Андрей Каргинов привезет в Набережные Челны «Золотого бедуина». Каргинов камаз


Каргинов Андрей Олегович

Заслуженный мастер спорта России

В команде с  2005 года

Дата / место рождения – 23 февраля 1976 года, г. Мирный, Якутская АССР.

Хобби: мотоспорт

Семейный статус: женат, 2 ребенка

Спортивные достижения

2006 г., «Хазарские степи», механик в экипаже В. Чагина, 1 место

2006 г., «Великая Калмыкия», механик в экипаже И. Мардеева , 1 место

2007 г., «Хазарские степи», пилот, 3 место

2008 г., «Тихий Дон», пилот , 2 место

2010 г., «Хазарские степи», пилот, 2 место

2011 г., «Золото Кагана», пилот, 1 место

2011 г., Чемпионат России по ралли-рейдам, пилот, 1-е место

2011 г., «Шелковый путь» – серия «Дакар», пилот, 3 место

2012 г., «Дакар», пилот,  4 место

2013 г., «Дакар», пилот, 3 место

2013 г., «Золото Кагана», пилот, 1 место

2014 г., «Дакар», пилот, 1 место

2014 г., «Золото Кагана», пилот, 3 место

2015 г., «Дакар», пилот, 3 место

2015 г., "Золото Кагана", пилот, 5 место

2015 г., "Великая степь", пилот, 1 место

2017 г.. "Африка Эко Рейс", пилот, 1 место 

 Награды

2008 - Почетная грамота ОАО "КАМАЗ"

2010 - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени

2010 - знак отличия "За заслуги перед городом"

2013 - медаль "За доблестный труд"

2014 – Благодарность Президента РТ

2014 – Почетная грамота ОАО «КАМАЗ»

2014 – Медаль «Во славу Осетии»

2015 – звание «Заслуженный машиностроитель РТ»

2015 - орден Дружбы

2017 - Медаль ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан»

  

С девяти лет Андрей начал заниматься картингом, неоднократный Чемпион Татарстана в этом виде спорта. Отец А. Каргинова – один из родоначальников и популяризаторов гонок на багги в г. Набережные Челны, поэтому любовь к технике проявилась у будущего пилота с малых лет. Еще будучи школьником, а потом уже и студентом вуза, Андрей проходил практику в Научно-техническом центре «КАМАЗа».

В 1998 году Каргинов А. получил квалификацию инженера в Камском политехническом институте по специальности «Автомобиле- и тракторостроение». В 2005 году он приходит водителем-испытателем в Департамент специализированной техники  Научно-технического центра ОАО «КАМАЗ», так осуществилась его мечта стать членом легендарной команды «КАМАЗ-мастер».

В 2006 году молодой спортсмен выступает как механик на различных этапах Чемпионата России, в одних экипажах с такими известными ветеранами команды, как Владимир Чагин, Семен Якубов, Айдар Беляев, Ильгизар Мардеев, и завоевывает победы: в составе экипажа И. Мардеева на ралли «Великая Калмыкия» и В.Чагина – на ралли «Хазарские степи».

В 2007 году на этапе Чемпионата России выступает уже в качестве пилота боевой машины, его экипаж завоевывает в этой гонке 3 место. В 2008 году Андрей перенес травму, из-за которой ему пришлось временно отказаться от участия в соревнованиях.

В 2010 году впервые в своей спортивной карьере молодой спортсмен выступил на международном ралли «Дакар» в качестве механика. Экипаж Ильгизара Мардеева, в котором механиком был Андрей, занял 5-е место.

В 2011 году А.Каргинов уже в качестве пилота был третьим на ралли «Шелковый путь», а в 2012-м – четвертым на ралли «Дакар».

Знаменательный «Дакар-2013», подиум которого в классе грузовиков был полностью завоеван молодыми камазовскими  экипажами, принес бронзу Андрею Каргинову. С первых этапов этот «Дакар» стал испытывать экипажи команды на прочность. На втором этапе на машине Андрея Каргинова вышло из строя сцепление, что привело к потере почти часа драгоценного времени на ремонт. Однако, трудности первых этапов не смогли сломить крепкий спортивный дух членов его экипажа. Постепенно Андрей Каргинов отыгрывал потерянное время, изматывая невероятной скоростью и заставляя нервничать и совершать ошибки асов «Дакара». На его счету победы на 10, 11, 12 и 13 этапах, на четырнадцатом этапе он вырвал третье место у победителя «Дакара» прошлого года, финишировав на трех колесах! Финиш Каргинова на завершающем этапе Дакара-2013 поверг в ступор всех собравшихся зрителей и организаторов. На середине короткого 15-километрового спецучастка экипаж распорол колесо. Но настолько велика была воля к победе и спортивная злость, что пилот привел машину к финишу без переднего колеса! Даже измочаленной резины не осталось на железном ободе! «Amazing - невозможно!» - кричали репортеры. Кадры этого финиша разлетелись по миру, вызвав поначалу шок, а затем восторг у телезрителей. Экипаж еще долго не мог поверить в то, что им удалось «остаться в призах». Ведь преследовавший камазовцев прошлогодний победитель Дакара Жерар Де Рой был буквально в минутах не только от третьего, но и от вероятного второго места. И это на гонке протяженностью более 8000 километров!

По всеобщему признанию «Дакар 2014» стал одним из сложнейших в своей истории. Участникам предстояло преодолеть 9370 километров, включая 5520 километров скоростных участков.

Марафон с самого начала непросто складывался для экипажей «КАМАЗ-мастера». Экипаж Андрея Каргинова лишь за три дня до окончания гонки вышел в лидеры грузового зачета. До этого ему пришлось этап за этапом отыгрывать 22 минуты, фактически подаренные его главному конкуренту Жерару Де Рою после аварии Айрата Мардеева.

Второй этап А.Каргинов проехал с высокой температурой, после финиша этапа был госпитализирован и провел ночь под капельницей в бивуачном лазарете.

Перед стартом последнего спецучастка преимущество Андрея Каргинова перед Де Роем по итогам предыдущих 12 этапов гонки – 7 минут 25 секунд. Но на финише последнего спецучастка болельщики наблюдают отставание экипажа Каргинова от Де Роя на 9 минут 35 секунд, а в генеральном зачете Андрей уступает голландцу около 3 минут. Фактически это второй результат в гонке. Но с трассы приходят подробности. На 90 километре скоростного участка перевернулся и блокировал дорогу автомобиль китайского спортсмена Жу Йонга. Экипаж Жерара Де Роя проезжает мимо, задевая пострадавший автомобиль, но не останавливается для оказания помощи. Подъезжают экипаж Каргинова и Николаева, с их помощью джип поставлен на колеса, трасса свободна и наконец, ликвидируется пробка, образованная скопившимися автомобилями участников.

Необходимость помощи экипажу 319 неоспорима, хотя и сопровождалась протестом команды Де Роя. Протест был отклонен коллегией спортивных комиссаров. Время, затраченное командой «КАМАЗ-мастер» на оказание помощи было возмещено.

Победу на ралли Дакар 2014 одержал экипаж Андрея Каргинова команды «КАМАЗ-мастер» с опережением соперника на 3 минуты 11 секунд.

В 2017 году по решению руководства команды экипаж Андрея Каргинова был отправлен на гонку «Африка Эко Рейс». Сложность этих соревнований в том, что в течение двухнедельного марафона, африканской группе команды «КАМАЗ-мастер» под руководством Сергея Савостина приходилось решать непростые вопросы логистического характера и в то же время бороться за спортивные результаты в жесткой конкуренции с иностранными командами.

