Делитель передач автомобиля Камаз. Делитель камаз схема


Делитель механический Камаз

Делитель передач механиче­ский, ускоряющий с пневматическим при­водом включения передач состоит из кар­тера 14, отлитого заодно с картером сцеп­ления, первичного 1 и промежуточного 15 валов, одной пары шестерен, синхрони­затора 8 и механизма переключения пере­дач.

Первичный вал 1 установлен на двух шариковых подшипниках. Передний под­шипник первичного вала с уплотнительной манжетой установлен в расточке коленча­того вала, а задний подшипник 3 — в гнез­де перегородки картера делителя. От осе­вых перемещений задний подшипник за­фиксирован стопорным кольцом. Шлицо­ванная передняя часть вала переходит в цилиндрическую шейку под передний шарикоподшипник. На шлицах вала уста­новлены ступицы ведомых дисков сцеп­ления.

В средней части вал имеет цилиндри­ческую шейку, на которую посажены ше­стерня и подшипник 3.

Подшипник установлен на втулке, кото­рая зафиксирована на валу вместе с маслонагнетающим кольцом 17 резьбовой гай­кой.

Маслонагнетающее кольцо подает мас­ло по наклонным отверстиям первичного вала в его полость, откуда оно поступает в каналы первичного и вторичного валов коробки передач. Осевой ход первичного вала регули­руют набором металлических прокладок, устанавливаемых между крышкой 2 и подшипником 3. На заднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца, что1 создает в комплексе с зубчатыми венцами каретки синхронизатора «замок», предот­вращающий самовыключение передач в делителе. На шлицах подвижно посажен пальчиковый синхронизатор инерционного типа. На двух роликовых подшипниках вра­щается косозубая ведущая шестерня с конусом, предназначенным для работы синхронизатора. Первичный вал делителя имеет внутреннюю цилиндрическую по­лость для установки первичного вала ко­робки передач с передним роликовым под­шипником в сборе. Осевые усилия, возникающие при ра­боте коробки передач, воспринимаются задним подшипником 3 первичного вала.

Необходимый уровень масла в картере делителя поддерживается за счет циркуля­ции его через два отверстия в стенках картеров делителя и основной коробки передач.

Промежуточный вал 15 делителя уста­новлен на двух опорах: шариковом под­шипнике, помещенном в гнезде перегород­ки картера делителя, и роликовом подшип­нике, установленном в специальном гнезде, закрепленном в расточке заднего торца картера делителя.

Промежуточные валы делителя и ко­робки передач соосны за счет установки распорной втулки 12, выполняющей одно­временно роль центрирующего кольца, и соединены между собой шлицами.

Шестерня привода промежуточного ва­ла делителя косозубая, напрессована на сегментной шпонке на вал до упора в его торец.

На переднюю шейку вала установлен шариковый подшипник. От осевых перемещений на валу он фиксируется упорной шайбой, привернутой к валу двумя бол­тами.

Наружное кольцо подшипника, поме­щенное в гнезде перегородки картера, удерживается от осевых перемещений сто­порным кольцом, установленным в его ка­навке.

Подшипник закрыт крышкой, в канавку которой установлено уплотнительное коль­цо, между торцом крышки и перегородкой размещена уплотнительная прокладка. Осевые усилия воспринимаются шарико­вым подшипником.

Для обеспечения плавного выравнива­ния окружных скоростей и безударного включения высшей и низшей передач дели­теля на первичном валу установлен син­хронизатор инерционного типа с конусны­ми фрикционными кольцами. Синхрониза­тор делителя по принципу действия не от­личается от синхронизаторов основной ко­робки, но конструктивно выполнен по-другому, их детали не взаимозаменяемы, за исключением пружин и шариков фиксато­ров.

Синхронизатор делителя (рис. 1) состоит из каретки 4, двух одинаковых фрикционных колец 1, шести блокирующих пальцев 3 и шести пальцев 2 фиксаторов.

Каретка 4 синхронизатора на наруж­ном диаметре имеет канавку, в которую входят сухари вилки переключения пере­дач. Внутреннее отверстие каретки шлицо­ванное, состоящее из трех зубчатых вен­цов. Крайние зубчатые венцы имеют меньшую толщину зуба, чем средний, что в комплексе с зубчатыми венцами первич­ного вала делителя предохраняет пере­дачи от самовыключения на ходу автомо­биля.

