Тормозная система камаз 5320


Тормозные системы автомобиля КамАЗ-5320

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Автомобили Камаз Урал

Тормозные системы автомобиля КамАЗ-5320

Автомобили и автопоезда КамАЗ-5320 оборудованы четырьмя автономными тормозными системами: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной. Имея общие элементы, тормозные системы работают независимо и обеспечивают высокую эффективность торможения при любых условиях эксплуатации. Кроме того, автомобили оснащены аварийной системой растормаживания тормозов стояночной тормозной системы, системами контроля и аварийной сигнализации о работе тормозных систем и их приводов, а также приводом тормозов прицепа.

Рабочая тормозная система оснащена пневматическим приводом, выполненным по двухконтурной схеме: контур привода тормозов передних колес и прицепа и контур привода колес задней тележки и прицепа. Исполнительными органами привода являются тормозные камеры. Привод управляется педалью, расположенной в кабине автомобиля и механически связанной системой тяг с двухсекционным тормозным краном. Тормозные механизмы системы установлены на всех шести колесах автомобиля.

Тормозной путь при торможении рабочей тормозной системой дол- -жен быть для автомобиля не более 23 м и автопоезда 25 м, установившееся замедление — для автомобиля и автопоезда не менее 3,6 м/с2.

Стояночная и запасная тормозные системы объединены в одной конструкции, т. е. имеют общие пневматический привод с ручным тормозным краном и тормозные механизмы, установленные на колесах задней тележки (тормоза колес задней тележки являются общими для трех тормозных систем — рабочей, стояночной и запасной). Отличие в тормозных системах заключается лишь в способе управления ручным тормозным краном.

При использовании тормозной системы как стояночной рукоятка тормозного крана устанавливается в одно из крайних фиксированных положений в зависимости от включения или выключения тормозной системы; при использовании тормозной системы как запасной ручной тормозной кран имеет следящее действие, которое позволяет снижать скорость движения автомобиля с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана.

Тормозной путь при торможении запасной тормозной системой должен быть для автомобиля не более 29 м и автопоезда 30 м, установившееся замедление — для автомобиля и автопоезда не менее 2,8 м/с2.

Вспомогательная тормозная система представляет собой моторный тормоз-замедлитель, для включения которого заслонками дроссельного типа перекрываются выпускные трубопроводы двигателя и отключается подача топлива. В результате двигатель переводится в компрессорный режим с приводом от трансмиссии. Возникающий благодаря силам противодавления в выпускном газопроводе и трения прокрутки двигателя момент сопротивления тормозит автомобиль с плавным замедлением на затяжных спусках горных дорог. Привод управления заслонками моторного тормоза-замедлителя и рычагом отключения подачи топлива пневматический.

Аварийная система растормаживает тормозные механизмы колес задней тележки при автоматическом срабатывании пружинных энергоаккумуляторов и остановке автомобиля из-за утечки сжатого

воздуха в случае повреждения привода стояночной тормозной системы. Привод аварийной системы растормаживания сдублирован — пневматический и устройство для механического растормаживания, встроенное в цилиндр с пружинным энергоаккумулятором.

Система контроля и аварийной сигнализации о работе тормозных систем и их приводов световая и акустическая. Во всех контурах пневматического привода тормозов и в воздушных баллонах тормозных систем встроены электропневматические выключатели (датчики), которые при действии любой тормозной системы замыкают цепи электрических ламп стоп-сигнала, а при недостаточном давлении в воздушных баллонах — сигнальных электрических ламп на панели приборов автомобиля и звукового сигнала (зуммера).

Кроме того, все контуры пневматического привода снабжены клапанами контрольных выводов, при помощи которых производится диагностика технического состояния пневматического тормозного привода, а при необходимости и отбор сжатого воздуха.

Привод тормозов прицепа автомобилей-тягачей комбинированный — однопроводный и двухпроводный, что обеспечивает буксировку прицепов (полуприцепов), тормозные системы которых оборудованы приводами, выполненными по одной из конструктивных схем.

Читать далее: Тормозные механизмы автомобилей

Категория: - Автомобили Камаз Урал

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы КАМАЗ 5320

Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы КАМАЗ 5320

Описание принципа действия тормозной системы автомобиля. Исследование назначения, устройства, неисправностей и их устранения. Техническое обслуживание стояночной тормозной системы. Требования безопасности при ремонте. Санитарные требования к производству. Краткое сожержание материала:

Размещено на

3

Введение

Автомобили КамАЗ предназначены для работы во всех отраслях народного хозяйства. Объединением КамАЗ, включающим 10 основных заводов, выпускаются автомобили колесных формул 4x2, 6x4 и 6x6 - для эксплуатации на дорогах с различным покрытием и полноприводные - по бездорожью.

