Буря в пустыне: антология гоночных "КАМАЗов". Девиз камаза


История спортивных грузовиков "КАМАЗа" - Чемпионат

В середине февраля 1976 года на заводе «КАМАЗ» в Набережных Челнах с конвейера сошёл новый тягач. Семитонная машина несла на себе лозунг: «Наш подарок XXV съезду КПСС». Это был тягач «КАМАЗ-5320», первый автомобиль татарстанского завода. С тех пор прошло ровно 38 лет, за которые марка могла стать брендом — не в последнюю очередь благодаря спорту. Среди достижений «КАМАЗа» есть 12 жемчужин, блеск которых сливается воедино, — команда «КАМАЗ-мастер» побеждала в этой гонке дюжину раз. Вспомним, на каких грузовиках выступали камазовцы в Африке и Южной Америке.

«КАМАЗ С4310»: начало начал

Команда «КАМАЗ-мастер» была создана в 1988 году. Её первой машиной стала модель С4310. Первоначально мощность двигателя серийной модели за счёт турбокомпрессора была увеличена до 290 л.с., но после ралли-рейда «Обжектив Зюд» мотор форсировали до 400 «лошадок». Это потребовало также доработки системы охлаждения. Впрочем, для «Дакара» этих усилий оказалось недостаточно — в 1990 году на «КАМАЗах» отказал двигатель.

К следующему году на автомобиль был установлен совершенно другой двигатель, изначально проектировавшийся для ралли-рейдов. Кроме того, была доведена трансмиссия и гидроусилитель руля, а также доработана подвеска. Грузовик получился достаточно крепким и пришёл к финишу «Дакара-1991» вторым.

KAMAZ 4310

«КАМАЗ 49250»: настоящая боевая машина

В команде решили, что для победы необходимо сделать качественный шаг вперёд, в связи с чем в сотрудничестве с заводскими инженерами был разработан новый спортивный грузовик 49250. Это была первая двуосная конструкция, двигатель которой был смещён в середину шасси для устойчивости в условиях ралли-рейда.

KAMAZ 49250

Не выдерживавшие перегрузок рессоры были заменены на амортизаторы, применявшиеся для тяжёлого бронированного военного транспорта. Однако новинку снова подвёл двигатель — все три машины сошли с дистанции.

«КАМАЗ 49252»: первая победа

Камазовские двигатели не выдерживали нагрузок «Дакара», и в «КАМАЗ-мастере» отказались от их использования. После экспериментов с американским мотором CUMMINS был выбран отечественный агрегат — Ярославского моторного завода. Также для автомобиля разработали прямую жёсткую раму, чтобы на пересечённой местности она перенимала часть нагрузки на себя, не повреждая двигатель. За счёт изменения формы кузова была улучшена аэродинамика, при том что кабина оставалась как у предшественников.

Десятитонный 49252-й разгонялся до 100 км/ч за 16 секунд и на твёрдой поверхности был способен достигать 180 км/ч. Жёсткая подвеска обеспечивала машине беспрецедентную проходимость, за счёт чего гонщики могли на полном газу проходить те места, где соперники сбрасывали скорость. В 1996 году Виктор Московских, Анатолий Кузьмин и Наиль Багаветдинов в упорнейшей борьбе финального этапа «Дакара» с экипажем Карела Лопраиса вырвали победу в знаменитом ралли-рейде. Впервые победителем «Дакара» стал экипаж, выступавший под российским флагом.

К следующему году ФИА запретила использование на грузовиках 25-дюймовых шин. А приближенные к серийным 20-дюймовые привели к снижению максимальной скорости и вынудили инженеров переработать систему охлаждения. Грузовик пришлось переделывать, за одной модернизацией следовала другая, и к 2000 году на него была установлена новая трансмиссия. Она увеличивала крутящий момент, но вместе с ним и температуру масла, но хуже того — в новой конструкции оно вытекало из автомобиля на каждой стоянке. Экипаж собирал жидкость и заливал её обратно, из-за чего приходилось заводить двигатель за час до старта. Однако это не помешало Владимиру Чагину выиграть свой первый «Дакар», в 2000 году.

KAMAZ 49252

«КАМАЗ 49256»: снова вопреки запретам

В 2001 году стало известно, что ФИА ввела новые ограничения в зачёте грузовиков — были запрещены машины со среднемоторной компоновкой. В ответ на это в «КАМАЗ-мастер» разработал 49256-ю модель с двигателем под кабиной.

KAMAZ 29256

Новая модель получила доработанную переднюю ось, поскольку эта часть автомобиля теперь получала дополнительную нагрузку. Работа в общей сложности заняла полгода.

Но усилия того стоили — новый автомобиль позволил Владимиру Чагину разгромить всех конкурентов. Уже после шестого этапа гонки отрыв Владимира от Андре де Азеведу на «Татре» составил почти 38 минут, а после девятого и вовсе перевалил за полтора часа.

«КАМАЗ 4911»: король «Дакара»

Уже к следующему году «КАМАЗ-мастер» подготовил новый грузовик — 4911. С одной стороны, инженерам снова пришлось идти на уступки — например, вернуть прямоугольный кузов. Но вместе с этим машина получила более тонкую раму. За счёт дополнительных вставок она была столь же прочной, но обладала меньшей массой. Грузовик стал «мягче» и приобрёл плавность хода, сохранив при этом проходимость и скорость. 11-тонный грузовик разгонялся до 100 км/ч за десять секунд и был способен разгоняться до 180 км/ч.

«КАМАЗ 4911» под управлением Владимира Чагина с преимуществом в целый час одержал победу в своём дебютном «Дакаре», в 2003 году. Затем последовали ещё три триумфа подряд, сделавшие «КАМАЗ-мастер» самой успешной командой в своей категории. В 2006 году Чагин принёс коллективу уже седьмую победу на «Дакаре», что позволило опередить по этому показателю «Татру».

KAMAZ 4911

«КАМАЗ 4326»: новая эпоха

К 2007 году «КАМАЗ-мастер» сконструировал ещё один гоночный грузовик — 4326. В связи с новыми требованиями к омологации машин инженеры перенесли в сторону задней оси кабину и двигатель, улучшив развесовку. Также значительно была модернизирована подвеска, что улучшило проходимость. Правда, инженерам пришлось скорректировать регулировки топливной системы, а это в свою очередь снизило мощность двигателя.

Впрочем, это не помешало грузовику выиграть ещё четыре «Дакара». В общей сложности «КАМАЗ-мастер» выигрывал самый престижный ралли-рейд 12 раз, в том числе два последних. «КАМАЗ» же, с которого всё начиналось ровно 38 лет назад, в 2012 году выпустил с конвейера свой двухмиллионный грузовик…

KAMAZ 4326

www.championat.com

"КАМАЗ-мастер": поколение молодых, но задачи прежние

Не люблю громких определений и хвалебных лозунгов, но "КАМАЗ-мастер" тот случай, когда можно сделать исключение, ибо в стране, где автоспорт выживает только за счет энтузиастов и тех, кто поддерживает этот энтузиазм своими деньгами, а отечественный автопром сами знаете, что выпускает, наличие такой титулованной команды, как "КАМАЗ-мастер" — повод гордиться. Ну, это если вы любите автоспорт, а не бадминтон, к примеру.

Приглашение побывать в спортивном центре "КАМАЗ-мастер" было получено еще два года назад. Но воспользовались мы этим только сейчас, в самый канун отъезда команды на Dakar и Africa Race.У джиперов есть расхожая фраза — "ночь последней гайки". Это когда надо успеть приварить, прикрутить, приклеить и привязать все то, что не должно отвариться, открутиться, отклеиться и отвязаться до финиша. В "КАМАЗ-мастер" масштабы другие и задачи глобальнее, а потому "месяцы последней гайки" звучит более актуально, ведь совсем скоро Dakar, а для всех, кто в команде — ЖИЗНЬ ИЗМЕРЯЕТСЯ В ДАКАРАХ .

Наличие большого числа легковушек в праздничный день у проходной спортивно-технического центра говорит о том, что работа для всех, кто за этой дверью, и есть праздник. Шучу, конечно, но до отправки машин во Францию осталось несколько дней. Полный цейтнот!

