Тормозная система камаз 4310


Рабочая тормозная система автомобиля КАМАЗ-4310

Рабочая тормозная система автомобиля КАМАЗ-4310

Рабочая тормозная система автомобиля КАМАЗ-4310 

На автомобиле КАМАЗ-4310 установлены четыре тормозные системы - рабо­чая, стояночная, запасная и вспомогательная. Кроме того, автомобиль имеет систему аварийного растормаживания и приборы двухпроводного и однопроводного привода тормозных систем прицепов.

Рабочая тормозная система состоит из шести тормозных механизмов и пневматичес­кого привода.

Тормозные механизмы служат для создания искусственного сопротивления движению. На грузовых автомобилях применяются барабанные, колодочные тормозные механизмы с внутренним расположением колодок. Механизмы установлены во всех шести колесах.

Рис.143. Тормозной механизм автомобиля КамАЗ-4310: 1 - эксцентриковая ось; 2 - опорный диск; 3 - щиток; 4 - гайка оси; 3 - накладка осей; 6 - чека оси; 7 - колодка; 8 - стяжная пружина; 9 - накладка колодки; 10 - кронштейн; 11 - ось ролика; 12 - разжимной кулак; 13 - ролик; 14 - регулировочный рычаг

Основные детали тормозного механизма: тормозной барабан, опорный диск 2 (рис. 143) две колодки 7 с фрикционными накладками 9, две эксцентриковые оси 1, четыре стяжных пружины 8, разжимной кулак 12 с валом, щиток 3, регулировочный рычаг 14.

Тормозной барабан отлит из чугуна, располагается на шпильках крепления колеса и фиксируется от осевого перемещения тремя винтами. Опорный диск (суппорт) штампованный, крепится вместе с цапфой к флан­цу балки моста, а на переднем мосту - к корпусу поворотного кулака. К диску приклепан кронштейн осей колодок и крепится болтами кронштейн разжимного кулака. Тормозные колодки сварные, с двумя ребрами; фрикционные накладки, приклепанные к колодкам, имеют серповидную форму. Одним концом колодка опирается на эксцентриковую ось 1, на втором ее конце между ребрами расположен ролик, Оси колодок устанавливаются в кронштейне опорного диска и фиксируются гайками 4. Опорные шейки осей выполнены с эксцентриситетом, что позволяет перемещать концы колодок относительно барабана при регулировке тормоза, На выступающих наружу торцах осей имеются метки, показывающие направление экцентриситета.

Стяжные пружины возвращают колодки в исходное торможение после торможения. Разжимной кулак имеет образную форму. Вал кулака устанавливается в кронштейне на металлокерамических втулках и уплотняется резиновыми кольцами. Щиток 3 тормоза, прикрепленный болтами к опорному диску, защищает тормозной механизм от попадания грязи.

Рис. 144 Регулировочный рычаг: 1 - крышка; 2 - заклёпка; 3 - шестерня; 4 - заглушка; 5 - червяк; б - корпус; 7 - втулка; 8 - болт фиксатора; 9 - пружина; 10 - шарик; 11 - валик червяка; 12 –маслёнка

Регулировочный рычаг (рис.144) служит для поворота вала разжим­ного кулака и для регулировки зазора между накладками колодок и тор­мозным барабаном. Рычаг установлен на шлицах вала разжимного кулака. Он состоит из корпуса б с боковыми крышками, червяка 5 с валиком 11, червячной шестерней 3, шарикового фиксатора со стопорным болтом 8. При повороте червяка находящаяся в зацеплении с ним червячная шестерня поворачивает вал разжимного кулака. Для смазки червячной пары в корпусе рычага имеется масленка 12.

Регулировки тормозного механизма. В этом механизме выполняются две регулировки - частичная и полная.

Частичная регулировка производится в процессе эксплуатации и имеет целью восстановление нормального зазора между накладками коло­док и тормозным барабаном. О необходимости регулировки судят по выходу штоков тормозных камер, который должен составлять при нажатии на тормозную педаль 20мм. Необходимую величину хода устанавливают с помощью червячной пары регулировочного рычага. При регулировке тормозной механизм должен быть холодным, стояночный тормоз отпущен, стопорный болт 8 ослаблен на один-два оборота и снова надежно затянут. Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес выход штоков правых и левых тормозных камер на каждом мосту должен быть одинаков.

Полная регулировка производится после разборки тормозного меха­низма (замены накладок или колодок). Цель этой регулировки - правильно установить колодки относительно барабана. Она производится с помощью эксцентриковых осей колодок и регулировочного рычага. Механизм счи­тается отрегулированным правильно, если зазор между накладкой и бара­баном, замеренный щупом через люк в опорном диске на расстоянии 30 мм от края накладку в верхней и нижней частях находится в пределах 0,2... 0,4 мм, а щуп толщиной 0,1 мм не проходит вдоль всей ширины колодки.

Рис 145. Схема пневматического привода тормозных систем автомобиля КамАЗ-4310: 1 - тормозная камера передних колес; 2- клапан контрольного вывода; 3 – контрольные лампы и зуммер; 4 - двухстрелочный манометр; 5 - кран аварийного растормаживания; 6 - кран управления стояночным тормозом; 7 - кран у правления вспомогательным тормозом; 8 -датчик включения электромагнитного клапан прицепа; 9 - компрессор; 10 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 11 - пневмоцилиндр привода вспомогательного тормоза; 12 -регулятор давления; 13 - предохранитель против замерзания; 14 - двухсекционный тормозной кран; 15 - тройной защитный клапан; 16, 31 - пожарные защитные клапаны; 17, 18, 19 - датчики падения давления; 20 - конденсационный воздушный баллон; 21 - воздушные баллоны третьего контура; 22 - воздушный баллон первого контура.; 23 - воздушные баллону второго контура; 24 - кран слива конденсата; 25 - клапан ускорительный; 26 - двухмагистральный перепускной клапан; 27 - датчик включения стояночного тормоза; 28 - пружинный энергоаккумулятор; 29 -тормозная камера колес: заднего и промежуточного мостов; 30 - клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом; 32 -датчик включения сигнала торможения; 33 - клапан управления тормозами, прицепа с однопроводным приводом; 34 - разобщительный кран; 35 -задний фонарь; 36 - соединительная головка типа «Палм»; соединительная головка типа А; А, В, С, Д, Е - клапаны контрольных выводов; R - к питающей магистрали двухпроводного привода; Р - к соединительной магистрали однопроводного привода; N - к управляющей магистрали двухпроводного привод.

Привод рабочей тормозной системы предназначен для приведения в действие тормозных механизмов. Он является составной частью общей пневматической системы автомобиля (рис. 145), в которую входят: система питания пневмопривода тормозов сжатым воздухом, контур привода тормозов колес передней оси, контур привода тормозов колес задней тележки, контур привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем, контур привода вспомогательной тормозной системы и питания других по­требителей, привод тормозов прицепа, контур привода системы аварийного растормаживания тормозов стояночной тормозной системы, а также систе­ма сигнализации и контроля за состоянием пневматической системы и ее частей.

Система питания пневматического привода тормозов служит для создания давления сжатого воздуха, поддержание этого давления в заданных пределах и распределения сжатого воздуха между отдельными контурами управления тормозными системами, К системе питания сжатым воздухом относятся компрессор 9, регулятор давления 12, предохранитель против замерзания 13 , конденсационный баллон 20.

Рис. 146. Компрессор: 1 - коленчатый вал; 2 - шестерня привода; 3 - картер; 4 - шатун; 5 - маслосъёмное кольцо; 6 -палец поршня; 7 - компрессионное кольцо; 8 - поршень; 9 - головка цилиндра; 10-блок цилиндров; 11 -угольник подвода охлаждающей жидкости.

Компрессор обеспечивает создание запаса воздуха в пневмосистеме. Компрессор (рис. 146) поршневого типа, двухцилиндровый, одноступенчато­го сжатия, установлен на переднем торце картера маховика и приводится в действие шестерней от блока распределительных шестерен. Система смазки и охлаждения компрессора подключены к соответствующим системам дви­гателя.

Основные части компрессора: картер 3, блок цилиндров 10, головка блока 9, кривошипно-шатунный механизм, два впускных клапана, два вы­пускных (нагнетательных) клапана.