 В каретке по окружности выполнено шесть отверстий под блокирующие пальцы шесть отверстий под пальцы фиксаторов Отверстия   под   блокирующие   пальцы имеют с обеих сторон фаски с углом, рав­ным углу фасок блокирующих пальцев. На наружные концы блокирующих пальцев до упора в их торцы напрессованы два одинаковых фрикционных кольца 1. Пальцы 2 фиксаторов установлены в отверстия каретки между фрикционными кольцами. В средней части пальцы имеют канавку, в которую при переключении передач входит шарик 6, поджатый пружи­ной 5, расположенной в глухом отверстии каретки. Работа синхронизатора аналогична ра­боте синхронизатора второй и третьей передач, описанной в разделе пятиступен­чатой коробки.

Механизм переключения передач дели­теля предназначен для обеспечения вклю­чения требуемой передачи на ходу автомо­биля и состоит из вилки с сухарями и вали­ка вилки, на конце которого установлен рычаг.

Валик вилки установлен в отверстия картера делителя. В средней части на ва­лик с помощью сегментной шпонки уста­новлена вилка с сухарями. Вилка закрепле­на двумя стяжными болтами. Для обеспе­чения монтажа и доступа к механизму переключения на картере делителя имеется люк, закрытый крышкой. На наружном конце валика на сегментной шпонке уста­новлен рычаг, соединенный с поршнем силового цилиндра. Рычаг закреплен стяж­ным болтом. Ход рычага ограничен двумя регулируемыми упорными болтами.

Включение низшей передачи осуществ­ляется перемещением каретки синхрониза­тора делителя по шлицам его первичного вала назад до полного соединения ее с зуб­чатым венцом муфты первичного вала ко­робки передач. При этом крутящий момент от первичного вала делителя передается на первичный вал коробки передач, а далее так же, как в пятиступенчатой коробке передач (рис. 2).

Включение высшей передачи осуществ­ляется перемещением каретки синхрониза­тора делителя по шлицам его первичного вала вперед до полного соединения ее с зубчатым венцом шестерни первичного вала делителя. Крутящий момент от пер­вичного вала делителя через шестерню, сблокированную с ним, передается на ше­стерню привода промежуточного вала делителя и далее через шлицевое соединение на промежуточный вал коробки передач. В этом случае при включении передач в основной коробке крутящий момент на всех передачах уменьшается в 0,815 раза, а скорость движения соответственно воз­растает примерно в 1,22 раза.

autoruk.ru

КПП 152

1.2 КПП 152

На автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов использу­ется - десятиступенчатая коробка передач модели 152, состоящая из основной пятиступенча­той коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя (Рис. 26). Делитель имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой по­зволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.

Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота пере­ключения передач рычагом переключения.

Конструктивные отличия коробки передач модели 152 от модели 15:

-       усилены шлицы первичного вала делителя, каретки, шестерни первичного вала и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;

-       применено бесшпоночное соединение шестерни и промежуточного вала делителя;

-       исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4...5 передач и вторичный вал;

-       для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач увеличен угол утонения зубьев муфт каретки синхронизатора 4...5 передач и, соответственно, зубьев муфты первичного вала и шестерни 4-й передачи, увеличена высота зубьев муфт;

-       расширен зубчатый венец шестерни 4-й передачи.

Первичный вал делителя, шестерня первичного вала и зубчатая муфта синхронизатора коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15. Синхронизатор делителя коробки передач модели 152 допускается устанавливать в делитель коробки передач модели 15.

Шестерня промежуточного вала делителя и сам промежуточный вал делителя коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15.

При ремонте коробок передач следует обращать внимание на маркировку вышеназван­ных деталей, которая начинается с числа 152.

Основная пятиступенчатая коробка передач модели 152 максимально унифицирована с коробкой передач модели 142, кроме небольшого числа деталей, изменение конструкции ко­торых вызвано применением делителя передач:

-  изменена конструкция первичного вала и крышки заднего подшипника. Между крыш­кой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка;

-  передней опорой первичного вала является роликовый подшипник, расположенный в отверстии первичного вала делителя;

-   вместо маслонагнетательного кольца на валу на шлицах закреплена гайкой муфтасинхронизатора;

-   отсутствует передняя крышка промежуточного вала, вместо нее осевое смещение пе­реднего подшипника промежуточного вала ограничивает распорная втулка, которая одновре­менно является и маслоотражательной шайбой;

-   масляные ванны коробки передач и делителя сообщаются между собой двумя отвер­стиями, имеющимися в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке де­лителя.