Проходная, большущий холл, "маленький предбанник", и мы сразу оказываемся в цехе. И первыми, кто попадается нам навстречу, были Владимир Чагин и Артур Адравичюс (пилот экипажа KAMAZ-ASTANA), нетрудно догадаться, о чем говорят. За неделю до отправки машин других разговоров как о подготовке техники быть и не может.

Если честно, еще находясь в Питере, я немного сомневался, сможем ли мы с кем-то пообщаться. Но абсолютно ВСЕ, кто трудится под этой крышей, оказались очень приветливы и доступны. Мы не стали злоупотреблять гостеприимством и отнимать драгоценное время у "камазовцев", поэтому вопросы задавали четко, быстро и конкретно, без всякой там "лирики".

Наш очень специализированный корреспондент Галина Кошелева, узнав, что Эдуард Николаев уже женат, смогла-таки подавить в себе внезапно возникшую ненависть к автоспорту и пошла мучить своими вопросами членов команды.

А я, стоя в галерее Славы и наблюдая сверху, как кипит работа внизу, долго не мог придумать другую концепцию клипа, ибо старая развалилась довольно быстро. Но на то она и голова, чтобы сотрясать ею новые мысли.Гудят станки, трещит сварка, грохочет дизель, все пространство заполнено звуками "Оркестра Мастеров". Но за каждым из этих звуков труд конкретного человека, который вносит свою частичку в общую победу команды. Теперь я знаю, как звучит ГОЛОС ПОБЕДЫ.

Эрик Хайруллин (Пресс-атташе команды)

Сейчас команда готовит машины к отправке во Францию. Почему так рано? Ведь до "Дакара" еще почти два месяца?

Э.Х.: Перед погрузкой на паром в Гавре машины проходят первичную техническую комиссию на соответствие основным параметрам и требованиям соревнования. Логика организаторов, наверно, заключается в том, чтобы не загрузить на паром уж совсем непотребное к соревнованию транспортное средство, которое точно будет забраковано в Южной Америке.

После этого какая будет основная работа команды? Машины уйдут, и в них уже ничего нельзя будет изменить. Что будет делать команда эти два месяца?

Э.Х.: На самом деле, у команды не так много останется времени, чтобы собраться и улететь уже самим, потому как сейчас они гонят машины, в дороге проведут много времени, обратный путь также займет какое-то время, до отлета 27 декабря у ребят останется меньше месяца. Часть команды — экипажники — полетят на тренировку в Марокко, где будут отрабатывать навыки вождения на тренировочных машинах; ребята усиленно будут заниматься физической подготовкой: по системе Бубновского укрепляют мышечный корсет, накачивают спину, руки — все, что больше всего страдает во время тряски.

В обычной жизни, вне гонок, все ребята — будь то штурманы, пилоты, механики — занимаются "материальной" частью: кто-то задействован в административной работе команды, кто-то отвечает за технические вопросы, кто-то (например, Женя Яковлев) работает конструктором в конструкторском бюро. У каждого в команде есть, так скажем, гражданская профессия, есть "боевая", но все они в течение года заняты в команде.

То есть это не хобби, а профессия для каждого?

Э.Х.: Многие задают вопрос: а вот чем вы занимаетесь вне гонок. Казалось бы, да чем заниматься? Но на самом деле порой 24 часов в сутки не хватает. Грузовой зачет на "Дакаре" — это очень серьезная дисциплина, и там бьются за места на подиуме серьезные автомобильные корпорации с привлечением трансконтинентальных спонсоров, таких как Petronas, Red Bull и пр. Ни в коей мере не хочу умалить роль любителей в "Дакаре" (собственно, с них все начиналось), но сейчас "Дакар" — это очень серьезное мероприятие, где задействованы многие маркетинговые механизмы, развивается техническая мысль, совершенствуются машины и так далее. Это целая отрасль, стоящая особняком в автоспорте. Поэтому здесь нужен серьезный подход и заниматься "Дакаром" как хобби, рассчитывая на успех в долгосрочной перспективе, заведомо проигрышно. Руководство КАМАЗа отмечает, что успехи команды очень важны для завода. Команда имеет хорошие результаты, она узнаваема, в Южной Америке точно все знают, что такое КАМАЗ.

Вопрос к вам как специалисту по СМИ и пиару, "Дакар" действительно того стоит, или теперь в большей степени это наработанное имя?

Э.Х.: На мой взгляд," Дакар" — мощный бренд, это действительно легенда, за этим стоит труд огромного количества людей: над маршрутом, привлечением участников, организацией бивуаков, продвижением в СМИ. Мы имеем подобный опыт при организации ралли "Шелковый путь", и это действительно очень масштабная работа. Во-вторых, "Дакар" с 70-х годов проходит ежегодно (за исключением 2008 года). С тех пор огромное количество имен уважаемых спортсменов ассоциируются с "Дакаром", этого у него тоже не отнимешь.

Почему опыт Якубова, Чагина, Кабирова и других известных гонщиков держится только внутри вашей команды? С тренерами в данной сфере наверняка все очень не просто.

Э.Х.: Гонки на грузовиках — это не массовый вид спорта. Что уж там говорить – совсем недавно в стране было время, когда мы чуть не потеряли тренеров по лыжам, футболу, хорошо, что хоть сейчас государство повернулось лицом в сторону спорта. Строятся стадионы, работают ДЮСШ, есть поддержка, но грузовики и гонки на грузовиках — это все-таки уникальное явление.

Но в спорте есть свои какие-то общие тренировки: на выносливость, силу, психологические подготовку...

Э.Х.: В команде "КАМАЗ-мастер" всегда был к этому комплексный подход, начиная от физической подготовки, заканчивая специфической подготовкой: вождением грузового спортивного болида, опытом преодоления песков, навигацией и так далее. Я считаю, "КАМАЗ-мастер" на своем опыте постиг эту спортивную дисциплину во всех проявлениях. Владимир Чагин, Сергей Савостин, Айдар Беляев, Ильгизар Мардеев... Все эти спортсмены являются носителями уникального опыта и передают его в ручном режиме ребятам, которые сейчас за рулем.

Что бросается в глаза, находясь под крышей центра, так это практически идеальная чистота и порядок, отсутствие суеты и тех, кто ушел на перекур. Урна с "бычками" есть, а перекурщиков нетчудны дела твои, Господи. И, видимо, курение происходит на каком-то астральном уровне. Ну, это так, привычка обращать внимание на разные разности.

Антон Шибаев и Дмитрий Сотников

Единственный боевой экипаж "КАМАЗ-мастер", который поедет на гонку в Африку.

Почему вас отправили отдельно от всей команды на другую гонку? Не обидно?

Д.С.: Нас, как самых молодых пилотов, отправили в Африку тренироваться. Самое главное для нас — получить полноценную тренировку.

А почему нельзя тренироваться совместно со всей командой на "Дакаре"?

Д.С.: Туда едут более опытные спортсмены, от которых команда ждет результата. Да и затраты несколько другие.

Вот сейчас от вас прозвучала фраза "самый молодой пилот". Ее я слышала в отношении Эдуарда Николаева, потом Айрата Мардеева, а теперь и вы употребили это выражение. Так кто у вас на самом деле самый молодой пилот?

Д.С.: По возрасту самый молодой — Айрат, по опыту управления КАМАЗом будем мы с Антоном. Возраст у нас всех примерно одинаковый — меньше 30.

А вы когда начали?

Д.С.: Я еду как пилот первый год. Мы с ребятами (Айратом, Эдиком) все вместе начинали с картинга, дружим с детства.

А.Ш.: Также будет мой первый год за рулем, до этого ездил механиком.

У вас случайно родственников в команде нет?

Д.С.: У меня тут отец работает.

А.Ш.: У меня никого нет.

Дмитрий Сотников

Не мешает наличие родственников в команде? Все равно бывают разные ситуации, в том числе, и психологическая усталость.

Д.С.: У нас дружеские отношения, взаимоуважение, мы всегда друг другу помогаем. Бывает, конечно, о чем-то спорим, но это рабочий процесс и без этого никак. Хоть и друзья, на трассе мы соперники и каждый из нас хочет быть лучшим; бывают напряженные моменты, но довольно быстро они проходит.

А.Ш.: На "Дакаре" в течение двух недель непрерывного контакта друг с другом бывает напряженная обстановка, но до чего-то серьезного не доходит.

