Стройка века: БАМ в фотографиях. Бам шикотан камаз


ССО Скиф – Мы были в отряде. — МегаЛекции

Гимн СибФО.

1 куплет:Мы живем в Сибири тем, кто с юга не понять, Как велика она - не измерить, не объять Ни в длину, ни в глубину, ни в ширь.Я люблю тебя, я люблю тебя Сибирь!За рассветы над Обью, за чистоту Байкала,За общее дело, что всех нас связало,За здания школы и университета,За наше с тобою отрядное лето!За рабочие будни, эмоций заряд,За крепкую дружбу сибирских ребят,За гордо в строю стоящих бойцов,За друзей, на которых положиться готов..

Припев:

Красноярск, Барнаул, Кемерово, Омск,Иркутск, Новосибирск, Улан-Удэ, Томск!Давайте же встанем под флагом единым, друзья!!!По нашим улицам медведи ходят, говорят,И морозы минус тридцать - это реально.Это наша земля и я этому рад.Это наш Сибирский федеральный!

2 куплет:

Мы живем в Сибири тем, кто с юга не понять.Может здесь реальностью, мечта любая стать.Можем мы с тобой здесь смеяться, любить,Делать что - то хорошее, жить и творить...Мы готовы с тобой прославлять регионы,Мы бойцов поведем за собой легионыВозводить города и мосты через реки...Это наша земля и мы вместе навеки!

Припев

ССО «Скиф» (АлтГУ) – Сочи-Питер, на Восток.

1 куплет:50 лет гуляем по просторам края.Я тебя узнаю по бойцам Алтая.Студ.отряды наши, век наш прославляя, Идут, куда не зная, и что будет дальше.

Припев:А дальше солнце и песок,Сочи-Питер, на Восток.И это лето унесёт,Туда где не был я.

2 куплет:Студенческие отряды запали в сердце,И теперь моей судьбе ни куда не деться.И лишь звук гитарных струн, не терпят фальши.Мы идём туда, где не знаем, что будет дальше.. (а дальше)

Припев

3 куплет:Два месяца проходит, так проходит лето.Мы прощаемся с тобой, как будто песня спета.Мы прощаемся с тобой, на слёзы не взирая,Прощай наш третий трудовой, СО Алтай, встречай нас.

Припев 2 раза

 

Кино – Звезда по имени Солнце.

Белый снег, серый ледНа растрескавшейся землеОдеялом лоскутным на нейГород в дорожной петле

А над городом плывут облакаЗакрывая небесный свет,А над городом желтый дым,Городу две тысячи летПрожитых под светом звезды по имени Солнце

И две тысячи лет война -Война без особых причин,Война - дело молодых,Лекарство против морщин

Красная-красная кровьЧерез час уже просто земля

Через два на ней цветы и трава,Через три она снова жива,И согрета лучами звезды по имени Солнце

И мы знаем, что так было всегдаЧто судьбою был больше любим, -Кто живет по законам другимИ кому умирать молодым

Он не помнит слова "Да" и слова "Нет",Он не помнит ни чинов ни имен,И способен дотянуться до звезд,Не считая что это сон,И упасть опаленный звездой по имени Солнце

 

Танцы минус – Половинка.

У ночного огня под огромной луной,Темный лес укрывал нас зеленой листвой.Я тебя целовал у ночного огня,Я тебе подарилПоловинку себя

Свет далекой звезды, песни птиц до утраТы смотрела в глаза мои, шептала слова,Ты не верила мне, но любила меня,Я оставил с тобойПоловинку себя

То, что было, забыто, то, что было, прошло,Ты махала мне вслед бирюзовым платком,Я тебя целовал у ночного огня,Ты оставила мнеПоловинку меня

 

 

ССО Монолит (ЛЭТИ) – Факел (Комиссар).

1 куплет:Сижу грущу, смотрю на небо,И потихоньку тянет в сон.И грусть стрелой пронзает тело,Но вот ко мне подходит он.Он сядет рядом, улыбнется,И словом он приободрит.И рядом с ним душа смеется,И грусть нас больше не страшит.

Припев (2 раза): А ты неси по жизни факелИ разжигай в душе пожарХрани ты свято дух отрядаТы в нашем сердце комиссар

2 куплет:Твоя работа не простая,И мы не сможем без тебя.Вперед уверенно шагаешь,Традиции в себе храня. Если вдруг тебя невзгодыЗаденут больно как ножом,Отряду полностью отдайся,И твой огонь мы вновь зажжем.

Припев

 

 

ССО “Свердловский медик” (СГМИ)– Стройотрядовское счастье.

1 куплет:Надоело нам жить по звонкам,Надоело писать нам конспекты.Знаю - ждёт нас страна-Целина,Стройотрядовское наше лето.

Припев:Вновь увидим рассвет, старики,Флаг, взлетающий в небо по мачте.Может, в этом оно состоит,Стройотрядовское наше счастье.

2 куплет:Не смотри так печально в глаза,Не могу я остаться в Свердловске.Наш отряд покидает вокзалПо знакомой целинной дорожке.

Припев

3 куплет:И пускай лежебоки твердят,Что, мол, лучше махнуть на юга,Нам дороже всего наш отряд,Чья история в наших руках.

Припев

 

 

Перекрёсток –Пожары и дожди.

Мы с тобой пожары и дожди.Мы с тобой прекрасны, как цветы.Зажигая вены,Заливая слезыМы готовы рушить стены,Только б не превысить дозы

Но от всех чудовищ жутких я тебя поклялся уберечь.Я не сплю вторые сутки, я точу алмазами свой меч.Набираю из под крана как учила ты живой воды.Я готов к смертельным ранам, но вопрос - готова ли к ним ты.

