Тест-драйв тягача «МЗКТ-79221», предназначенного для перевозки межконтинентальной ракеты «РС-24». Камаз тополь м


Восьмиосный МАЗ для ракетного «Тополя-М»

Еще не родившись, будущий ракетный комплекс попал в полосу неразрешимых организационных, политических и финансовых проблем. К тому моменту в СССР вовсю шла перестройка, разразились безудержная демилитаризация и конверсия. Потом Советский Союз распался. И за ним вся мощная и отлаженная секретная военно-промышленная система очень быстро развалилась, ознаменовав конец как невыносимой гонке вооружений и «железному занавесу», так и своему собственному ВПК, составлявшему одну из основ советской экономики.

В то сложное время Белорусская ССР стала независимым государством, и спецпроизводство Минского автозавода превратилось в самостоятельный Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Однако, оказавшись в сопредельной стране, он выразил готовность продолжать военно-техническое сотрудничество, дорабатывать свои ракетные шасси и поставлять их в Россию.

original-44-7922-79221-_-1_html_7c007d73
«Тополь-М» — главная мобильная ракетная система России начала 2000-х (фото автора)

Итак, в 1990 году, накануне крушения СССР, на Минском автозаводе собрали первые восьмиосные автомобили-шасси МАЗ-7922 и МАЗ-7923 под монтаж будущего ракетного комплекса. Его проектированием занималось КБ «Южное» из Днепропетровска, созданное при Южном машиностроительном заводе (ЮМЗ), официально выпускавшим колесные тракторы. После этого прошло еще 16 лет кардинальных политических перемен и переосмысления новых мировых реалий, чтобы довести этот проект до промышленного изготовления и боевого развертывания.

2
Опытное восьмиосное ракетное шасси МАЗ-7922 «Зубр» (из архива МЗКТ)

Восьмиосные ракетоносцы МАЗ-7922 и МАЗ-7923

Последним аккордом секретной деятельности Минского автозавода в советские времена стало создание экспериментальных 80-тонных полноприводных шасси МАЗ-7922 и МАЗ-7923. Их проектированием занимался Владимир Ефимович Чвялев, который в апреле 1985 года, после ухода 83-летнего Бориса Шапошника на пенсию, стал главным конструктором и начальником УГК-2, а затем удостоился многих высших наград и званий, но близкие чаще называли его просто Автомобильный Королев.

Работы по восьмиосным автомобилям начались в 1987-м с использованием семиосного шасси МАЗ-7917 и поисковых разработок машин уникального многоосного комплекса «Целина» (о нем речь впереди). Через три года почти одновременно появились два шасси для несения тяжелого вооружения с полной массой пусковых систем до 125 тонн. С конструктивной точки зрения от базовой модели МАЗ-7917 и друг от друга они отличались заменой одного среднего неведущего моста на двухосную ведущую тележку и применением разных силовых агрегатов.

Первый автомобиль-шасси МАЗ-7922 с кодовым обозначением «Зубр», собранный в феврале 1990 года, оснащался новым дизельным двигателем ЯМЗ-8401 V12 мощностью 780 л.с. с турбонаддувом. Второй новинкой являлись управляемые колеса трех передних и трех задних мостов, отклонявшиеся в разные стороны и позволявшие существенно повысить маневренность 20-метровой машины. Все остальные агрегаты и узлы, кроме удлиненной рамы и двух средних ведущих мостов, изменений не претерпели.

original-44-7922-79221-_-1_html_57e5dac7
Спецшасси МАЗ-7922 с дизелем V12 для перспективной ракетной системы (из архива МЗКТ)
original-44-7922-79221-_-1_html_31d41bdd
Испытания 16-колесного шасси МАЗ-7922 с нагрузочным макетом (из архива НИИЦ АТ)

Второй более оригинальный вариант МАЗ-7923 с шифром «Бизон» появился в конце 1990-го и представлял собой сочетание шасси МАЗ-7922 с принципиально новыми для такой техники решениями. На нем применялась электромеханическая трансмиссия, состоявшая из компактного газотурбинного двигателя мощностью 1000 л.с. и модернизированной генераторной станции от гигантской многоосной машины МАЗ-7907. От нее электрический ток подавался на тяговые электродвигатели, встроенные в ступицы всех 16 колес с планетарными редукторами. И в этом варианте вновь не удалось избежать важных недостатков, свойственных машинам с электроприводами: сложность конструкции, высокая стоимость, повышенная масса, малая надежность электрооборудования.

3
Уникальное 1000-сильное газотурбинное шасси МАЗ-7923 «Бизон» (из архива МЗКТ)

Первоначально, как обычно, планировалось провести государственные испытания обоих автомобилей и выбрать наиболее приемлемое шасси для несения будущего ракетного комплекса. Однако в эпоху глобальных политических перемен эти машины, созданные по заказу Министерства обороны СССР и построенные незадолго до развала Советского Союза, успели освоить лишь пробные заводские заезды. К тому времени дальнейшего финансирования этого проекта уже не существовало. Так уникальнейшие сверхдорогие шасси оказались невостребованными в демократической России, руководство которой бредило вечным мирным сосуществованием с бывшими противниками. Вспомнили о них только через два года.

В марте 1992-го, в связи с отказом украинского КБ «Южное» от участия в этом проекте, Минобороны приняло решение о создании новой полностью российской межконтинентальной ракеты. К тому времени работы по второму менее перспективному шасси МАЗ-7923 уже были прекращены, и единственной надеждой на создание нового комплекса осталась машина МАЗ-7922. Ее срочно доставили в подмосковные Бронницы и продемонстрировали высшему военному руководству на полигоне 21 НИИИ.

original-44-7922-79221-_-1_html_27a9cc12
МАЗ-7922 для будущего комплекса «Тополь-М» на военном показе 1992 года (из архива НИИЦ АТ)

Потом автомобиль поступил на государственные испытания, но лишь через много лет превратился в надежную мобильную основу отечественного подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Тополь-М».

Испытания машины МАЗ-7922 на полигоне 21 НИИИ с весовым имитатором ракетной установки

1 / 3

Фотография из архива МЗКТ

2 / 3

Фотография из архива МЗКТ

3 / 3

Фото Леонида Сапожникова

Автомобиль-шасси МЗКТ-79221 и комплекс «Тополь-М»

Формально полномасштабные работы по новому комплексу развернулись с подписанием в феврале 1993 года президентского указа, но еще долго пути ракетной системы и ее носителя расходились, хотя вопрос выбора шасси был уже давно предрешен. Учитывая максимальную унификацию автомобиля МАЗ-7922 с уже освоенным шасси МАЗ-7917, по результатам испытаний военные единогласно отдали ему предпочтение с рекомендациями по повышению мощности силового агрегата и маневренности. Так в 1995-м доработанный вариант МАЗ-7922 превратился в ракетоносец МЗКТ-79221.

