Редеющие рядыМировое производство скреперов. Камаз скрепер


Скрепер МАЗ-529 и бульдозер Т-180 в Набережных Челнах: techmonuments

Этот монумент мало того, что является редким примером увековеченного скрепера, да ещё и в тандеме с толкачом-бульдозером, но и история появления его уникальна — возведение кургана и установка техники на нём состоялись по частной инициативе, без согласования с властями, что в советские времена, казалось бы, просто невозможно было представить. Памятник «Слава строителям КамАЗа!» — ровесник Камского грузового завода: он появился в ночь перед пуском главного конвейера, 16 февраля 1976 года, и этим появлением обязан бригаде автоскреперистов под началом ударника и новатора Умата Наурбиева. Вот как изложили эту историю в газете «Республика Татарстан»:

«Возник он, словно по мановению волшебной палочки, меж Новым городом и комплексом заводов в ночь на 16 февраля 1976 года, став сюрпризом для всех, в том числе и городских партийных органов. Еще вечером здесь был пустырь, а утром пред очи высокого московского начальства, мчавшегося в черных «Волгах» на приуроченный к XXV съезду КПСС пуск главного конвейера КамАЗа, предстал земляной курган со скрепером и бульдозером на вершине! Над ними развевался красный флаг, а на лицевом склоне белела надпись из силикатного кирпича: «Слава строителям КамАЗа!» Идея увековечить память о суперстройке возникла у наурбиевцев тогда, когда они убедились, что в «верхах» о таком и не помышляют. Бригадир набросал на листке бумаги эскиз, и его одобрили все: тандем скрепера с толкачом-бульдозером механизаторы применяли при рытье заводских котлованов. Поскольку «объект» незаконный, надо было исхитриться, чтоб со стороны начальства, как говорится, комар носа не подточил! Холм нагребли из земли, выбранной накануне на соседней стройке, установив между делом рекорд сменной выработки в 5 тысяч кубов. На верхотуру затащили отслужившие по два срока, давно списанные «МАЗ-529» и толкач «Т-180», предусмотрительно закрыв план по сдаче металлолома другим железным хламом. Двигатели всю ночь работали исключительно на сэкономленной за январь солярке. На кирпич, краску и шелк для флага израсходовали бригадную «кассу», скопленную из премиальных за квартальные перевыполнения плановых заданий. В общем, полный бригадный хозрасчет! И хотя власти этот индустриально-модернистский новодел продолжали упорно «не замечать», челнинцам он пришелся по душе. А когда зодчие в рабочих спецовках его еще и облагородили — обложили насыпь дерном, высадили вокруг кустарник, деревья, разбили цветник, заасфальтировали подъездную дорожку, — сюда стали сворачивать по пути из загса свадебные кортежи. Для самих авторов уникального проекта курган славы стал местом бригадных и семейных пикников: здесь отмечались Дни строителя, праздники и юбилеи. За КамАЗ ингуш Умат-Гирей Камбулатович Наурбиев получил два ордена Ленина и Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. За памятник — одни неприятности от начальства и пожизненную, весьма затратную общественную нагрузку. Поскольку горисполком не выделил на содержание монумента ни копейки, все расходы легли на плечи самих создателей. Со временем под тяжестью машин холм стал осыпаться, проседать. Не стало отбоя от хулиганов и «металлоискателей», которые крошили стекла кабин, растаскивали узлы с механизмов. Приходилось постоянно все это восстанавливать, подкрашивать, стеклить, подсыпать и укреплять грунт, поливать и удобрять зеленые насаждения. С флагом тоже морока: солнце, ветер и дожди скоро превращали полотнище в обтрепанную тряпку, его приходилось менять каждый месяц. В бригадной смете расходов на культмассовые мероприятия даже появилась отдельная статья: «шитье флага» — жены механизаторов покупали в магазине отрезы шелка, кроили и шили из них очередной кумачовый стяг размером 3х6 метров. В годы перестройки, когда сами механизаторы еле выживали, эти добровольные траты стали обременительны втройне...»

Вот как выглядел монумент после установки:

Сейчас техномонумент находится в состоянии, далёком от идеального — покрашен не лучшим образом (но хотя бы покрашен), вместо стёкол приварены железные листы.

