Гантраки: грузовики с пушками и пулемётами. Гантрак камаз


Гантраки. Часть 2-я » Военное обозрение

В 70-80-е годы практически ни один вооруженный конфликт не обходился без использования противоборствующими сторонами полноприводных джипов, пикапов и грузовиков в качестве платформы для установки вооружения. Особенно это было характерно для конфликтов, где одной из сторон выступали иррегулярные формирования.

Так различные группировки во время гражданской войны в Ливане для повышения мобильности скорострельных зенитных установок достаточно часто монтировали их на шасси автомобилей.

Особой популярностью пользовался неприхотливый и надёжный Unimog с 23-мм спаркой ЗУ-23 или 14,5-мм счетверённой установкой ЗПУ-4. При этом стрельба по наземным целям велась гораздо чаще, чем по воздушным.

Другим местом, где активно использовались вооруженные автомобили, стала Южная Африка. Так в ряде конфликтов известных под общим названием «Война в буше» вооруженные силы Южной Родезии и ЮАР активно применяли вооружённые автомобили повышенной проходимости сначала против вооруженных национально-освободительных формирований, а в последствии и против регулярных ангольско-кубинских войск.

Всё также популярностью пользовался широко распространенный Unimog, на который монтировались различные пулемёты, от МАG винтовочного калибра до крупнокалиберных М2.

Среди спецназовцев, участвовавших в рейдах, также ценились вездеходы Land Rover различных модификаций и грузовики Bedford. Достаточно часто машины подвергались локальному бронированию.

Спаренные установки пулемётов Browning M1919 монтировались в качестве основного вооружения на автомобили, участвующие в рейдах. Однако джипы и армейские грузовики были весьма уязвимы при подрывах на противотанковых минах и самодельных фугасах, которые активно применяли партизаны.

«Лендровер», подорвавшийся на мине

С 1972 по 1980 год в этом регионе при помощи мин было уничтожено около 2400 единиц автомобильной техники различных типов. От взрывов погибли 632 человека и еще свыше 4400 были ранены. Первоначально с минной угрозой пытались бороться путём усиления днища серийных машин, но быстро выяснилось, что переделка и усиление днища стандартной машины — это путь в тупик.

Очень скоро проектировщики и военные пришли к необходимости создания машин специальной постройки максимально устойчивых к поражающим факторам взрывных устройств. В целях снижения расходов в производстве и упрощения проектирования в этих машинах использовались узлы и агрегаты стандартных армейских автомобилей.

Общей чертой родезийских и южноафриканских «противоминных» машин стали: большой дорожный просвет и усиленное V-образное днище призванные эффективно рассеивать энергию взрыва и противостоять осколкам.

Первой боевой машиной, которую можно считать полноценным представителем класса MRAP (Mine resistant and ambush protected — «Машина, стойкая к минам и защищенная от атак из засады»), стал образец под названием Hyena («Гиена»). Разработанная в ЮАР машина основывалась на шасси одного из джипов серии Land Rover.

Бронеавтомобиль «Гиена»

Водитель и десант размещались в одном объеме, поскольку корпус не разделялся на несколько отделений. Бронекорпус «Гиены» не имел крыши. Вместо него на металлическом каркасе растягивался матерчатый тент или устанавливалась легкая металлическая крыша. Для самообороны стрелкам приходилось вставать в полный рост и вести огонь из личного оружия через зазор между тентом и корпусом. Посадка и покидание машины осуществлялись через дверь в кормовом листе.

Эта весьма характерно выглядящая машина, действительно имевшая определённое сходство с одноимённым хищником была построена в количестве 230 единиц. Производство продолжалось до 1974 года.

В дальнейшем в ЮАР на базе различных шасси было создано несколько типов боевых машин попадающих под определение MRAP. Все они с большим или меньшим успехом применялись для патрулирования, сопровождения транспортных колонн и рейдов в буше. Некоторые из них использовались даже в качестве железнодорожных бронедрезин.

Бронедрезина Kudu

Характерной особенностью всех южноафриканских броневиков была специфическая внешность, из-за которой они напоминали некое творение мастеров-кустарей, а не профессиональных инженеров и механиков, пусть даже и ограниченных возможностями находящейся под санкциями промышленности. Но, несмотря на неказистый внешний вид, создание и массовое использование этих бронеавтомобилей позволило сократить потери личного состава при подрывах примерно в три раза.

Бронеавтомобиль Crocodile

Лишь во второй половине семидесятых в ЮАР смогли создать броневик с «экстерьером», действительно напоминающим аналогичную технику ведущих мировых производителей. Этот проект получил название Crocodile («Крокодил»). Впоследствии полученный богатый опыт создания и эксплуатации в боевых условиях машин типа MRAP позволил ЮАР стать одним из ведущих производителей такой техники.

В послевоенное время в Советском Союзе, танковые армии которого сопровождаемые мотопехотой на БМП и БТР готовились в условиях применения ядерного оружия к броску до Ламанша, варианты вооружения и бронезащиты грузовиков всерьёз не рассматривались. Но всё изменилось после ввода «ограниченного контингента» в Афганистан, когда наши транспортные колонны столкнулись с теми, же проблемами, что и американцы во Вьетнаме.

За время «интернационального похода» Советской армии наши войска потеряли 11369 транспортных автомашин. Сколько при этом погибло водителей и сопровождающих, сейчас точно никто не скажет. Можно только предположить, что речь идет о тысячах жизней. Потери были бы еще значительнее, если бы наши бойцы не проявляли смекалку и не стали защищать кабины бронелистами с повреждённой бронетехники. Они так же навешивали на двери бронежилеты. Свою лепту в сохранение личного состава внесла и отечественная промышленность.

Были разработаны «Уралы» и «КамАЗы» с частично бронированной кабиной, вес бронезащиты составлял около 200 килограммов. На кабине грузовика устанавливались наружная броневая защита и броневые жалюзи на ветровом стекле. На внутренних поверхностях панелей и дверей монтировались бронеэкраны. Броневая защита автомобилей предохраняет от пуль калибра 7,62 мм .

Именно в Афганистане подразделения Советской Армии впервые стали применять грузовики с зенитными установками ЗУ-23. Спаренные 23 мм «ЗУшки» монтировались в кузове грузовиков: Урал-375, Урал-4320, ЗИЛ-131, МАЗ-503, КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310.

ЗУ-23 с темпом стрельбы 800—1000 выстр./мин и дальностью до 2,5 км была способна буквально перепахивать склоны гор, где устраивали засады душманы. Иногда в кузове монтировался автоматический миномет «Василек». Борта машин завешивались бронежилетами, на дно кузова укладывались мешки с песком для защиты в случае подрыва на мине.

Встречались и более экзотичные варианты, например «Урал» с установленной в кузове «бронебудкой» с башней от БРДМ-2 с блоком НУРСов.

В кузове автомобилей меньшей грузоподъёмности: ЗИЛ-130 ГАЗ-66 монтировались 12,7-мм пулемёты ДШК и 14,5-мм спарки ЗПУ-2 и автоматические гранатомёты АГС-17.

Первыми устанавливать различное вооружение на грузовики начали в 159-й ОДСБр, в связи с отсутствием в штатном расписании отдельной дорожно-строительной бригады бронетранспортёров, подразделений охраны, трудностями по согласованию выделения мотострелковых подразделений для охраны автомобильных колонн.

