Броневик «Тайфун-К» (КАМАЗ-53949, 4х4) пойдет на экспорт. Камаз 4х4 тайфун


броневик для ВДВ, технические характеристики военного автомобиля на базе КАМАЗ и УРАЛ

Спецификой ведения боевых действий в конце прошлого столетия стало массовое применение засад и минирование дорог. В рамках блока НАТО для защиты военнослужащих от нападений стали создаваться бронемашины категории MRAP (Mine Resistant Ambush Protected). Бронеавтомобили «Тайфун» представляют собой российский взгляд на подобную технику.

Очень жаль, что идея создания такого автомобиля возникла только после создания подобного у вероятного противника, ее так не хватало нашим войскам в Афганистане.

Содержание статьи

История возникновения

Идея создания унифицированного автомобильного шасси возникла в СССР к началу 80-х годов. Для реализации проекта была запущена программа «Гараж», которая закрылась в связи с распадом страны и прекращением финансирования.

"Тайфун-У"

К идее вернулись только в 2010 году, когда в рамках концепции развития вооруженных сил снова стали фигурировать семейства бронемашин с высокой долей унификации.

Первые прототипы машин начали испытываться в начале лета 2011 года на полигоне в Бронницах.

В создании бронемашин приняли участие крупнейшие заводы РФ по производству грузовых автомобилей гражданского и армейского назначения, а также ряд университетов (создание геометрии бронекорпуса и разработка гидромеханической трансмиссии).

Поставки бронеавтомобилей в войска начались в конце 2014 года, когда была передана первая установочная партия из 30 машин.

Конструкция общая

В качестве силовой установки на автомобилях проекта «Тайфун» применяется шестицилиндровый рядный дизельный мотор модели ЯМЗ 536. Двигатель машин имеет рабочий объем цилиндров 6.65 литра и развивает мощность от 177 до 450 сил. Мощность регулируется давлением наддува и применением различных форсунок для впрыска топлива. За счет применения турбокомпрессора значительно увеличился крутящий момент, который достигает 1568 Н/м.

Кроме двигателя унифицирована подвеска машин, противоминные экраны на днище, а также электронные модули системы управления и информирования водителя и экипажа. Крыша автомобилей приспособлена под монтаж дистанционно управляемых пулеметных установок.

Бронирование корпуса соответствует четвертому уровню и выполнено на основе комбинации стальных листов и керамических элементов. Броня гарантирует защиту от сквозного пробития бронебойными пулями калибром 14,5 мм (пуля типа Б-32).

Бронемашина может выдерживать взрыв тротилового заряда весом до 8 кг под любой точкой корпуса (уровень 3D по стандартной классификации НАТО).

Крыша машины бронированная, оснащается воздухозаборниками вентиляционной установки. В системе подачи воздуха применяются фильтры. На крыше бронемашины имеются откидные люки. Конструкцией предусмотрена установка поворотной башни для пулемета КПВТ или автоматического орудия с калибром до 30 мм.

В конструкции бронемашин «Тайфун» велика доля импортных комплектующих. Из-за рубежа поставляются мосты, раздаточная коробка, гидропневматическая регулируемая подвеска со встроенной системой регулировки давления в шинах.

Тайфун на базе Урал

Шины машин также импортного производства, позволяют продолжать движение при повреждении со скоростью 50 км/ч. Ресурс пробитой шины зависит от объема повреждений и достигает 50 км.

Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля «Тайфун» в сравнении с аналогами

 Oshkosh M-ATVCougarКамАЗ-53949
СтранаСШАРоссия
Длина, мм627059105910
Ширина, мм249027402448
Высота, мм270026403318
Клиренс, мм-410433
Тип двигателяДизель с турбонаддувом
Мощность, л.с.370330350
Скорость движения по шоссе, км/ч105105105
Запас хода по шоссе, км515515850

Модификации

Семейство бронеавтомобилей «Тайфун» включает в себя несколько машин капотной и бескапотной компоновки. Бронемашины производятся разными предприятиями и отличаются некоторыми узлами, а также степенью локализации производства компонентов.

КамАЗ 63968 Тайфун К

Машина представляет собой модульную конструкцию, не имеющую капота. В основе автомобиля лежит оригинальное трехосное шасси, на котором смонтирован броневой корпус с усиленной защитой.

Камаз 63968 Тйфун

В кабине машин установлено лобовое стекло с толщиной до 129 мм, способное выдержать двойное попадание пули КПВТ на расстоянии не ближе 280 мм друг от друга. Дистанция ведения огня – 200 м. На сегодняшний день в Российской армии находится не менее 260 машин типа КамАЗ 63968.

КамАЗ-63969 «Тайфун-К»

Бронемашина представляет собой вариантное исполнение 63968, оснащенное системой полного привода 6х6 и дистанционно управляемым вооружением. Местом для размещения установки с крупнокалиберным пулеметом или пушкой малого калибра является крыша бронекорпуса.

Отсек для десанта и двухместная кабина водителя представляют собой единый модуль, не имеющий внутренних перегородок.

Бронирование машины обеспечивает защиту по периметру от пуль 14,5 мм (пулемет Владимирова) и 12,7 мм (стандарт НАТО).

Машина была представлена широкой публике летом 2013 года в сборочном цеху завода КамАЗ. Заявленная снаряженная масса составляет 19700 кг, а вес нагрузки – до 4000 кг. Вместимость отделения для десанта составляет 10 человек. Серийное производство бронемашины развернуто не было.

КамАЗ-53949 «Тайфун» 4х4

Бронированный разведывательный двухосный автомобиль был представлен в 2013 году. Доработка машины заняла почти 5 лет, первые серийные поставки ожидаются не ранее лета 2018 год.