1
Первое шасси МЗКТ-79221 для комплекса «Тополь-М» выходит из заводских ворот (из архива МЗКТ)

Обновленная машина получила модернизированный многотопливный двигатель ЯМЗ-847.10 V12 мощностью 800 л.с. с турбонаддувом и жидкостной системой охлаждения с двумя радиаторами. В рулевом управлении, воздействовавшим на шесть крайних осей, появился механизм блокировки поворота трех пар задних колес. Все остальные агрегаты — гидромеханическая трансмиссия, мосты, гидропневматическая подвеска, двухконтурная тормозная система, шины и две стеклопластиковые кабины — целиком и полностью, вплоть до передаточных чисел, соответствовали базовой машине МАЗ-7917.

original-44-7922-79221-_-1_html_446a7cc2
Доработанная машина МЗКТ-79221 на полигонных испытаниях (из архива МЗКТ)
original-44-7922-79221-_-1_html_25cbaffe
Ракетное шасси МЗКТ-79221 на демонстрационном показе в Минске (из архива автора)

История наиболее мощного и совершенного ПГРК 15П155 «Тополь-М» начиналась в сентябре 1989-го. Тогда советское правительство приняло решение о создании универсальной баллистической ракеты для подвижных и шахтных комплексов, которая первоначально дала всему проекту наименование «Универсал». Ее планировали оснастить десятью разделявшимися головными частями, в том числе ядерными, но события начала 1990-х полностью спутали эти планы.

Зимой 1993 года, в соответствии с указом президента Российской Федерации, новый головной разработчик — Московский институт теплотехники (МИТ) — приступил к работам по созданию моноблочной баллистической ракеты, помещенной в стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер. Одновременно волгоградское ЦКБ «Титан» начало проектирование пусковой установки 15У175 для будущего мобильного комплекса «Тополь-М».

original-44-7922-79221-_-1_html_m2efc71b3
Вершина технических достижений советского ВПК — ПГРК «Тополь-М» (фото автора)

А потом постановке автомобиля МЗКТ-79221 на производство и нового ПГРК на боевое дежурство предшествовали мучительно долгие и трудные годы восстановления российской военной промышленности и науки, испытания опытных систем и кардинального пересмотра всей стратегической военной доктрины Российской Федерации. Первый запуск новой ракеты с колесной пусковой установки состоялся только в сентябре 2000 года — сразу же после подписания президентом В. В. Путиным указа о принятии на вооружение шахтного варианта, которому тогда отдавалось предпочтение перед мобильной системой.

original-44-7922-79221-_-1_html_5d5a49cb
Испытания шасси МЗКТ-79221 с макетной ракетной системой «Тополь-М» (из архива МЗКТ)

Новый ПГРК «Тополь-М», как и его одноименный предшественник «Тополь», также был рассчитан на несение боевого дежурства в постоянном движении по специальным грунтовым дорогам. Буквально с ходу, с любой точки маршрута, он мог нанести мощный ракетно-ядерный удар, оставаясь практически невидимым и недосягаемым для противника. Установленная на нем модернизированная межконтинентальная баллистическая ракета с точностью попадания до 350 метров обеспечивала уничтожение вражеских объектов на дистанциях до 10 тысяч километров.

original-44-7922-79221-_-1_html_f3a80d7
На марше межконтинентальные восьмиосные пусковые системы «Тополь-М» (фото автора)

В 2003 году, после очередной корректировки военных приоритетов России, состоялось важное решение о придании комплексам «Тополь-М» статуса основного ядерного потенциала страны и наиболее совершенного российского оружия XXI века. Постановка их на боевое дежурство началась в ноябре 2006-го. К тому времени, в соответствии с Государственной программой переоснащения Вооруженных Сил РФ, предполагалось до 2015 года поставить в РВСН до 80 мобильных систем «Тополь-М».

original-44-7922-79221-_-1_html_m17254e52
Многоосный «Тополь-М» — основа ядерного потенциала России начала XXI века (фото автора)

Новые более жесткие требования ведения военных действий и обострение отношений с Западом вновь спутали долгосрочные планы: в 2009-м, когда на вооружении состояло лишь 18 ПГРК «Тополь-М», их производство было остановлено в пользу обновленной более эффективной системы. Благодаря этому событию, с 2010 года ранее секретные комплексы стали регулярно принимать участие в военных парадах в Москве в ознаменование Дня Победы.

original-44-7922-79221-_-1_html_447359e7
Возвращение с парада межконтинентальной ракетной системы «Тополь-М» (фото автора)
original-44-7922-79221-_-1_html_26f3d23d
Мобильные пусковые установки 15У175 с 47-тонными баллистическими ракетами (фото автора)

Единственным транспортным средством на шасси МЗКТ-79221, лишенном вооружения, был многоцелевой автомобиль 15Т418 с цилиндрической цистерной, наиболее известный как боевая машина сопровождения, агрегат колонны технического замыкания или габаритно-весовой макет.

original-44-7922-79221-_-1_html_m7fdab86b
Многоцелевая машина 15Т418 комплекса «Тополь-М» на шасси МЗКТ-79221 (фото МЗКТ)

Конструктивно он стал развитием двух предыдущих подобных конструкций 15Т316 и 15Т382, о которых мы уже рассказывали. Новая машина также служила для сопровождения колонн ракетных комплексов, рекогносцировки маршрутов следования, эвакуации тяжелой автотехники, обучения механиков-водителей пусковых установок и подготовки боевых расчетов ракетных систем.

original-44-7922-79221-_-1_html_m13cc5a2c
Восьмиосный агрегат технического замыкания войсковых колонн 15Т418 (фото автора)
original-44-7922-79221-_-1_html_m25300226
Возвращение с парада боевой машины сопровождения 15Т418 (фото автора)

Что же касается базового шасси, то и сегодня минский завод предлагает его в многоцелевом исполнении МЗКТ-792210 двойного назначения для доставки сверхтяжелых грузов и монтажа крупных надстроек.

original-44-7922-79221-_-1_html_m4aaaf295
Современное 80-тонное шасси МЗКТ-792210 двойного назначения (фото МЗКТ)

