Укрощаем «Тайфун»: сделай ку! Камаз с бронекапсулой


Тест автомобилей «Тайфун» («Урал-63099» и КамАЗ-63968) — журнал За рулем

Автомобили проекта «Тайфун» — совершенно новый вид вооружения для нашей армии. Их задача — перевозить бойцов и грузы в условиях, когда нет четкой линии фронта. Эти бронеавтомобили обязаны ехать далеко и быстро по обычным шоссе и по бездорожью. Заказ на производство размещен на КАМАЗе и УралАЗе, а опытные образцы, построенные на этих заводах, уже проходят испытания в войсках. Капотник из Миасса нарекли «Тайфуном-У», бескапотник из Набережных Челнов получил имя «Тайфун-К».

00 Taifun zr08-14-HDR

00 Taifun zr08-14-HDR
Бронеавтомобили «Тайфун-К» и «Тайфун-У» (на фото). Производство Россия: КАМАЗ, УралАЗ. Поступят на вооружение в 2015 г.

НОВЕЙШАЯ ГРАНЬ

Цветовая гамма подчинена требованию гармонии с окружающей средой, а брутальность экстерьера обусловлена применяемыми материалами. Металлокерамическая броня не поддается штамповке, поэтому «Тайфун-У» и «Тайфун-К» демонстрируют этакий гипертрофированный стиль в духе «новой грани». Но у каждой машины свои стилистические решения. Например, решетка радиатора камазовского «Тайфуна» расположена не спереди, а сбоку, по соседству с двигателем, — чтобы насекомые и тополиный пух меньше забивали соты радиатора.

02

02«Тайфун-У», или, официально, «Урал-63099».

«Тайфун-У», или, официально, «Урал-63099».

Уральские инженеры верны капотной компоновке. Двигатель спереди, поэтому кабину и кузов удалось объединить: спецгруппа общается с водителем без помощи рации. Внешность «Тайфуна-У» подкупает монументальными поручнями на капоте и решетке радиатора. Неизгладимое впечатление на заказчика наверняка произведет модификация, у которой двери кабины оборудованы пневматическим приводом. При нажатии на рычаг звучит колоритное «пффф» и створка мягко открывается. А у челнинского варианта простой механический замок. Сам рычаг при этом исполнен с еще бóльшим запасом прочности, усилие на нем требует определенной физической подготовки.

ПОХОДНЫЕ УСЛОВИЯ

Раз удалось открыть эти ворота, грех не осмотреть водительские кабины. Кресла «Тайфуна-К» навевают ассоциации с победами прародителя на «Дакаре» — в первую очередь благодаря четырехточечным ремням безопасности. Сомнительно, что в условиях реальных боевых действий кто-то будет ими пристегиваться, но выглядят современно и дорого. О могучей электронной начинке напоминают цветной дисплей комбинации приборов и выносной монитор бортовой информационно-управляющей системы. И на контрасте — обычные кнопки и клавиши «жигулевского» типа с пиктограммами и дублирующими надписями. Вот, например, нарисована горящая лампочка, а рядом металлическая табличка, на которой белым по черному выведено: «Габаритные огни, ближний свет». Кабина «Тайфуна-У» попроще. Обычные сиденья с обивкой из кожзаменителя, серийные ремни безопасности. А вот приборная панель понравилась больше камазовской. Консольно закрепленных тачскринов нет, цветной экранчик органично вписан в комбинацию приборов. Кнопочки сенсорные, с понятными пиктограммами — и никаких дублирующих табличек. Логично. Человек, способный воспринять информацию на мониторе, уж в кнопках-то не запутается.

03

03«Тайфун-К», он же КамАЗ-63968.

«Тайфун-К», он же КамАЗ-63968.

ПОД ГРИФОМ «СЕКРЕТНО»

Несмотря на сходство технических параметров машин, четко прослеживается разный конструкторский подход. Создатели «У», похоже, сторонники экономии и минимального использования иностранных узлов и агрегатов. А в разных местах «К» то и дело натыкаешься на надписи Michelin, Allison и Made in Holland. Применение чужеродных элементов и материалов неизбежно, поскольку в России некоторые или не выпускаются, или не подходят по техническим характеристикам.