Команду «КАМАЗ-мастер»  на Africa Eco Race 2017 в категории грузовиков представили 2 экипажа: экипаж Андрея Каргинова (штурман Андрей Мокеев, механик Дмитрий Никитин) и экипаж Сергея Куприянова (штурман Александр Куприянов, механик Анатолий Танин) на газодизельном грузовике использующем в качестве топлива смесь метана и дизельного топлива.

По итогам гонки экипаж А.Каргинов-А.Мокеев-Д. Никитин   занял  первое место в грузовом зачете.

www.kamazmaster.ru

Каргинов — о «Дакаре-2014», де Рое и двигателях

На «Дакаре-2013» Андрей Каргинов занял третье место в грузовом зачёте, несмотря на драму в последний день, когда камазовец сумел финишировать на трёх колёсах: если бы экипаж остановился на замену, то пропустил бы в тройку Жерара де Роя. И не забывайте, что год назад Каргинов выступал фактически со сломанной ногой! Теперь опыта больше, а со здоровьем, тьфу-тьфу, всё в порядке…

— Андрей, как готовились к новому «Дакару»?

Столько камней мы не видели никогда! Прокололи огромное количество колёс: ловили грань, когда колесо выдерживает, а когда — нет.

— По сути подготовка началась сразу после финиша «Дакара-2013». По приезду домой перебрали в машине самое основное, привели грузовики в порядок и сразу отправились на тренировку в Марокко. Покатали жёсткие участки, горные участки, дюны — такие даже на «Дакаре» можно не встретить. Участвовали в этапе чемпионата России в Астрахани и, конечно, в «Шёлковом пути».

Месяц назад мы опять ездили на тесты в Марокко, где тренировались, в частности, на каменистых участках: столько камней мы не видели никогда! Прокололи огромное количество колёс: ловили грань, когда колесо выдерживает, а когда — нет. Плюс на три дня уехали в дюны, были там с утра до вечера — можно сказать, все дюны перелопатили в окрестностях. Так что весь год был кропотливый труд. Плюс физическая подготовка, постоянные занятия с тренером, ведь мы знаем, что «Дакар» будет очень серьёзным.

— Год назад вы выступали на «Дакаре» почти сразу после перелома ноги. Соответственно, сейчас есть бонус, что не надо думать о больной ноге?— Знаете, на это можно посмотреть и с другой стороны. Может быть, сломанная нога постоянно держала в тонусе, ни на секунду нельзя было расслабиться, было очень собранное состояние. Естественно, без сломанной ноги ехать легче, но надо не забывать про моральный настрой. Будет сложно, надо держать планку, установленную на прошлом «Дакаре». На предстоящем марафоне будет намного сложнее, и мы морально готовим себя к этому.

— Быть может, сейчас над камазовцами будут довлеть мысли о новом моторе — так, как год назад вы думали о ноге? Моторы Liebherr будут на трёх грузовиках из пяти...— Мы испытывали двигатель Liebherr весь сезон, он показал себя с положительной стороны. Конечно, были и замечания, которые мы устраняли. Уверенность в нём есть, и за год моторы проехали дистанцию куда больше дакаровской. Думаю, всё будет хорошо.

— Ну а два тутаевских мотора придётся сильно душить в этом году из-за требований по дымности?

Если на «Дакар-2013» де Рой ехал уже практически победителем, то теперь весь год думал, что же произошло. Второй проигрыш подряд будет для него большим ударом.

— Да. Новые штрафные санкции вынуждают нас бороться с дымом, а единственный вариант — снижение мощности. Мы по максимуму уменьшили дым, проверили это на тестах. Что ж, поедем на той мощности, которая есть.

Больше всего это будет сказываться при преодолении двух дюн подряд. Идёт острая дюна, ты с неё резко спускаешься и при этом не можешь развить большую скорость, а то будет удар. Преодолеваешь плавно, оказываешься внизу и в этот момент полностью жмёшь на газ — как раз это предстоит делать, имея в запасе меньшую прочность, чем прежде. Что ж, будем применять навыки: пытаться заранее открыть газ, где-то стараться обходить эти острые места.

— Какие новости приходят из стана конкурентов?— Мы знаем, что де Рой очень серьёзно настроен после прошлогоднего поражения. Думаю, он всё переосмыслил: если на «Дакар-2013» он ехал уже практически победителем, то теперь весь год думал, что же произошло. Второй проигрыш подряд будет для него большим ударом. Думаю, внутри он очень хочет выиграть.

Лопрайс испытывал новую машину на «Шёлковом пути». Были поломки, замечания, но, думаю, он их устранил после этой гонки. «Шёлковый путь» — это хороший полигон для испытаний. Ещё команда «МАН» с Верслёйсом — он для меня стал открытием прошлого «Дакара»: при столь небольшом опыте в ралли так прогрессирует! Конечно, у него хорошая машина, но без хорошего пилота она себя не покажет.

Коломы тоже хорошо показал себя на «Дакаре-2013»: уверенно держал свои позиции. Знаю, что Ардавичус построил новую капотную «Татру» — когда он был у нас в команде, то являлся настоящим

У нас так заведено: чем хуже, тем лучше. Мы подготовлены и физически, и морально, а наша техника готова к длинным спецучасткам. Мы рассчитываем на них проехать хорошо.

конкурентом. Хорошо, стабильно, грамотно едет. Думаю, и в «Татре» он себя покажет очень хорошо.

— У Лопрайса два минуса — маленькая команда, и ему всегда не везёт в собственный день рождения.— Безусловно, в нашем виде спорта, как и в любом другом, везение имеет огромное значение. Даже не везение, а удача. Надеемся, что на следующем «Дакаре» удача будет нам улыбаться.

— Какая у вас всё-таки личная цель после третьего места на прошлой гонке?— Я всегда подхожу к этому осторожно. Конечно, после прошлогоднего «Дакара» надо ставить максимальные задачи — подняться как можно выше. Мы команда, и если у кого-то получится забраться выше, то все остальные будут работать на лидера, на победу «КАМАЗа» — и не важно, чья фамилия будет написана на двери грузовика.

— Длинные спецучастки — это хорошо для «КАМАЗ-мастера»?— Да, у нас так заведено: чем хуже, тем лучше. Мы подготовлены и физически, и морально, а наша техника готова к длинным спецучасткам. Мы рассчитываем на них проехать хорошо.

www.championat.com

«Эта гонка непредсказуема»: осетинский гонщик «КАМАЗ-мастера» — о победе в африканском ралли

Фото: Пресс-служба спортивной команды «КАМАЗ-мастер» / kamazmaster.ru

Механик Дмитрий Никитин, штурман Андрей Мокеев и пилот Андрей Каргинов после победы в ралли Africa Eco Race — 2017

Пилот команды «КАМАЗ-мастер» Андрей Каргинов выиграл ралли-марафон Africa Eco Race в зачете грузовиков — двухнедельная гонка по дорогам знаменитого старого «Дакара» завершилась 14 января, участники преодолели около 6000 километров по территории Марокко, Мавритании и Сенегала. Теперь он и его штурман Андрей Мокеев — единственные в мире гонщики, выигравшие на грузовиках и Africa Eco Race, и «Дакар», который сейчас проходит в Южной Америке. «Это Кавказ» побеседовал с пилотом о победе, жажде острых ощущений и о том, как осетин стал известным на весь мир автогонщиком.

Про победу

— Конкурентов нельзя недооценивать. На Africa Eco Race было девять грузовиков, вроде не так много соперников. Но уверен: каждый из них в душе мечтал об ошибке со стороны команды «КАМАЗа», чтобы воспользоваться моментом и вырвать победу.

Фото: Пресс-служба спортивной команды «КАМАЗ-мастер» / kamazmaster.ru

Единственную женщину — португалку Элишабет Жасинту на грузовике «Маn» — постигла неудача: загорелась машина. Успели потушить, но Жасинту решила вернуться домой. Эта гонка непредсказуема.