Воздух в компрессор поступает через воздухоочиститель, впускной трубопровод и впускные пластинчатые клапана расположенные в блоке. Сжа­тый поршнями воздух вытесняется в воздушные баллоны через нагнетатель­ные клапана, расположенные в головке блока. Компрессор работает совмест­но с регулятором давления.

Рис. 147. Регулятор давления автомобиля КамАЗ-4310: а - устройство: б - положение при давлении менее 700...750 кПа; в - положение при срабатывании клапана регулятора; I - вывод к компрессору; II, IV - атмосферные выводы; III - вывод в пневматическую систему; 1 - разгрузочный клапан; 2 - фильтр; 3 -пробка канала отбора воздуха; 4 -выпускной клапан; 5 -уравновешивающая пружина; 6 - следящий поршень; 7,8,11-каналы; 9 - обратный клапан; 10 - впускной клапан; 12 - поршень разгрузочного клапана

Регулятор давления. Регулятор давления поддерживает давление в пневмосистеме в пределах 620..750 кПа. Кроме того, регулятор выполняет функцию предохранительного клапана, от него производится отбор сжатого воздуха на посторонние нужды, он также очищает воздух от влаги и масла. Регулятор установлен на правом лонжероне рамы за кабиной.

Основными частями регулятора (рис.147) являются корпус с ниж­ней и верхней крышками, разгрузочный клапан 1 со штоком и пружиной; поршень 12 разгрузочного клапана, следящий поршень 6 с пружиной, впускной 10 и выпускной 4 клапан с пружиной, фильтр 2, обратный клапан 9, пробка 3 канала отбора воздуха.

При давлении в пневмосистеме менее 750 кПа сжатый воздух от компрессора через вывод 1 проходит фильтр 2, отжимает обратный клапан 9 и заполняет воздушные баллоны (вывод Ш). Одновременно сжатый воз­дух по каналу 7 поступает под следящий поршень 6. При достижении указанного давления поршень 6 приподнимается, выпускной клапан 4 закрывается, впускной клапан 10 открывается. Сжатый воздух проходит в полость «б» над разгрузочным поршнем 12, при этом поршень 12 опускается

вниз и через шток открывает разгрузочный клапан 1. Воздух от компрессора без противодавления выходит в атмосферу (вывод IV) у а обратный клапан 9 закрывается" сохраняя в системе запас сжатого воздуха. При открывании разгрузочного клапана 1 вместе с воздухом выходит скопившаяся в фильтре влагали масло. При падении давления в системе менее 620 кПа регулятор снова включает компрессор в работу, следящий поршень под действием пружины опускается вниз, впускной клапан 10 закрывается, выпускной клапан 4 открывается, сжатый воздух из полости «б» под разгрузочным поршнем выходит в атмосферу (через вывод IV), разгрузочный клапан 1 закрывается.

Если при достижении давления 750 кПа регулятор не сработает, например, из-за загрязнения фильтра, засорения каналов и т.п., то при достижении давления 1000...1350 кПа разгрузочный клапан под действием давления воздуха отойдет от своего гнезда и сжатый воздух выйдет в атмосферу, т.е. регулятор давления выполнит роль предохранительного клапана.

Для подсоединения специальных устройств регулятор имеет вывод, закрытый пробкой 3. Кроме того, предусмотрен клапан отбора воздуха для накачки шин (канал 8), который закрыт колпачком 13.

Рис.148. Предохранитель от замерзания: а - общий вид; б - включенное положение; в - выключенное положение; I - стакан; 2 -шток; 3 - фитиль; 4 - пружина; 5 - жиклер; 6 -уплотнитель; 7 - корпус; 8 - измерительный стержень; 9 -пробка.

Предохранитель от замерзания (рис. 148) предназначен для предотвращения замерзания конденсата в трубопроводах и приборах привода. Предохранитель испарительного типа, в качестве рабочей жидкости ис­пользуется этиловый технический спирт. Основными частями предохрани­теля являются корпус 7 с жиклером 5, стакан 1 с пробкой 9, шток 2, уплотнитель 6 и фитиль 3 из гигроскопического материала, надетый на пружину 4. Во включенном состоянии шток 2 находится в верхнем поло­жении, уплотнитель 6 выведен из своего гнезда пружиной 4, а фитиль введен в воздушный канал корпуса. Сжатый воздух от компрессора поступает в канал А и уносит с фитиля пары спирта в пневмосистему. Одновременно часть сжатого воздуха через жиклер 5 и зазор между штоком и корпусом поступает в стакан. Протекая над поверхностью спирта, воздух насыщается его парами о попавший в пневмосистему спирт поглощает из воздуха влагу, превращая ее в конденсат с низкой температурой замерзания.

В выключенном положении шток 2 и фитиль 3 утапливаются, уплотнитель 6 садится на свое гнездо и разобщает стакан от корпуса. Испаре­ние спирта прекращается.

Жиклер 5 предназначен для выравнивания давления в стакане и канале корпуса. Заправка спирта производится через отверстие, закрываемое пробкой 9, в которой имеется указатель уровня 8.

Конденсационный баллон 20 (см.рис.145) служит для образования и сбора конденсата из воздуха, подаваемого компрессором в пневмосистему. Теплый воздух от компрессора поступает в баллон, где вследствие перепада давления и температуры из него на стенках оседает конденсат, который затем собирается на дне баллона. Удаление конденсата производится через клапан 24, на баллоне имеется также клапан 2 контрольного вывода.

Привод непосредственно рабочей тормозной системы двухконтурный: первый контур приводит в действие тормозные механизмы передней оси, второй контур - механизмы задней тележки. К приводу относятся тройной защитный клапан 15, три воздушных баллона 22, и 22, тормозной клапан кран 14, две тормозные камеры 1 передней оси, четыре тормозные камеры 29 задней тележки, манометр 4, трубопроводы и шланги.

Рис. 149. Тройной защитный клапан: 1 - корпус; 2 - крышка; 3,6,8- клапаны; 4 - пружина; 5 - диафрагма; 7 - перепускной клапан.

Тройной защитный клапан (рис. 149) служит для разделения сжато­го воздуха на два основных (первый и второй) и один дополнительный контуры и автоматического отключения одного из контуров в случае его повреждения. Клапан установлен внутри правого лонжерона рамы и состо­ит из корпуса 1 трех крышек 2, трех диафрагм 5, трех выпускных клапанов 3, 6, 8, двух перепускных клапанов 7. Сжатый воздух от конденсационного баллона через вывод корпуса поступает в полости «а» и «б» под клапанами 3 и 6. При достижении давления 520 кПа эти клапаны открываются. Сжатый воздух через выводы 1 и 1l поступает в воздушные баллоны первого и второго контура привода тормозных механизмов соответственно передней оси и задней тележки. Одновременно с началом наполнения баллонов открываются клапаны 7 и клапан 8, сжатый воздух проходит в дополнительный контур привода вспомогательной тормозной системы.

В случае выхода из строя одного из контуров, клапан этого контура

закрывается, отсоединяя неисправный контур от пневмосистемы. Пе­репускные клапаны позволяют использовать сжатый воздух из какого-либо основного контура (или из обоих) для приведения в действие приборов вспомогательной тормозной системы, не имеющей своих воздушных баллонов (при недостаточном давлении в питающей магистрали).

Воздушные баллоны служат для хранения запаса сжатого воздуха, установлены на кронштейнах рамы; баллон 22 первого контура емкостью 20 л, два баллона 23 второго контура общей емкостью 40 л. Все баллоны имеют клапаны 24 для слива конденсата и датчики для сигнализации о падении давления.

Тормозной кран служит для подачи сжатого воздуха из воздушных баллонов в тормозные камеры автомобиля и для выпуска сжатого воздуха из тормозных камер в атмосферу пропорционально нажатию на педаль; кран также обеспечивает управление приводом тормозных механизмов прицепа.