Позже для этой цели были перепрофилированы штатные зенитно-артиллерийские подразделения в составе всех полков и бригад, для которых не нашлось вражеских воздушных целей. Мобильность зенитного орудия установленного на грузовом автомобиле, вкупе с возможностью стрельбы на больших углах возвышения, оказалась эффективным средством для отражения нападений на автоколонны в условиях горной местности Афганистана.

После распада СССР на территориях «независимых республик» вспыхнули многочисленные конфликты. Не все стороны участвующие в этих конфликтах были обеспеченны бронетехникой с казавшихся неисчерпаемыми складов и парков Советской Армии. Кое-где пришлось импровизировать, создавая разного рода «броненосцы» и «тачанки» зачастую на шасси гражданских грузовых автомобилей и автобусов.

Импровизированный броневик на базе самосвала КрАЗ-256Б, построенный во время Приднестровского конфликта в 1992 году

Вскоре Российской Армии тоже пришлось вспомнить об афганском опыте. Практика использования вооружённых грузовиков практически без изменений пришла в Чечню, где такие машины использовали и используют подразделения Министерства обороны и МВД.

Автомобили, используемые в качестве машин огневой поддержки, оснащаются крупнокалиберными пулемётами или зенитными установками ЗУ-23.

Для защиты водителя и десанта использовались бронежилеты, мешки с песком, брёвна, снарядные ящики, броневые детали, снятые с подбитой или выработавшей ресурс техники.

Во время «Второй чеченской» в войска стали поступать бронированные грузовики заводского изготовления. Больше всего таких «бронемашин» различных модификаций было изготовлено на базе «Урала». Но, к сожалению не все из них оказались способны обеспечить приемлемый уровень защищённости, особенно при подрывах на минах и фугасах.В связи с этим в ряде автомобильных КБ по программе «Тайфун» начались разработки отечественных машин аналогичных MRAP.

Одной из таких «взрывостойких» моделей стала полноприводная трехосная многофункциональная машина Урал-63095«Тайфун».

Другой подобной машиной стал КамАЗ-63968 «Тайфун»

Американские военные вторгнувшиеся в Афганистан и Ирак вскоре начали нести существенные потери при нападениях на их транспортные колонны. Оказалось, что имеющиеся у американцев грузовики и армейские внедорожники — легкая добыча для многочисленных повстанцев и террористов, засевших на крышах узких улочек иракских городов и в «зеленке» вдоль автотрасс. Приставить же к каждому автомобилю бронетранспортер или БМП не представляется возможным — это слишком накладно даже для такого щедро финансируемого военного ведомства, как Пентагон. Американским солдатам поневоле пришлось вспоминать вьетнамский опыт и мастерить гантраки.

Появилось большое количество самых разнообразных вариантов бронированных и вооруженных грузовиков. Значительная их часть переоборудовалась в заводских условиях с использованием серийных специально разработанных элементов защиты. Чаще всего гантраки создавались на базе грузовиков М923 и М939, которые вооружались автоматическими гранатомётами, едиными пулемётами и крупнокалиберными пулемётами.

Для стандартного армейского 5-тонного грузовика М939 была спроектирована бронекапсула «Хантер бокс» (Hunter box), которая представляла собой устанавливаемую в кузов бронированную «коробку», с бойницами для стрельбы их 2-4 единых 7,62-мм или крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов.

Гантрак с дополнительным бронированием на базе «Хаммера» получил обозначение M1114 . При полной массе около 5 тонн эта машина имела «по кругу» бронезащиту от винтовочных пуль калибра 7,62 мм.

При проведении операции в Ираке был создан комплект “повышенное бронирование” (Up-Armor). Данное нововведение, которое имело несколько типов и итераций, включало бронированные двери с пуленепробиваемым стеклом, боковые и задние броневые панели, и баллистические ветрозащитные экраны, которые обеспечивают повышенную защищенность от обстрела из стрелкового оружия и простейших самодельных взрывных устройств в боковой проекции.

M1114

Набор съемного вооружения для М1114 в открытой сверху башне включает в себя все от легких пулеметов до крупнокалиберных 12,7-мм пулеметных установок и автоматических 40-мм гранатомётов.

Бронированный «Хаммер» получился весьма тяжелым (вес брони достигал 1000 кг), что затрудняло его эксплуатацию, способствовало ускоренному износу подвески, снижало скорость, управляемость, и надежность. В тоже время броня не защищала от кумулятивных гранат и подрывов под днищем автомобиля.

В боевой обстановке имели место случаи когда военнослужащие не могли экстренно покинуть подбитый M1114 из-за чрезмерного веса бронированных дверей. Член экипажа, управляющей вооружением, установленным на крыше автомобиля, является чрезвычайно уязвимым.

Самым тяжелым гантраком использованным вооруженными силами США в Ираке стал «броненосец» на базе 4-осного десятитонного грузовика M985. Эта машина стала настоящей «канонеркой», в установленном на грузовой платформе бронекоробе монтировалось до 6 пулеметов и автоматических гранатомётов.

Создание и использование таких «монстров» конечно, повышало защищённость транспортной колонны, но эти машины, по сути, являлись «балластом», неспособным к транспортировке полезного груза. В итоге американское военное командование сделало ставку на массовое поступление в войска заводских элементов бронирования кабин грузовиков с установкой там пулеметной турели М2НВ.

Официально после 2005 года все американские грузовые гантраки в зоне боевых действий были заменены на специализированные машины MRAP. По тому же пути в итоге пошли военные контингенты, присутствовавших в Ираке и Афганистане союзников США.

Инспирированные США на Ближнем востоке «цветные революции» погрузили этот регион в хаос и нестабильность. Череда вооруженных конфликтов спровоцировала всплеск интереса к гантракам. Но они использовались, как правило, не для защиты транспортных коммуникаций, а в как средство огневой поддержки.

В качестве базового шасси для установки вооружения популярностью пользуются различные пикапы повышенной проходимости.

Конфликт на востоке Украины так же стал местом массового использования вооруженных и кустарно бронированных гражданских автомашин.

Украинские военные, как правило, использовали штатную бронетехнику заводского изготовления, в тоже время различные карательные «добровольческие батальоны» украинских националистов лишенные такой возможности вооружали и лепили броню на все, что только было можно.

Впрочем, не отстают от них в этом вопросе и ополченцы ДНР и ЛНР. Показателен пример установки в кузов бронированного КамАЗа неисправной БМД-2.

В зависимости от размеров и вооружения, гантраки в этом конфликте используются для огневой поддержки, патрулирования, разведки, диверсионных рейдов, подвоза боеприпасов и вывоза раненых.

Подводя итог, можно сказать, что в ближайшее время гантрак как боевая единица с поля боя никуда не денется, учитывая все большую трансформацию войн из масштабных столкновений с применением всех родов войск в локальные конфликты. Подобный эрзац-броневик можно построить в условиях любого предприятия, где имеется сварка и металлообрабатывающее оборудование. К тому же, в отличие от экипажа бронетехники, которому требуется обучение, к квалификации экипажа гантрака нет никаких особых требований: в его состав может влиться любой человек, годный к военной службе. Кроме того, ремонт машины может проводиться в гражданской автомастерской, что значительно упрощает и удешевляет задачу снабжения запчастями и горюче-смазочными материалами. По сравнению с бронетехникой гантраки дешевле в эксплуатации и потребляют меньше топлива. Оборотной стороной является большая по сравнению с бронетехникой уязвимость от огня противника и низкая защищённость экипажа при подрывах на минах и фугасах.