Знаешь, что не позволю никомуКинуть в пыль дорожную звезду.Может стрелы мимо, может мимо пули.Лишь бы ты меня простила,только б мы с тобой проснулись.

Но от всех чудовищ жутких я тебя поклялся уберечь.Я не сплю вторые сутки, я точу алмазами свой меч.Набираю из под крана как учила ты живой воды.Я готов к смертельным ранам, но вопрос - готова ли к ним ты.

Зажигая вены,Заливая слезы...Зажигая вены,Заливая слезы...

Но от всех чудовищ жутких я тебя поклялся уберечь.Я не сплю вторые сутки, я точу алмазами свой меч.Набираю из под крана как учила ты живой воды.Я готов к смертельным ранам, но вопрос - готова ли к ним ты.

 

 

Король и Шут – Кукла колдуна.

Тёмный, мрачный коридор, Я на цыпочках, как вор,Пробираюсь, чуть дыша, Чтобы не спугнутьТех, кто спит уже давно, Тех, кому не всё равно,В чью я комнату тайком Желаю заглянуть,

 

Чтобы увидеть... Как бессонница в час ночнойМеняет, нелюдимая, облик твой, Чьих невольница ты идей?Зачем тебе охотиться на людей? Крестик на моей груди,На него ты погляди, Что в тебе способен онРезко изменить?

 

Много книжек я читал,Много фокусов видал, Свою тайну от меняНе пытайся скрыть! Я это видел!

 

Как бессонница в час ночной Меняет, нелюдимая, облик твой,Чьих невольница ты идей? Зачем тебе охотиться на людей?

Очень жаль, что ты тогда Мне поверить не смогла,В то, что новый твой приятель Не такой, как все!Ты осталась с ним вдвоём, Не зная ничего о нём.Что для всех опасен он, Наплевать тебе!

 

 

И ты попала!

К настоящему колдуну,Он загубил таких, как ты, не одну!Словно куклой и в час ночнойТеперь он может управлять тобой!Всё происходит, как в страшном сне.И находиться здесь опасно мне!

ООСО - Леха, купи мне бойцовку!

 

Я по железной дороге иду, не свернуть мне ни вправо, ни влево.

Посевы взойдут на земле без меня, к вечным силам добра

Я молитву брошу

 

 

Леха, купи мне бойцовку, научи вагон мыть,

Не раскачивай поезд, не буди по утру,

Вынеси мусор, растопи титан,

Вообщем сделай так, чтобы все было ништяк!

 

 

Я хочу кушать, я потеряла 20 рублей, вообще я добрая,

но в мире не найти меня злей.

Я убеждаюсь, что не поем сегодня я,

ну а Москва все так же далека!

 

 

уо Леха, купи мне бойцовку, научи вагон мыть,

Не раскачивай поезд, не буди по утру,

Вынеси мусор, растопи титан,

Вообщем сделай так, чтобы все было ништяк!

 

 

ССО Скиф – Мы были в отряде.

 

Открывая двери, запирая мысли,Мы с тобой вспомним, как молодыми были.И нашив шевроны, лежат рядом те бойцовки,В которых лучшие года мы проводили

Припев.Но это не важно, и так очень сложно.Мы были в отряде, а там всё так просто.Мы просто уходим, года вслед за нами.Мы были в отряде, будем помнить годами.

 

Слышу шум прибоя, и стук колёс над бездной,Это Питер, нас с тобою провожал.Прошло всего полгода, но так же буду помнить,Что ССО, нам с тобой в жизни далПрипев.Но это не важно, и так очень сложно.Мы были в отряде, а там всё так просто.Мы просто уходим, года вслед за нами.Мы были в отряде, будем помнить годами.

 

Первая семестровка, лежит и ждёт бойцовку,Когда боец пришьёт её к груди.С тех пор прошло три года, но всё так же снова,Значки поправляет, на воротнике своей судьбы.

Припев.Но это не важно, и так очень сложно.Мы были в отряде, а там всё так просто.Мы просто уходим, года вслед за нами.Мы были в отряде, будем помнить годами.

 

ССО "Монолит" - Гимн ССО "Алтай".

 

Парусят наши куртки крылато,

Распахнись и ветрам подпевай,

На флагштоке мечты стройотряда

Вьется гордое слово АЛТАЙ!

Припев:

Край золотых легенд,

Знойный седой Ташкент,

БАМ, Шикотан, КамАЗ,

Стали судьбой для нас

 

 

Нам решать парадоксы вселенной

И мечтать под созвездьем любви,

Чтобы с дымки весенней сирени

Подпевали бы нам соловьи

 

 

Припев:

 

В жизни завет один,

Не уставай мечтать

Жаркий костер рябин

Нашим кострам под стать

 

 

Магистраль и таежные дали

В такт в сердцам мы заставим гудеть

И зарю что еще не видали,

Мы сумеем с тобой разглядеть

 

 

Припев:

 

 

Дождь и сыпучий снег,

Ветра тугой разбег

В ритмах гитар и рек

Слышим грядущий век

Парусят наши куртки крылато,

Распахнись и ветрам подпевай,

На флагштоке мечты стройотряда

Вьется гордое слово АЛТАЙ!

 

 

Припев:

 

 

Край золотых легенд,

Знойный седой Ташкент,

БАМ, Шикотан, КамАЗ,

Стали судьбой для нас

Край золотых легенд,

Знойный седой Ташкент,

БАМ, Шикотан, КамАЗ,

Стали судьбой для нас.

 

 

megalektsii.ru

Кино – Звезда по имени Солнце.