КамАЗ-53949 «Тайфун» 4х4

Экипаж машины насчитывает 4 человека. В комплекте поставки имеется раздвижная мачта, предназначенная для установки антенны радиолокационной станции. Вооружение бронемашины состоит из переносного 12,7 мм пулемета. Машина комплектуется беспилотным летательным аппаратом, оснащенным оптическими и радиолокационными системами обзора.

Чувствительность систем позволяет обнаруживать одиночного человека на расстоянии до 6000 м, а бронированную машину – до 15 км.

Урал-63095 «Тайфун-У»

Капотная бронемашина рамной конструкции, оснащенная тремя осями с грузоподъемностью 4000 кг. В конструкции машины использован электронный модуль управления, получающий данные от агрегатов трансмиссии, двигателя, электрооборудования.

Отделение управления бронемашины оснащено тремя местами, доступ осуществляется через боковые распашные двери.

Лобовое стекло двухсекционное, вклеено в проем бронированной рамы. Рама крепится к корпусу машины болтами. Для предотвращения запотевания стекла имеют систему обогрева.

Боевой отсек машины оснащен откидной аппарелью, размещенной в кормовой части. Пол имеет многослойную конструкцию, снижающую вероятность сквозного пробития при подрыве. На бортах расположены окна и бойницы. Окна бронемашины оборудованы бронированными шторками. В системе вентиляции установлен кондиционер с системой фильтрации подаваемого воздуха.

Имеется автономная система пожаротушения. Личный состав в количестве 14 человек размещается на индивидуальных сидениях с системой поглощения энергии взрыва.

Урал-63095 «Тайфун-У»

Машина предлагается для поставок на экспорт. Экспортные версии комплектуются по желанию заказчика, и могут оснащаться:

  • идентификационными шильдиками и пояснениями на иностранном языке;
  • измененным цветом лакокрасочного покрытия;
  • трансмиссией иностранного производства;
  • штатное оборудование в салоне заменяется иностранным или не устанавливается.

Урал-63099 «Тайфун-У»

Машина рамной конструкции капотной компоновки с тремя ведущими мостами и однообъемным корпусом. Автомобиль предназначен для транспортировки подразделений общевойсковых и стрелковых бригад. Кабина водителя бронемашины оснащена двумя местами и построена по каркасно-панельной схеме.

Бронирование кабины и стекла обеспечивают защиту от пуль калибром до 14,5 мм.

Машина комплектуется гидромеханической трансмиссией с шестью передачами переднего хода. Коробка бронемашины состоит из планетарного редуктора и гидротрансформатора с возможностью блокировки. На боковой поверхности картера имеется люк для установки коробки отбора мощности, которая применяется для работы гидравлического насоса.

От гидравлики работает система управления дорожным просветом и приводы аппарели, установленной в кормовой части машины. Крутящий момент от КПП передается на двухступенчатую раздаточную коробку марки ZF VG2000 или МП-1500 с пониженным рядом. Коробка бронемашины управляется вручную через электропневматический исполнительный механизм и оснащена встроенным межосевым дифференциалом, который может блокироваться.

Урал-63099 «Тайфун-У»

Выходные валы раздаточной коробки машины приводят во вращение мосты при помощи карданных валов. Центральный мост бронемашины проходной конструкции, что позволило обеспечить сокращение приводных валов в трансмиссии. Возможность отключения привода переднего моста отсутствует. Раздаточная коробка применяется для привода дополнительной коробки отбора мощности.

Проектируемые модернизации

Одной из перспективных разработок является капотный броневик КамАЗ-4386 или «Тайфун-Д», оснащенная двумя осями и предназначенная для вооружения войск ВДВ. Бронемашина приспособлена для десантирования, оснащается башней с дистанционным управлением с крупнокалиберным пулеметом. Для облегчения конструкции машины используется несущий броневой корпус.

Конструкция позволила снизить вес по сравнению с машиной 53949 на 2 тонны.

В качестве силового агрегата предполагается использовать 350-сильный дизель Cummins и автоматическую трансмиссию с приводом на два моста. Расчетная скорость машины превышает 105 км/ч, запас хода по шоссе – до 1200 км.

Интересные факты и боевое применение

В процессе испытаний бронекапсулу проверяли на устойчивость к осколкам от фугасного снаряда калибром 152 мм. При взрыве снаряда на расстоянии 2 метров от машины осколки не пробивают корпус бронемашины.

Для защиты корпуса машины от кумулятивных боеприпасов предлагается использовать эластичные маты, соединяющиеся при помощи ремней или застежек типа «липучка». Конструкция матов не позволяет сформироваться направленной кумулятивной струе, уменьшая вероятность пробития.

Несколько машин типа КамАЗ 63968 использовались в 2017 году на территории Сирии для поддержки саперов при разминировании освобожденных городов. Других данных о боевом использовании машин нет.

Видео

warbook.club

Броневик «Тайфун-К» (КАМАЗ-53949, 4х4) пойдет на экспорт

Генеральный директор «Рособоронэкспорта» считает, что бронеавтомобиль «Тайфун-К» (КАМАЗ-53949, 4х4) может выйти на рынки Северной Африки, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и СНГ.

Компании «Рособоронэкспорт» и «Ремдизель» приняли программу совместной деятельности по продвижению на внешний рынок автомобиля «Тайфун-К» (КАМАЗ-53949).

Документ подписали генеральный директор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин и генеральный директор «Ремдизеля» Фаиз Хафизов.

Основная цель программы заключается в продвижении на внешний рынок и получении обращений инозаказчиков на поставку автомобиля «Тайфун-К», сохранение и увеличение научно-технического потенциала «Ремдизеля» в интересах создания продукции, конкурентоспособной на мировом рынке.