Автомобили КамАЗ, как и другие автомобили, состоит из ряда систем (пуска; питания топливом; смазки; охлаждения; тормозной и др), их агрегатов и узлов, а также рамы, кабины, платформы, двигателя, трансмиссии и др. Каждая система и агрегат выполняют свои функции для обеспечения бесперебойной и безопасной работы всего автомобиля.

В нашей стране автомобили используют во всех отраслях народного хозяйства - в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. Благодаря высокой манёвренности, проходимости и приспособленности к работе в различных условиях, автомобильный транспорт стал одним из основных средств перевозки грузов и пассажиров.

Данная тема мною выбрана вследствие того, что автопарк нашей страны как пополнялся так и пополняется автомобилями модели КАМАЗ-5320. Целью написания моей курсовой работы является в полном объеме описать общее устройство, принцип действия, техническое обслуживание автомобиля КАМАЗ-5320 и ремонт стояночной тормозной системы автомобиля КАМАЗ-5320 в целом и отдельных приборов.

Задачи - сделать вывод о надежности, современности конструкции стояночной тормозной системы автомобиля КАМАЗ - 5320.

В настоящее время идет дальнейшее совершенствование технологии ремонта автомобилей КАМАЗ-5320 и их агрегатов. Этот процесс реализуется путем внедрения в производство перспективных прогрессивных технологических процессов восстановления деталей.

1. Стояночная тормозная система автомобиля КАМАЗ 5320

1.1 Назначение стояночной тормозной системы автомобиля КАМАЗ 5320

Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля в неподвижном состоянии на стоянке, может выполнять функцию запасной тормозной системы, затормаживая автомобиль при отказе рабочей тормозной системы.

Стояночная тормозная система затормаживает автомобиль с помощью тормозных механизмов задней оси (задней тележки), которые приводятся в действие от пружинных энергоаккумуляторов, расположенных над тормозными камерами рабочей тормозной системы. Причем энергоаккумуляторы обратного действия - при подаче воздуха в его рабочую полость тормозной механизм растормаживается, а при выпуске воздуха затормаживается за счет энергии сжатой пружины. Это обеспечивает повышенную безопасность при эксплуатации автомобиля.

1.2 Устройство стояночной тормозной системы автомобиля КАМАЗ 5320

Привод стояночной тормозной системы (контур III) пневматический. Привод состоит (рис.1) из секции четырехконтурного защитного клапана 1, ресивера 8, ручного крана управления 4, двухмагистрального перепускного клапана 16, ускорительного клапана 2, крана экстренного растормаживания 17, пружинных энергоаккумуляторов 14, включателя сигнальной лампы стояночной тормозной системы 3, включателя сигнализатора аварийного падения давления воздуха в контуре 7, клапанов контрольного вывода 9 и 15.

Источником давления в контуре является ресивер емкостью 20 л. В ресивере 8 установлен включатель сигнализатора аварийного падения давления воздуха в контуре, кран слива конденсата, а также клапан контрольного вывода 9.

Рис.1 - Привод стояночной тормозной системы и тормозных систем прицепа

1 - четырехконтурный защитный клапан; 2 - ускорительный клапан; 3 - включатель контрольной лампы стояночной тормозной системы; 4 - кран управления; 5 - клапан обрыва;6 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 7 - включатель сигнализатора аварийного падения давления воздуха; 8 - ресивер; 9, 15 - клапан контрольного вывода; 10, 12 - автоматическая соединительная головка; 11 - соединительная головка типа А; 13 - клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 14 - пружинный энергоаккумулятор; 16 - двухмагистральный перепускной клапан; 17 - кран экстренного растормаживания

Исполнительными устройствами привода стояночной тормозной системы являются пружинные энергоаккумуляторы, смонтированные на крышках тормозных камер задних тормозных механизмов.

В полость под поршнем при растормаживании подается сжатый воздух от ускорительного клапана контура III. Под действием давления воздуха поршень 5 поднимается вверх, сжимая силовую пружину 8. Толкатель 4 также поднимается вверх вместе с поршнем 5, освобождая мембрану тормозной камеры рабочей тормозной системы. Происходит растормаживание тормозного механизма.

При торможении стояночной тормозной системой воздух из подпоршневого пространства стравливается в атмосферу через ускорительный клапан.

Силовая пружина перемещает поршень 5 вниз. При этом толкатель 4 своим подпятником 2 воздействует на мембрану тормозной камеры и перемещает ее вместе со штоком вниз. Тормозной механизм затормаживается.

В случае, когда в пневмосистеме отсутствует сжатый воздух, автомобиль заторможен пружинными энергоаккумуляторами. При резкой потере давления сжатого воздуха в пневмосистеме, например, при повреждении трубопровода в контуре III, происходит автоматическое затормаживание автомобиля, что повышает безопасность движения.

Для буксировки неисправного автомобиля предусмотрена возможность аварийного растормаживания пружинных энергоаккумуляторов с помощью винта 9. Для этого необходимо вывернуть винты из корпуса на максимальную величину (примерно 120 мм). При этом винт через упорный подшипник 13 воздействует на толкатель и поршень, перемещая их вверх. Силовая пружина сжимается, освобождая мембрану и шток тормозной камеры.

