Урок по теме: "Словообразование в русском языке. Способы словообразования". Камаз словообразование


Морфологический способ словообразования - Документ

Способы словообразования

В зависимости от используемых средств разделяют два основных способа словообразования:- морфологический - с помощью различных морфем;- неморфологический - без помощи морфем.Каждый из них включает несколько видов.

Способы словообразования

Морфологический

Неморфологический

Аффиксация

Сложение

• суффиксальный

• сложение слов

Морфолого-синтаксический

• приставочный

• сложение основ + интерфиксация

Лексико-синтаксический

• приставочно-суффиксальный

• сложение основ + суффиксация(сложносуффиксальный)

Лексико-семантический

• бессуффиксный(нулевая аффиксация)

• аббревиация(сложносокращенный)

Морфологический способ словообразования

Морфологическим называется способ образования новых слов с использованием морфем.Морфологический способ является основным способом словообразования в русском языке.

Выделяют два основных морфологических способа словообразования:- аффиксация,- сложение.

Аффиксация - образование новых слов путём присоединения к производящей основе или производящему слову тех или иных словообразовательных аффиксов.

Способы аффиксации

Средство

Пример

суффиксальный

суффикс

гордый - горд-ость, глаз - глаз-н-ой

приставочный

приставка

группа - под-группа,грузить - раз-грузить

приставочно-суффиксальный

приставка+суффикс

берёза - под-берёз-овик,окно - под-окон-ник

безаффиксный (бессуффиксный, нулевая аффиксация)

усечение основы

выходить - выход,заплывать - заплыв,зелёный - зелень,сухой - сушь

Следует отличать слова с одновременным присоединением приставки и суффикса от образованных последовательным присоединением этих аффиксов:

оружие - вооружить (приставочно-суффиксальный морфологический способ)вооружить - вооружение (суффиксальный морфологический способ)

люди - нелюдимый (приставочно-суффиксальный морфологический способ)нелюдимый - нелюдимость (суффиксальный морфологический способ)

Бессуффиксный (безаффиксный) способ характерен для образования существительных от глаголов и прилагательных.

Сложение - это способ образования новых слов путём соединения двух и более основ или слов.Различают сложение слов и сложение основ.

При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис, или полуслитно: выставка-продажа, диван-кровать, плащ-палатка.Правописание этих слов регулируется правилами орфографии.

При сложении основ образуются сложные слова, которые пишутся слитно. Правописание этих слов регулируется правилами орфографии.

Основы могут соединяться с помощью соединительных гласных (интерфиксов) -о-, -е-: чернозём, сталевар. С помощью интерфиксов могут соединяться основа и целое слово: нефтедобыча, металлорежущий, засухоустойчивый.

Сложению основ часто сопутствует суффиксация. Такой способ словообразования называется сложносуффиксальным (сложение с суффиксацией):

добрая воля - добровольныйплавить сталь - сталеплавильныйиной город - иногородний

При соединении основ без соединительных гласных образуются сложносокращённые слова - аббревиатуры (от лат. abbreviare - сокращённо излагать).В зависимости от характера сокращения основы выделяются несколько типов аббревиатур.

Тип аббревиатуры

Пример

Сложение сокращённой основы и целого слова

физкультураглавврачоргстекло

Сложение начальных частей основ (слоговая)

завучспецкормопед

Сложение начальных звуков основ (звуковая)

БАМЛЭПвуз

Сложение названий начальных букв основ (буквенная)

ВВСЭВММГУ

Комбинированный тип (слоговой + звуковой или буквенный;звуковой + буквенный и др.)

самбозавучКамАЗ

Неморфологический способ словообразования

Неморфологическими называются способы образования слов без использования морфем. В зависимости от конкретных процессов выделяютморфолого-синтаксический,лексико-синтаксический,лексико-семантический способы.

Морфолого-синтаксический неморфологический способ словообразования

При морфолого-синтаксическом способе слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль.