«Формируя программу, мы исходили из того, что «Рособоронэкспорт», обладающий уникальным опытом спецэкпортера продукции военного и двойного назначения, и «Ремдизель» с высококвалифицированным персоналом, новейшим оборудованием и оснасткой, смогут достойно представить на внешнем рынке продукцию одного из самых известных автомобильных брендов России – КАМАЗа, – отметил Анатолий Исайкин. – Перспективы продвижения автомобиля «Тайфун-К» мы видим в странах Северной Африки, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и, конечно, СНГ».

«»Ремдизель» производит многоцелевые транспортные средства, осуществляет их ремонт и обслуживание в интересах Сухопутных войск и других видов Вооруженных сил России. Наше предприятие участвует в выполнении государственного оборонного заказа, а также осуществляет поставки отдельных видов продукции на внешний рынок, – сказал Фаиз Хафизов. – Уверен в том, что сотрудничество с «Рособоронэкспортом» будет успешным для обеих компаний».

Программа рассчитана на 2017–2018 годы. Процесс реализации запущен с момента ее утверждения. Маркетинговые планы «Рособоронэкспорта», а также международные выставки и салоны будут дополнены соответствующими темами и мероприятиями, включая показы демонстрационного образца автомобиля «Тайфун-К» с колесной формулой 4х4, который должен быть изготовлен «Ремдизелем» до конца 2016 года в соответствии с разработанной экспортной комплектацией для внешнего рынка.

Автомобиль семейства «Тайфун-К» (КАМАЗ-53949, 4х4) предназначен для решения задач всестороннего обеспечения общевойсковых и специальных подразделений, включая миротворческие формирования, в различных условиях. Может использоваться для перевозки личного состава и воинских грузов, а также в качестве базового шасси для установки различных технических систем и вооружений.

Автомобиль обладает высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками (подвижность, защищенность, боевая мощь, дизайн и эргономика), высокими показателями эффективности управления, скорости движения, проходимости и маневренности по всем видам дорог и в условиях бездорожья.

«Рособоронэкспорт» – единственная в России государственная организация по экспорту всего спектра продукции, услуг и технологий военного и двойного назначения. Входит в Госкорпорацию Ростех. «Рособоронэкспорт» образован 4 ноября 2000 года и является одним из лидеров мирового рынка вооружений. На долю компании приходится более 85% экспорта российского вооружения и военной техники. «Рособоронэкспорт» взаимодействует с более чем 700 предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса России. География военно-технического сотрудничества России – более 70 стран.

«Ремдизель» создан в 1978 году на площадях завода двигателей КАМАЗа как производство по ремонту двигателей грузовых автомобилей. Строительство собственных производственных корпусов завода по ремонту двигателей завершилось в 1985 году. В настоящее время «Ремдизель» не входит в состав КАМАЗа и является самостоятельным предприятием, осуществляющим производство и ремонт колесной и гусеничной техники.

С 2009 года «Ремдизель» участвует в проводимой Министерством обороны Российской Федерации программе по ремонту и техническому сопровождению военной техники, вплоть до утилизации. Предмет деятельности современного «Ремдизеля» – капитальный ремонт двигателей, узлов и силовых агрегатов, автомобилей, находящихся в автопарке МО РФ, ремонт и производство спецавтотехники (бронированных автомобилей).

КАМАЗ-63968 «Тайфун-К» — универсальный бронированный автомобиль повышенной защищённости на оригинальном шасси. Соответствует машинам типа MRAP. Является частью семейства бронеавтомобилей «Тайфун». Бронемашина была создана после утверждения Концепции развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года, в которой намечено производство автотехники на основе унифицированных семейств. КАМАЗ-63968 «Тайфун» является частью нового этапа в разработке отечественной автотехники для вооружённых сил, так как последний раз автомобильная платформа была принята в1961 году.

Источники: Ростех и Википедия

Запись Броневик «Тайфун-К» (КАМАЗ-53949, 4х4) пойдет на экспорт впервые появилась Мир на грани.

all-rss.ru

Будущий триумф "Тайфуна": lagrus

Будущий триумф "Тайфуна"Это Камаз-4310 «Тайфун-1». Одна очень авторитетная газета в своё время поспешил именно этот автомобиль назвать «новейшим броневиком Тайфун для Минобороны». Ошибочка вышла… Это старинный, ещё 90х, полукустарный вариант бронирования обычного КамАЗа, изготовленный на экспериментальном заводе в Санкт Петербурге. Конечно к новым «Тайфунам» этот КамАЗ не имеет никакого отношения. «Однофамильцы»…

История.(внимание история и хронология основаны на обрывочных данных и могут быть не совсем точны).

"Тайфуны" не могли появиться на пустом месте. Красивые слова о том, что машины были разработаны всего за год, лишь отчасти правдивы. Как и в случае с боевыми унифицированными платформами, "Тайфун" тоже основан на предыдущих наработках по теме перспективных грузовиков. А эти наработки весьма обширны. Стоит разобраться в них подробнее. Так, со слов бывшего начальника ГАБТУ Сергея Маева известно что ОКР "Тайфун" является развитием ОКР "Гараж". История этой программы прослеживается ещё со времён развала СССР - по крайней мере в Сети есть упоминание существования этой ОКР ещё в 91 году. Интересно, что военные давно лелеяли идею унифицированных семейств грузовиков, советская тема «Суша» тому пример. Не развались СССР, быть может, вместо современных КамАЗов и Уралов армия была бы оснащена унифицированными грузовиками с кустанайскими движками…

В рамках общей темы «Гараж» в разные годы существовали различные этапы: «Гараж-1», «Гараж-2» и наконец «Гараж-2.1». Последняя разрабатывалась в период 2003-2006 годов и была реализована в металле в качестве семейства опытных образцов. Есть свидетельства существования в металле и более ранних тем. Например, вот эти бренные останки грузовиков, скорее всего, принадлежат семейству «Гараж-2», разрабатывавшихся с конца 90х. Унифицированная кабина была разработана в НАМИ. Судя по всему, кабина предусматривала установку локальной защиты.

