокачивающего насоса до открытия перепускного клапана ТНВД;

- убедиться, что рычаг переключения коробки передач находится в нейтральном положении, а рукоятка останова двигателя в нижнем положении;

- кратковременно нажать на кнопку выключателя массы и включить аккумуляторные батареи;

- нажать на кнопку включения ЭФУ и удерживать ее в течение всего времени пуска;

- после загорания сигнализатора нажать до упора на педаль подачи топлива;

- не отпуская кнопки включателя ЭФУ, включить стартер, повернув ключ во второе нефиксированное положение;

- удерживать кнопку включателя ЭФУ до начала устойчивой работы двигателя, но не более 60 с от момента включения стартера.

Необходимо учитывать, что ресурс штифтовых свечей ЭФУ значительно зависит от времени включенного состояния, которое не должно превышать двух минут с момента включения стартера.

Внимание!

Нельзя допускать работу не прогретого двигателя с частотой вращения коленчатого вала более 1600 мин-1.

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с. Повторно пускать двигатель стартером можно только после перерыва 1-2 мин. Если при пуске двигателя в условиях отрицательных температур регулярные вспышки в цилиндрах двигателя появляются на первой или второй попытках, то допускается исключить перерывы между попытками при условии, что суммарное время включенного состояния стартера не превышает 45 с.

Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найти и устранить неисправность.

При пуске двигателя нельзя пользоваться открытым пламенем факела и паяльной лампы для прогрева всасываемого воздуха.

Рекомендуемые режимы работы двигатели

В период эксплуатации необходимо соблюдать следующие рекомендации:

- во избежание подсоса масла через ТКР, не рекомендуется длительная (более 10 мин.) работа двигателя на режиме холостого хода, поскольку это приводит к закоксовыванию поршневых колец, загрязнению проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной части турбины:

- перед остановкой двигателя после его работы под нагрузкой, необходимо поработать на режиме холостого хода в течение не менее трех минут во избежание перегрева подшипника ТКР и закоксовывания ротора, резкая остановка двигателя после работы под нагрузкой запрещается;

- не рекомендуется длительная работа двигателя (более 10 мин) при температуре охлаждающей жидкости ниже 60°С, так как в этих условиях несгоревшее топливо смывает масло со стенок гильз цилиндров и разжижает масло в картере двигателя;

- следите за давлением масла и температурой охлаждающей жидкости, данные для их контроля приведены в технической характеристике двигателя, если давление масла или температура охлаждающей жидкости выходят за пределы, у казанные в технической характеристике, остановите двигатель;

- не допускайте перегрева охлаждающей жидкости выше 100°С;

- работа двигателя в диапазоне, превышающем максимальную частоту вращения холостого хода, может привести к повреждению двигателя;

- в процессе эксплуатации двигателя обращайте особое внимание на отклонения в работе двигателя (необычные шумы, вибрации, перебои в работе, снижение мощности, дымление, утечки топлива. масла и охлаждающей жидкости). Следите за показаниями приборов.

Обкатка двигателя

Обкатка нового двигателя вместе с автомобилем в начальный период эксплуатации в течение 1000 км пробега является обязательной.

Обкатка необходима для обеспечения приработки трущихся поверхностей деталей и поэтому в этот период не следует нагружать двигатель на полную мощность. Нагрузку необходимо увеличивать постепенно так, чтобы к концу обкаточного периода она не превышала 75% эксплуатационной мощности.

После подготовки нового двигателя запустите его и прогрейте. Убедившись в исправной работе двигателя, приступайте к обкатке.

Рекомендации по выбору режимов обкатки изложены в инструкции по эксплу атации автомобиля.

Во время работы следите за состоянием двигателя по показаниям контрольных приборов.

Ежедневное техническое обслуживание выполнять раз в сутки.

После 1000 км пробега:

- очистите двигатель и воздухозаборник от пыли;

- проверьте уровень и при необходимости долейте охлаждающую жидкость:

- слейте отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте:

- зазоры между клапанами и коромыслами механизма газораспределения;

- натяжение приводных ремней.

После запуска двигателя проверьте его работу по контрольным приборам.

Проверьте герметичность воздухопроводов и при необходимости устраните подсосы и утечки воздуха.

Останов двигателя

Перед остановом дайте поработать двигателю не менее 3 минут на режиме холостого хода.

Чтобы остановить двигатель, необходимо переместить рукоятку останова в верхнее положение или воспользоваться системой вспомогательного тормоза.

www.remkam.ru


Смотрите также