больной (прилагательное) – больной (существительное)вокруг (наречие) – вокруг (предлог)

Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа

переход в существительные

столовая посуда (прил.) – заводская столоваямороженое блюдо (прил.) – ванильное мороженоеотдыхающие (прич.) в санатории – отдыхающие гуляли

переход в прилагательные

блестящий (прич.) на солнце – блестящие способностилюбимый (прич.) людьми – любимый человекпервый (числ.) в ряду – первый ученик

переход в местоимения

определенный (прич.) законом – определенный успехо данных (сущ.) для исследования – о данных событиях

переход в наречия

медленным шагом (сущ.) – ехали шагомлежа (дееприч.) на кровати – думать лежапопали в заключение (сущ.) – скажу в заключение

переход в служебные части речи

лагодаря (дееприч.) за помощь – благодаря помощи (предлог)что ты сказал? (предлог) – сказал, что (союз) знает возвратился один (числ.) – один (частица) он знал

переход в междометия

кремлевский караул (сущ.) – караул! давай (гл. в повелит. накл.) вещи – давай! (=пока)

  Принадлежность таких слов той или иной части речи определяется только в контексте – в составе словосочетания или предложения.

Лексико-синтаксический неморфологический способ словообразованияПри лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка, плюс меняется синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания.

за благо рассудится – заблагорассудитсяс ума сошедший – сумасшедшийвечно зелёный – вечнозеленыйсильно действующий – сильнодействующийума лишённый – умалишённыйтяжело раненный – тяжелораненый

Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений.

многообещающий – обещающий многовышеуказанный – указанный выше

Слова, образованные морфологическим способом сложения основы и слова, такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка.

Лексико-семантический неморфологический способ словообразованияПри лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов.

Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой.

Титан*  - гигант, вступивший в борьбу с врагами.Титан** - большой кипятильник для воды.Титан*** - серебристо-белый твёрдый металл.

Губка* - пористый остов некоторых видов беспозвоночных животных, хорошо впитывающий влагу.Губка** - пористое, упругое изделие из резины, поролона, используемое для мытья.

Удел* - область, управляемая князем-феодалом на Руси.Удел** - судьба, участь.

gigabaza.ru

"Словообразование в русском языке. Способы словообразования".

Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:

а) окончания;б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.

  • Как называются слова с одним и тем же корнем?

  • Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова?

  • Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….?

  • Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проход, проход).

Определите способ образования слов, записывая цифры: 1 – приставочный способ, 2 – суффиксальный, 3 – приставочно - суффиксальный, 4 – бессуффиксный.

Развесёлый ( ), бездонный ( ), безбилетник ( ), предгрозовой ( ), удар ( ), переход( ), подводный ( ), водный ( ), домик ( ), насыпь ( )

Определите способ образования слов. Буквоед, волнорез, летописец, литературоведческий , искусствовед, законодательство, законопослушный , МХАТ , ТЮЗ , пресс-секретарь, премьер-министр , завмаг , дровосек, евразийский , северо-восточный , чугунолитейный , посудохозяйственный , старпом , дензнаки , красноречие , черно-белый , старомосковский , черно-бурая , мясомолочный , полстраны , КамАЗ , АО , АООТ .

Тест

1.В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:

А.надомник, приусадебный, пресмешной;

Б.подбородок, бесстыдник, разнесчастный;

В.по-братски, подводник, переувлажнить;

Г.подснежник, разбежаться, приморский;

2.В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:

А. сапожок, зубной, землянка;

Б.вбежать, красавец, глупыш;

В.дипломник, циркач, предыстория;

Г.вредитель, баловень, прародина.

3.В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом:

А.сыграть, подполковник, поджелудочный;

Б.соразмерный, зааплодировать, представление;

В.развесёлый, прабабушка, утомление;

Г.поумнее, прескверный, буквенный.

4.В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме

алка?

А.качалка, свалка;

Б.рыбалка, зажигалка;

В.скакалка, отжималка;

Г.Вешалка, мигалка.