Белый снег, серый ледНа растрескавшейся землеОдеялом лоскутным на нейГород в дорожной петле

А над городом плывут облакаЗакрывая небесный свет,А над городом желтый дым,Городу две тысячи летПрожитых под светом звезды по имени Солнце

И две тысячи лет война -Война без особых причин,Война - дело молодых,Лекарство против морщин

Красная-красная кровьЧерез час уже просто земля

Через два на ней цветы и трава,Через три она снова жива,И согрета лучами звезды по имени Солнце

И мы знаем, что так было всегдаЧто судьбою был больше любим, -Кто живет по законам другимИ кому умирать молодым

Он не помнит слова "Да" и слова "Нет",Он не помнит ни чинов ни имен,И способен дотянуться до звезд,Не считая что это сон,И упасть опаленный звездой по имени Солнце

 

Танцы минус – Половинка.

У ночного огня под огромной луной,Темный лес укрывал нас зеленой листвой.Я тебя целовал у ночного огня,Я тебе подарилПоловинку себя

Свет далекой звезды, песни птиц до утраТы смотрела в глаза мои, шептала слова,Ты не верила мне, но любила меня,Я оставил с тобойПоловинку себя

То, что было, забыто, то, что было, прошло,Ты махала мне вслед бирюзовым платком,Я тебя целовал у ночного огня,Ты оставила мнеПоловинку меня

 

 

ССО Монолит (ЛЭТИ) – Факел (Комиссар).

1 куплет:Сижу грущу, смотрю на небо,И потихоньку тянет в сон.И грусть стрелой пронзает тело,Но вот ко мне подходит он.Он сядет рядом, улыбнется,И словом он приободрит.И рядом с ним душа смеется,И грусть нас больше не страшит.

Припев (2 раза): А ты неси по жизни факелИ разжигай в душе пожарХрани ты свято дух отрядаТы в нашем сердце комиссар

2 куплет:Твоя работа не простая,И мы не сможем без тебя.Вперед уверенно шагаешь,Традиции в себе храня. Если вдруг тебя невзгодыЗаденут больно как ножом,Отряду полностью отдайся,И твой огонь мы вновь зажжем.

Припев

 

 

ССО “Свердловский медик” (СГМИ)– Стройотрядовское счастье.

1 куплет:Надоело нам жить по звонкам,Надоело писать нам конспекты.Знаю - ждёт нас страна-Целина,Стройотрядовское наше лето.

Припев:Вновь увидим рассвет, старики,Флаг, взлетающий в небо по мачте.Может, в этом оно состоит,Стройотрядовское наше счастье.

2 куплет:Не смотри так печально в глаза,Не могу я остаться в Свердловске.Наш отряд покидает вокзалПо знакомой целинной дорожке.

Припев

3 куплет:И пускай лежебоки твердят,Что, мол, лучше махнуть на юга,Нам дороже всего наш отряд,Чья история в наших руках.

Припев

 

 

Перекрёсток –Пожары и дожди.

Мы с тобой пожары и дожди.Мы с тобой прекрасны, как цветы.Зажигая вены,Заливая слезыМы готовы рушить стены,Только б не превысить дозы

Но от всех чудовищ жутких я тебя поклялся уберечь.Я не сплю вторые сутки, я точу алмазами свой меч.Набираю из под крана как учила ты живой воды.Я готов к смертельным ранам, но вопрос - готова ли к ним ты.

Знаешь, что не позволю никомуКинуть в пыль дорожную звезду.Может стрелы мимо, может мимо пули.Лишь бы ты меня простила,только б мы с тобой проснулись.

Но от всех чудовищ жутких я тебя поклялся уберечь.Я не сплю вторые сутки, я точу алмазами свой меч.Набираю из под крана как учила ты живой воды.Я готов к смертельным ранам, но вопрос - готова ли к ним ты.

Зажигая вены,Заливая слезы...Зажигая вены,Заливая слезы...

Но от всех чудовищ жутких я тебя поклялся уберечь.Я не сплю вторые сутки, я точу алмазами свой меч.Набираю из под крана как учила ты живой воды.Я готов к смертельным ранам, но вопрос - готова ли к ним ты.

 

 

Король и Шут – Кукла колдуна.

Тёмный, мрачный коридор, Я на цыпочках, как вор,Пробираюсь, чуть дыша, Чтобы не спугнутьТех, кто спит уже давно, Тех, кому не всё равно,В чью я комнату тайком Желаю заглянуть,

 

Чтобы увидеть... Как бессонница в час ночнойМеняет, нелюдимая, облик твой, Чьих невольница ты идей?Зачем тебе охотиться на людей? Крестик на моей груди,На него ты погляди, Что в тебе способен онРезко изменить?

 

Много книжек я читал,Много фокусов видал, Свою тайну от меняНе пытайся скрыть! Я это видел!

 

Как бессонница в час ночной Меняет, нелюдимая, облик твой,Чьих невольница ты идей? Зачем тебе охотиться на людей?

Очень жаль, что ты тогда Мне поверить не смогла,В то, что новый твой приятель Не такой, как все!Ты осталась с ним вдвоём, Не зная ничего о нём.Что для всех опасен он, Наплевать тебе!

 

 

И ты попала!

К настоящему колдуну,Он загубил таких, как ты, не одну!Словно куклой и в час ночнойТеперь он может управлять тобой!Всё происходит, как в страшном сне.И находиться здесь опасно мне!

ООСО - Леха, купи мне бойцовку!

 

Я по железной дороге иду, не свернуть мне ни вправо, ни влево.

Посевы взойдут на земле без меня, к вечным силам добра

Я молитву брошу

 

 

Леха, купи мне бойцовку, научи вагон мыть,

Не раскачивай поезд, не буди по утру,

Вынеси мусор, растопи титан,

Вообщем сделай так, чтобы все было ништяк!