С подписанием в 2006 году договора между МЗКТ и заводом Wanshan о создании в Китае совместного предприятия восьмиосная гамма пополнилась еще одной машиной, созданной на основе МЗКТ-79221. Это было 80-тонное шасси WS-51200 (16×12) с 700-сильным двигателем Cummins китайской сборки, немецкой автоматической трансмиссией ZF и шестью парами управляемых колес. В то время как работы над китайской межконтинентальной ракетой задерживались, в КНДР на этом шасси стали монтировать собственные установки с баллистическими ракетами Hwasong.

original-44-7922-79221-_-1_html_f23e574
На параде в Пхеньяне пусковая ракетная установка на шасси Wanshan WS-51200. 2012 год
original-44-7922-79221-_-1_html_m574da340
Самоходная пусковая установка с баллистической ракетой Hwasong-14. 2017 год

Между тем, в 2010-м, в ходе очередной глубокой реорганизации Вооруженных Сил России, было принято решение о замене ПГРК «Тополь-М» на модернизированный наиболее мощный и совершенный комплекс 15П155М «Ярс». Его главным отличием от предшественника является ракета с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Постановка этой системы на боевое дежурство началась в 2014 году.

original-44-7922-79221-_-1_html_1efa48cc
Модернизированный ПГРК 15П155М «Ярс» на шасси МЗКТ-79221 с новой ракетой (фото автора)

Первое публичное появление комплекса «Ярс» состоялось через год на Красной площади во время военного парада в честь 70-летия Дня Победы.

original-44-7922-79221-_-1_html_m4ac23a6a
Возвращение пусковой установки 15У175М комплекса «Ярс» с юбилейного парада (фото автора)

На заглавной фотографии — восьмиосное шасси МЗКТ-79221 для ракетного стратегического комплекса «Тополь-М» (из архива МЗКТ).

www.kolesa.ru

описание, сфера применения, преимущества и недостатки

МЗКТ 79221 являет собой специализированное колесное шасси, отличающееся высокой грузоподъемностью. Выпускается с конвейера завода тягачей в Минске (там же выпускается и МКЗТ-500200). 79221 имеет шасси, которое применяется в комплексе подвижной пусковой установки под всем известным названием «Тополь-М».

Отдельные модификации могут применяться и в целях транспортировки гражданского оборудования.

Описание и сфера применения

МЗКТ 79221 был выпущен после распада СССР в 1996-97 годах. Тогда шасси входило в комплекс подвижной установки «Тополь-М». Но серийный выпуск МЗКТ 79221 начался только в двухтысячном году. Тяжеловесный тягач применяется как в целях военной обороны, так и для перевозки оборудования в гражданских целях (также как и Камаз-4310).

Тягач МЗКТ 79221Тягач МЗКТ 79221

Для этого с конвейера сходит модификация МЗКТ 79221 с кодом 100. Тягач может развивать максимальную скоростью – до 45 километров за 60 минут. При наборе скорости коробкой передач придется управлять вручную.

МЗКТ 79221 имеет вес 40 тонн. Вес машины вкупе с ракетой достигает более 120 тонн. Тягач может провезти по бездорожью вес до 80 тонн. Используется, как большегрузное шасси в целях транспортировки оборудования для нефтяных скважин и большегрузных кранов. В ходовую часть входит 16 односкатных колес. Управляемыми являются колеса осей (трех первых и трех последних).

Технические характеристики

  • Тягач имеет следующие данные:
  • Мощность двигателя – 800 л.с.
  • Просвет дорожный – 475 мм.
  • Радиус поворота – 18 м.
  • Преодолеваемый брод в метраже – 1,1 м.
  • Дорожный просвет — 500 км.
  • Шины — пневматика, давление регулируется.
  • Максимальный крутящ. момент – 3087 Н*м.
  • Скорость по максимуму – 45 км в час.
  • Модель двигателя: ЯMЗ-847,10 (с турбонаддувом и жидкостным охлаждением).
  • Макс. груз – 80 тонн.
  • Масса снаряженная – 44 т.

МЗКТ 79221 имеет 16 колес и 8 осей. Высота колеса — около двух метров. Последние 3 колеса первых и последних осей управляемы. Полный привод. Для большей маневренности колеса первых осей поворачиваются влево, а колеса последних осей – вправо.

Отличается обширным перечнем базового оснащения, в которое входит:

  • автоматическая коробка передач;
  • усилитель рулевого управления;
  • система, контролирующая давление в шинах.

Стеклоподъемники электрические — нет в комплекте. Диаметр разворота – 34 метра. Длина МЗКТ 79221 – 22,7 м.

Двигатель имеет объем, равный 25,8 л, турбонаддув и прямой впрыск топлива, а также жидкостное охлаждение. Мотор тягача разработан на Ярославском моторном заводе. Его мощность – 800 л.с.

Крутящий момент – свыше 300 Нм. На сто км расходуется около 300 литров топлива.

Увеличенные баки обеспечивают запас топлива на 500 км, что является стандартным показателем для военной техники. Моторный ресурс – 5000 моточасов. Кабина водителя расположена высоко со сдвигом влево, в ней имеются вспомогательные тумблеры.

Коробка передач – автомат четырехдиапазонный. Отдельная кнопка отвечает за передний и задний ход. Трансмиссия переключается в автоматический режим только после того, как тягач наберет скорость до 10 км в час. Ширина тягача – 3,4 метра.

Преимущества модели

  • Тягач отличается высокой грузоподъемностью – до 80 тонн, что является высоким показателем, в сравнении с аналогичными моделями тягачей МЗКТ.
  • Машина может выдерживать сильные перегрузки в случае преодоления препятствий.
  • Шасси с 8 осями позволяет перевозить тяжелые установки для бурения нефтяных скважин.
  • Давление в шинах может регулироваться из кабины водителя.
  • МЗКТ 79221 оборудован бортовым компьютером, который регулирует общее состояние ходовой системы, давление в шинах, состояние двигателя.
Бортовой компьютер тягачаБортовой компьютер тягача

Недостатки модели

МЗКТ 79221 является многоосным тягачом, то есть внедорожником по определению. Он предназначен для передвижения по пересеченной местности. Маршрут должен быть знаком и проверен. В противном случае, тягач просто повиснет на двух или трех мостах, следствием чего станет большая перегрузка конструкции.

На такие перегрузки МЗКТ 79221, как и аналогичные модели тягачей не рассчитаны, так как имеют небольшой запас прочности.

Двигатель ЯМЗ отличается высокой мощностью, из-за чего топливо расходуется с удвоенной силой.

