Как Табеев убедил Брежнева построить КАМАЗ в Татарстане. Где строят камаз


«Строительство завода каркасов кабин на КАМАЗе» в блоге «Фотофакты»

Репортаж о строительстве завода. Май 2018 г.

Автор Игорь Ягубков

Пока западные политики говорят всякие гадости про Россию, правильный бизнес активно в неё инвестирует. И ведь понимают, если уйдут из нашей страны, вернуться обратно будет очень непросто. Причём за примерами далеко ходить не надо, возьмём хотя бы уже родной наш КАМАЗ. Так там, в Набережных Челнах, в большой любви и полном взаимопонимании строится новый завод в партнерстве с Daimler. Он будет производить каркасы кабин SFTP для грузовиков Mercedes-Benz и новых моделей КАМАЗа. Между прочим, это один из самых крупных промышленных объектов, который наш автогигант возводит с нуля за последние двадцать лет. Кстати, уже в следующем году он заработает на полную катушку. Общий объем инвестиций в этот проект составит порядка 15 миллиардов рублей.

Строительство завода каркасов кабин SFTP (Strategic Future Truck Project) началось 10 марта 2016 года. Партнёры сразу разделили ответственность. «КАМАЗ» полностью отвечает за строительство здания на своей территории, а предприятие «ДК РУС» совместно с Daimler AG — за организацию производства. Согласно проекту, здесь будет создано производство полного цикла, включая сварку и окраску. Мощность завода составит 57 тысяч каркасов кабин в год. На первом этапе планируется выпуск семи различных модификаций. Каркасы кабин будут поставляться как на главный сборочный конвейер «КАМАЗа», так и на сборочное производство грузовиков Mercedes-Benz.

2.

Новый завод будет состоять из четырех цехов: окраски, сварки, логистики и энергоцентра. Общая площадь предприятия составит 67,92 тысяч квадратных метров. Высота цехов логистики и сварки по проекту достигает 15,92 метра, цеха окраски — 23,91 метра.

3.

Всем конкурентам на зависть, даю инфу по заводу в разрезе: Цех сварки общая площадь — 28647,4 кв.м., в том числе административно-бытовая вставка — 2029,4 кв.м. Цех окраски общая площадь — 22155,2 кв.м., в том числе административно-бытовая вставка — 960,6 кв. м и перемещение кабин в цех сборки — 1091,1 кв.м. Цех логистики общая площадь — 8716,3 кв.м., в том числе административно-бытовая вставка — 2676,3 кв.м. Энергетический центр -2 626 кв.м. Плюс другие вспомогательные объекты типа рампы, КПП и т. д.

4.

5.По разным подсчётам потребовалось, как минимум 150 фур, чтобы привезти сюда сварочное оборудование фирмы Comau и порядка 400 фур с окрасочным оборудованием фирмы Dürr. И это ведь только малость того, что нужно, чтобы завод заработал.

6.

7.8. Важно отметить, что здесь будет создано около 550 новых рабочих мест, и это ещё не считая роботов, которых тут просто немерено :). Работать тут будут в три смены при 5-ти дневной рабочей неделе.9. А тем временем мы поднялись на второй этаж.10.11.12.Что касается технологического процесса, то сваренные каркасы кабин по конвейеру сразу будут поворачивать на линию катафореза и окраски, а после сушки. Далее они поднимутся на второй этаж, откуда уже каркасы попадут в зону логистики и будут далее отгружены на автомобильный завод.

13.

14.15. И правда, очень здорово, что такие современные и высокотехнологические заводы строятся в нашей стране. Конечно, хочется в подобных цехах увидеть отечественное оборудование, может и до этих времён доживём…16. На этих стеллажах логистического терминала будут размещены комплектующие для изготовления 60 тыс. каркасов кабин в год.17. Большое спасибо всей пресс-службе ПАО «КАМАЗ» за организацию такой интересной и познавательной поездки!

sdelanounas.ru

Кони привередливые | Контрольный выстрел

Строительство КамАЗа оказалось последней «Всесоюзной ударной комсомольской стройкой», которая была успешно завершена.

Как появился КамАЗ

Необъятная страна, с невиданным размахом начавшая развиваться в послевоенные годы, требовала высокопроизводительную автомобильную технику. Было принято решение оперативно построить свой завод, выпускающий громадные автомобили для громадных задач. Так, полвека назад в СССР появился свой автомобиль с конем на эмблеме.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление № 674 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Завод должны был специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. По первоначальному проекту он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.

Был закуплен крупный американский автозавод по производству грузовиков ФОРД. Вся страна его строила, сейчас этот завод в независимом Татарстане - КАМАЗ называется.

Было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор пал на Набережные Челны, маленький в то время городок на Каме. По своему географическому положению Набережные Челны находились в самом центре бывшего Союза, судоходные реки Кама и Волга, близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки, строительными материалами, сырьём, оборудованием, комплектующими, а в будущем – транспортировкой грузовиков потребителям. 

До начала 1970-х годов Челны были небольшим провинциальным городком на Каме с населением, не превышавшим 30 тысяч жителей.

Кроме этого в регионе была расположена крупнейшая строительная организация «КамГЭСэнергострой», которая строила гидроэлектростанцию мощностью около полутора миллионов киловатт-часов, и могла быть привлечена для строительства заводских корпусов и жилья для будущих автомобилестроителей.

Хронология стройки.

1969 год.

26 сентября года министром автомобильной промышленности А. Тарасовым подписан приказ о наименовании нового строящегося автозавода Камским - КАМАЗ.

30 сентября генеральным директором "КАМАЗа" назначен заместитель министра автомобильной промышленности СССР Лев Борисович Васильев. В сентябре началось формирование генеральной дирекции "КАМАЗа" в Москве (ее представительство под руководством А. Томилова), служб кадров и снабжения в Казани.

1 ноября на "КАМАЗ" приехала первая группа рабочих-строителей. На стройку в Набережные Челны съехались рабочие и специалисты со всех уголков Союза, представлявшие более 70 национальностей. Свыше 2000 предприятий, все главки Госснаба СССР, министерства и ведомства выполняли заказы «КАМАЗа» на строительные материалы и оборудование.

На самой строительной площадке работало более 100 тысяч человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт»,

«Сикаст», «Ингерсолл Рэнд» из Америки, «Буш», «Хюллер», «Либхер» из Германии, итальянские «Морандо», «Эксцелла», «Фата», французский «Рено», шведский «Сандвик», японские «Камацу» и «Хитачи».