Рис. 150. Тормозной кран автомобиля КамАЗ-4310: а -устройство; б - отторможеное положение; в -положение при торможении.; г -положение при отсутствии воздуха в верхней секции; I, II - выводы в тормозные камеры передних и задних колес соответственно; III, IV - выводы в воздушные баллоны; 1 - ускорительный поршень; 2, 11 - клапаны; 3, 9 -следящие большой и малый ступенчатые поршни; 4 -упругий элемент; 5 - рычаг; 6 - толкатель; 7 -упорный болт; 8, 10 -пружины; 12 - толкатель; 13 - атмосферное окно.

Тормозной кран (рис.150) двухсекционный, прямого действия, с плоскими резиновыми клапанами, установлен на кронштейне рамы. Привод крана механический, от тормозной педали. Основными деталями крана являются верхний и нижний корпус, опорный фланец и корпус рычага, ускорительный поршень 1, двойные верхний 2 и нижний 11 клапаны, большой 3 и малый 9 следящие ступенчатые поршни, упругий элемент 4, рычаг 5, толкатель 6, упорный болт 7, пружины 8 и 10 ступенчатый поршень, толкатель малого поршня 12. Выводы I и II крана соединены соответственно с тормозными камерами передних и задних колес; выводы III и IV-c воздушными баллонами соответственно первого и второго контура.

В исходном положении (при отпущенной тормозной педали) клапаны 2 и 11 под действием своих пружин закрыты, выводы I и II (а следова­тельно и тормозные камеры) соединены с атмосферой через окно 13, При нажатии на педаль усилие через систему тяг и рычагов передается на рычаг тормозного крана и далее через толкатель 6 и упругий элемент 4 следящему поршню 3. Последний, перемещаясь вниз, закрывает впускное отверстие клапана 2 и разобщает вывод II с атмосферой, а затем открывает клапан 2 от седла. Сжатый воздух от вывода III через открытый клапан 2 поступает к выводу II и далее в тормозные камеры задних колес. Одновременно сжатый воздух через отверстие «а» в корпусе проходит в полость над ускорительным поршнем 1 и перемещает его вниз. Поршень 1 воздействует на следящий поршень 9, который, сжимая свою пружину, 10 касается клапана 11 и тем самым разобщает вывод I от атмосферы. Затем поршень 9 открывает клапан 11, сжатый воздух поступает от вывода IV к выводу I и далее в тормозные камеры передних тормозных механизмов.

При отказе верхней секции крана нижняя секция управляется меха­нически через упорный болт 7 и толкатель 12. Выход из строя нижней секции на работу верхней секции не влияет.

При отпускании тормозной педали рычаг крана под действием упру­гого элемента возвращается в исходное положение. Поршень 3, под действием своей пружины поднимается вверх, клапан 2 садится на свое гнездо. Доступ сжатого воздуха из воздушного баллона к выводу II прекращается. При дальнейшем перемещении поршня 3 вверх открывается выпускное окно и вывод II сообщается с атмосферой, давление в полости под ускорительным поршнем 1 падает, поршни 1 и 9 под действием пружины перемещаются вверх, клапан 11 закрывается и доступ воздуха из воздушного баллона к выводу 1 прекращается. При дальнейшем перемещении поршней 1 и 9 открывается выпускное окно и вывод I сообщается с атмосферой.

Тормозной кран обладает следящим действием. По мере нарастания давления воздуха в верхней секции следящий поршень 3 поднимается и впускной клапан 2 закрывается; в выводе П и тормозных камерах задних колес устанавливается давление, пропорциональное усилию на рычаге (а значит и на педали). Аналогично с нарастанием давления в выводе I следящий поршень 9 вместе с поршнем 1 приподнимаются, впускной клапан 11 закрывается и в выводе 1 устанавливается давление, пропорциональное усилию на тормозной педали.

Тормозные камеры предназначены для преобразования давления сжатого воздуха в усилия, необходимые для приведения в действие тормозных механизмов. Камеры диафрагменного типа, крепятся к кронштейнам разжим­ных кулаков.

Рис. 151. Тормозная камера передних колес автомобиля КамАЗ-4310: 1 - штуцер; 2 - крышка; 3 - диафрагма; 4 - опорный диск; 5 - пружина; 6 - хомут; 7 - шток; 8 -корпус;. 9 - кольцо; 10 - контргайка; 11 - вилка; 12 - болт; 13 - фланец.

Тормозные камеры передних тормозных механизмов типа 24, цифра указывает на величину активной площади диафрагмы в квадратных дюймах. Камера состоит из корпуса 8 (рис.151) с крышкой 2, диафрагмы 3 с опорным диском 4 и штоком 7, возвратной пружины 5. Диафрагма зажата между корпусом и крышкой хомутом 6. При подаче сжатого воздуха через штуцер 1 диафрагма прогибается, воздействует на диск 4 и перемещает шток 7, который поворачивает регулировочный рычаг тормозного механизма.

Рис. 152.Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором: а - устройство; б - отторможеное положение; в -положение при торможении рабочей тормозной системой; г - положение при торможении запасной тормозной системой; д - положение при механическом растормаживании; 1 - корпус камеры; 2 - толкатель; 3 - поршень; 4 - цилиндр энергоаккумулятора; 5 - силовая пружина; 6 - винт; 7 - дренажная трубка; 8-упорный подшипник; 9 - фланец; 10 -диафрагма; 11 - опорный диск; 12 -шток; 13 - возвратная пружина.

Тормозные камеры колес задней тележки типа 24/24 с пружинными энергоаккумуляторами (рис.152) используются при включении рабочей стояночной и запасной тормозных систем. Основные детали этой камеры: корпус 1, фланец 9, диафрагма 10 с опорным диском 11, штоком 12 и пружиной 13.

При торможении рабочим тормозом сжатый воздух от тормозного крана подастся в полость под диафрагмой 10. Диафрагма воздействует на шток 12, который приводит в действие тормозные механизмы колес. При выпуске воздуха детали возвращаются в исходное положение пружиной 13.

Средствами контроля за состоянием рабочей тормозной системы является двухстрелочный манометр, датчик падения давления с сигнальными лампочками и зуммером, клапаны контрольного вывода.

Манометр расположен в кабине на щитке приборов и показывает давление в первом и втором контурах системы. Датчики падения давления установлены в воздушных баллонах и имеют нормально замкнутые контакты, которые размыкаются при давлении 480...520 кПа. Сигнальные лампочки расположены сверху на щитке приборов; зуммер, установленный в кабине, подключен параллельно сигнальным лампочкам. Клапаны контрольного вывода предназначены для присоединения к ним контрольно-измерительных приборов, а также для отбора сжатого воздуха; клапаны имеются в обоих контурах рабочей тормозной системы.

Работа привода. Сжатый воздух от компрессора 9 (см.рис. 145) через регулятор 12 давления, предохранитель от замерзания 13 поступает в конденсационный баллон 20, откуда через тройной защитный клапан 15 заполняет воздушный баллон 22 первого контура и два баллона 23 второго контура. От баллонов 22 и 23 воздух подводится к тормозному крану 14.

При нажатии на педаль воздух из нижней секции тормозного крана поступает в тормозные камеры 1 передней оси; из верхней секции крана воздух подается в тормозные камеры 29, которые приводят в действие тормозные механизмы колес промежуточного и заднего мостов. Одновре­менно от обоих контуров по отдельным магистралям воздух поступает к клапану 30 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом. При отпускании педали воздух из тормозных камер автомобиля и из управляю­щих магистралей клапана управления тормозами прицепа через тормозной кран выходит в атмосферу.

Тормозные системы < Пред. След. > Стояночная и запасная тормозные системы КАМАЗ-4310
 

xn----7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai

Тормозные системы автомобиля КамАЗ-4310

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Автомобили Камаз Урал

Тормозные системы автомобиля КамАЗ-4310

Автомобили КамАЗ-4310, как и автомобили КамАЗ-5320, оборудованы рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной тормозными системами, приводом тормозов прицепа, аварийной системой растормаживания тормозов стояночной тормозной системы и системами контроля и аварийной сигнализации о работе тормозных систем. По устройству и работе приборов и приводов эти системы идентичны аналогичным системам автомобилей КамАЗ-5320. Некоторые изменения в конструкции приводов тормозных систем автомобилей КамАЗ-4310 в отличие от аналогичных конструкций автомобилей КамАЗ-5320 будут показаны при описании схемы пневматического привода тормозов автомобиля КамАЗ-4310.