Аналоги и конкуренты

Первые испытания шасси МЗКТ 79221 завершились в 2000 году. Сегодня данный механизм не имеет аналогов ни среди российской, ни среди иностранной спецтехники. После полного окончания всех серийных испытаний МЗКТ 79221 началось мелкосерийное производство данных тягачей.

Автомобильная отрасль не стоит на месте. На смену одни моделям, приходят другие. Так например, Камаз-55111 перестал производиться в 2012 году.

Но вместо него появилась новая модель — КамАЗ-65115.

Другой пример: на смену КамАЗ 54115, выпускается более усовершенствованная модель Камаз-65116.

Где купить?

Приобрести тягач МЗКТ 79221 можно, как напрямую у производителя, так и у предыдущего владельца. Моделью, предназначенной для гражданских целей, является МЗКТ 79221-100.

Особенности модели

    МАЗ 7919МАЗ 7919
  • Предшественником МЗКТ 79221 был МАЗ 7919. В сравнении с этим тягачом, МЗКТ 79221 отличается усовершенствованными техническими характеристиками. Заметно снизился диаметр разворота – на 34 метра. При этом модель 79221 больше в длину на несколько метров. Прочитайте и про другую модель МАЗ — МАЗ-500.
  • На 100 км тягач расходует до 300 л топлива. Без дополнительной заправки машина может пройти 500 километров.
  • МЗКТ 79221 оснащен АКП (в отличие, например от Taytra-t815), однако первые 2 ступени передач включаются исключительно вручную.
  • Тягач раньше поставлялся для советской армии под другим названием – «МАЗ». Сегодня машина 79221 применяется в военных целях не только для перевозки «Тополь-М», но и для транспортировки ядерного оружия.
  • Все составляющие салона изготовлены из металла.
  • В кабине отсутствует кондиционер, электрические стеклоподъемники. Сравните с оборудованием кабины Камаз-53501.
  • В кабине расположено большое количество рычагов, тумблеров. При использовании тягача в военных целях за ними следят водитель и двое членов экипажа.
  • Тягач тяжело парковать. Справиться с этим могут только несколько человек.
  • Обучение управлению тягачами данного типа длится один год.
  • МЗКТ 79221 отличается большими габаритами, но при этом входит в число наиболее маневренных тягачей.

    Кабина, в сравнении с передней осью, выдвинута вперед. Любые действия при управлении водитель должен производить на «опережение».

МЗКТ 79221 100 относится к новейшей серии тяжеловесных тягачей от Минского завода. Предприятие с советских времен и по сей день продолжает выпускать машины, придерживаясь прежних традиций, используя при этом передовых технологии современного машиностроения.Сверхтяжелым тягачем минского автомобильного завод является МАЗ-7907. Прочитайте о нем тут.

machinspec.ru

Тест-драйв тягача «МЗКТ-79221», предназначенного для перевозки межконтинентальной ракеты «РС-24»

Со времен Советского союза в России и Беларуси производится мощнейшая техника для перевозки тяжелых, военных, карьерных и негабаритных грузов. СССР уже давно нет, но общая история и тесные военные и экономические связи между Министерством обороны России и Минобороны Беларуси остались. По этой же причине «Минский завод колесных тягачей» не обанкротился в лихие 90-е годы и продолжает выпускать технику для российских и белорусских военных ведомств.

Одной из самых мощных машин, которые перевозят межконтинентальные баллистические ракеты, является знаменитый тягач «МЗКТ-79221». Ранее подобные машины поставлялись в советскую, а позднее российскую армию под маркой «МАЗ». Однако «Минский завод колесных тягачей» отделился от «Минского автомобильного завода» и теперь вся его продукция выходит под незамысловатой маркой «МЗКТ».

Всем известно, что Россия может себя безопасно чувствовать в современном мире из-за наличия ядерного оружия. Авиация, бронетранспортеры, танки и артиллерийские установки – это техника для ведения локальных войн и антитеррористических, миротворческих операций. Тестируемый сегодня тягач «МЗКТ-79221» перевозит именно то, что защищает мир на российской земле – ядерное оружие. Ракета «РС-24 Ярс» это усовершенствованная версия знаменитой ракеты «Тополь-М». Отличие состоит в количестве боевых блоков, чем очень напоминает конструкцию ракеты «Сатана», которая приводила в ужас весь западный мир. Несмотря на меньшую мощность «Ярса» по сравнению с «Тополем-М», она может нанести сопернику потенциально больший ущерб, нежели «Тополь», поскольку состоит из нескольких боевых блоков. Дальность же полета составляет до 12 тысяч километров.

«МЗКТ-79221» сама по себе уже является огромной тяжелой машиной, поскольку собственная масса тягача – более 40 тонн. И это без установленной на него ракеты, которая весит 80 тонн.

Тягач имеет 8 осей с 16 колесами, высота которых примерно равна росту взрослого человека. «МЗКТ-79221» — полноприводной тягач, первые и последние три оси – управляемые, что позволяет машине быть более маневренной при езде.

Оснащен тягач АКП, системой контроля за давлением в колесах, усилителем управления, а все детали салона выполнены исключительно из металла. Из минусов в оснащении можно отметить разве что отсутствие автоматических стеклоподъемников и кондиционера.

В отличие от своего предшественника, модели тягача производства этого же «Минского завода колесных тягачей» но под маркой «МАЗ-7919» существенно меньшим стал диаметр при развороте – 34 метра, хотя «МЗКТ-79221» длиннее на несколько метров.

Двигатель тягача изготовлен в Ярославле. Объем – 26 литров, турбонадув, непосредственный впрыск. На 100 километров тягач расходует 300 литров топлива. Это многовато. Но топливные баки, установленные внутри тягача, позволяют без дозаправки пройти машине полтысячи километров.

Конечно, тест-драйв военной техники всегда будет особенным для гражданских лиц, потому что сравнить военные машины с какой-либо гражданской техникой, или даже с самым мощным коммерческим большегрузом, невозможно.

Кабина тягача расположена довольно высоко, а все приборы для управления расположены примерно так же, как в автобусах. Очень много дополнительных рычагов и тумблеров, за которыми следят уже другие члены экипажа. Хоть тягач имеет АКП, но первые две ступени передач нужно включать вручную.

Тягач «МЗКТ-79221» шире легкового автомобиля в два раза, а кабина водителя находится в самом левом углу авто. Это создает с непривычки огромные трудности при управлении такой машиной.

Но после «моральной адаптации» начинаешь ловить себя на мысли, что тягач «МЗКТ-79221» достаточно легко управляемый. Маневренность техники при таких параметрах просто потрясает! Также нужно привыкнуть к тому, что место водителя по отношению к передним осям сильно выдвинуто вперед, поэтому все действия при управлении машиной в движении нужно совершать на опережение. Тягач развивает скорость до 40 километров в час.