Дедовщина у вас в команде есть? (обоюдный смех)

Д.С.: Ну она, скорее, в шуточной форме, мы воспринимаем многие вещи как традиции, юмор.

А.Ш.: Опять же если взять карт-клуб, с которого мы все начинали, то первое время метешь полы, а уже потом садишься за руль. Это своего рода воспитание, дисциплина. И тут также, только немного в другой форме.

Как вы попали в команду "КАМАЗ-мастер"?

Д.С.: Еще в юном возрасте мы знали, что такое "КАМАЗ-мастер", следили за успехами команды. Спортсмены приезжали к нам на картодром, смотрели наши соревнования, мы всегда следили за их выступлениями. Эдик первый попал в команду, за ним Айрат. Мы с Антоном первое время просто приходили помогать, знакомились с коллективом, поэтому когда нас официально принимали на работу, всех уже знали. Первое время работал совсем в другой сфере, один год выступал за команду багги, которая также есть при команде, затем мне дали возможность попробовать выступать на грузовике.

А.Ш.: У меня было что-то подобное. Сначала работаешь механиком, даже на гонки не выезжаешь. Делаешь простые работы, коллектив видит, на что ты способен, что умеешь. Я изначально устроился сюда водителем, ездил между заводами. Через три года стал пилотом команды.

Антон Шибаев

Какие качества вы назвали бы объединяющими для вашей команды?

А.Ш.: Желание работать, упорство…

Д.С.:… целеустремленность, желание добиваться поставленной цели.

Сама не была, но слышала от проверенных людей, что Africa Race ни в чем не уступает Дакару.

А.Ш.: Мы постоянно слышим от членов нашей команды, что там сама гонка несет смысл, победителем считается уже тот, кто доехал. Очень сложное соревнование.

Д.С.: Многие, кто раньше принимал участие в африканских "Дакарах", в некоторой ностальгии. Они готовы просто поехать в любой роли (штурмана, механика), чтобы вновь там оказаться.Там важен именно дух выживания, цивилизации практически нет, и именно в этой сложности есть свой особый интерес.

Как-то готовитесь к Африке? Может, фильмы какие смотрите, книжки правильные читаете?

Д.С.: Читал прошлогодний маршрут на сайте. Готовимся больше физически: у нас есть специальные нормативы, которые мы должны выполнять.

Как будете меняться на трассе, уже решили?

А.Ш.: Нам еще на этот счет дадут установки, скорее всего, будет лучше ехать по два дня: один день, чтобы привыкнуть, второй — на результат.

Кто с вами едет на соревнование? Кто будет за вас болеть здесь?

Д.С.: Самый опытный Василий Михайлович Квачев. В Африку выезжает 12 человек, группы поддержки как таковой не будет.

А.Ш.: За нас будет болеть отдел маркетинга, женская часть нашего коллектива.

Д.С.: Было бы очень приятно, чтобы Семен Семенович Якубов приехал на старт гонки, поддержал нас.

Семен Семенович говорит, что "нужно ставить перед собой самые трудные и, на первый взгляд, недостижимые цели". Ваша финальная цель как члена команды "КАМАЗ-мастер"?

Д.С.: Каждый, кто сидит за рулем или выезжает на "Дакар", ставит перед собой цель выиграть. Говорят, что такого, как Владимир Чагин, больше не будет, но, думаю, большинство из нас в душе хотят добиться таких же результатов, что и он.

А.Ш.: Думаю, даже для Чагина будет большая радость, если кто-то из нас, его воспитанников, покажет хороший результат...

А это — будущий боевой КАМАЗ для Africa Race, который за несколько предстоящих недель подготовят к гонке и выдадут в качестве спортивного инвентаря Дмитрию и Антону.

Нам остается пожелать ребятам удачи, ибо на них лежит огромный моральный груз — представлять Россию на трассах того самого, настоящего африканского "Дакара", где еще несколько лет назад блистали их учителя: Якубов, Чагин, Мардеев, Савостин и др.

Посмотрите на крышу. Помимо казана для приготовления традиционного командного плова, в металлическом ящике аккуратно сложены дровишки, из леса вестимо. Не знаю, как обстоят дела с дровами в Южной Америке, но хорошо знаю, как  плохо с этим в Сахаре. Желание посидеть у костра ночью в холодной пустыне обламывалось отсутствием тех самых дров.

Ильгизар Мардеев  (Начальник производства, пилот)

С чего для Вас началась команда "КАМАЗ-мастер"?

И.М.: В команду я пришел… Начнем с того, что раньше при заводе КАМАЗ работала команда баггистов, занимались автокроссом. Я пришел к ним где-то в 1985 году. На базе команды багги, в общем-то и была образована команда по ралли-рейдам. Этот переход состоялся в начале 90-х годов, было очень интересно, ралли-рейды тогда были наиболее развивающимся видом спорта, в то время как багги постепенно затухал.

Ваша основная роль в команде? И что самое сложное в Вашей работе?

И.М.: У меня боевой автомобиль, такой же, как и все другие автомобили в "КАМАЗ-мастер". Просто мы везем запчасти и должны замыкать команду; ехать, прикрывая всех, при необходимости быть первым, кто сможет оказать какую-либо помощь спортивным экипажам. Если ответственно относиться к своей работе, то всякая работа не простая. Нам повезло, что наша работа является еще и нашим хобби, поэтому жаловаться грех.

Я всегда на старте всем нашим экипажам желаю, чтобы я их не догнал и видел только на бивуаке. В этом случае, во-первых, они не потеряют время, во-вторых, и я не потеряю время. Именно благодаря этой стабильности команды у нас и получается неплохой результат.

Самый экстремальный случай, который у Вас был.

И.М.: Трудно что-то одно вспомнить, "Дакаров" легких не бывает. Каждый день по-своему сложен и по-своему экстремален, что по дюнам ездить, что по равнинам. Как и везде в автомобильном спорте, управление техникой связано с определенным риском, выделить, что вот это было особенно страшное, не получится.

У космонавтов есть традиция: перед отправкой в космос, они смотрят фильм "Белое солнце пустыни". В вашей команде подобной традиции нет?

И.М.: Нет, такой традиции нет, хотя мы, в общем-то, когда заводим двигатель, собираем автомобиль перед гонкой, мы ему, автомобилю, желаем всем коллективом счастливой и удачной жизни, победных гонок. И экипаж, от имени автомобиля, благодарит всю команду за то, что они сделали, собрали автомобиль. Эта традиция существует всегда.

Часть автомобилей вашей команды осталась на трассе, а какова судьба тех машин, которые доехали, но теперь больше не используются как гоночные?

И.М.: За всю историю команды в пустыне осталось всего два КАМАЗа. Так получилось, что машина сломалась, экипаж эвакуировали, на следующий день приехали члены команды, чтобы восстановить и увезти технику, но ее уже к этому времени разграбили. То же самое произошло и со вторым автомобилем. За караваном африканской гонки идет караван тех, кто "подбирает" оставленную технику. На них нельзя обижаться, чем же им еще заниматься в пустыне? Это один из источников дохода аборигенов. Был случай, когда мы сломались (с Чагиным еще ездили), заночевали рядом с машиной. Легли в спальных мешках, утром просыпаемся, рядом сидит бедуин. И все, он приехал, встал рядом и ждет, когда с нами что-нибудь случится и тогда он будет первым на этом дележе. Очень редко мы списываем технику по старости, часть "отслуживших" КАМАЗов забирают болельщики (в разных музеях стоят наши машины). Например, любители автоспорта есть в Ростове, сейчас забрали КАМАЗ в Германию для участия в соревнованиях по триалу. Когда техника выходит из строя, мы ее разбираем, парк копить смысла нет. Поколения машин меняется, а тренироваться есть автомобили лучше.

На одном соревновании порой приходится пережить столько, сколько один человек не испытает за всю свою жизнь. Вы все это пережили сами и сейчас на эти же испытания вы отправляете своего сына. Вам, как отцу, страшно за него? Вы же понимаете, куда он поедет.

И.М.: Да, волнуюсь, как и любой родитель, переживаю, но это его выбор, я его не насильно сюда привел, он этого хотел сам и стремился к этому. Есть риск, да, понятно, но где его нет? На улицу ребенка выпускаешь, и там тоже может все, что угодно случиться. Определенный риск всегда есть, надо быть разумным, тогда все будет нормально.