«КАМАЗ» рождался буквально на голом месте – посреди холмистого поля. Чтобы сгладить неровности местности и выполнить вертикальную планировку строителям предстояло отсыпать и перевезти миллионы (!) кубометров грунта.

13 декабря машинист Михаил Носков вынул первый ковш грунта на площадке первого объекта "КАМАЗа" - базы стройиндустрии для обеспечения строительства растворами и бетонами, сборным ж/бетонном, армокаркасами и м/конструкциями.

Эта дата признана официальным началом строительства "КАМАЗа".

Одновременно со строительством автозавода решались огромные коммунальные проблемы. Сотни тысяч людей «КАМАЗ» вытащил из бараков и коммуналок, дал комфортабельное жилье, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга.

Благодаря «КАМАЗу» в Прикамье был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны.

1970 год.

В январе правительство СССР Постановлением "О первоочередных мероприятиях по строительству Камского автомобильного завода" разрешило по опыту ВАЗа строить объекты, не дожидаясь разработки и утверждения технического проекта и смет.

В феврале-марте развернулось строительство теплоэлектроцентрали "КАМАЗа", проложены первые рельсы железнодорожного пути ст. Круглое Поле - ст. Автозаводская. Приступили к работе первые группы специалистов ПромУКСа и ЖилУКСа.

В апреле создано управление главного конструктора "КАМАЗа" под руководством В. Баруна.

13 апреля начаты работы по строительству предприятия - первенца "КАМАЗа" - ремонтно-строительного завода (РИЗ).

В мае строители приступили к выемке грунта на площадке РИЗа.

В июне механизаторы «Камгэсэнергостроя» приступили к вертикальной планировке автосборочного завода.

В августе-сентябре в основание главного корпуса РИЗа уложены первые кубометры бетона.

Начались земляные работы на площадке корпуса серого и ковкого чугуна (КСКЧ) литейного завода.

1971 год.

В феврале отдел технического обучения "КАМАЗа" направил на стажировку в цехи Горьковского автозавода первых принятых на "КАМАЗ" рабочих.

17 февраля машинисты Н. Евграфов и А. Тимошенко вынули первый ковш грунта на площадке Нового города.

5 сентября установлена первая колонна на площадке прессово-рамного завода (ПРЗ), а 24 сентября - на площадке завода двигателей.

7 ноября на праздничной демонстрации в колонне камазовцев впервые прошел автомобиль с маркой "КАМАЗ".

3 декабря произошло заселение первого камазовского общежития (4/06) в Новом городе.

1972 год

5 мая установлена первая колонна на площадке корпуса N1 кузнечного завода.

16 мая одобрен генеральный план строительства города Набережные Челны.

12 августа открыт построенный комсомольцами летний кинотеатр "Гренада".

В декабре подано тепло в главный корпус РИЗа, внутри идет подготовка к монтажу оборудования.

30 декабря совершил первый рейс - от поселка ЗЯБ до ДК "Энергетик" - камазовский трамвай.

1973 год

8 января на РИЗе рабочие А. Акиньшин, А. Морозов, И. Иванокевич, А. Киреев и В. Дедков смонтировали первый станок.

14 марта на РИЗе изготовлена первая деталь - опора задней рессоры автомобиля КАМАЗ.

30 июля вышел приказ по Минавтопрому об организации Камского автомеханического техникума.

29 сентября, накануне Дня машиностроителя, вышел первый номер заводской газеты "Рабочий КАМАЗа" (ныне "Вести КАМАЗа").

В ноябре рекомендован Госкомиссией к серийному производству дизельный двигатель, созданный на ЯМЗ, а в декабре - автомобиль "КАМАЗ", разработанный конструкторами ЗИЛа и "КАМАЗа".

1974 год

11 июля Государственной комиссией подписан акт о приемке в эксплуатацию первой очереди РИЗа.

28 ноября начат монтаж главного сборочного конвейера "КАМАЗа".

10 декабря на кузнечном заводе приступили к изготовлению первой продукции - штамповой оснастки.

1975 год

14 сентября на ПРЗ собрана первая рама из деталей, изготовленных в цехах "КАМАЗа".

5 ноября в экспериментальном цехе корпуса цветного литья литейного завода бригада Ю. Яшкина произвела первую плавку металла.

6 ноября в пусконаладочном режиме линии собраны два первых моста автомобиля КАМАЗ.

4 декабря на заводе двигателей собран первый дизель-мотор.

19 декабря на ПРЗ изготовлена первая кабина автомобиля КАМАЗ. 25 декабря она передана на главный конвейер автосборочного завода.

1976 год

16 февраля с главного конвейера "КАМАЗа" сошел первый автомобиль, собранный в наладочном режиме.

17 апреля в корпусе стального литья на действующей линии получена первая отливка.

10 августа на главном конвейере собран первый автомобиль новой модификации - седельный тягач КАМАЗ-5410.

На Заинском заводе колес выпущена первая продукция.

29 декабря Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первой очереди "КАМАЗа".

Таким образом в 1976 в строй вошёл крупнейший в Европе завод грузовых автомобилей КамАЗ, строительство которого было начато в 1969. Годовая мощность предприятия была рассчитана на выпуск 150 тыс. грузовиков и 250 тыс. дизельных моторов.

Общая развёрнутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс.м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс.м² или 81 % от проекта).

На заводах автогиганта было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственного 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий.

Строительство города

Одновременно с заводом возводился фактически новый город, один из двух крупнейших последних новых советских городов наряду с Тольятти.

Параллельно шло строительство Нового города Набережных Челнов. Первый 12-ти этажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Планировалось увеличить население города в десятки раз — с чуть менее тридцати тысяч до полумиллиона человек. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента — комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х-1980-х годах.

Строительство КамАЗа оказалось последней всесоюзной ударной комсомольской стройкой, которая была успешно завершена, причем, намного раньше запланированных сроков, а темпы роста производства были рекордными не только для нашей страны — в июне 1979 года с главного конвейера сошел автомобиль за номером 100 000. Последний раз так быстро работали во время Великой Отечественной войны.

Конь – эмблема КамАЗа, имеет свою историю. Это аргамак, то есть степной конь, а они были очень преданы хозяину, умны и ловки. Такой конь должен был характеризовать скорость и огромную мощь.

За первые десять лет работы КамАЗ полностью окупил капиталовложения, хотя так ни разу и не достиг проектной мощности.