Моделью «МЗКТ-79221» тяжело управлять при парковании. Даже опытные водители таких военных тягачей не обходятся без помощи остальных двух членов экипажа при парковке машины. Обучение водителей для обслуживания этих тягачей составляет 1 год.

Автор: Станислав С

cargolink.ru

Тягачи апокалипсиса. МЗКТ-79221 для комплекса "Тополь". МЗКТ-7907 для "Целины-2"

Минский завод колесных тягачей МЗКТ в советское время был секретным подразделением МАЗа. Именно его многоосные автомобильные шасси везут по Красной площади в дни парадов ракеты, установки ПВО и тяжелую технику. После распада Союза МЗКТ стал самостоятельным предприятием и находится в ведении Министерства обороны Республики Беларусь. Сегодня он выпускает продукцию под маркой "Волат", что означает "Богатырь". Фотокорреспонденту недоСМИ удалось проникнуть на конвейер и передать редакции снимки раньше, чем их получили американские шпионы.

МЗКТ-79221 используется в составе подвижной пусковой установки для комплекса "Тополь-М". России продается за 4 миллиона рублей за штуку.

Вид из кабины

Увидеть, что происходит в правом зеркале может только второй "водитель" в другой кабине. Общаться они могут по рации или жестами, если между ними нет ракеты.

16 колес, все ведущие

МЗКТ-7930 (8x8) будет возить на себе "Искандеры"

Танковый полигон. Съемочная группа программы "Технопарк" телеканала "Столица" решила устроить шуточное сравнение МЗКТ 8022 и...

... Опель Антара. Оба имеют полный привод, близкий по мощности двигатель, кондиционер и коробку-автомат

А вот это настоящий тягач апокалипсиса. МАЗ-7907. Ракурс не самый удачный, не передает всей огромности, его загораживали другие машины. 30 метров длиной (высота девятиэтажки), все 24 четыре колеса ведущие. На него должна была монтироваться баллистическая ракета комплекса Целина-2. Пока шли испытания, холодная война закончилась, и единственное, что удалось этому монстру  через десять лет после постройки - в 1995 году, перевезти 40-метровый и 100-тонный корабль из Борисова на озеро Нарочь.

Ну и напоследок фото-загадка. Что происходит на снимке? Первое приходящее в голову предположение - неправильное.Это проверка кабины на герметичность.

Еще три фото МЗКТ - http://stanislav-05.livejournal.com/296045.htmlСайт завода - http://www.mzkt.by/rus/index.php?module=main

komi-permyak.livejournal.com

МБР «Тополь-М»: конструкторы, история испытаний и ттх

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» — это ракетный комплекс стратегического назначения, работы над созданием которого начались еще в советский период, но доводка и серийное производство было осуществлено уже российскими предприятиями. «Тополь-М» — это первый образец подобного оружия, созданный уже после распада СССР. Сегодня на вооружении российской армии стоят ракетные комплексы шахтного (15П165) и мобильного (15П155) базирования.

«Тополь-М» — это результат модернизации советского стратегического ракетного комплекса «Тополь», который превосходит его практически по всем основным характеристикам. В настоящее время «Тополь-М» составляет основу российских РВСН. Его разработкой занимались конструкторы Московского института теплотехники (МИТ).

С 2011 года российское Министерство обороны прекратило закупку новых комплексов «Тополь-М», ресурсы были направлены на создание и развертывание межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Ярс» РС-24.

С самого начала создателям ракетного комплекса «Тополь-М» были поставлены довольно серьезные ограничения, касающиеся, в первую очередь, габаритных характеристик ракеты. Поэтому основной акцент при ее разработке был сделан на повышение живучести комплекса в условиях нанесения противником ядерных ударов и на способность боевых блоков проходить вражескую систему ПРО. Максимальная дальность стрельбы комплекса составляет 11 тыс. км.

По мнению многих экспертов, ракетный комплекс «Тополь-М» не является идеальным вариантом для российских РВСН. Его пришлось создавать по причине отсутствия других альтернатив. Недостатки МБР во многом связаны с характеристиками комплекса «Тополь», на базе которого он был создан. И, хотя, конструкторам удалось улучшить многие параметры, но совершить чудо они, конечно же, не могли.

mbr-topol-m3-768x512

История создания

Работы над созданием новой межконтинентальной баллистической ракеты с твердотопливными двигателями начались еще в середине 80-х годов. Этим проектом занимались Московский институт теплотехники и днепропетровское КБ «Южное». Перед конструкторами была поставлена задача создать универсальную ракету для стационарного и мобильного ракетного комплекса. Единственным отличием между ними являлся двигатель ступени разведения боевого блока: на ракетах шахтного базирования конструкторы планировали установить жидкостный двигатель, а на мобильных комплексах – твердотопливный.

В 1992 году КБ «Южное» прекратило участие в данных разработках и доведение «Тополя» полностью легло на плечи российской стороны. В начале 1993 года появился президентский указ, который регламентировал дальнейшие работы над ракетным комплексом, также давались гарантии дальнейшего финансирования. Головным предприятием по этому проекту был назначен МИТ.

Конструкторам нужно было разработать универсальную ракету, пригодную для различных видов базирования, с высокой точностью, дальностью полета, способной преодолеть систему противоракетной обороны противника.

mbr-topol-m2-768x494

«Тополь-М» создавался как модернизация советского ракетного комплекса «Тополь». При этом Договор СВН-1 четко определял, что именно считать модернизацией и какие характеристики комплекса должны быть изменены. Новая баллистическая ракета должна была отличаться по одной из следующих характеристик:

  • количеством ступеней;
  • видом топлива хотя бы одной из ступеней;
  • длиной ракеты или длиной первой ступени;
  • диаметром первой ступени;
  • массой, которую ракета могла забрасывать;
  • стартовой массой.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что конструкторы ракетного комплекса были изначально сильно ограничены. Поэтому тактико-технические характеристики (ТТХ) ракеты «Тополь-М» не могли серьезно отличаться от своего предшественника. Основными отличиями стали особенности полета ракеты и ее способность к преодолению вражеской системы ПРО.

Усовершенствованные твердотопливные двигатели трех ступеней ракеты позволили значительно сократить продолжительность активного участка полета ракеты, чем была серьезно понижена вероятность ее поражения противоракетными системами противника. Система наведения ракеты гораздо более устойчива к электромагнитному излучению и другим факторам ядерного взрыва.