Другая публикация на эту тему:

Гантраки. Часть 1-я

По материалам:http://automir.in.ua/newsm.php?id=15153http://shushpanzer-ru.livejournal.com/http://www.mil.in.ua/forum/viewtopic.php?f=110&t=808&start=160

topwar.ru

Гантраки. Часть 2-я

В 70-80-е годы практически ни один вооруженный конфликт не обходился без использования противоборствующими сторонами полноприводных джипов, пикапов и грузовиков в качестве платформы для установки вооружения. Особенно это было характерно для конфликтов, где одной из сторон выступали иррегулярные формирования.

Так различные группировки во время гражданской войны в Ливане для повышения мобильности скорострельных зенитных установок достаточно часто монтировали их на шасси автомобилей.

Особой популярностью пользовался неприхотливый и надёжный Unimog с 23-мм спаркой ЗУ-23 или 14,5-мм счетверённой установкой ЗПУ-4. При этом стрельба по наземным целям велась гораздо чаще, чем по воздушным.

Другим местом, где активно использовались вооруженные автомобили, стала Южная Африка. Так в ряде конфликтов известных под общим названием «Война в буше» вооруженные силы Южной Родезии и ЮАР активно применяли вооружённые автомобили повышенной проходимости сначала против вооруженных национально-освободительных формирований, а в последствии и против регулярных ангольско-кубинских войск.

 

 

Всё также популярностью пользовался широко распространенный Unimog, на который монтировались различные пулемёты, от МАG винтовочного калибра до крупнокалиберных М2.

Среди спецназовцев, участвовавших в рейдах, также ценились вездеходы Land Rover различных модификаций и грузовики Bedford. Достаточно часто машины подвергались локальному бронированию.

Спаренные установки пулемётов Browning M1919 монтировались в качестве основного вооружения на автомобили, участвующие в рейдах. Однако джипы и армейские грузовики были весьма уязвимы при подрывах на противотанковых минах и самодельных фугасах, которые активно применяли партизаны.

«Лендровер», подорвавшийся на мине

С 1972 по 1980 год в этом регионе при помощи мин было уничтожено около 2400 единиц автомобильной техники различных типов. От взрывов погибли 632 человека и еще свыше 4400 были ранены. Первоначально с минной угрозой пытались бороться путём усиления днища серийных машин, но быстро выяснилось, что переделка и усиление днища стандартной машины — это путь в тупик.

Очень скоро проектировщики и военные пришли к необходимости создания машин специальной постройки максимально устойчивых к поражающим факторам взрывных устройств. В целях снижения расходов в производстве и упрощения проектирования в этих машинах использовались узлы и агрегаты стандартных армейских автомобилей.

Общей чертой родезийских и южноафриканских «противоминных» машин стали: большой дорожный просвет и усиленное V-образное днище призванные эффективно рассеивать энергию взрыва и противостоять осколкам.

Первой боевой машиной, которую можно считать полноценным представителем класса MRAP (Mine resistant and ambush protected — «Машина, стойкая к минам и защищенная от атак из засады»), стал образец под названием Hyena («Гиена»). Разработанная в ЮАР машина основывалась на шасси одного из джипов серии Land Rover.

Бронеавтомобиль «Гиена»

Водитель и десант размещались в одном объеме, поскольку корпус не разделялся на несколько отделений. Бронекорпус «Гиены» не имел крыши. Вместо него на металлическом каркасе растягивался матерчатый тент или устанавливалась легкая металлическая крыша. Для самообороны стрелкам приходилось вставать в полный рост и вести огонь из личного оружия через зазор между тентом и корпусом. Посадка и покидание машины осуществлялись через дверь в кормовом листе.

Эта весьма характерно выглядящая машина, действительно имевшая определённое сходство с одноимённым хищником была построена в количестве 230 единиц. Производство продолжалось до 1974 года.

В дальнейшем в ЮАР на базе различных шасси было создано несколько типов боевых машин попадающих под определение MRAP. Все они с большим или меньшим успехом применялись для патрулирования, сопровождения транспортных колонн и рейдов в буше. Некоторые из них использовались даже в качестве железнодорожных бронедрезин.

Бронедрезина Kudu

Характерной особенностью всех южноафриканских броневиков была специфическая внешность, из-за которой они напоминали некое творение мастеров-кустарей, а не профессиональных инженеров и механиков, пусть даже и ограниченных возможностями находящейся под санкциями промышленности. Но, несмотря на неказистый внешний вид, создание и массовое использование этих бронеавтомобилей позволило сократить потери личного состава при подрывах примерно в три раза.

Бронеавтомобиль Crocodile

Лишь во второй половине семидесятых в ЮАР смогли создать броневик с «экстерьером», действительно напоминающим аналогичную технику ведущих мировых производителей. Этот проект получил название Crocodile («Крокодил»). Впоследствии полученный богатый опыт создания и эксплуатации в боевых условиях машин типа MRAP позволил ЮАР стать одним из ведущих производителей такой техники.

В послевоенное время в Советском Союзе, танковые армии которого сопровождаемые мотопехотой на БМП и БТР готовились в условиях применения ядерного оружия к броску до Ламанша, варианты вооружения и бронезащиты грузовиков всерьёз не рассматривались. Но всё изменилось после ввода «ограниченного контингента» в Афганистан, когда наши транспортные колонны столкнулись с теми, же проблемами, что и американцы во Вьетнаме.

За время «интернационального похода» Советской армии наши войска потеряли 11369 транспортных автомашин. Сколько при этом погибло водителей и сопровождающих, сейчас точно никто не скажет. Можно только предположить, что речь идет о тысячах жизней. Потери были бы еще значительнее, если бы наши бойцы не проявляли смекалку и не стали защищать кабины бронелистами с повреждённой бронетехники. Они так же навешивали на двери бронежилеты. Свою лепту в сохранение личного состава внесла и отечественная промышленность.

Были разработаны «Уралы» и «КамАЗы» с частично бронированной кабиной, вес бронезащиты составлял около 200 килограммов. На кабине грузовика устанавливались наружная броневая защита и броневые жалюзи на ветровом стекле. На внутренних поверхностях панелей и дверей монтировались бронеэкраны. Броневая защита автомобилей предохраняет от пуль калибра 7,62 мм .

Именно в Афганистане подразделения Советской Армии впервые стали применять грузовики с зенитными установками ЗУ-23. Спаренные 23 мм «ЗУшки» монтировались в кузове грузовиков: Урал-375, Урал-4320, ЗИЛ-131, МАЗ-503, КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310.

ЗУ-23 с темпом стрельбы 800—1000 выстр./мин и дальностью до 2,5 км была способна буквально перепахивать склоны гор, где устраивали засады душманы. Иногда в кузове монтировался автоматический миномет «Василек». Борта машин завешивались бронежилетами, на дно кузова укладывались мешки с песком для защиты в случае подрыва на мине.

Встречались и более экзотичные варианты, например «Урал» с установленной в кузове «бронебудкой» с башней от БРДМ-2 с блоком НУРСов.

