Владимир Чагин не подвел: «КАМАЗ-Мастер» вернулся на Родину с «бедуинами». Камаз владимира чагина


«КАМАЗ-Мастер» вернулся на Родину с «бедуинами»

25.01.2018

Сегодня «Синяя армада» может встретиться с Владимиром Путиным

«КАМАЗ-Мастер», вновь триумфально откатав «Дакар», привез на родину «Золотого бедуина» и «Бронзового бедуина». Накануне гонщиков в Шереметьево и Бегишево встречали родные, друзья и преданные болельщики. О том, как проникновенно, со слезами на глазах признавался в любви к команде Сергей Когогин и какие наработки привезли из Южной Америки спортсмены-технари, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

«КАМАЗ-Мастер», вновь триумфально откатав «Дакар», привез на родину «Золотого бедуина» и «Бронзового бедуина»

«ЗА ВСЕ ГОДЫ СВОЕЙ ЖИЗНИ Я НЕ ПОТРАТИЛ СТОЛЬКО НЕРВОВ»

«Отрепетируйте, как будете встречать героев», – в московском аэропорту Шереметьево прилет команды КАМАЗа ждали нервно. Особого энтузиазма не было – сотни зрителей не пожертвовали рабочим днем для встречи героев. Это довольно странно, учитывая, что гонки грузовиков – спорт, в котором Россия регулярно собирает титулы и на одном победном духе можно было сформировать неплохую армию фанатов. Впрочем, встреча все равно была теплой.

Нынешний «Дакар» чуть ли не официально признан самым сложным за последнее десятилетие. С этим утверждением, безусловно, согласны и многие из его участников. В грузовом зачете до финиша добралась едва ли половина участников.  Пилоты бились за минуты и секунды, и интрига была поистине невероятной. Отрыв между главными претендентами на победу в какой-то момент сократился до одной секунды. Иногда было совсем тяжело: на одном из этапов машина Эдуарда Николаева просто завалилась на бок, но выручил чешский коллега Мартин Коломы. Не обязан был этого делать, но остановился и помог поставить машину на колеса. Самое удивительное, что тот этап Николаев еще и смог закончить с лучшим временем!

Перелет из Латинской Америки явно дался пилотам непросто – Владимир Чагин попивал спонсорский энергетик явно не для маркетинговых целей. Руководитель «КАМАЗ-Мастера» был едва ли не самым бодрым среди всей команды: много говорил, в том числе и о планах: «Все увидели, какая конкуренция в зачете грузовиков, лидеров разделяют секунды. Техника у всех подготовлена на высоте, сложно конкурировать. Разница в том, кто сломается, кто потеряет время. В этих условиях важно не отстать технически. Уже вчера после финиша мы провели совещание по тому, что нужно изменить в грузовиках. Нельзя терять ни минуты. Уже в июле следующее грандиозное соревнование – „Шелковый путь“. Все участники прощались с нами со словами „До встречи на Silk Way!“ Впереди интереснейшая борьба, команда будет готовиться к гонке, и мы как организаторы сделаем все для хорошего соревнования». А потом Чагин признался: такого нервного «Дакара» в его жизни еще не было: «Сложнейшая двухнедельная гонка. Наверное, за все годы своей жизни я не потратил стольких нервов, сколько в этом году. Кто выдержит, кто раньше сломается? Спасибо всем, кто был рядом с нами, мы чувствовали вашу теплоту и поддержку. Вы не представляете, какая радость и гордость была у каждого из нас, когда мы перед подиумом крепили флаг нашей страны на грузовик!»

Вместе со всеми «КАМАЗ-Мастер» встречал и генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Он зачитал поздравительную телеграмму от президента России Владимира ПутинаВместе со всеми «КАМАЗ-Мастер» встречал и генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Он зачитал поздравительную телеграмму от президента России Владимира Путина

На фоне легендарного Царя, как уважительно называют Чагина конкуренты и журналисты, остальные пилоты выглядели достаточно скромно. Николаеву на правах победителя говорить все-таки приходилось, и он честно признавался, что были моменты, когда даже он не верил в итоговый успех. «Здесь отработала вся команда. Бывают случаи, когда ночью ведутся очень серьезные объемы работ, после которых нужно протестировать автомобиль. Тебя ночью будят, чтобы провести тесты, ты садишься за руль, и не к чему придраться, хотя грузовик был разобран почти полностью! Когда был разрыв в секунду, опыт команды и ее руководителя помог настроиться. Всем спасибо за поддержку! Бывало, что проводили за рулем по 12 часов, приезжали на бивуак глубокой ночью. Не хватало времени, чтобы восстановиться. Но мы весь год готовились, да и поддержка болельщиков и партнеров команды помогала. Соперники, похоже, почувствовали себя уже на полпути к подиуму и повышали темп. Обычно не бывает таких разрывов, а тут на подиуме экипажи с отставанием в три-четыре часа. О многом говорит случай Мартина Коломы: они сломали машину на старте последнего спецучастка! Ну а Федерико Виллагра – соперник, который не будет сдаваться до самого конца». Николаева не могли не спросить о теме допинга и отстранения российских спортсменов от Олимпиады, хотя формально КАМАЗ и гонки к этой истории не имеют абсолютно никакого отношения. Эдуард ответил, что на фоне всеобщего напряжения и борьбы с Россией в спорте хотелось доказать превосходство нашей страны, ее пилотов и техники.

Вместе со всеми «КАМАЗ-Мастер» встречал и генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Он зачитал поздравительную телеграмму от президента России Владимира Путина. Рассказывают, что в дни «Дакара» на предприятиях КАМАЗа проходили тренинги топ-менеджеров, и по настроению Сергея Анатольевича сразу можно было понять, как дела у команды. Когогин весь «Дакар» был на связи с Чагиным, одним из первых узнал о победе, а вчера руководитель команды долго ему о чем-то рассказывал. Они настолько увлеклись, что гендиректор, кажется, выбился из своего графика, но потом, «очнувшись», быстро удалился.

УБОЙНЫЙ «ДАКАР»

Как выяснилось, рулевой автогиганта (а сейчас еще и сопредседатель предвыборного штаба Путина) полетел в Набережные Челны, чтобы вместе с мэром Наилем Магдеевым еще раз засвидетельствовать свое почтение команде, которая в юбилейный  для себя год (30-летие) и в 40-й по счету «Дакар» не подвела. Привезя домой вожделенных «бедуинов», «КАМАЗ-Мастер» стал, таким образом, уже 15-кратным победителем самого престижного в мире ралли-марафона. Вчера же стало известно, что один из грузовиков «КАМАЗ-Мастера» из спортивного центра «КАМАЗ-Автоспорт» перегнали в Казань. Не исключено, что прилетевший накануне в столицу Татарстана Путин сегодня может поздравить команду с победой.