Какие-то напутствия будете давать сыну? Это его первый "Дакар"?

И.М.: Нет, в качестве пилота второй, в прошлом году из-за проблем с техникой их экипаж не дошел до финиша; в качестве механика он также бывал на "Дакаре", финишировал. Я бы хотел пожелать ему выступить успешно, потому как, дав им такую технику, команда возлагает на них определенные надежды, я бы хотел, чтобы он эти надежды оправдал, был финиш в этом году, и финиш успешный. В принципе, потенциал есть: и у машины, и ребята подготовлены, столько времени уделено.

Я так понимаю, у Вашей мамы (супруги) уже стальные нервы?

И.М.: Ну да, ей сейчас приходится непросто, переживает сразу за двоих. Думаю, что к этому привыкнуть невозможно, но что делать  мы выбрали эту профессию. Она в этом деле нам помогает.

Как она за вас болеет? Не сидит у телевизора с бутылочкой валерьянки?

И.М.: Не знаю насчет валерьянки. "Дакар" из-за разницы во времени показывают ночью и потом повторяют утром. Так она никогда не смотрит повтор. Точнее, повтор она может и смотрит, но всегда ждет именно первой передачи. Сидит, бдит до этого времени, после того, как передача прошла, узнала, что все хорошо, только потом ложится спать. Если интересно было, то и утром повтор смотрит. Но первую передачу не пропускает.

Дедовщина в команде есть?

И.М.: Слово-то какое (также смеется). Команда тем и сильна, что она команда. Ведь тут как на фронте: как я на него могу положиться, если он какое-то время назад меня гнобил. Нельзя так, нет у нас дедовщины.

Ну и Ваша личная цель на предстоящем "Дакаре"?

И.М.: Я не считаю, что прошлый год у нас был провальным, хотя два экипажа сошли с дистанции. Все равно три КАМАЗа были в пятерке первых. Нас объехали тогда две машины, причем это были очень достойные соперники. В этом году я бы хотел, чтобы команда вернула себе самого большого бедуина, чтобы новое поколение начало добывать этих бедуинов. Лично моя цель – чтобы я никого из них не догнал на финише, тогда и мой результат будет максимально высоким.

А это небольшой список тех, кто отбывает на Dakar 2013. Почти половина из всех, кто трудится в команде "КАМАЗ-мастер".

Айрат Мардеев (Пилот)

Когда Вы попали в команду и всегда ли для вас "Дакар" был целью?

А.М.: С  11 лет занимаюсь картингом, нас еще там "пометили", что Эдика Николаева, что меня, и когда мы достигли подходящего возраста, попали в команду. Я сначала приходил просто помогать, в 2006 году перевелся на заочное отделение института и официально устроился на работу.

Ваш отец сказал, что участие в ралли-рейдах — это исключительно ваш осознанный выбор.

А.М.: Отец никак на меня не давил. Когда еще занимался в карт-клубе, он предложил проехать одну гонку, я согласился. Сначала было интересно просто попробовать, а потом уже заболел ралли-рейдами. Всегда стремился попасть в "КАМАЗ-мастер", это для меня лучшее продолжение карьеры.

На Вас должно быть двойное давление со стороны команды: как спортсмен Вы должны быть лидером и как сын своего отца не можете плохо выступать.

А.М.: Так во всех делах, не только в спорте. Мне нельзя ошибаться, так и говорят: фамилия у тебя для этого не подходящая, все должно быть правильно. Своими действиями, результатами, я несу ответственность не только за себя, но и за всю семью, от этого, конечно, временами бывает немного некомфортно. С другой стороны, с отцом работать проще: все, что умеет, он передал мне. Я за рулем с самого детства, когда в садик ходил, на коленях у отца за рулем сидел.

В любой работе бывают сложные ситуации, спорные вопросы. Домой, на кухню, они не переходят?

А.М.: На работе мы коллеги, здесь я отношусь к нему как к своему непосредственному начальнику.

То есть папой на работе его не называете?

А.М.: Называю, он для меня в любой ситуации всегда будет папой. Но каких-то поблажек для меня нет. Наоборот, он на самую сложную работу в первую очередь старается отправить меня.

Что для вас "Дакар"?

А.М.: "Дакар"… Наверное, смысл жизни, хочется быть первым на этой гонке. В общем-то и в картинг пошел, чтобы в будущем добиться высоких результатов. Сейчас "Дакар" — это вершина моей спортивной карьеры.

Участие в соревнованиях связано с огромным риском для жизни. Вы понимаете, куда влезаете?

А.М.: Понимаю, лучший пример для меня — это мой отец. В 2005 году при перегоне КАМАЗа из Челнов в Астрахань он попал в аварию. Были тяжелые травмы — перелом тазовой кости, позвоночника, ребра, ушиб легкого, еще много всего. Три месяца он пролежал, врачи говорили, что он может на всю жизнь остаться в инвалидной коляске. Через полтора года после аварии отец стал серебряным призером "Дакара". Я не боюсь выходить на старт соревнований.

Кого вы считаете своим главным болельщиком?

А.М.: Семью. Всю. Они самые главные, самые преданные в любой ситуации болельщики, которые всегда поддержат.

Жена привыкла?

А.М.: Она знает, с кем связалась. Многие девушки, жены моих друзей первое время не понимают, как так можно работать по 12 часов в день без выходных. А ей это все знакомо, она сама здесь раньше работала. Поэтому в этом плане мне повезло.

Ваша победа на "Шелковом пути 2012" для многих стала неожиданной. Что испытали в тот первый момент, когда узнали о первом месте?

А.М.: Это словами тяжело передать. Сначала обогнал на трассе Лопрайса, потом Эдика Николаева увидел; если в ситуации с Лопрайсом понял, что он много времени потеряет, то технические проблемы КАМАЗа Эдика тогда были неизвестны. Перед финальным днем мы были на третьем месте; поняли, что можем подняться выше, но главная цель была все-таки удержать ту позицию, которая была, — команда MAN была рядом. Только на финише французские журналисты сообщили о первом месте. Сначала не поверил. Не могу это описать.

А что сказал папа в момент вашей первой встречи после победы?

А.М.: Они подъехали, когда наш подиум уже прошел. Он обнял, поднял на руках, как в детстве поднимал. Безумно был рад.

Некорректно, конечно, задавать такой вопрос перед стартом, но какие планы на "Дакар 2013"?

А.М.: Наша главная задача – это доехать до финиша, стабильно, ровно, не ломая машину, не ломая себя. Именно стабильностью взять на этом "Дакаре". Как показывает практика, наши машины всегда показывают хороший результат на финише, если им не мешать.

Я сел в "эльку" и мы поехали на полигон, что  в тридцати километрах от спортивного центра — ребята должны были встать в оцепление, а я искать точку съемки. Утром планировалось испытать ограничители хода подвески, который "камазовцы" получили от организаторов "Дакара". Многие наверняка помнят нашумевшую историю, в которой на машине ДеРоя ход подвески не соответствовал Регламенту. Наши не стали тогда писать протест, и ДеРой стал победителем. С этого года орги ввели свои ремни, ограничивающие ход подвески, которые любезно рассылают всем "нуждающимся". Но простояв в ожидании около часа, мы вернулись на базу — тесты отложили на вторую половину дня, надо переделывать точки крепления ремней.

Эдуард Николаев (Пилот)

Для Вас "Дакар" всегда был мечтой?

Э.Н.: Для меня вообще ралли-рейды — это мечта. У любого, кто занимается этим видом спорта, есть мечта  попасть на "Дакар". Как Олимпийские игры для каждого спортсмена — вершина его спортивной карьеры, так и для нас "Дакар" — это своеобразные Олимпийские игры, где можешь проверить свои силы, посоперничать с асами, которые принимают участие в этой гонке.

Вы же пришли в ралли из картинга?

Э.Н.: Да, занимаясь картингом, я мечтал попасть в "КАМАЗ-мастер", участвовать в соревнованиях. О "Дакаре" стал думать уже после того, как вошел в состав команды.

Это, наверно, было скорее общее движение: куда хотят все.

Э.Н.: Да, конечно.

Как я поняла, в команду Вы попали после того, как Семен Якубов заметил Вас на одном из соревнований.