Сегодня Набережные Челны с более чем полумиллионным населением являются вторым городом в Татарстане, 35-м в России, и 91-м в Европе

Построить, что называется «с нуля» такой автомобилестроительный комплекс и современный город с населением 500 000 человек практически за 20 лет- задача в настоящее время вряд ли под силу любому независимому государству, порожденному распадом Советского Союза. 

kv-journal.su

Новый завод «КАМАЗА»: начало II этапа строительства

«КАМАЗ» продолжает строительство завода по производству каркасов кабин. На сегодняшний день строительно-монтажные работы по I этапу по всему комплексу завершены на 90%.

tgE4JWo8r4g.jpg

Как мы уже сообщали, строительство завода каркасов кабин для нового поколения модельного ряда «КАМАЗа» началось 10 марта прошлого года. Проект предусматривает создание полного цикла производства каркасов кабин – их сварку и окраску. Новые цеха расположились в периметре «КАМАЗа», в непосредственной близости к автомобильному заводу, где находится финишное производство автогиганта. Произведённые здесь каркасы кабин будут поставляться как на главный сборочный конвейер «КАМАЗа», так и на сборочное производство грузовиков Mercedes-Benz.

tX6hqCEgG_M.jpg

Сейчас на объекте идут работы по обустройству административно-бытовых помещений, закончен монтаж ливневой канализации, начат монтаж системы пожаротушения в цехе окраски.  В феврале завершена герметизация корпусов: на нее ушло 31,5 тысяча квадратных метров сэндвич-панелей, более 2 тысяч квадратных метров витражей, 146 зенитных фонарей и более 57 тысяч квадратных метров мембранной кровли. Полимерная мембрана на "КАМАЗе" используется впервые. Параллельно идет заливка бетонных полов. 

ITzDAyL1Ak8.jpg

«К концу мая в цехах логистики и сварки будут выполнены бетонные полы толщиной 280 мм, в цехе окраски их завершат в начале июля.  Также мы начали устройство свайных фундаментов в цехе окраски под ванны катафореза», - говорит Рустем Фархутдинов, директор проектно-строительного департамента ПАО «КАМАЗ». Определены поставщики-изготовители силового электрооборудования, в т.ч. трансформаторных подстанций, блочно-модульной котельной, магистральных и осветительных шинопроводов и светильников.

fqpEXPJzOeM.jpg

Перед строителями стоит задача к августу завершить устройство инженерных сетей в цехе окраски, остальные цеха оснастят сетями к октябрю-ноябрю. Кстати, за ходом строительства кроме руководителей автогиганта ведут контроль и иностранные партнеры – ДК РУС. Оперативные совещания с их участием проводятся на объекте еженедельно.

_k_diFjRhEU.jpg

Новый завод каркасов кабин SFTP состоит из четырех цехов: окраски, сварки, логистики и энергоцентра. Высота цехов логистики и сварки достигает 15,92 метра, цеха окраски – 23,91 метра. Общая площадь здания – 67,92 тысяч квадратных метров, мощность – 57 тысяч кабин в год.  Строительство должно закончиться к 2018 году. Старт серийного производства намечен на 2019-2020 годы.

Также по теме:

Новый завод «КАМАЗа» с высоты птичьего полета

Новый завод «КАМАЗа»: прогрев бетона и подготовка к укладке кровли

Новый завод «КАМАЗа»: стройка без грязи

Новый завод «КАМАЗа»: в цехах начали монтаж колонн и сэндвич-панелей

Главный проект «КАМАЗа»: завод каркасов кабин SFTP готовят к пуску тепла

vestikamaza.ru

Как Табеев убедил Брежнева построить КАМАЗ в Татарстане

7.03.2013

А.�.Вольский, Ф.А.Табеев, А.Н.Косыгин на КАМАЗе.jpg
А.И.Вольский, Ф.А.Табеев, А.Н.Косыгин на КАМАЗе

«ЯВИТЕСЬ НА ЗАСЕДАНИЕ ПОЛИТБЮРО»

Создание нового автомобильного производства преследовало, как минимум, две цели: дать стране массовую модель дизельного грузовика, достаточно мощного и способного работать на дорогах общего назначения, и наладить выпуск дизельного двигателя, с появлением которого была бы решена проблема перевода на дешёвое дизельное топливо автомобилей «ЗИЛ», «УралАЗ», автобусов «ЛАЗ» и «ЛиАЗ». Над технико-экономическим обоснованием строительства завода работали ведущие научно-исследовательские и проектные организации страны, которые рассматривали варианты его размещения в разных регионах страны. В конце концов, методом сравнительного анализа были оставлены два региона — Красноярский край и Татария. Причем сибирский вариант поддерживали такие влиятельные деятели, как А. Н. Косыгин и Н. К. Байбаков.

В Татарии тоже работала группа специалистов Госплана СССР, и сторонниками «татарского варианта» были, например, заведующий отделом машиностроения ЦК КПСС Василий Семенович Фролов, его заместитель Аркадий Иванович Вольский, министр автомобильной промышленности СССР Александр Михайлович Тарасов. И, как вспоминал Фикрят Табеев, в руководящих кругах страны всё больше склонялись к мысли, что автогигант следует строить в Набережных Челнах:

- Все материалы по технико-экономическому обоснованию завода и сопутствующего нового города уже были готовы, и мы ждали окончательного решения вышестоящих организаций. Вдруг неожиданно я узнаю, что подписано постановление Совета Министров СССР о строительстве автозавода под Красноярском. Новость для меня была не из приятных.

«ЯВИТЕСЬ НА ЗАСЕДАНИЕ ПОЛИТБЮРО»

В эти же дни меня включили в состав партийно-правительственной делегации для поездки в Минск на юбилейные торжества в связи с 50-летием Белорусской ССР. Это приглашение не было случайным: между Татарией и Белоруссией сложились поистине братские отношения. В годы войны в Белоруссии сражались несколько дивизий, сформированных в нашей республике. Помимо этого, татарстанцы оказали большую помощь партизанам Белоруссии: снабжали их теплыми полушубками, валенками, продовольствием и боеприпасами. На белорусской земле сложили головы тысячи сыновей и дочерей Татарстана.

Делегацию возглавлял сам генеральный секретарь. Во время этой поездки я и завёл речь об автозаводе. Леонид Ильич (Брежнев) предложил сыграть в домино, в четверке игроков оказался и я. Настроение у всех было приподнятое. Брежнев оказался азартным игроком — знай, стучит костяшками, насупив густые брови. Я улучил момент и как бы между прочим говорю: «Леонид Ильич, вы хотите на границе с Китаем создать крупный автомобилестроительный цикл. А если они его захватят? Вы хотите китайцам завод подарить? (Надо сказать, что в тот период обострения отношений с «поднебесной» такой вариант действительно нельзя было исключать).

Набережные Челны. 1975 г..jpg
Набережные Челны. 1975 г.

