Анализ методик диагностики топливной системы двигателя КамАЗ 820.61–260. Двигатель камаз 820


Характеристики двигателей КамАЗ 820.52-260 820.53-260

Руководство содержит информацию, необходимую для правильной эксплуатации и технического обслуживания двигателя. Приведены описания конструкции, указания мер безопасности, данные для контроля и регулирования, рекомендации по поиску неисправностей и мер безопасности, а также список и адреса предприятий сервиса и гарантийного обслуживания.

Настоящее руководство прикладывается к двигателю и должно передаваться с ним в случае обмена и продажи двигателя.

ОАО «КАМАЗ» сохраняет за собой право на дальнейшее совершенствование конструкции двигателя без предварительного предупреждения потребителей.

ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДВИГАТЕЛЯ

Перед эксплуатацией двигателя нужно внимательно изучить настоящее "Руководство по эксплуатации" и в дальнейшем соблюдать изложенные в нем рекомендации.

Исправная работа двигателя и длительный срок его службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации, поэтому необходимо внимательно относиться к проведению всех регламентных работ, предусмотренных настоящим "Руководством по эксплуатации".

Для обеспечения безупречной работы двигателя следует применять запасные части только производства ОАО «КАМАЗ» или предприятий-изготовителей, с которыми ОАО «КАМАЗ» имеет соответствующие соглашения. Установку различного оборудования и механизмов на двигатель следует согласовать с разработчиком и держателем конструкторской документации. Технические устройства газовой системы устанавливаемые на двигатель должны иметь разрешение Госгортехнадзора России на применение и сертифицированы на соответствие требованиям промышленной безопасности.

Следует помнить, что в начальный период эксплуатации нового двигателя прирабатываются трущиеся поверхности, поэтому его ресурс, надежность и технико-экономические показатели в эксплуатации зависят от выполнения требований раздела «Обкатка двигателя».

При эксплуатации двигателя необходимо применять горюче-смазочные материалы в соответствии с требованиями настоящего "Руководства по эксплуатации".

Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия от попадания в них жидкости или загрязнений при разборке двигателя и особенно резьбовые отверстия под болты крепления головок цилиндров.

При загорании сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе двигателя, необходимо остановить двигатель, найти и устранить неисправность.

При загорании лампы диагностики «CHECK ENGINE» (проверь двигатель) в комбинации приборов необходимо в кратчайшие сроки устранить неисправность.

Прежде чем снимать любые узлы электронной системы управления двигателя (ЭСУД), необходимо отключить аккумуляторные батареи.

Перед запуском двигателя проверить надежность крепления наконечников проводов и клемм аккумуляторных батарей.

Не допускается отключение аккумуляторных батарей от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе. Запрещается проверять работу системы зажигания “на искру”.

Не допускается отсоединять от контроллера и присоединять к нему разъемы жгута проводов при включенном зажигании.

При проведении сварочных работ необходимо отсоединить контроллер от жгута проводов. Контроллер содержит электронные компоненты, которые могут быть повреждены статическим электричеством, поэтому запрещается прикасаться руками к его выводам.

Проводить своевременную смену моторного масла и фильтрующих элементов фильтра очистки масла.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Все неисправности, обнаруженные при осмотре двигателя, должны быть устранены.

Сборка, эксплуатация и обслуживание двигателя должны осуществляться с соблюдением требований “Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов” (утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 г. № 61 - А).

Шум, микроклимат и концентрация токсичных компонентов в воздухе зоны рабочих мест, а также вибрация на рабочих местах и органах управления двигателем и измерительными приборами не должны превышать предельно допустимых значений, предусмотренных санитарными нормами и «Инструкцией по технике безопасности».

Вращающиеся детали двигателя и измерительных приборов должны иметь защитные ограждения.

Запрещается устранять негерметичность газовой системы питания двигателя при наличии в ней избыточного давления.

Требования безопасности работы с газами в соответствии с ГОСТ 27577-2000.

К техническому обслуживанию и работе на газовых двигателях допускается персонал обученный и аттестованный по вопросам промышленной безопасности опасных производственных объектов и «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления».

Не разрешается допускать посторонних лиц к работающему двигателю и оставлять работающий двигатель без присмотра.

Требования к монтажу и методы испытания газового оборудования должны соответствовать ОСТ 37.001.655-99.

В процессе эксплуатации двигателя следует ежедневно проверять герметичность и исправность газовой аппаратуры. Обнаруженные при осмотре неисправности должны устраняться квалифицированными специалистами допущенными к выполнению работ.

Запрещается пользоваться средствами прогрева двигателя с открытым пламенем. При запуске двигателя при низких температурах предварительный прогрев производить при помощи предпускового подогревателя.

При постановке автомобиля на ночную или длительную стоянку, а также на техническое обслуживание, необходимо перекрыть вентиль на питающей газовой магистрали и вентили на баллонах и не выключать двигатель, пока не выработается весь газ из системы питания. После этого нужно выключить двигатель и отключить аккумуляторные батареи.

ВНИМАНИЕ!

Оставлять автомобиль на стоянке с открытым вентилем подачи газа запрещается.

В целях пожарной безопасности категорически запрещается:

- ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе;

- пускать и эксплуатировать двигатель при наличии утечек газа;

- применять перемычки вместо предусмотренных предохранителей в электрических цепях;

- эксплуатировать двигатель с неисправной электропроводкой (потертости, растрескивание изоляции, провисание и нарушение крепления проводов), без защитных чехлов на штекерах и колодках;

- устанавливать дополнительные электропотребители и прокладывать провода, не защищенные предохранителями.

Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с вентиляцией, не обеспечивающей безопасную работу.

Следует помнить, что охлаждающая жидкость, применяемая в системе охлаждения двигателя, ядовита, обращаться с ней надо осторожно во избежание отравления при попадании внутрь организма. После работы с антифризом тщательно вымыть руки теплой водой.