До последней минуты нельзя быть уверенным в исходе соревнований. Был случай в Южной Америке, когда я за девять километров до финиша проколол колесо и пересек черту на трех колесах. Это был единственный прокол за всю гонку, он стоил мне второго места. Гонщики даже говорят, что борьба начинается после семи дней заезда. Я прекрасно понимал, что впереди пески, и какая-нибудь элементарная ошибка на дюне может унести десятки минут, а то и больше. Поэтому нельзя было расслабляться.

Фото: Пресс-служба спортивной команды «КАМАЗ-мастер» / kamazmaster.ru

На Africa Eco Race больше половины трассы — спецучастки, труднопроходимые, просто убойные. Главной проблемой стали мавританские пески. На ровной поверхности машина просто вязнет, садится. Ну и огромное количество камней в Марокко.

За всю гонку мы поменяли четыре колеса, но это вполне штатная ситуация.

Фото: Пресс-служба спортивной команды «КАМАЗ-мастер» / kamazmaster.ru

Победу посвятил второму сыну. Он родился 12 мая 2016 года. И всем близким, которые переживают за меня.

Про «Дакар»

Фото: Пресс-служба спортивной команды «КАМАЗ-мастер» / kamazmaster.ru

Экипаж Андрея Каргинова на ралли «Дакар-2014»

Фото: Алексей Дружинин/ТАСС

Владимир Путин поздравляет экипаж Андрея Каргинова с победой в ралли «Дакар—2014»

— Идеальная гонка для меня — победа 2014 года на «Дакаре», когда приходилось догонять, а потом держать лидерство над очень сильным соперником на спецучастке. Напряжение, моральное и физическое, колоссальное. Смог найти силы и поехать еще быстрее, быстрее самого себя. Такая победа запоминается. Понимаешь, что взял «ходом» — то есть не соперник тебе проиграл, а это ты у него выиграл.

«Дакар» 2014-го запомнился не только напряженной борьбой с голландским пилотом Жераром Де Роем. Добавило сложностей и плохое самочувствие: буквально на второй день гонок поднялась температура до 39,4. На одном из спецучастков меня вынесли на носилках, всю ночь провел под капельницами, и до утра не было ясно, поеду я дальше или нет. Но я поехал и даже выиграл спецучасток.

Легких «Дакаров» не бывает. Многие считают за честь просто добраться до финиша, не говоря уже о призовых местах.

Про запредельные нагрузки

— Мы уже три года готовимся к гонкам совместно с инновационным центром Олимпийского комитета по специально разработанной программе. Когда занимаемся на тренажерах, через гипоксическую маску вдыхаем обедненный кислородом воздух. Создается имитация горных условий.

Фото: Пресс-служба спортивной команды «КАМАЗ-мастер» / kamazmaster.ru

Пилот Владимир Чагин недавно озвучил, что за одну из гонок до завершения карьеры скинул 12 кг. В среднем за ралли можно потерять 5−7 кг — и не только гонщикам, но и тем, кто сидит в кабине. Это и стресс, и специфика питания: утром перед стартом много не поешь, обедать не получается физически — мы в это время находимся за рулем. Так что единственный нормальный прием пищи — вечером, когда наш повар готовит домашнюю еду. Но ужином стараешься не злоупотреблять.

На обоих континентах скорость ограничена. В Южной Америке она 140 км/ч, в Африке — 150. И ее частенько приходилось выжимать.

Фото: Пресс-служба спортивной команды «КАМАЗ-мастер» / kamazmaster.ru

Про мечты и удачу

— Было обидно на «Дакаре» год назад, когда пробил поддон, задев большой булыжник — его ремонт откинул меня далеко назад. Удача для нас имеет огромное значение, мы к ней очень бережно относимся.

«Шелковый путь» (международный ралли-марафон, в 2016 году прошел по маршруту Москва — Пекин. — Ред.), гонка, набирающая сейчас обороты, в каком-то смысле превосходит даже «Дакар». До сих пор она мне не покорилась. Максимальный результат, которого удалось достичь, — третье место. Хочется хоть раз быть первым.

Фото: Пресс-служба спортивной команды «КАМАЗ-мастер» / kamazmaster.ru

Ралли «Шелковый путь»

Про команду и дух победителя

— Мы едем не сами по себе, а командой, и всегда «КАМАЗ» подстраховывает другой «КАМАЗ» — кодекс взаимопомощи на первом месте.

Удачно сложившаяся гонка приносит огромное удовлетворение. Но и в обычной жизни требуется подзарядка. Зимой катаюсь на сноуборде. Еще у меня два спортивных мотоцикла. Экстремальную езду себе не позволяю, как говорят у нас в команде, «наше здоровье нам не принадлежит».

Про дальние страны

— В Аргентине дождливо и температура доходит до плюс 50−60 градусов — это трудно и для человека, и для машины. К тому же в Южной Америке некоторые участки трассы находятся на высоте до 5 тысяч километров.

Фото: Пресс-служба спортивной команды «КАМАЗ-мастер» / kamazmaster.ru

Бывает, на несколько секунд можешь отвлечься и разрешить себе оглядеться по сторонам и насладиться пейзажами. Где-то боковым зрением улавливаешь красоты Южной Америки или Африки. Эти, пусть и мимолетные, картинки навсегда врезаются в память.

Про семью

— Все действующие пилоты начинали в карт-клубе. Я занимался с 8 лет — папа привел. Потом понял, что нужно двигаться дальше, тем более под боком такая легендарная команда, как «КАМАЗ-мастер».

Отец приехал в Набережные Челны на строительство завода «КАМАЗ» в 1976 году. Это, кстати, и год моего рождения, и год выпуска первого автомобиля КАМАЗ — разница между датами около недели.

Мой сын Захар в этом году в соревнованиях по картингу стал чемпионом Татарстана в самой младшей возрастной категории — до 10 лет. Видно, что гонки его захватывают. Но цель — не сделать из сына Шумахера или чемпиона: в карт-клубе дети получают еще и воспитание.

Не страшно ли за сына? Всякое бывает, но эмоции, впечатления, результат на финише все компенсируют, и тебе хочется этим заниматься больше и больше.

Про Кавказ

— Я один с Кавказа в нашей большой команде «КАМАЗ-мастера». Хочу приехать в Осетию в ближайшее время, надеюсь, в этом году получится.

Фото: Из личного архива Андрея Каргинова

Андрей Каргинов с супругой Гульфией

У нас в городе есть осетинская община, туда ходят и мои родители, и я, и мой сын. Захар даже одно время занимался национальными танцами.

Дома у меня много всего, связанного с Осетией: статуэтки, книги, даже подаренные кинжал и папаха.

В прошлом году мы с супругой всех удивили. Новый 2016 год встречали по традиции на работе — а отмечаем мы очень весело, в большом зале украшаем елку, устраиваем утренники, ставим спектакли. Темой праздника на тот раз были национальные костюмы. Я и супруга надели осетинские наряды, для полноты образа у меня были даже бурка и папаха. Разучили танец на две-три минуты. Дебютировали на сцене, и всем понравилось. В конкурсе за нас отдали большое количество голосов — и Осетия победила. Было очень приятно.

Фариза Хадашева

etokavkaz.ru

Андрей Каргинов привезет в Набережные Челны «Золотого бедуина»

Завтра поздним вечером в аэропорту Бегишево состоится торжественная встреча камазовских гонщиков, одержавших очередную громкую победу в ралли «Дакар». 18 января спортсмены «КАМАЗ-Мастера» финишировали в чилийском городе Вальпараисо, преодолев более 9 тыс. км от аргентинского Росарио, из них более 5 тыс. км составили специальные скоростные спецучастки. Учитывая такую протяженность маршрута, особенно удивительно, что разрыв между экипажами, занявшими первое и второе места в зачете грузовиков, составил всего несколько минут. Более того, кто победит, решилось только на последнем самом коротком этапе. Точнее, даже после этапа. Газета «БИЗНЕС Online» напоминает о самых ярких моментах ралли.