Брежнев задумался, но ничего не сказал. На обратном пути я опять за своё: «Леонид Ильич, красноярцы и за десять лет завод не построят. А у нас создан мощный строительный комплекс, мы управимся за пять лет!». Ехали мы в одном вагоне, опять играли в домино, так что времени для разговора было достаточно. Брежнев внимательно выслушивал мои доводы в пользу того, что завод надо строить в Татарии, однако опять ничего по этому поводу не говорил. Вместо этого он начал читать наизусть Есенина. Я тоже помню много его стихотворений, однако Леонид Ильич поразил меня тем, что читал неопубликованные произведения поэта - значит, он прекрасно знал его творчество, которое, кстати, не очень-то приветствовалось советской цензурой.

«А месяц будет плыть и плыть, роняя вёсла по озерам, и Русь всё так же будет жить, плясать и плакать у забора», - читал мой попутчик. Я, чтобы не ударить в грязь лицом, тоже стал читать любимых мною Тукая и Такташа, передавая в своем вольном переводе смысл их поэзии:

«Пускай состарюсь я, беспомощен и сед,

И стан согнётся мой под грузом трудных лет,

Душе состариться не дам я никогда,

Она останется сильна и молода.

Пока огонь стиха живет в груди моей,

Я годен для борьбы, я старости сильней...»

Так мы коротали время под стук колес, а затем из Москвы я поехал домой. Но вскоре от Леонида Ильича звонок: «Явитесь на заседание Политбюро».

И БЫЛ ТОРЖЕСТВЕННО ЗАЛОЖЕН СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАМЕНЬ В ОСНОВАНИЕ БУДУЩЕГО АВТОЗАВОДА

Здесь прервём рассказ Фикрята Ахмеджановича, чтобы уточнить его и дополнить ещё одним эпизодом. Звонок генсека последовал не так уж «вскоре» после поездки: юбилей Белоруссии проходил в январе, а постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР было принято лишь 14 августа 1969 года. А за месяц до этого, устав от вынужденного ожидания, Табеев предпринял смелый шаг. 18 июля в присутствии министра автомобильной промышленности А. М. Тарасова, заведующего отделом ЦК КПСС В. С. Фролова, руководителей республики на пшеничном поле неподалеку от Набережных Челнов был торжественно заложен символический камень в основание будущего автозавода. И, конечно же, секретарь обкома сделал так, что фотография с этого мероприятия (впоследствии ставшая самым известным документом фотолетописи КАМАЗа) как бы невзначай попала в Политбюро.

Закладка-символического-камня-в-основание-будущего-ав
Закладка символического камня в основание будущего автозавода

Вот как вспоминает то судьбоносное заседание Гумер Исмагилович Усманов, в 1966- 1982 годы возглавлявший Совет Министров ТАССР:

- Выбирали место тщательно, Совет Министров СССР во главе с Алексеем Николаевичем Косыгиным хотел разместить автозавод в Красноярском крае, а Министерство автомобильной промышленности и ЦК КПСС — в Татарстане. Потому что, доказывали они с нашей подачи, в Татарстане в ходе освоения «второго Баку», как называли тогда нефтяную промышленность республики, создана солидная строительная, монтажная база, выросли стратегически мыслящие кадры. И вот собралось специальное заседание Политбюро. Ведёт его Михаил Андреевич Суслов. Докладывает министр автомобильной промышленности Александр Михайлович Тарасов. Очень квалифицированно, коротко и емко докладывает, что самое выгодное место под строительство — это Татария. Приводит аргументы: база, кадры, транспортный узел, средняя полоса, значит, дешевле обойдётся строительство, эксплуатация. Начались прения. Дмитрий Полянский, первый заместитель Косыгина, подходит к Суслову и говорит: «Тут нечего решать, Тарасов уже без Политбюро решил». И передает Суслову фото. На нем изображен камень, вокруг которого стоят руководители Татарии, Минавтопрома, а на камне написано: «Здесь будет сооружён Камский автомобильный батыр. 1969-1974 гг.».

- Тарасов, как это объяснить? — не без раздражения спрашивает Суслов.

Татарстанцы действительно обошли все «нижние чины» руководства страны — Отдел машиностроения ЦК КПСС, Автопром, Госплан, Госснаб, другие ведомства, которые и вершили тогда все дела в стране…

Тарасов легко вышел из трудного положения:

- Михаил Андреевич, мы выбирали двадцать возможных мест по стране,— сказал он, не моргнув глазом. — Такие же фотографии мы можем представить вам с каждого места. Это не решение Автопрома, а творчество местных фотографов.

Суслов, помявшись, выдавливает:

- Татарстанский вариант, пожалуй, можно одобрить.

Фикрят Ахмеджанович вспоминает, что на том заседании Политбюро никто Суслову не возразил. Только Косыгин потемнел лицом: ведь это он был автором «сибирского варианта» строительства автозавода. Но ему даже слова не дали для выступления. Однако вскоре Алексей Николаевич приехал в Татарию, где секретарь обкома показал ему стремительно раз вернувшуюся стройку, а также нефтехимический комбинат. На вертолете, пробиваясь сквозь декабрьскую пургу, слетали они и к нефтяникам на буровые. Алексей Николаевич был очень доволен увиденным. Он сказал: «Татария — целое государство. Вам продолжать строить!». И оказывал всяческое содействие в возведении комплекса заводов и нового города.

Митинг по поводу пуска 1-й очереди КАМАЗа. На трибуне ге
Митинг по поводу пуска 1-й очереди КАМАЗа. На трибуне генеральный директор КАМАЗа Л.Б.Васильев

КАМАЗ СТАЛ ЗВЁЗДНЫМ ЧАСОМ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РУКОВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ, НО И ДЛЯ ВСЕХ ЕЕ ЖИТЕЛЕЙ

Нужен ли был КАМАЗ Татарии? Споры об этом с новой силой вспыхивают всякий раз, когда малая или большая волна очередного экономического кризиса затрагивает чуткую к колебаниям рынка автомобильную промышленность. Табеев убежден: «КАМАЗ стал звёздным часом не только для руководства республики, но и для всех ее жителей. Строительство крупнейшего в мире автогиганта и современного города преобразило социально-экономический облик Татарии, помогло сделать сильный рывок в ее развитии».