Осевой ход первичного вала регулируется стальными прокладками толщиной 0,2 и 0,3 мм.

В Таблица 6 приведена техническая характеристика коробки.

Рис. 25 Коробка передач десятиступенчатая модели 152

На Рис. 25: 1 - вал первичный делителя; 2 - крышка заднего подшипника первичного вала делителя; 3, 9, 30 - прокладки регулировочные; 4 - подшипник передний роликовый пер­вичного вала; 5 - вал первичный КП; 6 - гайка кольцевая; 7 — шайба; 8 - муфта синхронизато­ра; 10 - крышка заднего подшипника первичного вала КП; 11 - кронштейн реактивной тяти; 12

-    опора рычага; 13 - рычаг; 14 - шпонка; 15 - валик; 16 - гайка; 17 - болт регулировочный; 18 -прокладка; 19 - ось блока шестерен заднего хода; 20, 38 - шайбы упорные; 21 - блок шесте­рен заднего хода; 22 - роликоподшипник; 23 - болт; 24 - шайба стопорная; 25 - крышка верх­няя; 26, 39- прокладки уплотнительные; 27 - крышка заднего подшипника вторичного вала; 28

-    кольцо стопорное; 29 - шарикоподшипник задний вторичного вала; 31 - червяк привода спи­дометра; 32, 47 - манжеты уплотнительные; 33 - гайка крепления фланца; 34 - фланец крепления карданного вала; 35 - стакан заднего подшипника промежуточного вала; 36 -крышка подшипника; 37 - роликоподшипник сферический; 40 - вал промежуточный; 41 - кар­тер коробки передач; 42 - вал вторичный; 43 - коробка передач основная пятиступенчатая; 44

-    втулка распорная; 45 - прокладка уплотнительная; 46 - делитель передач; 48 - вилка выклю­чения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления; 50 - муфта выключения сцепления.

 

Таблица 6

Тип коробки передач

механическая   десятиступенчатая,   состоящая   из   основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступен­чатого редуктора — делителя передач, соединенных в одном агрегате

Макс, входной крутящий момент, Н-м

850

Передаточные числа

1Н-7,82            4Н-1.53 lB-6,38              4B-1,25

 2Н-4,03             5Н-1,00

 2В-3,29              5В-0,815 ЗН-2,5               ЗХН - 7, 38 2В-2,04              ЗХВ - 6, 02

Подшипники валов:

первичный вал  коробки пере­дач

первичный вал коробки дели­теля

вторичный ват

промежуточный   вал   коробки передач промежуточный вал делителя

передний роликовый, задний шариковый

шариковые

передний роликовый, задний шариковый передний роликовый, задний двухрядный роликовый сфери­ческий передний шариковый, задний роликовый

Подшипники шестерен     

роликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшип­ник шестерни четвертой передачи роликовый, без сепаратора

Синхронизаторы

инерционного типа, пальчиковые с латунными конусными кольцами

Шестерни

с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи задне­го хода, постоянного зацепления

Привод спидометра

двухступенчатый, состоит из постоянной червячной пары и сменной пары цилиндрических прямозубых шестерен

Система смазывания

комбинированная, все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителя имеют, кроме того, дополнительную подпитку от маслонагнетающе-го устройства

Отбор мощности

от основной коробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323—66; с правой стороны—от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой—от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала

Управление коробкой передач

механическое, с дистанционным приводом для основной коробки и пневматическое преселекторнос для делителя

Делитель передач (Рис. 26) - механический редуктор состоит из одной пары цилинд­рических шестерен, первичного 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.

Осевой ход первичного вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщи­ной 0, 2 и 0, 3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружным кольцом шарико­подшипника. На заднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвра­щающего самовыключение передач в делителе. На шлицах подвижно посажен инерционный синхронизатор 7 пальчикового типа.

Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям первичного вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы первичного и вторичного валов основной коробки передач.

Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточно­го вала вращается на двух подшипниках: переднем 12 и заднем 10.

Механизм переключения передач делителя закреплен на картере делителя слева (Рис. 27).

Рис. 26 Делитель передач                       Рис. 27 Механизм переключения передач делителя

1,5 — винты установочные; 2 - корпус механизма иере-

1 - прокладки регулировочные; 2 - вал пер-            ключения;      3      -      крышка      смотрового      люка;

вичный; 3 - кольцо маслонагнетающее; 4 -             4   -   контргайка;   6,   17   -   кольца   уплотнительные;

шарикоподшипник; 5 - крышка задняя под-            7 - крышка цилиндра; 8 - поршень цилиндра; 9 - ман-

шипника первичного вала; 6 - крышка люка; 7       жета поршня; 10, 16 - прокладки уплотнительные; 11 —

- синхронизатор делителя в сборе; 8 - тестер-         поршень воздухораспределителя; 12 - цилиндр воздухо-

ня первичного вала; 9 - подшипники шестерни       распределителя; 13 - гнездо воздухораспределителя; 14

первичного вала; 10 - роликоподшипник зад-         - золотник воздухораспределителя; 15 - корпус возду-

ний; 11 - вал промежуточный; 12 - подшипник       хораспределителя; 18 - заглушка

 

В качестве воздухораспределителя в механизме переключения передач делителя может использоваться воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат», показанный на Рис. 28. При сборке необходимо:

1.  Трущиеся поверхности смазать ЦИАТИМ 221 ГОСТ 9433-80;

2.             Затяжку винтов 17 производить Мкр=7,35.. .9,8 Нм;

3.             После сборки проверить перемещение золотника 5: влево - до соприкосновения упора 6 с втулкой корпуса 1 под действием пружин поз.9,10,11; вправо - до со­прикосновения поршня 7 с втулкой корпуса 1 под действием воздуха, подавае­мого к отв. И под давлением 392,4...441,5 кПа. Перемещение золотника должно быть плавным, без рывков и заеданий;

4.             Воздухораспределитель проверить на герметичность при давлении сжатого воз­духа 981 кПа:

-          при заглушённом отв. Г и подводе воздуха к отв. Е;

-          при заглушённом отв. Д и подводе воздуха к отв. Е и И. Утечки воздуха из-под золотника - не более 6 см3/мин.

5.   После испытаний отверстия в корпусе поз.1 заглушить пробкой поз. 13 и устано­-вить транспортную пластину поз. 12.

На Рис. 29 изображена общая компоновка такого воздухораспределителя.

При отсутствии воздуха в полости И, усилие трех сжатых пружин перемещает золотник 6 в крайнее левое положение. При подаче управляющего давления в полость И, поршень 7 пе­ремещается вправо открывая доступ воздуха в рабочий цилиндр механизма переключения. Из другой полости цилиндра идет сброс давления в атмосферу.

В полость Е подводится давление от редукционного клапана 25.

Установка пневмопривода управления переключателем делителя показана на Рис. 30.

После сборки произвести регулировку положения болта 9 для чего:

-     ввернуть болт 9 в кронштейн так, чтобы при нажатой до упора педали сцепленияголовка болта не касалась крана;

-  ^трубку 38 (маркированную на конце изолентой синего цвета) присоединить к

боковому выводу Д воздухораспределителя;

-          нажать педаль сцепления до упора и удерживать в этом положении;

-          ввернуть болт 9 до соприкосновения его сферической части с плоскостью голов­ки штока крана пневматического;

-          дополнительно вывернуть болт 9 на 3,5...4 оборота, обеспечив утапливание го­ловки штока на 4,5.. .5 мм;

-          завернуть контрогайку.

Соединить между собой трубки 40 и П (маркированные на концах изолентой синего цвета), присоединить к крестовине 11. Трубку 40 (маркированную на конце изолентой белого цвета). На чистую коническую резьбу угольника 26 и ответной детали нанести герметик «Лок-ктайт 5922». Хомут 13 установить вместо шайбы полоской 8x20 1/26467/01, входящей обечай­ки вентилятора. Перекручивание воздухопроводов не допускается. Соединение воздухопрово­дов проверить на герметичность сжатым воздухом под давлением (588,6+49,5) кПа. Утечка воздуха не допускается. Воздухопроводы 7, 38, 40 скрепить хомутами Г или лентой спираль­ной с пучком воздухопроводов пневмосистемы автомобиля.