06

06«Тайфун-У» слева и «Тайфун-K» справа. Цветные дисплеи в комбинациях приборов не дань моде. Автомобили оборудованы бортовыми информационно-управляющими системами. В каждом есть еще дисплей, на который выводится информация с видеокамер и приборов ночного видения, а также монитор дистанционно-управляемого вооружения.

«Тайфун-У» слева и «Тайфун-K» справа. Цветные дисплеи в комбинациях приборов не дань моде. Автомобили оборудованы бортовыми информационно-управляющими системами. В каждом есть еще дисплей, на который выводится информация с видеокамер и приборов ночного видения, а также монитор дистанционно-управляемого вооружения.

Оба «Тайфуна» — на независимой гидропневматической подвеске, которая позволяет изменять дорожный просвет. Оба способны дубасить по сильно пересеченной местности со скоростью 50 км/ч, а по шоссе — и под сотню. Оба с колесной формулой 6×6, но только у «К» два передних моста управляемые.

04

04Автомобили оснащены полным набором светотехники. Задний ком- бинированный фонарь «Тайфуна-У» и блок- фара «Тайфуна-К».

Автомобили оснащены полным набором светотехники. Задний ком- бинированный фонарь «Тайфуна-У» и блок- фара «Тайфуна-К».

Увы, заполучить «К» на тест не удалось. Потрогать — пожалуйста, поездить — ни-ни! Машина хоть и выступала 9 мая на параде, но все еще засекречена. С «У» ситуация проще. На парад его не взяли, зато опытный и при этом действующий образец есть в гараже НИИАТ-21. Берем!

ВОДИТЕЛЬ СПРАВИТСЯ

Карабкаемся по удобным подножкам уральского броневика. Дверное «пффф» у него куда-то сдулось, и залихватски хлопнуть дверью не получается. Закрыть тяжеленную бронированную «калитку» удалось, лишь приложив изрядное усилие. А потом еще надо запереть ее мощным рычагом, и это движение тоже требует сноровки. Удобство посадки? Смотря с чем сравнивать, — понятно, что не с гражданским автомобилем. Но и челнинскому собрату уральская машина уступает. Однако регулировок хватает, есть кондиционер (модель «К» им тоже оснащена) — и я быстро занимаю более-менее удобную позу.

Пуск двигателя, селектор «автомата» — в положение «драйв». Поехали!

05

05Кабины капотника и «головастика». В данной модификации «Урала» отсек для десантников объединен с кабиной. У камазовской машины это отдельные модули.

Кабины капотника и «головастика». В данной модификации «Урала» отсек для десантников объединен с кабиной. У камазовской машины это отдельные модули.

К габаритам привыкаешь быстро. Обзорность вперед и через бронестекла дверей неплохая. Огромные зеркала заднего вида так просто хороши.

08

08«Тайфун-K»

«Тайфун-K»

Уральский «Тайфун» не поражает разгонной динамикой. Да и кто сказал, что двадцать с лишним тонн раскочегарить легко? Автоматическая коробка неторопливо перебирает передачи и как-то незаметно доходит до пятой. На спидометре уже за 70 км/ч. Неплохо! Корректирую траекторию заблаговременно, и тогда «Урал» идет как по ниточке.

07

07«Тайфун-У» слева и «Тайфун-K» справа. У обоих «тайфунов» автоматическая коробка передач. На уральской машине стоит агрегат белорусского производства, на «Тайфуне-К» — американский «Аллисон».

«Тайфун-У» слева и «Тайфун-K» справа. У обоих «тайфунов» автоматическая коробка передач. На уральской машине стоит агрегат белорусского производства, на «Тайфуне-К» — американский «Аллисон».

Впереди круг, где надо развернуться. Не поражающее своей интенсивностью торможение, выход на дугу... и кузов пугающе валится набок! Бросаю взгляд на датчик крена: до критического угла еще далеко. Значит, так же смело можно ехать и дальше, перекалибровав свои рефлексы и не обращая внимания на неприятные ощущения — это дело привычки.