Двигатель необходимо содержать в чистоте и исправности, так как замасливание двигателя может явиться причиной возникновения пожара. Промасленный обтирочный материал храните в закрытых металлических ящиках вне помещения работающего двигателя.

Нельзя производить смазку, исправлять, регулировать и устранять неисправности систем, устройств и механизмов работающего двигателя.

В случае возгорания двигателя, отключить систему газоснабжения и принять меры, в соответствии с действующей на месте «Инструкцией о порядке локализации и ликвидации аварийных ситуаций».

Во время ремонта двигателя при работе с грузоподъемным устройством необходимо соблюдать следующие правила:

- проверить состояние грузоподъемного устройства и опробовать его, проверить состояние грузозахватного приспособления и грузового каната;

- перед подъемом двигателя удалить с него инструмент и другие незакрепленные предметы;

- зацепку производить за грузовые кронштейны в соответствии со схемой строповки.

При разборке и сборке двигателя необходимо соблюдать следующие правила:

- применять только исправный инструмент;

- применять гаечные ключи соответствующих размеров;

- не допускается применение прокладок между зевом ключа и гранями гаек;

- при подтягивании крепежных деталей остерегайтесь расположенных вблизи деталей с острыми углами и кромками. Движение руки с ключом должно быть направлено к себе.

При ремонте газовой аппаратуры (отворачивание гаек, выворачивание болтов, штуцеров и т.д.) необходимо проявлять осторожность, чтобы не допускать искрообразования.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Настоящее «Руководство по эксплуатации» распространяется на двигатели транспортные газовые КАМАЗ-820.52-260, KAMA3-820.53-260 (далее по тексту двигатели), предназначенные для использования в составе автомобилей КАМАЗ и автобусов, поставляемые на внутренний рынок и на экспорт в страны с умеренным и тропическим климатом, а также поставляемые в запасные части.

Двигатели газовые, четырехтактные, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, турбонаддувные с ОНВ, с искровым бесконтактным зажиганием, с электронной системой управления распределенного впрыска газа с использованием электромагнитных дозаторов газа.

Базовой деталью двигателей является блок цилиндров, на котором установлены и закреплены агрегаты и детали двигателя. В расточку полублоков установлены гильзы цилиндров "мокрого" типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт штампованным масляным картером.

В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.

Система охлаждения двигателей жидкостная, закрытого типа, рассчитанная на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.

Система смазки - комбинированная.

Система питания - с фазированной распределенной подачей газа в зону впускного клапана головки цилиндров.

Применяемое топливо - Компримированный (сжатый) природный газ по ГОСТ 27577-2000.

Область применения:

- двигатель КАМАЗ-820.52-260 предназначен для установки на автомобили;

- двигатель KAMA3-820.53-260 предназначен для установки на автобусы.

Технические характеристики двигателей приведены в таблице 1.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Таблица 1

Наименования основных параметров и размеров

Значения параметров и размеров

820.52-260

820.53-260

Тип двигателя

Четырехтактный с принудительным искровым зажиганием

Число и расположение цилиндров

V-8, с углом развала 90°

Порядок работы цилиндров

1-5-4-2-6-3-7-8

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

120x130

Рабочий объем цилиндров, л

11,76

Степень сжатия

12,0

Номинальная мощность, кВт (л.с.), не менее

191 (260)

Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1

2200

Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин-1

1300...1500

Максимальный крутящий момент, Н-м (кгс-м)

1078 (110)

931 (95)

Количество клапанов в головке цилиндров

2 (впускной и выпускной)

Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов, мм:

- впускных

- выпускных

 

0,25...0,30

0,35...0,40

Система наддува

Газотурбинная с двумя турбокомпрессорами и ОНВ типа «воздух-воздух».

Свеча зажигания

Искровой зазор между контактами, мм

BRISK Super L15YC

0,3...0,4

Микропроцессорный блок управления

М 20

Катушки зажигания

BOSCH 0221 503 001

Продолжение таблицы 1

Наименования основных параметров и размеров

Значения параметров и размеров

Давление масла в прогретом двигателе МПа, (кгс/см2):

- при номинальной частоте вращения коленчатого вала

- при минимальной частоте вращения коленчатого вала

 

0,4...0,54 (4,0...5,5)

0,1 ( 1 )

Фильтр очистки масла

Элемент фильтрующий (полнопоточный)

Элемент фильтрующий (частично-поточный)

7406.1012010, ТУ 37.104.177-93

7405.1012040, ТУ 37.104.176-93

7405.1017040-02, ТУ 37.104.176-93

Элемент фильтрующий очистки газа

7405.1017040-02, ТУ 37.104.176-93

Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя должна быть, °С

75...95

Термостат

ТС-107-01, ТУ 37.003.1275-85

Генератор (в зависимости от комплектации двигателя)

Генератор модели Г-273В, ТУ 37.003.790-85

- номинальный ток, А

- номинальное выпрямленное напряжение, В

- номинальная мощность, кВт

Генератор модели 3122,3771, ТУ 37.463.155-88

- номинальный ток, А

- номинальное выпрямленное напряжение, В

- номинальная мощность, кВт

Генератор модели 8192.3701-10, ТУ 37.451.028-92

- номинальный ток, А

- номинальное выпрямленное напряжение, В

- номинальная мощность, кВт

 

трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком

28

28

0,8

 

80

28

2

 

120

28

3

Стартер СТ 142 Б1 или СТ 142-10 по ТУ 37.003.1375-88 (в зависимости от комплектации двигателя)

- номинальная мощность, кВт

постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом.

8,2

Номинальные габаритные и присоединительные размеры двигателей должны соответствовать габаритным чертежам согласованным с потребителем в установленном порядке.

Комплект: - кольца поршневые

740.30-1000106-01

Комплект: - гильза цилиндра с поршнем, поршневым пальцем, кольцами

820.52-1000128-01

Турбокомпрессор

S2B/7624TAE/1.00 D9 “Schwitzer”

МАРКИРОВАНИЕ И ПЛОМБИРОВАНИЕ

Каждый двигатель (силовой агрегат) должен иметь маркировку согласно ОСТ 37.001.269-96, которая наносится на блоке цилиндров с левой стороны между стяжными болтами первой и второй коренных опор двигателя.