Энциклопедическое определение скрепера — «землеройно-транспортная машина циклического действия, осуществляющее послойное резание грунта, транспортирование его в ковше и выгрузку большей частью с одновременным разравниванием и уплотнением». Говоря человеческим языком, скрепер на ходу срезает слой грунта при помощи опускаемого ковша, передняя кромка которого представляет собой ступенчатый нож, и срезаемый грунт попадает в ковш. Наполненный ковш поднимается, и скрепер везёт добытое к месту отвала (самоходные скреперы экономически эффективны, если грунт везти на расстояние от пары сотен метров до нескольких километров. Если расстояние меньше — работают бульдозеры или прицепные скреперы, на большей дистанции эффективны самосвалы). На месте выгрузки грунт равномерно высыпается из ковша на небольшом ходу, так что получается небольшая ровная и чуть утрамбованная дорожка–насыпь.

Скрепер, венчающий курган у Автодороги №1 — самоходный, сочленённый с одноосным тягачом МоАЗ-529. Наверняка можно сказать, что это или МоАЗ-529Е (с 1961 г.), или, скорее, МоАЗ-529И (доработанная версия с усиленными узлами трансмиссии, с 1965 г.), которые предназначались именно для работы в составе самоходного скрепера. Существовала и «тропическая» версия 529М с упрощённой кабиной и брезентовым тентом. Разработали машину на Минском автозаводе, а производство передали в Могилёв. Кроме скрепера, у тягача МоАЗ-529 было множество других «профессий» — военных и гражданских, от землевоза до установщика баллистических ракет (о чём можно прочитать тут).

Скрепер Д-357:

Полный индекс таких машин — МАЗ-529Е-Д-357Г или МАЗ-529И-Д-357Г. Объём ковша скрепера Д-357Г — 9 кубометров, двигатель — 180-сильная 7-литровая «шестёрка» ЯАЗ-206, трансимссия — пятиступенчатая, с пятой повышающей передачей и «раздаткой». Масса снаряженного тягача — 9 тонн, а полная масса гружёного — до 34. При этом с полной нагрузкой скрепер мог ехать со скоростью 40 км/ч.

Вплотную стоящий за скрепером гусеничный трактор — это «толкач». Толкач во время забора грунта упирался своим отвалом или, как здесь, специальным навесным устройством, в буфер в задней части ковша скрепера, и помогал ему: тяговая мощность такого состава возрастала вдвое, росла скорость, с которой взрезалась земля, а ковш наполнялся с «горкой». Наиболее эффективно используется толкач при работе трех и более скреперов: трактор не простаивает, пока гружёный скрепер едет к месту выгрузки и обратно, а толкает следующий скрепер. Один трактор обслуживает 2–4 скрепера; производительность при таком симбиозе возрастает на 10–25%.

Набор грунта скрепером при помощи трактора-толкача:

В роли толкача в 1960–70-е годы часто выступали трактора Т-180, один из которых увековечен в набережночелнинском монументе. Они трудились не только на строительстве КамАЗа, но и при возведении Волжского автомобильного, ульяновского авиационного, челябинского тракторного заводов. Выпускался Т-180 на Брянском автомобильном заводе с 1965 года. Оснащался 6-цилиндровым дизелем марки Д-180 мощностью 180 «лошадей» (объём цилиндров — 14,5 л!).

Т-180 в работе:

Координаты памятника

techmonuments.livejournal.com

Скрепер МАЗ-529 и бульдозер Т-180 в Набережных Челнах - ZAVODFOTO.RU

Этот монумент мало того, что является редким примером увековеченного скрепера, да ещё и в тандеме с толкачом-бульдозером, но и история появления его уникальна — возведение кургана и установка техники на нём состоялись по частной инициативе, без согласования с властями, что в советские времена, казалось бы, просто невозможно было представить. Памятник «Слава строителям КамАЗа!» — ровесник Камского грузового завода: он появился в ночь перед пуском главного конвейера, 16 февраля 1976 года, и этим появлением обязан бригаде автоскреперистов под началом ударника и новатора Умата Наурбиева. Вот как изложили эту историю в газете «Республика Татарстан»:

