Механизм газораспределения КАМАЗ 740.10. Камаз распределительный вал


распред вал_KamAZ_740

Деталь:

Распределительный вал КамАЗ 740.10

№ детали

740.1006015

Материал: Сталь 18ХГТ

Твёрдость:

Обозначение по эскизу

Наименование

дефектов

Способ

установления

дефекта и

измерительные

инструменты

Размеры, мм

Заключение

Наименьший

предельный и наибольший

предельный

Допустимый без ремонта

1

Трещины на валу

Осмотр

Дефектоскоп

-

-

Браковать

2

Прогиб распределительного вала

Распределительный вал укладывается на призмы, установленные на металлической плите. С помощью стрелочного индикатора, установленного на стойке, проверяем прогиб опорных шеек, вращая распред вал рукой

Не более

0,025м

Браковать, править

3

Задиры и царапины на поверхностях опорных шеек распределительного вала

осмотр

шлифовка шеек распределительного вала в ремонтный размер и установка утолщённых (ремонтного размера) вкладышей или втулок

4

Отколы по торцам вершин кулачков

Штангенциркуль 1-125-0,10

-

-

Зачистить острие кромки, браковать при отколах более 3 мм

5

Износ передней и средней опорных шеек.

Скоба CP 50-75

53,89

1-53,69

2-53,49

Шлифовать под ремонтный размер

6

Износ задней опорной шейки.

Скоба CP 25-50

41,93

1-41,73

2-41,53

Шлифовать под ремонтный размер

7

Износ шейки под шестерню

Скоба 35.01

35,01

Восстановление железнением или наплавкой и обработкой под номинальный размер.

8

Износ шпоночного паза

Калибр 5

5

Фрезеровать новый паз под углом 180° к изношенному.

Фрезеруют под увеличенный размер или наплавляют изношенные края электродами и фрезеруют под номинальный размер.

9

Износ впускных и выпускных кулачков по высоте

Приспособление для контроля профиля кулачков и опорных шеек распределительного вала

Шлифовать до выведения следов износа и восстановления профиля кулачка

Приспособление для контроля профиля кулачков и опорных шеек распределительного вала

а — профиль кулачка, б — расположение впускных кулачков; в — расположение выпускных кулачков; Вп — впускной кулачок; Вып — выпускной кулачок; 1 — основание приспособления; 2,9 — центры; 3 — диск с градуировкой, град; 4 — указательная стрелка, закрепленная на шейке распределительного вала; 5 — ножка индикатора; 6 — стойка индикатора; 7 — индикатор, 8 — распределительны вал

Последовательность контроля распределительного вала следующая:

  • проверить вал на отсутствие трещин и отколов кулачков;

  • радиальное биение средних опорных шеек относительно передней и задней опорных шеек; проверить износ шейки под шестерни;

  • кулачков по высоте;

  • цилиндрической части кулачков;

  • передней и средней шеек;

  • задней шейки.

Размеры кулачков распределительного вала КамАЗ-740

Выпускных

Впускных

а°

Л мм

а°

h, мм

а°

h, мм

а°

Л, мм

Л, мм

а°

а°

Л, мм

99

0,000

128

0,656

150

5,142

94

0,000

126

0,967

152

5,901

104

0,019

132

1,235

156

6,163

100

0,027

130

1,663

160

6,939

110

0,088

138

2,562

164

7,200

108

0,138

134

2,520

170

7,769

114

0,156

140

3,034

174

7,929

116

0,300

140

3,788

176

8,005

118

0,236

148

4,759

180

8,050

120

0,419

146

4,922

180

8,050

Примечание: а — угол поворота кулачка; h — высота подъема профиля кулачка.

studfiles.net

Механизм газораспределения Камаз

Механизм газораспределения управляет своевременным впуском в ци­линдры воздушного заряда и удалением из них отработавших газов; состоит из клапа­нов с пружинами, распределительного (ку­лачкового) вала с шестернями и деталей, которые передают движение от вала клапа­нам.

Коленчатый вал через шестерни враща­ет распределительный вал 1. Выступ кулач­ка вала поднимает толкатель 2 вместе со штангой 4, коромысло 6 поворачивается на оси и опускает клапан 17, сжимая его пру­жины 13 и 14. При дальнейшем повороте вала выступ кулачка выходит из-под тол­кателя, давление на клапан прекращается и он под действием сжатых пружин подни­мается во втулке, плотно закрывая отверс­тие головки цилиндра.

За один рабочий цикл четырехтактного двигателя, т. е. за два оборота коленчатого вала, клапаны должны открывать и закры­ть отверстия головки цилиндров только один раз. При этом распределительный вал делает один оборот.