Пока самолет с «КАМАЗ-Мастером» находился в воздухе, в Бегишево известный челнинский шоумен Максим Веденеев заводил фанатов команды, родственников и друзей спортсменов. «Непобедимая дружина команды „КАМАЗ-Мастер“. Три-четыре: „Молодцы!“», – командовал шоумен. Народу в аэропорту собралось столько, что обычные пассажиры с трудом протискивались со своим скарбом к выходу из аэровокзала. Одним из первых встречать коллег приехал Фирдаус Кабиров, дважды становившийся победителем престижнейшего ралли-марафона. «Я очень внимательно каждый день в режиме онлайн следил за тем, как для наших ребят проходит гонка, а затем или поздно вечером или утром смотрел и телевизионные репортажи оттуда, – рассказал он корреспонденту „БИЗНЕС Online“. – Впечатления после первых этапов? Думаю, как у всех остальных болельщиков команды, сразу стало понятно – начался настоящий „Дакар“, а не тот, что в последние годы. Этот „Дакар“ даже круче, чем в Африке. Уже на второй день у многих экипажей начались большие проблемы. Нужно было очень сильно постараться, даже чтобы просто доехать до финиша. Начало было не то что интересное, а тяжелое, драматичное! Да, были обидные моменты, когда ребята допускали ошибки, но было очевидно, что обойтись в этой гонке вовсе без ошибок не так просто. Один только Эдик Николаев в первой ее половине сумел их избежать, проехал очень удачно. После такого начала предполагал, что вторая половина марафона будет уже не такой сложной, но тут начались поломки – ломалось даже то, что никогда в жизни на наших машинах не ломалось. Одним словом, гонка была такая же интересная и разнообразная, как это было раньше, в Африке. Такого убойного „Дакара“ в Южной Америке совершенно точно еще не было».

По словам Кабирова, в том, что «КАМАЗ-Мастер» окажется на подиуме, он не сомневался ни секунды, но за судьбу «Бедуина в золотом» поволноваться пришлось и ему: «Что касается первого места, то да, за четыре дня до финиша поволноваться пришлось. Эдик лидировал с приличным отрывом от ближайшего преследователя в 52 минуты, но когда он сначала в первый раз слил Виллагре 25 минут, потом во второй раз еще 20 минут и между ним и аргентинцем осталась всего лишь 1 секунда разницы, конечно, поволновался». Но, по его мнению, это же обстоятельство и заставило соперников Николаева ехать в темпе, которого техника выдержать была просто не в состоянии:  «К мастерству Виллагры вообще никаких вопросов. Он очень ровно, хорошо, быстро, технично, тонко едет! Ошибок по вождению  на протяжении всей гонки почти не допускал. Но чтобы совсем без ошибок „Дакар“ проехать, надо сбрасывать скорость. Но ему нужно было ехать не быстро, а очень быстро. Автомобиль и не выдержал».

Другой легендарный челнинский автогонщик восьмикратный чемпион России по трековым гонкам и автокроссу Фарит Бадретдинов, сам до последнего времени  выезжавший на «Дакары» за рулем тяжелых «техничек» команды, отметил, что  организаторы юбилейного ралли выполнили свое обещание сделать гонку крайне сложной для людей и техники: «Они говорили, что этот „Дакар“ будет похож на „Дакар“ африканский, и так на самом деле и получилось. Ралли это было очень сложным. Когда перевернулся автомобиль Айрата Мардеева, конечно, появились сомнения в том, что мы сможем претендовать на подиум. Но Айрат смог добраться до него, а Эдик вообще молодец! Это значит, что командный дух на высоте. Если машина ложится на бок, там повреждается очень много всего. И суметь за ночь восстановить автомобиль так, чтобы он смог выехать и быстро ехать дальше, могут очень немногие команды. Мы можем!»

Сергей Когогин: «Давайте поблагодарим их, скажем, что они лучшие в мире и мы их любим!»Сергей Когогин: «Давайте поблагодарим их, скажем, что они лучшие в мире и мы их любим!»

«ТАКИХ ГРУЗОВИКОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ НА ПЛАНЕТЕ»

Когда ведущий объявил, что борт с измотанными многочасовыми перелетами и сменой часовых поясов камазовцами наконец сел, зал разразился бурным ликованием. Победителей по традиции встретили красавицы в национальных костюмах, с чак-чаком и караваем, но без обычного в прежние годы шампанского. Когда гонщики, держа над головами завоеванные трофеи, выстроились на импровизированной сцене, с приветствием к ним и болельщикам обратился Магдеев: «Сегодня в нашей стране, в нашей республике, в нашем любимом городе большой национальный праздник – «Синяя армада», наша любимая команда, наши дорогие настоящие мужчины привезли  в Челны долгожданную победу. Наша команда во главе Владимиром Геннадьевичем Чагиным достойно несла имя нашей родины, авторитет нашей страны. И мне хотелось бы от имени всех челнницев высказать слова благодарности и признательности нашим ребятам. Вы настоящие мужчины, вы настоящие герои. Мы вас любим, мы вами гордимся. Мы за вас очень переживали, и слава Всевышнему, вы все живые-здоровые вернулись в родные пенаты. С возвращением, с победой, команда „КАМАЗ-Мастер“! Ура!»

«Дорогие челнинцы, я команду сегодня встречаю уже во второй раз. Первый раз в Москве, теперь здесь, – обратился к болельщикам Когогин. – Конечно, мы все ждали команду, ждали победу, что они какой-то приз возьмут. Но я точно знаю, что у нас в городе команду ждали так, как никогда и никого не ждут. Вы приехали домой! В команде нет почти ни одного варяга – только жители Набережных Челнов, все они выросли в этом городе, в нашей компании. И, конечно, мы понимаем, что они бьются за всех за нас с мировыми грандами и побеждают – и себя, и трассу, и соперников, – голос Когогина заметно задрожал, а в глазах появилась скупая мужская слеза: рулевой КАМАЗа был настолько рад победе команды, что не захотел совладать с эмоциями, и, лишь выдержав небольшую паузу, он продолжил. – Давайте поблагодарим их, скажем, что они лучшие в мире и мы их любим!»

Алаверды Чагина было не менее проникновенным: «Спасибо огромное вам за то, что вы сегодня приехали сюда встречать нас. Мы так рады этой минуте, мы счастливы как никогда! Вы знаете, что команда в этом году отметит юбилей – 30-летие. Поэтому всем нам, команде, болельщикам очень хотелось победить – задать такой победный тон, импульс нашему городу, нашему заводу. Две недели мы с вами были в жутком напряжении. Как началось с первого дня и так до самого финиша! Ни одного участника гонки поломки не обошли стороной. Профессиональные, уже титулованные и всем известные пилоты попадали в аварии. 19 января — это, наверное, кульминация не только этого „Дакара“, но и последних 30 лет, как проводятся ралли-рейды. Две недели гонки, много тысяч километров позади, и всего одна секунда разделяет лидеров зачета в борьбе за первое место! Тот темп, который в этот день задали экипажи Эдуарда Николаева и Федерико Виллагры, не мог выдержать ни один грузовик в мире, таких грузовиков не существует на планете. Кто-то должен был сломаться первым. И у Iveco были проблемы, и у Николаева, но «КАМАЗ» до финиша доехал! Мы с вами все пооо-беее-диии-лиии!»

На этом официальная часть встречи, собственно, и завершилась, но продолжилась неофициальная – интервью, автограф-  и фотосессии, а родственники и друзья членов команды наконец получили возможность обнять своих близких. Все приехавшие в аэропорт желали сфотографироваться или сделать селфи с победителями гонки и с завоеванными ими трофеями. Уставшие камазовцы стоически перенесли это нелегкое испытание, никому не отказывая в просьбах попозировать с «бедуином» в руках.