1360807616_fppby

Государственные испытания начались в 1994 году. Был произведен запуск «Тополя-М» с космодрома Плесецк. Он был успешен. Затем были проведены еще несколько запусков, и в 1997 году началось серийное производство комплекса «Тополь-М». В 2000 году на вооружение был принят ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного базирования, в том же году начались испытания и запуски мобильного комплекса.

Размещение «Тополя-М» шахтного базирования началось в 1997 году, в шахтах, которые ранее использовались для ракет УР-100Н. В конце 1998 года на боевое дежурство заступил первый ракетный полк. Мобильные комплексы «Тополь-М» стали массово поступать в войска в 2005 году, тогда же была принята новая государственная программа перевооружения, согласно которой до 2015 года Министерство обороны планировало закупить 69 новых МБР.

В 2005 году состоялся запуск ракеты «Тополь-М» с маневрирующей боевой частью. Он стал частью программы российских РВСН по созданию средств для преодоления американской системы ПРО. Также проводились испытания боевой части с прямоточным гиперзвуковым двигателем.

1360807753_3g7yp

С 1994 по 2014 год было проведено шестнадцать запусков МБР «Тополь-М», из которых только один запуск был признан неудачным: ракета отклонилась от своего курса и была ликвидирована. Запуски производились и с установок шахтного базирования, и с мобильных ракетных комплексов.

В 2008 году было озвучено решение об установке на МБР «Тополь-М» разделяющихся боевых частей. Первые подобные ракеты начали поступать в войска в 2010 году. Годом раньше было объявлено об остановке производства мобильных комплексов «Тополь-М» и о начале работ над комплексом с более высокими характеристиками.

Описание комплекса

Основой мобильного и стационарного ракетного комплекса «Тополь-М» является МБР 15Ж65.

Ракета имеет три ступени и ступень разведения боевых блоков, все они оснащены твердотопливными двигателями. Каждая ступень имеет цельный корпус из композитных материалов (типа «кокон»). Сопла ракетных двигателей также изготовлены из композитных материалов на основе углерода, с их помощью происходит управление полетом ракеты. В отличие от своих предшественников, МБР «Тополь-М2» не имеет решетчатых рулей и стабилизаторов.

1360732280_0_72fc7_89b3687b_orig

Ракета для обоих комплексов оснащена минометным стартом. Стартовая масса ракеты составляет 47 тонн.

МБР несет моноблочную термоядерную боевую часть, с мощностью 0,55 Мт. Боевая часть ракеты имеет лучший коэффициент использования делящихся материалов, чем ее предшественники. Возможно оснащение ракеты и разделяющимися боевыми блоками, унифицированными с ББ МБР «Булава». В этом случае количество боевых блоков составляет от трех до шести штук. Также на ракету возможна установка маневрирующей головной части.

Ракета оснащена совершенной системой преодоления системы противоракетной обороны, что значительно снижает вероятность поражения боевых блоков. Она может запускать ложные цели, которые невозможно отличить от настоящих боеголовок во всех спектрах электромагнитного излучения (лазерном, оптическом, инфракрасном и радиолокационном). Ложные цели способны полностью повторять характеристики настоящих боеголовок на всех этапах их полета. Более того, ложные цели, которые используются на МБР «Тополь-М» способны противостоять факторам ядерного взрыва и сверхмощному лазерному облучению.

Боеголовки ракеты имеют специальное покрытие, снижающее их заметность на экранах радаров, оснащены генераторами ракет, а также могут выпускать специальные аэрозоли – источники инфракрасного излучения. Новые маршевые двигатели ракеты позволяют значительно уменьшить активный участок полета, на котором она наиболее уязвима. Кроме того, на этом участке полета ракета может маневрировать, что делает ее уничтожение еще более проблематичным.

Высокий уровень стойкости ракеты и боевых блоков против поражающих факторов ядерного взрыва были достигнуты за счет целого комплекса мероприятий:

  • покрытие корпуса ракеты специальным составом;
  • применение при создании системы управления элементарной базы, более защищенной к электромагнитному импульсу;
  • аппаратура системы управления вынесена в отдельный герметичный отсек, покрытый специальным составом из редкоземельных элементов;
  • кабельная сеть ракеты надежно экранирована и имеет специальное размещение;
  • при похождении облака ядерного взрыва ракета делает так называемый программный маневр.

Мощность твердотопливных зарядов всех двигателей ракеты значительно выше, чем у ее предшественников, что позволяет ей значительно быстрее набирать скорость.

mbr-topol-m10

Вероятность преодоления американской системы ПРО для боевых блоков МБР «Тополь-М» 60-65%, идут работы над повышением этого значения до 80%.

Система управления ракетой – инерциальная, на основе цифровой ЭВМ и гиростабилизированной платформы. «Тополь-М» может успешно стартовать и выполнить свое задание, даже в случае нанесения блокирующих высотных ядерных ударов по району дислокации комплекса.

Следует отметить, что МБР «Тополь-М» создавалась с использованием наработок и технологий, полученных при изготовлении МБР «Тополь», это значительно сократило время создания ракеты, а также уменьшило стоимость проекта.

1360732371_0_72fc8_c0fe608c_orig

Перевооружение частей РВСН шло с использованием уже существующей инфраструктуры, что также позволило значительно сократить экономические издержки. Это было особенно важно для конца 90-х годов, когда российская экономика переживала не самые лучшие времена.

Для установки ракет «Тополь-М» шахтного базирования использовались шахты ракет, снимаемых с боевого дежурства. Под «Тополь» переоборудовали шахтные установки советских тяжелых МБР. При этом в основание шахты заливали дополнительные пять метров бетона, также проводили некоторые дополнительные преобразования. Однако при этом большая часть шахтного оборудования использовалась повторно, что существенно сокращало затраты на развертывание комплекса, а также ускоряло работы.

Каждый стационарный ракетный комплекс «Тополь-М» состоит из десяти ракет в пусковых установках и один командный пункт повышенной защищенности. Он расположен в специальной шахте на амортизаторах, что делает его менее уязвимым для ударов противника. Ракета заключена в специальный металлический транспортно-пусковой контейнер.

«Тополь-М» мобильного базирования установлен на шасси МЗКТ-79221 повышенной проходимости с восьмью осями. Ракета размещена в высокопрочном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) из стекловолокна. Конструкционно ракеты мобильного и шахтного комплексов не имеют различий. Вес одной пусковой установки составляет 120 тонн, а ее длина – 22 метра. Шесть пар колес могут поворачиваться, что обеспечивает мобильному комплексу радиус поворота восемнадцать градусов.