 

 

Я хочу кушать, я потеряла 20 рублей, вообще я добрая,

но в мире не найти меня злей.

Я убеждаюсь, что не поем сегодня я,

ну а Москва все так же далека!

 

 

уо Леха, купи мне бойцовку, научи вагон мыть,

Не раскачивай поезд, не буди по утру,

Вынеси мусор, растопи титан,

Вообщем сделай так, чтобы все было ништяк!

 

 

ССО Скиф – Мы были в отряде.

 

Открывая двери, запирая мысли,Мы с тобой вспомним, как молодыми были.И нашив шевроны, лежат рядом те бойцовки,В которых лучшие года мы проводили

Припев.Но это не важно, и так очень сложно.Мы были в отряде, а там всё так просто.Мы просто уходим, года вслед за нами.Мы были в отряде, будем помнить годами.

 

Слышу шум прибоя, и стук колёс над бездной,Это Питер, нас с тобою провожал.Прошло всего полгода, но так же буду помнить,Что ССО, нам с тобой в жизни далПрипев.Но это не важно, и так очень сложно.Мы были в отряде, а там всё так просто.Мы просто уходим, года вслед за нами.Мы были в отряде, будем помнить годами.

 

Первая семестровка, лежит и ждёт бойцовку,Когда боец пришьёт её к груди.С тех пор прошло три года, но всё так же снова,Значки поправляет, на воротнике своей судьбы.

Припев.Но это не важно, и так очень сложно.Мы были в отряде, а там всё так просто.Мы просто уходим, года вслед за нами.Мы были в отряде, будем помнить годами.

 

ССО "Монолит" - Гимн ССО "Алтай".

 

Парусят наши куртки крылато,

Распахнись и ветрам подпевай,

На флагштоке мечты стройотряда

Вьется гордое слово АЛТАЙ!

Припев:

Край золотых легенд,

Знойный седой Ташкент,

БАМ, Шикотан, КамАЗ,

Стали судьбой для нас

 

 

Нам решать парадоксы вселенной

И мечтать под созвездьем любви,

Чтобы с дымки весенней сирени

Подпевали бы нам соловьи

 

 

Припев:

 

В жизни завет один,

Не уставай мечтать

Жаркий костер рябин

Нашим кострам под стать

 

 

Магистраль и таежные дали

В такт в сердцам мы заставим гудеть

И зарю что еще не видали,

Мы сумеем с тобой разглядеть

 

 

Припев:

 

 

Дождь и сыпучий снег,

Ветра тугой разбег

В ритмах гитар и рек

Слышим грядущий век

Парусят наши куртки крылато,

Распахнись и ветрам подпевай,

На флагштоке мечты стройотряда

Вьется гордое слово АЛТАЙ!

 

 

Припев:

 

 

Край золотых легенд,

Знойный седой Ташкент,

БАМ, Шикотан, КамАЗ,

Стали судьбой для нас

Край золотых легенд,

Знойный седой Ташкент,

БАМ, Шикотан, КамАЗ,

Стали судьбой для нас.

 

 

ССО «Просвет» (СГУ)– Нормально.

1 куплет:Летние недели очень быстро пролетели так незаметноКто куда на стройку, лагеря, отели, поезда – да, да, да!Ну а мы с отрядом отдохнули на БоГЭс, на БоГЭСеПлан рабочий бомбанули, ГЭС работать начала – во дела!

Припев:Нормально! Знаем только вира-майна!Нормально! Стройотряд тебе привет!Нормально! Уважает Саня Найман!Нормально! Хэй-хэй, вперед, Просвет!

2 куплет:От работы дохнут кони, ну а я бессмертный пони – вот, полюбуйтесь!Три турбины мы собрали даже спины не сорвали – молодца!Здорово с дороги, обойдя реки пороги, мы собрались здесь.Ребята, всем удачи! Мы работать будем дальше – Бирюса, как дела?

Припев

3 куплет:Хэй, Бирюса, поднимай свои паруса!Мы приехали сюда, чтобы дружбу завязать.Совмещаем труд и тренировки туловища,Молодое поколение - мы строим будущее!

Кто выступает на сцене? Просвет! Кто седьмой год в движении? Просвет!Мы выступает на сцене? Просвет!Мы седьмой год в движении!

Припев

 

 



infopedia.su

Строим путь железный, а короче

Шимановский комплекс стройиндустрии БАМА (ШКСИ)

Строителям Северомуйского тоннеля и всем бамовцам посвящается 

Недавно моему отцу Шарикову Владиславу Ивановичу исполнилось 84 года. Поздравить его лично мне не удалось. Он живет в Минске, я – на Волге. Но мы с ним долго общались в скайпе.

Отец – настоящий мужик и настоящий боец. На вопрос, как здоровье, смеясь, отвечает: «Не дождетесь!» Кремень!

Год назад он купил себе компьютер и самостоятельно его освоил. А недавно позвонил мне и радостно сообщил, что установил скайп. Теперь время от времени мы с ним зависаем.

Детство моего отца выпало на военные годы. Мой дед был офицером, и начало войны застало их семью на западной границе СССР. Дед едва успел затолкать жену и троих детей в теплушку последнего уходящего на восток поезда. По дороге тот самый поезд разбомбили, но моему отцу (еще пацаненку) и его сестрам все же удалось добраться до Волги. Здесь они пережили войну.

Потом была учеба, и мой отец стал автоинженером. Он работал в разных местах, а в конце 70-х годов прошлого века его пригласили на БАМ. Сибирь отца зацепила. По натуре он бродяга и романтик. Наверное, работа на БАМе стала лучшим периодом его жизни.