Добавим: всесоюзная ударная стройка всколыхнула всю страну и, образно говоря, заставила работать её на Татарию. Большое дело всесоюзного значения дало сотням тысяч людей возможность получить образование, новую востребованную профессию, жильё, обрести семью. Лучшим же из них она предоставила случай в полной мере раскрыть свои возможности и подняться на высшую ступень профессиональной и социальной лестницы. Автомобилестроение как отрасль, относящаяся к разряду высокотехнологичных, заставила подтянуться до своего уровня все другие отрасли промышленности СССР, от металлургической до приборостроительной. Одновременно КАМАЗ обратил к Татарии взоры не только союзных республик и стран СЭВ, но и других мировых держав, которые в очередной раз убедились в экономической мощи СССР, силе его политического строя. И это явление мирового масштаба было целиком, от первого камня до первого автомобиля, детищем Фикрята Табеева.

Строительство комплекса заводов и города, решение всех стратегических вопросов он взял под свою ответственность. Фикрят Ахмеджанович регулярно бывал на строительных площадках, встречался с рабочими, присутствовал па производственных совещаниях. Соответствующие отделы обкома партии решали повседневные проблемы. Вопросы строительства в Набережных Челнах регулярно выносились на бюро обкома КПСС. Ежедневно приходилось по тем или иным проблемам выходить на правительственные структуры Российской Федерации и страны.

Что касается последнего пункта, то работа в правительственных структурах была целиком и полностью прерогативой первого секретаря обкома; «внешнюю политику» великой стройки осуществлял он. Масштабы этой работы можно представить хотя бы по таким фактам. Только к проектным работам по КАМАЗу было привлечено 106 институтов и других проектных организаций 23-х министерств и ведомств страны. К строительству завода было привлечено восемь министерств и ведомств. Осуществляли строительство 18 крупных генподрядных управлений. В оснащении обеих очередей КАМАЗа оборудованием приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы, США, Канады, Японии и две тысячи заводов из пятисот городов СССР…

Первая продукция Ремонтно-инструментального завода.jpg
Первая продукция Ремонтно-инструментального завода

РАИС БЕЛЯЕВ – САМОРОДОК, ВОЖАК В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА

…Важной задачей па первом этапе строительства Табеев считал комплектование гигантской стройки кадрами партийно-советских работников. И в этом в очередной раз проявился незаурядных талант Табеева «видеть» людей и направлять их именно туда, где они могли принести наибольшую пользу. Такой несомненной удачей стало назначение на пост первого секретаря Набережночелнинского горкома партии 34-летнего Раиса Киямовича Беляева. Как и многие «птенцы гнезда Табеева», он вырос из комсомола: руководил областным комитетом ВЛКСМ, затем Бауманским райкомом партии в столице республики. В этом жизнерадостном, очень энергичном, обладающем особым талантом – собрать вокруг себя народ и увлечь его общим делом - человеке Фикрят Ахмеджанович видел настоящего самородка, вожака в полном смысле этого слова.

То, что его ставленник молод, секретаря обкома не смущало. Да, Беляеву придётся работать с такими «зубрами», как генеральный директор КАМАЗа Лев Борисович Васильев и начальник строительного объединения «Камгэсэнергострой» Николай Максимович Иванцов — заместителями министров, профессионалами, знающими себе цену. Ну и что? Молодость в данном случае — плюс, а не минус. Своими деловыми качествами, смелостью в принятии нетривиальных решений, да и просто неким жизненным азартом Раис Киямович выгодно отличался от многих. На это и сделал ставку Табеев, доверив Беляеву горком, ставший политическим центром стройки.

Принимая решение о назначении Беляева, Фикрят Ахмеджанович думал не только о Набережных Челнах, а рассматривал ситуацию в Закамском регионе комплексно. Челны, Нижнекамск, Елабуга, ставшая городом нефтяников, — всё это был единый промышленный узел, требовавший крепкого и надежного партийного руководства…

…Да, дотоле мало кому известный провинциальный городок кипел и бурлил. Строительная площадка КАМАЗа составляла 56 квадратных километров, еще 44 квадратных километра были отведены под новый город. По проекту КАМАЗ замышлялся как комплекс заводов мощностью 150 тысяч грузовых автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей в год. Структурными частями комплекса должны были стать крупные заводы: литейный, кузнечный, прессово-рамный, ремонтно-инструментальный, двигателей и автосборочный, затем к ним присоединился и завод колес, расположенный в шестидесяти километрах, в Заинске. Ежедневно на стройку прибывали сотни добровольцев, и к 1974 году число жителей города выросло с 37 до 200 тысяч человек. Этим людям надо было дать работу, жильё, возможность обучать детей, лечиться, культурно проводить свободное время...

И «дирижером» этой созидательной эпопеи, по размаху не имевшей себе равных не только в стране, но и в мире, был городской комитет партии под руководством Раиса Киямовича Беляева. «Челнинский горком превратился в своеобразный штаб, где решались все организационные, а порой и технические вопросы. И это не было узурпированием полномочий представителей различных министерств и ведомств, действовавших на челнинской площадке. Напротив, они сами то и дело просили горком вмешаться, когда интересы ведомств схлестывались, и дело заходило в тупик...

фото25.jpg

ЗАВОДЫ И ГОРОД СТРОИЛИСЬ НЕ ПО ДНЯМ, А ПО ЧАСАМ

Табеев всегда был в курсе всего, что происходило на камской стройке. До конца 1976 года — до сдачи первой очереди комплекса заводов — он, даже находясь в Казани, мысленно присутствовал там, и в его жизни, как в кино, развивались два параллельных сюжета. Он знал в режиме реального времени, как поднимаются корпуса будущих заводов, где и какой возводится дом, сколько отсыпано грунта на строительстве автодороги № 1... В очередной раз приезжая в Челны, Фикрят Ахмеджанович видел воочию именно то, что ожидал увидеть.

Заводы и город строились не по дням, а по часам. В пиковые периоды строителями ежедневно осваивалось по полтора миллиона рублей — таких объёмов страна не знала ни до, ни после. Во многом это стало возможным благодаря тому, что и КАМАЗом, и управлением строительства «Камгэсэнергострой», коллектив которого в считанные годы разросся до ста тысяч человек, командовали выдающиеся личности — Лев Борисович Васильев, Николай Максимович Иванцов, Владислав Александрович Фоменко и, наконец, знаменитый Батя, любимец народа — Евгений Никанорович Батенчук. Работать с этими профессионалами, знающими себе цену, Табееву было непросто, но он не променял бы ни одного из них на более покладистых и «сереньких», потому что именно с такими можно было вершить великие дела:

- Первый генеральный директор КАМАЗа Лев Борисович Васильев — выдающийся инженер-организатор, создатель самого крупного машиностроительного предприятия СССР. Это такая фигура, равных которой я сегодня просто не вижу,— вспоминал Табеев.— Но работать с ним было непросто, как непросто делать общее дело со всяким большим, неординарным человеком. Говорят, что в искусстве первых мест нет. Так можно сказать и о строительстве КАМАЗа, собравшем когорту талантливейших, уникальных личностей. Но, тем не менее, Васильев всё-таки — первый, первый генеральный директор, и таким он вошел в историю…

КАК КОМСОМОЛЬЦЫ БЕТОН ВОРОВАЛИ

… Однажды ранним утром идут через парк приехавший в Челны Андрей Павлович Кириленко и Фикрят Ахмеджанович Табеев, и видят такую картину: прямо на земле, среди куч кирпича, вповалку спит вся «верхушка» комсомольского актива: секретарь КАМАЗа Саша Алман, секретарь Камгэсэнергостроя Юра Титов, начальник штаба стройки Валера Стекольщиков, заведующий отделом оборонно-массовой работы Леня Штейнберг... Табеев:

- Что вы тут делаете?!