09

09«Тайфун-У» Бывалые говорят, что переключение передач на БТР сродни шаманству. А с автоматом «Тайфуна» справится и обычный водитель. Обзорность вперед не идеальная, но для военной машины вполне сносная. И очень информативны боковые зеркала заднего вида.

«Тайфун-У» Бывалые говорят, что переключение передач на БТР сродни шаманству. А с автоматом «Тайфуна» справится и обычный водитель. Обзорность вперед не идеальная, но для военной машины вполне сносная. И очень информативны боковые зеркала заднего вида.

Бывалые говорят, что переключение передач на БТР сродни шаманству. А с «автоматом» «Тайфуна» справится и обычный водитель. Обзорность вперед не идеальная, но для военной машины вполне сносная. И очень информативны боковые зеркала заднего вида.

К «Тайфуну» вообще быстро адаптируешься, и это, наверное, главное впечатление от поездки. Он не требует от водителя особых навыков, шаманских движений рычагом коробки передач, перегазовок, двойных выжимов сцепления. Любой более-менее опытный водитель при необходимости быстро освоит автомобиль.

10

10Тайфун-У слева и айфун-К справа. Отсеки для 12 и для 14 десантников. Сиденья обеих машин рассчитаны на бойцов в современной экипировке «Ратник», включая каски. У «Тайфуна-К» подушка сиденья поднимается, едва боец встанет. Очень удобно — проход к двери становится намного шире.

Тайфун-У слева и айфун-К справа. Отсеки для 12 и для 14 десантников. Сиденья обеих машин рассчитаны на бойцов в современной экипировке «Ратник», включая каски. У «Тайфуна-К» подушка сиденья поднимается, едва боец встанет. Очень удобно — проход к двери становится намного шире.

Отсеки для 12 и 14 десантников. Сиденья обеих машин рассчитаны на бойцов в современной экипировке «Ратник», включая каски. У «Тайфуна-К» подушка сиденья поднимается, едва боец встанет. Очень удобно — проход к двери становится намного шире.

Он разгоняется и тормозит не ленивее обычных грузовиков. Устойчивость и управляемость — вполне ожидаемые для такого мастодонта. Поворачивает именно в ту сторону, куда планируешь, с дороги не слетает — и отлично. А на «Северной петле» Нюрбургринга «Тайфуну» делать нечего. Оговоримся — в мирное время. Которое, хотелось бы пожелать, таким и останется на многие века.

11

11Слева «Тайфун-У», справа «Тайфун-К». Десантирование реализовано одинаково. Гидропривод быстро опускает дверь вниз, образуя сходни. В основную дверь встроена небольшая «калитка», которая открывается традиционно: это запасной вариант покидания бронекапсулы на случай выхода из строя гидропривода.

Слева «Тайфун-У», справа «Тайфун-К». Десантирование реализовано одинаково. Гидропривод быстро опускает дверь вниз, образуя сходни. В основную дверь встроена небольшая «калитка», которая открывается традиционно: это запасной вариант покидания бронекапсулы на случай выхода из строя гидропривода.

Слева «Тайфун-У», справа «Тайфун-К». Десантирование реализовано одинаково. Гидропривод быстро опускает дверь вниз, образуя сходни. В основную дверь встроена небольшая «калитка», которая открывается традиционно: это запасной вариант покидания бронекапсулы на случай выхода из строя гидропривода.

ДУЕТ, НО НЕ ПЛАВАЕТ

Официальное название «Тайфуна» — защищенный автомобиль. Аналогов в российской армии ранее не имел. Не предназначен для активных действий на поле боя. Его задача — защита от внезапных нападений, подрыва на минах и оружия массового поражения в ходе доставки личного состава и грузов к месту боевых действий или эвакуации. Бронирование — противопульно-противоосколочное. Бронекапсула с V-образным днищем противостоит взрывным устройствам мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте. Автомобиль оснащен современными боевыми электронными системами, шинами с боестойкими вставками, антитравматическими сиденьями, дистанционно-управляемым вооружением. Основное отличие от другой бронированной техники — допуск на дороги общего пользования. То есть «Тайфун» соответствует общим требованиям, предъявляемым к грузовикам по части габаритов, обзорности и светотехники. Этим он выгодно отличается от хорошо известного БТР, который тоже средство доставки, а не огневой поддержки. Да, в отличие от бронетранспортера, «Тайфун» не умеет плавать, зато защищает от мин и несравненно проще в управлении.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Продолжая тему MRAP - В берлоге у Лешего

В качестве моего предисловия: К вопросу о целесообразности и эффективности MRAPов. Хорошая статья с анализом действующих армейских специалистов. Эффективность (и перспективность) MRAPов, мягко говоря, сильно преувеличена. Для любознательных.