Будущий триумф "Тайфуна"Остатки прототипа ОКР "Гараж-2"?

Так что же представляла из себя программа «Гараж»? Из имеющихся крупиц информации остается сделать вывод – программа была «идеей фикс»: задачей создать полностью унифицированную между двумя крупнейшими производителями ВАТ, КамАЗом и УралАЗом, грузовую платформу. Унифицированной предполагалась не только кабина, но и силовая установка, подвеска и прочие узлы. Естественно все эти узлы, как и готовые образцы прототипов, серьёзно отличались от линейки серийных машин Камаз-4310 и Урал-4320. Кстати вот картинка (взято с сайта журнала "Авто-ревю"), скорее всего она принадлежит поздним итерациям «Гаража»:

Будущий триумф "Тайфуна"Серьезных успехов программа «Гараж» не имела, а войска требовали готовую технику. Как раз, кстати оказались и «запасные» темы «Мустанг» и «Мотовоз» по внутривидовым унифицированным семействам грузовиков от УралАЗа и КамАЗа: Урал-43206/4320/5323 «Мотовоз» колёсных формул 4х4/6х6/8х8 и КамАЗ 4350/5350/6350 «Мустанг» формул 4х4/6х6/8х8. Сейчас они составляют большинство новых армейских грузовиков, в среднесрочной перспективе надобность в ВАТ оказалась решена, но главную задачу унификации между заводами не смогли добиться. «Медведь» Рассматривая фотографии миасского «Тайфуна» нельзя не избавиться от чувства дежа-вю – в облике грузовика есть нечто чрезвычайно знакомое. .. Ну конечно – же – конфигурация кузовного модуля, облик кабины: он до боли похож на «Медведей».Будущий триумф "Тайфуна"Именно – на семейство бронированных грузовиков (точнее модификации существующих моделей) ОКР «Медведь», которые разрабатывали в НИИ Стали совместно с головными КБ автозаводов. Известный разработчик бронезащиты должен был разработать унифицированные кабины и функциональные модули для Уралов (Мотовоз) и КамАЗов (Мустанг). Изготовителем кабин и модулей для КамАЗа была фирма «Астейс», а для Урала, скорее всего, кабины и модули изготавливали на самом заводе. Кабины и модули были забронированы по 6 классу ГОСТ (7.62х54мм бронебойная винтовочная пуля с 5-10 метров). Бронирование из стального сплава было каркасно-панельным, крепилось к кабине на болтах. Можно было варьировать уровень защиты или даже снять броню вообще. Не забывали и про противоминную защиту. В архитектуре обоих модулей, кабины и кузова, видно стремление минимизировать влияние взрывной волны при подрыве – присутствует так называемая V-образная форма днища модулей. К тому же пол и кабины и кузовного модуля оснащался дополнительной защитой.…

К сожалению, фото интерьера функционального модуля («гайки» как его называют за форму в плане) говорит о том, что меры по противоминной защите были явно недостаточны – деревянные лавки для бойцов явно не предназначены для сохранения их здоровья и жизни. Это как с бронежилетом – важно не только не допустить пробития, но и не допустить смертельно опасной запреградной травмы. То же и с противоминной защитой – бронированная машина может и не получить пролом днища с затеканием ударной волны внутрь, но люди внутри ощутят все прелести запредельных перегрузок (выше чем у космонавтов), что учитывая крепление сидений к полу прямо будут воздействовать на их позвоночник. А не амортизирующий пол переломает им ноги.… Не говоря уже об отсутствии ремней безопасности (а они желательны специальной, многоточечной конструкции) – разбитие головы и/или перелом шеи о потолок гарантированы.

Будущий триумф "Тайфуна"Судя по этим фото (крайние слева), испытания «Медведей» на подрыв активно велись.

И всё же – «Тайфуны» можно назвать преемником «Медведей» лишь частично. Потому что ОКР «Медведь» предусматривала унификацию лишь кабин и кузовов – шасси оставалось оригинальным, от «Мотовозов» или «Мустангов», со всеми их недостатками. Всё же первый по сути разработка 50х годов, а второй 60х. Армии была нужна перспективная техника. «Волк» и остальные. Уже упоминавшийся ОКР «Гараж» был закрыт по распоряжению МО в 2008-2009 годах…. Во первых – «экономический кризис», а во вторых – это было такое общее «веянье времени». Досталось не только военным автомобилистам, но и танкистам, артиллеристам, десантникам… Список всем известен.

Будущий триумф "Тайфуна"ВПК-3927. Найдено на просторах Интернета.

Интересно в данном случае обратить взор на достаточно известную машину ВПК-3927 «Волк». Как она относится к «Тайфунам», всё же другой класс? Давайте разберёмся. Как уже известно, «Тайфуны» произошли от «Гаража». А «Волк»? Неужели сложнейшая высокотехнологичная машина родилась на пустом месте, по голой инициативе? Конечно нет. Вот фотография (взято с vitalykuzmin.net) официального стенда семейства ВПК-3927 «Волк» на показе техники в Бронницах. Обратите внимание на строчку под заглавием:

Будущий триумф "Тайфуна"Именно – «Волк» является даже не развитием, он и есть результат ОКР «Каратель» (не удивляйтесь такому провокационному названию – все имена ОКР даются в МО и абсолютно случайны, никакого смысла и подтекста в них нет), который заключался в создании семейства АМН грузоподъемностью от 1 до 2.5 тонн.Будущий триумф "Тайфуна"ГАЗ-29651 «Каратель». Найдено на просторах Интернета.