- Да вот, Фикрят Ахмеджанович, часов до трех ночи работали, по домам расходиться было поздно, решили здесь переночевать и с утра пораньше взяться за дело!

- Что строите-то?

Наш, комсомольский кинотеатр! Андрей Павлович, видя такое дело, спрашивает:

- Ну, а проблемы какие тут у вас?

- Бетон нам не дают! Приходится его воровать: парни из боевой комсомольской дружины стоят на дороге, ведущей от растворобетонного завода, и несколько машин направляют сюда!

- Хорошо, решим.

В тот же день на бюро горкома партии Кириленко дал распоряжение — «комсомольскую стройку» снабжать материалами.

Ф.А.Табеев и В.Н.Новиков.jpg
Ф.А.Табеев и В.Н.Новиков

НУЖЕН БЫЛ АВТОМОБИЛЬ, ОБ ОСТАЛЬНОМ НЕ ДУМАЛИ. А ТАБЕЕВУ НУЖНЫ БЫЛИ ШКОЛЫ, ПРИГОРОДНАЯ ЗОНА

Табеев сыграл огромную роль в создании Камского автозавода. Не все в правительственных кругах страны его поддерживали: нужен был автомобиль, об остальном не думали. А ему нужны были школы, пригородная зона... Даже Кириленко порой говорил: «Фикрят, ты кончай с пригородной зоной: нам КАМАЗ нужен, а не сельское хозяйство!». А Табеев возражал — нужна инфраструктура! Такие споры постоянно происходили в Челнах, споры просто страшные! Табеев молодых, в поддержку пристёгивал: «Валерий, ставь вопрос острее!». И мы говорили о том, что молодёжи негде учиться, лечиться, отдыхать.

Благодаря ему — масштабу его личности, силе духа, стилю руководства, таланту общения с людьми — татарстанские стройки и стали великими. Пройдёт тысяча лет, но второй такой стройки, как КАМАЗ, не будет. Такое не повторяется!

фото24.jpg

АЛЫЙ ГРУЗОВИК С НОМЕРОМ 0000001

... Первый грузовик сошёл с конвейера автосборочного завода 16 февраля 1976 года. Всего шесть с половиной лет отделяло это событие от 14 августа 1969 года, когда было принято постановление о строительстве Камского автозавода! За эти годы на промышленном и жилищном строительстве было освоено 3,6 миллиарда рублей, введено в строй 2,1 миллиона кв. метров производственных площадей, на которых установлено 16 тысяч единиц оборудования, более двухсот автоматических линий, 180 километров конвейеров.

И вот наступил этот памятный февральский понедельник. Мороз, не отступавший с начала месяца, в тот день особенно лютовал. Над белыми массивами нового города стояла морозная дымка. Но привыкших, кажется, ко всему молодых строителей и заводчан это не могло испугать. Тысячи их с раннего утра с лозунгами, знамёнами и музыкой двинулись к автомобильному заводу. Там, под его крышей, на огромной, украшенной транспарантами площадке вскоре яблоку негде было упасть. Возле конвейера была сооружена трибуна. Стоя на ней рядом с руководителями города, КАМАЗа и строительных организаций, Фикрят Ахмеджанович почти физически ощутил особое чувство братства, которое объединило его за пришедшие годы с этими людьми.

Когда алый грузовик с номером 0000001 медленно сошёл с ленты конвейера и встал возле трибуны, люди приветствовали его настоящим ликованием. Почти пятнадцать тысяч сердец бились в этот момент в унисон. Люди плакали, обнимались, поздравляли друг друга. И всё это было искренним, никем не организованным. Это событие имело поистине исключительное значение. О пуске конвейера КАМАЗа, запечатлённом в документальных кинолентах и многочисленных фотографиях, много писали в газетах, говорили по радио, показывали по телевидению. Не будет преувеличением сказать, что пуска камазовского конвейера ждала вся страна, потому что во всех её уголках были сопричастные к этой стройке люди и предприятия.

А через неделю открылся XXV съезд коммунистической партии, которому труженики Татарии подготовили особый подарок. Фикрят Ахмеджанович рассказывал:

- 24 февраля 1976 года четыре новеньких КАМАЗа стояли на Красной площади. Вначале их даже не хотели туда пускать, так что ради разрешения заехать автомобилям на знаменитую брусчатку мне пришлось связаться с Кириленко. Всего же завод собрал к открытию партийного форума 25 автомобилей, соответственно порядковому номеру съезда КПСС. Выступая затем на съезде, я с гордостью предложил делегатам в перерывах между заседаниями полюбоваться на новый советский грузовик. Я также постарался и передал Брежневу хвалебный текст в наш адрес, но он им в дни съезда не воспользовался. Зато потом мы практически без изменений получили его в качестве поздравительного письма и адрес строителей КАМАЗа. Потом его буквально разобрали на цитаты. Помните? — «Пройдут годы, но все советские люди будут с гордостью вспоминать о трудовом подвиге на Каме». Вот так делается история.

Продолжение следует.

Читайте также:

Фикрят Табеев: «Я стоял в почетном карауле у портрета Сталина» Часть 1-я

Фикрят Табеев: «В отличие от «позднего» Хрущева, Брежнев умел слушать и прислушиваться…» Часть 2-я

Иллюстрации из книги «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки». Один из авторов фотографий - Камиль Ситдиков

www.business-gazeta.ru

Строительство КАМАЗа

В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн с более экономичным дизельным двигателем. Существующие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города — в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги — позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.

Арка с названием стройки.

Строительство КАМАЗа

 

Уже 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года[источник не указан 53 дня], и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КамАЗа — Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.

Темпы строительства комплекса заводов возрастали. В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. За 1970—1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб. (в том числе на строительно-монтажные работы — 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб.[источник не указан 53 дня] (что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых).