Маркировка содержит код года изготовления (1 знак) и порядковый номер двигателя (7 знаков). Маркировка наносится ударным способом.

На информационной табличке наносится товарный знак предприятия-изготовителя, модель двигателя и знак соответствия РСТ по ГОСТ Р 50460.

Информационная табличка крепится к блоку цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя.

Маркировка может выполняться на табличке, которая крепится к блоку цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя и содержит следующие данные:

 - товарный знак предприятия-изготовителя;

- условное обозначение модели двигателя, состоящее из 10 знаков - 820.52-260;

- порядковый номер двигателя, состоящий из семи знаков;

- дату (месяц и год) выпуска, состоящую из 4 знаков;

- «Знак соответствия» по ГОСТ Р 50460.

Порядковый номер и дата изготовления наносятся ударным способом.

На блоке управления «М 20» устанавливается мастичная пломба завода изготовителя.

Снятие пломб категорически запрещается.

ОБЩИЕ ВИДЫ ДВИГАТЕЛЕЙ

Иллюстрации, приведенные на следующих страницах, показывают расположение основных деталей и узлов, а также навесных агрегатов двигателей.

Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателей приведены на рисунках 1...4.

Рисунок 1 - Общий вид газового двигателя 820.52-260

Рисунок 2 - Продольный разрез двигателя 820.52-260 (основная комплектация):

1 - катушка зажигания; 2 - вентиляция картера; 3 - компрессор; 4 - фильтр очистки газа; 5 - картер агрегатов; 6 - турбокомпрессор; 7 - маховик; 8 - картер маховика; 9 - коленчатый вал; 10 - масляный картер; 11- форсунка охлаждения поршня; 12 - масляный насос; 13 - гаситель крутильных колебаний; 14 - шкив привода водяного насоса и генератора; 15 - вентилятор с вязкостной муфтой; 16 - блок управления; 17 - жгут проводов.

Рисунок 3 - Двигатель, поперечный разрез:

1 - бачок ГУР; 2 - жгут проводов; 3- головка цилиндров; 4 - поршень; 5 - блок цилиндров; 6 - свеча зажигания; 7 - высоковольтный провод; 8 - электромагнитный дозатор газа; 9 - фильтр очистки газа; 10 - трубки привода газа к коллекторам.

Рисунок 4 - Двигатель 820.53-260, продольный разрез (автобусная комплектация):

1 - фильтр очистки газа; 2 - высоковольтный провод; 3 - катушки зажигания; 4 - вентиляция картера; 5 - компрессор; 6 - картер маховика; 7 - датчик фазы; 8 - колесо датчика фазы; 9 - маховик; 10 - коленчатый вал; 11 -масляный картер; 12 - форсунка охлаждения поршня; 13 - масляный насос; 14 - гаситель крутильных колебаний; 15 - шкив коленчатого вала; 16 - турбокомпрессор; 17 - маслоналивной патрубок; 18 - тройник.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ

Перед началом эксплуатации двигателя необходимо выполнить следующее:

- проверить наличие комплектующих изделий и принадлежностей, соответствие номера двигателя номеру, указанному в прилагаемых к двигателю (изделию) товаросопроводительных документах;

- установить на место детали и принадлежности, поставляемые с двигателем;

- проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней привода вентилятора, генератора и водяного насоса;

- пустить двигатель и проверить работу на режиме холостого хода;

- проверить систему, обеспечивающую очистку воздуха, поступающего в двигатель, устранить малейшие подсосы воздуха через неплотности в системе на участке между воздухоочистителем и двигателем;

- проверить герметичность и, при необходимости, устранить неисправности в системе охлаждения, смазки, а также газовой аппаратуры.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ

В период эксплуатации необходимо соблюдать следующие рекомендации:

- во избежание подсоса масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндры двигателя, на проточные части компрессора и турбины не рекомендуется длительная (более 10 мин.) работа двигателя при минимальной и максимальной частотах вращения холостого хода коленчатого вала, так как это приводит к закоксовыванию поршневых колец, загрязнению проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной части турбины, повышенному расходу масла на “угар”;

- при вынужденной работе двигателя на режимах холостого хода (накачка воздуха в баллоны тормозной системы, длительная стоянка автомобиля при работающем двигателе) необходимо поддерживать частоту вращения коленчатого вала в пределах 1000... 1200 мин-1;

- следите за давлением масла и температурой охлаждающей жидкости, данные для их контроля, приведены в таблице 1, если давление масла или температура охлаждающей жидкости выходят за пределы, указанные в технической характеристике, остановите двигатель;

- в процессе эксплуатации двигателя обращайте особое внимание на отклонения в работе двигателя (необычные шумы, вибрации, перебои в работе, снижение мощности, дымление, утечки газа, масла и охлаждающей жидкости). Следите за показаниями приборов.

- перед остановкой двигателя после его работы под нагрузкой, необходимо поработать на режиме холостого хода в течение не менее 3-х минут во избежание перегрева подшипника ТКР и закоксовывание ротора ТКР, резкая остановка двигателя после работы под нагрузкой запрещается;

Ежедневное техническое обслуживание выполнять раз в сутки, перечень работ приведен в разделе “Техническое обслуживание”.

ПУСК, РАБОТА И ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ

Порядок запуска двигателя зависит от его теплового состояния и температуры окружающего воздуха.

Для обеспечения пуска двигателя при температурах окружающего воздуха ниже плюс 8 °С рекомендуется применять предпусковой подогрев и средства тепловой подготовки.

Пуск двигателя нужно выполнять в следующей последовательности:

- открыть магистральный вентиль;

- убедиться, что рычаг переключения коробки передач находится в нейтральном положении;

- кратковременно нажать на кнопку выключателя массы, включить аккумуляторные батареи;

- включить стартер поворотом ключа выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение;

- после начала работы двигателя немедленно отпустить ключ выключателя приборов и стартера в положение 1 (указатель на замке зажигания ).