Э.Н.: Немного не так. Он знал, что есть мы, подрастающая молодежь, которая занимается на картодроме. Просто наша встреча состоялась на одном из соревнований, кроме этого, мой отец работал с ним много лет. В пилоты нужно брать людей, которые с детства стремятся к спорту, занимаются. Для меня это был картинг-клуб, практически все наши пилоты — картингисты.

То есть, у вас все местные?

Э.Н.: Да, у нас вся команда из Набережных Челнов и Казани.

Дискриминация какая-то.

Э.Н.: Ну, вот такой "закон джунглей".

А на женщин у вас "закон джунглей" не распространяется?

Э.Н.: Нет, такого нет. В экипаж, конечно, мы их не берем — условия очень тяжелые, а мы своих женщин бережем. В нашем коллективе примерно 20 девушек — это бухгалтера, менеджеры; мужчин примерно 90-100. С нами на гонку ездит только одна женщина — наш массажист.

Первый свой ралли-рейд помните?

Э.Н.: Это 2004 год, ралли "Оптик — Тунис", этап Кубка мира, экипаж в составе Ильгизара Мардеева (пилот) и Айдара Беляева (штурман). Мы выиграли это соревнование, и с тех пор я начал активную деятельность механика, через несколько лет пересел в кресло пилота. Для себя такую цель поставил еще в самом начале, когда у нас был разговор с руководителем команды Семеном Якубовым, я сказал, что в перспективе, если будет возможность, хотел бы сесть за руль.

Я пролистала много альбомов, посвященных вашей команде, отметила такую особенность: среди ваших спортсменов "целых" практически нет. Сломанные руки, ноги, изодранные спины, про позвоночник говорить не приходится. Вас подобный командный опыт не отпугивает? И как готовитесь эмоционально к гонке?

Э.Н.: Нет, это не останавливает. В любом виде спорта гибнут люди: гимнасты гибнут, футболисты гибнут. Перед глазами наша команда и люди, с которых действительно можно брать пример. Например, в моем экипаже это в первую очередь штурман Сергей Савостин. Он очень спокоен, уравновешен. У нас, в принципе, все построено на самообучении, в команде так принято — стараться. Люди все разные, каждый переживает по-своему; нервничаем, иногда, может быть, чем-то недовольны, но не показываем. Это очень влияет на результат.

В январе экипажи команды "КАМАЗ-мастер" выйдут на старт двух гонок: "Дакар" и Africa Race. Вам из этих гонок какая наиболее интересна?

Э.Н.: Лично для меня, куда поедут все основные соперники, туда поедем и мы, ведь там как раз и будет интереснее. Я был и там, и там, легкие места, как и сложные, есть везде. Нельзя сказать, где легче, а где интереснее, везде своеобразно.

То есть, главное — это соперники, неважно где.

Э.Н.: Соперники и результат, конечно. "Дакар" — это итог большой работы, год мы готовимся к этой гонке, от нас ждут результата, надеются на победу. В этом году будет очень сложно, произошла смена поколений, все основные наши спортсмены — Чагин, Кабиров – прекратили выступления, мы их заменяем. Теперь их соперники стали нашими соперниками. Мы, конечно, не отстаем, стараемся, ездим — тренируемся, чтобы не подвести.

Когда у Вас последний раз был выходной?

Э.Н.: Оооой, сложно сказать.

Ну а как Ваша душа отдыхает? Ведь иногда просто нужно отвлечься?

Э.Н.: Я еду в тот же карт-клуб и отдыхаю. Да и дома просто побыть, это получается редко — утром и ночью.

Семья по этому поводу истерит?

Э.Н.: Ну как истерит... Она, семья, уже привыкла, отец тоже гонщик, так что маме не в первый раз. Жена понимает.

 

Владимир Чагин (Руководитель команды "КАМАЗ-Мастер")

Общалась со многими гонщиками в разных классах и с разным уровнем мастерства: квадроциклисты, мотоциклисты, автомобилисты, сейчас вы — камазовцы, и для всех "Дакар" — самая большая и главная мечта. Как в Вашу жизнь вошел "Дакар" и с чем это связано?

В.Ч.: Меня с этим связал Семен Семенович Якубов, руководитель и основатель нашей команды, это было еще в далеком 1987 году, мне было тогда 18 лет. Узнал, что он собирает (еще громко сказать команду, скорее, группу людей), чтобы попробовать принять участие в "Дакаре". Меня в эту группу приняли, нас было не больше 10 человек. С того момента, с тех единомышленников, началось длинное 24-летнее шествие команды по "Дакару". Команда "КАМАЗ-мастер" 21 раз принимала участие в легендарном ралли-рейде, из них 10 раз становилась его победителем.

Откуда в Вас такая любовь к гонкам? Всегда не сиделось на месте?

В.Ч.: Я всю жизнь с техникой, мой отец посадил меня за руль машины, когда мне было 6 лет, с 7 лет начал заниматься картингом. С детства мечтал стать гонщиком, добиться высоких результатов в автомобильном спорте, стать Чемпионом Европы, Чемпионом мира. Я рад, что смог реализовать свои детские мечты, став победителем "Дакара" — это наивысшее достижение во внедорожных ралли-рейдах. Притом, что удалось это сделать не один, а семь раз.

По какому принципу Вы выбираете претендентов в команду?

В.Ч.: Пять молодых пилотов, которые сейчас представляют новое поколение команды, — воспитанники нашего челнинского карт-клуба, они с детства в автомобильном спорте. Взять больше воспитанников не получается, у нас ограничено штатное расписание. Еще учась в институте, эти ребята приходили помогать готовить машины. "Дакар" — самая большая и самая сложная гонка в году. За два месяца, месяц до выезда, сейчас, когда остались последние недели, мы приглашаем других ребят оказать помощь в подготовке машин; в этот период можно разглядеть людей, увидеть, кто может работать и искренне рвется в команду. Затем уже, по мере возможности, мы принимаем их в состав "КАМАЗ-мастер".

Почему сразу две гонки команда "КАМАЗ-мастер" решила охватить в начале января — Dakar и Africa Race? Может, стоило сконцентрироваться на чем-то одном?

В.Ч.: Я неоднократно говорил: нужно как можно больше времени уделять тренировкам, а лучшая тренировка — это участие в соревнованиях. К сожалению, в этом сезоне было мало соревнований, всего три. Два этапа Чемпионата России, "Шелковый путь", затем полгода перерыва и "Дакар". А молодежи нужно ездить. Africa Race и Dakar проходят примерно в одни и те же числа. Нужно, чтобы наши мальчишки росли, поднимались, поэтому двоих — Антона Шибалова и Дмитрия Сотникова, которым еще пока не по силам бороться за призовые места на "Дакаре", — мы отправляем на эту африканскую гонку. Она очень непростая, проходит по маршруту классического "Дакара": Франция, Испания, Марокко, Мавритания, Сенегал… Приняв участие в Africa Race, они получат хороший опыт и должны серьезно поднять свой профессиональный уровень.

Команда "КАМАЗ-мастер" состоит исключительно из жителей Набережных Челнов, при этом наша знаменитая тройка — уроженцы Урала: Семен Якубов с Кургана, вы родились в Пермском крае, а механик Сергей Савостин из Свердловской области. Может, пора уже расширить географию участников? Почему только Набережные Челны? Почему другие талантливые ребята не могут попасть в команду?

В.Ч.: Ну почему же, это не совсем принципиально. Нет такого жесткого принципа: принимаем в состав только жителей Татарстана и больше никого. Главное, чтобы голова была на месте и руки работящие. Мы больше склонны воспитывать своих спортсменов, заниматься с молодежью, растить собственных специалистов, чем приглашать кого-то извне, вот и всё.

Среди Ваших наград есть медаль "За доблестный труд". По уставшим лицам ваших мальчиков можно сказать, что они также близки к этой награде. У вас, как руководителя команды, бывают свободные минутки, если да, то как Вы их проводите?

В.Ч.: Конечно, остается мало свободного времени, но не скажу, что хожу на работу в привычном значении этого слова. Я живу тем, чем занимаюсь: с самого утра, как только проснулся, думаю, какой сегодня день, строю новые планы. Весь день проходит в удовольствие. Да, большие объемы работы, приходится много трудиться, на мне лежит огромная ответственность, домой прихожу поздно, время остается только на сон. Но если бы не хотел, я бы этим не занимался, никто меня не заставляет. Мне это нравится, это мой образ жизни. Считаю, идеально, когда работа и любимое дело совпадают. У меня это так.