Рис. 28 Воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат»

Рис. 30 Установка пневмопривода управления переключением делителя передач

 

Дистанционный привод управления основной коробкой передач (Рис. 31) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, ук­репленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 изготовленных из металло­керамики, которые уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры 2 и в картере маховика. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулиро­вочный фланец 18.

Рис. 31 Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели 152

1 - кран управления делителем; 2 - опора рычага переключения передач; 3 - переключатель крана; 4 - рычаг переключения передач; 5 - трос крана управления с оплеткой; 6 - головка передней тяги управления; 7 - ры­чаг наконечника; 8, 22 - контргайки; 9. 21 - болты установочные; 10 - тяга передняя управления; 11 - сухарь шаровой опоры; 12 - кольцо уплотнительное; 13 - втулка шаровой опоры; 14 - пружина; 15 - крышка; 16 -рычаг передней тяги; 17 - тяга промежуточная; 18-фланец стяжной регулировочный; 19 - болт; 20 - опора; 23 - шток рычага переключения передач; 24 - болт крепления регулировочного фланца

Опора рычага переключения передач (Рис. 32) состоит из кронштейна 1, опоры 7 уп­лотнителя люка, держателя 9 колпака, наконечника 13 рычага. Наконечник рычага через шай­бу 11 поджат пружиной 10, пружина другим концом упирается в гайку 15, которая после заво­рачивания раскернивается в паз кронштейна. Верхняя плоскость гайки является рабочей по­верхностью фрикционного тормоза. Фрикционный тормоз представляет собой устройство, состоящее из фрикционного диска 8, нажимного диска 6 и пружины. Сила трения фрикцион­ного устройства гасит вибрации рычага переключения передач. Установочный винт 17 фикси­рует рычаг переключения в нейтральном положении. В рабочем положении болт должен быть вывернут на 31 мм и застопорен контргайкой.

Дистанционный привод управления основной коробкой передач модели 152 отличается от привода коробки передач модели 142 удлиненной промежуточной тягой и рукояткой пере­ключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 (Рис. 31) крана управления дели­телем.

Рис. 32 Опора рычага переключения передач

1 - кронштейн; 2 - шпонка сегментная; 3 - чехол; 4 - рычаг наконечника; 5 - манжета ушютнитель-ная наконечника; 6 - диск нажимной тормоза; 7 -опора уплотнителя люка; 8 - диск фрикционный тормоза; 9 - держатель колпака; 10 - пружина; 11 - шайба опорная пружины; 12 — ось наконечника рычага; 13 - наконечник рычага; 14 - чехол рези­новый; 15 - гайка упорная пружины; 16 - штифт; 17 - винт установочный; 18 - контргайка

 

Пневматическая система переключения передач делителя (Рис. 33) состоит из сле­дующих основных сборочных единиц: редукционного клапана 4, крана 3 управления, меха­низма 5 переключения передач делителя с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения — пеоедач, упора 2 клапана и воздуховодов.

Рис. 33 Пневматическая схема системы управления делителем передач

1 - клапан включения делителя; 2 - упор штока клапана; 3 - кран управления; 4 - клапан редукцион­ный; 5 - механизм переключения передач; 6-воздухораспределитель; I — из пневмопривода тормозов; Н, В - низшая и высшая передачи в делителе

Для управления механизмом переключения передач разработан привод с верхним рас­положением его элементов (Рис. 34). Перемещение рычага Г в поперечной полости вызывает осевое перемещение вперед-назад поворот его на угол 15+1° и включение выбранной переда­чи. Схема включения передач также показана на Рис. 34.

Привод управления механизмом переключения передач коробки, устанавливаемой на автомобили КАМАЗ 4308, показан на Рис. 35. принцип переключения передач и работа приво­да такая же, как и с верхним расположением рычага, отличается только конструкция.

Рис. 34 Привод управления механизмом переключения передач

Рис. 35 Привод управления механизмом переключения передач

 

Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключа­теля крана в положение В или Н, который через трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана.