Разбирать пружинные энергоаккумуляторы без специального приспособления категорически запрещается!

Сжатый воздух в пружинные энергоаккумуляторы подается от ресивера 8 (рис.1) через ускорительный клапан 2, установленный на правом лонжероне рамы в районе заднего (промежуточного) моста. Управление ускорительным клапаном производится от тормозного крана обратного действия с ручным управлением, установленного в кабине, справа от сиденья водителя. Термин «обратного действия» означает, что в исходном состоянии, во время движения, он подает сжатый воздух в пружинные энергоаккумуляторы, а при торможении, выпускает воздух из них в атмосферу.

Тормозной кран управления стояночной тормозной системой (рис.2) предназначен для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной тормозной системы. Он состоит из корпуса 1, крышки корпуса 8 с рукояткой 19 и фиксатором 21, поршня 3 с выпускным клапаном 13, штока 12 с направляющей 10, фигурного кольца 9, направляющего колпачка 20, уравновешивающей пружины 4 , поршня 16 с пружиной 17 и регулировочным винтом 18.

К ручному тормозному крану через вывод IV подводится сжатый воздух от ресивера. Вывод II соединен с управляющей полостью ускорительного клапана. Через вывод III тормозной кран связан с атмосферой. Вывод I связан со средней полостью клапана управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом. Полость А соединена каналом с выводом I.

В следящем поршне 3 выполнено впускное седло, к которому с помощью пружины прижимается клапан 13, выполняющий, в этом случае, функцию впускного клапана, а при взаимодействии с седлом, выполненном на торце штока 12, функцию выпускного клапана.

Рис. 2 - Тормозной кран управления стояночной тормозной системой.

1 - корпус; 2, 22, 23 - пружина; 3 - следящий поршень; 4 - уравновешивающая пружина;5 - тарелка пружины; 6 - ось с роликом; 7 - рукоятка крана; 8 - крышка; 9 - фигурное кольцо; 10 - направляющая штока; 11 - кольцо уплотнительное; 12 - шток; 13 - клапан; 14 - стопорное кольцо; 15 - клапан с пружиной; 16 - поршень; 17 - пружина поршня; 18 - регулировочный винт; 19 - рукоятка; 20 - направляющий колпачок; 21 - фиксатор; I - вывод к клапану управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; II - вывод к ускорительному клапану; III - атмосферный вывод; IV - питающий ввод; А - полость

Рукоятка тормозного крана может занимать два фиксированных положения (рис.3). В положении I сжатый воздух поступает в энергоаккумуляторы, что обеспечивает расторможенное состояние.

Рис.3 - Положения рукоятки тормозного крана

1 - стопорная планка; 2 - ролик фиксатора; I - расторможенное состояние; II - торможение стояночной тормозной системой; III - растормаживание прицепа

В положении II сжатый воздух из энергоаккумуляторов выпускается в атмосферу - автомобиль заторможен стояночной тормозной системой. При переводе рычага в нефиксированное положение III (до упора ролика 2 в пазу стопорной пластины 1) происходит подача воздуха в среднюю полость клапана управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом, что приводит к растормаживанию прицепа на время, пока водитель удерживает рукоятку в положении III. Это положение используется для проверки надежности удержания автопоезда на уклоне стояночной тормозной системой автомобиля-тягача. Таким образом имитируется возможное растормаживание прицеп...

www.tnu.in.ua

Читать курсовая по транспорту, грузоперевозкам: "Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы КАМАЗ 5320"

Читать курсовая по транспорту, грузоперевозкам: "Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы КАМАЗ 5320"

(Назад) (Cкачать работу)

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Введение Автомобили КамАЗ предназначены для работы во всех отраслях народного хозяйства. Объединением КамАЗ, включающим 10 основных заводов, выпускаются автомобили колесных формул 4x2, 6x4 и 6x6 - для эксплуатации на дорогах с различным покрытием и полноприводные - по бездорожью.

Автомобили КамАЗ, как и другие автомобили, состоит из ряда систем (пуска; питания топливом; смазки; охлаждения; тормозной и др), их агрегатов и узлов, а также рамы, кабины, платформы, двигателя, трансмиссии и др. Каждая система и агрегат выполняют свои функции для обеспечения бесперебойной и безопасной работы всего автомобиля.

В нашей стране автомобили используют во всех отраслях народного хозяйства - в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. Благодаря высокой манёвренности, проходимости и приспособленности к работе в различных условиях, автомобильный транспорт стал одним из основных средств перевозки грузов и пассажиров.

Данная тема мною выбрана вследствие того, что автопарк нашей страны как пополнялся так и пополняется автомобилями модели КАМАЗ-5320. Целью написания моей курсовой работы является в полном объеме описать общее устройство, принцип действия, техническое обслуживание автомобиля КАМАЗ-5320 и ремонт стояночной тормозной системы автомобиля КАМАЗ-5320 в целом и отдельных приборов.