Система питания привода сжатым воздухом снабжена отдельным конденсационным баллоном, повышающим надежность работы тормозного привода вследствие уменьшения возможности появления паровоздушных пробок в трубопроводах. Она включает в себя компрессор, регулятор давления, предохранитель от замерзания конденсата в сжатом воздухе и конденсационный баллон.

Сжатый воздух из системы питания распределяется по воздушным баллонам независимых контуров I, II я III соответственно через тройной и одинарный защитные клапаны.

В контуре I привода тормозов рабочей тормозной системы колес передней оси и прицепа отсутствует клапан ограничения давления. Контур включает в себя тройной защитный клапан, воздушный баллон емкостью 20 л, нижнюю секцию двухсекционного тормозного крана, клапан контрольного вывода В, две тормозные камеры тормозных механизмов передней оси автомобиля, трубопроводы и шланги, соединяющие эти аппараты, и трубопроводы от жней секции тормозного крана к клапану управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом. Контур II состоит из части тройного защитного клапана, двух воздушных баллонов общей емкостью 40 л, верхней секции двухсекционного тормозного крана, клапана контрольного вывода Д, четырех тормозных камер тормозных механизмов задней тележки, трубопроводов и шлангов, соединяющих эти аппараты, и трубопровода от верхней секции тормозного крана к клапану управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.

Рис. 7.26. Схема пневматического привода тормозов автомобиля КамАЗ-4310:1 — пневматический кнопочный кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы; 2 — двухстрелочный манометр; 3— контрольные лампы и зуммер; 4 — клапан контрольного вывода; 5 — тормозная камера типа 24; 6 — ручной тормозной кран управления стояночной и запасной тормозными системами; 7 — пневматический кнопочный кран управления вспомогательной тормозной системой; 8— пневматический цилиндр привода рычага остановки двигателя; 9 — компрессор; 10 — регулятор давления; 11 — пневмоэлектрический датчик электромагнитного клапана прицепа; 12 — пневматический цилиндр привода заслонки моторного тормоза-замедлителя; 13 — предохранитель от замерзания; 14 — двухсекционный тормозной кран; 15 — конденсационный баллон; 16 — тройной защитный клапан; 17, 21, 22 —датчики падения давления; 18 — воздушный баллон контура I; 19 — воздушный баллон контура III; 20, 31 — одинарные защитные Клапаны; 23 — воздушный баллон контура 11; 24 — кран слива конденсата; 25 — пружинный энергоаккумулятор; 26 — датчик включения стояночного тормоза; 27— ускорительный клапан; 28 — двухмагистральный перепускной клапан; 29 — тормозная камера типа 24;24; 30—клапан управления тормозами прицепа c. двухпроводным приводом; 32—датчик включения сигнала торможения; 33 — клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом; 34 — разобщительный кран; 35 — задний фонарь; 36 — соединительная головка типа «Палм»; 37 — соединительная головка типа «А»; А, Б, Г,Д — клапаны контрольных выводов

Контур III привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем состоит из одинарного защитного клапана, двух воздушных баллонов общим объемом 40 л, тормозного крана, ускорительного клапана, части двухмагистрального перепускного клапана, четырех пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер, датчика включения стояночного тормоза, датчика включения сигнала торможения, двух клапанов контрольных выводов, трубопроводов и шлангов, соединяющих аппараты. Датчик включения сигнала торможения установлен в контуре III так, что обеспечивает включение ламп стоп-сигнала при торможении автомобиля как стояночной (запасной), так и рабочей тормозными системами, а также в случае выхода из строя одного из контуров рабочей тормозной системы.

Контур привода вспомогательной тормозной системы и питания других потребителей включает в себя часть тройного защитного клапана, пневматический кран, два пневмоцилиндра привода заслонок вспомогательного тормоза, пневмоцилиндр привода выключения подачи топлива, пневмоэлектрический датчик И, трубопроводы и шланги, соединяющие эти аппараты. Питание воздухом привода обеспечивается от контуров рабочей тормозной системы. Контрольная лампа падения давления в контуре отсутствует. Через контур привода вспомогательной тормозной системы обеспечивается питание сжатым воздухом дополнительных (не тормозных) потребителей: системы регулирования давления воздуха в шинах, стеклоочистителя, пневмосигнала, пневмогидрав-лического усилителя сцепления, управления агрегатами трансмиссии и др.

Привод тормозов прицепа автомобиля-тягача — комбинированный, выполненный по однопроводной и двухпроводной схемам. Он включает в себя клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, защитный одинарный клапан, клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом, три разобщительных крана и три соединительных головки — две головки типа «Палм» для двухпроводного привода тормозов прицепа и одну головку типа «Л» для однопроводного привода тормозов прицепа. Соединительные головки установлены на задней

поперечине рамы автомобиля-тягача. Питание комбинированного привода тормозов прицепа осуществляется от воздушных баллонов контура III привода стояночной и запасной тормозных систем.

Контур привода системы аварийного растормаживания тормозов стояночной тормозной системы состоит из пневматического кнопочного крана аварийного растормаживания, части двухма-гистрального клапана, трубопроводов и шлангов, соединяющих эти аппараты. Питание привода системы аварийного растормаживания тормозов стояночной тормозной системы осуществляется от воздушных баллонов контура II привода рабочих тормозов задней тележки.

Система аварийной сигнализации и контроля состоит из двух частей:

световой и акустической сигнализации о работе тормозных систем и их приводов при помощи сигнальных электрических ламп, расположенных на панели приборов автомобиля, и звукового сигнала (зуммера). Для этого в воздушных баллонах пневматического привода установлены датчики падения давления, которые при недостаточном давлении в баллонах замыкают цепи сигнальных электрических ламп и звукового сигнала. Кроме того, в пневматическом приводе имеется датчик сигнала торможения, который замыкает цепь электрических ламп стоп-сигнала при срабатывании любой тормозной системы, кроме вспомогательной;

клапанов контрольных выводов, позволяющих производить диагностику технического состояния пневматического тормозного привода и отбор сжатого воздуха для технического обслуживания автомобиля.

Читать далее: Устройство стояночной тормозной системы

Категория: - Автомобили Камаз Урал

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Пять контуров тормозной системы автомобилей КамАЗ 5320 (4310)

Пять контуров тормозной системы автомобилей КамАЗ 5320 (4310)

Разделение тормозной системы автомобилей КамАЗ 5320 (4310) позволяет действовать каждому контуру независимо, что важно при возникновении неисправности.

Содержание статьи:

Контур I

Это контур передней оси состоит из ресивера вместимостью 20 л с датчиком падения давления и краником, тройного защитного клапана, двухстрелочного манометра, клапана ограничения давления, клапана контрольного вывода, нижней секции тормозного крана, двух камер и прочих механизмов, шлангов и трубопроводов. Кроме того, в первый контур входит трубопровод от клапана тормозной системы прицепа до нижней секции крана.

Ниже на схеме ниже показано устройство тормозных систем автомобиля КамАЗ-4310. Для КамАЗ-5320 картинка немного ниже:

Схема пневмопривода тормозных систем автомобиля КамАЗ-4310

 

Контур II

Это контур тормозов задней тележки.

Устройство тормозов тележки автомобилей Камаз 5320 (4310) состоит из верхней секции тормозного крана, части тройного защитного клапана, ресиверов с общей вместимостью 40 л с датчиком давления и кранами слива конденсата, клапана контрольного вывода автоматического регулятора, двухстрелочного манометра, четырёх тормозных камер, тормозных механизмов промежуточного и заднего мостов тележки, шланга и трубопроводов.

В контур входит трубопровод от клапана управления тормозными механизмами до верхней секции тормозного крана.

Контур III

Это контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов полуприцепа (прицепа). Он состоит из:

  • двойного защитного клапана,
  • двух ресиверов общей вместимостью 40 л, датчиком давления и краном слива конденсата,
  • двух клапанов контрольного вывода ручного тормозного крана,
  • ускорительного клапана,
  • четырёх пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер с датчиком давления,
  • части двухмагистрального перепускного клапана,
  • клапана управления с двухпроводным приводом тормозной системы прицепа,
  • одинарного защитного клапана,
  • клапана управления тормозами прицепа с однопроводным приводом,
  • головки типа «А» однопроводного привода и двух головок «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа,
  • трёх разобщительных кранов трёх соединительных головок,
  • пневмоэлектрического датчика «стоп-сигнала»,
  • двухпроводного привода тормозов прицепа,
  • шлангов и трубопроводов.