Подача воздуха из редукционного клапана под поршень силового цилиндра произво­дится клапаном (Рис. 36) включения делителя передач, открывание которого осуществляется упором 2 (Рис. 33), закрепленным на толкателе поршни пневмогидроусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, то есть при полностью выключенном сцеплении.

 

Рис. 36 Клапан включения делителя передач                           Рис. 37 Редукционный клапан

1 - корпус пружины клапана; 2 - прокладка; 3 - пру-     1 - корпус пружины; 2 - пружина впускного клапа-

жина впускного клапана; 4 - корпус клапана; 5 -          на; 3 - прокладка; 4 - клапан впускной; 5 - шток

сапун; 6 - прокладка ушютнительная; 7 - крышка         впускного клапана; 6 - корпус; 7 - гайка накидная;

клапана; 8 - шток клапана; 9 - пылепредохранитель     8 - мембрана; 9 - шайба; 10 - крышка корпуса; 11 -

штока; 10 - ограничитель штока; 11 - шплинт раз-        пружина уравновешивающая;   12 - пробка;   13  -

водной;  12 - кольцо ушютнительное;  13 - шайба          прокладка регулировочнаяупорная; 14 - пружина штока; 15 - клапан впускной

 

www.remkam.ru

Схема делителя КамАЗ

 На многих современных грузовиках помимо основной коробки переключения передач устанавливают дополнительные коробки. Это и коробка отбора мощности, и демультипликатор и делитель. Если первая ставиться на основную КПП или на демультипликаторе, а собственно демультипликатор расположен после основной коробки, то схема подключения делителя КамАЗ предусматривает его размещение до основной коробки.

 Сам узел априори является неизменным из-за специфики функционирования. Это вам не  устройство ТНВД КамАЗ, например, которое может быть самым разным по конструкции (рядные, V-образными и распределительными). Так что если в конструкции что-то и меняется, то это размеры составляющих деталей.

 По своей сути, это механический редуктор и схема делителя КамАЗ включает в себя корпус, шестерни ведущую и ведомую, пару блокировочных колец синхронизатора, его же зубчатую муфту, первичный и промежуточный валы вилку переключения и валик вилки. Как только делитель включают на повышенную передачу, первичный вал начинает передавать вращение на вал основной коробки передач посредством вала промежуточного.

Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей      8-916-161-01-97      Сергей Николаевич

 Фактически, такая коробка, имеет стандартное количество передач, но так как перед ней установлен делитель, то реальных ступеней в два раза больше. Для КПП с делителем схема переключения выглядит примерно следующим образом -  включается первая пониженная передача, затем первая повышенная, вторая пониженная и так далее.

Схема управления делителем КамАЗ, складывается из нескольких элементов, а сам процесс происходит так:

 - на рычаге переключения сдвигается специальный включатель-упор;

 - идущий от упора трос смещает золотник крана;

 - воздух из редукционного клапана заставляет золотник перейти в нужное положение;

 - сжатый воздух попадает в нужную полость силового цилиндра.

 Чтобы схема включения делителя КамАЗ и сам узел работали бесперебойно, требуется полностью соблюдать правила эксплуатации и… как можно реже использовать его. Дело в том, что из-за нагрузок контактные детали делителя выходят из строя достаточно быстро. Если такое случилось с вами, то нужные комплектующие (по хорошей цене) вы сможете найти в нашем интернет-магазине Спецмаш  Вся продукция, которую мы предлагаем (а это не только запчасти для трансмиссии, но и практически все возможные запчасти для КамАЗов) одобрена производителем и полностью соответствует требованиям. 