«ДАКАР-2014» — НЕ ТАКОЙ, КАК ПРЕДЫДУЩИЕ

«Дакар-2014» оказался самым протяженным за всю свою новейшую историю — с тех пор, как проводится в Южной Америке. Маршрут ралли пролегал по территории трех стран — Аргентины, Боливии и Чили. На старт ралли 4 января вышли более 450 экипажей, представляющие более 50 стран мира. Больше всего участников заявилось в классе мотоциклов — 196. Среди джипов за победу боролись 154 экипажа, среди квадроциклов — 47. В наиболее интересующем нас классе грузовиков было заявлено 75 автомобилей.

Особенностью нынешнего «Дакара» было то, что в ряде этапов было сразу два маршрута. Один — для мотоциклов и квадроциклов, второй — для джипов и грузовиков. Кроме того, организаторы приготовили гонщикам навигационные сюрпризы: два этапа предстояло преодолеть по полному бездорожью, но найти нужно было все контрольные точки. И еще — этот «Дакар» поставил рекорд в том плане, что его маршрут пролегал по наивысшим за всю историю высотам. Гонщики поднимались чуть ли не к вершинам Анд.

В шестой раз ралли «Дакар» проходил в Южной Америке. Перед стартом предполагалось, что главными соперниками российской команды «КАМАЗ-Мастер» станут Iveco, MAN, Ginaf, Tatra. Но на деле лишь Iveco смогла составить конкуренцию челнинцам. Точнее, один из представителей команды — голландец Жерар де Рой. На «Дакар-2014» «КАМАЗ-Мастер» выехал расширенным составом. Команду представляли пять «боевых» автомобилей. К уже проверенным экипажам Эдуарда Николаева (стартовый номер экипажа 500), Айрата Мардеева (№ 503), Андрея Каргинова (№ 506) добавились дебютанты ралли-рейда Антон Шибалов (№ 545) и Дмитрий Сотников (№ 549). Экипаж последнего выполнял роль быстрой технички. При подготовке к ралли камазовцы на всех своих машинах внедрили сразу несколько технических новинок. По словам руководителя команды Владимира Чагина, автомобили получили усовершенствованную тормозную пневмоаппаратуру Wabco и Knorr-Bremse с электронным управлением. Кроме того, как известно в 2014 году организаторы ралли «Дакар» серьезно ужесточили требования к дымности моторов, а с 2016 года объем двигателей грузовиков будет ограничен 16,5 литра. В связи с этим три из пяти гоночных машин отправились на южноамериканскую гонку с двигателями Liebherr. Два оставшихся автомобиля оснащены проверенным ярославским мотором ЯМЗ.

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ И ПЕРВЫЕ ПОТЕРИ

Старт ралли состоялся 4 января. Впрочем, это было лишь шоу, продолжавшееся с 15.00 до позднего вечера. Реально же гонка началась 5-го числа. Первый этап Росарио — Сан-Луис в общей сложности имел протяженность 809 километров. Но из них лишь 180 километров — зачетный спецучасток. Трасса — узкая и пыльная. Обгонять в таких условиях было сложно. Тем более, что среди участников еще очень много неопытных (то есть медленных) гонщиков. Но камазовцы достойно справились с первым этапом. Выиграл его Мардеев, всего на 10 секунд опередивший Алеша Лопрайса на Tatra, который посвятил свое призовое место своему ребенку, который родился всего за несколько дней до этого и его маме. Замкнул тройку Марсель ван Влиет на MAN. Николаев финишировал пятым, Шибалов — седьмым. Не обошлось и без неприятностей. На автомобиле Каргинова пробило колеса. В итоге экипаж показал лишь 17-й результат, отстав от лидера на 17 минут.

На втором этапе гонщикам пришлось испытать на себе все трудности горной трассы. Экипажи поднялись на высоту 2000 метров над уровнем моря. Из-за жары перегревались моторы, сильно изнашивались покрышки. Поэтому та плотность результатов, что была накануне, бесследно исчезла.

Увы, но уже на этом этапе Сан-Луис — Сан-Рафаэль «КАМАЗ-Мастер» понес первую потерю. На 386-м километре, когда машина Мардеева следовала по краю русла пересохшей реки, под колесами произошел обвал грунта, и автомобиль потерпел крушение. К счастью экипаж не пострадал, а вот поставить грузовик без посторонней помощи уже не представлялось возможным. Многие гонщики останавливались возле него, давали советы, пытались помочь. Так поступил и Де Рой, машина которого, по свидетельствам очевидцев, в это время буксовала где-то неподалеку. Помочь, естественно, он не помог. Зато после финиша (а первым этап закончил Шибалов) голландец оказался единственным, кто обратился к организаторам ралли за компенсацией — дескать, я помогал Мардееву, потерял на этом 22 минуты, верните их мне. Похоже, организаторы гонки так боятся гегемонии камазовцев, что пошли голландцу навстречу. Вот так он и стал победителем второго этапа и лидером «Дакара» в генеральной классификации. А машину Мардеева поздним вечером поставили на колеса камазовские технички. Что же касается остальных наших экипажей, то Шибалов оказался вторым в зачете этапа (отставание от Де Роя — 13 минут), Николаев, Каргинов и Сотников уступили победителю 24, 26 и 27 минут соответственно. Таким образом, вся последующая гонка превратилась для камазовцев в погоню за голландцем.

ИЗ ЛАЗАРЕТА — ЗА РУЛЬ

На старт третьего этапа не вышло 11 грузовиков. Среди них и автомобиль Мардеева. Несмотря на то, что машина была восстановлена к старту этапа, коллегия спортивных комиссаров приняла решение не допускать ее к старту. Как оказалось, во время опрокидывания произошло самопроизвольное отключение GPS в машине Мардеева. По регламенту этот прибор не должен отключаться на протяжении всего этапа. Организаторы посчитали это грубым нарушением и отказали в старте экипажу.

Остальные же отправились по маршруту — к городу Сан-Хуан. Этап целиком проложен в предгорьях Анд, каменистые покрытия чередовались с участками жесткого кустарника. Это обусловило множество проколов колес, на замене которых экипажи теряли время. Увы, не удалось этих неприятностей избежать и участникам команды «КАМАЗ-Мастер». У экипажа Шибалова замена двух колес отняла полчаса времени, Сотникову, кроме того, что он менял одно свое колесо, пришлось еще помочь в этом деле экипажу Николаева. А вот Каргинов преодолел этап без остановок. И именно он стал победителем. Он сделал это при том, что еще накануне мало кто верил, что он вообще сможет выйти на старт. Простуда и наложившийся на нее тепловой удар привели к тому, что Андрей угодил в бивуачный лазарет. Температуру под 40 градусов удалось сбить к утру. И Каргинов решил продолжить гонку. И вот награда за самоотверженность — первое место на этапе. Все остальные наши экипажи проехали заметно слабее. Николаев, Шибалов и Сотников заняли места с 12-го по 14-е, отстав соответственно на 19, 30 и 31 минуту.

К сожалению, у Де Роя Андрей выиграл всего три минуты и лишь пять у ставшего третьим Лопраиса. Это не позволило внести сколь-нибудь значимые изменения в генеральную классификацию. Каргинов занимает в ней третье место. Его отставание от лидера Де Роя — 39 минут, от идущего вторым Ван Влиета — 10.