Сейчас мне не хочется спорить с теми, кто утверждает, что БАМ строили зэки, что вся эта территория была словно огромная зона… Вокруг этой стройки ходит огромное количество баек и легенд.

Для отца и для тысяч бамовцев эта стройка осталась самым счастливым и светлым воспоминанием. Лучшее время в их жизни: яркое, романтическое и героическое. Так оно и было.

Строители Байкало-Амурской магистрали

Сюда по комсомольскому набору приезжали лучшие молодые ребята со всех концов Советского Союза, здесь они создавали семьи, работали и совершали настоящие трудовые подвиги.

Комсомольцы, участвовавшие в строительстве БАМа

БАМ строила вся страна. БАМ строил и мой отец. Сначала он работал главным инженером, а затем – начальником автобазы №2 БАМтоннельстроя.

Отец напротив ворот автобазы.

Автобаза №2 обслуживала строительство Северомуйского тоннеля. Этот тоннель стал знаменит не только благодаря длине, но и благодаря своей неподатливости.

Строительство Северомуйского тоннеля

Еще будучи школьником, я дважды приезжал к отцу на БАМ и много раз бывал на его работе. Это была огромная автобаза, говорят, что самая большая в СССР. В ее состав входило свыше 2000 машин.

Автобаза №2 БАМтоннельстроя

Причем, это были не просто машины. Это были сильнейшие в мире машины: «Магирусы», «Татры», «Уралы», КрАЗы, КамАЗы, «Ураганы», Komatsu и др. И работали на них настоящие профессионалы. Многие были шоферами от Бога.

Автобаза №2 БАМтоннельстроя

Однажды я поехал к отцу на БАМ на «Магирусе». В кузове огромной машины находились запчасти к УАЗам, которые мы должны были доставить из Ульяновска в Северомуйск. В спарке с «Магирусом» шел Урал.

«Магирус»

Наш путь пролегал через всю страну: Волга, Уральские горы, Байкал, Забайкалье. Мы ехали по удивительным местам. Увы, в те годы у меня не было фотоаппарата и я не мог снимать все те чудеса, которые мы видели. Но память хранит самые яркие моменты.

«Урал»

Я до сих пор помню, как мы преодолевали какую-то забайкальскую реку – бескрайний ревущий поток. Водила плотно закрыл окна, похлопал меня по плечу и дал газу. «Магирус» взвыл, словно дикий зверь, и буквально нырнул в реку. Мне стало страшно, хотя нет, не страшно. Я был просто в ужасе. Гремящая вода накрыла кабину и начала биться прямо в мое окошко. Мне казалось, что стремнина вот-вот перевернет нас, но огромная машина шла под водой, словно танк. Даже под водой мотор работал бесперебойно. Только из выхлопной трубы, торчащей над кабиной, валил черный дым.

Когда мы добрались до Северомуйска, водила потрепал меня, пацана, по голове и сказал: «Сибирь поддается только настоящим мужикам, так что теперь ты тоже бамовец…»

Въезд в Северомуйск

Рассказано Владимиром Шариковым

Использование текста и фотоматериалов возможно только с указанием активной ссылки на первоисточник (Сайт "СССР. Под знаком качества") или ссылаясь на материал в ЖЖ Нюра Шарикова. 

sharikowa.livejournal.com

Оглавление

  1. Введение

  2. Причины и история строительства БАМа

  3. КамАЗ

    1. Планирование

    2. Строительство заводов и города

    3. Проектирование и запуск производств

  4. Волжский автомобильный завод

  5. Студенческие строительные отряды

  6. Вывод

  7. Список литературы

Ключевые слова: ударная стройка, комсомол (ВЛКСМ), объект, студенческие строительные отряды (ССО), Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ), проектные работы, КамАЗ, темпы строительства, ВАЗ, технологическое оборудование, зарубежная техника, конструкция.

Введение

В 60-х – 80-х годах ХХ века в СССР активно проводилась стройка крупных промышленных, транспортных и энергетических объектов. К некоторым особо важным строящемся объектам применялся термин «ударная стройка». По определению СЭС, ударная стройка — «важнейший народнохозяйственный объект, строительство которого предусмотрено решениями съезда КПСС, ЦК КПСС и Совета Министров СССР, Государственным планом развития народного хозяйства СССР и над сооружением которого осуществляет шефство Ленинский комсомол.»

Право участвовать в ударной стройке имели лишь представители так называемой «передовой части общества» — сознательные коммунисты, комсомольцы и положительно зарекомендовавшие себя беспартийные.

Существовало два типа ударных строек:

  • Стройка коммунизма — объект, возводимый строителями всех возрастных категорий.

  • Ударная комсомольская стройка — объект, над которым брали шефство организации ВЛКСМ.

К концу эпохи СССР практически все ударные стройки были исключительно «ударными комсомольскими стройками» (УКС). Статус УКС присваивался объекту совместным решением советских, партийных и комсомольских органов, что давало определённые преимущества и блага участникам ударной стройки.

Высшим территориальным статусом обладала Всесоюзная ударная комсомольская стройка. Этот статус имели стройки высшей значимости для государства (например, ВАЗ, БАМ, КАМАЗ, Атоммаш, Саяно-Шушенская ГЭС и др.)

УКС подразумевала создание специального штаба стройки — комсомольского органа, где на заседаниях в первую очередь командовали («курировали») руководители территориальной организации КПСС.

Набор волонтёров для работы на УКС проходил в рамках государственной системы оргнабора, но чаще — по комсомольскому призыву (по комсомольской путёвке). Активными участниками УКС в 1950—1980-х были стройотряды — студенческие (ССО) и иные.