После запуска двигателя проверьте его работу по контрольным приборам. Состояние электронной системы управления двигателем контролируется диагностической лампой «CHECK ENGINE» (проверь двигатель), расположенной в комбинации приборов.

При включении зажигания лампа должна загореться и погаснуть после пуска двигателя. Если лампа не загорится или горит постоянно, в системе управления двигателем возникла неисправность. Проверить двигатель сканер - тестером и принять меры для устранения неисправности.

Прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости не менее 40 °С сначала при частоте вращения коленчатого вала 600...800 мин-1, затем постепенно увеличить частоту вращения до 1200 мин-1. После этого можно начинать работу под нагрузкой.

В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 1...2 мин.

ВНИМАНИЕ!

Нельзя допускать работу непрогретого двигателя с частотой вращения коленчатого вала более 1400 мин-1.

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с.

Повторно пускать двигатель стартером можно только после перерыва 1...2 мин.

Если после трех попыток двигатель не начинает работать, найти и устранить неисправность.

При пуске двигателя нельзя пользоваться открытым пламенем факела и паяльной лампы для прогрева газа в магистрали и всасываемого воздуха.

ПУСК ПОСЛЕ СМЕНЫ МАСЛА ИЛИ ДЛИТЕЛЬНОГО ПРОСТОЯ

После замены масла в смазочной системе двигателя или после продолжительного ( более 7 дней) простоя перед пуском двигателя обеспечивать подачу масла к трущимся поверхностям прокруткой коленчатого вала двигателя стартером без подачи газа в цилиндры в следующем порядке:

- включить стартер и провернуть коленчатый вал до начала отклонения стрелки на указателе давления масла до тех пор, пока не погаснет лампочка сигнализатора аварийного падения давления масла. Помните, что время непрерывной работы стартера ограничено 15 с.

- пустите двигатель и проверьте его работу на режимах холостого хода;

- проверьте герметичность и, при необходимости, устраните неисправности в системах охлаждения, смазочной, а также питания двигателя топливом и воздухом.

ОБКАТКА ДВИГАТЕЛЯ

Обкатка нового двигателя в составе изделия в начальный период эксплуатации в течение 1000 км пробега является обязательной.

Обкатка необходима для обеспечения приработки трущихся поверхностей деталей и поэтому в этот период не следует нагружать двигатель на полную мощность. Нагрузку необходимо увеличивать постепенно так, чтобы к концу обкаточного периода она не превышала 75% эксплуатационной мощности.

После подготовки нового двигателя запустите его и прогрейте. Убедившись в исправной работе двигателя приступайте к обкатке.

Во время работы следите за состоянием двигателя по показаниям контрольных приборов.

Ежедневное техническое обслуживание и обслуживание в начальный период эксплуатации проводить в соответствии с указаниями раздела «Техническое обслуживание».

После запуска двигателя проверьте его работу по контрольным приборам.

ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ

Перед остановом дайте поработать двигателю не менее 3 минут на режиме холостого хода.

Остановите двигатель поворотом ключа выключателя приборов и стартера в положение «О».

При постановке автомобиля на ночную или длительную стоянку, а также на техническое обслуживание, необходимо перекрыть вентиль на питающей газовой магистрали и вентили на баллонах и не выключать двигатель, пока не выработается весь газ из системы питания. После этого нужно выключить двигатель и отключить аккумуляторные батареи.

Причины возможных неисправностей двигателя и способы их устранения приведены в таблице 3.

www.remkam.ru

Двигатель КамАЗ 820.61–260: особенности системы питания и типовые неисправности



Статья содержит информацию о перспективном типе двигателя — двигателе, спроектированном для работы на компримированном природном газе. В работе рассмотрен состав системы питания двигателя КамАЗ 820.61–260, произведен анализ часто возникающих неисправностей, установлены причины возникновения неисправностей. Предложены мероприятия для устранения неисправностей.

Ключевые слова: КамАЗ-820.61–260, редуктор газовый, форсунка топливная, компримированный природный газ, отказ

Одним из актуальных направлений развития современного автомобилестроения является создание двигателей, использующих в качестве топлива компримированный природный газ [1]. Компримированный природный газ — метан — в отличие от сжатого природного газа — смеси пропана и бутана — имеет следующие преимущества: меньшая стоимость 1 литра метана по сравнению с пропан-бутаном, наиболее низкая токсичность отработавших газов. Кроме того, расширение парка подвижного состава, использующего в качестве топлива метан, поддерживается Правительством Российской Федерации [2]. В частности, на все большее количество автобусов, предназначенных для перевозки пассажиров в черте города, устанавливают двигатели, использующие в качестве топлива компримированный природный газ. Учитывая особенности использования компримированного природного газа в качестве топлива, выявление причин отказов топливной системы двигателя и оперативное обнаружение неисправностей позволят создать рекомендации для правильной эксплуатации подвижного состава с двигателями, использующими в качестве топлива метан.

Для использования компримированного природного газа в качестве топлива Нефтекамским автомобильным заводом был спроектирован двигатель КамАЗ-820.60–260.

Рабочий объем двигателя 11.762 л, при этом номинальная мощность составляет 260 л.с. при 2200 об/мин.

Для работы двигателя на компримированном природном газе и повышения мощности степень сжатия снижена до 12 единиц; система питания двигателя представляет собой распределенный впрыск с 1 форсункой на цилиндр [3]. Система зажигания электронная, имеет индивидуальные катушку зажигания свечу зажигания на каждый цилиндр. Модификации 820.60–260 и 820.61–260 не имеют конструктивных различий: первая устанавливается на шасси автомобилей КамАЗ, вторая — на шасси автобусов НефАЗ.

Рассмотрим основные конструктивные элементы системы питания двигателя КамАЗ 820.61–260, схема представлена на рисунке 1.