Удельное давление колес мобильной установки на грунт меньше, чем у обычного грузовика. Именно это и обеспечивает его высокую проходимость. Установка оснащена 12-цилиндровым двигателем с мощностью 800 л. с. Мобильная пусковая установка может преодолевать брод с глубиной 1,1 метр.

При создании мобильного комплекса учитывался предыдущий опыт разработки и создания подобных машин. Высокая проходимость и маневренность значительно повышает живучесть комплекса, позволяет ему в кратчайшие сроки покинуть зону вероятного удара противника.

mbr-topol-m13-768x512

Система вывешивания комплекса позволяет производить запуск даже с мягких грунтов. Запуск может быть произведен из любой точки района дислокации комплекса, он обладает средствами маскировки против различных средств обнаружения (оптических, инфракрасных, радиолокационных).

Серийное производство пусковых установок налажено на волгоградском заводе «Баррикады».

В 2013 году ракетные части, на вооружении которых стоит мобильная установка «Тополь-М» получила тринадцать специальных машин маскировки и инженерного обеспечения. Их основной задачей является уничтожение следов ракетных комплексов, находящихся на дежурстве, а также создания ложных позиций, которые были бы хорошо заметны средствам разведки вероятного противника.

Тактико-технические характеристики

Ниже указаны тактико-технические характеристики (ТТХ) ракетного комплекса «Тополь-М».

Максимальная дальность стрельбы,км 11000
Количество ступеней 3
Стартовая масса, т 47,1 (47,2)
Забрасываемая масса, т 1,2
Длина ракеты без головной части, м 17,5 (17,9)
Длина ракеты, м 22,7
Максимальный диаметр корпуса, м 1,86
Тип головной части моноблочная, ядерная
Эквивалент боезаряда, мт 0,55
Круговое вероятное отклонение, м 200
Диаметр ТПК (без выступающих частей), м 1,95 (для 15П165 – 2,05)
МЗКТ-79221 (МАЗ-7922)
Колесная формула 16×16
Радиус поворота, м 18
Дорожный просвет, мм 475
Масса в снаряженном состоянии (без боевого оснащения), т 40
Грузоподъемность, т 80
Максимальная скорость, км/ч 45
Запас хода, км 500

Видео о ракетном комплексе

 

armata1.ru

«Ярс» здоровенныйТест-драйв тягача для перевозки межконтинентальной баллистической ракеты РС-24

Буратино, Молодец, Василек, Садовница, Флейта, Восторг-2 – это не названия детских спектаклей. Это очень грозное оружие российской армии: тот же ракетный комплекс Молодец мог одним выстрелом уменьшить популяцию Земли на миллион-другой человек. Мы испытали автомобиль с менее поэтическим названием МЗКТ-79221, но не менее важный для отечественных ракетных войск. Он транспортирует (и, если надо, запускает) межконтинентальные баллистические ракеты РС-24 Ярс, разработанные корпорацией Московский институт теплотехники.

Пожалуй, это самая мощная машина на тесте Мотора за все времена. Но не потому, что у нее дизельный V12, развивающий 800 лошадиных сил. Дело в том, что эта штука несет в рюкзаке несколько боевых блоков, каждый мощностью от 150 до 300 килотонн. Мы в ракетной дивизии в Тейково. Знакомьтесь – МЗКТ-79221.

Танки, самолеты и вертолеты сегодня – это так, для локальных конфликтов. От глобального Армагеддона нас страхует только ядерное оружие. Легендарную фразу А может бахнем? я перед началом теста сказать не успел, да и если бы сказал – толку от этого было бы мало. Нам дали учебный вариант машины, на которой закреплена болванка, по габаритам и массе соответствующая настоящей межконтинентальной баллистической ракете, но без смертоносной начинки.

Сама ракета РС-24 Ярс – это развитие хорошо известного Тополя-М. Правда, в отличие от Тополя, эта твердотопливная ракета несет не один боевой блок с множеством ложных целей, а сразу несколько – как, например, жидкостные ракеты Р36-М Воевода (по классификации НАТО – SS-18 Сатана). Мощность Ярса меньше, чем у Тополя-М, но, как говорят военные, одной такой ракетой можно накрыть куда большую территорию – боевых блоков-то несколько. Максимальная дальность, по разным данным, составляет от 11 до 12 тысяч километров.

МЗКТ-79221 – машина солидная. Шутка ли – масса 40 тонн без ракеты (а с ней – свыше 120 тонн).

У нее восемь осей и шестнадцать колес, каждое из которых высотой с человеческий рост. Привод – полный; более того, колеса первых и последних трех осей являются управляемыми. Причем задние поворачиваются в обратную сторону: крутишь руль влево, и первые три оси поворачиваются влево, а задние – вправо, для лучшей маневренности.

Список базового оснащения впечатляет: усилитель рулевого управления, автоматическая коробка передач, система контроля и регулировки давления в шинах. В салоне – никакого дешевого пластика: только металл. Правда, электрические стеклоподъемники отсутствуют – окна приходится опускать вручную. Кондиционер тоже не предусмотрен – имеется только подвесной вентилятор. Ну и в том, что для отделки сидений используется настоящая кожа, мы тоже сомневаемся. Зато по сравнению с семиосным предшественником МАЗ-7919 диаметр разворота уменьшился с катастрофических 52 до 34 метров. При том, что новая машина на несколько метров длиннее – теперь ее длина составляет 22,7 метра.

Двигатель – правильный V12 объемом 25,86 литра, с турбонаддувом и непосредственным впрыском. Изготавливает его Ярославский моторный завод. Мотор развивает 800 лошадиных сил и крутящий момент более 3000 Ньютон-метров. Расход топлива, правда, великоват – почти 300 литров на 100 километров. Как говорят военные, только на один его запуск требуется целое ведро солярки. Но за счет больших баков запас хода составляет стандартные военные 500 километров. Такой технике больше и не надо.

К тому же, по сравнению с предшественником с двигателем от танка, ресурс нового мотора увеличился с 300 до 5000 моточасов. Тем не менее, после каждой поездки ведется тщательный учет моточасов – нельзя допустить, чтобы в стратегически важном ракетовозце что-то сломалось.

Рассказывая о собственных впечатлениях от вождения этой махины, приходится забыть о типичных для автомобильного журналиста рассуждениях об информативности рулевого привода, комфорте подвески и удобстве посадки за рулем. Потому что ощущения за рулем – невероятные и не сравнимые ни с чем другим.