«Возник он, словно по мановению волшебной палочки, меж Новым городом и комплексом заводов в ночь на 16 февраля 1976 года, став сюрпризом для всех, в том числе и городских партийных органов. Еще вечером здесь был пустырь, а утром пред очи высокого московского начальства, мчавшегося в черных «Волгах» на приуроченный к XXV съезду КПСС пуск главного конвейера КамАЗа, предстал земляной курган со скрепером и бульдозером на вершине! Над ними развевался красный флаг, а на лицевом склоне белела надпись из силикатного кирпича: «Слава строителям КамАЗа!» Идея увековечить память о суперстройке возникла у наурбиевцев тогда, когда они убедились, что в «верхах» о таком и не помышляют. Бригадир набросал на листке бумаги эскиз, и его одобрили все: тандем скрепера с толкачом-бульдозером механизаторы применяли при рытье заводских котлованов. Поскольку «объект» незаконный, надо было исхитриться, чтоб со стороны начальства, как говорится, комар носа не подточил! Холм нагребли из земли, выбранной накануне на соседней стройке, установив между делом рекорд сменной выработки в 5 тысяч кубов. На верхотуру затащили отслужившие по два срока, давно списанные «МАЗ-529» и толкач «Т-180», предусмотрительно закрыв план по сдаче металлолома другим железным хламом. Двигатели всю ночь работали исключительно на сэкономленной за январь солярке. На кирпич, краску и шелк для флага израсходовали бригадную «кассу», скопленную из премиальных за квартальные перевыполнения плановых заданий. В общем, полный бригадный хозрасчет! И хотя власти этот индустриально-модернистский новодел продолжали упорно «не замечать», челнинцам он пришелся по душе. А когда зодчие в рабочих спецовках его еще и облагородили — обложили насыпь дерном, высадили вокруг кустарник, деревья, разбили цветник, заасфальтировали подъездную дорожку, — сюда стали сворачивать по пути из загса свадебные кортежи. Для самих авторов уникального проекта курган славы стал местом бригадных и семейных пикников: здесь отмечались Дни строителя, праздники и юбилеи. За КамАЗ ингуш Умат-Гирей Камбулатович Наурбиев получил два ордена Ленина и Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. За памятник — одни неприятности от начальства и пожизненную, весьма затратную общественную нагрузку. Поскольку горисполком не выделил на содержание монумента ни копейки, все расходы легли на плечи самих создателей. Со временем под тяжестью машин холм стал осыпаться, проседать. Не стало отбоя от хулиганов и «металлоискателей», которые крошили стекла кабин, растаскивали узлы с механизмов. Приходилось постоянно все это восстанавливать, подкрашивать, стеклить, подсыпать и укреплять грунт, поливать и удобрять зеленые насаждения. С флагом тоже морока: солнце, ветер и дожди скоро превращали полотнище в обтрепанную тряпку, его приходилось менять каждый месяц. В бригадной смете расходов на культмассовые мероприятия даже появилась отдельная статья: «шитье флага» — жены механизаторов покупали в магазине отрезы шелка, кроили и шили из них очередной кумачовый стяг размером 3х6 метров. В годы перестройки, когда сами механизаторы еле выживали, эти добровольные траты стали обременительны втройне...»

Вот как выглядел монумент после установки:

Сейчас техномонумент находится в состоянии, далёком от идеального — покрашен не лучшим образом (но хотя бы покрашен), вместо стёкол приварены железные листы.

Энциклопедическое определение скрепера — «землеройно-транспортная машина циклического действия, осуществляющее послойное резание грунта, транспортирование его в ковше и выгрузку большей частью с одновременным разравниванием и уплотнением». Говоря человеческим языком, скрепер на ходу срезает слой грунта при помощи опускаемого ковша, передняя кромка которого представляет собой ступенчатый нож, и срезаемый грунт попадает в ковш. Наполненный ковш поднимается, и скрепер везёт добытое к месту отвала (самоходные скреперы экономически эффективны, если грунт везти на расстояние от пары сотен метров до нескольких километров. Если расстояние меньше — работают бульдозеры или прицепные скреперы, на большей дистанции эффективны самосвалы). На месте выгрузки грунт равномерно высыпается из ковша на небольшом ходу, так что получается небольшая ровная и чуть утрамбованная дорожка–насыпь.