В кузове автомобилей меньшей грузоподъёмности: ЗИЛ-130 ГАЗ-66 монтировались 12,7-мм пулемёты ДШК и 14,5-мм спарки ЗПУ-2 и автоматические гранатомёты АГС-17.

Первыми устанавливать различное вооружение на грузовики начали в 159-й ОДСБр, в связи с отсутствием в штатном расписании отдельной дорожно-строительной бригады бронетранспортёров, подразделений охраны, трудностями по согласованию выделения мотострелковых подразделений для охраны автомобильных колонн.

Позже для этой цели были перепрофилированы штатные зенитно-артиллерийские подразделения в составе всех полков и бригад, для которых не нашлось вражеских воздушных целей. Мобильность зенитного орудия установленного на грузовом автомобиле, вкупе с возможностью стрельбы на больших углах возвышения, оказалась эффективным средством для отражения нападений на автоколонны в условиях горной местности Афганистана.

После распада СССР на территориях «независимых республик» вспыхнули многочисленные конфликты. Не все стороны участвующие в этих конфликтах были обеспеченны бронетехникой с казавшихся неисчерпаемыми складов и парков Советской Армии. Кое-где пришлось импровизировать, создавая разного рода «броненосцы» и «тачанки» зачастую на шасси гражданских грузовых автомобилей и автобусов.

Импровизированный броневик на базе самосвала КрАЗ-256Б, построенный во время Приднестровского конфликта в 1992 году

Вскоре Российской Армии тоже пришлось вспомнить об афганском опыте. Практика использования вооружённых грузовиков практически без изменений пришла в Чечню, где такие машины использовали и используют подразделения Министерства обороны и МВД.

Автомобили, используемые в качестве машин огневой поддержки, оснащаются крупнокалиберными пулемётами или зенитными установками ЗУ-23.

Для защиты водителя и десанта использовались бронежилеты, мешки с песком, брёвна, снарядные ящики, броневые детали, снятые с подбитой или выработавшей ресурс техники.

Во время «Второй чеченской» в войска стали поступать бронированные грузовики заводского изготовления. Больше всего таких «бронемашин» различных модификаций было изготовлено на базе «Урала». Но, к сожалению не все из них оказались способны обеспечить приемлемый уровень защищённости, особенно при подрывах на минах и фугасах.В связи с этим в ряде автомобильных КБ по программе «Тайфун» начались разработки отечественных машин аналогичных MRAP.

Одной из таких «взрывостойких» моделей стала полноприводная трехосная многофункциональная машина Урал-63095«Тайфун».

Другой подобной машиной стал КамАЗ-63968 «Тайфун»

Американские военные вторгнувшиеся в Афганистан и Ирак вскоре начали нести существенные потери при нападениях на их транспортные колонны. Оказалось, что имеющиеся у американцев грузовики и армейские внедорожники — легкая добыча для многочисленных повстанцев и террористов, засевших на крышах узких улочек иракских городов и в «зеленке» вдоль автотрасс. Приставить же к каждому автомобилю бронетранспортер или БМП не представляется возможным — это слишком накладно даже для такого щедро финансируемого военного ведомства, как Пентагон. Американским солдатам поневоле пришлось вспоминать вьетнамский опыт и мастерить гантраки.

Появилось большое количество самых разнообразных вариантов бронированных и вооруженных грузовиков. Значительная их часть переоборудовалась в заводских условиях с использованием серийных специально разработанных элементов защиты. Чаще всего гантраки создавались на базе грузовиков М923 и М939, которые вооружались автоматическими гранатомётами, едиными пулемётами и крупнокалиберными пулемётами.

Для стандартного армейского 5-тонного грузовика М939 была спроектирована бронекапсула «Хантер бокс» (Hunter box), которая представляла собой устанавливаемую в кузов бронированную «коробку», с бойницами для стрельбы их 2-4 единых 7,62-мм или крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов.

Гантрак с дополнительным бронированием на базе «Хаммера» получил обозначение M1114 . При полной массе около 5 тонн эта машина имела «по кругу» бронезащиту от винтовочных пуль калибра 7,62 мм.

При проведении операции в Ираке был создан комплект “повышенное бронирование” (Up-Armor). Данное нововведение, которое имело несколько типов и итераций, включало бронированные двери с пуленепробиваемым стеклом, боковые и задние броневые панели, и баллистические ветрозащитные экраны, которые обеспечивают повышенную защищенность от обстрела из стрелкового оружия и простейших самодельных взрывных устройств в боковой проекции.

M1114

Набор съемного вооружения для М1114 в открытой сверху башне включает в себя все от легких пулеметов до крупнокалиберных 12,7-мм пулеметных установок и автоматических 40-мм гранатомётов.

Бронированный «Хаммер» получился весьма тяжелым (вес брони достигал 1000 кг), что затрудняло его эксплуатацию, способствовало ускоренному износу подвески, снижало скорость, управляемость, и надежность. В тоже время броня не защищала от кумулятивных гранат и подрывов под днищем автомобиля.

В боевой обстановке имели место случаи когда военнослужащие не могли экстренно покинуть подбитый M1114 из-за чрезмерного веса бронированных дверей. Член экипажа, управляющей вооружением, установленным на крыше автомобиля, является чрезвычайно уязвимым.

Самым тяжелым гантраком использованным вооруженными силами США в Ираке стал «броненосец» на базе 4-осного десятитонного грузовика M985. Эта машина стала настоящей «канонеркой», в установленном на грузовой платформе бронекоробе монтировалось до 6 пулеметов и автоматических гранатомётов.

Создание и использование таких «монстров» конечно, повышало защищённость транспортной колонны, но эти машины, по сути, являлись «балластом», неспособным к транспортировке полезного груза. В итоге американское военное командование сделало ставку на массовое поступление в войска заводских элементов бронирования кабин грузовиков с установкой там пулеметной турели М2НВ.

Официально после 2005 года все американские грузовые гантраки в зоне боевых действий были заменены на специализированные машины MRAP. По тому же пути в итоге пошли военные контингенты, присутствовавших в Ираке и Афганистане союзников США.

Инспирированные США на Ближнем востоке «цветные революции» погрузили этот регион в хаос и нестабильность. Череда вооруженных конфликтов спровоцировала всплеск интереса к гантракам. Но они использовались, как правило, не для защиты транспортных коммуникаций, а в как средство огневой поддержки.

В качестве базового шасси для установки вооружения популярностью пользуются различные пикапы повышенной проходимости.

Конфликт на востоке Украины так же стал местом массового использования вооруженных и кустарно бронированных гражданских автомашин.

Украинские военные, как правило, использовали штатную бронетехнику заводского изготовления, в тоже время различные карательные «добровольческие батальоны» украинских националистов лишенные такой возможности вооружали и лепили броню на все, что только было можно.

Впрочем, не отстают от них в этом вопросе и ополченцы ДНР и ЛНР. Показателен пример установки в кузов бронированного КамАЗа неисправной БМД-2.

В зависимости от размеров и вооружения, гантраки в этом конфликте используются для огневой поддержки, патрулирования, разведки, диверсионных рейдов, подвоза боеприпасов и вывоза раненых.