Вот вы сейчас надели комбинезон, не ёкнуло снова сердце сесть в кресло пилота?

В.Ч.: Из кабины я далеко не ушел, по-прежнему много времени провожу в кресле КАМАЗа, на тренировках показываю ребятам, как ехать в том или ином месте, какой лучше держать темп и каким должен быть настрой у пилота. Считаю, это правильно — передавать тот опыт, который во мне накопился за эти годы. То, что умею — это не мое личное, я получил это благодаря команде, тем людям, которые были со мной вместе. Соответственно, я должен передать опыт следующим поколениям, чтобы он остался в команде.

Недавно общалась с другим участником "Дакара", и он сказал, что самое трудное в работе механика — ждать. Вы сейчас переместились из лагеря тех, кто в курсе событий (точнее, тех, кто как раз делал эти события), к тем, кто вынужден ждать. Тяжело?

В.Ч.: Из спортивного зачета я ушел в феврале прошлого года, два сезона и "Дакар 2012" года смотрел со стороны; привык быть в гуще событий, на трассе, видеть, как все происходит, а сейчас нахожусь на дистанции. Очень тяжело, прекрасно понимаю и согласен с тем, кто Вам это сказал. Механики с большим волнением ждут машины с трассы, переживают, как и все наши болельщики.

В этом году Ваш день рождения совпадает со стартом "Дакара" — 5 января. Двойной праздник!

В.Ч.: Да, день рождения, как и Новый год, — это вроде бы домашние семейные праздники. Больше 20 лет мне приходится отмечать их далеко от дома, но в кругу друзей, коллег, единомышленников. Считаю, что это удачное совпадение и мне бы хотелось, чтобы оно в моей жизни было как можно дольше. 

Вот такой внезапной скоротечной и очень интересной оказалась поездка в Набережные Челны в спортивно-технический центр "КАМАЗ-мастер". Через несколько дней этот цех будет выглядеть непривычно пусто, практически все машины отправятся в Гавр и далее в Южную Америку. А через два месяца мы прильнем к экранам телевизоров, сядем за компьютеры и будем с волнением болеть за наших парней, для которых ПРЕДСТАВЛЯТЬ РОССИЮ не просто красивые слова.

P.S. Послевкусие от увиденного от нашего крайне специализированного корреспондента Кошелевой читайте здесь.

От лица всего коллективаот всех 362 человек EX-ROADmedia хочется выразить нашу благодарность бесценным работникам команды "КАМАЗ-мастер":Евгении Быковой, за реализацию наших творческих фантазий и капризов.Светлане Климовой, за то, что она сидит напротив Евгении Быковой.Эрику Хайруллину, за то, что он сидит напротив Светланы и Евгении.Вадиму Валееву, за то, что он сидит вообще в отдельном кабинете, и за интересный рассказ о Набережных Челнах.Друзья, обещаю, что при случае, обязательно подарю каждому памятные питерские магнитики с видом Республики Буркина-Фасо.

Текст: Галина Кошелева, Сергей БелостоцкийФото: из архива "КАМАЗ-мастер", Сергей Белостоцкий

11.11.2012.    06.25

 

SILK WAY 2012

 

Еще статьи по этой теме:

ТЕГИ:

ex-roadmedia.ru

автомобильные рекламные слоганы - Мысли вслух

я помешана на рекламе и на всем, что с ней связано.нашла подборку. ценно.

имиджевые корпоративные слоганы

Автомобили Рено — Renault Слоганы: Искусство создавать автомобили.Renault. Машина для этой жизни.

Автомобили BMWИмиджевый слоган: С удовольствием за рулем.

Автомашины Мерседес (Mercedes Benz)Имиджевый слоган: Mercedes. Будущее автомобиля.

Автомобили Форд — FordСлоганы: Форд. Навстречу переменам.Ford. Надежен. Создан для жизни.

Автомобили Джили (Geely)Слоган: Geely полной жизнью! ("Живи полной жизнью!")

Автомобили Вольво — VolvoКорпоративный слоган: Вольво. Для жизни — Volvo. For life

Автомобили Субару (Subaru)Слоганы: Мыслить. Чувствовать. Управлять. Think. Feel. Drive.Активная безопасность, активное вождение.

Автомобили Фольксваген — VolkswagenИмиджевый слоган: С любовью к автомобилю.

Немецкие автомобили Ауди — AudiКорпоративный слоган: Audi. Превосходство высоких технологий.

Автомобили Шевроле — ChevroletИмиджевый слоган: Chevrolet. Большой плюс.

Автомобили Тойота — ToyotaКорпоративный девиз: Toyota. Управляй мечтой.

Внедорожники Хаммер — HummerЛозунг: Hummer. Ничего подобного.

Автомобили Лада — LADA Слоганы: LADA. Продолжай движение.Лада. Ключ к дорогам России.

Автомобили Пежо — PeugeotИмиджевый слоган: Peugeot. Создан для удовольствия.

Автомобили ГАЗКорпоративный слоган: ГАЗ. Русские машины.

Автомобиль Альфа Ромео — Alfa RomeoИмиджевый слоган: Alfa Romeo. Автомобиль для одинокого мужчины.

Автомобили Опель (Opel)Корпоративный слоган: Opel. Движение к лучшему.

Автомобильный бренд Шкода — SkodaИмиджевый слоган: Skoda. Просто гениально.

Автомобили Ниссан (Nissan)Корпоративный слоган: Nissan. Превосходя ожидания!

Французские атомобили Ситроен (Citroen)Имиджевый лозунг: Citroёn. Опережая воображение.

Автомашины Lexus (Лексус)Слоган в рекламе: Lexus. Стремление к совершенству.

Автомобили Сadillac (Кадиллак)Рекламный девиз: Сadillac. Дорогу королю!

Автомобильный бренд Mazda (Мазда)Слоган в рекламе: Mazda. Это и есть Zoom-Zoom.

Китайские атомобили SsangYongСлоган в рекламе: SsangYong. Воплощение совершенства.

Автомобили Infiniti (Инфинити)Рекламный слоган: Infiniti. Официально в России.

слоганы моделей

Автомобиль Тойота Камри (Toyota Camry)Слоганы: Достойна быть Вашей.Toyota Camry. Первоклассный бизнес-класс.

Автомобили Тойота Королла (Toyota Corolla)Слоганы: Превосходное исполнение.Corolla. Чувство свободы.Твой мир — твоя Corolla.

Автомобиль Тойота Авенсис (Toyota Avensis)Слоганы: Если вы хотите больше.Toyota Avensis. Ваше будущее — его цель.Идеальный баланс — дело совершенной техники.

Автомобили УАЗДевиз: УАЗ. Потому, что я настоящий мужчина.

Внедорожник УАЗ Патриот (UAZ Patriot)Девиз: UAZ Patriot. Верный. Надежный. Друг.

Лада Калина (Lada Kalina)Слоган: Наш город, кажется, влюбился…

Минифургоны Рено Кангу (Renault Kangoo)Слоган: Renault Kangoo. Оборотистый малый.

Внедорожники Сузуки Гранд Витара (Suzuki Grand Vitara)Девиз: Suzuki Grand Vitara. Почувствуй размах!

Автомобили Форд Фокус (Ford Focus)Слоганы: Качество меняет все. (Форд Фокус II)Максимум преимуществ. (Ford Focus C-Max)Всегда желать большего!

Спортивная машина Chrysler ViperСлоган: Chrysler Viper. Осторожно, ядовита! (в слогане обыгрывается название модели, которое в переводе означает "ядовитая змея, гадюка").

Автомашины Рено Клио (Renault Clio)Слоганы: Сила соблазна. (Рено Клио III)Разве что-то способно тебя остановить?

Компакт-вэн Рено Сценик II (Renault Scenic II)Девиз: Renault Scenic. Семейная ценность.

Авто Хонда Аккорд (Honda Accord)Слоган: Honda Accord. Яркая личность.

Микроавтобус Тойота (Toyota Hiace)Лозунги: Toyota Hiace. Безупречная репутация.Достойный выбор.

Джип Тойота (Toyota RAV4)Слоганы: Toyota RAV4. Стиль – свободный.Максимум возможностей. Максимум свободы.

Джипы Ниссан (Nissan X-trail)Слоган: Nissan X-trail. Экстремальная натура.