Четвертый этап — Сан-Хуан — Челесито. Жара за 40 градусов, солнце почти все время в зените, ни дуновения. Высота — 3200 метров на уровнем моря. Трасса — сплошные каменистые горные участки, узкие дороги, высохшие русла рек, сильная пыль. Все это вкупе свели практически к нулю возможность обгонов. Два скоростных спецучастка. Финиш первого приносит хорошие новости: Каргинов отыгрывает у лидирующего в общем зачете Де Роя 6 минут 38 секунд. На 137-м километре второго спецучастка — 10 минут. Но досадный пробой колеса — и преимущество улетучивается без следа. В итоге Каргинов второй — плюс полторы минуты от победителя этапа Де Роя. Третьим финишировал Николаев с отставанием в 9 минут. Сотников стал седьмым, Шибалов — восьмым. В общем зачете Каргинов приблизился к Ван Влиету (отставание всего 4 минуты), но продолжает уступать Де Рою — уже 40 минут 41 секунду. Четвертым идет Николаев, проигрывающий лидеру 57 минут.

«ДАКАР» СОБИРАЕТ КРОВАВУЮ ДАНЬ

На пятом этапе — от Челесито до Тукумана — гонщиков вновь ждали два спецучастка в 211 и 106 километров и тот самый навигационный сюрприз, когда в условиях полного бездорожья необходимо было найти контрольную точку. Этот день получил у спортсменов название — день штурмана. Победили на этапе те экипажи, штурманы которых не допустили ошибок. Рассказывает Николаев: «Просто броуновское движение было. Джипы и грузовики метались в разных направлениях в поисках точки. Это сбивает с толку и мешает, здесь плутали даже опытнейшие дакаровские штурманы». Экипаж Николаева на трудностях с навигацией потерял 18 минут, хотя до этого он лидировал, опережая Де Роя на 15 минут. А экипаж Шибалова и вовсе не нашел точку, за что получил часовой штраф. Лучше всех справился с этапом Сотников сотоварищи. Они и выиграл. Вторым к финишу пришел Каргинов, уступив победителю чуть менее трех минут. Де Рой, ставший третьим, проиграл Сотникову 12 минут. Таким образом, камазовцам удалось несколько сократить свое отставание от голландца, лидирующего в общем зачете.

К сожалению, «Дакар» — это не просто соревнование, а очень опасное соревнование. И ралли продолжает собирать свою кровавую дань. На этом этапе погиб бельгийский мотоциклист Эрик Палант. 50-летний спортсмен в 11-й раз вышел на старт марафона, который оказался для него последним. Спасатели обнаружили его на маршруте, выехав на поиски после того, как он пропал из виду, и от него не поступало никаких сигналов. Обстоятельства трагедии выясняются местной полицией.

Скоростной 156-километровый участок шестого этапа — Тукуман — Сальта — не внес особых изменений в генеральную классификацию. Опять узкая трасса и обильная пыль не позволяли гонщикам совершать обгоны. В итоге к финишу экипажи пришли имея совсем небольшие разрывы в показателях — между первым и девятым местом менее 5 минут. Победителем этапа стал Верслье на MAN. Андрей Каргинов финишировал вторым — ему удалось отыграть у Де Роя еще 2 минуты 55 секунд. Куратор грузового зачета «Дакара» Фабьен Кальве появившийся на бивуаке «КАМАЗ-Мастера», отвечая на вопрос «Где же широкие и быстрые песчаные трассы, характерные для «Дакара»?, пообещал, что они появятся, как только гонка перевалит через Анды. Кальве признал, что, действительно, первая половина гонки изобиловала узкими дорогами и не совсем подходила для грузовой категории.

В генеральной классификации лидером с комфортным преимуществом — 29 минут — по-прежнему является Де Рой. Преследуют его сразу три представителя команды «КАМАЗ-Мастер» — Каргинов, Николаев и Сотников. Но последние двое проигрывают голландцу более часа.

11 января был днем отдыха. Впрочем, это только так называется. В реальности весь свой «досуг» спортсмены посвятили ремонту изрядно уже потрепанных автомобилей. Копаться в двигателях пришлось под проливным дождем, который продолжался весь день.

В ПОГОНЕ ЗА ЛИДЕРОМ

Седьмой этап был круговым — стартовали и финишировали раллисты в Сальте. Маршрут был проложен на высоте 3400 метров. Протяженность скоростного спецучастка — 533 километра. Опять очень быстрый этап с небольшими отставаниями. Выиграл его Николаев, вторым к финишу пришел его партнер по команде Сотников (+3.45), третьим — Де Рой (+4.34). После финиша победитель этапа посетовал, что соперники были быстрее на прямых участках трассы и уходили от его «КАМАЗа», зато на рулежных он догонял. Это не связано с мощностью двигателей, сразу оговорился Эдуард, дело в электронной системе контроля скорости, которая есть у соперников и отсутствует на наших машинах. В итоге челнинские пилоты сами следят, чтобы машина не превышала ограничение по скорости в 140 км/час. Естественно, что гонщик перестраховывается — держит скорость на уровне 135 — 138 км/ч. Более точная электронная система позволяет ехать на 139 км/ч. В итоге, казалось бы, несущественная разница в 1 — 3 км/ч, дает на расстояниях в 500 и более километров приличное преимущество.

К сожалению, главный преследователь Де Роя Каргинов совершил ошибку на этапе. На одном из отрезов он слишком широко зашел в поворот и срезал краник подкачки одного из колес об каменную стенку. Замена полотки стоила драгоценных минут. Де Рой был на этапе быстрее на 8 минут 45 секунд. Преимущество голландца в генеральной классификации вновь выросло — до 37 минут, 50 секунд.

Реабилитировался Каргинов на следующем этапе. Скоростной участок до чилийского города Калама представлял собой в основном фэш-фэш — это когда кажется, что почва твердая, сверху лежат мелкие камни, на деле же оказывается что это «пухляк». Колеса вязнут в рыхлой массе, мотор греется. Как рассказывают гонщики, если спрыгнуть из кабины можно по пояс оказаться в этой мелкодисперсной пыли напоминающей цемент. Это очень непростые участки для автомобиля. Понятно, что трасса была очень пыльной, но к счастью сильный боковой ветер обеспечивал приемлемую видимость.

«Приходилось регулировать давление в шинах, чтобы не увязнуть. В то же время спущенные колеса — это дополнительная нагрузка на мотор и чтобы ехать одновременно быстро и не проваливаться в фэш-фэш приходилось искать золотую середину, — рассказал после этапа Каргинов. — Но это настоящая тяжелая камазовская трасса». Как подтверждение его слов — первое место и 5 мин 15 секунд, отыгранные у Де Роя. Отлично показали себя и другие экипажи «КАМАЗ-Мастера»: Сотников второй (+6.55), Шибалов — седьмой (+11.32), Николаев — восьмой (+14.08), 8 минут он потерял на замену пробитого патрубка турбонаддува.

ЕСЛИ БЫ НЕ УЛОВКИ ДЕ РОЯ

Девятый этап — пустыня Атакама. Первая часть гонки — пыльные русла рек и прыжковые трамплины. Как после финиша пошутил Каргинов, «Большую часть этапа мы провели в воздухе». Вторая часть гонки — дюны. Ну, а это как раз то, что камазовцам нравится. Каргинов пролетел этап, как на крыльях, и финишировал первым. Голландец, хотя и прибыл на бивуак вторым, уступил челнинцу 19 минут и 7 секунд. Таким образом, отставание нашего гонщика в генеральной классификации сократилось до 13 минут 28 секунд. Если бы не пресловутые 22 минуты, которые Де Рой заработал не на трассе, а выпросил у судейской коллегии как компенсацию за помощь, якобы оказанную экипажу Мардеева, то Каргинов уже возглавлял бы таблицу грузового зачета. А так — погоня за гоглландцем продолжается.