Задачи - сделать вывод о надежности, современности конструкции стояночной тормозной системы автомобиля КАМАЗ - 5320.

В настоящее время идет дальнейшее совершенствование технологии ремонта автомобилей КАМАЗ-5320 и их агрегатов. Этот процесс реализуется путем внедрения в производство перспективных прогрессивных технологических процессов восстановления деталей.

1. Стояночная тормозная система автомобиля КАМАЗ 5320 1.1 Назначение стояночной тормозной системы автомобиля КАМАЗ 5320 Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля в неподвижном состоянии на стоянке, может выполнять функцию запасной тормозной системы, затормаживая автомобиль при отказе рабочей тормозной системы.

Стояночная тормозная система затормаживает автомобиль с помощью тормозных механизмов задней оси (задней тележки), которые приводятся в действие от пружинных энергоаккумуляторов, расположенных над тормозными камерами рабочей тормозной системы. Причем энергоаккумуляторы обратного действия - при подаче воздуха в его рабочую полость тормозной механизм растормаживается, а при выпуске воздуха затормаживается за счет энергии сжатой пружины. Это обеспечивает повышенную безопасность при эксплуатации автомобиля. 1.2 Устройство стояночной тормозной системы автомобиля КАМАЗ 5320 Привод стояночной тормозной системы (контур III) пневматический. Привод состоит (рис.1) из секции четырехконтурного защитного клапана 1, ресивера 8, ручного крана управления 4, двухмагистрального перепускного клапана 16, ускорительного клапана 2, крана экстренного растормаживания 17, пружинных энергоаккумуляторов 14, включателя сигнальной лампы стояночной тормозной системы 3, включателя сигнализатора аварийного падения давления воздуха в контуре 7, клапанов контрольного вывода 9 и 15.

Источником давления в контуре является ресивер емкостью 20 л. В ресивере 8 установлен включатель сигнализатора аварийного падения давления воздуха в контуре, кран слива конденсата, а также клапан контрольного вывода 9.

Рис.1 - Привод стояночной тормозной системы и тормозных систем прицепа - четырехконтурный защитный клапан; 2 - ускорительный клапан; 3 - включатель контрольной лампы стояночной тормозной системы; 4 - кран управления; 5 - клапан обрыва;6 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 7 - включатель сигнализатора аварийного падения давления воздуха; 8 - ресивер; 9, 15 - клапан контрольного вывода; 10, 12 - автоматическая соединительная головка; 11 - соединительная головка типа А; 13 - клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 14 - пружинный энергоаккумулятор; 16 - двухмагистральный перепускной клапан; 17 - кран экстренного растормаживания

Исполнительными устройствами привода стояночной тормозной системы являются пружинные энергоаккумуляторы, смонтированные на крышках тормозных камер задних тормозных механизмов.

В полость под поршнем при растормаживании подается сжатый воздух от ускорительного клапана контура III. Под действием давления воздуха поршень 5 поднимается вверх, сжимая силовую пружину 8. Толкатель 4 также поднимается вверх вместе с поршнем 5, освобождая мембрану тормозной камеры рабочей тормозной системы. Происходит растормаживание тормозного механизма.

При торможении стояночной тормозной системой воздух из подпоршневого пространства стравливается в атмосферу через ускорительный клапан.

Силовая пружина перемещает поршень 5 вниз. При этом толкатель 4 своим подпятником 2 воздействует на мембрану тормозной камеры и перемещает ее вместе со штоком вниз. Тормозной механизм затормаживается.

В случае, когда в пневмосистеме отсутствует сжатый воздух, автомобиль заторможен пружинными энергоаккумуляторами. При резкой потере давления сжатого воздуха в пневмосистеме, например, при повреждении трубопровода в контуре III, происходит автоматическое затормаживание автомобиля, что повышает безопасность движения.

Для буксировки неисправного автомобиля предусмотрена возможность аварийного растормаживания пружинных энергоаккумуляторов с помощью винта 9. Для этого необходимо вывернуть винты из корпуса на максимальную величину (примерно 120 мм). При этом винт через упорный подшипник 13 воздействует на толкатель и поршень, перемещая их вверх. Силовая пружина сжимается, освобождая мембрану и шток тормозной камеры.

Разбирать пружинные энергоаккумуляторы без специального приспособления категорически запрещается!

Сжатый воздух в пружинные энергоаккумуляторы подается от ресивера 8 (рис.1) через ускорительный клапан 2, установленный на правом лонжероне рамы в районе заднего (промежуточного) моста. Управление ускорительным клапаном производится от тормозного крана обратного действия с ручным управлением, установленного в кабине, справа от сиденья водителя. Термин «обратного действия» означает, что в исходном состоянии, во время движения, он подает сжатый воздух в пружинные энергоаккумуляторы, а при торможении, выпускает воздух из них в атмосферу.