Своим путем по минному полю

Бронеавтомобили MRAP (mine resistance ambush protected, дословно – машина, защищающая от мин и засад) за последние десять лет стали популярны и в вооруженных силах, и в спецслужбах разных стран. Начиная от достаточно миниатюрных и заканчивая многотонными многоосными машинами, они присутствуют в линейках продукции едва ли не всех мировых промышленных объединений, занимающихся выпуском автомобильной техники.

В свое время большой интерес к машинам, спасающим личный состав от самодельных взрывных устройств (СВУ) и засад, проявили министерства обороны и внутренних дел России, другие силовые ведомства. Но, несмотря на требования заказчиков, отечественный MRAP так и не появился. «Военно-промышленный курьер» попытался разобраться, почему силовики остались без бронемашины, защищающей от мин и засад, и есть ли в ней вообще необходимость.

Родом из Родезии

Впервые идея создания специализированных автомобилей, способных выдерживать подрыв СВУ без вреда для пассажиров и грузов, появилась в 70-е в вооруженных силах Родезии, которые вели непрерывные боевые действия против повстанцев. Понятно, что создать защищенную от подрыва на СВУ и минах машину на гусеничной базе гораздо легче. Но с учетом равнинной местности и длительных маршей, когда перевозится не только личный состав, но и большое количество груза, в том числе боеприпасы, вода, медикаменты и продовольствие, выбор родезийских военных однозначно пал на автомобильное шасси.

Первоначально попытались обойтись малой кровью – разработали для обычных грузовиков специальные шины, наполнявшиеся водой. В случае подрыва резина с водой по замыслу конструкторов должна была поглотить взрывную волну и обеспечить выживание личного состава.

Но, как показал опыт, сильно нагруженные машины с установленной дополнительной броней, необходимой для защиты, быстро «съедали» шины, а при подрывах были бесполезны, поскольку никак не спасали личный состав.

Поэтому следующим шагом родезийских конструкторов стала разработка бронемашин, корпус и подвеска особой конструкции которых обеспечивали защиту от СВУ. В частности, днище защищенных бронеавтомобилей получило V-образную форму, уменьшающую воздействие взрывной волны на сидящих в кузове бойцов.

Еще одним новшеством, повышающим шансы на выживание после подрыва, стали вывешенные кресла, сделанные так, чтобы ноги сидящего человека не соприкасались с корпусом машины. Как показал предыдущий опыт боев, даже если бронеавтомобиль и не был разрушен, то удар по его конструкции заканчивался для пассажиров сложными переломами ног.

«Считается, что главная особенность конструкции MRAP – V-образное днище. На самом деле утверждение неверно. Такое днище работает только в сочетании со специальной подвеской. В настоящее время у каждой фирмы – производителя MRAP конструкция подвески своя, но есть общий принцип. Конструкция должна быть вывешенной, а узлы и агрегаты компоноваться не очень плотно, чтобы оставалось свободное пространство. Чтобы при подрыве на мине или СВУ колеса с элементами конструкции отрывались от корпуса, не причиняя вреда бронекапсуле, где и находится личный состав. V-образное днище, если подрыв произошел непосредственно под корпусом, как бы разрезает ударную волну», – рассказывает «Военно-промышленному курьеру» специалист МО, участвующий в работах по перспективным боевым автомобилям. По словам собеседника, сочетание специальной подвески и V-образного днища не только защищает личный состав от последствий подрыва на СВУ или мине, но еще и серьезно сказывается на ходовых качествах машины.