5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

А.заглохший, залежь, законный;

Б.загородный, задушевность, закатиться;

В.заземлённый, замшевый, заикаться;

Г.заквасить, занозить, закадычный.

Способы образования терминовТермин – это слово, которое отражает научное или практическое понятие, связанное с развернутым определением (дефиницией). Иначе говоря, термин – это слово, значение которого является профессионально дефинированным. 

Каждый термин входит в определенное терминологическое поле, которое играет для него существенную роль и в пределах которого он поддерживает связь с дефиницией. Термин, утративший свою связь с дефиницией, превращается в рядовое лексическое обозначение – номенклатурный знак (номен). Номенклатурные названия могут употребляться вне научного контекста и периодически пересматриваться на съездах и форумах ученых. Особенно большое количество номенов существует в таких областях науки как ботаника, зоология, медицина, ветеринария.

Терминология (от лат. terminus – предел, граница и греч. logos – слово, наука) – стройная система специального словарного запаса какой-либо науки, в частности ветеринарной медицины.По своей структуре термины подразделяют на монолексемные, состоящие из одного слова, и полилексемные, состоящие из нескольких слов.Способы образования терминов

Существует несколько способов образования терминов. Основными из них являются следующие:

1) семантический – перенос значения. Превратившись в термины, слова общеобиходного значения объясняют обозначаемые понятия по сходству формы (например: дуга, луковица аорты, лопатка) или по функции (например: приводитель – приводящая мышца).

2) морфологический – образование новых слов от существующих:а) путем присоединения к корню или к основе слова приставки или суффикса, например: ante + brachium – предплечье.б) путем соединения двух или более корней или основ в одно сложное слово с помощью соединительных элементов -o или -i, например: cruc-i-formis – крестообразный, bronch-o-genus – бронхогенный.

3) синтаксический – создание устойчивых терминологических словосочетаний из двух и более слов, например: situs vescerum inversus – извращенное положение внутренностей.

4) субстантивация – переход прилагательного или причастия в существительное, например: duodenum, i, n – двенадцатиперстная кишка. Опущено существительное intestinum, i n – кишка.

5) эпонимия – (от греч. eponymus – по имени). Термины, образованные таким способом, включают в географическое наименование или фамилию, имя ученого, который открыл данное явление. Например:грыжа Шморля – hernium Schmorl,суматранский тигр – Panthera tigris sumatrae,болезнь Шарко – artritis Charcot.

6) анаграмма – (от греч. ana – обратно, назад и gramma – буква), чаще встречается в ботанической номенклатуре, образуется путем перестановки букв в именах собственных. Например:Lobivia – род кактусовых от названия государства Bolivia.

1. Приставочный, при котором происходит образование существительных от существительных: город — при-город,

2. суффиксальный, при котором происходит образование существительных от

— существительных: стол — стол-ик,

— прилагательных: синий — син-ев-а, синь-Æ,

— глаголов: бежать — бег-отн-я, бег-Æ,

— числительных: сто — сот-н-я, двое — двой-н-я,

— наречий: сообща — сообщ-ник, почему — почему-чк-а,

3. приставочно-суффиксальный, при котором существительные образуются от

— существительных: окно — под-окон-ник,

— глаголов: служить — со-служи-вец,

— прилагательных: полярный — за-поляр-j-е,

4. сложение, в том числе с сокращением: лес + степь — лес(о)степь, Московский государственный университет — МГУ,

5. усечение: специалист — спец,

6. субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),

7. сложение с суффиксацией: земля + делать — земл(е)дел-ец.

1. Приставочный, при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный — пре-огромный,

2. суффиксальный, образующий прилагательные от

— прилагательных: синий — син-еньк-ий,

— существительных: осень — осен-н-ий,

— глаголов: читать — чита-льн-ый,

— числительных: двое — двой-н-ой,

— наречий: внутри — внутр-енн-ий,

3. приставочно-суффиксальный: берег — при-бреж-н-ый,

4. сложение: русский + английский — русско-английский;

5. сложение с суффиксацией: кривой + бок — крив(о)бок-Æ-ий.