1972 год. Приём на работу на вновь построенном заводе.

Строительство КАМАЗа

Общая развёрнутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс.м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс.м² или 81 % от проекта).

На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза.

1971 год.

Строительство КАМАЗаПараллельно шло строительство Нового города Набережных Челнов. Первый 12-тиэтажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Планировалось увеличить население города в десятки раз — с чуть менее тридцати тысяч до полумиллиона человек. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента — комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х — 1980-х годах.

Отдел кадров завода КАМАЗ.

Строительство КАМАЗа

Технический проект КамАЗа был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими предприятиями и организациями СССР: институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР и «Гипродвигателем» (Ярославль).

Также к проектированию отдельных производств были привлечены иностранные фирмы: «Свинделл — Дресслер» (Питсбург, США) — технологические и специальные части литейного завода, «Рено» (Франция) — проект завода двигателей, «Либхерр» (Штутгарт, ФРГ) — производство коробок переключения передач.

Конструкция первого поколения автомобилей и двигателей КамАЗ-5320 построена на основе перспективного семейства автомобилей ЗИЛ-170 (6×4) и ЗИЛ-175 (4×2) разработки Московским автомобильным заводом им. И. А. Лихачёва и Ярославским моторным заводом в 1967—1969 годах.

В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов.

1969 год.

Строительство КАМАЗа

1969 год. Памятный камень.

Строительство КАМАЗа

Основы будущих цехов.

Строительство КАМАЗа

Строительство КАМАЗа

Строительство КАМАЗа

Строительство КАМАЗа

Бригада Гайнутдинова

Строительство КАМАЗа

От первого куба земли до первого автомобиля один шаг.

Строительство КАМАЗа

Заливка бетоном.

Строительство КАМАЗа

1972. Автосборочный цех.

Строительство КАМАЗа1972. Документ строительства

Строительство КАМАЗа

ТЭЦ

Строительство КАМАЗаЭлектроподстанция

Строительство КАМАЗа

Завод двигателей.

Строительство КАМАЗа

Приезд начальства.

Строительство КАМАЗа

До пуска главного конвейера 2 дня.

Строительство КАМАЗа

Строительство КАМАЗа

Церковь и дома старой постройки на фоне строящихся цехов.

Строительство КАМАЗа

Строительство КАМАЗа

Монтажники.

Строительство КАМАЗа

1970 год.

Строительство КАМАЗа

Руководители строительства завода и города.

Строительство КАМАЗа

Строительство главного корпуса.

Строительство КАМАЗа

Строительство КАМАЗа

Женщины добираются на работу.

Строительство КАМАЗа

Строительство КАМАЗа

Строители

Строительство КАМАЗаЭскаватор.

Строительство КАМАЗа

Руководители строительства.

Строительство КАМАЗа

Подъёмные краны.

Строительство КАМАЗа

Строящиеся цеха на фоне города.

Строительство КАМАЗа

Строительство КАМАЗа

Монтажник.

Строительство КАМАЗа

Строительство фундамента.

Строительство КАМАЗа

1974. Литейный

Строительство КАМАЗаРИЗ строится.

Строительство КАМАЗаВстреча

Строительство КАМАЗаГеодезические работы.

Строительство КАМАЗаКотлован

Строительство КАМАЗа1971. Автосборочный. Палаточный городок.

Строительство КАМАЗа

Строительство КАМАЗа1972. Палатка АЗС.

Строительство КАМАЗа

Строительство КАМАЗа

Строительство КАМАЗа

historicaldis.ru

«Строительство корпусов нового завода "КАМАЗ" по производству каркасов кабин завершили в Татарстане» в блоге «Новые заводы и цеха»

На территории нового завода по производству каркасов кабин состоялась церемония передачи символичных ключей, в ходе которой «КАМАЗ» передал компании Daimler построенный цех окраски и сварки для его дальнейшего оснащения.

В строительство завода «КАМАЗ» вложил порядка 3 млрд ублей.

«КАМАЗ» и его стратегический партнёр Daimler начали совместное строительство завода каркасов кабин общей площадью 68 тыс. кв. м в марте прошлого года. При этом проект предусматривает разделение ролей: «КАМАЗ» полностью отвечает за строительство здания на своей территории, а предприятие «ДК РУС» совместно с Daimler AG — за организацию производства. На данный момент российский автогигант свои обязательства выполнил: проведены общестроительные работы, подведены инженерные сети, здание обеспечено электричеством и отоплением, также готовы подъезды к заводу кабин и место для строительного городка монтёров оборудования.

«Не побоюсь назвать этот момент историческим — мы с вами становимся свидетелями важного шага на пути к запуску в Набережных Челнах нового современного завода. Ещё в 2014 году в рамках нашего сотрудничества с Daimler мы приняли судьбоносное решение и уже тогда знали, что в автограде появится новейший завод по производству каркасов кабин для нового поколения автомобилей, — отметил представиель КАМАЗа. — Могу уверенно сказать, что такого строительства, в таком объёме и под такие масштабные цели компания давно не осуществляла. И сегодня „КАМАЗ“ полностью готов передать работу в надёжные руки партнёра».

Теперь на очереди — монтаж оборудования в цехах окраски и сварки, начало которого запланировано на 1 ноября. Пуско-наладочные работы будут проводиться в марте следующего года, в августе планируется тестовый запуск, а уже в январе 2019 года состоится старт серийного производства. Производственная мощность завода составит 55 тыс. единиц в год. Новые каркасы кабин будут поставляться как на главный сборочный конвейер «КАМАЗа», так и на сборочное производство грузовиков Mercedes-Benz.

Как сообщалось ранее, новой кабиной будет оснащаться магистральный тягач нового поколения КАМАЗ-54901, серийное производство которого будет запущено в 2019 году. Компания планирует вывести новинку на рынок ближе к 2020 году. Вместе с новой кабиной автомобили нового поколения получат новый рядный шестицилиндровый двигатель Р6. Под эту задачу на заводе двигателей КАМАЗа уже подготовлен новый конвейер. С новым автомобилем в компании планируют выйти на мировой рынок, в частности, в Европу.

sdelanounas.ru

Вести КАМАЗа - Блог: К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА КАМАЗА.