Николаев и Сотников оказались на финише третьим и четвертым, проиграв лидеру почти 29 минут. Кстати, прибыли на бивуак они с разницей между собой всего в одну секунду. А вот экипаж Шибалова потерял около получаса. Гонщикам пришлось менять пробитое колесо, потом забарахлил водяной насос системы охлаждения, из-за чего приходилось часто останавливаться и доливать в систему охлаждения воду.

На десятом этапе из небытия вернулся чех Лопраис. На своей Tatra он быстрее всех преодолел скоростной участок. Но камазовец Каргинов уступил ему всего 37 секунд. В свою очередь, что гораздо более важно, челнинец опередил финишировавшего третьим Lе Роя на 5 минут 33 секунды. Таким образом, Каргинов в общем зачете отстает от голландца менее чем на 8 минут. Но при этом Де Рой, комментируя ситуацию, заявил, что будет придерживаться прежней тактики — ехать спокойно, дабы избежать поломок и ошибок: «темп наращивать не собираюсь», сказал голландец.

==PHOTO45991==

Что касается остальных спортсменов из команды «КАМАЗ-Мастер», то Николаев показал четвертое время дня, проиграв чеху 13 минут 57 секунд. Экипажу Шибалова пришлось устранять неисправности в пневмосистеме автомобиля, на что ушло около 15 минут. В итоге шестое место и отставание от победителя 35 минут 22 секунды. Проблемы технического характера пришлось решать и другому экипажу «КАМАЗ-Мастер». На замену рулевой тяги более часа потратил Сотников. В итоге лишь 12-е место.

Неожиданная победа Лопраиса внесла некие изменения в генеральную классификацию. Чешский спортсмен переместился на четвертое место. На победу он вряд ли будет претендовать — отставание от Де Роя более 2 часов — но позиции камазовца Николаева, которому Лопраис проигрывает 34 минуты, он наверняка будет атаковать.

КОМУ ПРИНЕС УДАЧУ 13-Й ЭТАП

Одиннадцатый этап «Дакара-2014», наконец, принес российским болельщикам то, чего мы так долго ждали. Каргинов вновь опередил Де Роя — на этот раз на 15 минут 51 секунду — и стал лидером в зачете грузовиков. Трасса скоростного этапа изобиловала острыми камнями, что грозило многочисленными проколами. К счастью, Каргинову удалось избежать этих проблем, и он выиграл этот этап. А вот Де Рою пришлось менять колеса — одна из причин отставания. Без приключений обошлось у Шибалова, он финишировал пятым. Экипажу Сотникова пришлось менять колесо — потерял на этом около 11 минут и прибыл на бивуак шестым.

Итак, в генеральной классификации дня произошли глобальные изменения. Разница по времени между двумя претендентами на «Золотого бедуина» почти такая же какой была накануне, вот только Де Рой и Каргинов поменялись в таблице местами. В общем, «Дакар» непредсказуем. Каргинов вполне резонно заметил: «Борьба только начинается».

Далее за лидерами в общем зачете располагаются: Николаев (+1 час, 35 минут, 51 секунда), Лопраис (+2 часа, 17 минут, 56 секунд), Сотников (+3 часа, 10 минут, 19 секунд) и Шибалов (+ 4 часа, 30 минут, 43 секунды).

Половину предпоследнего спецучастка — Эль Сальвадор — Ла Серена составляли дюны. Именно с этим отрезком многие связывали надежды на то, что Каргинов, ведущий ожесточенную борьбу за подиум «Дакара» с Де Роем, сможет нарастить свое преимущество перед голландцем. И к четвертой контрольной точке (на 300-м километре маршрута) россиянин выигрывал у соперника 2 минуты 51 секунду. Но Де Рою все же удалось ускориться на последних 50 километрах допа и выиграть этап с преимуществом в 31 секунду.

У Лопраиса возникли проблемы с электроникой. Потеряв более часа на их устранение, он выбыл из списка претендентов на призовое место в гонке: в итоговой таблице после 12 этапов сразу после Каргинова и Де Роя комфортно разместились Николаев, Сотников и Шибалов. И если для их экипажей все более-менее понятно, то к дуэли Каргинов — Де Рой и к разделяющим их 7 минутам 25 секундам на последнем этапе будет приковано основное внимание болельщиков.

ГОЛЛАНДЕЦ, РОССИЯНИН И… КИТАЕЦ

Поразительно, но именно представители этих трех национальностей стали главными героями решающего, 13-го этапа «Дакара-2014». Ох, лукавил Де Рой, что не будет наращивать темп на последних этапах, чтобы обойти камазовца Каргинова. К финишу 157-километрового спецучастка он, буквально, летел. Голландец лидировал на всех контрольных точках. Но трасса — очень скоростная — предполагала, что отставания будут не слишком большие. Так и получилось. Каргинов отставал от лидера примерно на 2 минуты с секундами — практически всю трассу. И вдруг — 10 минут 31 секунда. И теперь уже лидер общего зачета — Де Рой. В этом статусе он и пришел к финишу. Прибывшие на бивуак Николаев и Каргинов уступили голландцу 9 минут 28 секунд и 9 минут 34 секунды соответственно. Таким образом, на тот момент Де Рой являлся победителем генеральной классификации, опережая Каргинова на 2 минуты 9 секунд. Потом сюрприз преподнес Лопраис. Он стартовал с довольно далеким номером, и его время был опубликовано гораздо позже лидеров. И оказалось, что чех выиграл этап — Де Рою он «привез» 2 минуты 25 секунд.

Но главная интрига этапа заключалась не в этом. Как стало известно, на 90-м километре спецучастка потерпел аварию китайский гонщик Жоу Йон на Mini. При этом, его автомобиль упал, развернувшись и заблокировав трассу. К тому моменту этот участок из грузовиков преодолел только Де Рой. А Каргинов и Николаев остановились, чтобы помочь пострадавшим гонщикам. На трассе возникла пробка, так как узкий участок из-за аварии никто не мог преодолеть. Помятуя о 22 минутах, которые голландец выторговал у организаторов за якобы оказанную помощь экипажу Мардееву, надо полагать, что камазовцы тоже обратятся за компенсацией. В общем, впервые за всю историю «Дакара» судьба первого места решалась не на трассе, а в судейской коллегии.

И справедливость восторжествовала. Результаты этапа были скорректированы. И вот генеральную классификацию вновь возглавил Каргинов. Второе место на подиуме занял Де Рой с отставанием в 3 минуты 11 секунд. На третьем — пятом местах — еще три камазовских экипажа, возглавляемых пилотами Николаевым, Сотниковым и Шибаловым. Двенадцатая победа команды «КАМАЗ-Мастер» на «Дакаре». Одна из самых трудных, драматичных и оттого, наверное, одна из самых ценных.

z=z=z

Справка

Команда «КАМАЗ-Мастер»

Команда основана в 1988 году. На ее счету три Кубка мира и 11 побед в супермарафоне «Дакар». Сегодня в команде собраны 9 Заслуженных мастеров спорта и 13 миастеров спорта международного класса.

Впервые в ралли «Дакар» «КАМАЗ-Мастер» принял участие в 1990 году, а уже в 1996-м одержала в нем победу. В 2013 году — в год 25-летнего юбилея команды — челнинские гонщики заняли весь пьедестал почета «Дакара». Генеральную классификацию тогда возглавил Эдуард Николаев.

Ралли «Дакар»

Протяженность маршрута в 2014 году 9370 километров, включая 5520 километров скоростных участков, 13 этапов. Более 750 участников, считая пилотов, штурманов, механиков. Транспорт организаторов: 40 джипов, 10 тягачей, 55 грузовиков, 12 вертолетов, 12 самолетов, 15 автобусов. Телетрансляции на 190 стран мира. Около 400 постоянно аккредитованных на ралли журналистов и фотографов, 150 СМИ из 40 стран мира. 18 лет — возраст самого молодого участника гонки Жереми Фероли (аргентинский квадроциклист), 72 года — возраст самого взрослого участника Йошимасы Суговары (грузовой зачет, Япония).