Николаев рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что самым сложным для его экипажа был этап, когда случилась поломка редуктора переднего моста: «Эта поломка реально могла привести к тому, что мы могли просто встать в песках. Если бы это был жесткий грунт, то вопросов бы не было, мы могли бы финишировать и на заднем кардане. Но в сложных песках без полного привода просто не выедешь. И тут помогла смекалка механика экипажа Володи Рыбакова. Он вовремя подсказал, что нужно сделать, и мы смогли довести автомобиль до финиша этапа. А понимание того, что мы стали победителями гонки, пришло  только на последнем спецучастке, когда перед нами махнули финишным флагом. До самого последнего момента шла борьба. Я понимал, что наш автомобиль очень сильно нагрузился при борьбе и с Виллагрой, и с другими соперниками. И хоть наши механики каждый день машину как хрустальную вазу берегли, все равно переживали, чтобы машина доехала. И она доехала!» По словам Николаева, новый 13-литровый мотор, на котором на следующий год в случае участия КАМАЗа в ралли придется ехать уже всем экипажам команды, вполне конкурентоспособен: «На этом моторе Дмитрий Сотников уже выезжал на „Шелковый путь“, в прошлом году показал хороший результат. На этом „Дакаре“ мы увидели, что на большой высоте над уровнем моря мотор тоже выдает неплохие характеристики, но, конечно, есть еще над чем работать. Мы сейчас привезли очень много наработок – что бы мы хотели в этом моторе поменять, изменить в лучшую сторону».

«Ты всех-то секретов не раскрывай, – в шутку осадил Николаева Кабиров. – Он сегодня напишет, а завтра уже Де Рою на голландский язык будут переводить то, что ты здесь наговорил». Но КАМАЗ, кажется, уже взял такой разгон, что его соперникам никакие «шпионы» не помогут.

Видео: kamazmaster.ru

www.business-gazeta.ru

Владимир Чагин

1. Желание поучаствовать в Формуле 1. Формулу 1 я начал активно смотреть и наблюдать в 94 году – первые два сезона Шумахера, которые для него оказались победными. Мы с моим страшим сыном смотрели все этапы - в России только тогда начиналась транслироваться Формула. Желание поучаствовать, конечно, имеется. Раньше хотел поучаствовать, сейчас просто проехать на этой машине, посмотреть ее возможности, динамику, маневренность, торможение. Много слышал интересных, хороших впечатлений и от пилотов, и просто от людей, которым приходилось сделать несколько кругов: все были в большом восторге! Так что желание прокатиться в этой машине до сих пор сохраняется, если представиться такая возможность – буду очень рад. (Если смогу, конечно, в ней поместиться. Все сидения делаются под пилотов, пилоты Формулы 1 все маленькие, компактные, а я немного побольше.) 

2. Возможно ли проведение Формулы 1 среди грузовиков? Подобные соревнования проводятся давно, на трассах Формулы 1. Как известно, проходят соревнования и мотоциклистов, и гонки на грузовиках. Только не на полноприводных, а сидельных грузовиках. Наша команда (не КАМАЗ-мастер, а команда завода КАМАЗа) когда то участвовала в этих соревнованиях, в 87,88,89 годах. Сергей Савостин, кстати, из той группы, ездил механиком с нашими пилотами, но КАМАЗу не удавалось показать серьезных результатов. Да и не делали в те годы большого акцента на подготовку машин: моторы были маломощные, в два-три раза слабее, чем у конкурентов, и результатов не добились. Тогда это было на КАМАЗе единственной автоспортивной темой. В те же годы Семеном Семеновичем Якубовым был поставлен акцент на Дакар, кольцевые гонки на грузовиках оставили и начали заниматься внедорожными соревнованиями. 

3. Сможет ли Россия принять Формулу 1? Не сильно осведомлен в этом вопросе, поэтому мне сложно отвечать на него. Хотелось бы, чтобы поскорее Формула 1 пришла в Россию, Хочется и в машине проехать, и на трибуне посидеть. Фирдаус Кабиров ездил в прошлом году на этап Формулы 1, приехал восторженный- интересно было понаблюдать. Также и мне, если Формула 1 будет в России далеко ездить не надо будет, только лишь доехать до Москвы и многие россияне смогут увидеть в живую то, что видели только по телевизору. 

4. Насколько велика вероятность появления в Формуле 1 русского гонщика? Последние 15 лет автомобильный спорт в Росси активно развивается, много молодежи себя хорошо показывают, притом удивительно, что в возрасте очень раннем 16-18 лет мальчишки начинают обгонять в разных дисциплинах автоспорта уже именитых спортсменов. И на кольцевых гонках, и на картинге, ребята хорошо себя показывают. Знаю вот Романа Русинова, он очень активно, целенаправленно двигается вперед, показывает очень хорошие результаты, приезжал к нам в Челны, ездил на КАМАЗ на нашем полигоне в Тарловке. Он из таких вероятных кандидатов, которых я знаю. Потом Михаил Алешин тоже с самого раннего возраста с 10 лет удивлял всех результатами в картинге, сейчас дальше пошел. Еще я думаю, найдется в нашем российском автомобильном спорте немало фамилий, которые смогут составить конкуренцию нынешним пилотам Формулы 1. Ничего в этом сложного, сверхъестественного нет. Думаю что наши мальчишки смогут хорошо себя показать. 

5. Система тренировок. Конечно, автомобильный спорт это не только подготовка машин. Хотя технику надо иметь, которая составит конкуренцию – это половина успеха, надо и самому находиться в хорошей физической форме. Чтобы меньше была усталость, чтобы сигналы из мозга мгновенно передавались на руки, на ноги, чтобы мгновенно все исполнялось тут же без всякого запаздывания - тогда будет результат. По группам мышц: это шея, позвоночник, руки, ноги – все тело участвует в работе. Конечно, зрение надо иметь хорошее, слух – стопроцентное здоровье, как у летчиков. 

6. Самые распространенные травмы. Если у нас брать в ралли-рейдах, то это, прежде всего большая тряска, и быстрее всего страдает шея, позвоночник, А серьезные травмы – это случаи переворотов, сложно сказать какая часть тела пострадает. Хотелось бы, чтобы в судьбе каждого автогонщика таких моментов было поменьше, а еще лучше не было никогда. 

7. Олимпийский вид спорта? Исторически произошло разделение между техническими и олимпийскими видами спорта. Вряд ли когда-нибудь они пересекутся. Но даже большой необходимости в этом нет. Если они будут одинаково популярны, то нет смысла их объединять, и людям будет интересно смотреть и Олимпиаду, и отдельно смотреть формулу 1 и ралли рейды. Потому что если автомотоспорт вольется в Олимпиаду, она будет длиться не 2 недели, а 2 месяца. Лучше зрителям растянуть удовольствие на весь год. И Олимпиаду посмотреть и Чемпионаты мира, и Формулу 1 и Дакар. Так что не вижу особого смысла это все объединять. Лучше поднимать популярность этого вида спорта самостоятельно, а не затягивать его под флаг Олимпиады. 