Причины и история строительства баМа

Необходимость выработки концепции долговременного развития Дальнего Востока в рамках единой государственной региональной политики возникла не случайно. Речь шла о создании высокоэффективного народнохозяйственного комплекса с собственной крупной ресурсной и научно-производственной базой, оптимальной структурой экономики, развитой социальной сферой.

В комплексном освоении природных богатств и развитии производительных сил дальневосточных регионов особое место принадлежит зоне Байкало-Амурской магистрали. Трасса БАМа вместе с ранее построенными железными дорогами Тайшет - Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань образует грандиозную железнодорожную магистраль протяженностью более 4000 км. Ее транспортно-экономическое влияние простирается на огромную территорию площадью около 1,5-2 млн. км, протянувшуюся от Северного Прибайкалья до Нижнего Приамурья и Тихоокеанского побережья. Байкало-Амурская магистраль открывая путь к крупным минеральным, лесным и другим природным ресурсам, позволяет преобразовать обширный регион к востоку от Байкала и к северу от Транссибирской магистрали и улучшить внешнеэкономические связи России со странами Тихоокеанского бассейна.

Однако, несмотря на открытия сквозного движения по БАМу еще в 1984 г., за все годы «перестройки» и реформ масштабное освоение этой богатейшей и стратегически значимой территории так и не было начато. На сегодня доходы от эксплуатации магистрали покрывают лишь половину затрат по ее эксплуатации. Между тем, многочисленные неосвоенные месторождения минерального сырья в этом регионе являются громадным ресурсом, без вовлечения которого в хозяйственный оборот не мыслимо устойчивое развитие Урала, Сибири и Дальнего Востока. Доказательством тому являются факторы, положенные в основу создания БАМа.

Территории, которые сегодня включаются в зону БАМа, начали осваиваться русскими после походов Ермака (1581-85) и разгрома Сибирского ханства. За исключительно короткий срок - немногим более полувека к Российскому государству была присоединена почти вся Сибирь, русские вышли к берегам Охотского моря и Тихого океана, а несколько позднее достигли Северной Америки.

Освоение огромных пространств за Уралом, несомненно, не может быть объяснено только попыткой наиболее активной части русского крестьянства и казачества уйти из-под крепостной зависимости и церковно-государственного контроля. Такой стихийный, интуитивный порыв на восток оказался не только историческим и религиозным ответом русского православного мира на колонизаторскую экспансию католической и протестантской Европы - он создал и глобальную альтернативу «европоцентристской» политике российского государства.

Эта альтернатива стала осознаваться лишь в конце XIX века, когда бурное развитие Японии, и особенно США, стало предвестником неизбежного крушения старых европейских метрополий. Выход русских товаров на рынки Китая и Средней Азии, а также обеспечение безопасности восточных границ Российской империи вызвали к жизни грандиозный проект Транссибирской железной дороги, блестяще осуществленный в невероятно короткий срок. И если потеря Аляски не вызвало никакой политической реакции, то поражение в войне с Японией 1904-1907 гг., утрата Курил, Южного Сахалина и влияния в Манчжурии - поставили на повестку дня проведение более сбалансированной политики, сделали необходимым серьезное экономическое освоение районов Сибири и Дальнего Востока, для чего катастрофически не хватало населения транспортных путей. Не случайно именно к этому времени относятся планы железнодорожного строительства по «северному маршруту» в нынешней зоне БАМа с выходом в районы Якутска и Магадана и далее к Берингову проливу.

Известная «земельная реформа», предпринятая по инициативе П.А. Столыпина, помимо решения проблемы аграрной перенаселенности центральной России, имела в виду и эти цели, эшелоны переселенцев потянулись на восток, русское земледельческое население Сибири и Дальнего Востока значительно увеличилось. Однако чисто экономическими методами достичь необходимых результатов не удалось. К тому же недостаточно разведанной оставалась ресурсная база этих районов.

Научные экспедиции начали изучение районов Восточной Сибири только со второй половины XVII в. Однако результаты этих экспедиций, заложившие фундамент дальнейшего изучения геологии региона, все же не давали системной картины его минерально-сырьевой базы, и тем более не могли быть востребованы тогдашней экономикой России. Дело ограничилось «снятием сливок» с уникальных месторождений золота, слюды, драгоценных и поделочных камней.

В 1889 году, когда встала на очередь постройка Транссибирской железной дороги от Челябинска до Тихого океана, экспедиция, возглавляемая полковником Генерального штаба русской армии Н.А. Волошиновым, прошла по предполагаемой трассе от Усть-Кута в верховьях реки Лена к северному берегу озера Байкал и далее через Северо-Муйский хребет до долины реки Муя, а экспедиция инженера путей сообщения Прохаско - от реки Муя до реки Черный Урюм (в районе Могочи). Они установили значительную трудность условий строительства будущего Транссиба по северному варианту. Было принято решение проложить железную дорогу на участке восточнее Тайшета, по южному варианту, через Иркутск.

Сравнивая северный вариант с южным от Тайшета на Иркутск и далее вокруг Байкала на Верхнеудинск (Улан-Удэ) и Читу, Волошинов обоснованно высказался за южный ход, который в то время не имел и не мог иметь альтернативы.

Идея сооружения второй широтной железнодорожной магистрали через северную оконечность озера Байкал в дореволюционный период и вплоть до 30-х годов не получила практического разрешения. Страна экономически и технически не была готова к сооружению БАМа.

БАМ - это короткое слово, как сигнал к наступлению, впервые зазвучало со страниц газет, в правительственных и других документах в 30-е годы XX века. С тех пор Байкало-Амурская железнодорожная магистраль на долгие годы привлекла внимание многих специалистов, потребовала значительных капитальных вложений, необходимых для сооружения гигантского природно-технического железнодорожного комплекса, раскинувшегося на тысячи километров.