Скрепер, венчающий курган у Автодороги №1 — самоходный, сочленённый с одноосным тягачом МоАЗ-529. Наверняка можно сказать, что это или МоАЗ-529Е (с 1961 г.), или, скорее, МоАЗ-529И (доработанная версия с усиленными узлами трансмиссии, с 1965 г.), которые предназначались именно для работы в составе самоходного скрепера. Существовала и «тропическая» версия 529М с упрощённой кабиной и брезентовым тентом. Разработали машину на Минском автозаводе, а производство передали в Могилёв. Кроме скрепера, у тягача МоАЗ-529 было множество других «профессий» — военных и гражданских, от землевоза до установщика баллистических ракет (о чём можно прочитать тут).

Скрепер Д-357:

Полный индекс таких машин — МАЗ-529Е-Д-357Г или МАЗ-529И-Д-357Г. Объём ковша скрепера Д-357Г — 9 кубометров, двигатель — 180-сильная 7-литровая «шестёрка» ЯАЗ-206, трансимссия — пятиступенчатая, с пятой повышающей передачей и «раздаткой». Масса снаряженного тягача — 9 тонн, а полная масса гружёного — до 34. При этом с полной нагрузкой скрепер мог ехать со скоростью 40 км/ч.

Вплотную стоящий за скрепером гусеничный трактор — это «толкач». Толкач во время забора грунта упирался своим отвалом или, как здесь, специальным навесным устройством, в буфер в задней части ковша скрепера, и помогал ему: тяговая мощность такого состава возрастала вдвое, росла скорость, с которой взрезалась земля, а ковш наполнялся с «горкой». Наиболее эффективно используется толкач при работе трех и более скреперов: трактор не простаивает, пока гружёный скрепер едет к месту выгрузки и обратно, а толкает следующий скрепер. Один трактор обслуживает 2–4 скрепера; производительность при таком симбиозе возрастает на 10–25%.

Набор грунта скрепером при помощи трактора-толкача:

В роли толкача в 1960–70-е годы часто выступали трактора Т-180, один из которых увековечен в набережночелнинском монументе. Они трудились не только на строительстве КамАЗа, но и при возведении Волжского автомобильного, ульяновского авиационного, челябинского тракторного заводов. Выпускался Т-180 на Брянском автомобильном заводе с 1965 года. Оснащался 6-цилиндровым дизелем марки Д-180 мощностью 180 «лошадей» (объём цилиндров — 14,5 л!).

Т-180 в работе:

Координаты памятника

zavodfoto.livejournal.com

529 — Truck Auto

История автомобиля начинается в 1955 году, тогда еще в только что образованном конструкторском бюро (СКБ-1), на Минском автомобильном заводе. В бюро во главе Б.Л. Шапошника, после испытаний американских образцов, приступили к разработке своих автомобилей, и уже в конце 1956 года был построен первый опытный автомобиль, который имел в своем арсенале один ведущий мост с односкатными неуправляемыми колесами. В паре с прицепным агрегатом (скрепер, землевоз, каток, платформа, грузоподъёмное устройство, цементовоз и другие), колеса которого не являлись ведущими, МАЗ-529 образовывал сочлененную машину.

Для изменения движения одна половина этого своеобразного автопоезда посредством воздействия гидроцилиндра перемещалась («изламывалась») относительно другой до 90o в каждую сторону. Шарнирное соединение двух половин обеспечивало им две степени свободы, то есть возможность относительного поворота в горизонтальной плоскости, а также поворота вокруг продольной оси. Для опрокидывания кузова самосвального полуприцепа-землевоза гидроцилиндры подтягивали к нему головную секцию автопоезда, и кузов, поворачиваясь относительно задних колес, разгружался.

МАЗ-529 был оснащен двухтактным 6-ти цилиндровым рядным верхнеклапанным дизельным двигателем жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и прямоточной продувкой ЯАЗ-206 мощностью 165 л.с.. Для передачи крутящего момента от двигателя к колесам служила трансмиссия, состоящая из механической 5-ти ступенчатой трехходовой КПП с пятой, повышающей передачей, механической двухступенчатой одноходовой раздаточной коробки с передаточными числами 1,08 и 3,175, карданной передачи и ведущего моста.

Сцепление — двухдисковое, сухое с пневмоусилителем выключения. Карданная передача открытая 2-х валовая, с шарнирами непостоянной угловой скорости на игольчатых подшипниках. Главная передача центральная, одинарная, с планетарными редукторами в ступицах колес. МАЗ-529 не имел упругой подвески колес, как и его прицепы, а необходимую амортизацию толчков при движении с максимальной для машины скоростью (40 км/ч) обеспечивал объем воздуха, заключенный в шинах довольно большого (21,00-28″) размера с постоянным давлением 3,5 кгс/см2.