8. В жизни гонщик? В жизни нет, хватает экстрима на трассах, и на своем автомобиле предпочитаю ездить по правилам, Не буду лукавить, скорость иногда превышаю, но в пределах допустимого, чтобы не краснеть потом перед работником Госавтоинспекции, который остановит. Если уж превышение, то совсем минимальное, чтобы просто улыбнуться, друг другу, и проехать мимо, но и этого пытаюсь не делать. 

9. Что привело в спорт? Техникой я увлекаюсь с самого детства, с 6 лет. Любовь к технике привил мой отец. Начал я с двухколесных мопедов, мотоциклов и потом перешел к четырехколесным, На машине начал ездить с 6 лет. В 10-12 лет мы с родителями поехали к родственникам в Пермь, отец давал мне ездить уже примерно половину пути. И как только получил права, стал сразу же активно заниматься автомобильным спортом. Пришел в команду КАМАЗ-мастер. Мне как раз было 18 лет. Сначала полы подметал, потом доверяли работу сложнее и сложнее. И вот к чему это привело, вы видите. 

10. Машины Предпочитаю большие. У нас и дороги плохие в России, хотя надо отметить в последнее время ситуация значительно улучшилась с дорожным полотном. Уже можно использовать не обязательно внедорожники, на которых я езжу в последние 10 лет. Но как-то так сложилось, может потому что сам в соревнованиях участвую на большом КАМАЗе, мне нравятся полноприводные джипы, притом большие. И второй формат автомобилей, которые я предпочитаю - это двухместные купе. Мощные, скоростные, но для этих машин нужны хорошие дороги, как только они у нас станут совсем хорошими я думаю, что такой автомобиль постараюсь себе приобрести, чтобы было два автомобиля для разнообразия. Низкое двухдверное купе и большой внедорожник. 

11. Другие виды спортаОчень люблю горные лыжи. Правда не так много времени, выдается покататься на лыжах. Это мой самый любимый вид спорта. А в течение года, в зависимости от сезона, когда летом жара - это аквабайк. У меня мощный водный мотоцикл, на нем катаюсь, на водных лыжах. Когда становится прохладно с друзьями катаемся на квадроциклах по полям, по оврагам, очень интересно? Ну а зимой – снегоходы. Все что связано с активной деятельностью, с экстримом, это как раз мне и по душе. 

12. НапиткиДнем – иногда РЕД БУЛЛ, вечером – иногда Текилла. Отмечу, что в последнее время часто пью РЕД Булл – действительно почувствовал, что напиток тонизирует и какой то прилив сил..прилив энергии происходит. 

13. ПесняПоворот. Одна из любимых песен про автомобили.

www.kamazmaster.ru

Интервью с руководителем команды «КАМАЗ-мастер» Владимиром Чагиным 

Даже такое обыденное мероприятие, как оглашение экипажей на предстоящую гонку (в данном случае — «Шёлковый путь 2017»), «КАМАЗ-мастер» проводит эффектно и со знанием дела — по-мастерски. В этом году для приглашённых в пресс-тур журналистов провели большую экскурсию по всему заводу КАМАЗ и устроили соревнования по картингу. После этого глава «КАМАЗ-мастера» Владимир Чагин рассказал, как за месяц до старта готовятся машины, чего ждать от предстоящего ралли-марафона «Шёлковый путь-2017» и о новой программе «КАМАЗ-картинг». — Владимир Геннадьевич, расскажите, почему «КАМАЗ-мастер» начал развивать программу картинга в Набережных Челнах? — В прошлом году мы начали первый сезон возрождения картодрома, начали заниматься детьми, проводить всероссийские соревнования, региональные и татарстанские по картингу. Цель — приобщать детей к техническим видам спорта, чтобы у них была нормальная реальная занятость, а не только компьютер и мышка. Чтобы была такая, как у нашего поколения. В этом году открыли направление «КАМАЗ-мастер Юниор». Кто-то из них может быть дойдёт до профессиональной стадии, будет победителем «Дакара» или каких-то других международных соревнований. — Команда следит за успехами мальчишек? — Конечно, вся взрослая команда «КАМАЗ-мастер» наблюдает, как наши мальчишки едут. Сшили им такую же экипировку синего цвета, как и у нас. Маленькие комбинезоны. У «КАМАЗ-мастер Юниор» появились свои партнёры. Радует то, что многие предприятия, финансовые структуры, бизнес-структуры города откликнулись и помогают нам в этом большом, полезном и нужном деле, принимая в этом финансовое участие.

«Организаторы смотрят, где у «КАМАЗа» лучше»

— На «Дакаре-2018» нужен новый мотор. Вы успеете его подготовить? — Мы работаем и активно занимаемся этим уже больше года. Это непростая работа. Организаторы стараются всех участников поставить в одни стандарты и габариты. С 2013 года было введено ограничение на объём — 16,5 литра. Мы поставили двигатель «Liebherr» на 16,2. При выборе компонентов, деталей, своих спортивных машин мы в первую очередь ориентируемся на поставщиков деталей и узлов нашего конвейера. Поставили «Liebherr» 16,2 до этого был наш тутаевский мотор. Недавно вышел регламент, что максимум 13 литров. У нас такого мотора не было, приходится заниматься. — Это специально делается, чтобы придушить «КАМАЗ-мастер»? — Нельзя так говорить. В какой-то степени организаторов можно понять: им интересно, чтобы была борьба, интрига, чтобы была смена команд на подиуме. Поэтому всячески смотрят, где у «КАМАЗа» что-то может быть лучше. «Ну-ка давай-ка регламент сделаем, чтобы был неудобный». Наша задача, естественно, адаптироваться быстро к изменениям, соблюдать чётко регламент, что мы и делаем. Но не отдавать позиции. Тем более нам это важно, потому что в мире есть мнение, что российский автопром занимает несильные позиции. Мы говорим своё «нет». Российские автомобили могут быть лучшими в мире. КАМАЗ — самый быстрый грузовик на бездорожье в мире, поэтому позиции терять нельзя. — Значит новый двигатель — это проблема для всех команд? — Каждый год лидирующие команды очень серьёзно меняют конструкцию в своих машинах в рамках регламента, но каждый год вносят что-то новое, чтобы иметь техническое преимущество, чтобы быть на подиуме, чтобы выигрывать у остальных соперников, выигрывать у «КАМАЗа». Постоянное обновление автомобиля происходит у всех команд, кто хочет подняться на подиум, в том числе и у нас. Приехали мы только с «Дакара», два дня отдохнули — всё. Сразу собираем техническое совещание, что в машинах нужно изменить. Казалось бы, к старту «Дакара» всё сделали, лучшее, что возможно, за 2016 год. Прошла гонка, увидели, что у соперников, увидели свой темп, появились новые идеи. Всё это нужно делать, внедрять, устанавливать, изготавливать, придумывать, находить, покупать. В течение сезона пробовать ставить на машины, испытывать. — Насколько готов новый мотор на данный момент? — Надо, чтобы он проехал «Шёлковый путь», доводим машину, ведь это новая компоновка. На гонке грузовиком с новым мотором будет управлять Дмитрий Сотников. В этом году мы практически на 60% машину изменили относительно прошлого года. Компоновка меняется, развесовка, топливный бак опустили на 250 миллиметров, машина уже другая. Положение колёс сейчас меняется под разные трассы, в базе запасные колёса или сзади. В зависимости от того, какой гоночный день. Тонкая доводка сейчас, считаем даже, сколько топлива на каждый день залить. Реально считаем до каждого литра, чтобы никакого лишнего веса не иметь.

