Гур камаз 4310 ремонт


ГУР Камаз: устройство, ремонт, схема

ГУР Камаз: устройство, ремонт, схема

ГУР "Камаз": устройство, ремонт, схема

July 13, 2015

Гидроусилитель рулевого управления, или же ГУР - просто необходимость для большегрузных и тяжелых авто. И если на легковых машинах многие обходятся без этого помощника, то попробуйте повернуть руль "Камаза" без него. Сегодня мы все узнаем про ГУР "Камаз": устройство механизмов, принцип работы, а также поговорим о типичных неисправностях и о ремонте.

Задачи, которые решает ГУР

Основная цель усилителя рулевого управления в том, чтобы максимально облегчить усилие, которое необходимо для поворота руля в случае выполнения различных маневров на небольших скоростях. Также усилитель делает воздействие на руль более ощутимым на высокой скорости.

Устройство

Какое имеет ГУР "Камаз" устройство? Механизм состоит из распределителя, гидроцилиндра, гидравлической жидкости, насоса, а также из соединителей и блока электронного управления.

Распределитель необходим для направления потоков гидравлических жидкостей в полости системы. Гидроцилиндр решает задачи преобразования гидравлического давления в механическую работу штоков и поршней. Жидкость не только передает усилия от насоса на гидроцилиндр, но и смазывает трущиеся узлы и детали. Насос его призван постоянно поддерживать необходимое давление. Также он способствует циркуляции жидкостей. Соединитель или трубка ГУРа "Камаза" служит для объединения между собой всех элементов этой конструкции. И наконец, электронный блок. Он направляет и регулирует работу усилителя.

Устройство типичного ГУРа

Какое имеет ГУР ("Камаз") устройство? Зачастую исполнительные механизмы представлены в едином корпусе с рулевой системой. Такой усилитель можно назвать интегральным. В качестве гидравлической жидкости применяются различные масла типа ATF. Такие обычно льют в FRGG.

Как он работает? У ГУР "Камаза" схема работы очень проста. При вращении рулевого колеса роторный или же аксиально-поршневой насос, который приводится в действие при помощи ремня коленвала, начнет качать масло из бачка, а затем будет нагнетать гидравлическую жидкость под достаточно высоким давлением в распределитель золотникового типа. Последний отслеживает усилие, которое прилагается к рулевому колесу и оказывает помощь в повороте колес. Для этого применяют специальное следящее устройство. Часто таким элементом в типичных системах выступает торсион. Он встраивается в разрез рулевых валов.

Если автомобиль стоит или же двигается по прямой траектории, тогда усилия на валу рулевой системы нет. Соответственно, торсион открыт, а клапаны распределителя перекрыты. Масло в этом случае сбрасывается в бачок. Когда фиксируется поворот руля, торсион закручивается. Золотник освобождает каналы, а рабочая жидкость направляется к исполнительному устройству.

Если система оснащена реечным механизмом, тогда жидкость подается непосредственно в корпус рейки. Когда руль повернут до упора, тогда в дело включаются предохранительные клапаны, которые вовремя сбрасывают давление и защищают механические узлы от возможных повреждений.

ГУР "Камаз-5320"

Устройство его практически ничем не отличается от стандартного усилителя. Здесь тоже присутствуют распределитель, редуктор, а также гидравлический цилиндр, встроенный в рулевую.

Работа этого узла возможна лишь при постоянном движении рабочей жидкости. Так обеспечивается низкая нагрузка на насос. Давление в системе составляет 8000 кПа. Силовой цилиндр интегрирован в картер рулевого механизма. В качестве управляющего клапана используется золотниковый клапан, оснащенный системой реактивных плунжеров и центрирующими пружинами. Они создают ощущения сил сопротивления в момент поворота колес.

ГУР "Камаз-4310"

Этот узел здесь практически полностью такой же, как и в модели 5320. Принцип работы ГУР "Камаз-4310", устройство и конструкция этого узла практически ничем не отличаются. Основное отличие лишь в усилении некоторых частей, а также в измененном креплении рулевой сошки. Здесь болты, шплинты и другие крепежные детали теперь заменены на гайки со стопорными шайбами.