«Все MRAP достаточно высокие, с большим клиренсом, но главное, что сочетание брони и противоминной защиты приводит к смещению центра тяжести сильно вверх. В городе и на ровной поверхности это практически не сказывается, но на пересеченной местности вероятность того, что автомобиль перевернется или застрянет, очень велика. В свое время мы изучили конструкции очень многих машин, некоторые модели даже погоняли по полигонам. И у всех MRAP одна и та же проблема», – делится опытом представитель Минобороны.

После того, как Родезия стала Зимбабве, разработки MRAP перешли к ВПК соседней Южно-Африканской Республики, силовые структуры которой вели противоповстанческие операции. В ЮАР наладили выпуск нескольких семейств бронемашин как для военного, так и для полицейского ведомства страны. Причем самыми популярными MRAP стали машины линейки «Каспир», первые модели которой поступили на вооружение тамошних силовиков в 1980-м.

До вторжения США в Ирак машины, защищающие от мин и засад, оставались южноафриканской экзотикой, несмотря на то, что в начале 90-х для миротворческих миссий ООН было закуплено несколько десятков «Каспиров» и «Мамб».

Появились такие машины и у наблюдателей в Абхазии, где с ними ознакомились российские военные специалисты.

«В Абхазии были «Мамбы». Если честно, это не совсем MRAP, скорее бронеавтомобиль. У него V-образное днище, но подвеска, несколько измененная, от грузовика «Унимог». Поэтому проходимость на порядок выше, чем у «Каспиров», которые в условиях Абхазии не вылезали бы из кюветов. Но и эти бронемашины постоянно застревали, приходилось их вытаскивать, подвеска ломалась из-за длительной езды по пересеченной местности. До «Уралов» и особенно ГАЗ-66 «Мамбам» было очень далеко», – вспоминает представитель Минобороны России.

В 2005 году, оказавшись втянутыми в непрерывные боевые действия в урбанизированной местности, американские военные начали активно закупать MRAP сразу нескольких семейств – от двухосных RG-31 и RG-33 до огромных инженерно-саперных «Буффало». Именно с этого момента на международном рынке вооружения и началась MRAP-мания.

Но если в иракских городах эти машины показали себя с лучшей стороны, то в горах Афганистана оказались бесполезными, применение им нашлось только в равнинной и пустынной частях страны. Американские спецназовцы выбрали RG-33 и RG-31 – наследников «Мамбы» на шасси «Унимог». Они хоть как-то могли перемещаться по афганским буеракам.

Именно проблемы с низкой проходимостью MRAP заставили Пентагон заказать фирме «Ошкош» разработку бронемашины для сильно пересеченной местности. Результатом стал широко известный M-ATV, при всех положительных качествах остающийся в парке американских вооруженных сил достаточно спорным автомобилем. При шестиметровой длине и высоте почти в три метра изделие «Ошкош», весящее почти 15 тонн, перевозит в зависимости от конфигурации четыре-пять человек и около двух тонн груза. Сравним: при чуть меньшей грузоподъемности российский «Тигр-М» перевозит до десяти военнослужащих, при этом длина бронеавтомобиля всего 5,7 метра, а высота – 2,5 метра, масса менее восьми тонн.

Еще одна интересная особенность использования Пентагоном MRAP – 80 процентов машин всех семейств постоянно находились в Афганистане и Ираке. Прибывавшие по плану развертывания американские батальоны и бригады принимали у сменщиков бронемашины, а по окончании срока службы так же передавали их.

После вывода войск из Ирака большинство машин не вернулось на территорию США. Они были оставлены ближневосточным странам как военная помощь или утилизированы. И если иракские бронемашины после списания принесли хоть какие-то дивиденды, то после сокращения контингента в Афганистане Пентагон объявил о безвозмездной передаче MRAP всем желающим, но с условием, что страны, намерившиеся забрать технику, самостоятельно ее вывезут.

В настоящее время в автомобильном парке ВС США остаются всего два типа MRAP: M-ATV, MAXXPro. Формально из категории защищающих от подрыва и засад были переведены в бронемашины сверхтяжелые инженерно-саперные «Буффало» и RG-31/33, пользующиеся популярностью у частей и подразделений сил специальных операций.