схемка

Рис. 1. Схема системы питания двигателя КамАЗ 820.61–260: 1 — Баллон газовый, 2 — Вентиль, 3 — Фильтр магистральный, 4 — Редуктор газовый двухступенчатый, 5 — Клапан электромагнитный низкого давления, 6 — Рампа топливная, 7 — Форсунка топливная, 8 — Заслонка дроссельная

а) Баллон газовый. Основной особенностью метана как химического соединения является его низкая плотность по сравнению с атмосферным воздухом: плотность метана в 2 раза меньше плотности воздуха, температура перехода метана из газообразного состояния в жидкое происходит при температуре — 1680 С — именно поэтому для обеспечения приемлемого запаса хода транспортного средства метан сжимают до давления 20 МПа [3]. Соответственно баллоны, в которых хранится метан, обладают следующими требованиями:

‒ рабочее давление баллона 20 МПа.

‒ давление наполнения 26 МПа

‒ разрушающее давление не менее 48 МПа [5]

Вследствие высокого рабочего давления баллоны изготавливают из металлокомпозита. Для снижения массы применяют переменную толщину стенки баллонов. Периодичность освидетельствования баллонов необходима 1 раз в три года, срок службы — 15 лет [5].

б) Вентиль, которым оснащен блок газовых баллонов, имеет 5 степеней защиты

1) Ручной вентиль для перекрытия подачи газа — используется при длительных простоях транспортного средства / при ремонтых воздействиях, связанных с отсоединеним элементов системы питания [5].

2) Устройство для аварийного сброса давления — представляет собой плавкий предохранитель, который в случае пожара предотвратит нарастание давления и последующее разрушение баллона. Температура срабатывания предохранителя 1100 С. Следует отметить, что температура воспламенения метана 640–6500 С в соответствии с рисунком 5, концентрация для образования взрывоопасной смеси должна в 4 раза превышать концентрацию пропан-бутановой смеси, что позволяет отнести метан к 4 классу воспламеняющихся веществ.

3) Устройство, обеспечивающее сброс метана при превышении давления в 37 МПа.

4) Электромагнитный клапан высокого давления — обеспечивает оперативное управление открытием баллонов с рабочего места водителя и предназначен для использования во время рабочей смены транспортного средства.

5) Скоростной клапан, представляющий собой дроссель. Необходим для ограничения скорости потока газа и предотвращения мгновенного падения давления через разгерметизованное соединение [5].

в) Фильтр магистральный является следующим элементом системы питания. Фильтр необходим для очистки газа от веществ, ухудшающих эксплуатационные свойства: в частности при перекачивании газа на компрессорных станциях в него попадают продукты износа поршневой группы насосов и конденсат воды — таким образом, фильтр состоит из фильтрующего элемента тонкой очистки газа и осушителя для удаления паров воды из топлива.

г) Трубопроводы газовые высокого давления представляют собой трубки, выполненные из нержавеющей стали. Толщина стенки составляет 1 мм, внешний диаметр 8 мм. Герметизация трубопроводов при соединении происходит за счет ниппельного соединения по наружному конусу [5].

д) Редуктор газовый двухступенчатый предназначен для снижения давления компримированного природного газа с 20 МПа до 0.37 МПа и поддержания давления 0.37 МПа на всех режимах работы двигателя до падения давления в баллонах ниже 0.37 Мпа [9]. Редуктор включает в себя клапан аварийного снижения давления в первой ступени при повышении давления выше расчетных значений, а также систему подогрева для предотвращения замерзания клапанов первой и второй ступеней в процессе понижения давления. Система подогрева связана с системой охлаждения двигателя, т. е. редуктор обогревается охлаждающей жидкостью [5].

е) Клапан электромагнитный низкого давления для управления топливной магистралью низкого давления служит запорным механизмом для управления потоком природного газа после редуктора. Установлен на топливной рампе [5].

ж) Форсунки топливные являются исполнительными устройствами системы питания. Ввиду особенностей конструкции двигатель КамАЗ 820.61–260 имеет 2 топливные рампы, непосредственно в которую интегрированы топливные форсунки с электромагнитным управлением. В верхней части форсунки расположен соленоид, при подаче напряжения на который якорь форсунки поднимается и происходит подача газа во впускной коллектор данного цилиндра. При отсутствии напряжения якорь возвращается на место под действием пружины [5].

Система питания двигателя КамАЗ 820.61–260 не лишена недостатков, которые приводят к отказам, представленным в таблице 1.

Таблица 1

Отказы системы топливной

Причина

Следствие

Отказ

Недостаточная мощность встроенного подогревателя редуктора

Потеря эластичности мембраны камеры высокого давления с последующим прорывом

Повреждение мембраны камеры высокого давления

Износостойкость материала пружины не соответствует условиям эксплуатации

Изгиб возвратной пружины в рабочем колодце

Отказ топливной форсунки с заклиниванием запорного клапана в открытом положении

Величина хода якоря значительна (составляет 0.63 мм)

Появление повреждений в форме концентрических окружностей на седле якоря

Неисправность топливной форсунки, связанная с потерей герметичности

Отказ редуктора газового с повреждением мембраны камеры высокого давления. Газовый редуктор для топливной системы КамАЗ 820.61–260 двухкамерный, первая камера понижает давление с 200 МПа до 50 МПа, вторая — с 50 МПа до 3 МПа [6]. Повреждение мембраны представляет собой сквозной прорыв в виде полумесяца, представленное на рисунке 2, вследствие чего редуктор не может эффективно понижать давление [6].

Рис. 2. Повреждение мембраны редуктора газового

Признаки отказа: неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, невозможность пуска холодного двигателя — из-за превышения порога давления в 4.6 МПа топливные форсунки могут не открыться. Причиной данной неисправности является низкая мощность встроенного подогрева редуктора, составляющая 20 Вт. В отличие от би-топливных систем питания, в которых пуск и прогрев двигателя происходит на бензине или дизельном топливе и, как следствие, при включении газовой системы питания редуктор омывается теплой охлаждающей жидкостью, двигатель КамАЗ 820.61–260 запускается непосредственно на компримированном природном газе. Именно для предотвращения обмерзания клапанов редуктора, и потери эластичности мембран необходим встроенный подогрев, так как при расширении и понижении давления газ резко охлаждается.