Устроено тут все очень просто. Забираюсь в высоко расположенную кабину. Органы управления, в принципе, не сложнее, чем в автобусе. Огромный руль крутится легко, педалей всего две (причем тормоз – не по центру, а прямо под левой ногой). Разве что есть масса вспомогательных тумблеров (ракетой ими, конечно, управлять нельзя – этим занимаются другие люди) и ручник, расположенный справа чуть ли не на полу.

Коробка – четырехдиапазонный автомат, но за передний и задний ход отвечает отдельная клавиша, а первые две ступени при разгоне надо включать рычагом вручную. И только потом, когда машина наберет достаточный ход (километров эдак 10 в час), можно переключать трансмиссию в автоматический режим.

МЗКТ-79221 – это очень большая машина, потому управлять ею надо совершенно иначе, чем обычной легковушкой. В поворотах руль приходится крутить очень много, но даже на прямой делать это приходится по-другому. Ширина автомобиля составляет 3,4 метра – то есть, почти вдвое шире обычной легковушки – а водительская кабина максимально сдвинута влево. Поэтому, когда едешь по колее, надо ломать свои привычки и направлять автомобиль так, чтобы левая ее часть проходила ровно под водительским сиденьем – или даже чуть правее. А это нелегко – машинально все время пытается сместиться правее.

На МЗКТ-79221 нас не пустили бы не то что на Северную петлю Нюрбургринга – даже на дороги общего пользования. Только на учебный автодром. Впрочем, с непростым рельефом. И МЗКТ-79221 впечатлил: он очень легко управляется. Руль изолирован от ударов, а маневренность – просто выдающаяся для таких габаритов. Единственное – все надо делать не с опережением, а с запаздыванием – ведь место водителя находится в трехметровом свесе перед первой осью. То есть, руль надо поворачивать уже тогда, когда сам находишься над обочиной. Но крутить быстро – опоздаешь чуть-чуть, и машина свалится с дороги. К счастью, при максимальной скорости всего 40 километров в час время подумать всегда найдется.

Но вот вопрос: как парковаться на такой штуке? Оказывается, без помощников тут не обойтись: чтобы безопасно сдать назад, остальные члены экипажа выходят и работают живыми парктрониками. Страховку-то на такую технику не делают.

Но пара кругов по военному полигону – и все, покатушки закончены. Конечно, за несколько минут разобраться в особенностях автомобиля сложно. Но одно можно сказать точно – для меня это были едва ли не самые удивительные минуты в жизни.

Уже потом мне рассказали, что на таких машинах не ездят солдаты срочной службы: только военнослужащие по контракту в ранге не ниже сержанта. И это логично: обучение одного водителя занимает почти год.

Интересно, что в больших количествах мобильных пусковых установок нет ни у одной другой страны мира. Небольшим числом установок такого типа располагают Индия и Китай, а американцы сделали ставку на подводные лодки (на них базируется до 80 процентов ядерного потенциала страны) и баллистические ракеты шахтного базирования. Для России же мобильные пусковые установки играют далеко не последнюю роль в развитии ядерной триады. За счет возможности относительно быстрого перемещения по территории страны они позволяют сохранить возможность бахнуть, даже если шахтные ракеты попали под удар противника. Хотя, конечно, хочется верить, что до этого дело не дойдет. \m

motor.ru

Тополь-М — Автокадабра

Для сохранения ядерного паритета со злыми испокон веков капиталистическими странами, на вооружении России стоят ракетные шахты, ракетные поезда и ракетные же мобильные установки. Тополь-М. На западе комплекс получил обозначение SS-X-27. Сегодня поделюсь с вами инфой и парой фоток тягача, на котором, собственно, и установлена ракета РС-12М2. МЗКТ-79221 — специальное колесное шасси большой грузоподъемности производства Минского завода колёсных тягачей. Около 95 % продукции МЗКТ реализуется за пределами Белоруссии, основная часть продукции экспортируется в Россию. Предприятие успешно развивает связи и со странами дальнего зарубежья: в Китае создано совместное предприятие собирающее грузовые автомобили из машинокомплектов завода, МЗКТ поставляет продукцию в Турцию, ОАЭ, Египет и другие страны. Так что у Белорусов тоже есть козыри в отношениях с Россией. Подумать только, шасси для МБР закупаются у иностранного государства. Данное шасси использовано в составе подвижной пусковой установки для комплекса РТ-2ПМ «Тополь». Разрабатывалось в 1996-1997 гг., серийный выпуск начат в 2000г. Для монтажа гражданского оборудования выпускается модификация МЗКТ-79221-100. Ходовая часть включает в себя шестнадцать ведущих односкатных колес с пневматическими шинами с регулируемым давлением (1600х600–685, модель ВИ–178А или ВИ–178АУ), колеса трех первых и трех последних осей сделаны управляемыми. Шасси предназначено для транспортирования оборудования по всем видам дорог и местности в любое время года и суток при температуре окружающего воздуха от -40° до +50°С. Бортовая система контролирует 20 параметров — состояние двигателя, ходовой и т. д. Испытания шасси МЗКТ-79221, которое не имеет аналогов не только в российской армии, но и в мире, были завершены в 2000 году, после чего был налажен его серийный выпуск. Колесная формула — 16х16/12 Снаряженная масса, кг 44000 Грузоподъемность, кг 80000 Двигатель ЯМЗ-847.10 (дизельный, 4-тактный, V-12ТО, с турбонаддувом, с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением) Мощность двигателя, кВт (л. с.) 588 (800) (при 2100 об/мин) Макс. крутящий момент, Н*м (кГс*м) 3087 (315) (при 1400-1500 об/мин) Максимальная скорость, км/ч 40 Запас хода по топливу, км 500 Дорожный просвет, мм 475 Радиус поворота, м 18 Преодолеваемый брод, м 1,1 Пневматические шины с регулируемым давлением (1600х600–685, модель ВИ–178А или ВИ–178АУ) В декабре 2006 стало известно о подписании президентом новой государственной программы вооружений до 2015 г., которой предусмотрена закупка 69 МБР «Тополь-М». Тогда же было заявлено о начале в ближайшее время оснащения ракет «Тополь-М» разделяющимися головными частями (РГЧ) — от трёх до семи ядерных боеголовок. Оснащение «Тополей» РГЧ станет важнейшим способом поддержания ядерного потенциала России. «Тополь-М» с РГЧ начнет поступать на вооружение в 2010 году. Стоит ли миру бояться андронного колайдера, сидя на атомных бомбах?

autokadabra.ru


Смотрите также