Свет далекой «Звезды»

Советская армия столкнулась с проблемой защиты личного состава от мин и засад в Афганистане. Специалисты занялись созданием соответствующих бронемашин. Но у советского военного ведомства при всех прочих условиях было очень жесткое требование: изделия должны иметь хорошую проходимость.

Бронеавтомобили, получившие название «Звезда», появились во внутренних войсках в первую чеченскую кампанию. В кузове грузовика «Урал-4320» была установлена бронекапсула и выполнено частичное бронирование кабины, важных узлов и агрегатов. Как вспоминают специалисты Росгвардии, главное тогда было сохранить жизнь военнослужащим. На вооружение 101-й бригады оперативного назначения эти автомобили поступили в 1996-м.

Во внутренних войсках продолжили развитие темы бронекапсул, что в конечном итоге привело к появлению хорошо известного «Урала-Федерала». Минобороны тоже закупило несколько десятков автомобилей «Урал» и КамАЗ с бронекапсулами. В частности, такие машины стоят на вооружении мотострелков и бригад специального назначения в Южном военном округе.

«Мы никогда не считали бронекапсулы необходимой машиной для всех вооруженных сил. Они поставлялись сначала в СКВО, потом в ЮВО, так как войска этого округа привлекаются к борьбе с бандподпольем на Северном Кавказе. Были бронекапсулы и у миротворческих подразделений в Южной Осетии и Абхазии. Для общевойскового боя такие машины бесполезны», – поясняет представитель военного ведомства, знакомый с ситуацией.

В современном бою с применением высокоточного оружия, авиации и других средств поражения вероятность засад очень незначительна.

Конечно, MRAP-мания не обошла стороной и российских силовиков. После назначения на должность министра обороны Анатолия Сердюкова одним из приоритетов развития Вооруженных Сил России стало участие в локальных конфликтах.

«Именно Сердюков и Макаров посчитали, что ВС РФ нужны MRAP. В частности, на такие машины планировалось пересадить не только разведчиков и спецназовцев, но целые бригады, которые стали называться легкими», – напоминает представитель Минобороны.

В качестве эксперимента на новый штат была переведена 56-я десантно-штурмовая бригада, личный состав которой пересел на автомобили повышенной проходимости УАЗ. Но руководство Минобороны не удовлетворяло то, что тогда мог предложить отечественный автопром, и было принято решение поискать за рубежом. Выбор пал на бронеавтомобили семейства «Рысь» фирмы «Ивеко».

«Рысь» не чистый MRAP. У нее в целом конструкция подвески обычная для автомобилей повышенной проходимости. Позже испытания и расчеты показали, что при срабатывании СВУ под V-днищем машины отразившаяся от него взрывная волна доходит до колес, но не отрывает их, а загоняет всю конструкцию в корпус, что особенно опасно, так как у «Рыси» кузов не сплошная бронекапсула, а с частичными элементами бронирования», – констатирует участник испытаний бронемашин.«Тайфун» локального разлива

Как рассказали «ВПК» представители российского военного ведомства, знакомые с ситуацией, в 2009–2012 годах специалисты Минобороны изучили несколько десятков образцов MRAP и других бронеавтомобилей иностранных фирм. Со многими изделиями удалось не только ознакомиться по документам, но и провести испытания.

Как и следовало ожидать, «чистые» MRAP-автомобили отличались очень низкой проходимостью, а бронемашины с элементами противоминной защиты не обеспечивали безопасность личного состава.

В военном ведомстве сформулировали требования для отечественного автопрома: машины для Минобороны должны защищать от мин и засад, отличаться высокой проходимостью и грузоподъемностью. Была открыта опытно-конструкторская работа по теме «Тайфун», результатом которой стало появление двух семейств – «Тайфун-У» Уральского автозавода и «Тайфун-К» разработки КамАЗа.

«Изначально «Тайфуны» должны были поступать на вооружение легких бригад. Опыт 56-й одшбр показал, что УАЗ «Гусар» или «Рысь», мягко говоря, не самый лучший выбор. Пришлось разбавлять штат бригады грузовиками ГАЗ-66. «Тайфуны» должны были стать основными машинами бригад военной полиции. В частности, первые образцы планировалось испытать на базе ныне расформированной 130-й бригады», – признает источник в Минобороны.