— Сколько лошадей будет у нового мотора? — Мощность должна быть оптимальной, потому что мотор может на стенде накрутить на 1300-1500 сил, но его ресурса не хватит на две недели гонки. Или наоборот, возрастёт нагрузка на трансмиссию: на карданные валы, на раздаточную коробку, на коробку передач. Всё должно быть сбалансировано. Мощность у всех сегодня от 1050 до 1100 сил. Если нет таких параметров, то на подиуме не будешь. Всё должно быть надёжным, ведь ещё за температурой нужно следить.

— Вы имеете в виду температуру мотора? — Да, очень важна температура двигателя. Во время «Шёлкового пути» и «Дакара», когда температура на улице за 50 градусов, мотор греется под 120-125 градусов. Представляете, какая бешеная нагрузка? В таком режиме движения пилот больше смотрит на показатели температуры, а не на спидометр или дорогу. Газ нажал — и температура сразу полезла. 130 градусов уже нельзя, а то рванёт: какая-нибудь прокладка вылетит или что-то произойдёт с мотором. На запредельных температурах двигатели работают. Важна смазка и смазочные материалы в таких условиях.

«С коробкой-автомат машина выстреливает, как из рогатки»

— Команда начала тестировать автоматическую коробку передач? — Пока мы изучаем эксплуатацию автоматической коробки. Есть и плюсы, есть и непонятные вещи. Даёт ли она явные преимущества во времени? Разгон действительно очень впечатляет, потому что происходит переключение без разрыва крутящего момента. На механической коробке нужно сбросить газ, нажать сцепление, включить передачу, отпустить сцепление, нажать газ. Это цикл, который занимает время. А здесь нажимаешь ногу, и машина выстреливает, как из рогатки. Но должен притом ещё быть моторный тормоз. Не на всех коробках-автомат он есть. Моторный тормоз очень нужен сейчас.

— Почему? — Машина не столько должна уметь разгоняться, сколько должна уметь останавливаться. Нагрузка на тормоза очень высокая. Если горный спецучасток, тормоза нагреваются на 80-100-м километрах. Пилот начинает опять-таки смотреть на температуру, теперь уже тормозов. Датчики стоят на всех колёсах. Бывали случаи, колодки нагреваются до такой температуры, что загорается покрышка. Начинает вытекать смазка со ступичного узла, разрушаются сальники, поэтому надо не перегреть тормоза. Одно дело — научить машину разгоняться, сделать хороший двигатель. Ещё нужно уделять большое внимание тормозной системе. В современном автомобилестроении используют моторный тормоз и трансмиссионный тормоз. В современных грузовиках, тормозные колодки проходят больше миллиона километров. Потому что не колёсный тормоз останавливает машину, а моторный или трансмиссионный. Сейчас в коробке-автомат нет развитого моторного тормоза, поэтому на разгоне выигрываем, а на торможении может быть проигрыш. Надо ездить на машине, мы сейчас на один автомобиль поставили автомат на «Шёлковый путь», посмотрим, как будет сказываться на времени спецучастка в гонке. — Чей экипаж будет ехать на автомате? — Айрата Мардеева. В этом году они проехали на этой коробке в Крыму, в Волгограде два этапа чемпионата России. Пока впечатления хорошие, но один из моментов я вам сказал. Динамика, конечно же, хорошая, но всё-таки в спорте мы работаем на время. Это нужно ещё смотреть. Необходимость дальнейшего использования ещё в стадии изучения. — Две руки теперь на руле — благодаря этому тоже темп выше? — Мы сделали сначала, как на легковых машинах, два подрулевых лепестка. Айрат поездил — так неудобно переключать. Переделали: теперь стоит та же ручка. Электронная, но ручка. Тут не только сила привычки. Я понимаю Айрата как тоже пилот в прошлом: когда интенсивное вращение руля, ты не поймаешь этот момент. Лучше переключение делать ручкой. Пришли к классической компоновке переключения передач. Но педали сцепления нет. — Автомат стоит на моторе Liebherr? — Да, Liebherr. Мы новинки стараемся не ставить на все машины. На большое соревнование, на «Дакар», выезжают все машины, как близнецы, все различаются только модулем запасных частей. «У Николаева были грустные глаза, когда решили не брать «капотник» — Эдуард Николаев поедет на «Шёлковом пути-2017» на «капотнике». Машина готова? — «Капотник» себя хорошо показывает. Эдик в прошлом году поездил. Прямо скажем, его глаза были очень грустные, когда приняли решение, что «капотник» на «Дакар» не поедет. Это очень удачная компоновка для грузовика по бездорожью. Нет ударных нагрузок на позвоночник, экипаж сидит в базе между передним и задним мостом. У него лучшая управляемость, ты как на большом джипе. Всё новое не внедрили в один автомобиль, потому что в гонке с каждой машиной может что-то такое произойти, что по каким-то другим причинам она может покинуть трассу. Поэтому распределили на разные экипажи. У каждого экипажа своя задача. — Антон Шибалов и его экипаж будут в роли быстрой технички? — Да, приняли решение, что именно Шибалов будет в роли быстрой технички. У экипажа Антона новый штурман Дмитрий Никитин. В этом году он ехал на Africa Eco Race в экипаже Андрей Каргинова. — Штурман? Но Никитин заявлен как механик… — Он заявлен механиком, но он больше штурман. В этом экипаже получается два штурмана. Опытный Андрей Мокеев — трёхкратный чемпион «Дакара», призёр SilkWay. Ввиду того что его пилот Андрей Каргинов не едет, мы Андрея Мокеева посадили в этот экипаж. Делаем это, чтобы Дима Никитин за эту гонку максимально набрал опыта, быстрее вошёл в роль. Больше, конечно же, будем в руки роуд-бук давать Диме Никитину. Андрей Мокеев будет у него как штурман-наставник. Такую школу и передачу опыта мы практикуем на тренировочных сборах и чемпионате России. Молодого кандидата или молодого штурмана сажаем, а рядом с ним опытный ездит. В этом году в Крыму был экипаж Мардеев-Свистунов-Беляев, не Мардеев-Беляев-Свистунов, а наоборот. Айдар Беляев ехал на месте механика рядом с Димой Свистуновым. Дима был штурманом, и Айдар Раисович помогал ему. Корректировал его работу во время спецучастка, но и потом после гонки они анализировали свой ездовой день. Проматывали запись, всю телеметрию, чтобы какие-то моменты ещё раз. Таким образом штурман быстрее обучается. Когда есть опыт рядом, почему его не использовать? — Эдуард Николаев едет на машине с новым двигателем. Мардеев тестирует новую коробку, Дмитрий Сотников на машине с новым двигателем, Антон Шибалов — быстрая техничка. Не слишком ли рискованно в таком составе выступать, без Каргинова? И какая будет стратегия? — Безусловно да, новинок очень много. Новый автомобиль, новые двигатели. Мы вынуждены, без этого как? Полным ходом в быстром темпе собирали машину, потому что замена двигателя за собой потянула изготовление новой машины. Изменилось положение кабины. Машина вся перекомпоновалась: это не то, что один мотор сняли, другой поставили. Чтобы дальше команде участвовать в ралли «Дакар» нужен новый автомобиль. Вот задача Сотникова. Мы увидели, как успешно применяется автомат сейчас у наших соперников. В категории грузовиков тоже нужно ставить, пробовать, не отставать, посмотреть, изучить и узнать что это такое. Мы проехали два этапа чемпионата России, впечатления хорошие, поэтому ставим автоматическую коробку и продолжаем работать в этом направлении. — Получается, на «Шёлковом пути» вы испытываете новую технику для «Дакара»? — Ребятам на совещании произнёс такую фразу, услышанную из телевизора, сейчас идёт реклама новой модели Audi. Очень хороший ролик, красивый, динамичный, закадровый текст говорит об изменениях в автомобиле, какие инновации применены. И одно предложение, как раз в эту тему: «Тот, кто не движется вперёд, рискует остаться в прошлом». Нужно двигаться вперёд, в какой-то степени рисковать, потому что на проверенной конструкции лучше ехать. Но тот, кто не движется вперёд, рискует остаться в прошлом. Вынуждены эти шаги делать. У нас вся эта программа поступательная. Сначала попробовали выйти на небольших соревнованиях, двухдневных, трёхдневных гонках, на тренировочных сборах в Астрахани и в Волгограде. Всё, что себя зарекомендовало и можно ставить на SilkWay, ставим на SilkWay. Двигаемся вперёд.