Подводя итог, можно сказать, что в ближайшее время гантрак как боевая единица с поля боя никуда не денется, учитывая все большую трансформацию войн из масштабных столкновений с применением всех родов войск в локальные конфликты. Подобный эрзац-броневик можно построить в условиях любого предприятия, где имеется сварка и металлообрабатывающее оборудование. К тому же, в отличие от экипажа бронетехники, которому требуется обучение, к квалификации экипажа гантрака нет никаких особых требований: в его состав может влиться любой человек, годный к военной службе. Кроме того, ремонт машины может проводиться в гражданской автомастерской, что значительно упрощает и удешевляет задачу снабжения запчастями и горюче-смазочными материалами. По сравнению с бронетехникой гантраки дешевле в эксплуатации и потребляют меньше топлива. Оборотной стороной является большая по сравнению с бронетехникой уязвимость от огня противника и низкая защищённость экипажа при подрывах на минах и фугасах.

По материалам:http://automir.in.ua/newsm.php?id=15153http://shushpanzer-ru.livejournal.com/http://www.mil.in.ua/forum/viewtopic.php?f=110&t=808&start=160

  ВО, Bongo

xn--b1adccaencl0bewna2a.xn--p1ai

Военное оружие и армии Мира

Термин «гантрак» (англ. gun truck — вооруженный грузовик) впервые появился во время Вьетнамской войны, когда Транспортный корпус США столкнулся с большими потерями грузовых машин от засад, организованных действующими в джунглях партизанами.

С целью отражения атак на транспортные колонны часть американских грузовиков подверглась бронированию и получила вооружение.

КОНВОИ ПОД УДАРОМ

Во время войны во Вьетнаме в задачи Транспортного корпуса США входила доставка грузов из портов Куинен и Камрань на базы, расположенные вдали от побережья, — Анкхе, Плейку и другие. Потребности американских войск были велики и колонны, состоявшие из двухсот грузовиков, не были редкостью. Такие огромные караваны были отличной целью для вьетнамских партизан, организовавших засады в отдаленных районах.

Одной из частей, часто подвергавшейся таким нападениям, была 8-я транспортная группа армии США, базировавшаяся в Куинене. Отрезок пути между Анкхе и перевалом Манг-Янг получил среди американских военнослужащих название «Аллея засад», поскольку инциденты на этом участке происходили практически ежедневно.

Организовать же эффективную защиту конвоев не представлялось возможным, так как подразделения военной полиции, в чьи задачи входила охрана колонн, не имели достаточных сил и средств для контроля сети дорог. Войсковые подразделения контролировали лишь отдельные участки дорог в районах своей дислокации. Таким образом, на большей части маршрута транспортные подразделения должны были обеспечивать свою безопасность самостоятельно. Поначалу для решения этой задачи использовались бронированные джипы, которые, однако, вскоре продемонстрировали свою недостаточную эффективность.

ПОЯВЛЕНИЕ ГАНТРАКОВ

Во время нападения партизан, произошедшего 2 сентября 1967 года, потери американцев были особенно велики: погибло семеро водителей, было ранено 17 человек, уничтожено или повреждено 30 грузовиков. После этого для снижения уязвимости автомобильных колонн была внедрена тактика «усиленных конвоев», ключевым элементом обороны которых стал вооруженный грузовик — гантрак. Базой для этой машины послужил 2,5-тонный армейский грузовик М35, защищенный при помощи мешков с песком и вооруженный двумя 7,62-мм пулеметами М60. Экипаж гантрака состоял из сержанта (командир), водителя и двух пулеметчиков. Они должны были открыть огонь по неприятелю в первые три минуты после нападения. В то время когда водители других грузовиков старались как можно быстрее вывести свои машины из-под обстрела, гантраки, наоборот, оставались на месте и прикрывали их огнем. Оптимальным считалось наличие одного вооруженного грузовика на 10 транспортных автомобилей.

От защиты автомобиля при помощи мешков с песком вскоре пришлось отказаться, поскольку во время частых дождей песок впитывал много воды, что приводило к росту массы всего автомобиля. Мешки с песком были заменены броневыми листами, снимавшимися с разбитой техники.

24 ноября 1967 года во время боя на «Аллее засад» группе гантраков удалось достаточно эффективно отразить нападение партизан. В ходе боя было потеряно шесть транспортных автомобилей, четыре вооруженных грузовика были уничтожены или повреждены, несколько человек было убито и ранено. Однако нападавшая сторона была вынуждена отступить, потеряв более 40 человек. Хотя защищенность транспортных колонн возросла, нападения на караваны продолжались, что заставляло работать над улучшением конструкции вооруженных грузовиков.

Грузоподъемность 2,5-тонных грузовиков была недостаточной — после установки брони и вооружения машина оказывалась перетяжеленной. Поэтому в дальнейшем для создания гантраков стали использоваться пятитонные машины. Поскольку вооруженные грузовики представляли собой импровизации, созданные непосредственно в подразделениях, их конструкция и внешний вид были различными.

ГАНТРАКИ В ДРУГИХ ВОЙНАХ

Спустя несколько лет после того как джи-ай покинули Вьетнам, с необходимостью обеспечить безопасность транспортных колонн столкнулись советские войска в Афганистане.

Однако специфика горного рельефа этой страны продиктовала необходимость вооружения грузовиков зенитными установками, имевшими большой угол возвышения. При этом первоначально автомашины, как правило, никак не бронировались.

В дальнейшем для бронирования автомобилей, в первую очередь кабин экипажа, стали применяться бронелисты, снятые с подбитой легкой техники. Кроме того, был популярен способ защиты водителя при помощи бронежилетов, которые навешивались на двери. Помимо этого, на завершающем этапе боевых действий в Афганистане появились комплекты для бронирования кабин грузовых автомобилей, выпускавшиеся серийно. Впрочем, по свидетельству очевидцев, большинство таких комплектов пылилось на складах Среднеазиатского военного округа.

Что касается вооружения, то наиболее часто практиковалась установка 23-мм спаренной зенитной установки ЗУ-23-2 в кузова автомобилей ЗИЛ-131, Урал-375 и КамАЗ-4320 и иных, вплоть до неполноприводных ЗИЛ-130. Можно было увидеть грузовики КамАЗ и «Урал» с установленными в кузовах боевыми отделениями ранее подбитых бронированных машин с башенными установками пулеметов ПКТ или КПВТ.

Импровизированная боевая техника использовалась преимущественно при проводке караванов как средство усиления, аналогично тому, как использовались американские гантраки. Однако известны и случаи применения вооруженных грузовиков в операциях спецназа по активному поиску и уничтожению караванов моджахедов, перевозивших оружие и боеприпасы.

В ЧЕЧНЕ

Практика использования вооруженных грузовиков для сопровождения транспортных колонн и несения патрульной службы без серьезных изменений пришла в Чечню, где такие машины в ходе контртеррористических операций использовали все силовые структуры. Автомобили оснащались крупнокалиберными пулеметами или установками ЗУ-23-2. Для защиты водителя и десанта использовались бронежилеты, мешки с песком, бревна, снарядные ящики, броневые детали, снятые с подбитой или выработавшей ресурс техники. Нередко машины получали собственные имена — «Бизон», «Батяня», «Бешеный» и т. д.