Рекордсменом по числу выигранных Дакаров является Стефан Петерансель. Француз победил в марафоне уже 11 раз, причем 6 раз на мотоцикле и 5 раз за рулем автомобиля. А вот рекорд побед в одном классе принадлежит Владимиру Чагину, который семь раз одерживал победу за рулем «КамАЗа»

За свою историю марафон посетил уже 28 стран и в этом году в их число вошла Боливия, на территории которой прошли два этапа гонки. 89 экипажей, более 20%, вышли на старт ралли впервые. Число зрителей на этапах марафона составило более 4,6 миллиона человек, а по телевидению гонку увидили больше миллиарда зрителей.

sport.business-gazeta.ru

» Автомобильные истории династии Каргиновых Осетия Квайса

Автомобильные истории династии Каргиновых

Ралли-марафон «Дакар-2013» завершился феноменальной победой команды «КАМАЗ-мастер». Все призовые места в категории грузовых автомобилей заняли российские спортсмены. Выиграл экипаж Эдуарда Николаева, второе место – за Айратом Мардеевым и третьим финишировал Андрей Каргинов.

Причем судьба третьего места решалась в совершенно невероятных обстоятельствах. «Финиш Каргинова на завершающем этапе «Дакара» вообще поверг в ступор всех собравшихся в местечке Лемаче зрителей и организаторов. На середине короткого 15-километрового спецучастка экипаж распорол колесо. Но настолько велика была воля к победе и спортивная злость, что пилот привел машину к финишу без переднего колеса! Даже измочаленной резины не осталось на железном ободе! «Amazing – невозможно!», кричали репортеры. Кадры этого финиша разлетелись по миру, вызвав поначалу шок, а затем восторг у телезрителей. Экипаж еще долго не мог поверить в то, что удалось, как говорят гонщики, «остаться в призах». Ведь преследовавший камазовцев прошлогодний победитель Дакара Жерар Де Рой был буквально в минутах не только от третьего, но и от вероятного второго места. И это на гонке протяженностью более 8000 километров! Судите сами, как выросли скорости и технологии в грузовом зачете. Позже, после финиша, соперники кулуарно признавались: «Ну ладно первое место, второе… но как же так — даже третье место нам не отдали!», – такой восторженный отзыв имеется в репортаже с места событий на сайте команды.

В Осетии неподдельный интерес вызвала фамилия пилота, экипаж которого занял третье место. «Андрей Олегович Каргинов родился в семье одного из родоначальников и популяризаторов в Набережных Челнах гонок на багги. С девяти лет начал заниматься картингом, несколько раз становился чемпионом Татарстана, является кандидатом в мастера спорта в этом виде гонок. Еще будучи учеником школы, а потом уже и студентом вуза, Андрей проходил практику в Научно-техническом центре КАМАЗа. Команда «КАМАЗ-мастер» была ему знакома, вызывала живой интерес и желание присоединиться к коллективу. Поэтому, когда в 2005 году появилась такая возможность, она была воспринята парнем с искренним энтузиазмом. В 2006 году молодой спортсмен выступает как механик на различных этапах чемпионата России, в одних экипажах вместе с такими известными ветеранами команды, как Владимир Чагин, Семен Якубов, Айдар Беляев, Ильгизар Мардеев.

В 2007 году молодому спортсмену на этапе чемпионата России «Хазарские степи» доверяют руль уже боевой машины. Но через год Андрей был травмирован и достаточно долго не выступал.

В 2010 году впервые в своей спортивной карьере молодой спортсмен принял участие в ралли «Дакар». Экипаж Ильгизара Мардеева, механиком в котором выступал Андрей, занял пятое место.

В прошлом году Андрей уже участвовал на «Дакаре» в качестве пилота боевого экипажа. И он не только довел свой «танк» до финиша, но, опередив опытных соперников, занял 4-е место!» – вот основная информация, имеющаяся в средствах массовой информации Набережных Челнов и Интернете о восходящей звезде автоспорта. Добавим, что в послужном списке 37-летнего мастера спорта имеются победы на этапах чемпионата России «Хазарские степи» и «Великая Калмыкия» (был механиком в экипажах В. Чагина и И. Мардеева). Будучи пилотом, в 2008 году стал серебряным призером на этапе чемпионата России «Тихий Дон», а через два года повторил то же достижение на «Хазарских степях».

Небольшое журналистское «расследование» –и можно сказать: «Гонщик, уверенной поступью идущий к победам, является сыном Осетии!» Причем для него это не просто родина предков, а место, куда он всегда стремится всей душой.

С таких слов начала свой рассказ председатель правления Осетинской национально-культурной автономии города Набережные Челны Татьяна Петровна Гульдиева: «О семье Каргиновых я могу сказать много добрых слов. Олег Харитонович – уроженец Алагира, Лариса Александровна – Нижнего Новгорода. В свое время они приехали строить завод «КАМАЗ» и обрели в республике вторую родину.

Неутомимые труженики являются активными деятелями национально-культурной автономии, кстати, единственной подобной организации в Татарстане. Образовалась она в марте 2006 года, после того, как нас еще больше сплотили трагические события в Беслане. До тех пор осетины, а их здесь более 350 человек, тоже поддерживали связи друг с другом, но именно сбор гуманитарной помощи и другие мероприятия подвигли нас к официальному основанию общины. Семья Каргиновых, наряду с Юрием Газзаевым, Гурамом Касаевым, Олегом Коробченко и другими выходцами из Осетии способствовала ее становлению. Они же участвовали в организации помощи жителям Южной Осетии в августе 2008 года.

С тех пор мы своими силами оборудовали и оформили в Доме дружбы комнату в национальном стиле, создали небольшую библиотеку. Работают национальный ансамбль «Симд», ансамбль детского танца «Дети гор», собираемся основать школу по изучению осетинского языка.

Автономия принимает активное участие во всех общегородских праздниках, ежегодном фестивале национальных общин «Доброе братство – лучшее богатство», отмечает свои национальные праздники.

На всех этих мероприятиях всегда присутствовал Андрей, воспитанный в духе осетинских традиций. Его спортивный путь начался с картинга, на картинге уже пробует свои силы и его сын Захар.

А успехами он обязан отцу, Олегу Харитоновичу Каргинову. Он, наряду с Семеном Якубовым и другими легендами нашего автоспорта, был основоположником «движения гонщиков». Настоящий подвижник, он, как инженер, помогал в разработке и усовершенствовании различных деталей и т.д. Сейчас он на заслуженном отдыхе, прививает любовь к автоспорту молодому поколению».

Сам Андрей все время находится в разъездах. В минувшее воскресенье он собирался в Сочи, где команду «КАМАЗ-мастер» принимал Президент России Владимир Путин, перед этим был на торжественном приеме у Президента Татарстана Рустама Минниханова. Несмотря на занятость, спортсмен согласился ответить на несколько вопросов корреспондента «Северной Осетии»:

– Андрей, от имени жителей Осетии поздравляем тебя с успехом на «Дакаре». Ты только побывал на приеме у Президента республики Р. Минниханова. Расскажи об этом подробнее.

– На прием были приглашены руководители завода и предприятия и все четыре экипажа, участвовавшие в ралли. Прозвучало очень много теплых слов, нас награждали орденами и медалями, вручались благодарственные письма. В понедельник (4 февраля – авт.) едем в Сочи, на встречу с Владимиром Владимировичем Путиным.

Благодарю всех, кто радуется нашим успехам. Ощущаю и поддержку Осетии, получаю с малой родины много поздравлений. Раньше регулярно ездил во Владикавказ с родителями, сейчас, к сожалению, мне не позволяет жесткий график профессиональной карьеры.