«Не переживайте, Каргинов вернётся в строй»

— Андрей Каргинов пропустит гонку из-за травмы спины. Как проходит его восстановление? — Сейчас он под контролем специалистов клиники Илизарова и реабилитационного центра «Ариадна» города Курган. Занимается здесь в спортзале. Всё это восстановимо, у нас в команде были травмы у ребят. Тут не столько страшна травма, которую получишь, сколько попасть в правильные руки врача. Мы работаем с Сергеем Михайловичем Бубновским, со специалистами из Кургана. Считайте, что они лучшие в стране именно в области позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Правильные консультации дают понять, как правильно лечить. Кинезитерапия — самое верное направление — это лечение движением. Не операционным способом, когда всё заблокируют и вставят титановые пластины. Убрать у человека боль, вернуть просто к нормальной жизни. Наоборот, нам нужно вернуть человека, если он травму получил, чтобы он мог не только ходить и двигаться, но ещё и заниматься спортом, принимать нагрузки. Андрей восстанавливается и скоро вернётся в строй. Не переживайте. Врачи за этим следят. Такие травмы были в истории. В 2009 году Жерар де Рой тоже спину повредил, потом вернулся в строй и выиграл «Дакар». Андрей Мокеев в 2005 году получил серьёзную травму. — Планируется ли участие Каргинова на «Дакаре»? — Да.

— Не слишком ли короткий срок? — По оценке травмы специалистами и по прогнозам, Андрей должен вернуться в строй к осенним сборам. Сейчас, конечно же, «Шёлковый путь» пропустит. — Расскажите про маршрут предстоящего «Шёлкового пути». Изменился ли он с прошлого раза и чего ожидают участники? — Задача, которая была поставлена перед нашей группой в прокладке маршрута, чтобы сделать максимальное количество новых трасс. Маршрут такой же: Россия-Казахстан-Китай, по трём странам. Финиш в Сиани. Мы спрямили маршрут: на 1000 километров меньше в этом году. Общее расстояние — 9600 километров. По сравнению с прошлым годом гонка станет на один день короче, но при этом открылись новые регионы во всех трёх странах. Почти 75-76% маршрута этого года — это новая трасса. Даже где города повторяются с прошлым годом, то трассы новые, чтобы каждый «Шёлковый путь» был не похож на предыдущий. Чтобы что-то было новое для участников и для зрителей.

— Все машины рассчитывают на жару, но мы видим нынешнее лето. Допустим, будет несколько холоднее. Вы готовы к этому? Есть план «Б»? — Все будут в равных условиях. Погода всех застанет врасплох. Мы видим, какие изменения климата сейчас происходят на планете. Конечно же, очень беспокоит июль, каким он будет в плане осадков и температур. В прошлом году в песках на северо-западе Китая в пустыне Гоби температура доходила до 53 градусов. Что будет в этом году, сложно сказать — теплее и холоднее?

В прошлом году нас сильно застала врасплох грязь. Тут важно и команде «КАМАЗ-мастер», и нам, организаторам, чтобы мы максимально были готовы к этому. Чтобы не отменять спецучастки, постараться сохранять их. Конечно, если сильно будет заливать, да такого состояния, что будет невозможно проехать участникам, то придётся идти на сокращение. Надеемся, что погода нас не подведёт.

sport.rambler.ru

«Это победа не только команды, это заслуга всех камазовцев, всех челнинцев»

Сегодня ночью вернулись домой члены команды «КАМАЗ-Мастер». Они привезли на родину очередной, уже 12-й по счету, «Золотой бедуин» — главный приз за победу в ралли-рейде «Дакар». В аэропортах Шереметьево и Бегишево их вместе с родными, руководством автограда и КАМАЗа, многочисленными болельщиками встречали и корреспонденты «БИЗНЕС Online».

ТОРЖЕСТВО МУЖЕСТВА И ТЕХНОЛОГИЙ

Рейс из Мадрида (там была пересадка) встречали в московском Шереметьево многочисленные болельщики. Для встречи спортсменов были выстроены солдаты-призывники из Набережных Челнов, проходящие срочную службу в Москве. Все делились впечатлениями, вспоминали самые сложные и захватывающие моменты. «Казалось бы, Набережные Челны должны были бы пресытиться победами, так как это 12-я победа, но нам все равно мало, потому что каждая победа — очередной повод для гордости, для того чтобы напомнить о себе, о городе не только в России, но и во всем мире», — поделился своим мнением с корреспондентом «БИЗНЕС Online» студент Булат Хисамутдинов. Встретить триумфаторов «Дакара» приехали и VIP-персоны: премьер-министр РТ Ильдар Халиков, глава Ростеха Сергей Чемезов, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, депутат Госдумы от РТ Альфия Когогина. Вот только в зал они вышли только перед самым появлением победителей ралли. И вот наконец они вышли к тем, кто терпеливо ждал их несколько часов.