В целом, отмечают опрошенные «ВПК» эксперты, и «Уралу», и КамАЗу удалось выполнить заданные военным ведомством требования, пусть и не в полном объеме. Но после отставки Анатолия Сердюкова приоритеты Минобороны изменились и ниша «Тайфунов» серьезно ужалась.

«Это очень дорогие машины с уникальными во многом характеристиками. Но для чего они сейчас нужны? Возить личный состав по полю боя? Тут лучше справятся БТР и БМП. Подвозить грузы, продовольствие и боеприпасы на передний край? Грузоподъемность у «Тайфунов» значительно меньше, чем у машин семейства «Мотовоз» и «Мустанг», они не могут брать крупногабаритный груз и ГСМ. Да и броня, и противоминная защита для таких задач явно лишняя», – говорит представитель Минобороны.

Сейчас в военном ведомстве решили оснастить «Тайфунами» разведывательные батальоны и бригады, а также часть отрядов специального назначения.

«На «Тиграх» мы можем проникать в тыл противника, обходя его передовые части и подразделения. Это неоднократно отрабатывалось на учениях. Но «Тайфуны» очень громоздкие и габаритные машины, тут ни о какой скрытности и речи быть не может», – утверждает офицер-спецназовец.

Как показал опыт использования «Тайфуна-К» и «Тайфуна-У» в 10 и 346-й бригадах специального назначения, фактически осталась только одна ниша: перевозка личного состава и грузов в условиях локального конфликта, то есть замена бронекапсул, ранее закупленных Минобороны. Есть и определенные вопросы по техническим характеристикам.

«У «Тайфуна-У» слишком высоко расположен центр тяжести, поэтому есть проблемы с подъемами, особенно если машина работает в горах. У «Тайфуна-К» много сложных узлов и агрегатов, причем по большей части иностранного производства. Вне сервисного центра обслужить такую машину невозможно. С учетом того, что подразделения должны работать в отрыве от основных сил, это уже серьезная проблема», – поясняет сотрудник военного ведомства.

Конструкторам «Урала» и КамАЗа все же не удалось совместить противоминную защиту и высокую проходимость. Хотя по своим возможностям «Тайфуны» на порядок превосходят американские M-ATV, но все же это не MRAP, а бронеавтомобили с противоминной защитой.

Приехали

Как показывает современный опыт боевых действий, MRAP-мания несколько утихла. Новый тренд – бронеавтомобили с минной защитой, ставшие в армиях многих стран неким эрзацем БМП и БТР.

Между тем в нашем ОПК продолжают звучать идеи о необходимости создать отечественный MRAP. Они, конечно, привлекательны, но пока технологии не только российских, но и американских, европейских компаний не позволяют получить такую машину. Фактически разработка MRAP переживает кризис, причем и технический, и тактический. Потребность в таких машинах неочевидна, в то время как стоимость очень высока.

Источник: Военно-промышленный курьер

alex-leshy.livejournal.com

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото) » Триникси

Предлагаю вам рассмотреть все плюсы и минусы весьма интересной отечественной разработки - специального бронированного автобуса на базе КАМАЗа под названием "Горец". Думаю, автолюбителям будет интересно почитать обзор в продолжении поста.

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Базовое шасси – КАМАЗ 43501Колесная формула – 4х4Мощность двигателя – 240л.с.Грузоподъемность - 3777кгМасса снаряженного шасси – 7932кгПолная масса – не более 11900кгРаспределение полной массы по осям – 5900/6000кгГабаритные размеры – 6860х2500х3260ммМаксимальная скорость – не менее 90км/чЕмкость топливного бака – 170+125лВместимость кабины – 2 чел.Вместимость бронемодуля – 8чел.Средняя наработка на отказ – не менее 10кмСредний ресурс до капитального ремонта – не менее 250 000кмВремя службы – не менее 10летБроневая защита – ГОСТ 50963-96Кабина (периметр) – 5 класс + АОЗ-4- крыша – 3 класс- аварийный люк – 5 класс- днище – РГО, Ф-1- бойницы – 5 классБронекапсула:- периметр – 5 класс + АОЗ-4- бойницы – 5 класс- крыша и люки – 3 класс- днище – фугасные ВУ – 2кг в ТЭ, РГО, Ф-1АКБ (периметр) – 5 классЧастичная защита топливного бака – 5 классЗащита от выплеска топлива при подрывеБронестекла (ветровое стекло и стекла бронекапсулы) – 5 класс