Тормозной кран управления стояночной тормозной системой (рис.2) предназначен для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной тормозной системы. Он состоит из корпуса 1, крышки корпуса 8 с рукояткой 19 и фиксатором 21, поршня 3 с выпускным клапаном 13, штока 12 с направляющей 10, фигурного кольца 9, направляющего колпачка 20, уравновешивающей пружины 4 , поршня 16 с пружиной 17 и регулировочным винтом 18.

К ручному тормозному крану через вывод IV подводится сжатый воздух от ресивера. Вывод II соединен с управляющей полостью ускорительного клапана. Через вывод III тормозной кран связан с атмосферой. Вывод I связан со средней полостью клапана управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом. Полость А соединена каналом с выводом I.

В следящем поршне 3 выполнено впускное седло, к которому с помощью пружины прижимается клапан 13, выполняющий, в этом случае, функцию впускного клапана, а при взаимодействии с седлом, выполненном на торце штока 12, функцию выпускного клапана.

Рис. 2 - Тормозной кран управления стояночной тормозной системой. - корпус; 2, 22, 23 - пружина; 3 - следящий поршень; 4 - уравновешивающая пружина;5 - тарелка пружины; 6 - ось с роликом; 7 - рукоятка крана; 8 - крышка; 9 - фигурное кольцо; 10 - направляющая штока; 11 - кольцо уплотнительное; 12 - шток; 13 - клапан; 14 - стопорное кольцо; 15 - клапан с пружиной; 16 - поршень; 17 - пружина поршня; 18 - регулировочный винт; 19 - рукоятка; 20 - направляющий колпачок; 21 - фиксатор; I - вывод к клапану управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; II - вывод к ускорительному клапану; III - атмосферный вывод; IV - питающий ввод; А - полость

Рукоятка тормозного крана может занимать два фиксированных положения (рис.3). В положении I сжатый воздух поступает в энергоаккумуляторы, что обеспечивает расторможенное состояние.

Рис.3 - Положения рукоятки тормозного крана - стопорная

referat.co

Тормозные системы автомобиля КамАЗ

Тормозные системы Камаз

Автомобили и автопоезда КамАЗ обо­рудованы четырьмя автономными тормоз­ными системами: рабочей, запасной, стоя­ночной и вспомогательной. Хотя эти систе­мы имеют общие элементы, работают они независимо друг от друга, обеспечивая вы­сокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации. В дальнейшем обозначим эти системы как рабочий, запас­ной, стояночный и вспомогательные тор­моза.

Кроме того, автомобили КамАЗ осна­щены приводом аварийного растормаживания, обеспечивающим возможность дви­жения автомобиля (автопоезда) при авто­матическом его торможении из-за утечки сжатого воздуха, аварийной сигнализаци­ей и контрольными приборами, позволяю­щими следить за работой пневмопри­вода.

Рабочий тормоз предназначен для служебного и экстренного торможения ав­томобиля или полной его остановки. При­вод рабочего тормоза — пневматический, двухконтурный, он приводит в действие раздельно тормоза передней оси и задней тележки автомобиля. Управляется привод ножной педалью, механически связанной с тормозным краном. Исполнительными ор­ганами привода рабочего тормоза являют­ся тормозные камеры на колесах.

Запасной тормоз предназначен для служебного торможения или остановки автомобиля и автопоезда; может использо­ваться как самостоятельно, так и при отка­зе рабочего тормоза.

Стояночный тормоз на автомо­билях КамАЗ выполнен как единое целое с запасным. Для его включения рукоятку крана следует установить в крайнее (верх­нее) фиксированное положение. Таким об­разом, на автомобилях КамАЗ тормозные механизмы задней тележки являются об­щими для рабочего, запасного и стояноч­ного тормозов.

Вспомогательный тормоз ав­томобиля служит для уменьшения нагруженности и температуры тормозных меха­низмов рабочего тормоза. Вспомогатель­ным тормозом на автомобилях КамАЗ яв­ляется моторный тормоз-замедлитель, при включении которого перекрываются впускные трубопроводы двигателя и отключает­ся подача топлива.

Система аварийного растормаживания предназначена для растормаживания пружинных энергоаккумулято­ров при их автоматическом срабатывании и остановке автомобиля вследствие утечки сжатого воздуха в приводе. Привод систе­мы аварийного растормаживания сдубли­рован: кроме пневматического привода имеются винты механического расторма­живания в каждом из четырех пружинных энергоаккумуляторов, что позволяет вы­ключить их из работы механически.

Тормозной механизм предназна­чен для создания искусственного сопротив­ления вращению колеса с целью регулиро­вания его угловой скорости или удержания неподвижным относительно опорной по­верхности.