Отказ топливной форсунки с заклиниванием якоря в открытом положении. Заклинивание форсунки в открытом состоянии происходило, предположительно, из-за перекоса возвратной пружины — витки возвратной пружины с одной стороны имеют потертости до металлического блеска, тогда как основной оттенок пружины — матовый, пружина представлена на рисунке 3 [7].

Рис. 3. Пружина возвратная

Возвратная пружина необходима для перемещения якоря и прекращения подачи газа. Кроме того, сила упругости пружины должна быть подобрана таким образом, чтобы позволять наиболее быстрое открытие форсунки и наиболее быстрое закрытие, противодействуя магнитному полю катушки, которое нелинейно исчезает при снятии управляющего импульса. Следует отметить, что газовая форсунка, в отличие от бензиновой, управляется сигналом широтно-импульсной модуляции вследствие малого сопротивления обмотки катушки. Таким образом, за время впрыска на катушку форсунки подается напряжение в виде пульсаций определенной скважности, причем частота пульсаций высока, так что катушка не перегревается. Для сравнения сопротивление форсунки бензинового двигателя составляет 16–17 Ом, тогда как сопротивление обмотки катушки газовой форсунки — около 7 Ом — вследствие чего при подаче на нее постоянного напряжения возможен перегрев и перегорание обмотки катушки [7].

Для устранения выявленных отказов могут быть осуществлены следующие мероприятия:

1) Увеличение мощности встроенного подогревателя газового редуктора позволит предотвратить снижение эластичности мембраны камеры высокого давления и избежать ее повреждения.

2) Заменить материал изготовления пружины с более высокими показателями износостойкости, т. е. более подходящий для условий эксплуатации данного элемента.

В статье поэлементно рассмотрена система питания двигателя КамАЗ 820.61–260, определены наиболее частые отказы ее элементов, установлены причины отказов и предложены мероприятия для их устранения.

Литература:
  1. Пронин, Евгений. Перспективы метана на транспорте [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://www.gazpronin.ru/GazPronin2013.shtml, свободный. (Дата обращения: 1.06.2016).
  2. О использовании природного газа в качестве моторного топлива [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 13 мая 2013 г. // Собрание законодательства. — 2013. — № 20. — Ст. 2551.
  3. Семейство газовых двигателей КамАЗ 820.60 [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://www.kamaz.ru/production/related/semeystvo-gazovykh-dvigateley-kamaz-820–60/, свободный. (Дата обращения: 25.05.2016).
  4. Инструкция по диагностике электронной системы управления газовых двигателей КамАЗ, мод. 820.60–260 (820.61–260) — Н. Челны: ОАО «КамАЗ», 2012–20 с.
  5. Двигатель на метане [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://raritek-gba.ru/met/, свободный. (Дата обращения: 26.05.2016).
  6. Двигатели транспортные газовые КАМАЗ-820.52–260, Камаз-820.53–260 [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://www.remkam.ru/trangazdv82/, свободный. (Дата обращения: 1.06.2016)
  7. Особенности работы и сервисного обслуживания газовых форсунок автомобильных двигателей [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://kostagas.ru/content.php?id=56, свободный. (Дата обращения: 30.05.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): компримированный природный газ, высокое давление, качество топлива, возвратная пружина, КамАЗ, двигатель, редуктор, система питания двигателя, топливная форсунка, транспортное средство.

moluch.ru

Анализ методик диагностики топливной системы двигателя КамАЗ 820.61–260

Библиографическое описание:

Васенин А. С., Шумков А. Г. Анализ методик диагностики топливной системы двигателя КамАЗ 820.61–260 // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 163-166. — URL https://moluch.ru/archive/119/33012/ (дата обращения: 10.06.2018).



Двигатель КамАЗ 820.61–260 оснащен топливной системой с распределенным впрыском топлива, для чего используются сигналы датчиков различных систем двигателя. Диагностика неисправностей топливной системы двигателя осуществляется по стандарту OBD-2. Однако не все неисправности могут быть обнаружены посредством штатной диагностики, поэтому был произведен анализ существующих методик диагностирования и определены возможности их улучшения.

Ключевые слова: диагностика, АСКАН-10, блок управления, датчик

На установке двигателей КамАЗ 820.61–260 на шасси автобусов НефАЗ специализируется компания ООО «РариТЭК». Помимо модернизации шасси компания выпускает спектр оборудования для диагностики и обслуживания систем питания газовых двигателей [1].

Для диагностики необходимо использовать тестер-программатор АСКАН-10 [15] либо аппаратный комплекс, состоящий из ноутбука с установленным программным обеспечением и кабелем для установления связи с блоком управления двигателем. Диагност ООО «Закамский автобус» использует тестер-программатор АСКАН-10 для опроса блоков управления двигателем на наличие ошибок. Помимо этого, посредством тестера можно изменять алгоритмы работы двигателя, изменять прошивку блока управления, выводить графики параметров с дискретностью 0.2 с [1].

Процесс диагностирования рассмотрен на примере автобуса НефАЗ-5299 с двигателем КамАЗ 820.61–260. Следует отметить, что для проверки электрических цепей блока управления двигателем запрещено использовать контрольную лампу, так как цепи блока управления используют малый ток и нагрузка в 1 Вт может негативно сказаться на работе блока управления [2]. Для осуществления диагностики необходимо подключить тестер-программатор по диагностическому кабелю, имеющему разъем типа OBD-II, к блоку управления двигателем [2]. Далее необходимо включить зажигание на транспортном средстве. Тестер в автоматическом режиме определит блок управления и его прошивку, после чего можно приступать к процессу диагностирования. Необходимо помнить, что заклинивание якоря топливной форсунки в открытом положении либо ее подтекания системой самодиагностики не определяются. Рассмотрим 2 методики диагностики системы питания: при незапущенном двигателе и при работающем [1].