1. Приставочный — от глаголов: бежать — про-бежать,

2. суффиксальный, при котором глаголы образуются от

— глаголов: перечитать — перечит-ыва-ть, мыть — мыть-ся,

— прилагательных: красный — красн-е-ть, видный — видн-е-ть-ся,

— существительных: партизан — партизан-и-ть, толпа — толп-и-ть-ся,

— числительных: двое — дво-и-ть (‘разделять надвое’),

— междометий: ах — ах-а-ть,

3. приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от

— существительных: тень — за-тен-и-ть, банкрот — о-банкрот-и-ть-ся,

— прилагательных: прямой — вы-прям-и-ть,

— числительных: трое — у-тро-и-ть,

— глаголов: любить — недо-любл-ива-ть, прыгать — рас-прыгать-ся, звонить — пере-зван-ива-ть-ся;

4. сложение: труд + устроить — труд(о)устроить,

5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить — у-мир(о)творить.

1. Приставочный — от наречий: долго — не-долго, как — кое-как,

2. суффиксальный, которым наречия образуются от

— существительных: зима — зим-ой,

— прилагательных: хороший — хорош-о,

— числительных: три — тр-ижды,

— глаголов: лежать — леж-а,

— наречий: хорошо — хорош-енько, как — как-нибудь,

3. приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от

— прилагательных: новый — по-нов-ому, давний — из-давн-а,

— существительных: верх — в-верх-у,

— числительных: двое — в-дво-ем,

— глаголов: догонять — в-догон-ку, скакать ¬ в-скачь-Æ

— наречий: долго — по-долг-у,

4. сложение с суффиксацией: мимо + ходить — мимоход-ом.

infourok.ru

Презентация «Словообразование»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

СЛОВООБРАЗОВАНИЕУчитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3 МО «Ахтубинский район» Дроздова Вера Александровна

Слайд 2

Словообразование – это …раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Слайд 3

Способы словообразованияморфологическийнеморфологическийобразование производного слова в результате присоединения словообразовательных аффиксов к мотивирующей основеизменение структуры существующего в языке слова или словосочетания, в результате которого образуется новая лексическая единица

Слайд 4

Морфологические способы словообразованияПриставочный способ Суффиксальный способ Приставочно-суффиксальный способ Бессуффиксный способ Сложение Постфиксальный способ учи-ть-ся ← учи-ть  как-ой-то ← как-ой когда-либо ← когда

Слайд 5

Приставочный способ - это образование новых слов с помощью приставок. Например, глагол переплыть образован от глаголаплыть с помощью приставки пере- (пере-плы-ть ← плы-ть). Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова. Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи:  дис-комфорт ← комфорт ; вы-ходи-ть ← ходи-ть;  сверх-одарённ-ый ← одарённ-ый; по-ныне ← ныне. Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов:  за-пе-ть ← пе-ть; до-пе-ть ← пе-ть;  с-пе-ть ← пе-ть; пере-пе-ть← пе-ть.

Слайд 6

Суффиксальный способ это образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов. Например, глаголсмолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и-ть ← смол-а). Суффиксальный способ — один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. Часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего:  берез-няк ← берёз-а; перепис-ыва-ть ← перепис-а-ть;  сер-оват-ый ← сер-ый; может быть иной, чем у производящего слова:  сер-е-ть ← сер-ый; сер-ость ← сер-ый; сер-о ← сер-ый.