Все колеса автомобилей КамАЗ осна­щены колодочными тормозными механиз­мами, отличающимися высокой стабиль­ностью тормозных свойств. Колодки распо­ложены внутри барабанов на неподвижных опорах.

Тормозной механизм (рис.1.) состоит из суппорта 6, двух колодок 3, роликов 4, осей 14, разжимного кулака 7, рычага 9 с регулировочным механизмом и бара­бана 2.

 Основные узлы тормозного механизма смонтированы на суппорте 6, жестко свя­занном с фланцем 12 моста. На эксцентри­ковые оси 14, закрепленные на суппорте, свободно опираются две тормозные колод­ки 3 с прикрепленными к ним фрикционны­ми накладками 15. Последние выполнены по серповидному профилю в соответствии с характером их изнашивания. Эксцентри­ковые оси колодок позволяют при сборке тормоза правильно сцентрировать колодки с тормозным барабаном.

При торможении колодки раздвигаются разжимным кулаком и прижимаются к вну­тренней поверхности барабана, создавая сопротивление вращению колеса. Для по­вышения эффективности торможения и снижения трения между разжимным кула­ком и колодками установлены ролики 4. В исходное положение колодки возвраща­ются четырьмя стяжными пружинами 16.

Вал разжимного кулака 7 вращается в кронштейне, на котором установлена тормозная камера 10. На конце вала разжим­ного кулака крепится рычаг с регулировоч­ным механизмом червячного типа, соединен­ный со штоком тормозной камеры.

Тормозные механизмы передних колес отличаются от тормозных механизмов зад­них конструкциями суппорта, корпуса раз­жимного кулака и самого разжимного ку­лака.

autoruk.ru

Стояночная тормозная система автомобиля КАМАЗ 5320

Стояночная тормозная система автомобиля КАМАЗ 5320 — курсовая работа

 

 

Введение.

 

Автомобили КамАЗ предназначены для работы во всех отраслях народного хозяйства. Объединением КамАЗ, включающим 10 основных заводов, выпускаются автомобили колесных формул 4x2, 6x4 и 6x6 - для эксплуатации на дорогах с различным покрытием и полноприводные - по бездорожью.

Автомобили КамАЗ, как и другие автомобили, состоит из ряда систем (пуска; питания топливом; смазки; охлаждения; тормозной и др), их агрегатов и узлов, а также рамы, кабины, платформы, двигателя, трансмиссии и др.

Каждая система и агрегат выполняют свои функции для обеспечения бесперебойной и безопасной работы всего автомобиля.

В нашей стране автомобили используют во всех отраслях народного хозяйства – в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. Благодаря высокой манёвренности, проходимости и приспособленности к работе в различных условиях, автомобильный транспорт стал одним из основных средств перевозки грузов и пассажиров.

Данная тема мною выбрана вследствие того, что автопарк нашей страны  как пополнялся так и пополняется автомобилями модели  КАМАЗ-5320.

Целью написания моей курсовой работы является в полном объеме описать общее устройство, принцип действия, техническое обслуживание автомобиля  КАМАЗ-5320 и ремонт стояночной тормозной системы автомобиля  КАМАЗ-5320 в целом и отдельных приборов.

Задачи – сделать вывод о надежности, современности конструкции стояночной тормозной системы автомобиля КАМАЗ - 5320.

В настоящее время идет дальнейшее совершенствование технологии ремонта автомобилей КАМАЗ-5320 и их агрегатов.

Этот процесс реализуется путем внедрения в производство перспективных прогрессивных технологических процессов восстановления деталей.

 

 

1.Стояночная тормозная система автомобиляКАМАЗ 5320.

 

1.1.Назначение стояночной тормозной  системы автомобиля

КАМАЗ 5320

 

Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля в неподвижном состоянии на стоянке, может выполнять функцию запасной тормозной системы, затормаживая автомобиль при отказе рабочей тормозной системы. Стояночная тормозная система затормаживает автомобиль с помощью тормозных механизмов задней оси (задней тележки), которые приводятся в действие от пружинных энергоаккумуляторов, расположенных над тормозными камерами рабочей тормозной системы. Причем энергоаккумуляторы обратного действия – при подаче воздуха в его рабочую полость тормозной механизм растормаживается, а при выпуске воздуха затормаживается за счет энергии сжатой пружины. Это обеспечивает повышенную безопасность при эксплуатации  автомобиля.

 

1.2. Устройство стояночной тормозной системы автомобиля

КАМАЗ 5320

 

Привод стояночной тормозной системы (контур III) пневматический.Привод состоит (рис.1) из секции четырехконтурного защитного клапана 1, ресивера 8, ручного крана управления 4, двухмагистрального перепускного клапана 16, ускорительного клапана 2, крана экстренного растормаживания 17, пружинных энергоаккумуляторов 14, включателя сигнальной лампы  стояночной тормозной системы 3, включателя  сигнализатора аварийного падения давления воздуха в контуре 7, клапанов контрольного вывода 9 и 15.