  1. Методика диагностирования при незапущенном двигателе.
    1. Первым этапом диагностирования при незапущенном двигателе является просмотр ошибок блока управления двигателем, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Проверка блока управления на наличие ошибок

Ошибки классифицируются на текущие и те, которые возникли одномоментно. В частности, за 15000 км блок управления одного НефАЗа запомнил 27 ошибок, текущие отсутствовали. Наиболее частые ошибки: обрыв цепи катушки зажигания — 3 повторения, замыкание топливной форсунки на массу — 2 повторения, температура двигателя выше предельно допустимой — 2 повторения, большая разница показаний температуры термопар — 4 повторения. Далее необходимо проверить истинность показаний датчиков двигателя в первом приближении: датчики температуры охлаждающей жидкости, отработавших газов, компримированного природного газа должны соответствовать значению температуры воздуха, если двигатель не работал длительное время; датчик давления всасываемого воздуха должен показывать значение давления, близкое к атмосферному; значения датчиков представлены на рисунке 2 [3].

Рис. 2. Проверка показаний датчиков

Далее необходимо проверить правильность показаний открытия дроссельной заслонки, т. е. при отпущенной педали акселератора показания должны быть близки 0, при полностью нажатой педали — к 99 % открытия [1].

  1. Непосредственно проверка топливной системы. Она состоит из двух этапов: на первом этапе осуществляется проверка исправности редуктора газа, электромагнитного клапана низкого давления, а так же герметичности топливной системы; на втором этапе производится проверка топливных форсунок и системы зажигания. Первый этап осуществляется при закрытом электромагнитном клапане высокого давления и выработанном из топливной магистрали газе [2]. Необходимо перевести сканер в режим управления электромагнитным клапанов низкого давления и открыть его — должен быть звонкий щелчок, обусловленный срабатыванием втягивающей обмотки клапана и движением якоря [3]. При отсутствии щелчка проверить сопротивление обмотки клапана, которое должно быть равно 33 Ом, а так же предохранитель и цепь на наличие обрывов. После проверки необходимо открыть клапан высокого давления и наблюдать за показаниями датчика давления, установленного перед запорным клапаном низкого давления. В случае повышения давления имеет место негерметичность клапана низкого давления и необходимо осуществить замену клапана. Следующим этапом является проверка герметичности газового редуктора: необходимо открыть клапан высокого давления, при этом давление вырастет до значения 4 кг/см2, после чего необходимо закрыть клапан высокого давления и следить за изменением давления — не должно наблюдаться его снижения. Если падение давления наблюдается, то имеет место негерметичность топливных форсунок или негерметичность соединений.
  2. Третий этап проверки топливной системы на незапущенном двигателе — проверка электрической цепи топливных форсунок и катушек зажигания на обрыв при прокручивании коленчатого вала, для чего необходимо запустить сканер в режиме имитатора оборотов. До начала имитации оборотов необходимо закрыть электромагнитный клапан высокого давления и выработать остатки газа из системы. Во время имитации оборотов необходимо установить частоту вращения в пределах 800–1000 об/мин и отобразить текущие ошибки. Не вызывает сомнения, что при невращающемся коленчатом вале будут возникать ошибки, связанные с датчиком давления воздуха во впускном коллекторе и давлением газа — обращать внимание на них не следует. Необходимо в первую очередь обратить внимание на ошибки в части топливных форсунок и системы зажигания. Блок управления способен определить только короткое замыкание форсунки на массу. При проверке цепи питания необходимо снять разъем питания с неисправной форсунки и подключить его к исправной форсунке — если происходит диагностирование неисправности цепи питания, то необходимо искать неисправность в цепи или блоке управления. Если ошибка по данной цепи устранилась, то причиной является неисправная форсунка. В этом случае необходимо перевести сканер в режим управления форсунками и включать их поочередно — исправная форсунка работает со звонким щелчком, в то время как неисправная не издает звука. Для поиска пробоя высоковольтного провода необходимо отобразить информацию о частоте вращения коленчатого вала двигателя в графическом виде. В случае, если на графике присутствуют скачки частоты до 20000 об/мин, то необходимо проверить высоковольтные провода на повреждения изоляции. По завершении диагностики необходимо стереть ошибки из памяти блока управления.
  1. Методика диагностирования при запущенном двигателе. Использование второй методики диагностирования подразумевает запуск двигателя и сравнение текущих показаний датчиков с показаниями при неработающем двигателе. В частности:

− давление воздуха во впускном коллекторе должно резко снизиться до 0.03 Мпа;

− показания датчиков температуры охлаждающей жидкости и отработавших газов после запуска должны увеличиваться;

− температура метана после запуска значительно снижается и повышается по мере прогрева редуктора;

− температура отработавших газов не должна превышать 3500 С, разница между показаниями правой и левой частей блока не должна превышать 600 С.

Для проверки исправного состояния топливной системы необходимо перейти в режим управления форсунками и поочередно отключать форсунки при работающем двигателе. При этом будет наблюдаться кратковременное снижение частоты вращения двигателя и последующее увеличение открытия дроссельной заслонки. Помимо этого, начинает снижаться температуры отработавших газов соответствующей приемной трубы блока цилиндров.

Вывод: произведя сравнение двух методик диагностики топливной системы двигателей, использующих в качестве топлива компримированный природный газ, можно сделать вывод о том, что методики дополняют друг друга в части анализа работы датчиков. Кроме того, помимо заклинивания топливной форсунки в открытом состоянии имеет место негерметичность седла якоря, вследствие чего форсунка обеспечивает постоянный расход газа и повышение температуры отработавших газов полублока, но вместе с тем ее обмотка исправна, как и цепь питания. Как следствие необходимо совершенствование методики диагностики, позволяющее устранить выявленные недостатки.