Автомобиль не новый, но и с небольшим пробегом.Вероятно, стоял на приколе под открытым небом…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Кабина имеет в своей основе штатную кабину гражданского автомобиля, усиленную неразборной конструкцией из броневых элементов…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Штатные стекла заменены бронированными.Ветровое стекло – с электроподогревом...

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Боковые бронестекла имеют бронированные амбразуры…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Двери усилены бронеэлементами и снабжены разгружающими роликам, обеспечивающими центровку дверей в проеме и увеличивающими ресурс дверных петель…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Дверной замок усилен специальным механизмом в виде засова…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Амортизационная система водительского сидения…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Система вентиляции. Вроде той, что стоит в Тигре…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Кронштейн для установки системы защиты от радиоуправляемых взрывных устройств…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Элементы бронировки отсека с АКБ и топливных баков…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Крепление бронемодуля к раме автомобиля…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Бронемодуль имеет две боковые двери…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

- и две задние…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Полезное пространство, образуемое конфигурацией нижней части капсулы, используется как ниши для хранения ЗИП…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

- открытые двери …

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

- фиксируются с помощью таких штуковин…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Чтобы подняться на палубу, находящуюся примерно на уровне головы человека среднего роста, нужно спустить четыре трапа в виде выдвижных лесенок.Чтобы лесенки не сломались под тяжестью чудо - воинов, а может и не по этой причине, все они в разложенном положении опираются на элементы бронировки баков (боковые двери) и буферы - сзади (задние двери)…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Лестница в сложенном положении…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Проявив акробатические способности, так как нижняя ступень лестницы находится на уровне середины бедра человека, того же, среднего роста, взбираемся в бронемодуль.Салон рассчитан на 8 пассажиров в полной экипировке.Все сидения имеют поясные ремни безопасности и могут складываться для размещения на полу габаритного груза.В бронекапсуле – 14 амбразур. По четыре на борт и по одной - в каждой двери…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

- и по одной амбразуре для стрельбы по высокорасположенным целям, расположенной над каждой боковой дверью…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Складное сиденье, расположенное у передней стенки капсулы…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Под ним скромно спрятался жидкостный отопитель модели HYDRONIC L , «… работающий независимо от двигателя, на дизельном топливе…»…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Также на передней стенке установлены органы управления вентиляцией, отопителем, освещением и переговорным устройством…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

О том, что «все, что сделал один человек, другой завсегда сломать сможет»,и о том, что «техника в руках дикаря - кусок железа», без всяких намеков на толерантность предупреждает надпись…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Система вентиляции бронекапсулы…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

- с защитными коробами снаружи…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Аварийно - вентиляционные люки…

Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)Специальный бронированный автобус "Горец" (42 фото)

Ну и несколько слов от пользователей.По мнению водителя этого броневичка, машина ужасно сбалансирована.Хотя по «книжке» развесовка идеальна, на деле при езде по грязи ли скользкой дороге «зад - выкидывает…».

В бронекапсуле отвратительное состояние с герметичностью.При включенной печке теплый воздух задувается забортным холодным, рвущимся изо всех щелей.Лесенки расположены высоко от земли и в бронезащите и с грузом взбираться наверх довольно затруднительно.Для того чтобы выдвинуть или задвинуть лестницу нужен лакей или специально назначенный человек.Для того чтобы задвинуть или выдвинуть ее из самой бронекапсулы, нужно сложиться в три погибели.А заняться этим снаружи может только водитель, у которого своих забот полно.Или командир…Кстати – чтобы снять двери со стопоров, для того чтобы их закрыть,нужно быть снаружи…

Отсюда

trinixy.ru


Смотрите также