Гидравлический насос

Насос ГУР монтируется в развале блока цилиндров. На "Камазах" применяется привод шестеренчатого типа, однако относится насос к лопастному типу. Он имеет двойное действие. За один полный оборот он выполняет два цикла нагнетания и всасывания.

Устройство

Какое имеет устройство насос ГУР "Камаз"? Этот узел состоит из деталей корпуса, статора и ротора, который оснащен лопастями. Также в конструкции применен вал с подшипниками и шестерней для привода. Кроме насоса, в конструкции имеется распределительный диск, а также перепускные и предохранительные клапаны. Еще имеется бачок, фильтр и коллектор.

Детали корпуса, статор, а также крышка соединены и скреплены при помощи четырех болтов. Корпус имеет полость, куда попадает всасываемое масло. В торце его можно найти два отверстия овальной формы. По ним гидравлическая жидкость подается на ротор. В крышке имеется специальная расточка для распределительного диска, отверстия для клапанов, а также канал. Снизу в крышке есть отверстие для калибровки.

Ротор смонтирован в статоре при помощи шлицов. В пазах его размещены лопасти. Вал может вращаться при помощи шариковых подшипников. Жидкость направляется к лопастям с помощью распределительного диска. С помощью пружины диск плотно прижимается к статору и к ротору. Затем перепускной клапан ограничивает работу насоса, а предохранительный элемент сдерживает давление, которое создается при помощи насоса.

Есть и специальный бачок для жидкости. Он закреплен на корпусе насоса. В бачке имеется специальный сетчатый фильтр. Здесь можно найти и заливной фильтр, а также предохранительный клапан.

Как работает насос?

Когда лопасти ротора вращаются, то при воздействии инерции они прижимаются к статору. В лопасти, которые совпадают с отверстиями в корпусе, а также распределительным диском, подается жидкость. Затем она закачивается при помощи лопастей в более узкую часть между ротором и статором. Когда рабочие полости совпадут с отверстиями в диске, жидкость выйдет через отверстия за диск. А оттуда под высоким давлением уйдет по нижнему клапану в систему. Масло из полости за диском попадает на лопасти ротора и еще сильнее прижимает их к поверхности статора.

Закачка и всасывание работают в один момент сразу в двух местах. Когда частота оборотов ротора увеличивается, то масло из полости за диском не проходит через калибровочное отверстие. Так растет давление, открывает перепускной клапан. Немного жидкости через коллектор попадает опять во всасывающую полость. Так производительность механизма уменьшается.

О самых характерных поломках, которые присущи ГУРу

Нужно сказать, что неисправности ГУР "Камаза" случаются нечасто. При качественной эксплуатации и своевременном ТО этого узла можно забыть даже о частых регулировках. Однако, пусть и нечасто, можно прочитать о проблемах с усилителем.

Если бы не русская зима, тогда ГУР бы работал все время эксплуатации грузовика. Однако зимние морозы, ужасные дороги часто ведут к слишком раннему износу механизмов ГУРа. Обычно все поломки можно разделить на проблемы с механической частью и гидравлические неисправности.

И механические, и гидравлические проблемы могут появиться в любой части узла. Как и любая гидравлическая система, усилитель не терпит холода. Особенно он не любит слишком резких изменений. Тот же насос нагнетает довольно сильное давление. Следовательно, если вдруг повысится вязкость рабочего масла, то может выдавить сальники.

К тому же не всегда удается соблюдать хотя бы самые простые правила безопасного использования. Часто водители оставляют машины с вывернутыми колесами в большие морозы. После того как будет запущен мотор, давление будет расти лишь с одной стороны. В итоге выдавит сальник. Также мало кто по регламенту заменяет гидравлическую жидкость. А она со временем может загустеть. Это приводит к излишнему давлению.