Разобравшись с «генезисом», разберёмся и с конструктивными схожестями. Так, и «Волки» и «Тайфуны», кроме однообъемных модификаций, имеют рамную модульную конструкцию, со сменными функциональными модулями. «Волк», впервые показанный в 2010 году, удивил своей сложной подвеской с регулируемым клиренсом – и «Тайфуны» также обладают управляемой подвеской. Броня арзамасской машины разработана и изготовлена в НИИ Стали, и представляет собой каркасно панельную конструкцию с бронекерамикой, плюс наконец-то адекватная противоминная защита (модификация «Волк-М») – «Тайфуны» имеют такую же идеологию защиты. И наконец - и «Волк» и «Тайфун» оснащены двигателями одной унифицированной линейки ЯМЗ-530.

Только у Волка это «маленький» ЯМЗ-534, а на «Тайфунах» стоят габаритные ЯМЗ-536. Но и это не всё – если двигатели, броню и броневые стеклоблоки унифицированы постольку-поскольку имеют общих поставщиков (ЯМЗ, НИИ Стали, «Магистраль ЛТД»), то вот по части бортовой электроники имеется явная унификация. Бортовая Информационно-Управляющая Система (БИУС) – обязательный компонент современных машин, осуществляющий контроль и диагностику «умных» узлов (ведь даже двигатели ныне имеют электронное управление). Теперь завести движок без предпускового прогрева не даст автоматика.

Будущий триумф "Тайфуна"У «Волка» (справа) и у «Тайфуна» (слева) БИУС один и тот же:

Продолжим поиск «корней Тайфунов». Так были найдены «секретные» фото экспериментальной модели КамАЗа. Сразу надо отметить и новую компоновку с движком за кабиной, и новую подвеску, подозрительно похожую на финальный вариант для «Тайфуна.

Будущий триумф "Тайфуна"И ещё вспомним такого забавного «бронешуша» (в миру КамАЗ «Воин»). Он интересен интересной колесной формулой, обеспечивающей равномерное распределение массы при утяжелении «носа» бронированной кабиной с также же бронированным моторным отсеком. И такую же формулу выбрали для трёхосных вариантов «Тайфунов».Будущий триумф "Тайфуна"

Ну и наконец, заканчивая тему «откуда появились «Тайфуны», одна небольшая «мысль вслух». Как известно, разработки бронированных машин на КамАЗе были откровенно «так себе», ну может быть за исключением «Выстрела» (его проблемы больше зависели от исполнения). Но вот «Выдра», «Воин»! Это же натуральные «железные капуты", бессмысленные и беспощадные! Появление КамАЗовских «Тайфунов» не на шутку удивило многих, и появились мнения о том что явно без посторонней, иностранной, помощи дело не обошлось. И глядя на фото немецкого Wisent невольно задаешься вопросом – а может действительно? «Тайфун» И наконец, собственно «Тайфуны» - начнём с общего.

Будущий триумф "Тайфуна"На июльском показе в Бронницах был показан плакат, детально описывающий общие решения семейства «Тайфун». В том числе – поименно указаны унифицированные модульные узлы конструкции, указаны модификации семейства с различием по исполнению, грузоподъемности, назначению. Начнём с различий по исполнению. В этом нам поможет сравнение с западными аналогами. КамАЗ. Самый «видный» и популярный из "Тайфунов" – бесспорно, рамный «КамАЗ» с раздельным функциональным модулем. Он просто очень «фактурен».Будущий триумф "Тайфуна"Модульный КамАЗ.

Его предназначение – перевозка различных грузов в сменных кузовных модулях. Перевозка пехоты не является его главной задачей. Он грузовик, хоть и с очень приличной защитой.

Будущий триумф "Тайфуна"Wisent.

Также как немецкий Wisent. Он тоже рассматривается в первую очередь как грузовик – не БТР или MRAP. Колесная формула и характерная бескапотная конструкция делают такой "Тайфун" первым кандидатом на такие габаритные функциональные модули как вариант с ЗРПК «Панцирь-С», вариант с РСЗО, вариант с артиллерийским вооружением (вплоть до 152мм САУ) –тем более что сейчас активизировались дебаты насчет колёсной САУ для ВС РФ (не без споров с участием иностранного образца, типа САУ «Цезарь»).

Будущий триумф "Тайфуна"Кабина "Триумфа" - найдено на просторах Интернета.

До недавнего времени секретный, корпусной КамАЗ был представлен совсем недавно. До этого попадались фотографии недоделанной кабины да компьютерные модели, имеющие мало общего с конечным результатом. В недавнем ролике от ТК «Звезда» этот корпусной вариант назвали «Триумфом». Ошибка? Ведь уже на другом канале название «Триумф» даже не упоминалось, говорили только о «Тайфуне»… Или же ошибки нет, и маркетологи КамАЗа по старой привычке придумали новой модификации название с той же заглавной буквой, по аналогии с семейством своих «бронешушпанцеров» «Выстрел-Выдра-Воин»?

Будущий триумф "Тайфуна"Корпусной КамАЗ. Обратите внимание на опускающиеся бронеставни на ветровое стекло. Фото найдено на просторах Интернета.

Этот вариант «Тайфуна» вызвал много споров о его предназначении. За явную схожесть с бронетранспортерами (в первую очередь за характерную форму носового узла) его прочили в замену классическим БТРам. Чтобы разобраться, поищем аналоги «Триумфа» среди зарубежных образцов.