Литература:
  1. Семейство газовых двигателей КамАЗ 820.60 [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://www.kamaz.ru/production/related/semeystvo-gazovykh-dvigateley-kamaz-820–60/, свободный. (Дата обращения: 25.05.2016).
  2. Инструкция по диагностике электронной системы управления газовых двигателей КамАЗ, мод. 820.60–260 (820.61–260) — Н. Челны: ОАО «КамАЗ», 2012–20 с.
  3. Двигатели транспортные газовые КАМАЗ-820.52–260, Камаз-820.53–260 [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://www.remkam.ru/trangazdv82/, свободный. (Дата обращения: 1.06.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): блок управления, высокое давление, топливная система, незапущенный двигатель, ошибка, двигатель, режим управления, методика диагностирования, топливная форсунка, форсунка.

moluch.ru

Ассортимент двигателей КАМАЗ и их технические характеристики

Модель двигателя 740.10 740.10-20 7403.10 740.11-240 740.13-260 740.30-260 740.31-240 740.35-400 740.37-400 740.38-360 740.50-360 740.51-320 740.52-260 740.53-290 740.55-300 740.60-360 740.61-320 740.62-280 740.63-400 740.64-420 740.65-240 740.602-360 740.612-320 740.622-280 740.632-400 740.642-420 740.652-260 740.662-300 740.70-280 740.71-320 740.72-360 740.73-400 740.74-420 740.75-440 740.705-300 740.715-320 740.725-360 740.735-400 740.745-420 740.755-440 820.52-260 820.53-260 820.60-260 820.61-260 820.62-300 820.63-320 820.72-240 820.73-300 820.74-300 820.90-260 820.91-260 820.92-300 820.93-320

automotor.ru

Соответствие экологическим нормам DxS, мм Рабочий объем, л. Номинальная частота вращения, мин-1 Мощность (брутто), л.с. Максимальная полезная мощность (нетто), л.с. Максимальный крутящий момент (брутто), кгс·м Максимальный полезный крутящий момент (нетто), кгс·м Частота вращения   при максимальном крутящем моменте, мин-1 Запас крутящего момента, % Минимальный удельный   расход топлива, г/(л.с.·ч) Расход масла на угар, не более, % от расхода топлива Ресурс, тыс. км пробега автомобиля Особенности конструкции
Евро-0 (Правила № 49-00 ЕЭК ООН) 120x120 10,86 2600 210   68   1700±100 17,6 155 0,6 400 Дизельные
220   68   12,2
260   80   11,7 0,8 Дизельные с турбонаддувом
Евро-1 (Правила № 49-02А ЕЭК ООН) 120x120 10,86 2200 240   85   1400±100 8,8 207 0,3 800, в составе магистральных автомобилей Дизельные, с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом
260   95   12,2
Евро-3 (Правила № 96-01 ЕЭК ООН) 120x120 10,86 2200 260   110   1300±100 30 207 0,2 800, в составе магистральных автомобилей Дизельные, с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом и ОНВ
240   95   1300±200 21,6
Евро-2 (Правила № 49-02В ЕЭК ООН) 120x130 11,76 1900 400   160   1400±100 22,9
400   180   1300±100 19,4 204
360   160   1300±100 19,4 148
2200 360   150   1400±100 28 201
320   130   24,8
260   110    
290   120    
300   120   22,9
Евро-3 (Правила № 49-04А ЕЭК ООН) 120x130 11,76 1900   360   160 1300±50 17,9 207 0,1 800, в составе магистральных автомобилей Дизельные, с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ и электронным управлением
  320   140 16,1
  280   120 13,7
  400   180 19,4
  420   190 20
  240   100 20
Евро-4 (Правила № 96-02 ЕЭК ООН) 120x130 11,76 1900   360   157 1300±50 17,9 207 0,1 450, в составе полноприводных автомобилей Дизельные, с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системой топливоподачи типа "Common Rail"
  320   137 16,1
  280   117 13,7
  400   176 19,4
  420   186 20
  260   112 17,3
  300   127 15
Евро-4 (Правила № 49-04В1 ЕЭК ООН или Правила № 49-05В1 ЕЭК ООН) 120x130 11,76 1900   280   117 1300±50 13,7 194,5 0,06 1000, в составе магистральных автомобилей Дизельные, с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системами  топливоподачи типа "Common Rail" и обработки отработавших газов. Если Правила  № 49-05 ЕЭК ООН, то с системой бортовой диагностики
  320   137 16,1
  360   157 17,9
  400   176 19,4
  420   186 20
  440   206 26,6
Евро-5 (Правила № 49-05В2 ЕЭК ООН) 120x130 11,76 1900   300   130 1300±50 15 140 0,06 1000, в составе магистральных автомобилей Дизельные, с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системами  топливоподачи типа "Common Rail", обработки отработавших газов и бортовой диагностики
  320   140 16,1
  360   160 17,9
  400   180 19,4
  420   190 20
  440   210 26,6
Евро-2 (Правила № 49-02В ЕЭК ООН) 120x130 11,762 2200 260   110   1500±50 30 155 0,38 г/(л.с·ч) 500, в составе магистральных автомобилей Газовые, с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системой нейтрализации отработавших газов
95   12,2
Евро-4 (Правила № 49-04В1 ЕЭК ООН или Правила № 49-05В1 ЕЭК ООН) 120x130 11,762 2200   260   110 1400±100 30 154 0,33 г/(л.с·ч) 800, в составе магистральных автомобилей Газовые, с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системой нейтрализации отработавших газов
    95 12,2
  300   125 28
  320   140 34,4
Евро-4 (Правила № 49-04В1 ЕЭК ООН) 120x130 11,762 1900   240   110 1300±100   154 0,17 г/(л.с·ч) 800, в составе магистральных автомобилей
  300   140  
  300   125  
Евро-5 (Правила № 49-05В2 ЕЭК ООН) 120x130 11,762 2200   260   110 1500±100 30 150 0,10 г/(л.с·ч) 800, в составе магистральных автомобилей Газовые, с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системами  нейтрализации отработавших газов и бортовой  диагностики
    95 12,2
  300   125 28
  320   140 34,4

Смотрите также