Слайд 7

Приставочно-суффиксальный способ- это образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.   Приставочно-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия:  под-стакан-ник-Ο ← стакан-Ο;  под-шеф-н-ый ← шеф-Ο;  обез-оруж-и-ть ← оружи-[j-э];  по-сво-ему ← сво-й

Слайд 8

Бессуфиксный способ — это образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.  Таким способом в русском языке образуется немало имен существительных. В этом случае к исходной, то есть производящей основе суффикс не добавляется, а наоборот, суффикс глагола вместе с окончанием –ть отбрасывается: насыпать — насыпь  просекать — просека  загорать — загар. При этом следует рассуждать примерно так: загар – это то, что получилось в результате действия «загорать»; насыпь – это то, что получилось в результате действия «насыпать». Этим же способом существительные образуются и от имен прилагательных: глубокий — глубь  гладкий — гладь  интеллектуальный — интеллектуал. Обратите внимание, что в основе прилагательного, от которого образуется существительное, может не быть суффикса: дикий — дичь  тихий — тишь  сухой — сушь При бессуффиксном способе образования, как правило, наблюдается явление чередования согласных в корне: к//ч, х//ш и др. Напоминаем, что таким способом образуются только имена существительные.

Слайд 9

Сложение- это способ, при котором происходит сложение производящих основ в одно производное слово. Различают сложение слов и сложение основ. При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис, или полуслитно: выставка-продажа, диван-кровать, плащ-палатка. При сложении основ образуются сложные слова, которые пишутся слитно. Правописание этих слов регулируется правилами орфографии. Основы могут соединяться с помощью соединительных гласных (интерфиксов) -о-, -е-: чернозём, сталевар. С помощью интерфиксов могут соединяться основа и целое слово: нефтедобыча, металлорежущий, засухоустойчивый. Сложению основ часто сопутствует суффиксация. Такой способ словообразования называется сложносуффиксальным (сложение с суффиксацией): добрая воля - добровольный плавить сталь - сталеплавильный иной город – иногородний

Слайд 10

АббревиатураПри соединении основ без соединительных гласных образуются сложносокращённые слова - аббревиатуры (от лат. abbreviare - сокращённо излагать). В зависимости от характера сокращения основы выделяются несколько типов аббревиатур.Тип аббревиатуры Пример Сложение сокращённой основы и целого слова физкультура главврач оргстекло Сложение начальных частей основ (слоговая) завуч спецкор мопед Сложение начальных звуков основ (звуковая) БАМ ЛЭП вуз Сложение названий начальных букв основ (буквенная) ВВС ЭВМ МГУ Комбинированный тип (слоговой + звуковой или буквенный;звуковой + буквенный и др.) самбо завуч КамАЗ

Слайд 11

Неморфологические способы образования словПереход слова из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический) Сращение (лексико-синтаксический) Образование омонимов (лексико-семантический)

Слайд 12

Морфолого-синтаксический способПри морфолого-синтаксическом способе слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль. больной (прилагательное) – больной (существительное) вокруг (наречие) – вокруг (предлог) Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа:переход в существительные столовая посуда (прил.) – заводская столовая мороженое блюдо (прил.) – ванильное мороженое отдыхающие (прич.) в санатории – отдыхающие гуляли переход в прилагательные блестящий (прич.) на солнце – блестящие способности любимый (прич.) людьми – любимый человек первый (числ.) в ряду – первый ученик переход в местоимения определенный (прич.) законом – определенный успех о данных (сущ.) для исследования – о данных событиях переход в наречия медленным шагом (сущ.) – ехали шагом лежа (дееприч.) на кровати – думать лежа попали в заключение (сущ.) – скажу в заключение переход в служебные части речи лагодаря (дееприч.) за помощь – благодаря помощи (предлог) что ты сказал? (предлог) – сказал, что (союз) знает  возвратился один (числ.) – один (частица) он знал переход в междометия кремлевский караул (сущ.) – караул!  давай (гл. в повелит. накл.) вещи – давай! (=пока)

Слайд 13

Лексико-синтаксический способПри лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка, плюс меняется синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания. за благо рассудится – заблагорассудится с ума сошедший – сумасшедший вечно зелёный – вечнозеленый сильно действующий – сильнодействующий ума лишённый – умалишённый тяжело раненный – тяжелораненый Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений. многообещающий – обещающий много вышеуказанный – указанный выше Слова, образованные морфологическим способом сложения основы и слова, такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка. 