Мощность двигателя зависит от напол­нения цилиндров свежим зарядом воздуха степени очистки их от отработавших газов. Чтобы воздуха поступало в цилиндры больше, впускной клапан открывается с опережением, т. е. до прихода поршня в м. т. Наполнение цилиндра начинается т от всасывающего действия поршня, а под влиянием  инерционного  напора  во впускном трубопроводе, который создается вследствие часто повторяющихся тактов. Закрывается впускной клапан с за­быванием, т. е. после прихода поршня в в.м. т., потому что воздух продолжает поступать в цилиндр по инерции и давление в нем еще ниже атмосферного. Выпускной клапан открывается тоже с опережением, т. е. до окончания такта рабочего хода, и часть газов, находящихся под небольшим давлением, выбрасывается из цилиндра. Это снижает противодавле­ние оставшихся в нем газов, уменьшая за­трату мощности на их выталкивание. За­крывается выпускной клапан с запаздыва­нием, т. е. после в. м. т., обеспечивая луч­шую очистку камеры сгорания от отрабо­тавших газов. В какой-то момент оба кла­пана оказываются одновременно приот­крытыми. Наступает так называемое пере­крытие клапанов, при котором выходящие из цилиндра газы способствуют подсасы­ванию воздуха в цилиндр, увеличивая его наполнение.

Продолжительность открытого положе­ния клапанов, выраженную в градусах по­ворота коленчатого вала, называют фаза­ми газораспределения. На рис. приве­дена диаграмма таких фаз, из которой вид­но, при каком положении шатунной шейки относительно мертвых точек открываются и закрываются клапаны. Диаграмма фаз обеспечивается формой и взаимным положением кулачков распределительного ва­ла, а также определенным зазором между стержнями клапанов и носиками коро­мысел.

Привод распределительного вала осу­ществляется от коленчатого вала через шестерни привода агрегатов. Установка шестерен привода распределительного ва­ла и агрегатов показана на рис. 2.  На торце каждой шестерни выбиты метки «О» или риски, совпадение которых должно быть обеспечено при сборке двигателя для обеспечения правильности фаз газораспре­деления.

Распределительный вал сталь­ной, рабочая поверхность его кулачков и опорных шеек цементирована и закалена токами высокой частоты. Профиль кулач­ков неодинаковый для впускных и выпуск­ных клапанов. Распределительный вал установлен в развале блока цилиндров на пяти подшипниках скольжения, представ­ляющих собой стальные втулки, залитые антифрикционным сплавом. На задний ко­нец распределительного вала насажена прямозубая шестерня. От осевого переме­щения распределительный вал фиксирует­ся подшипником задней опоры, установ­ленным в корпусе. В торцы корпуса упи­раются с одной стороны ступица шестерни, с другой — упорный бурт задней опорной шейки вала. Корпус подшипника прикреп­лен к стенке блока цилиндров тремя болтами.

Толкатели клапанов стальные, пус­тотелые, тарельчатого типа с цилиндриче­ской направляющей частью. Для повыше­ния работоспособности пары кулачок — толкатель торец тарелки толкателя на­плавлен отбеленным чугуном. Торец толка­теля, контактирующий со штангой, закан­чивается сферическим гнездом для упора нижнего конца штанги. Толкатели клапа­нов устанавливаются в направляющих, прикрепленных к блоку цилиндров бол­тами.

Штанги толкателей пустотелые с за­прессованными  наконечниками.  Нижний наконечник имеет выпуклую сферическую поверхность, верхний — выполнен в виде сферической чашечки для упора регулировочнoro винта коромысла.

Коромысла клапанов представляют собой стальные кованые двуплечие рычаги запрессованными бронзовыми втулками.

Носик коромысла длинного плеча закален до высокой твердости. Для уменьшения хода толкателя и штанги, а также снижения сил инерции коромысла выполнены не­равноплечими. В короткое плечо коромысла ввернут регулировочный винт с контр­гайкой для установления требуемого зазора между коромыслом и торцом стержня клапана. Коромысла впускного и выпускного клапанов установлены консольно на осях, выполненных заодно со стойками коромысел. Стойки зафиксированы штифтами и скреплены на головке шпильками. К каж­дому коромыслу через отверстие в стойке  вводится смазка. Подшипниками коромысел служат бронзовые втулки.

  Клапаны изготовлены из жаропроч­ной стали. Каждый цилиндр имеет один впускной и один выпускной клапаны. Стержни клапанов перемешаются в металлокерамических направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндра. Для улучшения приработки стержни клапанов перед сборкой покрывают графитом. Сма­зываются стержни маслом, которое выте­кает из сопряжений коромысел с осями и разбрызгивается клапанными пружинами.