Схема делителя КАМАЗ

1 1296333046 Диск сцепления

2 1296333050 Корпус сцепления

3 1315233029 Синхронизатор

4 1296333044 Кольцо синхронизатора

4 1296333045 Кольцо синхронизатора

5 1240304278 Толкатель

6 732040386 Нажимная пружина

7 732040385 Нажимная пружина

8 1313333001 Корпус синхронизатора

9 630501061 Предохранительное кольцо 125х4

9 630501173 Предохранительное кольцо 125х3,9

9 630501174 Предохранительное кольцо 125х3,8

9 630501175 Предохранительное кольцо 125х3,7

10 1296333044 Кольцо синхронизатора

10 1296333045 Кольцо синхронизатора

11 1296333023 Скользящая муфта

12 1316233015 Корпус сцепления

1 1315332053 Палец сателлита

2 1315232016 Держатель сателлита

3 631329167 Разводной шплинт

4 631329051 Разводной шплинт

5 730107168 Шайба

5 730107168 Шайба

6 750119116 Ролик

6 750119116 Ролик

7 1315232010 Привод планетарной передачи

8 1315332041 Зубчатый венец

9 1316332103 Держатель венца

10 730513583 Предохранительный провод

11 1316333014 Промежуточное кольцо

12 735298169 Осевой игольчатый подшипник

www.kspecmash.ru

Ремонт делителя передач грузовых автомобилей КАМАЗ

Делитель передач представляет собой механический редуктор, служащий для повышения передаточных отношений основной КПП. Схема делителя КАМАЗ включает ведущую шестерню, левое и правое блокировочные кольца синхронизатора, зубчатую муфту синхронизатора, промежуточный и первичный валы, корпус, ведомую шестерню, вилку переключения передач, валик вилки и рычаг. При переключении делителя на повышенную передачу первичный вал делителя КАМАЗ передает вращение на промежуточный вал, соединенный с валом коробки передач.

Возникающие в процессе эксплуатации автомобиля КАМАЗ неисправности делителя: частый выход из строя шариковых подшипников ведомого и ведущего валов, роликовых подшипников шестерни повышенной передачи, повреждение роликами поверхностей вала и шестерни с образованием характерных вмятин, поломки зубьев шестерен, раскручивание крепежных болтов опорной шайбы ведомого вала.

Ремонт делителя КАМАЗ заключается в разборке устройства, дефектовке и замене его деталей, сборке и испытаниях делителя.

 

Разборка делителя выполняется следующим образом:

  • снимается вилка включения передач – для этого снимается воздушный переключатель, расстопориваются и раскручиваются болты крепления вилки, вынимается валик;
  • снимается синхронизатор;
  • снимается вилка выжимного подшипника одновременно с валом;
  • раскручивается и снимается крышка заднего подшипника, относящаяся к первичному валу;
  • снимается первичный вал с подшипником, вырез ведущей шестерни при этом совмещается с зубьями промежуточного вала;
  • снимается крышка шарикового подшипника промежуточного вала с помощью отверстий с резьбой, предусмотренных в крышке для снятия;
  • расстопориваются и раскручиваются два болта, снимается опорная шайба подшипника и роликовый подшипник ведомого вала – для этого демонтируется стакан, в котором расположен подшипник, раскручиваются крепежные болты с использованием резьбовых отверстий, предусмотренных для демонтажа стакана;
  • подшипник вынимается вместе со стаканом;
  • с помощью деревянного бруска из шарикового подшипника выбивается вал и вынимается подшипник из корпуса делителя;
  • разбирается первичный вал, для этого раскручивается стяжная гайка с левой резьбой с помощью тисков, в которых зажимают шлицевую часть вала, после чего снимается маслонагнетательная шайба, снимается подшипник с втулкой, ведущая шестерня и роликовые подшипники.

 

После выявления дефектов детали при необходимости заменяются на новые. Желательно устанавливать оригинальные детали от завода-производителя, предлагаемые техническими центрами, которые специализируются на ремонте и обслуживании грузовых автомобилей КАМАЗ. Такие детали отличаются качественной обработкой, не имеют неровностей и шероховатостей.

 

Сборка делителя включает выполнение следующих операций:

  • установка промежуточного вала;
  • сборка первичного вала;
  • установка синхронизатора и вилки с ползунами;
  • установка первичного вала в картере;
  • установка вала переключения передачи;
  • размещение вилки сцепления и воздушного переключателя делителя.

 

Выполняя ремонт КПП КАМАЗ с делителем, важно убедиться в исправности всех механизмов и деталей делителя. Необходимо также проверить механизм переключения делителя КАМАЗ, неисправности в котором могут возникать как в процессе его использования, так и непосредственно после ремонта.

Компания «Докторъ Дизель» осуществляет ремонт делителей передач КАМАЗ, гарантируя оперативное восстановление работоспособности автомобиля и проведение необходимых проверок.

docdiz.ru


Смотрите также