Будущий триумф "Тайфуна"RG-35

Особо искать не стоит – внешне похожий южноафриканский RG-35 от BAE Systems подойдет идеально. Та же колёсная формула 6х6, конструкция с использованием узлов от грузовиков, повышенная защита (в первую очередь противоминная), однообъемный корпус (хоть движок и посередине, но водитель может перебраться в десантный отсек), достаточно слабое вооружение и отсутствие возможности плавать – конечно же, перед нами MRAP. Как нетрудно догадаться – корпусной КамАЗ «Триумф/Тайфун» тоже MRAP, только отечественный. MRAP (Mine Resistant Ambush Protected -Защищенные от подрыва и атак из засад) – это такой «уникальный» класс бронемашин, которые балансируют между БТР и бронированными грузовиками, и не имеют в русском языке адекватного перевода.

Но по старой памяти (а первый MRAP в мире в виде южноафриканского Buffel, который таки называли бронетранспортером) всё же причислим его к БТРам. Особым, можно сказать «полицейско-миротворческим» (ну или "оккупационным", это как посмотреть) БТР, которые не предназначены для активных боевых действий во фронтовой полосе в «классической» большой войне. Можно найти много причин для этого, начиная с недостаточного вооружения, отсутствия возможности преодолевать водные преграды вплавь, слишком большие габариты (а вот тут можно поспорить), недостаточная проходимость (и тут) итд. Свидетельством того что МО не зациклилось на «полицейско-миротворческих» операциях, является разработка семейства БКМ «Бумеранг», логичных потомков БТРов. Правда вызывает удивление защита лобовой проекции от 30мм снарядов….

Будущий триумф "Тайфуна"Кредо-1С. Фото найдено на просторах Интернета.

И да – небольшой комментарий насчет возможности использовать корпусной «Тайфун» в «разведывательной роли». С одной стороны абсурд – машины больно габаритная. С другой… Есть такой образец – «Кредо-1С». Очень удачно использовано шасси БАЗ со списываемых ОТРК «Точка». Массивная разведывательная РЛС и оптика с телескопической штангой, масса необходимого оборудования, помещения для операторов – и как видно, дополнительная защита – всё это КамАЗ «Триумф» может обеспечить в полном объеме – и даже значительно больше. УралАЗ.

Будущий триумф "Тайфуна"Урал-65095 и Урал-63099. Фото с сайта powertrain.ru

Капотные Уралы не зря указаны как «многоцелевые» машины. Потому что кроме рамного защищенного автомобиля с раздельным функциональным модулем Урал-63095 – самого «простого» образца из «Тайфунов», больше всего предназначенного для утилитарных перевозок различных грузов в сменных модулях и кузовах, есть и Урал-63099 – корпусной защищенный автомобиль с однообъемным корпусом.

Будущий триумф "Тайфуна"MRAP Caiman

Одного взгляда на зарубежный аналог MRAP Caiman понятно – Урал-63099 «классический MRAP» в его западном представлении. Давно известно что капотная компоновка оптимальнее всего при подрывах. «Два метра жизни» капота не раз спасали жизни наших водителей на «Уралах». Нажимные противотанковые мины срабатывали под передними колёсами, отрывали мост и ломали двигатель – но кабина оставалась цела. Актуальна такая компоновка и сейчас.

Будущий триумф "Тайфуна"Урал-63099. Фото найдено на просторах Интернета.

Ну а кабина, без помех соединённая с функциональным модулем в один однообъемный бронекорпус это несомненный плюс в боевой обстановке. Кстати, то что Урал-63099 и КамАЗ "Триумф" относятся к классу MRAP, выражается не только в их конструктивном, однообъемном, исполнении, но и в защите. И если лобовая броня КамАЗа не вызывает нареканий (особенно со ставнями на окнах), то как насчет Урала? Неужели его лобовая защита ниже? Но позвольте - у него такая шикарная защита в виде мотора (вспомним пример израильской "Меркавы), прикрытого бронированными жалюзами радиатора, самим радиатором, бронекапотом и наконец самое главное - предкабинной бронепанелью.

Всё это вполне может иметь достаточный броневой эквивалент для защиты от 30мм снарядов. Ну и плюс ставни на окна конечно. Узлы. Мотор. «Сердцем» машины является мотор, то с него и начнём. В начале была некоторая завеса тайны, какой же движок будет стоять на этих бронированных монстрах. Ларчик открылся просто – на самом показе был стенд Ярославского моторного завода, с демонстрационными образцами двигателей и плакатом с подробным описанием ТТХ и применимостью дизельных движков серии ЯМЗ-530. Так вот, 450-сильные 6-цилиндровые турбодизели ЯМЗ-5367 являются «сердцем Тайфуна» (предусмотрена и менее мощная модель для короткобазных модификаций).

Будущий триумф "Тайфуна"ЯМЗ-536. Фото взято с vitalykuzmin.net.

Определённо – этот новейший мотор является этапной, новаторской конструкцией, недаром он получил премию «Инновация – технологический прорыв» в 2010 году. А самое главное – он полностью отечественный. Подвеска: независимая, с пневмогидравлическими упругим элементами, с гидравлической системой изменения клиренсом – про неё известно гораздо меньше чем о двигателе. Так, в блоге Дениса Мокрушина указывается, что подвеска изготовлена на КамАЗе – хотя на миасских моделях подвеска весьма схожая, так что не стоит отбрасывать мысль и о полностью унифицированной подвеске. Защита. Для «Тайфунов» заявлен невиданный для отечественных лёгких машин уровень противопульной защиты. STANAG 4569 Level 4 – именно ему соответствует требование защиты от бронебойных пуль Б-32 (причём нескольких) калибра 14.5х114мм на дистанции 200 метров.