Для лучшего наполнения цилиндров свежим воздухом диаметр тарелки впуск­ного клапана больше, чем диаметр тарелки выпускного. Каждый клапан имеет две ци­линдрические пружины с равномерным ша­гом и противоположной навивкой, что обес­печивает высокую резонансную характе­ристику клапанному механизму.

Различное направление витков наруж­ной и внутренней пружин при поломке од­ной из них исключает попадание ее витков между витками другой. Нижними торцами пружины опираются на головку цилиндра через стальную шайбу, верхними — в упор­ную тарелку. Последняя упирается в кони­ческую втулку, которая соединена со стерж­нем клапана двумя конусными сухаря­ми. Разъемное соединение втулка — та­релка имеет небольшое трение при относи­тельном перемещении, что дает возмож­ность пружинам при их сжатии проворачи­вать клапаны относительно седел (так как пружина при сжатии несколько скручива­ется). Этим достигаются равномерное из­нашивание рабочих поверхностей и одина­ковый нагрев клапанов при работе.

Техническое обслуживание механизма газораспределения

Основными работами при техническом обслуживании кривошипно-шатунного и газораспредели­тельного механизмов являются проверка и при необходимости регулирование зазоров между клапанами и коромыслами, а также прослушивание работающего двигателя для обнаружения стуков и замена изно­шенных или поломанных деталей.

Зазор в клапанном механизме должен гарантировать плотное прилегание клапа­на к седлу при удлинении стержня от на­гревания и в случае осадки головки в седле из-за изнашивания фасок.

Регулирование зазоров клапанов смотрим в статье "Как отрегулировать зазоры клапанов".

 В процессе эксплуатации нормальная работа газораспределительного механизма может быть нарушена, так как горячие газы разрушают посадочные поверхности тарелок клапанов и их седел, на головках клапанов отлагается нагар. Это приводит к нарушению плотности прилегания клапа­на к седлу, в результате чего возможны утечки газа и перегрев клапана. Постепен­но изнашиваются трущиеся поверхности деталей механизма, нарушается зазор между клапанами и коромыслами. Это при­водит к изменению фаз газораспределения. Наиболее заметный внешний признак неис­правности механизма — стуки в зоне рас­положения клапанов, распределительных шестерен и распределительного вала.

В процессе эксплуатации двигателя де­тали кривошипно-шатунного механизма работают надежно и не требуют периоди­ческого технического обслуживания. Одна­ко в результате нарушения правил экс­плуатации или небрежной сборки возмож­ны неисправности в работе механизма и (или) преждевременное изнашивание его деталей.

Признак увеличенного износа деталей цилиндропоршневои группы или залегания поршневых колец — это повышенный рас­ход картерного масла на угар, дымный вы­пуск и интенсивный выход газов из сапуна.

Состояние подшипников коленчатого вала (зазоры) характеризуется давлением масла в главной магистрали. Если оно па­дает, необходимо проверить исправность манометра, фильтров, клапанов, масляного насоса и подводящих трубопроводов. Убе­дившись в исправности перечисленных эле­ментов, вскрывают коренные и шатунные подшипники и определяют состояние тру­щихся поверхностей шеек и вкладышей.

Стуки при работе двигателя прослушиваются на разных частотах вращения коленчатого вала с помощью светоскопа. Причина их возникновения определяется по некоторым характерным оттенкам стуков в соответствующих участках их прослушивания.

autoruk.ru

Механизм газораспределения КАМАЗ 740.10 — Мегаобучалка

На двигателе установлен верхнеклапанный механизм газораспределения с нижним расположением распреде­лительного вала.

· Блок шестерен КамАЗ

· Клапаны КамАЗ

· Коромысла клапанов КамАЗ

· Пружины клапанов КамАЗ

· Распределительный вал КамАЗ

· Толкатели, штанга толкателя КамАЗ

Блок шестерен, расположенный на заднем торце блока двигателя, яв­ляется приводом вала газораспределительного механизма, топливного насоса высокого давле­ния, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления автомо­биля. Газораспределительный механизм приводится во вращение промежуточной шестерней 2, связанной с прямозубчатой шестерней 1, установленной с натягом на коленчатом валу. Блок промежуточных шестерен вра­щается на сдвоенном коническом роликоподшипнике. Ведомая шестерня 4 привода газораспределительного механизма установлена на шейку вала с натягом и находится в зацеплении с шестерней 5 привода топ­ливного насоса. Сборка шестерен выполнена так, что метки находящихся в зацеплении шестерен (показано в кружочках) совмещены. Вал привода топлив­ного насоса высокого давления — карданный, с, упру­гими элементами диафрагменного типа, компенсирую­щими несоосность установки вала топливного насоса и вала шестерни.