Но это зима, а что летом? А здесь проблемы появляются преимущественно из-за пыли или грязи. Достаточно лишь совсем небольшой разгерметизации системы, и вскоре потребуется ремонт ГУР "Камаза". Так, при разгерметизации изнашиваются штоки и втулки. Первые сразу ржавеют и увеличивают износ вторых. Через пару сотен километров зазоры между штоком и втулкой станут больше допустимых. Так, рулевая рейка будет стучать.

Соблюдайте чистоту и уровень рабочей жидкости

Чтобы не было проблем с усилителем руля, нужно соблюдать чистоту. Грязная гидравлическая жидкость способна значительно ускорить износ насоса и уплотнителей в механике рулевой рейки грузового автомобиля.

Необходимо стараться смотреть за уровнем масла в бачке. Если уровень ниже, насос будет работать в режиме преждевременного износа.

Признаки типовых неисправностей элемента

Если при движении нужно постоянно выравнивать автомобиль при помощи руля, то необходимо проверить наличие свободного хода рулевого колеса. Если он выше, чем нужно, следует отрегулировать ход. Также нужно убедиться и проверить, не износились ли части винтовой пары.

В случае попадания воздуха в гидравлику в бачке можно увидеть вспененную и мутную жидкость. В этом случае нужно промыть и прокачать системы. Также подлежит замене фильтр. Кроме этого, одна из типичных неисправностей - прокладка коллектора, которая может износиться.

Ремонт и регулировки

Ремонтные работы сводятся к замене изношенных деталей или узлов. Все запчасти для усилителя производятся и есть в схемах сборочных единиц. Восстановлению детали не подлежат.

Для регулировок необходимо иметь специальный инструмент – динамометр, а для проверки давления понадобится манометр.

Итак, мы выяснили, какое имеет ГУР "Камаз" устройство, неисправности, конструкцию и принцип работы.

По материалам сайта: http://fb.ru

fix-builder.ru

Чиним и регулируем гидроусилитель руля на КАМАЗе своими руками

Чиним и регулируем гидроусилитель руля на КАМАЗе своими руками

Система гидравлического управления руля является неотъемлемой частью любого КАМАЗа, поскольку без нее управление транспортного средства будет если не невозможным, то очень затруднительным. Благодаря этому узлу водитель может с большей легкостью проворачивать рулевое колесо. Подробнее о том, что представляет собой система ГУР КАМАЗ и как произвести ее развоздушивание, вы сможете узнать из этого материала.

Характеристика ГУР

Для начала давайте разберемся в основных характеристиках гидроусилителя руля на КАМАЗе 6520 или любой другой модели. Начнем с предназначения и устройства.

Предназначение

Главной целью системы ГУР является максимальное облегчение усилия, использующегося для поворота рулевого колеса при управлении, а также выполнения множества маневров при движении на невысокой скорости. Помимо этого, благодаря системе ГУР воздействие на рулевое колесо будет более ощутимым, если автомобиль движется на большой скорости. Если ГУР по каким-то причинам выходит из строя, это приведет к тому, что водителю придется прикладывать значительно больше усилий для поворота руля.

Общая схема работы рулевого управления КАМАЗа

Устройство

Теперь вкратце рассмотрим устройство ГУРа.

Данная система состоит из следующих элементов:

  1. Распределительное устройство. Этот компонент используется для направления потоков рабочих жидкостей, в частности, гидравлического масла, в магистрали и полости системы.
  2. Гидроцилиндра. Данное устройство осуществляет функцию преобразования гидравлического давления в механическую работу поршней, а также штоков.
  3. Рабочим материалом в данном случае выступает гидравлическая жидкость. С ее помощью осуществляется передача усилия от насоса на гидравлический цилиндр. Кроме того, благодаря жидкости смазываются все трущиеся компоненты и узлы системы.
  4. Насос ГУР КАМАЗ. Благодаря этому устройству в системе постоянно поддерживается нужное для ее нормальной работы давление. Также этот элемент применяется для циркуляции рабочей жидкости.
  5. Соединительные элементы или магистрали. Они используются для того, чтобы объединить воедино все рабочие компоненты системы.
  6. Управляющее устройство или электронный блок. С его помощью осуществляется направление, а также регулировка работы усилителя.