Покрышки диаметром 1790 мм. с мощными грунтовыми зацепами, расставленными в виде косой расчлененной елки, могли обеспечить высокие тяговые и сцепные качества при движении по деформируемому грунту. Рулевой механизм — четырех-заходный цилиндрический червяк центральный сектор с гидравлическим приводом. Согласно Приказу №18 от 31 января 1958 года — о плане опытно-конструкторских работ на весть 58 год, подписанном директором Минского автозавода С.М. Кишкиным к апрелю-маю 1958 года должны были быть собраны и обкатаны ещё 3 опытных образца МАЗ-529, а к концу года — завершены все конструкторско-доводочные работы и заводские испытания.

Однако эти планы пришлось корректировать — в апреле было принято решение Правительства о специализации в автомобильной промышленности. Одним из пунктов этого решения предписывалось передать производство одноосных тягачей и скреперов, разработанных на Минском автомобильном заводе, заводу подъемно-транспортного оборудования им.С.М. Кирова Минтяжмаша СССР в г. Могилеве, который к этому времени выпускал электро-мостовые краны, паросиловые установки и масло-заправщики на базе автомобилей ГАЗ-51. 24 апреля 1958 года одноосный тягач МАЗ-529 и 40-тонный самосвал МАЗ-530 отправились в Бельгию, на Всемирную промышленную выставку в Брюсселе. С апреля по октябрь 1958 года миллионы посетителей этой выставки могли познакомиться с большегрузными автомобилями из СССР. К концу 1958 года всю документацию, и технические материалы передали на Могилевский автомобильный завод, где и началась история автомобиля МоАЗ-529.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

truck-auto.info

Скреперы г. Краснодар

Вскрышные и планировочные работы, строительство дорог, устройство разных возвышенностей и выемок для разработки земляного грунта производится с помощью такого типа строительной техники, как скреперы. Комплексное выполнение одной машиной совершенно всех операций при разработке, перевозке, укладке и разравнивании грунта, высокая производительность и относительно низкая стоимость работы - все это их преимущества. Говоря о минусах скреперов, мы могли бы сказать то, что они не могут быть использованы для работы в таких грунтах, влажность которых превышает 25%, в переувлажненных несвязных грунтах, в лишенных влаги песках, в грунтах с включениями корней, валунов и в грунтах плотных тяжелых без предварительного рыхления. Имеющие плохую мобильность, тракторные тягачи на гусеничном ходу и прицепные скреперы грамотно использовать при относительно небольшой дальности транспортирования по слабым грунтам, бездорожью. Экономически выгодная средняя дальность возки грунта для них - 300 м при вместительности ковша до 6 м3 и 500 м - при более большей емкости.

Колесные тягачи с самоходными скреперами развивают значительные скорости и могут транспортировать грунт на более дальние расстояния, однако для их работы необходимы благоприятные условия дорожного пути, и при наборе грунта им не помешает помощь трактора-толкача. Идеальные расстояния транспортирования грунта самоходными скреперами составляют до 1500 м при вместительности ковша 6-8 м3, до 2000 м при 10 м3 и до 5000 м при вместительности ковша 15 м3. Минимальное расстояние перевозки - 50-100 м, при более малых расстояниях рациональнее работать бульдозером.

Площадь земляных сооружений, расположение углублений, насыпей и отвалов грунта определяет разные схемы передвижения скреперов. Схема движения по замкнутой эллиптической кривой используется при возведении насыпи из прилегающего бокового резерва, при разработке выемки с отсыпкой грунта в кавальеры, на вскрышных работах и др.

Выбирая схему передвижения скрепера, стоит исходить из следующих главных положений: длина пути загрузки ковша, выполняемая на первой передаче, должна быть минимальной; путь передвижения груженого скрепера должен быть кратчайшим, без крутых поворотов; разгрузка грунта происходит на достаточно обширном фронте до исходной точки поворота машины; повороты, если есть возможность, должны производиться в разные стороны.