Слайд 14

Лексико-семантический способПри лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменениясемантики слов. Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой. Титан*  - гигант, вступивший в борьбу с врагами. Титан** - большой кипятильник для воды. Титан*** - серебристо-белый твёрдый металл. Губка* - пористый остов некоторых видов беспозвоночных животных, хорошо впитывающий влагу. Губка** - пористое, упругое изделие из резины, поролона, используемое для мытья. Удел* - область, управляемая князем-феодалом на Руси. Удел** - судьба, участь.

Слайд 15

Задания№1. Выполните словообразовательный разбор слов: тенистый, засмеяться, бег, привокзальный, примчаться, переход. №2. Образуйте имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-, -ат, -чат-. Выпишите суффикс. Пример: талант - талантливый - лив  Слова для выполнения задания: веснушка, вспылить

Слайд 16

Ресурсы:pedsovet.su http://bacenko.ru/podgotovka-k-ege http://www.genon.ru http://gigabaza.ru/doc/71370.html

lusana.ru

Словообразование в русском языке. Способы словообразования. Словосложение. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов страница 7

Развесёлый (прист.), бездонный (прист.-суффикс.), безбилетник (приставочно-суффикс.), предгрозовой (приставоч.), удар (бессуффиксн), переход(бессуфс.), подводный (пристав.), водный (суффикс.), домик (суффикс.), насыпь (бессуф.)

X. Домашнее задание.

2. подготовить карточку для однокурсника, включив в неё 6 слов, образованных разными способами.

Приложение 1 Теоретические положения по теме «Словообразование»

Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.

Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:

а) окончания;б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.

  • Как называются слова с одним и тем же корнем?

  • Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова?

  • Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….?

  • Чем различаются формы слова и однокоренные слова?(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проход, проход).

Определите способ образования слов, записывая цифры: 1 – приставочный способ, 2 – суффиксальный, 3 – приставочно - суффиксальный, 4 – бессуффиксный.

Развесёлый ( ), бездонный ( ), безбилетник ( ), предгрозовой ( ), удар ( ), переход( ), подводный ( ), водный ( ), домик ( ), насыпь ( )

Определите способ образования слов. Буквоед, волнорез, летописец, литературоведческий , искусствовед, законодательство, законопослушный , МХАТ , ТЮЗ , пресс-секретарь, премьер-министр , завмаг , дровосек, евразийский , северо-восточный , чугунолитейный , посудохозяйственный , старпом , дензнаки , красноречие , черно-белый , старомосковский , черно-бурая , мясомолочный , полстраны , КамАЗ , АО , АООТ .

Тест

1.В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:

А.надомник, приусадебный, пресмешной;

Б.подбородок, бесстыдник, разнесчастный;

В.по-братски, подводник, переувлажнить;

Г.подснежник, разбежаться, приморский;

2.В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:

А. сапожок, зубной, землянка;

Б.вбежать, красавец, глупыш;

В.дипломник, циркач, предыстория;

Г.вредитель, баловень, прародина.

3.В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом:

А.сыграть, подполковник, поджелудочный;

Б.соразмерный, зааплодировать, представление;

В.развесёлый, прабабушка, утомление;

Г.поумнее, прескверный, буквенный.

4.В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме

алка?

А.качалка, свалка;

Б.рыбалка, зажигалка;

В.скакалка, отжималка;

Г.Вешалка, мигалка.

5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

А.заглохший, залежь, законный;

Б.загородный, задушевность, закатиться;

В.заземлённый, замшевый, заикаться;

Г.заквасить, занозить, закадычный.

Раздаточный материал

Подготовить выступление на тему: Образование сущ., прил., глаголов,

наречий.