Контур IV

Этот контур вспомогательной тормозной системы своего ресивера не имеет. Он состоит из пневматического крана, части двойного защитного клапана, двух цилиндров привода заслонок, пневмоэлектрического датчика, цилиндра привода рычага останова двигателя, трубопроводов и шлангов.

Схема пневмопривода тормозных систем автомобиля КамАЗ-5320

Контур V

Этот контур аварийного растормаживания не имеет исполнительных органов и своего ресивера.

Он состоит из части двухмагистрального перепускного клапана, пневматического крана, части тройного защитного клапана, соединяющих аппараты шлангов и трубопроводов.

Пневматические тормозные приводы автомобиля Камаз и прицепа соединяются тремя магистралями: магистралью двухпроводного привода, питающей магистралью и магистралью однопроводного привода. В питающей части тормозного привода моделей 53212 и 53213, для улучшения влагоотделения на участке «регулятор давления — компрессор», предусмотрен влагоотделитель, устанавливаемый в зоне интенсивного обдува на первой поперечине автомобиля. На всех моделях КамАЗ с такой же целью на участке «защитные клапаны – предохранитель» от замерзания защищает конденсационный ресивер ёмкостью 20 литров.

razvar.ru

Стояночная и запасная тормозные системы КАМАЗ-4310

Стояночная и запасная тормозные системы КАМАЗ-4310

Стояночная и запасная тормозные системы КАМАЗ-4310 

На автомобиле КамАЗ-4310 стояночная и запасная системы объединены вместе, т.е. имеют общие тормозные механизмы и общий пневматический привод. Отличие в тормозных системах заключается в способе управления ручным тормозным краном.

Тормозными механизмами этих систем являются тормозные механизмы рабочей тормозной системы, установленные в колесах задней тележки. Пневматический привод стояночный и запасной тормозных систем включает в себя четыре энергоаккумулятора 28 (см.рис.145 в предыдущих материалах), одинарный защитный клапан 16, два воздушных баллона 21, тормозной кран 6, двухмагистральный перепускной клапан 26, ускорительный клапан 25, трубопроводы и шланги. Приборы этого привода образуют третий контур пневматической системы автомобиля.

Пружинные энергоаккумуляторы (см.рис.152) служат для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки при пользовании стояночной или запасной тормозными системами. Энергоаккумулятор смон­тирован на тормозной камере рабочей тормозной системы. Основными его деталями являются цилиндр 4, силовая пружина 5 с поршнем 3, толкатель 2, винт 6 с упорным подшипником 8.

При движении автомобиля сжатый воздух подается в полость цилиндра 4, действует на поршень 3 и сжимает пружину 5, При этом толкатель 2 на диафрагму 9 пневмокамеры не действует, тормозные механизмы находятся в отторможенном состоянии.

При торможении стояночный или западный тормозными системами сжатый воздух выходит из полости цилиндра в атмосферу, силовая пружина разжимается, ее усилие через толкатель 2 и шток 10 приводят в действие тормозные механизмы.

Одинарный защитный клапан 16 (см.рис.145) предназначен для сохранения давления в воздушных баллонах третьего контура при аварийном уменьшении давления в системе питания приводов сжатым воздухом. Клапан (рис.153) состоит из корпуса 1 с крышкой 5, поршня 4 с диафрагмой 3, обратного клапана 2.

Рис.153. Одинарный защитный клапан: а - положение при давлении в системе ниже 550кПа; 6 - рабочее по­ложение; I - вывод к конденсационному баллону; II - вывод к баллону третьего конура; 1 - корпус; 2 - обратный клапан; 3 - диафрагма; 4 - поршень; 5 - крышка; 6, 7 - пружины; 8 - регулировочный винт.

Сжатый воздух от конденсационного баллона поступает через вывод 1 в полость А под диафрагму. При достижении заданного давления (530 кПа) диафрагма 3 приподнимается и воздух проходит в полость В, откуда через обратный клапан 2-й вывод II проходит в баллоны третьего контура. При снижении давления в выводе 1 диафрагма 3 опускается на седло и разобщает вывод   I и II, при этом обратный клапан 2 закрывается и предотвращает обратное движение воздуха от вывода II к выводу 1. Воздушные баллоны 21 (см.рис.145) третьего контура общей вместимостью 40 л, имеют краны для слива конденсата и датчики падения давления.

Рис. 154 Ручной тормозной кран: а - устройство; б - отторможеное положений; в - положение при торможении; I - вывод к воздушным баллонам; II - вывод в атмосферу; III - вывод к пружинным энергоаккумулятором через ускорительный клапан; 1 - пружина клапана; 2 - корпус; 3 - уравновешивающая пружина; 4 - пружина штока; 5 - фигурное кольцо; б - пружина колпачка; 7 - крышка с рукояткой; 8 - направляющий колпачок; 9 - шток; 10 - выпускной клапан; 11 - следящий поршень

Тормозной кран 6 служит для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной и запасной тормозных систем. Кран односекционного, обратного действия, с поршневым следящим механизмом и ручным приводом, расположен в кабине. Основными деталями, крана являются корпус 2 (рис.154), крышка 7 с рукояткой, следящим поршень 11, выпускной клапан 10, шток 9, фигурное кольцо 5, направляющий колпачок 8, уравновешивающая пружина 3 пружины 1, 4 и 6 соответственно клапана, штока и колпачка. Ввод I соединяется с воздушными баллонами контура, вывод II - с атмосферой, вывод III - через ускорительный клапан с энергоаккумуляторами,

В отторможенном состоянии рукоятка крана вместе с колпачком 8 и штоком 9 под действием пружины находится в крайнем нижнем положении. Выпускной клапан 10 штоком 9 оторван от седла в поршне 11, тем самым клапан разобщает вывод I от атмосферного вывода II и сообщает вывод 1 с выводом II, Сжатый воздух проходит через отверстие в следящем поршне в полость А и через окно между дном поршня 11 и клапаном 10 в полости В и далее по каналу к выводу III и к ускорительному клапану. Последний обеспечивает подачу сжатого воздуха в цилиндры энергоаккумуляторов.

При торможении рукоятка крана поворачивается вверх, вместе с крышкой 7 поворачивается колпачок 8, который скользит по винтовым поверхностям фигурного кольца 5 и увлекает за собой шток 8. Нижняя кромка штока открывается от клапана, который под действием пружины садится на седло в поршне 11, разобщая вывод I от вывода III и сообщая вывод Ш с атмосферным выводом II. Сжатый воздух из магистрали ускорительного клапана выходит в атмосферу, что ведет к срабатыванию клапана, который выпускает сжатый воздух из цилиндров энергоаккумуляторов в атмосферу. Тормозной кран обладает следящим действием. По мере выхода сжа­того воздуха в атмосферу давление в полости В падает, следящий поршень 11 под действием своей пружины поднимается и клапан 10 садится на кромку штока 9, после чего выпуск воздуха из магистрали ускорительного клапана прекращается.

В крайнем заднем положении рукоятка крана фиксируется стопорной защелкой. При этом сжатый воздух полностью выходит в атмосферный вывод VI, так как поршень 11 упирается в ограничитель пружины 4 и клапан 10 не доходит до кромки штока 9. В этом случае система работает как стояночная. В промежуточных положениях рукоятки благодаря следящему действию крана система может работать как запасная.

Ускорительный клапан 25 (см.рис.155) служит для уменьшения времени срабатывания запасной тормозной системы и для выпуска сжатого воздуха из энергоаккумулятора в атмосферу. Клапан (рис. 155) установлен внутри правого лонжерона рамы на минимальном расстоянии от энергоаккумулятора и состоит из верхнего и нижнего корпусов, поршня 3, впускного 4 и выпускного 1 клапанов с пружиной 5 на общем штоке. Полость над поршнем образует управлявшую камеру 2. К выводу III подается сжатый воздух из баллонов третьего контура, вывод IV соединяется с тормозным краном, вывод 1- с цилиндрами энергоаккумуляторов, вывод II - с атмосферой.