Прайс-лист на грузовую спецтехнику

1

ППЦ Нефаз-96741-30без АБС

2

ППЦ Нефаз-96742-11-03

3

ПП Нефаз-9334-1016

4

ПП Нефаз-93341-11

5

ПC Нефаз-8560-72-02

6

Автобус вахт.42111-10-01

7

КАМАЗ-44108-91910

8

КАМАЗ-54115-15

9

КАМАЗ-65116-020

10

КАМАЗ-6520-006

11

Шасси КАМАЗ-65115-1061

12

КАМАЗ-6460-031

13

КАМАЗ-53215

14

КАМАЗ-54115-914

15

Кран «Ульяновец»МКТ-25-2 на шасси КАМАЗ-53215 г/п25т

Мы предлагаем продажу грузовой спецтехники на взаимовыгодных условиях. Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады видеть Вас нашими клиентами.

rs-avto.com

Редеющие ряды – Основные средства

В связи со значительным сокращением числа строительных объектов с крупными объемами земляных работ и объектов горной промышленности, ведущих добычу полезных ископаемых открытым способом, на которых можно бы использовать скреперы, произошло заметное падение спроса на эти машины. Это послужило основанием для прекращения производства или сокращения номенклатуры и объемов выпуска скреперов во всем мире.

Скреперы – специализированные машинами циклического действия, способные выполнять землеройные операции с последующей транспортировкой набранного грунта в места его отсыпки. Полный рабочий цикл скрепера включает процесс резания и накопления грунта в ковше, его транспортировку к местам отсыпки (выгрузки), возвращение к месту набора грунта. Дальность транспортировки обычно составляет 0,5…1 км для прицепных скреперов и 1,5…3 км для самоходных скреперов.

Скреперы обычно используются в дорожном, гидротехническом и прочих видах строительства, в горной промышленности. Классификация скреперов производится по различным показателям: вместимость скреперного ковша (малая до 5 куб.м, средняя 5…15 м3 и высокая свыше 15 м3), способ агрегатирования (самоходный, прицепной, полуприцепной), способ загрузки ковша (подпором грунта, с помощью загрузочного устройства элеваторного или шнекового типа), способ выгрузки (путем опрокидывания ковша, выдвижной задней стенкой ковша), а также способ привода исполнительных органов (канатный или гидравлический).

Прицепные скреперы обычно имеют двухосную конструкцию. Между осями устанавливают ковш, являющийся несущей рамой машины. Привод рабочих устройств – от гидравлической системы тягача или от лебедки, установленной на тяговом средстве с приводом от вала отбора мощности. Важным ограничивающим фактором прицепных скреперов является их низкая транспортная скорость, что увеличивает продолжительность рабочего цикла. По этой причине прицепные скреперы используют при перемещении грунта на небольшие расстояния.Полуприцепные скреперы имеют одноосную конструкцию, передняя часть которой опирается на тягово-сцепное устройство на базовой машине.

Самоходные скреперы различаются на двух- и трехосные в зависимости от числа осей переднего модуля (одно- или двухосный тягач), а также одно- или двухмоторными. У одномоторных энергетическая установка есть только на переднем модуле, у двухмоторных – на переднем модуле и на задней оси (мосту), что позволяет более эффективно использовать сцепную массу всей машины. Основное отличие самоходных скреперов от прицепных в том, что тяговая рама самоходного скрепера заканчивается хоботом, установленным на поворотно-сцепном устройстве переднего модуля.

Скреперы с элеваторной или шнековой загрузкой имеют преимущества перед скреперами с тяговым способом загрузки, поскольку процесс копания и заполнения ковша может осуществляться без применения толкача. При этом увеличивается заполняемость ковша, повышаются планирующие свойства за счет возможности срезания грунта небольшой толщины, улучшается качество отсыпаемого грунта за счет исключения больших кусков, которые дробятся в процессе загрузки ковша. К недостаткам такого вида скреперов относят усложненность конструкции, увеличение трудоемкости технического обслуживания, повышенные энергетические затраты, в том числе расход топлива.

При крупномасштабных земляных работах применяют скреперные поезда. Два самоходных скрепера соединяют в один агрегат. При наборе грунта первым скрепером второй как бы играет роль толкача. После набора грунта первым скрепером в работу включается второй скрепер. При этом роль первого скрепера сводится к созданию дополнительного тягового усилия, используемого вторым скрепером. Эта система получила название пушпульной (от английского push-pull – толкать-тянуть).