Опыт боевого применения армейских полноприводных грузовиков с установленными на них 23-мм спаренными зенитными автоматическими пушками показал, что при относительно малой стоимости изготовления и эксплуатации таких систем оружия они способны с высокой эффективностью выполнять боевые задачи при действиях на равнине, в горной местности и в населенных пунктах. Участники боев, как правило, отмечали то, что, наряду с мощным поражающим действием спаренных автоматических пушек, их огонь производил на противника и сильное психологическое воздействие. Что неудивительно — при попадании, например, в руку обыкновенной пули последняя в большинстве случаев летит дальше, а рука остается на месте. При попадании в руку 23-мм снаряда он, в большинстве случаев, летит дальше вместе с рукой! Понимание этого во многих случаях вынуждало боевиков прекращать обстрел колонны и осуществлять отход с места нападения.

Помимо машин, переоборудованных с использованием подручных материалов, существуют комплекты заводского изготовления, при помощи которых серийный автомобиль может быть переоборудован без использования специального оборудования и без существенных переделок базовой машины. Таким комплектом является, например, локальная защита производства ОАО «Муромтепловоз». Силами МВД использовались и используются также серийные грузовики, оснащенные в условиях завода-изготовителя бронированными капсулами различного типа.

ИРАК

В армии США гантраки вновь нашли применение во время войны в Ираке. Нападение на караван вблизи Насирии, произошедшее в марте 2003 года, продемонстрировало уязвимость транспортных колонн: 12 американских военнослужащих было убито, пятеро попали в плен. В дальнейшем транспортные колонны рассматривались иракскими партизанами как легкие цели и неоднократно подвергались нападениям. Это привело к тому, что гантраки вновь оказались востребованными. Первые образцы гантраков, смонтированные на базе пятитонных грузовиков М939, появились в Ираке в августе 2003 года.

В апреле 2004 года командование 375-й транспортной группы резерва армии США и 812-го транспортного батальона организовали временное подразделение — 518-ю роту гантраков. Рота получила 35 армейских вездеходов HMMWV и пять грузовиков М939, которые были переоборудованы и оснащены бронезащитой и 12,7-мм пулеметами «Браунинг» М2. Поскольку многие подразделения резерва армии США и Национальной гвардии самостоятельно проводили реорганизацию своих систем охраны транспортных колонн, специальная рота гантраков была признана ненужной, и в 2005 году подразделение было расформировано. В то же время на уровне военной комиссии Палаты представителей конгресса США было выдвинуто предложение начать производство стандартизованных гантраков. В Ливерморской национальной лаборатории был спроектирован бронированный корпус, получивший в честь инициатора разработки неофициальное прозвище «Ящик Хантера». В ходе разработки использовался опыт вьетнамской войны. «Ящик Хантера» предназначен для установки на шасси пятитонного грузовика. В конструкции корпуса использованы броневая сталь, композиционные материалы, пуленепробиваемое стекло. Переоборудованная машина оснащается двумя или четырьмя крупнокалиберными пулеметами.

Опытный экземпляр изготовили в марте 2004 года. К сентябрю 2007 года было выпущено 100 комплектов для переоборудования автомобилей для контингента в Ираке и 18 — для использования в Афганистане. «Ящики Хантера» получили признание в армии. Некоторые военные специалисты критикуют их за недостаточную защиту от поражения сверху, указывается, что автомобили, оснащенные этими комплектами, становятся неустойчивыми, однако в ходе боевого применения эти недостатки не проявились как существенные.

    332      

warfor.me

Оружие постапокалипсиса: "Гантрак"

Собственно тема на форуме уже как-то поднималась, но мне захотелось затронуть ее еще раз, при этом сдобрить ее солидным количеством наглядного материала. К теме захотелось вернуться потому, что я испытываю слабость к такого рода тех средствам, подвергшимся модификации народными кулибинами тем, из того что под рукой.

Целью темы не является исследование эффективности гантраков при ПА. Целью является скорее обозначение исторических фактов применения такого вида техники и, конечно же, эстетическое любование оружием, которое (возможно/скорее всего) будет применяться "после".

Итак, поехали...

Гантрак (англ. gun - оружие, truck — грузовик) - обычный грузовой автомобиль (часто - бронированный) с установленным в кузове крупнокалиберным пулеметом, зенитной установкой или любым другим оружием, которое заранее не предназначалось для такой установки. Такая установка нештатного вооружения на грузовики была вызвана острой тактической необходимостью, которая появилась в войнах второй половины XX века, ведущихся на территории других государств. Обусловлено это было, как правило, специфическими географическим и климатическими условиями такой страны. Тропики Вьетнама, крутые скалы Афганистана, жара и песок Ирака заставляли соображать солдат и изобретать нечто приспособленное не только к войне на равнине.

Гантраки начали широко использоваться американцами во Вьетнаме, однако известны случаи применения гантраков еще во время Второй мировой

Во время Войны во Вьетнаме в задачи Транспортного корпуса США входила доставка грузов из портов Куинён и Камрань на базы, расположенные вдали от побережья: Анкхе, Плейку и другие. Потребности американских войск были велики и колонны, состоявшие из двухсот грузовиков, не были редкостью. Такие огромные караваны были отличной целью для партизан НФОЮВ, организовавших засады в отдалённых районах.

Действенная защита конвоев была практически невозможной, поскольку части военной полиции, в чьи задачи входило охранение колонн, не имели достаточных сил и средств для контроля сети дорог. Таким образом, на большей части маршрута транспортные подразделения должны были обеспечивать свою безопасность самостоятельно. Поначалу для решения этой задачи использовались бронированные джипы, которые, однако, вскоре продемонстрировали свою недостаточную эффективность.

Для защиты гантраков использовались, в основном, мешки с песком и бронированные листы.

Тактическая необходимость привела к использованию гантраков и наших ребят в Афганистане.

Афганские скалы настолько высоки, что угла поднятия дула танка не хватало, поэтому для отпора талибам (которые предпочитали нападать на колонны сверху) использовались зенитки ЗУ-23-2, установленные в кузав ЗИЛа. Такие гантраки наши называли "Афганская САУ".

Талибы, кстати, тоже ими пользовались

Приобретенный во Вьетнаме опыт пригодился американцам и в Ираке

вот еще несколько образцов, хотя я не знаю точно чьи они (похоже, что наши :))

В заключении хочется отметить, что гантрак является эффективным оружием, но достаточно узким в применении (для современных армий), он заполняет свою нишу в жизненной науке применения вооружения, без которой порою трудно обойтись в реальном бою.

Источники:

http://otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/wars0/wars_11.htm

http://www.spec-naz.org/forum/forum14/topic544/?PAGEN_1=6

P.S.