Рис.155. Ускорительный клапан: а - устройство; б - отторможенное положение; в - положение при торможении; I -вывод к цилиндрам энергоаккумуляторов; II - атмосферный вывод; III - вывод к воздушному баллону; I - вывод к ручному тормозному крану; 1 -выпускной клапан; 2 -управляющая, камера; 3 -поршень; 4 - впускной клапан; 5 –пружина

В исходном положении в полости Аи в управлявшей камере уста­навливается одинаковое давление, так как сюда подается сжатый воздух из одних и тех же воздушных баллонов. Площадь верхней части поршня 3 больше нижней, вследствие чего он опускается вниз, при этом выпускной клапан 1 закрыт, а впускной 4 открыт. Сжатый воздух от вывода III (от воздушных баллонов) проходит к выводу 1 (в энергоаккумуляторы).

При торможении сжатый воздух из управляющей камеры через ручной тормозной кран    выходит в атмосферу, поршень 3 перемешается вверх, выпускной клапан 1 открывается, а выпускной клапан 4 под действием пружины 5 закрывается. Сжатый воздух из энергоаккумуляторов через клапан 1 и вывод П выходит в атмосферу.

При растормаживании сжатый воздух через вывод IV подается от тормозного крана в управляющую камеру 2. Поршень 3 перемешается вниз и закрывает сначала выпускной клапан 1, затем открывает впускной клапан 4. Сжатый воздух из вывода III проходит через клапан 4 и вывод I в энергоаккумуляторы.

Ускорительный клапан обладает следящим действием. При торможении по мере выхода воздуха из энергоаккумуляторов в атмосферу, давление в полости А падает и, когда оно станет меньше, чем в управляющей камере 2, поршень 3 перемещается вниз и выпускной клапан 1 закрывается. Тем самым давление воздуха в энергоаккумуляторах устанавливается пропорционально давлению в управляющей магистрали (а значит, положению рукоятки ручного тормозного крана). Аналогично при расстормаживании по мере нарастания давления в полости А поршень перемещается вверх и впускной клапан 4 закрывается.

Двухмагистральный перепускной клапан 26 (см.рис.155) предназначен для подачи (или выпуска) сжатого воздуха в энергоаккумуляторы из двух независимых контуров. Клапан (рис. 156) состоит из корпуса 3, крышки 1, мембраны 2 и уплотнительного кольца. К выводу I подсоединяется магистраль от ускорительного клапана, к выводу II - магистраль энергоаккумуляторов, к выводу III - магистраль крана аварийного растормаживания.

При растормаживании автомобиля с помощью ручного тормозного крана сжатый воздух из воздушных баллонов через ускорительный клапан подается к выводу 1, прижимает мембрану к седлу крышки 1 и через вывод П проходит в энергоаккумуляторы. При расстормаживания автомобиля с помощью крана аварийного расстормаживания мембрана прижимается к седлу корпуса 3.При затормаживании автомобиля мембрана остается прижатой к тому седлу, к которому она переместилась, и воздух проходит через вывод II к выводам I или III. При одновременной подаче сжатого воздуха к выводам I   и III   мембрана 2 занимает среднее положение.

Для контроля за состоянием привода стояночной и запасной тормозных систем предусмотрены два датчика давления (на воздушном баллоне и в магистрали энергоаккумуляторов) с сигнальными лампочками на щитке приборов. Одна лампочка сигнализирует о падении давления в баллоне, вторая - о торможении автомобиля стояночным тормозом. Кроме того, в контуре имеются два клапана контрольного вывода.

Рис. 156 Двухмагистральный перепускной клапан: а - исходное положение; б - подвод воздуха от ускорительного клапана; I -вывод к ускорительному клапану; II -вывод к энергоаккумуляторам; III - вывод к крану аварийного растормаживания; I - крышка; 2 -мембрана; 3 - корпус.

Работа привода. Воздушные баллоны 21 (см.рис.155) третьего контура заполняются сжатым воздухом от общей системы питания через одинарный защитный клапан 16. При постижении давления в баллонах 550 кПа сигнальная лампочка контура гаснет.

При торможении стояночным тормозом рукоятка крана 6 находится в верхнем (заднем) положении; Магистраль, идущая от крана к уско­рительному клапану 25, соединена с атмосферой. В ускорительном клапане открыт выпускной клапан и цилиндры энергоаккумуляторов также соединены с атмосферой. Силовые пружины энергоаккумуляторов приво­дят в действие тормозные механизмы колес задней тележки.

При оттормаживании после остановки или стоянки водитель опускает рукоятку крана б вниз. Сжатый воздух из баллонов привода через кран проходит в управляющую камеру ускорительного клапана 25, в котором открывается впускной клапан и сжатый воздух из тех же баллонов, но по коротким и большего диаметра трубопроводам подается через ускорительный и двухмагистральнне клапаны 26 в цилиндры энергоаккумуляторов. Силовые пружины последних сжимаются и тормоз­ные механизмы колес задней тележки оттормаживаются.

В случае необходимости пользоваться запасной тормозной систе­мой водитель воздействует на рукоятку тормозного крана. Привод при этом работает так же, как и при стояночном торможении. Эффективность такого торможения определяется положением рукоятки крана и в общем случае ниже чем торможение рабочей тормозной системой, примерно в два раза.

В случае аварийном падении давления в приводе стояночного тор­моза энергоаккумуляторы срабатывают и автомобиль останавливается. Для того, чтобы растормозить автомобиль в таком состоянии, предусмотрена система аварийного растормаживания. Основным элементом такой системы является кнопочный кран 5 (см.рис. 145) установленный в кабине под щитком приборов.

Рис. 157. Пневматический кнопочный кран:  I - вывод к воздушному баллов; II - атмосферный вывод; III - вывод к двухмагистральному клапану; 1 - корпус; 2 - фильтр; 3 - кнопка; 4 - толкатель; 5 - выпускной канал; 6 - клапан; 7 - пружина клалана.

К выводу I крана (рис.157) сжатый воздух подводится из баллонов второго контура, вывод II соединен с атмосферой, вывод III - с двухмагистральным клапаном. При нажатии на кнопку 3 крана, впускной клапан 6 открывается, а канал 5 толкателе 4 закрывается. Сжатый воздух из баллонов второго контура через двухмагистральный клапан проходит в цилиндры энергоаккумуляторов, что ведет к растормаживанию колес задней тележки. При отпускании кнопки толкатель 4 под действием пружины возвращается в исходное положение, а впускной клапан 6 закрывается. Сжатый воздух из соединительных трубопроводов к двухмагистральному клапану (а при отсутствии давления в воздушных баллонах стояночной тормозной системы и из цилиндров энергоаккумуляторов) выходит через кран в атмосферу.

При отсутствии сжатого воздуха и во втором контуре автомобиль может быть расторможен с помощью устройства для механического расторможения, которые встроены в цилиндры энергоаккумуляторов. Для этого винты 6 (см.рис.152) должны быть ввернуты до упора в каждом энергоаккумуляторе.

Эксплуатировать автомобиль с неисправной стояночной и запасной тормозными системами запрещается.

Рабочая тормозная система автомобиля КАМАЗ-4310 < Пред. След. > Вспомогательная тормозная система КамАЗ-4310
 

xn----7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai

Тормозные системы Камаз 4310

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Устройство эксплуатация камаз 4310

Тормозные системы Камаз 4310

Тормозная система — совокупность устройств для осуществления торможения автомобиля.

Тормозные системы автомобиля КамАЗ выполнены с учетом всех последних научных и технических достижений. Они отвечают международным требованиям и не уступают, а по ряду параметров даже превосходят тормозные системы современных автомобилей ведущих зарубежных фирм. Надежная и безотказная работа тормозных систем автомобилей и автопоездов КамАЗ обеспечивает безопасность и высокие средние скорости движения. Автомобили и автопоезда КамАЗ оборудованы рабочим, стояночным, запасным и вспомогательным тормозами. Кроме того, автомобили оснащены приводом аварийного растормажи-вания (пневматический привод и винты аварийного расторма-живания в каждом из четырех энергоаккумуляторов), аварийной сигнализацией и контрольными приборами.

Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес; привод пневматический.

Стояночная тормозная система воздействует на тормозные механизмы промежуточного и заднего мостов; привод механический (управление энергоаккумуляторами пневматическое).

Запасная тормозная система воздействует на тормозные механизмы колес промежуточного и заднего мостов; привод механический (управление энергоаккумуляторами пневматическое).

Вспомогательная тормозная система воздействует на поршни двигателя путем создания противодавления в системе выпуска газов; привод пневматический.

Система аварийного растормаживания воздействует на поршни энергоаккумуляторов, сжимая пружины; привод пневматический (кроме того, в каждом энергоаккумуляторе есть винты механического растормаживания).

Система аварийной сигнализации и контроля включает в себя световую и звуковую сигнализацию о работе тормозных систем и контрольные выводы для проверки их технического состояния.

Тормозные системы автомобилей должны быть работоспособны и иметь достаточную эффективность. В процессе эксплуатации запрещается изменять их конструкцию. Элементы гарантированной прочности не подлежат замене на аналогичные непромышленного изготовления, не соответствующие требованиям завода, их изготовившего. К таким элементам относятся те узлы тормозных систем, которые сконструированы, изготовлены, установлены на автомобиле и используются таким образом, что исключается их выход из строя в результате поломок на протяжении всего срока службы автомобиля. Однако это положение не распространяется на отказы в результате естественного износа.

Элементами гарантированной прочности тормозных систем являются тормозная педаль и ее кронштейн, тормозной кран, привод тормозного крана, воздухораспределитель, узлы регулировочных и разжимных кулаков, колодки, тормозные барабаны, главный тормозной цилиндр.

Аналогичные требования, наравне с элементами гарантированной прочности, предъявляются к тормозным накладкам, трубопроводам и деталям их крепления.

Каждая тормозная система автомобиля КамАЗ-4310 состоит из тормозного механизма и тормозного привода.

Тормозными механизмами рабочей, стояночной и запасной тормозных систем являются тормозные механизмы колес, а вспомогательной — двигатель.

Пневматический тормозной привод питается от источника сжатого воздуха и разбит на автономные контуры, отделенные друг от друга защитными клапанами.

Каждый контур действует независимо от других контуров, в том числе и при возникновении неисправностей.

Пневматический тормозной привод автомобилей КамАЗ состоит из пяти контуров:

первый контур — привода рабочих тормозов передней оси; второй контур — привода рабочих тормозов задней тележки; третий контур — привода стояночного и запасного тормозов, а также комбинированного привода тормозов прицепа;

четвертый контур — привода вспомогательного тормоза; пятый контур — привода аварийного растормаживания (не имеет своего воздушного баллона и исполнительных агрегатов).

Читать далее: Рабочая тормозная система Камаз 4310

Категория: - Устройство эксплуатация камаз 4310

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Тормозные системы автомобиля КамАЗ-4310

Тормозные системы автомобиля КамАЗ-4310

Автомобили КамАЗ-4310, оборудованы рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной тормозными системами, приводом тормозов прицепа, аварийной системой растормаживания тормозов стояночной тормозной системы и системами контроля и аварийной сигнализации о работе тормозных систем.

Система питания привода сжатым воздухом снабжена отдельным конденсационным баллоном, повышающим надежность работы тормозного привода вследствие уменьшения возможности появления паровоздушных пробок в трубопроводах.

Она включает в себя:

– компрессор;

– регулятор давления;

– предохранитель от замерзания конденсата в сжатом воздухе;

– конденсационный баллон.

Сжатый воздух из системы питания распределяется по воздушным баллонам независимых контуров I, II, III через тройной и одинарный защитные клапаны.

В контуре I привода тормозов рабочей тормозной системы колес передней оси и прицепа отсутствует клапан ограничения давления.

Контур I включает в себя:

– тройной защитный клапан;

– воздушный баллон емкостью 20 л;

– нижнюю секцию двухсекционного тормозного крана;

– клапан контрольного выхода;

– две тормозные камеры тормозных механизмов передней оси автомобиля;

– трубопроводы и шланги, соединяющие эти аппараты;

– трубопроводы от нижней секции тормозного крана к клапану управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.

В контуре II привода тормозов рабочей тормозной системы колес задней тележки и прицепа отсутствует автоматический регулятор тормозных сил.

Контур II состоит из:

– части тройного защитного клапана;

– двух воздушных баллонов общей емкостью 40 л;

– верхней секции двухсекционного тормозного крана;

– клапана контрольного вывода;

– четырех тормозных камер тормозных механизмов задней тележки;

– трубопроводов и шлангов, соединяющих эти аппараты;

– трубопровода от верхней секции тормозного крана к клапану управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.

Контур III привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем состоит из:

– одинарного защитного клапана;

– двух воздушных баллонов общим объемом 40 л;

– тормозного крана;

– ускорительного клапана;

– части двухмагистрального перепускного клапана;

– четырех пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер;

– датчика включения стояночного тормоза;

– датчика включения сигнала торможения;

– двух клапанов контрольных выводов;

– трубопроводов и шлангов, соединяющих аппараты.

Датчик включения сигнала торможения установлен в контуре III так, что обеспечивает включение ламп стоп-сигнала при торможении автомобиля как стояночной (запасной), так и рабочей тормозными системами, а также в случае выхода из строя одного из контуров рабочей тормозной системы.

Контур привода вспомогательной тормозной системы и питания других потребителей включает в себя часть тройного защитного клапана, пневматический кран, два пневмоцилиндра привода заслонок вспомогательного тормоза, пневмоцилиндр привода выключения подачи топлива, пневмоэлектрический датчик, трубопроводы и шланги, соединяющие эти аппараты. Питание воздухом привода обеспечивается от контуров I и II рабочей тормозной системы. Контрольная лампа падения давления в контуре отсутствует.

Через контур привода вспомогательной тормозной системы обеспечивается питание сжатым воздухом дополнительных (не тормозных) потребителей:

– системы регулирования давления воздуха в шинах;

– стеклоочистителя;

– пневмосигнала;

– пневмогидравлического усилителя сцепления;

– управления агрегатами трансмиссии и др.

Контур привода системы аварийного растормаживания тормоза стояночной тормозной системы и состоит из:

– пневматического кнопочного крана аварийного растормаживания;

– части двухмагистрального клапана;

– трубопроводов и шлангов, соединяющих эти аппараты.

Питание привода системы аварийного растормаживания тормозов стояночной тормозной системы осуществляется от воздушных баллонов контура II привода рабочих тормозов задней тележки.

Система аварийной сигнализации и контроля состоит из:

– световой и акустической сигнализаций о работе тормозных систем и их приводов при помощи сигнальных электрических ламп, расположенных на панели приборов автомобиля, и звукового сигнала (зуммера). Для этого в воздушных баллонах пневматического привода установлены датчики падения давления, которые при недостаточном давлении в баллонах замыкают цепи сигнальных электрических ламп и звукового сигнала. Кроме того, в пневматическом приводе имеется датчик сигнала торможения, который замыкает цепь электрических ламп стоп-сигнала при срабатывании любой тормозной системы, кроме вспомогательной;

– клапанов контрольных выводов, позволяющих производить диагностику технического состояния пневматического тормозного привода и отбор сжатого воздуха для технического обслуживания автомобиля.

 

Заключение

На данном занятии были изучены назначение, устройство и принцип работы ходовой части автомобиля, подвесок, балок мостов, колёсного движителя, системы регулирования давления воздуха в шинах, лебёдки, коробки отбора мощности, рулевого управления и тормозной системы автомобиля с пневматическим приводом.

Вопросы для закрепления изученного материала

1. Из чего состоит ходовая часть автомобиля?

2. Какие параметры указываются в маркировке шин?

3. Что входит в дополнительное оборудование автомобиля?

4. Для чего служит и из чего состоит рулевое управление автомобиля?

5. Какие функции выполняет гидроусилитель рулевого управления?

6. Из чего состоит тормозная система автомобиля?

7. Что входит в состав тормозного привода на автомобиле и на прицепе?

8. Как работает регулятор давления тормозного привода?

9. Какими тормозными системами обрудован автомобиль КамАЗ-4310?