Принципиальное отличие отечественного скреперостроения от зарубежного заключалось в том, что отечественная промышленность не выпускала специализированные одно- и двухосные колесные тягачи тяговой концепции, что существенным образом сказалось на развитии самоходных скреперов. Тем не менее на базе одноосных тягачей МоАЗ и БелАЗ были созданы самоходные скреперы ДЗ-11П, ДЗ-13Б, ДЗ-115А и ДЗ-155-1, а на базе колесного сельскохозяйственного трактора Т-150К Харьковского тракторного завода – скрепер ДЗ-87-1. Прицепные скреперы были созданы к гусеничным тракторам классов 3; 4; 10; 15 и 25 и к колесному трактору К-701.

В конце прошлого века номенклатура отечественных скреперов включала по шесть моделей прицепных и самоходных машин. После распада СССР сократились объемы всех видов строительства. Это привело к прекращению производства скреперов. В конце 1990-х – начале 2000-х годов предпринимались попытки создать некоторые модели скреперов, но дальше изготовления макетных образцов дело не пошло. В настоящее время российское машиностроение не производит скреперного оборудования.

Производство скреперов сохранилось в Белоруссии на Могилёвском автозаводе. Предприятие производит единственную модель самоходного одномоторного скрепера с пассивным способом загрузки ковша МоАЗ-6014 грузоподъемностью 16 т. Скрепер оснащен ковшом геометрической вместимостью 8,3 м3. На переднем одноосном модуле установлен двигатель ЯМЗ-238АМ мощностью 165 кВт (225 л.с.). Угол поворота одноосного модуля относительно продольной оси машины до 85° в каждую сторону. Скреперный ковш имеет ширину резания 2820 мм и обеспечивает максимальную толщину отсыпаемого грунта 450 мм. Эксплуатационная масса скрепера 20 т.

Отечественный парк скреперов по состоянию на начало 2005 г. оценивался на уровне 1400 ед., из них 72,5% с истекшим сроком службы.

В последние годы произошло существенное сокращение производства скреперов среди ведущих зарубежных производителей Komatsu, Terex, WABCO, Fiat-Allis, Michigan, Hancoc, некоторые из которых поглощены вновь образовавшимися транснациональными компаниями.

В настоящее время самую широкую гамму самоходных скреперов производит компания Caterpillar. Ее типоразмерный ряд включает 13 моделей с диапазоном вместимости ковша («с шапкой») от 8,4 до 33,6 м3. Технические характеристики скреперов приведены в таблице.

Краткие технические характеристики самоходных скреперов Caterpillar Параметр 621G 631G 627G 637G 657G 613C сер II 615C cер II 623G 621G 631G 627G 637G 657G
Тип скрепера Одномоторный Двухмоторный Одномоторный Двухмоторный
Тип загрузки Тяговый Элеваторный Шнековый
Вместимость ковша геометрическая/ «с шапкой», м3 01.12.17 18,3/ 26,0 01.12.17 18,3/ 26,0 24,5/ 33,6 6,8/ 8,4 01.11.13 13,8/ 17,6 н. д./ 16,0 н. д./ 23,7 н. д./ 16,0 н. д./ 23,7 н. д. /33,6
Грузоподъемность, т 24 37,3 24 37,3 47,2 12 18,5 25 21,8 34 21,8 34 47,2
Ширина резания, мм 3020 3510 3020 3510 3850 2350 2890 3500 3020 3510 3020 3510 3850
Максимальная глубина резания, мм 333 437 333 437 440 160 413 330 333 437 333 437 440
Мощность двигателя переднего/ заднего, кВт 246…272/ – 345…373/ – 246…272/ 178…198 345…373/ 198…211 421…447/ 306…337 131/ – 198/ – 246…272/ – 246…272/ – 345…378/ – 246…272/ 178…198 345…373/ 198…211 421…447/ 306…337
База, мм 7720 8770 7720 8770 9920 6260 6980 7980 7720 8770 7720 8770 9920
Колея передняя/ задняя, мм 2180/ 2200 2460 2210/ 2180 2460 2640/ 2810 1800 2100 2180/ 2200 2180/ 2200 2460 2210/ 2180 2460 2640/ 2810
Максимальная скорость, км/ч 51 53 51 53 53 35 44,4 51,5 51 53 51 53 53
Размер шин 33.25 R29 37.25 R35 33.25 R29 37.25 R35 40.5/75 R39 23.5 R25 29.5 R25 33.25 R29 33.25 R29 37.25 R35 33.25 R29 37.25 R35 40.5/ 75 R39
Число пластин элеватора 15 18 15
Шаг пластин элеватора, мм 406 413 520
Диаметр шнека, мм 1320 1524 1320 1524 1676
Частота вращения шнека, мин-1 35…55 35…55 35…55 35…55 35…55
Мощность, потребляемая шнеком, кВт 149 201 149 201 354
Эксплуатационная масса порожнего скрепера, т 33,47 46,48 37,85 52,05 67,85 15,3 25,6 36,8 37,2 50,5 41,5 55,5 78,6