Регион, в котором предстояло выполнить огромный объем работ, в силу сложившихся природно-географических и экономических условий на протяжении многих десятилетий развивался на основе государственной поддержки. В 30 – 50-е годы за счет государственных средств было построено 2075 км железных дорог (в основном по облегченным нормативам) на подходах к БАМу и на концевых участках.

В 1967 году по решению Правительства были возобновлены проектные работы на БАМе.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для сооружения стержня транспортной инфраструктуры железной дороги первой категории протяжением 3100 км, второго пути Тайшет - Лена - 740 км, линий Бамовская - Тында и Тында - Беркакит - 400 км.

В течение полувека менялись акценты, но доминанты оставались неизменными: важность сооружения Байкало-Амурской железнодорожной магистрали для хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока никогда не отрицалась, экономическая целесообразность ее подразумевалась, а военно-стратегическая необходимость подчеркивалась.

Большой БАМ, к сооружению которого приступили в июле 1974 года, был невозможен без предварительного осуществления подходов к нему и соединительных ветвей, бесценного опыта изысканий, проектирования и строительства, накопленного с начала 30-х годов. Выбранное окончательно в 1942 году в результате многолетних проработок основное направление трассы Усть-Кут - Нижнеангарск - Чара - Тында - Ургал - Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань оказалось оптимальным.

В апреле 1974 года БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, сюда приезжали массы молодых людей. По этому поводу ходили шутки, вроде шуточной расшифровки акронима БАМ — «Брежнев Абманывает Молодёжь»

На 17-м съезде ВЛКСМ (апрель 1974 года) также принимается решение о создании штаба строительства БАМа. Руководителем штаба становится секретарь ЦК ВЛКСМ Дмитрий Филиппов.

В 1977 году была сдана в постоянную эксплуатацию линия Бам — Тында, а в 1979 году линия Тында — Беркакит. Основная часть дороги строилась более 12 лет — с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года, а 1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса. 29 сентября 1984 года состоялась встреча бригад Александра Бондаря и Ивана Варшавского на разъезде Балбухта, а 1 октября на станции Куанда было торжественно уложено «золотое» звено; обе части дороги соединены в единое целое.

КамАЗ

Планирование

В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн с более экономичным дизельным двигателем. Существующие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города — в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги — позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.

Строительство заводов и города

Уже 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КамАЗа — Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.

Темпы строительства комплекса заводов возрастали. В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. За 1970—1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб. (в том числе на строительно-монтажные работы — 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб. (что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых).

Общая развёрнутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс.м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс.м² или 81 % от проекта).

На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза.

Параллельно шло строительство Нового города Набережных Челнов. Первый 12-ти этажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Планировалось увеличить население города в десятки раз — с чуть менее тридцати тысяч до полумиллиона человек. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента — комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х — 1980-х годах.

Проектирование и запуск производств

Технический проект КамАЗа был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими предприятиями и организациями СССР: институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР и «Гипродвигателем» (Ярославль).

Также, к проектированию отдельных производств были привлечены иностранные фирмы: «Свинделл — Дресслер» (Питсбург, США) — технологические и специальные части литейного завода, «Рено» (Франция) — проект завода двигателей, «Либхерр» (Штутгарт, ФРГ) — производство коробок переключения передач.

Конструкция первого поколения автомобилей и двигателей КАМАЗ 5320 построена на основе перспективного семейства автомобилей ЗИЛ-170 (6x4) и ЗИЛ-175 (4x2) разработки Московским автомобильным заводом им. И. А. Лихачева и Ярославским моторным заводом в 1967—1969 годах.

В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов

studfiles.net

Стройка века: БАМ в фотографиях: sharikowa

Не так давно я написала о воспоминаниях деда, строителя БАМа, и моего дяди, который был тогда еще маленьким, но своими глазами видел стройку и героев этого легендарного проекта. 

Мой материал вызвал большой интерес и жаркие споры о том, строили БАМ зеки (версия совершенно не причастных к стройке людей, наслушавшихся либеральной пропаганды) или же комсомольцы, ведущие инженеры и строители страны (версия участников стройки или лично знакомых с ними). 

Сегодня же я хочу отойти от этих политических дискуссий и просто поделиться уникальным фотоархивом моего деда и показать несколько бамовских фотографий: Северомуйска, Автобазы №2, БАМ и бамовцев.

У плаката, освещающего достижения рабочих автобазы №2

Фотограф: бамовец Иван Евстигнеев.

Иван Евстигнеев с семьей. БАМ Поселок Северомуйск Улица Северомуйска Трасса на поселок Тоннельный Вид на Автобазу №2. Северомуйск Вид на территорию Автобазы №2. Северомуйск Дорога к переправе

Автобаза №2 обслуживала строительство Северомуйского тоннеля. Этот тоннель стал знаменит не только благодаря длине, но и благодаря своей неподатливости.

Логотип Автобазы №2 Въезд в Автобазу №2

Это была огромная автобаза, говорят, что самая большая в СССР. В ее состав входило свыше 2000 машин.

Зимник «Магирусы» Авария на трассе

Причем, это были не просто машины. Это были сильнейшие в мире машины: «Магирусы», «Татры», «Уралы», КрАЗы, КамАЗы, «Ураганы», Komatsu и др.

«Ураган» «Ураганы», переправа через реку

Для моего деда и для тысяч бамовцев эта стройка осталась самым счастливым и светлым воспоминанием. Лучшее время в их жизни: яркое, романтическое и героическое. Так оно и было. 