В последнее время часто слышу, что самой важной причиной появления КАМАЗа именно в Набережных Челнах послужил один такой интересный факт. А именно, выигрыш в шашки, шахматы, домино (кому - как нравится) первого секретаря Татарского обкома КПСС Ф.А.Табеева у Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева.Вы верите в это? Я – нет.Подобная ситуация, когда на кону стоит строительство крупного комплекса большегрузных автомобилей и всё решается простым выигрышем в домино...Абсурд.Табеев книга.jpgСам Фикрят Ахмеджанович Табеев в книге Я.Шафикова, изданной в Казани в 2001 году, на странице 192-193 вспоминает, что в домино в поезде действительно играли, предложение своё Табеев Брежневу озвучил…Но, цитирую по книге: «Л.И.Брежнев опять не проронил ни слова. Вскоре все мы разошлись по своим местам для отдыха»Какой выигрыш? О чём вы говорите?

Была проделана огромная работа по выбору площадки для строительства автозавода.Более 70 различных институтов изучали многочисленные районы СССР для строительства.Посмотрите на карту.Это города, где мог появиться крупнейший автозавод по производству дизельный грузовиков.10004 - копия.jpgТеперь немного о том, как шёл процесс выбора площадки.Основаниями для строительства комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей послужили следующие документы:1. Постановление ЦК КПСС И Совета Министров СССР от 16 ноября 1967 №10841967 16 ноября №1084 Постановление ЦК КПСС о строительстве.jpg2. Приказ Министра Автомобильной промышленности от 19 ноября 1967 №479 «О строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности и о начале строительства в 1970 году комплекса заводов по производству 150 тысяч штук в год трехосных дизельных автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей».

24 октября 1967 года приказом министра Автомобильной промышленности Тарасовым Александром Михайловичем была сформирована комиссия по выбору района для строительства.Посмотрите, кто входил в комиссию.10001.jpg10002.jpg10003.jpgРезультатом работы стал тот факт, что, изучив многочисленные варианты, члены комиссии сократили число претендентов.Посмотрите выдержки из Постановления Совета Министров СССР от 15 ноября 1968 года.1968 15 ноября док СМ СССР о строит компл зав по произ груз (1).jpg1968 15 ноября док СМ СССР о строит компл зав по произ груз (2).jpgВ Музее КАМАЗа хранится неподписанный проект постановления ЦК КПСС и СМ СССР.На документе стоит дата "1968 год".Этот документ предусматривал, что завод по производству дизельных автомобилей, грузоподъемностью 8-11 тонн должен быть построен в рабочем поселке Означенное Красноярского края.В городе Заозёрный Красноярского края должны были появиться:- производство дизельных двигателей мощностью 210-240 л.с. - литейное производствоВ городе Тутаево Ярославской области должен был появиться завод по производству дизельных двигателей мощностью 150 л.с. В городе Черкассы Украинской ССР должен был быть построен завод по производству прицепов и специализированных кузовов, грузоподъемностью 8-20 тонн на выпуск до 60 000 штук в год.

Внизу на карте начала 1969 года вы видите сравнительный анализ предстоящих работ по внешним коммуникациям трех площадок.1969 выбор площадки.jpgВерсия карты в формате pdf здесь https://vestikamaza.ru/upload/iblock/462/46256137a9802f14ceb04257670d45cc.pdf

Изучались различные мнения, шёл серьезный анализ стройплощадок.Внизу на фотографии работают геодезисты.ГЕОДЕЗИСТЫ.jpgПервоисточник, хранящийся в фондах Музея КАМАЗа, датированный ноябрём 1968 года, говорит о следующих факторах в пользу Набережных Челнов:- хорошие климатические условия (зимняя температура – 29 градусов, а не -40, как в Восточной Сибири)IMG_02945.jpg- уменьшение затрат на зимнее удорожание земляных работ (глубина промерзания 1,9 метров, а в Красноярском крае – 3 метра), - низкая стоимость местных строительных материалов,- доставка автомобилей из Поволжья даёт экономию в 17 000 000 рублей в год, снижает нагрузку на Сибирскую железную дорогу.- по мнению членов комиссии не требовалась зональная надбавка к зарплате (впрочем, в октябре 1969 в Набережных Челнах ввели районный коэффициент к зарплате строителей КАМАЗа).

30 июня 1969 года выходит Приказ министра Автомобильной промышленности СССР№198.10001.jpg10002.jpg10003.jpg10004.jpgВнизу на фотографии правительственная комиссия в Набережных Челнах.Июль 1969 года.1969 июль правительственная комиссия на площадке строителсьтва КАМАЗа.jpgИменно в этот период, а именно 17 июля 1969 года и произошла знаменитая закладка символического камня.1969 июль (1).jpgПосмотрите список тех, кто проголосовал за строительство комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Среднем Поволжье.Список проголосовавших за Поволжье (1).jpgСписок проголосовавших за Поволжье (2).jpgСреди них:Тарасов Александр Михайлович – министра Автомобильной промышленности СССР.Бородин Павел Дмитриевич – директор ЗИЛаЗалесский Юрий Евгеньевич – директор института Гипроавтопром, который спроектировал весь комплекс заводов КАМАЗаКригер Анатолий Маврикиевич- главный конструктор ЗИЛа, завода который разработал первые камазовские грузовики.Чернышов Георгий Дмитриевич – директор Ярославского моторного завода, на котором были разработаны первые двигатели для грузовиков КАМАЗ.

И вот 14 августа 1969 года выходит историческое Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР.Местом для строительства автозавода выбран город Набережные Челны.1969 14 августа О месте строительства в Наб Челнах.jpg26 сентября 1969 года строящийся комплекс заводов получил название – Камский автомобильный завод.1969 26 сентября №303 О наименовании завода.jpgПодведём итоги.IMG_02947.jpgПричины выбора Набережных Челнов в качестве строительства КАМАЗа в 1969 году:1. Перекресток многих путей 2. Наличие рядом промышленных центров Горького, Ульяновска. Тольятти, Ижевска3. Наличие реки Камы, по которой могли ходить суда типа «река -море».Кама (2).JPG4. В избытке электроэнергия (Заинская ГРЭС, строится Нижнекамская ГЭС )Внизу на фотографии главная трансформаторная подстанция рядом с Нижнекамской ГЭС.главная трансформаторная подстанция.jpg5. Переизбыток рабочей силы. (В Поволжье численность 6 800 000 человек, плотность 32 человек на 1 кв м., в Западной Сибири - 5 100 000 человек , плотность – 12 человек на 1 кв. м.)6. Наличие мощной строительной организации КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ.7. Зачатки строительной индустрии.8. Наличие строящегося Нижнекамского завода шин.

Вот такие аргументы в пользу Набережных Челнов.IMG_02946.jpg

А вы говорите «выигрыш в домино»…въезд со стороны Заинска.JPG

vestikamaza.ru


Смотрите также