«В этом году ответственность была как никогда высока — мы открывали своим выступлением спортивный олимпийский сезон, — приветствовал собравшихся руководитель команды Владимир Чагин. — Очень важно было задать победный тон… Наш экипаж сделал все возможное и невозможное, чтобы вырвать из рук голландцев „Золотой бедуин“. И мы счастливы, что в 12-й раз смогли привезти „золото“ „Дакара“ в Россию». К микрофону вышел Чемезов: «Благодаря нашей сплоченности и дружбе победа осталась за нами. В автомобильном спорте побеждают не только люди, обладающие большим мужеством и волей к победе, но и, к сожалению, автомобили, а может, и к счастью, потому что именно наши машины победили, наши КАМАЗовские машины побеждают, которые созданы в Челнах». Слово взял Халиков: «Завоевать четыре призовых места из пяти, при этом опередив по итогам 10 тысяч километров преследователя всего на 3 минуты и на 11 секунд, может только по-настоящему профессиональная команда». Когогина поблагодарила гонщиков за то, что они подняли престиж страны: «Спасибо за ваше мужество, самоотверженность… Эта победа — не только торжество российского мужества, но и торжество российских технологий и торжество российской инженерной мысли. Именно так — в паре — российские автомобили принесли нам «золото». О мужестве говорил и Когогин: «Ралли-рейды придуманы для очень мужественных и смелых людей… Наверное, случайно можно выиграть «Дакар» один раз, но не двенадцать. Только лучшие автомобили и пилоты могут такое повторить».

Наконец слово дали победителю «Дакара-2014» — Андрею Каргинову. «У нас очень сильная команда, у нас самое большое количество болельщиков… Осознавая это все, у нас не остается выбора, кроме как побеждать», — коротко заявил он. Безусловно, вся команда «КАМАЗ-Мастера» радовалась победе, но все-таки была видна и усталость после бессонных ночей и длительных перелетов. Журналисты поинтересовались, будет ли у команды отпуск.

— Отпуск у нас будет? — Чагин с улыбкой обратился к Когогину.

— Это вряд ли, — тоже, улыбаясь, ответил он. — Нам за этот год надо создать две новых машины. У них работа начнется на следующий день после возвращения.

— Да, это действительно так, — согласился Чагин. — «Дакар» начинается не во время старта гонки. Следующий «Дакар» начинается сейчас. Нужно в течение года сделать технический прорыв вперед.

По его словам, в этот раз конкуренты хорошо подготовились и имеют техническое преимущество. «Нам надо не отставать. В течение года надо готовить и ребят-пилотов… Надо готовить машины, чтобы не огорчить вас», — добавил руководитель команды.

Затем журналисты и поклонники стали засыпать гонщиков вопросами. Кто-то брал автографы, кто-то поздравлял, жал руку, делал снимок на память и с самими победителями, и с «Золотым бедуином». Корреспондент «БИЗНЕС Online» также сделала снимок с трофеем — а он тяжелый, оказывается!

КАМАЗовец Эдуард Николаев, который был триумфатором прошлого «Дакара», а в этот раз пришел третьим, рассказал, что победить ему помешали несколько факторов: «Мы ехали на новом двигателе — все равно приходилось немножечко терять время. Затем у нас в экипаже сидел новый штурман, для него впервые был „Дакар“… У меня у самого тоже не без промахов, были какие-то нюансы. А все это в совокупности набрало минуты, которые уже было тяжело догнать. Понимали, что есть над чем работать — над машиной. Все-таки новый двигатель, хотелось на нем доехать до финиша. То, что он доехал, — это уже много». Гонщики говорили, что трасса в этом году была сложнее прошлогодней: «Были протяженные спецучастки, почти в 2 раза длиннее прошлого года, очень много камней. В итоге порезы шин не только у российской команды, но и у всех экипажей». В итоге израсходовали все шины, которые везли с собой. Штурман экипажа 454 Роберт Аматыч, для которого этот «Дакар» был первым, также отметил, что трасса была непростой. «Самым сложным было перебороть себя. В первый раз всегда волнение, оно особенное. Перед стартом каждое утро сердце билось необыкновенно быстро», — признался штурман. Каргинов вспомнил о том, как его увезли на скорой во второй день соревнований: «Я понимал, что, может, не вернусь, как бы ни хотел я, руководство, организаторы запретят ехать дальше — и все. Тут была беспомощность полная. Я понял, что от меня тут ничего не зависит». Однако уже на следующий день Каргинов сел в машину — в больнице вкололи антибиотики, сделали капельницу. Курс лечения длился еще несколько дней, в итоге — бессонница. «Если удавалось уснуть, то снились сны с добычей результата. Морально очень тяжело», — заметил Каргинов. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» победитель ралли добавил, что самым запомнившимся для него моментом было отставание в 42 минуты, которое надо было наверстывать, что, как видим, удалось.

ПОБЕДА НА «ДАКАРЕ» ДОЛЖНА СТАТЬ ПРИМЕРОМ ОЛИМПИЙЦАМ

Несколько сотен человек собрались вчера около полуночи в аэропорту Бегишево. В тесноватом зале было буквально яблоку негде упасть. Томительное ожидание скрашивал мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев. Он решил заняться репетицией встречи чемпионов, заставляя болельщиков аплодировать, кричать, махать флажками. Но вот настал момент, когда встречающие делали это уже не для эфемерных, а реальных героев дня — в зал вошли изможденные, осунувшиеся, но счастливые участники «Дакара-2014». «Золотой бедуин», поднятый над головой Каргиновым, вызвал бурю эмоций среди собравшихся. Аплодисменты и крики не утихали добрый десяток минут.

В официальной части встречи Шайхразиев немало внимания уделил нумерологии, преемственности поколений и даже сделал некое подобие пророчества: «Очень приятно находиться здесь и поздравлять наших победителей. И хочу обратить особое внимание на такой факт: четыре из пяти первых мест заняли экипажи „КАМАЗ-Мастера“. В то же время в этом году 45 лет (опять 4 и 5), как было принято решение о начале строительства автогиганта и нового города. И это дало начало всесоюзной стройке. Я не думаю, что бывают случайные совпадения. Особенно в таких серьезных авторалли, как „Дакар“. Это победа, которая началась как раз 45 лет назад. И сегодня мы очень много уделяем внимания уважительному отношению к первостроителям города и КАМАЗа и на их примере воспитанию подрастающего поколения. То есть мы говорим о преемственности наших поколений. И когда мы в прошлом году отмечали 25-летие команды „КАМАЗ-Мастер“, об этом говорили очень много. И все-таки залог сегодняшней победы — это, конечно, ветераны, которые 25 лет назад приняли решение о создании команды. И почти все 25 лет она является реальным соперником для любого экипажа из любой страны. И сегодня, когда мы встречаем абсолютно обновленную команду, ясно, что дети первостроителей, которые сегодня участвуют в этих гонках, достойны своих отцов. Мы вас ждали, мы верили. И для России очень важно — вы своей победой должны стать примером участникам сочинской Олимпиады. Вы доказали, что завоевать победу тяжело, но можно».

==PHOTO45996==

Гонщиков и встречающих ожидал небольшой сюрприз. Президент Р ТРустам Минниханов (наверное, самый преданный поклонник команды) хоть сам и не смог присутствовать на чествовании победителей, прислал видеопоздравление: «Мы искренне поздравляем с очередной, очень тяжелой победой. Мы внимательно следили за каждым днем гонок и можем сказать, что вы сделали невозможное. Вы герои, и мы гордимся вами! Удачи вам и спасибо вам». Заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Халил Шайхутдинов напомнил о том, что у гонщиков есть не только работа, спорт, соревнования, но и личная жизнь: «Очень хочется, чтобы ваш дух передался олимпийцам — Татарстан в Сочи будут представлять 10 спортсменов. Вы гордость Челнов, Татарстана, России. Но я хочу особо отметить Андрея Каргинова. Потому что у его сына Захара сегодня день рождения — ему исполняется 7 лет, и эта победа станет для него лучшим подарком. Для сына и отца очень запомнится этот день».