Источником давления в контуре является ресивер емкостью 20 л. В ресивере 8 установлен включатель сигнализатора аварийного падения давления воздуха в контуре, кран слива конденсата, а также клапан контрольного вывода 9.

 

 

Рис.1 - Привод стояночной тормозной системы и тормозных систем прицепа

1 – четырехконтурный защитный клапан; 2 – ускорительный клапан;

3 – включатель контрольной лампы  стояночной тормозной системы;

4 – кран управления; 5 – клапан  обрыва;6 – клапан управления  тормозными системами прицепа  с двухпроводным приводом; 7 –  включатель сигнализатора аварийного  падения давления воздуха; 8 –  ресивер; 9, 15 – клапан контрольного  вывода; 10, 12 – автоматическая соединительная  головка;

11 – соединительная головка  типа А; 13  – клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 14 – пружинный энергоаккумулятор; 16 – двухмагистральный перепускной клапан;

17 – кран экстренного растормаживания

Исполнительными устройствами привода стояночной тормозной системы являются пружинные энергоаккумуляторы, смонтированные на крышках тормозных камер задних тормозных механизмов.

В полость под поршнем при растормаживании подается сжатый воздух от ускорительного клапана контура III. Под действием давления воздуха поршень 5 поднимается вверх, сжимая силовую пружину 8. Толкатель 4 также поднимается вверх вместе с поршнем 5, освобождая мембрану тормозной камеры рабочей тормозной системы. Происходит растормаживание тормозного механизма.

При торможении стояночной тормозной системой воздух из подпоршневого пространства стравливается в атмосферу через ускорительный клапан.

Силовая пружина перемещает поршень 5 вниз. При этом толкатель 4 своим подпятником 2 воздействует на мембрану тормозной камеры и перемещает ее вместе со штоком вниз. Тормозной механизм затормаживается.

В случае, когда в пневмосистеме отсутствует сжатый воздух, автомобиль заторможен пружиннымиэнергоаккумуляторами. При резкой потере давления сжатого воздуха в пневмосистеме, например, при повреждении трубопровода в контуре III, происходит автоматическое затормаживание автомобиля, что повышает безопасность движения.

Для буксировки неисправного автомобиля предусмотрена возможность аварийного растормаживания пружинныхэнергоаккумуляторов с помощью винта 9. Для этого необходимо вывернуть винты из корпуса на максимальную величину (примерно 120 мм). При этом винт через упорный подшипник 13 воздействует на толкатель и поршень, перемещая их вверх. Силовая пружина сжимается, освобождая мембрану и шток тормозной камеры.

Разбирать пружинные энергоаккумуляторы без специального приспособления категорически запрещается!

Сжатый воздух в пружинные энергоаккумуляторы подается от ресивера 8 (рис.1) через ускорительный клапан 2, установленный на правом лонжероне рамы в районе заднего (промежуточного) моста. Управление ускорительным клапаном производится от тормозного крана обратного действия с ручным управлением, установленного в кабине, справа от сиденья водителя. Термин «обратного действия» означает, что в исходном состоянии, во время движения, он подает сжатый воздух в пружинные энергоаккумуляторы, а при торможении, выпускает воздух из них в атмосферу.

Тормозной кран управления стояночной тормозной системой (рис.2) предназначен для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной тормозной системы. Он состоит из корпуса 1, крышки корпуса 8 с рукояткой 19 и фиксатором 21, поршня 3 с выпускным клапаном 13, штока 12 с направляющей 10, фигурного кольца 9, направляющего колпачка 20, уравновешивающей пружины 4 , поршня 16 с пружиной 17 и регулировочным винтом 18.

К ручному тормозному крану через вывод IV подводится сжатый воздух от ресивера. Вывод II соединен с управляющей полостью ускорительного клапана. Через вывод III тормозной кран связан с атмосферой. Вывод I связан со средней полостью клапана управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом. Полость А соединена каналом с выводом I.

В следящем поршне 3 выполнено впускное седло, к которому с помощью пружины прижимается клапан 13, выполняющий, в этом случае, функцию впускного клапана, а при взаимодействии с седлом, выполненном на торце штока 12, функцию выпускного клапана.

 

 

Рис. 2 - Тормозной кран управления стояночной тормозной системой.

1 – корпус; 2, 22, 23 – пружина; 3 – следящий  поршень;

4 – уравновешивающая  пружина;5 – тарелка пружины; 6 –  ось с роликом;

7 – рукоятка  крана; 8 – крышка; 9 – фигурное  кольцо; 10 – направляющая штока; 11 – кольцо уплотнительное; 12 –  шток; 13 – клапан; 14 – стопорное  кольцо; 15 – клапан с пружиной; 16 – поршень; 17 – пружина поршня;

18 – регулировочный  винт; 19 – рукоятка; 20 – направляющий  колпачок;

21 – фиксатор; I – вывод к клапану управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; II – вывод к ускорительному клапану; III – атмосферный вывод; IV – питающий ввод; А – полость

Рукоятка тормозного крана может занимать два фиксированных положения (рис.3). В положении I сжатый воздух поступает в энергоаккумуляторы, что обеспечивает расторможенное состояние.