Этот НАТОвский стандарт защиты (появившийся как ответ на многочисленные БТР ОВД с соответствующим вооружением) ранее никогда не рассматривался для наших машин, максимум, что требовали ещё при СССР, а затем по инерции и в РФ – калибр 12.7мм, от пулемётов типа ДШК и НСВ. Да и сыграли свою роль некоторая косность и заказывающих структур, и разработчиков/производителей. Сделать такой уровень защиты можно и с помощью бронестали, но весить такая броня будет слишком много. А бронекерамика у нас в стране традиционно отвергалась как слишком дорогая… Вот тут возникает достаточно спорный момент. В том же блоге Дениса Мокрушина, представители КамАЗа настойчиво намекают на то что бронекерамика КамАЗовских моделей не отечественного («не отвечает требованиям по стойкости») а вовсе даже израильского производства. Косвенно на это указал сам министр обороны, сказав, что при разработке и производстве «Тайфунов» использовался иностранный опыт. Но это бронекерамика, и только набережно-челнинских моделей. КамАЗы Тайфуны всё равно используют отечественную бронесталь (бронекерамика навесная, на стальную основу), а на корпусной модификации весь сварной носовой узел с защитой от 30мм малокалиберных снарядов сделан из стального сплава – всё разработки НИИ Стали.

Будущий триумф "Тайфуна"Урал-63095 с установленной дополнительной защитой боковой проекции. Найдено на просторах Интернета

А вот Уралы «Тайфуны» оснащены полностью отечественной броней, как стальной, так и бронекерамической. Разнесённая конструкция брони, каркасно-панельная архитектура с креплением панелей на болтах, позволяет варьировать уровень защиты. Демонстрировался и наглядный пример модульности защиты, – при которой на пассажирскую дверь навешивается дополнительная бронепанель, а небольшая решеточка закрывает почти всё бронестекло (очевидно, в таком случае полагаться приходиться больше на видеокамеры), борт бронированного функционального модуля также оснащался навесными бронепанелями.

http://youtu.be/T_FtBPmIi5Y

Бронированные стеклопакеты тоже отечественные – фирмы «Магистраль ЛТД», с вызывающими уважение массогабаритами – толщиной 13 см, и весом квадратного метра стекла в 300кг. Такое бронестекло адекватно для защиты от КВПТ, но какое же стекло защитит от малокалиберного снаряда?

Разгадка проста – на корпусном Тайфуне предусмотрены бронированные опускающие ставни на ветровое стекло. Обзор с опущенными ставнями – только через видеокамеры. Ну и наконец – противоминная защита. Для отечественной техники она также «не имеет аналогов». Шутка ли – машина должна выдерживать, без повреждений и гибели личного состава, взрыв 8кг взрывчатки под колесом и под днищем. Это выше чем все отечественные предложения с противоминной защитой. Конечно, эта защита ещё не прошла проверку реальным подрывом, пока только в компьютерных программах симулирующих такие подрывы. И всё же – все атрибуты соблюдены. И кабины и функциональные модули (ну как тут не вспомнить кузов «гайку» у «Медведей»?) имеют V-образные форму днища, которые дополняют защита элементов подвески. Естественно усилена защита днища.

И наконец – кардинально решен вопрос с размещением экипажа и десанта. Теперь каждый боец сидит в индивидуальном противоминном кресле, подвешенном или к потолку или прикрепленном к стене – а значит, не будет катастрофического влияния вертикальных ускорений и перегрузок на позвоночник. Ноги защищены двойным амортизированным полом, а многоточечные ремни не дадут бойцу «размазаться» по потолку.

http://youtu.be/WgpapfcB1mA

http://youtu.be/uIkaNq2ESnk

Из отдельных узлов и деталей «Тайфунов» хотелось бы отметить ДУМВ – дистанционно-управляемый модуль вооружения. Большая и судя по всему тяжелая «башенка» имеет вывод видеоизображения на экран + управление ДУМВ в кузове. Сначала этот ДУМВ стоял на Урале-63099 (на показе в Кубинке и в Нижнем Тагиле), а на недавних фото можно заметить этот ДУМВ, уже с пулемётом, на КамАЗе «Триумф». Кстати министр обороны Сердюков заметил что ДУ установка слишком тяжелая - "и надо бы её облегчить".

http://i052.radikal.ru/1109/6c/7c1b43eecac5.jpg

Так-же стоит отметить баки на Уралах - они покрыты специальной тканью и поверх защищены жестким бронелистом. Такой протектированный бак исключает истечение и возгорание топлива в случае поражения пулей или взрывной волной. Ну и немаловажная деталь – судя по всему светотехника «Тайфунов» сделана на основе модных светодиодных технологий. Характерные фары на это намекают. Заключение. Пускай в опытных образцах ещё видна «конкурентная ревность», пускай заявленная взаимозаменяемость и полная унификация ещё недостаточна – но высочайший потенциал виден уже сейчас. Именно по «Тайфунам», по первым образцам "унифицированных платформ" мы можем сказать какой армия будет через пять лет. Определённо – она будет высокотехнологичной и мощной.

Автор Vulkan Raven

Модульный. 2.

Высота - 3120 мм (по кабине), 3300 мм по фюзеляжу, длина - 8990 мм, ширина - 2550 мм, клиренс - от 185 до 575 мм, масса снаряженного автомобиля 21 т, полная масса - 24 т. Колесная формула - 6х6, два передних моста, один задний, что обусловлено соблюдением нормальной развесовки машины (кабина очень тяжелая). Полностью оригинальное шасси производства КАМАЗ, отечественный двигатель - 450 л.с., коробка-автомат (ее использование позволяет улучшить управляемость машины в сложных условиях), автоматическая блокировка дифференциалов, антиблокировочная система. Угол свеса спереди - 45 градусов, сзади - 40 градусов.

Угол поворота колеса - 39 градусов, радиус разворота машины - менее 10 метров. Шины боестойкие - 16.00R20, со специальными вставками, отводящими взрывную волну. Реализована автоматическая подкачка шин и изменение уровня давления в шинах (от 1 до 4.5 атм) в зависимости от дорожного покрытия.