Рисунок 8. Блок распределительных шес­терен КамАЗ: 1 — ведущая шестерня; 2 и 3 — промежу­точные шестерни; 4 — шестерня рас­пределительного вала; 5 — шестерня при­вода топливного насоса; 6 — шестерня привода насоса гидроусилителя рулевого управления; 7 — шестерня привода ком­прессора.

С шестерней 5 находятся в зацеплении установленные на валах шестерни 7 и 6 приводов компрессора и насоса гидроусилителя руля.

Клапаныизготовлены из жаропрочной стали. Каждый цилиндр имеет один впускной 9 и один выпускной 6 клапаны. Конструктивно исполнение впуск­ного и выпускного клапанов одинаковое. Стержень кла­пана перед установкой графитируют. Угол рабочей фаски клапанов 91°. Диаметр тарелки впускного клапана 51,5 мм, выпускного 46,5 мм; высота подъема клапанов 13,5 мм. Клапаны перемещаются в изготовленных из металло­керамики направляющих втулках 4. Для предотвращения попадания масла в цилиндр по зазору стержень — втул­ка на втулке впускного клапана установлена манже­та 12.

Привод клапановсостоит из толкателей, штанг, коро­мысел. Клапаны при работе двигателя проворачиваются.

Рисунок 9. Головка цилиндров с впуск­ным и выпускным клапанами КамАЗ: 1 — опорное кольцо; 2 — седло впускного клапана; 3 — седло вы­пускного клапана; 4, 5 и 14 — втул­ки; 6 — выпускной клапан; 7 — тарелка; 8 — сухарь; 9 — впускной клапан; 10 и 11 пружины; 12 — ман­жета с пружиной; 13 — шайба.

Коромысла клапановстальные, штампован­ные двуплечие рычаги, у которых отношение большего плеча к меньшему составляет 1,55. Коромысла впускного и выпускного клапанов устанавливаются на общей стойке и фиксируются в осевом направлении пружинным фикса­тором. Подшипниками коромысел служат бронзовые втулки. Стойки коромысел фиксируют двумя штифтами и крепят на головке цилиндра двумя шпильками.

Рисунок 10. Коромысло клапана КамАЗ в сборе: 1 – регулировочный винт; 2 – гайка; 3 – коромысло; 4 – втулка.

Пружины клапановвинтовые (по две на каждый клапан) с различным направлением навивки. Диаметр проволоки: наружной пружины 4,8 мм, внутрен­ней 3,5 мм. Предварительно устанавливаемое усилие пружин 36 кгс, суммар­ное рабочее — 83 кгс. Нижними концами пружины опираются через стальную шай­бу 13 на головку блока, верхними — на тарел­ку 7 клапана. Тарелка в свою очередь опи­рается на стальную втулку 5, которая сое­диняется со стержнем клапана двумя конус­ными сухарями 8. Во время работы двигателя под действием вибра­ции клапан проворачи­вается относительно седла.

Распределительный валстальной; поверх­ностный слой кулачков цементирован, а опорные шейки подвергнуты термообработке ТВЧ. Он установлен в раз­вале блока цилиндров на пяти подшипниках скольжения, представляющих собой стальные залитые антифрикцион­ным сплавом втулки. Профиль кулачков безударный, неодинаковый для впускных и выпускных кулачков. На задний конец рас­пределительного вала напрессована прямозубая ше­стерня 3. Распределительный вал приводится во вращение промежуточными шестернями, связанными с шестерней коленчатого вала. Шестерни имеют на торцах метки, ко­торые используют при сборке для обеспечения заданных фаз газораспределения. Шестерни ,стальные, штампован­ные с термообработанными зубьями. Осевому перемещению вала препятствует корпус 2 подшипника задней опоры, который крепится к блоку цилиндров тремя болтами.

Рисунок 11. Распределительный вал КамАЗ в сборе: 1 — распределительный вал; 2 — корпус подшипника; 3 — распределительная шестерня; 4 — шпонка.

Толкатели тарельчатого типа с цилиндриче­ской направляющей частью, изготовлены из стали с по­следующей наплавкой на поверхность тарелки отбелен­ного чугуна.

Рисунок 12. Тол­катель КамАЗ: 1 — на­плавка.

Направляющие толкателей,изготов­ленные из серого чугуна, съемные, что обеспечивает технологичность и ремонтоспособность блока. На двигатель уста­навливают четыре направляющих, в ко­торых размещены четыре толкателя. Каждая направляющая зафиксирована двумя штифтами и прикреплена к блоку двигателя двумя болтами. Болты зафик­сированы стопорными шайбами.

Штанги толкателей стальные, пустотелые, со вставными наконечника­ми 1 и 3.

Рисунок 13. Штанга толкателя КамАЗ: 1 – верхний наконечник; 2 – стержень; 3 – нижний наконечник.

megaobuchalka.ru


Смотрите также