Строители Северомуйского тоннеля.

Сюда по комсомольскому набору приезжали лучшие молодые ребята со всех концов Советского Союза, здесь они создавали семьи, работали и совершали настоящие трудовые подвиги.

На БАМе создавались семьи. “Ураган” производился на Минском автозаводе. Мощнейший тягач, который использовался и для транспортировки ракет. Поселок Таксимо был одним из центров строительства БАМ Поселок Новый Уоян, БАМ Поселок Новый Уоян, БАМ Плакат, указывающий на ледовую дорогу по лз. Байкал

Использование текста и фотоматериалов возможно только с указанием активной ссылки на первоисточник (Сайт "СССР. Под знаком качества") или ссылаясь на материал в ЖЖ Нюра Шарикова. 

sharikowa.livejournal.com

На БАМ приехали «КАМАЗы» | БАМСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ

Новые самосвалы «КАМАЗ» начали работать на строительных участках Восточного полигона железных дорог России. Грузовики поступили в «Бамстроймеханизацию» в рамках инвестиционной программы по техническому перевооружению парка машин компании.

32 самосвала распределены в МК-7, МК-74 и МК-154. Эти мехколонны  ведут строительство разъездов и реконструкцию станций на Дальневосточной магистрали, а также сооружение подходов к новому мосту через реку Зея на Забайкальской железной дороге.

- Все машины адаптированы к работе в наших суровых климатических условиях. Они оснащены дополнительным оборудованием по обогреву двигателя, - рассказывает инженер отдела главного механика ПАО «Бамстроймеханизация» Олеся Молодцова. - На всей технике установлены системы ГЛОНАСС. 22 самосвала имеют колесную формулу 6х4 и 10 самосвалов - ходовую часть 6х6.  Грузоподъемность кузова в поступивших к нам «КАМАЗах» увеличен и составляет 20 тонн, что позволит перевозить больше грунта.

«КАМАЗы» уже оценили водители мехколонн, работающие на строительстве разъездов на линии Хани – Тында.

- Всегда приятно садиться в новую машину, в кабине которой еще чувствуется заводской запах. У нас давно не было поступления техники, а здесь сразу столько новейших самосвалов. Будем надеется, что машины хорошо себя покажут в условиях Крайнего Севера. Для водителей самое главное – надежность, а «КАМАЗ» как раз приспособлен к нашим дорогам и морозам, - говорит водитель МК-7 Александр Труханов.

В этом году обновление парка техники «Бамстроймеханизации» продолжится. В ближайшее время ожидается поступление топливозаправщиков, экскаваторов, бортовых автомобилей с краново-манипуляторной установкой и других машин.

Сегодня в «Бамстроймеханизации» задействованы 630 единиц техники, среди них 195 самосвалов, 67 экскаваторов, 59 бульдозеров, 30 катков, 22 грейдера, 16 погрузчиков. Строительные машины работают на объектах в Воронежской, Амурской областях, Забайкальском и Хабаровском краях. 

oaobsm.ru

Вдоль БАМа | 5koleso.ru

Организаторы очередного этапа экспедиции Land Rover «Открывая Россию» сами шутили: «Маршрут наоборот». Обычно экспедиция — долгий путь куда-то. Но на этот раз из «именной» точки этапа, Чарских Песков, мы как раз стартовали. Впрочем, дальнейший путь вдоль легендарной Байкало-Амурской Магистрали к Северобайкальску, а затем к Иркутску оказался не менее интересным и насыщенным

текст: Антон Борисенко  /  фото: автора и Сергея Доли  /  24.12.2015

Рейс Чита — Чара. Ан-24РВ 1974 года выпуска — один из старейших ныне бортов в российской авиации. В его салоне можно снимать кино «про СССР», но видно, что о нем заботятся.

Название «Автомобильный дублер БАМа» оборачивается «технической» дорогой. Мосты не всегда пригодны и для легких автомобилей, грузовикам приходится преодолевать ручьи вброд.

Тепловоз ТЭ3 — самый массовый локомотив СССР: с 1955 по 1973 год выпущено 6797 таких машин. Этот экземпляр, выпущенный на Луганском заводе, заслужил право на вечную стоянку в Новой Чаре.

Встреча строителей, прокладывавших БАМ навстречу друг другу, состоялась 29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта.

Полусгоревший Каларский мост у Куанды высотой 15 м и длиной 560 м уже 30 лет единственная переправа через «Угрюм-реку» Витим в этих местах.

Фамильные гербы исторических эвенкийских родов в Новой Чаре. На эвенкийском «чар» — отмель на реке. А «Кодар» (имя хребта) — «крутой каменистый склон».

В поселке Чара «водопровод» таков: с утра оставляют у ворот бочку и деньги за воду в баночке на крышке. Днем проезжает цистерна, разливая воду в обмен на деньги.

Поселок Таксимо. Памятник тяжёлому гидросамолёту АНТ-4. На таких в 1930-е годы осуществлялись аэрофотосъемка и обеспечение изыскательских партий.

От самой маленькой пустыни мира — Чарских песков, площадью всего 50 км2, в предгорьях хребта Кодар, за два дня мы добрались до берега Байкала, попрощавшись с БАМом у Мысовых тоннелей в Северобайкальске.

Самый длинный в России (15 343 м) Северомуйский тоннель намного «моложе» БАМа: строительство его началось в 1977 году, а закончилось лишь в 2003-м. До этого поезда шли по крутому и лавиноопасному обходу. Сначала там можно было проводить лишь по несколько грузовых вагонов (людей везли через перевал на автобусах), затем построили 64-километровую ветку со сложной системой виадуков и двумя тоннелями.

5koleso.ru


Смотрите также