Следующий выпуск "Оружия ПА" будет посвящен (если вы пожелаете, конечно:)) Тойотам - техникалам.

deadland.ru

Гантрак: броневик, грузовик и пулемёт

На третий день вторжения в Ирак транспортная колонна 507-й ремонтной роты армии США попала под удар. Атака из засады была молниеносной, и колонна из 18 грузовиков была полностью разгромлена: из 33 военнослужащих, следовавших в составе конвоя, 11 погибли, 9 получили ранения, 7 попали в плен. Неудачу предопределило отсутствие на машинах конвоя брони и тяжелого вооружения…

Артём Платонов

30 октября 2017 09:00

Единственный крупнокалиберный пулемет американцев заклинило в самом начале, а иракцы жестко напомнили о том, что «вторженцы» зря забыли вьетнамский опыт. Ветераны Вьетнама рассказывали внукам о гантраках — броневиках сопровождения колонн, но молодое поколение плохо слушало. И теперь, вжимаясь под пулями в песок среди горящих машин, платило за легкомыслие высокую цену…

Уроки прошлого

Армии отражателей коммунистической агрессии, высадившей полумиллионную группировку в Южном Вьетнаме в 1965 году, требовалось огромное количество грузовиков для снабжения. Транспортные колонны, везущие с побережья боеприпасы, горючее, продовольствие и амуницию, порой растягивались на 15 км и состояли более чем из 200 автомашин.

Bedford OYD Armadillo Mk III. Гантрак на базе «Бедфорда» серийно производился в Англии в 1940—1941 годах, было выпущено 877 таких грузовиков. Вооружение King Kong на базе грузовика M54, война во Вьетнаме- автоматическая пушка COW 37 mm gun.

Подразделения военной полиции, которые обеспечивали охрану транспортных колонн на дорогах, были слишком малочисленны, чтобы в полной мере обеспечить возложенную на них задачу. Личного состава хватало лишь на организацию немногочисленных блокпостов, между которыми вьетконговцы свободно обстреливали и подрывали американские грузовики. Осенью 1967 года коммунисты нанесли один из самых чувствительных ударов 8-й транспортной группе: одна из колонн попала в засаду и была почти полностью уничтожена. Осознав, что грузовики как были, так и остались фактически предоставлены сами себе, командование решило впредь ездить «усиленным конвоем». Усиление составили грузовики М35 с сооруженным в кузове бруствером из мешков с песком и установленными там же двумя пулеметами М60. Они не были первыми гантраками (англ. guntruck — «грузовик для перевозки оружия», или «вооруженный грузовик»), появившимися во Вьетнаме, но именно в 8-й транспортной группе их стали применять массово.

King Kong на базе грузовика M54, война во Вьетнаме. Во время вьетнамской войны сотни грузовиков сопровождения перестраивались в гантраки. Чаще всего это были армейские М54, каждый получал имя собственное и превращался в полноценную боевую единицу.

Почти сразу выяснилось, что мешки с песком хоть и защищают от пуль, однако утяжеляют машину: во влажном климате песок мгновенно впитывал воду. Поэтому, чтобы при одной и той же массе улучшить защищенность, было принято решение бронировать кузов стальными листами. В итоге уже спустя месяц после памятного нападения все гантраки 8-й транспортной группы обзавелись бронезащитой.

В новых машинах бронировался не только кузов (который представлял собой обычную железную коробку с вырезами под пулеметы), но и двери с полом кабины. Интересным вариантом была установка на грузовик корпуса от бронетранспортера М113. В этом случае помимо штатного крупнокалиберного пулемета М2НВ спереди машина получала еще два таких же по бортам.

Правомерность использования гантраков для защиты колонн сполна подтвердилась 24 ноября 1967 года, когда на автоколонну напала рота вьетконговцев. Спустя 20 минут, потеряв половину личного состава, коммунисты отступили. У американцев благодаря шквальному огню гантраков потери были намного меньше: 17 раненых солдат и 10 разбитых грузовиков.

Афганский самодельный гантрак на базе ЗИЛ-131 напоминает, скорее, «техникал», вооруженный пикап. Никакой брони нет, а в кузове — спаренная зенитная установка ЗУ-23−2 калибра 23 мм.

Вскоре у 8-й группы появились еще более мощные эрзац-бронемашины: пятитонные грузовики М51 получили бронекорпус, некоторые даже с разнесенным бронированием для защиты от гранатометчиков. Большая грузоподъемность позволила усилить вооружение: в придачу к М60 машины получили М2НВ или шестиствольные «Миниганы», способные изрешетить вьетнамский лес вместе с засадой в зелено-красные ошметки. В других подразделениях пошли еще дальше и установили в кузов зенитную установку М16 (представлявшую собой счетверенный пулемет М2НВ) и даже 40-мм автоматическую пушку М1, могущую вести огонь разрывными снарядами.

Чудеса инженерии

Как показывает практика, гантраки можно создавать из любых типов грузовиков: бортовых, седельных тягачей, самосвалов и даже из контейнеровозов. В 1998 году на экраны вышел фильм «Солдат» с Куртом Расселом в главной роли, где по пустошам носился гантрак на базе карьерного самосвала. Вряд ли сценарист «Солдата» изучал проекты времен Второй мировой, но факт остается фактом — в 1940 году подобную машину как раз собирались создать!

Идея, судя по всему, осенила кого-то из ВМС, поскольку базой должен был послужить колесный мегамонстр (дизельный судовой двигатель: 190 л.с., 1100 об/мин, максимальная скорость 105 км/ч, запуск от маленького бензинового двигателя), который вывозил грязь, доставаемую землечерпалкой из реки Лос-Анджелес.

Основным оружием супергантрака должна была служить башня (9,1 м в диаметре, 5,5 м в высоту) с двумя восьмидюймовками от тяжелого крейсера, причем для обеспечения устойчивости при стрельбе грузовик оснастили четырьмя выдвигаемыми упорами. Оборонительное вооружение составляли два крупнокалиберных пулемета в бронированной кабине. Для связи имелась радиостанция и морской семафор. Экипаж 90-тонной машины должен был составлять семь человек — пять управляются с орудиями, двое сидят в кабине, водят «баттлвагон» и отстреливаются из пулеметов.

Однако, видимо, военные все же посчитали, что грузовик полезней для своих прямых обязанностей, нежели для устрашения налогоплательщиков и врагов, поэтому рождение самого большого гантрака в истории так и не состоялось.

Американцы, наверное, догадывались, что обещанного три года ждут, поэтому на прибытие эскортных бронемашин V-100, которые в штатном режиме должны были заменить гантраки, не слишком надеялись. И совершенно правильно — до конца войны именно боевые грузовики, а не «Коммандо» сопровождали колонны днем и патрулировали пункты дислокации транспортных рот ночью.

Однако после войны заслуженных ветеранов безжалостно сдали в утиль, оставив лишь один образец в экспозиции Музея армейского транспорта в Форт-Юстисе. Бесценный боевой опыт сопровождения колонн учтен не был, поэтому нападения иракцев на грузовики вновь, как и 38 лет назад, стали для миротворцев полным сюрпризом.

www.popmech.ru

Гантрак – страшная импровизация в нестандартных условиях

Многим людям приходилось видеть в фильмах, особенно рассказывающих о постапокалиптичном мире, гантраки – грубые и не слишком изящные боевые машины, созданные из обычных легковых или грузовых автомобилей. Что ж, в подобной ситуации люди меньше всего думают о том, насколько красивым будет выглядеть их средство передвижения. Поэтому на автомобиль навешивается как можно больше железа, способного остановить пулю или же осколки от взорвавшейся поблизости гранаты. Конечно, не забывают эти «кулибины» и про вооружение – станковый пулемет калибра 7,62 мм великолепно дополняет картину, превращая эту крепость для путешествий в опасного противника. Да даже старенький Т-34 или первые модели БТР-ов оказываются значительно более надежными и мощными средствами передвижения. Встреча с ними будет для гантрака и его экипажа последним приключением в жизни. И все же против пехоты противника, даже снаряженной хорошими бронежилетами (до 5 уровня защищенности) и простых автомобилей гантрак является великолепным оружием.