3.

Машина создавалась по специальному ТЗ министерства обороны РФ. Установлена комбинированная защита из керамической брони, под которой находится броневая сталь. Круговая защита обеспечивается от обстрела бронебойно-зажигательными пулями Б-32 калибра 14.5х114. В том числе воздействие данных боеприпасов держат и стекла "Тайфуна", которые созданы специально для этой машины компанией "Магистраль ЛТД". С целью удовлетворения потребности предприятий, производящих бронетехнику для нужд Министерства Обороны РФ и в соответствии с техническим заданием программы «ТАЙФУН» по созданию бронестекла, обеспечивающего защиту от 2-х выстрелов с расстоянием между точками попадания 280—300 мм при обстреле из крупнокалиберного пулемёта Владимирова (КПВТ) бронебойным боеприпасом Б-32 калибр 14,5 × 114 мм, компанией «Магистраль ЛТД» была проведена большая исследовательская работа по подбору и использованию в пулестойких композициях новых материалов и применению разработанной нами инновационной технологии упрочнения стекла.

В результате этого, были разработаны и успешно испытаны в ОАО «НИИ Стали» бронестекла толщиной 128,5—129,0 мм размерами 500 × 500 мм, которые успешно, без каких-либо повреждений противоосколочного слоя, выдержали по 2 выстрела указанным боеприпасом из КПВТ со скоростью полёта пули в момент соприкосновения 911 ±10 м/с. Данное бронестекло по своим пулестойким качествам значительно превосходит требования российских ГОСТ Р 51136 и ГОСТ Р 50963 (высший класс защиты 6а — винтовка СВД с бронебойным боеприпасом Б-32, 7,62 × 54 мм). При его разработке мы также ориентировались на требования уровня «IV» стандарта НАТО STANAG 4569 — обеспечению защиты при обстреле бронебойным боеприпасом Б-32, 14,5 × 114 мм с дистанции 200 м, скорость пули 891—931 м/с. После успешных испытаний, нами были изготовлены первые комплекты пулестойкого остекления с двойным электрообогревом и повышенной прозрачностью (светопропускание 70%), аналогичного испытанному уровню защиты, для перспективных бронеавтомобилей семейства «ТАЙФУН».

4.

Поскольку до сих пор нет российского ГОСТ на противоминную стойкость, бронирование "Тайфуна" проводилось по западному стандарту STANAG 4569 уровня 3b - машина выдерживает подрыв взрывного устройства эквивалентом 8 кг тротила под любым колесом и в любом месте под днищем (по противопульной защите - уровень 4). На данный момент противоминная стойкость проверялась с помощью моделирования специальной программой подрыва автомобиля под различными точками днища и колес. После некоторых доработок машины планируются и реальные испытания на противоминную стойкость.

5.

По требованию Министерства обороны бронированный функциональный модуль вмещает 16 человек. На каждом сиденье (подвесная система обеспечивает его крепление к крыше автомобиля для большей противоминной стойкости) имеются ремни безопасности, подголовники (для фиксации головы в случае подрыва). Имеются держатели для личного оружия. Рюкзаки, вещмешки размещаются за сиденьями, также в салоне можно перевозить некоторые грузы, например палатку. При обстреле машины подголовники можно снять и вести огонь через бойницы.

На случай применения оружия массового поражения обеспечение пригодным для дыхания воздухом обеспечивается фильтровентиляционной установкой ФВУА-100А. И в кабине, и в бронированном модуле установлен кондиционер. Возможна установка дистанционно управляемого пулеметного модуля, которым посредством пульта и изображения с видеокамер будет управлять стрелок. Вход в бронированный модуль возможен как через дверь, так и через откидывающуюся аппарель. На крыше предусмотрены эвакуационные люки, в случае опрокидывания машины.6.

Каждая дверь снабжена пятиточечным замком. На машине установлены 5 видеокамер - 2 спереди, остальные по бокам и сзади, что обеспечивает круговой обзор экипажу в бронемодуле и водителю машины в случае поражения лобового стекла.

Возможно выведение изображения на экран как с одной камеры, так и со всех сразу. Камеры планируется бронировать и сделать дублирующие для большей надежности. Под потолком кабины два экрана, которые откидываются для вождения при поврежденном стекле. На них же может выводиться различная информация по техническому состоянию машины. Кабина трехместная, по требованию министерства обороны предусмотрено одно спальное место Возможное применение модульного "Тайфуна" и его небронированных вариантов 7.

Корпусной. Корпусной бронеавтомобиль уже изготовлен, но на данный момент над ним ведутся доработки и фотографировать его нельзя. Сведений о нем разрешено публиковать еще меньше, но во многом его узлы идентичны модульному автомобилю. Высота - 2860 мм по кабине, 3100 мм по фюзеляжу, длина 8850 мм, ширина - 2550 мм. Клиренс - от 185 мм до 575 мм. Автомобиль выполнен по формуле 6х6, два передних моста, один задний.

Бронирование лба кабины выполнено из разнесенной брони и выдерживает обстрел 30-мм боеприпасами, но поскольку защита изготовлена целиком из броневой стали, то нагрузка на ось очень велика. Возможно произойдут некоторые изменения в конструкции и защите. Кабина двухместная, справа предусмотрена дверь для прохода в бронированный модуль, который вмещает 10 человек 8.

9. 10. Автомобиль с формулой 4х4 не будет производиться, т.к. для такой защищенности чрезвычайно велика нагрузка на ось 11.

На данный момент на стадии проектирования находится новый бронированный автомобиль, негласно называемый "Тайфуненок" 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Видео с показа техники в Бронницах, где на последних минутах можно увидеть проезды "Тайфуна"

http://youtu.be/ucvdabsddbk1

lagrus.livejournal.com


Смотрите также