Анализируя данные таблицы можно придти к выводу, что в этом секторе компанией Caterpillar достигнут достаточно высокий уровень унификации. Есть основания полагать, что между группами одномоторных скреперов с тяговым и шнековым типом загрузки унифицированы моторные модули, а также отдельные узлы скреперных ковшей и задние не моторные мосты. К аналогичным выводам можно прийти, сопоставив двухмоторные скреперы с тяговым и шнековым способом загрузки. Обращает внимание тот факт, что на тринадцати моделях скреперов применяется только пять моделей двигателей: это говорит о продуманности конструкций. Высокий уровень унификации позволяет снизить трудоемкость изготовления машин.

К особенностям конструкции скреперов Caterpillar относится применение двигателей с регулируемой мощностью, которая возрастает на 10% при работе начиная с 3-й передачи переднего хода.

На всех двигателях применена система ACERT, они соответствуют требованиям норм токсичности Tier 3.

Компания Terex сохранила в производстве одну модель самоходного двухмоторного скрепера TS14G с ковшом вместимостью 10,7 м3 («с шапкой» – 15,3 м3), грузоподъемностью 21,8 т. На скрепере применены два двигателя Cummins. Мощность переднего двигателя 131 кВт, заднего – 118 кВт. Двигатели отвечают требованиям норм Tier 2. Трансмиссия гидромеханическая с 7-ступенчатой коробкой передач, переключаемой под нагрузкой. Ковш имеет режущую кромку шириной около 3 м с максимальной глубиной резания 305 мм.

Компания John Deere предлагает прицепные скреперы двух типов с тяговой и с эжекторной системами загрузки. Скреперы предназначены для агрегатирования с тракторами трех моделей – 9430, 9530 и 9630 мощностью соответственно 312, 350 и 390 кВт и массой от 16,1 до 16,9 т. Гамма прицепных скреперов с эжекторной загрузкой включает четыре модели 1512Е, 1810Е, 1814Е и 2112Е с ковшами с геометрической вместимостью соответственно 8,4; 9,5; 10,0 и 11,4 м3 и эксплуатационной массой от 10,0 до 12,3 т. Семейство прицепных скреперов состоит из шести моделей с ковшами вместимостью от 8,4 до 10,6 м3. По-видимому, производство прицепных скреперов к сельскохозяйственным тракторам с высоким уровнем энергонасыщенности предусматривает возможность увеличения годовой загрузки тракторов за счет их использования на легких землеройных работах.

По имеющейся информации, фирма Bell планирует приступить к производству самоходного скрепера модели 4206D с двухосным трактором-тягачом и одноосным безмоторным скреперным модулем. На скрепере предполагается применять дизельный 6-цилиндровый двигатель Mercedes-Benz и 6-ступенчатую автоматическую трансмиссию Allison.

Данные об объемах продаж скреперов в Западной Европе (15 стран), опубликованные в сентябрьском номере за 2007 г. журнала Diesel Progress International, также говорят о низкой потребности в этом виде техники. Среднегодовой объем продаж за последние два-три года составлял 10…12 машин. Данные английской компании по исследованию торговых связей (Off-Highway Research, Ltd.) также говорят о низком спросе на скреперы в Европе: его уровень за период 1998–2000 гг. вырос с 11 до 21 ед. год, а затем поэтапно снизился до уровня 17 машин в 2003-м и 2004 гг., до 11 машин в 2006 г. и 12 машин в 2007 г.

По косвенным данным, спрос на скреперы на рынках стран Северной Америки превышал западноевропейский уровень за последние годы в 5…20 раз.

os1.ru


Смотрите также