В чем же плюсы этих уродливых и, казалось бы, неповоротливых автомобилей?Разумеется, это общедоступность. Если БТР или БМП достать довольно сложно, то добыть обычный внедорожник (в России это, безусловно, УАЗ) или же грузовик (ЗИЛ, КамАЗ, Урал) относительно просто. После этого просто проводится максимальное усиление защиты автомобиля. Ведь даже пуля из ПМ, пущенная на малой дистанции, легко пробьет сталь корпуса любого из этих автомобилей. Что уж говорить про очередь из АК-47 или ПК, удачно пущенную на дистанции до трехсот метров – она просто превратит автомобиль в братскую могилу для всего экипажа. Зато если усилить её обычной сталью, которую можно добыть, разобрав пару-тройку легковых автомобилей, можно превратить автомобиль в настоящую крепость. В идеале можно просто наварить толстые (от 5 миллиметров) листы железа на кабину, оставив для обзора лишь узкие бойницы, чтобы многократно повысить защищенность экипажа гантрака. Конечно, не стоит забывать и о двигателе – его следует тщательно оберегать, наваривая дополнительные листы стали. Увы, стопроцентной гарантии защищенности это не даст, очередь из пулемета калибра 7,62 все равно пробьет эту броню на солидной дистанции, а уж снаряд из «Мухи» разнесет автомобиль в клочья. Но все же защищенность значительно повысится, и уже можно будет пускаться в путь.

Неплохо бы снабдить гантрак и вооружением, чтобы иметь возможность эффективно отбиваться от нападения противника. Легковой автомобиль лучше всего дополнить местом для установки пулемета – скорее всего на крыше. Если же необходимо усилить что-то более солидное – КамАЗ или Урал, то в укрепленном листами стали кузове вполне можно установить либо Утес, либо малокалиберную пушку. И это будет действительно опасный противник, способный пусть и не на равных, но все же вступать в бой с многими моделями бронетранспортеров.

Немаловажно и то, что в отличие от БТРов и БМП гантрак будет удивительно экономичен. Все-таки самые легкие модели бронетранспортеров расходуют как минимум 50 литров горючего на сто километров. Что уж говорить про танки! Зато гантраку, сделанному на базе КамАЗа, будет более чем достаточно тридцати пяти литров горючего на сто километров. И это с уже солиднейшим укреплением, которое весит сотни килограммов, а может быть и с дополнительным грузом. Надо сказать, что хотя гантраки большинство людей привыкли видеть только в фильмах, в реальности они также находят определенное применение.

Например, первые русские гантраки начали собираться в Афганистане. Изначально большинство водителей автомобилей, ценящие собственные жизни и умеющие думать головами, просто навешивали на дверцы бронежилеты. Это действительно спасло немало жизней. Позже было принято решение двигаться дальше – для легковых и даже грузовых автомобилей создавались настоящие «латы», которые создавались иногда из подручных материалов, а иногда из качественной брони. Вместо окон оставлялись крошечные бойницы размеров в несколько ладоней, кузова нередко превращались в настоящие металлические коробки, а на защиту кабины уходили лучшие листы стали. В результате создавалась дополнительная броня, которая весила до 500 килограмм. Да даже этого было недостаточно, чтобы полностью обезопасить автомобиль, его водителей и пассажиров. Но ведь и танк можно подбить. Зато созданная броня многократно снизила количество погибших людей. По крайней мере сотни молодых мальчишек-рядовых и умудренных жизнью офицеров были спасены благодаря подобной методике.

В кузовах грузовиков устанавливалось серьезное вооружение – от крупнокалиберных пулеметов «Утес» до автоматических малокалиберных «ЗУшек». Порою использовались даже снятое с подбитых БМП оружие – КПТ и КПВТ. Так что простые грузовые автомобили превращались в поистине страшное оружие, способное не только выдержать серьезный бой, но и одержать в нем верх.

Только значительно позже в НИИ стали разрабатываться подобные усовершенствования для грузовых автомобилей. Так появились автомобили типа «Урал-4320-31». Это действительно серьезный противник, броня которого весит больше двух тонн. Зато она способна защитить его от выстрела из АК-47 практически с любого расстояния, а на дистанции свыше двухсот метров останавливает и бронебойную пулю, выпущенную из СВД. Качественная восьмимиллиметровая броня и стекла толщиной в 33 миллиметра действительно надежно защищают как водителя, так и пассажиров этого могучего гантрака.

super-arsenal.ru

Колёса войны. Гантраки Украины.: sergs_inf

Собралась у меня небольшая подборка фотографий различных самодельных бронемашин, которые колесят по дорогам войны на Востоке Украины.В основном эти машины стоят на вооружении всевозможных добровольческих батальонов, иногда попадаются и в техпарке Нацгвардии. Большая часть машин поражает воображение, кажется порой что они сошли с экрана, с фильмов «Безумный Макс», или «Смертельные гонки» и подобных. Всевозможные автомобили, от багги с пулемётом до серьёзных бронекрепостей на основе «КРАЗов» и «УРАЛов».Вот такое даже естьВот эта штука мне почему-то напоминает Пирамидоголового из «Сайлент Хилл».

Далее много фото под катом.Машина- "Пирамидоголовый"

Сам "Mad Max" нервно курить и смеётся :)Зачем то "Град" одели в броню."Додж" батальона "Шахтерск". Легендарно прославившегося своими мародёрскими и бандитскими выходками.А охлаждение ему не нужно??Фольскваген Т4. Отправить надо немцам фото )

Всевозможные УАЗы "Таблетки". Из за копеечной стоимости и легендарной неубиваемости,эти автомобили наверное наиболее часто стали одеваться в броню и камуфляж для нужд всевозможных добровольческих батальонов.Это "Таблетка" 81 lvl   :)А это- 82 -Й уровень )Уралы- вторые по популярности после "Буханок" наверное.Снова фольс. Даже номер родной остался.Какая то непонятная машина.Она же в несколько уставшем виде.Противотанковая "Элька"

Добавлено- "Хомячок"

На стороне ополченцев тоже были замечены кустарные бронемашины. Летом частенько видел вот этот «DAF» с ЗУ на платформе, он в основном закрывал колонны БМД, или грузовиков с припасами и личным составом.Так же видел летом один раз МТ-ЛБ, с установленной на нем ЗУ. Оригинального фото у меня нет. Это фото украинского аналога, у ополчения такая же точно, только без противокумулятивных решеток с зениткой сверху.Но в основном были небронированные легкие джипы сопровождения, с «Утесом» в задней части машины, или банальные «Газели» прикрытия с пулеметом на корме.Вот довольно интересная штука. На «Камаз» установлена какая то БРДМ, с повреждённой ходовой наверное.

Такие «Уралы» иногда видел в августе-сентябре.

Еще немного фото под катом.

Много забавной техники, но хтелось бы её видеть исключительно в фиьмах в стиле экшен, а не в реальной жизни на войне в своей стране.

Может у кого есть еще какие фото подобных машин- бросайте в коменты плиз.

sergs-inf.livejournal.com


Смотрите также