Автомашины Ниссан Альмера (Nissan Almera)Лозунг: Nissan Almera. Удовольствие без промедления.

Внедорожники Тойота Ленд Крузер Прадо (Toyota Land Cruiser Prado)Рекламный слоган: Toyota Land Cruiser Prado. Другим этого не дано.

Внедорожник Тойота Ленд Крузер 100 с полным приводом (Toyota Land Cruiser 100)Слоганы: Покоряй мир вместе с ним.Где другие бояться ступить…

Автомобили Пежо 607 (Peugeot 607)Слоганы: Неповторимые ощущения.Вы, дорога и Пежо 607. Полная взаимность.

Автомобили Хундай Ассент (Hyundai Accent)Слоганы: Hyundai Accent. Легковая жизнь.Движение, опережающее мысль.

Автомобиль Форд Мондео (Ford Mondeo ST220)Девиз: Для тех, кто свободен в своих стремлениях.

Автомобиль Ленд Ровер Фрилендер (Land Rover Freelander)Слоганы: Свобода в твоем характере.Landrover. Рожденный свободным.

Внедорожники Land Rover Discovery 3Слоган в рекламе: … и целого мира мало.

Автомобиль Субару Легаси (Subaru Legacy)Слоган для автомобиля: Subaru Legacy. Чувствуешь, что управляешь.

Автомобиль Пежо 206 (Peugeot 206)Слоган для рекламы: Peugeot 206. Притягивает взгляды.

Автомобиль Фольксваген Фаэтон (Volkswagen Phaeton)Рекламный слоган: Новое воплощение престижа.

Автомобиль Мицубиси Кольт (Mitsubishi Colt)Слоган: А куда на нем отправишься ты?

Автомобиль Хундаи Туссон (Hyundai Tucson)Лозунг: Новый герой для привычных маршрутов.

Автомобиль Вольво (Volvo XC90)Слоган в рекламе: Безопасность без границ.

Автомобиль Вольво (Volvo S40)Слоган автомобиля: Жемчужина эVOLVOлюции.

Автомобиль Рено Меган (Renault Megane)Слоганы: Благородный облик. Завидный темперамент.Может изменить Вашу жизнь.Renault Megane. Достоин уважения.Расправь крылья. (Рено Меган II Седан)Новый Меган, новое измерение надежности.

Полноприводной автомобиль BMW 325XiСлоган в рекламе: BMW 325Xi. Полный привод – и все под контролем!

Автомашины Ниссан Микра (Nissan Micra)Лозунг: Ты и Micra. Идеальная пара.

Автомобили Мицубиси Аутлендер (Mitsubishi Outlander 2,4)Слоган: Если Дарвин был прав, другие автомобили просто вымрут.

Автомобиль Мицубиси Харизма (Mitsubishi Carisma)Рекламный слоган: Уверенность в себе.

Автомобили Volvo — Вольво (реклама к 8 марта)Слоган: Ты создана для счастья, как Volvo для тебя.

Внедорожник Хундаи Терракан (Hyundai Terracan)Слоган: "Проходимец" класса люкс.

Внедорожник SsangYong RextonСлоган в рекламе: Мощь в элегантной форме.

Автомашины Шкода (Skoda)Слоган: Шкода. Современная классика.

Автомобили Ровер (Rover 75)Лозунг: Rover 75. Рожденный аристократом.

Грузовики КАМАЗДевиз: КАМАЗ. Танки грязи не боятся!

Автомобили Мини (Mini)Слоган: Может это любовь?

ГАЗ ВолгаСлоганы: Очевидные преимущества.А ты подожди другую.Ты меня удивляешь. Волга.

Автомобиль ИЖ 2126Слоган: ИЖ 2126. Хороший автомобиль.

Автомобили ВАЗ 2110Слоган: ВАЗ 2110. Точно в десятку!

Автомобиль Мазда 626 (Mazda 626)Девиз: Mazda 626 — комфорт набирает скорость.

Автомобиль Форд Маверик (Ford Maverick)Слоганы: Выходные начинаются в будни.Ford Maverick. 100% на дорогах. 100% вне дорог.

Автомашина Ниссан Примера (Nissan Primera)Слоган: Новая Primera. Новая форма разума.

Автомобиль Мерседес 4 Матик (Mersedes Benz 4 Matic)Слоган: Позитивный взгляд на погоду.

Автомобили Mercedes Benz А-классаСлоган: Mercedes А-класс. Следуй своей звезде!

Автомобили Ауди А4 (Audi A4)Слоган: Audi A4. Азарт победителей.

Модель Ауди А6 (Audi A6)Слоганы: Победитель получает все.Игра по своим правилам.Audi A6. Динамика опережения.

Модель Ауди А8 (Audi A8)Слоганы: Audi A8. Автомобиль нашего круга.Роскошь никогда не бывает лишней!

Автомобиль Ауди А3 (Audi A3 Sportback)Слоган: Audi A3 Sportback. Выигрыш за явным преимуществом.

Автомобиль Seat (в салонах Пеликан-Авто)Слоган для рекламы автомобиля: Зажги в себе Seat.

Автомобили БМВ (BMW 7 серии)Слоганы: Философия вашей жизни.Не как все.

Автомобили БМВ (BMW L7)Слоган: BMW L7. Широкие возможности.

Автомашины Хундай Соната (Hyudai Sonata)Слоган: Sonata. Исполнена для Вас.

Автомобили BMW 1 серииДевиз: Символ радости.

Автомобили Опель Корса (Opel Corsa Viva)Слоган для рекламы: Opel Corsa Viva. Немцы едут на ПМЖ в Россию.

Опель Астра (Opel Astra)Слоган в рекламе: Opel Astra. Для тех, кто понимает.

Автомобиль Ford ExcursionСлоган: Ford Excursion. Символ вашего превосходства.

Модель Пежо 406 (Peugeot 406)Девиз: Peugeot 406. Исключительный контроль над дорогой.

Седан Пежо 407 (Peugeot 407)Слоган в рекламе: Peugeot 407. Игры кончились.

Минивэн Ford GalaxyСлоган: Ford Galaxy. Путешествие первым классом.

Модель Ford FusionСлоган: Ford Fusion. Привыкайте смотреть на мир свысока.

Машины Лексус (Lexus RX300)Лозунг: Lexus RX300. Прикосновение к роскоши.

Автомашины Шевроле Ласетти (Chevrolet Lacetti)Слоганы: Большой плюс итальянского дизайна.Chevrolet Lacetti. Развивает чувство прекрасного.

Автомашины Шевроле Авео (Chevrolet Aveo)Слоган: Chevrolet Aveo. Большой плюс городской жизни.

Автомобиль Шкода Фабиа (Skoda Fabia)Девиз: Skoda Fabia. Яркий стиль жизни…

Автомобили Мицубиси (Mitsubishi Lancer)Слоганы: Безупречная японская собранность.Mitsubishi Lancer. Настоящий японский драйв.

Городской грузовик ГАЗ 3310 ВалдайСлоган в рекламе: Валдай. Машина для дела.

Внедорожники Мицубиси (Mitsubishi Pajero Exclusive)Рекламный слоган: Таким уступают дорогу.

lizina-xenya.livejournal.com

Сила слов. Имиджевые слоганы автокомпаний - часть образа автомобилей

Генри Форд не испытывал таких проблем, которые встают сейчас перед мировыми автогигантами. Когда гениальный американец запустил конвеерное производство Ford T, конкурентов у него не было, потому реклама не была для компании насущной проблемой. Времена изменились и мало построить машину, надо еще заставить покупателя ее приобрести, а тут в ход идут рекламные уловки и имиджевые слоганы.

В 2009 году автомобильная общественность активно обсуждала «перебранку» двух автогигантов на американских билбордах. В один прекрасный день на улицах Санта-Моники появились рекламные щиты Audi A4 со словами “Your move, BMW” (Твой ход, БМВ). Буквально а следующий день по соседству появились билборды с изображением BMW M3 и словами “Checkmate” (Мат).

Эта перепалка обратила внимание на имиджевые слоганы автокомпаний и их моделей. Оказалось, что каждый автопроизводитель имеет что-то вроде девиза, а иногда таких несколько. Например, у немецкого Volkswagen слоган Aus Liebe zum Automobil (С любовью к автомобилю) соседствует с таким простым девизом как Das Auto (Это – машина!) или Drivers wanted! (Требуются водители!). Другой немецкий концерн BMW также отвечает несколькими лозунгами Ultimate driving machine (Полный драйв), С удовольствием за рулем! Курс на превосходство и Философия вашей жизни.