10. Из чего состоит и как работает система аварийной сигнализации и контроля?

Учебный вопрос № 3. Устройство дополнительного оборудования.

Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах предназначена для повышения проходимости автомобиля на тяжелых участках пути за счет снижения давления воздуха в шинах, в случае повреждения камеры позволить продолжить движение без замены колеса, а также позволяет осуществлять постоянный контроль за давлением воздуха в шинах.

Система регулирования давления воздуха в шинах автомобилей ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310 по конструкции аналогичны.  

 

Состоит из крана управления давлением с клапаном-ограничителем снижения давления, головок подвода воздуха к шинам, колесных шинных кранов, воздушного манометра и трубопровода.

Рис. 4. Кран управления с клапаном-ограничителем

Кран управления давлением с клапаном-ограничителем золотниковый, состоит из корпуса, имеющего три отверстия для подвода воздуха от пневматической системы к шинам колес и выпуска воздуха в атмосферу.

Золотник перемещается в корпусе и уплотняется сальниками, поджимаемыми при помощи направляющей золотника, распорными кольцами, втулками и опорными шайбами.

Замочное кольцо ограничивает крайние пределы хода золотника. Золотник соединен тягой с рычагом крана. Рычаг крана имеет три положения: правое, среднее и левое. Все три положения рычага фиксируются в прорезях кронштейна и соответствуют: правое – накачке шин, среднее – нейтральному положению, когда система регулирования давления разъединена с пневматической системой тормозов, и левое – выпуску воздуха из шин в атмосферу.

При переводе рычага крана управления давлением в положение “Накачка” (правое крайнее положение) золотник перемещается вперед, проточка на золотнике при этом устанавливается против левого сальника и воздух через образовавшийся зазор под сальником поступает в шины (включено накачивание шин).

При переводе рычага крана управления давлением в положение “Выпуск воздуха в атмосферу” (левое крайнее положение) золотник перемещается назад, проточка на золотнике при этом устанавливается против правого сальника и воздух из шин выходит в атмосферу. Воздух, выпускаемый в атмосферу, отводится из крана трубкой в подкапотное пространство.

При переводе рычага крана управления давлением в нейтральное положение проточка на золотнике находится между сальниками, т.е. в положении, исключающем как поступление воздуха из пневматической системы тормозов в шины, так и выпуск воздуха из шин в атмосферу (кран закрыт). Кран управления давлением установлен на кронштейне слева от водителя. Рычаг управления краном установлен в прорези переднего щита кабины, с левой стороны от водителя.

Установленный на кране клапан-ограничитель предназначен для разобщения системы регулирования давления воздуха в шинах и системы пневматического привода тормозов в случае понижения давления в последней для обеспечения необходимого запаса воздуха для надежного торможения. Если в тормозной системе давление воздуха ниже 55 кгс/см2, то диафрагма перекрывает поступление сжатого воздуха в систему регулирования давления в шинах.

Накачка шин возможна только при давлении в воздушных баллонах превышающем 55 кгс/см2. Клапан позволяет также сохранить, необходимое давление в системе тормозов при снижении давления в шинах. Клапан регулируют на указанное давление болтом,который закреплен на крышке клапана контргайкой.

Перед соединением золотника крана с тягой рычага управления необходимо золотник устанавливать так, чтобы размер от отверстия в золотнике под соединительный палец до ближайшего болта был равен 52 мм.

Головка подвода воздуха к шинам (рис. 5) разборная, установлена внутри колесных цапф полуоси и состоит из двух эластичных манжет (2) с нажимными пружинами (3), которые обеспечивают герметичность подвижного соединения. Манжеты с нажимными пружинами монтируют в корпусе головки (4) и запирают крышками, прижатыми до упора в корпус головки стопорением их стопорными кольцами (1).

В головку подвода воздуха через цапфу колеса ввинчивают штуцер. Из полости головки образованной манжетами воздух через канал поступает в полуоси к шинному крану и далее по соединительному шлангу через вентиль камеры в шину колеса.

 

 

 

Рис. 5. Головка подвода воздуха

 

Колесные шинные краны воздуха установлены на каждом колесе. При их помощи шины могут быть отключены от системы регулирования давления в шинах. Шинный кран установлен на полуосях и закреплен четырьмя болтами на полуосевых фланцах.

Кран состоит из корпуса, в котором перемещается по резьбе пробка, ее наружный конец имеет квадратную головку под ключ. Пробка уплотнена сальником, который запирается гайкой. Шейка корпуса крана, входящая в гнездо полуоси, уплотняется эластичным кольцом.

Похожие статьи:

poznayka.org

Пять контуров тормозной системы автомобилей КамАЗ 5320 (4310)

Пять контуров тормозной системы автомобилей КамАЗ 5320 (4310) » Портал инженера

Ниже на схемах показано устройство тормозных систем автомобиля КамАЗ-4310 и КамАЗ-5320 (в конце статьи).

Схема пневмопривода тормозных систем автомобиля КамАЗ-4310

Разделение тормозной системы автомобилей КамАЗ 5320 (4310) позволяет действовать каждому контуру независимо, что важно при возникновении неисправности.

Контур I

Это контур тормозов передней оси состоит из ресивера вместимостью 20 л с датчиком падения давления и краником, тройного защитного клапана, двухстрелочного манометра, клапана ограничения давления, клапана контрольного вывода, нижней секции тормозного крана, двух тормозных камер и прочих тормозных механизмов, шлангов и трубопроводов. Кроме того, в первый контур входит трубопровод от клапана тормозной системы прицепа до нижней секции тормозного крана.

Контур II

Это контур тормозов задней тележки.

Устройство тормозов тележки автомобилей Камаз 5320 (4310) состоит из верхней секции тормозного крана, части тройного защитного клапана, ресиверов с общей вместимостью 40 л с датчиком давления и кранами слива конденсата, клапана контрольного вывода автоматического регулятора тормозных сил, двухстрелочного манометра, четырёх тормозных камер, тормозных механизмов промежуточного и заднего мостов тележки, шланга и трубопроводов. В контур входит трубопровод от клапана управления тормозными механизмами до верхней секции тормозного крана.

Контур III

Это контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов полуприцепа (прицепа). Он состоит из:

  • двойного защитного клапана,
  • двух ресиверов общей вместимостью 40 л, датчиком давления и краном слива конденсата,
  • двух клапанов контрольного вывода ручного тормозного крана,
  • ускорительного клапана,
  • четырёх пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер с датчиком давления,
  • части двухмагистрального перепускного клапана,
  • клапана управления с двухпроводным приводом тормозной системы прицепа,
  • одинарного защитного клапана,
  • клапана управления тормозами прицепа с однопроводным приводом,
  • головки типа «А» однопроводного привода и двух головок «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа,
  • трёх разобщительных кранов трёх соединительных головок,
  • пневмоэлектрического датчика «стоп-сигнала»,
  • двухпроводного привода тормозов прицепа,
  • шлангов и трубопроводов.

Контур IV

Этот контур вспомогательной тормозной системы своего ресивера не имеет. Он состоит из пневматического крана, части двойного защитного клапана, двух цилиндров привода заслонок, пневмоэлектрического датчика, цилиндра привода рычага останова двигателя, трубопроводов и шлангов.

Контур V

Этот контур аварийного растормаживания не имеет исполнительных органов и своего ресивера.

Он состоит из части двухмагистрального перепускного клапана, пневматического крана, части тройного защитного клапана, соединяющих аппараты шлангов и трубопроводов.

Пневматические тормозные приводы автомобиля Камаз и прицепа соединяются тремя магистралями: тормозной магистралью двухпроводного привода, питающей магистралью и магистралью однопроводного привода. В питающей части тормозного привода моделей 53212 и 53213, для улучшения влагоотделения на участке «регулятор давления — компрессор», предусмотрен влагоотделитель, устанавливаемый в зоне интенсивного обдува на первой поперечине автомобиля. На всех моделях КамАЗ с такой же целью на участке «защитные клапаны – предохранитель» от замерзания защищает конденсационный ресивер ёмкостью 20 литров.

Схема пневмопривода тормозных систем автомобиля КамАЗ-5320

 

 

Источник: https://avtorem.net.ua

Обсудить на форуме

ingeneryi.info


Смотрите также