Выступая с ответным словом, Чагин скромно заметил: «Как-то неудобно получается… Здесь столько слов было сказано про команду. Но это не только успех «КАМАЗ-Мастера». Это успех всех камазовцев, всех челнинцев. Мы все вместе готовили эти машины, команду, болели за гонщиков. И это наш общий успех, а не только тех, кто выезжал на «Дакар».

«ДАКАРОВ» ОДИНАКОВЫХ НЕ БЫВАЕТ

Комментируя же собственно гонку, Чагин тоже отметил, что победа не случайна: «Две недели „Дакар“ держал нас в напряжении. Что хочу заметить, не бывает двух похожих „Дакаров“. Мы 23-й раз участвовали в этой гонке, и каждый год появляется какая-то новая интрига, новая изюминка. Этот год нам принес новые переживания и сюрпризы. И я очень рад, что нам удалось сделать почти невозможное. Две трети гонки „Золотой бедуин“ первая позиция находилась в руках голландцев. И буквально за два-три дня до финиша наши ребята, наши челнинские мальчишки, выхватили его у соперников. Конечно же, помогло то, что этот год наш. Символ КАМАЗа — скачущий конь. И в год Лошади „Золотой бедуин“ должен был стать нашим. Очень много ответственности добавляло команде и то, что 10 ноября, когда мы отправляли наши автомобили на „Дакар“, нас приехал проводить президент Татарстана Рустам Минниханов. Это добавило ответственности, но также и придало сил. Я очень рад, что мы смогли не огорчить нашего президента. Мы доказали всем, что наш челнинский „КАМАЗ“ самый быстрый в мире на бездорожье».

Каргинов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что понимание, как «ухватиться» за победу, пришло к нему на 11-м этапе. Именно тогда его экипаж смог отыграть у голландца 19 минут: «На 11-м этапе, когда отрыв резко сократился, когда началась убойная трасса, я понял, что можно побороться и за победу. До этого трасса была, скажем так, средней. А когда началось настоящее бездорожье, мы на нем реально выигрывали и могли ехать быстрее». Победитель прокомментировал ситуацию на последнем этапе гонки, когда Жерар де Рой проехал мимо перевернувшегося джипа китайского гонщика, а камазовский экипаж оказал ему помощь и поставил автомобиль на колеса: «В этот момент мысль о том, что чемпионство может уйти, конечно же, была. В итоге решение принимают организаторы, как они могли посмотреть на эту ситуацию, зависело только от них. Но есть еще и отношение к команде. Иногда мнение о команде намного важнее, чем результат, и мы в тот момент совершенно правильно решили, что, оказав помощь китайским пилотам, мы мнение о нашей команде только улучшим».

ПОСЛЕДНИЙ «ДАКАР», ОН ТРУДНЫЙ САМЫЙ

Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что победа на нынешнем «Дакаре» далась тяжелее, чем на предыдущих.

Геннадий Татаркин — генеральный директор ООО «Тандем»:

— Если сравнивать этот «Дакар» с предыдущими, то он был намного сложнее. Спецучастки были намного длиннее, а дюны — намного выше. Гонщикам пришлось многократно преодолевать экстремальные ситуации. И сама гонка по результатам каждого этапа была, как говорится, трамвайной. Из старта более 70 грузовиков до финиша дошли чуть больше половины. Остальные сошли с дистанции. Из джипов около половины добрались до финиша. Это подтверждает тот факт, что «Дакар» был очень сложным. Кроме того, и гонщики в этом году были очень хорошо подготовлены. Конкуренция была максимально серьезной. И победа наших ребят-камазовцев не случайна. Если учитывать, что они боролись с такими чемпионами, как де Рой, Лопраис, Стейси, то нужно понимать, что наша молодежь вполне соответствует уже уровню победителей «Дакара» и может способствовать получению результатов.

Сергей Сотников — бывший механик команды «КАМАЗ-Мастер», отец гонщика Дмитрия Сотникова:

— Результаты нынешнего «Дакара» оцениваю как удачные, а выступление своего сына — более чем удачное, потому что задача у него была просто доехать до финиша. Но я, в общем-то, предполагал, что он окажется в десятке. А он показал четвертый результат — это очень здорово для первого раза. С первого раза вообще очень мало кто доезжает до финиша независимо от класса. Сходят новички и на мотоциклах, и на джипах, и на грузовиках. А Дмитрий не только не сошел, но даже показал хороший результат. Насколько я знаю, журналисты на «Дакаре», поскольку не знают его, даже спрашивали у пресс-атташе команды, откуда он взялся вообще.

Я считаю, что залогом нашей победы стало слагаемое из главных компонентов. Тут и работа всего коллектива команды, которая готовит технику. И профессионализм пилотов, штурманов, механиков тоже был проявлен в полной мере. И гонщики проявили свою потрясающую выносливость. Длинные спецучастки — у кого не хватает сил, они уже устают. Наши же ребята, наоборот, к концу гонки взвинчивают темп. Это показатель того, что они хорошо подготовлены физически.

Фирдаус Кабиров — руководитель проектов блока развития ОАО «КАМАЗ», двукратный победитель ралли «Дакар»:

— Каждый «Дакар» по-своему труден и требует проявления спортивного характера и мастерства. На этой гонке все эти качества наша команда проявила и пришла к победе… Я бы не называл так категорично, что начало «Дакара», первые этапы для Андрея Каргинова были неудачными. Да, была определенная потеря времени. Есть объективные на то причины — вначале экипажи «вкатываются», бывают технические остановки или еще что-то. Вот когда ты явно ошибся — заблудился, уехал куда-нибудь не туда на 20 — 30 минут или в песках сел, тогда другое дело. Но здесь у Каргинова было все ровно. Но в конце, конечно, Андрей выдал. Эти четыре последних дня, просто удивительно! Во вторник он, что называется, рванул, и я про себя так подумал: ничего себе! Но что мы можем победить, мне стало понятно только в четверг. Во вторник он отыграл пять минут, в среду он уже 19 минут привез де Рою. А в четверг я уже опасался, как бы плохого чего не произошло. Но Владимир Чагин как раз на бивуаке вовремя сказал, что желает, чтобы Андрей немного отпустил педаль газа. Я видел это интервью по телевизору. Андрей, видимо, чуть-чуть отпустил, но все равно 10 или 12 минут выиграл у голландца и вот тогда уже вырвался вперед… Я доволен, конечно же, и работой штурмана экипажа Андрея Мокеева. Он чисто, без ошибок, провел свой экипаж. Мой воспитанник все-таки. Все молодцы, вся команда отработала на отлично. Дима Сотников и Антон Шибалов — молодцы, в дебютном для себя «Дакаре» сумели попасть в пятерку! Считаю, что все усилия, которые были приложены в ходе двухлетней подготовки молодых пилотов (очень интенсивные тренировки проводились), не прошли даром. Хорошо потренировались — хороший результат. На удачу надеяться на «Дакаре» нельзя.

z=z=z

sport.business-gazeta.ru


Смотрите также