Стоит отметить, что разница между слоганами состоит в том, что существуют немного пафосные, такие как девизы Jaguar «Великолепию не нужно заявлять о себе громко» или Mazeratti «Совершенство, рожденное страстью». Некоторые автопроизводители ушли от пафоса в сторону юмора, например, Hammer «Прочь с дороги!» или Saab «To crash with a Volvo is extremely safe. If you’re sitting in a Saab» (Столкнуться с Вольво – это чрезвычайно безопасно, если вы сидите в Сааб).

Кроме, имиджевых слоганов марок автомобилей, каждая модель так же сопровождается своим слоганом. Например, Saab 9-3 Aero Sport Sedan появился на рынке в сопровождении фразы «Когда на старте он оставит вас позади, не принимайте то на свой счет». Японский автопроизводитель MITSUBISHI для своей модели Outlander 2,4 придумал такой лозунг «Если Дарвин был прав, другие автомобили просто вымрут». Или «На все SX4 стороны» от Suzuki SX4. Но есть и серьезные, такие например, как «Дороги кончаются. Характер остается» Skoda Yeti 4x4. Или «A cocpit, an engine, two wings. Is it still car?» (Кабина, мотор и два крыла. Это все еще автомобиль?)

Кроме имеджевых слоганов марок и моделей встречаются девизы линеек, например, Audi с дизельным двигателем Absolute power. (Абсолютная мощь) Также для дизельных Audi используется слоган «Технологии спортивных триумфов».

Собственно говоря автомобильный слоган это особая часть истории автомобилестроения, поскольку с появлением конкуренции между автопроизводителями он был призван привлекать новых покупателей. Аждый из автоконцернов сам выбрал путь по которому пойти выбирая себе девиз, что именно подчеркнуть стиль, имидж или технологии. Именно поэтому все эти слоганы такие разные от Drive your way (Выбери свой путь) от Hyundai до Simply clever (Просто гениально) от Skoda, от Танки грязи не боятся от КАМАЗ до Автомобиль для одинокого мужчины от Alfa Romeo. Какой слоган наиболее привлекателен выбирать каждому покупателю, а «Саринформ» приведет некоторые из них. Каждый читатель может оставить в комментариях слоган автокомпании, который был пропущен нами.

BMWФилософия вашей жизни!С удовольствием за рулем!Курс на превосходство.При любой погоде. В любом месте. На любой скорости. С любой силой страсти.Что делает атлета чемпионом? Страсть. Техника сильных чувств.Изящное искусство скорости.Мощь тяжеловеса. Скорость спринтера. (BMW M3)Ultimate driving machine. (Полный драйв)

Mercedes-BenzMercedes-Benz. Будущее автомобиля.A cocpit, an engine, two wings. Is it still car? (Кабина, мотор и два крыла. Это все еще автомобиль?(Mercedes-Benz SLS AMG))

ToyotaMoving forward (Управляй мечтой)Today. Tomorrow. Toyota. (Сегодня. Завтра.Toyota.)Ее нельзя не заметить и нельзя не желать. Не откладывай встречу. (Toyota Corolla)Мир никогда не будет прежним. Покоряй мир вместе с ним. (Toyota Land Cruiser 200)Стихия вас не остановит. Toyota RAV4. Стиль – свободный.Заряжает эмоциями. (Toyota Auris)Для тех, кто знает страну не по наслышке. (Toyota Land Cruiser 100)Покоряй мир вместе с ним (Land Cruiser)

ChryslerОсторожно ядовита (Chrysler Viper)В направлении желания

PeugeotПритягивает взгляды (Peugeot 206)Создан для удовольствия.Peugeot. Motion & emotion. (Движение и эмоции)Соединить вселенную. Объединить идеи.

RenaultДостоин уважения (Renault Megane)Искусство создавать автомобили.Renault. Машина для этой жизни.Drive the change (Управляй переменами)

VolvoFor life! (Для жизни)Автомобиль, которому можно доверитьсяЦивилизованный автомобиль, построенный не для цивилизованного мираВаша жизнь слишком дорога, чтобы ездить на чём-то другом (Volvo XC90)Что самое ценное в роскошном автомобиле? Ваша жизнь.Ты создана для счастья, как Volvo для тебя.

VolkswagenDas Auto (Это машина!)Aus Liebe zum Automobil. (С любовью к автомобилю!)Порви будни! (Volkswagen Scirocco)Вам идет! (Volkswagen Polo)Drivers wanted! (Требуются водители)

HyundaiDrive your way (Выбери свой путь)С удовольствием в пути.Свобода от барьеров.Рули по-своемуНовый герой для привычных маршрутов (Hyundai Tucson)

NissanУдовольствие без промедления (Nissan Almera)Превосходя ожидания.Shift the way you move. (Смени способ передвижения)Shift expectation (Вас ждут перемены)Естественный отбор.Навстречу большому городу.

InfinitiБунтующая страсть. (FX)Время владеть скоростью (G35)Опережает время (G)Исключает компромиссы (QX)Определяет приоритеты (M)

HondaЯркая личность (Honda Accord)Территория комфорта. Динамика страсти. Так отражается характер. (Honda Accord)Роскошь технологий.Ограничений не будет.It must be love. (Должно быть это любовь)Лучшее в двух мирахPower of dream (Сила мечты)

Land RoverOur planet (Наша планета)Go beyond. (За грань обыденного)Designed for the extraordinary. (Создан для экстраординарного)

SkodaSimply clever! (Просто гениально)Дороги кончаются. Характер остается. (Scoda Yeti 4x4)

SubaruThink. Feel. Drive. (Мыслить. Чувствовать. Управлять.)Активная безопасность. Активное вождение.

PorschePorsche. Построено на достижениях.Код удовольствия 911. (Porsche 911 Carrera)Сохранение стиля. Сохранение ценности. (Porsche Cayenne Turbo)

AudiAudi. Превосходство высоких технологий.Технологии спортивных триумфов.Absolute power (Абсолютная мощь)

FordFord. Навстречу переменам.Ford. Надежен. Создан для жизни.

ChevroletChevrolet. Большой плюс.Get real. (Получи настоящее)

HummerHummer. Ничего подобного.Прочь с дороги!

MazdaЭто и есть Zoom-Zoom!Идеальный внедорожник …с сердцем гонщика! (Серия CX)В любой точке мира, в любой обстановке Вы чувствуете себя как дома.

CitroenОпережая воображениеСамое великое изобретение со времени изобретения автомобиля

LexusСтремление к совершенству.

SsangYongВоплощение совершенства

CadillacДорогу королю!Сидя в Cadillac чувствуешь себя миллионеромПусть ваш успех будет виден немножко

DodgeВсе или ничего

Alfa RomeoAlfa Romeo. Автомобиль для одинокого мужчины.

FiatMany things aren’t forbidden. Do them. (Многие вещи не запрещены. Делай их!)

OpelOpel. Движение к лучшему.Wir leben Autos (Мы живем автомобилями)Discover Opel. Entdecke Opel. Откройте для себя Opel!

SuzukiНа все SX4 стороны (Suzuki SX4)Way of life (Образ жизни)

KIAThe power of surprise (Способность удивлять)Твоё право быть лучшим. (KIA Sorento)

Aston MartinPower. Beauty. Soul. (Мощь. Красота. Душа)

MazerattiToo late. She’s got you! (Поздно. Ты попался!)Совершенство, рожденное страстью.

JaguarВеликолепию не нужно заявлять о себе громко

SaabTo crash with a Volvo is extremely safe. If you’re sitting in a Saab (Столкнуться с Вольво – это чрезвычайно безопасно, если вы сидите в Сааб)Когда на старте он оставит вас позади, не принимайте это на свой счет. (Saab 9-3 Aero Sport Sedan)

MitsubishiGo far! (Зайди далеко!)Встречай будущее.Если Дарвин был прав, другие автомобили просто вымрут (Mitsubishi Outlander 2,4)

LadaКлюч к дорогам России.

GAZРусские машины

CheryВаш ход

auto.sarinform.ru


Смотрите также