Словообразовательные ряды.

Основные изменения в словообразовательной системе.

1.Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений.

2. Обозначьте орфограммы в первом абзаце.

3. Укажите морфемный состав выделенных слов.

4. Выпишите слово с формообразующим суффиксом.

5. Укажите способ образования слова лучисто-веселое

Осл__пительно ярк__м утром мы с отцом шли росистой луговой стё(ж,ш)кой затем свернули к льняному полю. Босые ноги т__нули в сыровато-тёплой траве. Впереди темнел лес. Утро было погожим и ласковым небо лучисто-весёлое. И вдруг прямо перед нами разл__лась синяя морская2волна. От набежавшего ветерка синева ст__новилась то тёмной то совсем светлой.

Подходим2. Я уже различаю в этой с__неве о__дельные тонкие стебельки льна. Это от них получает(?)ся такая красивая морская волна.

Син___ волны пробегали по всему полю и у самой опушки леса разбивались словно о крутой2берег. Стою с отцом замер от неожида(н, нн)ост__ от радост__ такое я увид__л впервые.

Сколько Не живи природа всегда открывает для человека что (то) новое неизвес(т)ное красивое. И каждое поколение буд__т дивит(?)ся извечному чуду пр__роды заново.

6.Найдите в тексте слова, соответствующие схемам:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДИФФИРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ

Задание1 синий

Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано. Укажите морфемный состав каждого слова

ГРУСТНОВАТЫЙ

ГРУСТЬ

ГРУСТНЫЙ

Задание 2 зелёный

Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки

ГИТАРА ………….. ГИТАРИСТКА

ШЁЛК ………………… ШЕЛКОВИСТОСТЬ

Задание 3 красный

Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано.

ОКОНЧИТЬ

ОКОНЧАНИЕ

КОНЕЦ

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ

Задание 4 синий

Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано. Укажите морфемный состав каждого слова

МУЧНИСТЫЙ

МУКА

МУЧНОЙ

Задание 5 зелёный

Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки

АПТЕКА ………….. АПТЕКАРСКИЙ

МАСЛО ………………… МАСЛЯНИСТОСТЬ

Задание 6 красный

Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано.

ПРИГОТОВИТЬ

ГОТОВИТЬ

ГОТОВЫЙ

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

Способы образования терминовТермин – это слово, которое отражает научное или практическое понятие, связанное с развернутым определением (дефиницией). Иначе говоря, термин – это слово, значение которого является профессионально дефинированным. 

Каждый термин входит в определенное терминологическое поле, которое играет для него существенную роль и в пределах которого он поддерживает связь с дефиницией. Термин, утративший свою связь с дефиницией, превращается в рядовое лексическое обозначение – номенклатурный знак (номен). Номенклатурные названия могут употребляться вне научного контекста и периодически пересматриваться на съездах и форумах ученых. Особенно большое количество номенов существует в таких областях науки как ботаника, зоология, медицина, ветеринария.

Терминология (от лат. terminus – предел, граница и греч. logos – слово, наука) – стройная система специального словарного запаса какой-либо науки, в частности ветеринарной медицины.По своей структуре термины подразделяют на монолексемные, состоящие из одного слова, и полилексемные, состоящие из нескольких слов.Способы образования терминов

Существует несколько способов образования терминов. Основными из них являются следующие:

1) семантический – перенос значения. Превратившись в термины, слова общеобиходного значения объясняют обозначаемые понятия по сходству формы (например: дуга, луковица аорты, лопатка) или по функции (например: приводитель – приводящая мышца).

2) морфологический – образование новых слов от существующих:а) путем присоединения к корню или к основе слова приставки или суффикса, например: ante + brachium – предплечье.б) путем соединения двух или более корней или основ в одно сложное слово с помощью соединительных элементов -o или -i, например: cruc-i-formis – крестообразный, bronch-o-genus – бронхогенный.

3) синтаксический – создание устойчивых терминологических словосочетаний из двух и более слов, например: situs vescerum inversus – извращенное положение внутренностей.