– Третье место на «Дакаре» пока самое яркое событие в твоей спортивной жизни?

– Безусловно. Но стремлюсь к лучшему. Претендовал и на второе место, так что мог достигнуть большего.

– Кто первыми поздравил тебя со столь значимым успехом?

– Наша команда. Затем уже – отец. «Все нормально. Сохранил третье место!» – вот его слова. Отцу я обязан тем, что попал в автоспорт, и стараюсь оправдывать его надежды.

– За рулем решения приходится принимать мгновенно. А в жизни – тоже?

– Реакцию свою в кабине машины не оставляю (смеется). При необходимости в состоянии это сделать.

– Есть еще среди ваших одноклубников представители Осетии? А в других видах спорта?

– В «КАМАЗе» я единственный. В других видах, наверное, есть и хотелось бы, чтобы они быстрее о себе заявили.

– Ты в курсе дел национальной общины?

– Да, конечно. Часто посещать не получается, но по мере сил и возможностей участвую в мероприятиях.

– Кто из членов общины является для тебя примером для подражания?

– Юрий Газзаев. Он много лет проработал на высокой должности. Футболом, честно говоря, мало интересуюсь, но человеческие качества, отношение к делу, организаторский талант Газзаева – пример для всех, кто хочет добиться успеха на выбранном пути.

– Твои ближайшие планы?

– Сразу после приема у Президента России выезжаем во Францию. Оттуда вернемся на машинах и будем осваивать новую технику.

– Кем будет Андрей Каргинов лет через двадцать?

– Об этом пока не думал. Но хотел бы передавать свои знания и опыт сыну, если, конечно, он не будет против.

– То есть, «автомобильная династия» Каргиновых не должна прерваться…

– Надеюсь на это, но главное, чтобы Захар сам сделал свой выбор в пользу той или иной дороги в жизни.

– Тебе есть что сказать читателям газеты «Северная Осетия»?

– Счастья, здоровья, удачи! В Осетии, как оказалось, у меня много болельщиков и единомышленников, и это очень приятно. Спасибо всем!

Природная скромность не позволила Андрею рассказать о себе, своих успехах более подробно, но много интересного мы узнали от его отца Олега Харитоновича Каргинова, с которым также связались по телефону.

– Олег Харитонович, как вы расценили успех Андрея на ралли-марафоне «Дакар–2013»? Ждали большего или даже третье место было неожиданностью?

– Судите сами! 16 декабря Андрей сломал правую ногу. До этого он год пропустил из-за перелома левой ноги. Были у начальства, вопрос стоял об отчислении из команды. 18-го мы были уже в Кургане, в центре Елизарова (там он лечился после первого перелома). За пять дней было сделано все возможное и из клиники позвонили в «КАМАЗ-мастер»: «Пилот к соревнованиям будет готов!»

Конечно, реабилитационный курс до конца пройти не удалось. Но подобрали ортопедическую обувь, были соблюдены все требования медиков и т.д. Наверное, представляете, что значит правая нога для водителя? А теперь вообразите мое состояние, когда я видел, что Андрей в аэропорту даже свои вещи нес с трудом!

Но и это еще не все. На второй день соревнований Андрей сжег сцепление и оказался на 24-м месте. Травма, долечивание на ходу, и такое начало. Но Андрей не сломался, начал наращивать темп, и все этапы стали как подвиг. Мне, как отцу, не совсем удобно все это говорить, но посмотрите отзывы болельщиков на сайте команды и многое станет ясно.

Ставка делалась на экипажи Николаева и Мардеева, но Андрей к решающим гонкам вышел на второе место. И тут он теряет переднее колесо. И опять, вопреки обстоятельствам, не просто финиширует, а остается в тройке призеров!

На награждении у Президента республики Рустама Минниханова ветеран команды Владимир Чагин сказал об Андрее: «Начинал без ноги, закончил без колеса».

– Как и когда оказался Андрей в автоспорте?

– Я сам его привел в карт-клуб 8-летним ребенком.

– Вы, как сказано на упомянутом сайте команды, «один из родоначальников и популяризаторов гонок на багги». Получается, одним из первых «испытателей» сделали собственного сына?

– Автоспорта, как такового, еще не было. Гонки на багги я начал развивать в 1977–1984 годах, даже будучи механиком, выиграл Кубок социалистических стран по автокроссу (ГДР, 1983 год). На этом моя спортивная карьера закончилась, и все свое время стал посвящать сыну. Сразу же пошли успехи на уровне республики, затем пришли победы на международных соревнованиях.

Первый спортивный «КАМАЗ» также впервые появился в моей группе в 80-е годы. «Группа форсированных испытаний автомобилей в условиях спорта» – так это тогда называлось. Вообще же в мои обязанности входило дорожное испытание автомобилей.

Автоспорт тогда начал делать первые шаги, но в газете «Правда» появилась разгромная статья «Зачем летают грузовики». По мнению автора, вся грузовая техника должна была участвовать на уборке урожая. Грузовой спорт запретили, и через много лет все пришлось начинать сначала.

– В Набережные Челны вас привела страсть к автомобилям?

– В этом городе я живу с 1975 года. До этого с отличием закончил Московский автодорожный институт, поехал за романтикой на Север. В городе Мирный Якутской ССР встретил свою будущую избранницу Ларису, здесь же родился Андрей. Машинки я собирал с детства, в тяжелые 50-е годы, затем ходил в секции в Москве и Омске. Автоделом занимался и в родной 5-й средней школе Владикавказа. В 17 лет получил там права на вождение автомобиля, что было тогда редким явлением.

Супруга по специальности инженер-металловед, до пенсии проработала на «КАМАЗе». В одно время вместе с нами там работали наш сын Андрей и дочь Елена. Сейчас она с семьей живет в Швейцарии, моему внуку Яну 1,5 года. Такая вот династия…

– О том, что вы один из активных членов национальной общины, мы уже знаем. А остались ли связи с Осетией?

– Они никогда и не прерывались, я часто привозил сюда и своих детей, и для них Осетия не пустой звук. Был даже анекдотичный случай, когда в военном билете Андрея в графе «национальность» записали «осетинец-русский».

А еще в Осетии – могилы моих родителей Харитона Додтиевича Каргинова и Валентины Егоровны Ревазовой. Во Владикавказе живет мой младший брат Валерий, двоюродный брат Эльбрус Урусов и другие близкие мне люди. Давно не был на родине, но этим летом обязательно хочу приехать.

Осетином себя гордо называет и мой шестилетний внук Захар, с трех лет участвующий в соревнованиях на картинге. Есть опыт и желание работать, вот и занимаюсь с детьми в карт-клубе.

– Ваши пожелания землякам?

– Мира, благополучия во всех сферах жизни и экономического процветания вам! Промышленность, к сожалению, плохо развивается по всей стране, нелегко и «КАМАЗу». Спорт, кстати, является для завода громадной рекламной акцией. На ралли нам противостояло 5 грузовиков «Ивеко», а это – автомобили века. У них есть скорость, у нас – надежность. Пусть будущее наше тоже будет надежным!

Неоценимую помощь в подготовке данного материала автору оказал заместитель председателя Международного общественного движения «Высший Совет осетин» Григорий Харитонович Бадтиев, так отозвавшийся о семье Каргиновых:

– О том, что среди наших земляков есть звезда автоспорта, я узнал год назад, когда собирал информацию о деятельности осетинской национально-культурной автономии в Татарстане. Председатель Татьяна Гульдиева назвала гордостью общества и республики в числе других и семью Каргиновых. И очень приятно, что благодаря газете «Северная Осетия» об их «автомобильной династии» узнают в нашей республике. Ждем новых успехов Андрея, будем им искренне рады!

Тамерлан ТЕХОВ«Северная Осетия»

osetia.kvaisa.ru


Смотрите также