 

Рис.3 - Положения рукоятки тормозного крана

1 – стопорная  планка; 2 – ролик фиксатора; I –  расторможенное состояние;

II – торможение  стояночной тормозной системой; III – растормаживание прицепа

В положении II сжатый воздух из энергоаккумуляторов выпускается в атмосферу – автомобиль заторможен стояночной тормозной системой. При переводе рычага в нефиксированное положение III (до упора ролика 2 в пазу стопорной пластины 1) происходит подача воздуха в среднюю полость клапана управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом, что приводит к растормаживанию прицепа на время, пока водитель удерживает рукоятку в положении III. Это положение используется для проверки надежности удержания автопоезда на уклоне стояночной тормозной системой автомобиля-тягача. Таким образом имитируется возможное растормаживание прицепа при длительной стоянке, вследствие утечки сжатого воздуха из тормозного привода прицепа. После проверки рукоятка автоматически возвращается в положение II. В случае фиксации рукоятки между положениями I и II давление воздуха в энергоаккумуляторахтакже фиксируется на величине, пропорциональной углу поворота рукоятки тормозного крана. Эта особенность тормозного крана позволяет использовать стояночную тормозную систему в качестве запасной.

В отторможенном состоянии (при горизонтальном положении рукоятки крана) сжатый воздух проходит через открытый впускной клапан крана в вывод II и далее в управляющую полость ускорительного клапана и средний ввод клапана управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом. Сжатый воздух через ускорительный клапан подается в полости энергоаккумуляторов. Силовые пружины сжимаются, и тормозные механизмы автомобиля растормаживаются. Одновременно клапан управления тормозными системами прицепа производит растормаживание прицепа.

При повороте рукоятки крана вместе с крышкой 1 (рис.4) поворачивается направляющий колпачок 2. Скользя по винтовым поверхностям кольца 3, колпачок 2 поднимается вверх и увлекает за собой шток 12 (рис.2). Выпускное седло отрывается от клапана 13, и клапан под действием пружины 2 поднимается до упора в седло следящегопоршня 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.Корпус рукоятки крана.

 

Рис. 5 - Схема работы тормозного крана стояночной тормозной системы

а – расторможенное состояние; б – торможение

Стопорная планка крана имеет профиль, обеспечивающий автоматический возврат рукоятки в нижнее положение при ее отпускании. Только в крайнем верхнем положении фиксатор  (рис.5) рукоятки  входит в специальный вырез стопорной планки и фиксирует рукоятку.

При этом энергоаккумуляторы сообщаются с атмосферой через ускорительный клапан, эффективность торможения максимальная.

Для растормаживания пружинных энергоаккумуляторов рукоятку  крана необходимо вытянуть вверх, при этом фиксатор выходит из паза стопорной пластины, и рукоятка  свободно возвращается в нижнее положение. При остановке с прицепом на уклоне водитель обязан убедиться в том, что возможная утечка воздуха из привода тормозных систем прицепа не приведет к несанкционированному движению автопоезда по причине растормаживания прицепа. Для этого, после остановки на уклоне, необходимо перевести рукоятку тормозного крана в положение III(рис.5) и удержать в этом положении несколько секунд. При этом сжатый воздух подается в вывод I и далее в средний ввод клапана управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом. Прицеп растормаживается. После отпускания рукоятки тормозного крана, за счет наклонной поверхности в пазу стопорной пластины, она возвращается в положение II. Прицеп снова затормаживается.

Подача сжатого воздуха в привод стояночной тормозной системы может производиться двумя путями. Первый путь предусматривает подачу сжатого воздуха через секцию четырехконтурного защитного клапана. Настройка секции защитного клапана обеспечивает заполнение ресивера контура стояночной тормозной системы в последнюю очередь, после заполнения  ресиверов рабочей тормозной системы. Это гарантирует готовность всех тормозных систем к  работе до начала движения автомобиля, на что затрачивается несколько минут.

С целью сокращения времени, необходимого для подготовки автомобиля к движению в экстренных случаях, в тормозном приводе установлен кран экстренного растормаживания  (рис.6), который позволяет при необходимости подать сжатый воздух к ускорительному клапану и крану управления стояночной тормозной системой непосредственно от питающего контура, минуя четырехконтурный клапан. Поскольку на пути сжатого воздуха, в этом случае, нет сопротивлений в виде закрытых под действием пружин клапанов, сжатый воздух при горизонтальном положении рукоятки тормозного крана беспрепятственно проходит в полость энергоаккумуляторов, минуя ресивер. Растормаживание автомобиля происходит через 10-20 с после запуска двигателя.

yaneuch.ru


Смотрите также