4) субстантивация – переход прилагательного или причастия в существительное, например: duodenum, i, n – двенадцатиперстная кишка. Опущено существительное intestinum, i n – кишка.

5) эпонимия – (от греч. eponymus – по имени). Термины, образованные таким способом, включают в географическое наименование или фамилию, имя ученого, который открыл данное явление. Например:грыжа Шморля – hernium Schmorl,суматранский тигр – Panthera tigris sumatrae,болезнь Шарко – artritis Charcot.

6) анаграмма – (от греч. ana – обратно, назад и gramma – буква), чаще встречается в ботанической номенклатуре, образуется путем перестановки букв в именах собственных. Например:Lobivia – род кактусовых от названия государства Bolivia.

1. Приставочный, при котором происходит образование существительных от существительных: город — при-город,

2. суффиксальный, при котором происходит образование существительных от

— существительных: стол — стол-ик,

— прилагательных: синий — син-ев-а, синь-Æ,

— глаголов: бежать — бег-отн-я, бег-Æ,

— числительных: сто — сот-н-я, двое — двой-н-я,

— наречий: сообща — сообщ-ник, почему — почему-чк-а,

3. приставочно-суффиксальный, при котором существительные образуются от

— существительных: окно — под-окон-ник,

— глаголов: служить — со-служи-вец,

— прилагательных: полярный — за-поляр-j-е,

4. сложение, в том числе с сокращением: лес + степь — лес(о)степь, Московский государственный университет — МГУ,

5. усечение: специалист — спец,

6. субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),

7. сложение с суффиксацией: земля + делать — земл(е)дел-ец.

1. Приставочный, при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный — пре-огромный,

2. суффиксальный, образующий прилагательные от

— прилагательных: синий — син-еньк-ий,

— существительных: осень — осен-н-ий,

— глаголов: читать — чита-льн-ый,

— числительных: двое — двой-н-ой,

— наречий: внутри — внутр-енн-ий,

3. приставочно-суффиксальный: берег — при-бреж-н-ый,

4. сложение: русский + английский — русско-английский;

5. сложение с суффиксацией: кривой + бок — крив(о)бок-Æ-ий.

1. Приставочный — от глаголов: бежать — про-бежать,

2. суффиксальный, при котором глаголы образуются от

— глаголов: перечитать — перечит-ыва-ть, мыть — мыть-ся,

— прилагательных: красный — красн-е-ть, видный — видн-е-ть-ся,

— существительных: партизан — партизан-и-ть, толпа — толп-и-ть-ся,

— числительных: двое — дво-и-ть (‘разделять надвое’),

— междометий: ах — ах-а-ть,

3. приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от

— существительных: тень — за-тен-и-ть, банкрот — о-банкрот-и-ть-ся,

— прилагательных: прямой — вы-прям-и-ть,

— числительных: трое — у-тро-и-ть,

— глаголов: любить — недо-любл-ива-ть, прыгать — рас-прыгать-ся, звонить — пере-зван-ива-ть-ся;

4. сложение: труд + устроить — труд(о)устроить,

5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить — у-мир(о)творить.

1. Приставочный — от наречий: долго — не-долго, как — кое-как,

2. суффиксальный, которым наречия образуются от

— существительных: зима — зим-ой,

— прилагательных: хороший — хорош-о,

— числительных: три — тр-ижды,

— глаголов: лежать — леж-а,

— наречий: хорошо — хорош-енько, как — как-нибудь,

3. приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от

— прилагательных: новый — по-нов-ому, давний — из-давн-а,

— существительных: верх — в-верх-у,

— числительных: двое — в-дво-ем,

— глаголов: догонять — в-догон-ку, скакать ¬ в-скачь-Æ

— наречий: долго — по-долг-у,

4. сложение с суффиксацией: мимо + ходить — мимоход-ом.

infourok.ru


Смотрите также