Фотогалерея «Основные элементы системы ГУР»

1. Распределительное устройство ГУР КАМАЗа 2. Насос гидроусилителя 3. Гидравлический цилиндр устройства

Особенности работы насоса

Насосное устройство устанавливается в развале БЦ. В отечественных грузовиках используется привод шестереночного топа, но само устройство относится к лопастному виду. В соответствии с технической документацией, этот узел характеризуется двойным действием, то есть за один поворот рулевого колеса он осуществляет два цикла всасывания и нагнетания.

Рассмотрим вкратце принцип работы. При повороте колеса начинают вращаться лопасти ротора, которые, в свою очередь, прижимаются к статорному устройству. В те лопасти, которые при прижимании совпали с отверстиями на корпусе, начинает поступать рабочая жидкость. Далее, благодаря тем же лопастям, расходный материал попадает в более узкие отверстия, которые имеются между статором и ротором.

В тот момент, когда рабочие поверхности смогут совпасть с отверстиями на распределительном диске, расходный материал будет выходить за него. Далее, масло пройдет по нижнему клапану, для этого в системе формируется высокое давление.

Рабочая жидкость, выходя из полости за распределительным диском, будет поступать на лопасти ротора, в результате чего они еще сильнее прижмутся к плоскости статора. Процесс закачки вещества, а также его всасывания, осуществляется одновременно в двух местах. При повышении количества оборотов роторного устройства жидкость из поверхности за диском не будет проходить через калибровочное отверстие. Посредством образования давления в системе производится открытие перепускного клапана, а часть расходного материала, через коллектор, опять подается на всасывающую поверхность (автор видео о замене гидроусилителя на КАМАЗе  — Матур Малай).

Распространенные неисправности ГУР

Сразу же нужно сказать, что ремонт ГУР КАМАЗ — это процедура, с которой наши соотечественники сталкиваются не так часто. Если водитель будет соблюдать основные правила эксплуатации узла, а также своевременно проводить его техническое обслуживание, то вероятность того, что он выйдет из строя, сведется к минимуму. Как показывает практика, в основном проблемы с работоспособностью гидроусилителя возникают в холодное время года. В целом все неисправности можно поделить между собой на поломки механического и гидравлического типа, причем и те, и другие могут проявиться в любой части устройства.

Как известно, любая гидравлическая система чаще всего проявляет неисправности в условиях морозов, в частности, температурных перепадов. Ведь нужно помнить, что насосное устройство нагнетает высокое давление, так что если увеличится вязкость жидкости в системе, это приведет к выдавлению сальников и, соответственно, ее утечке. Особенно проблема сальников проявляется в автомобилях, водители которых не соблюдают правила эксплуатации, к примеру, оставляют авто на стоянке с выкрученными колесами. Это приведет к тому, что после запуска двигателя давление увеличится только на одной стороне, соответственно, сальник в любом случае выдавит.

Что касается теплого времени года, то летом неисправности обычно проявляются в результате попадания грязи и пыли в систему. Если какая-то часть будет разгерметизирована, износ втулок, а также штоков будет более быстрым. Штоки обычно ржавеют достаточно быстро, в результате чего происходит ускоренный износ втулок. При эксплуатации авто с такой проблемой, спустя несколько сотен км пробега, между этими элементами возникнет большой люфт, а это, в свою очередь, приведет к тому, что рулевая рейка начнет работать со стуком (автор видео о ремонте системы в гаражных условиях — канал kamasist1986).

Как удалить воздушную пробку из системы?

Необходимость прокачивать систему обычно возникает после ее заправки либо устранения поломок в работе узла. Воздух, попадающий в магистрали, приводит к менее эффективной работе гидроусилителя, поэтому единственным решением в данном случае будет удаление воздуха.

Итак, как прокачать гидроусилитель:

  1. Для начала нужно вывести передний мост таким образом, чтобы колеса автомобиля не касались земли. Используя домкрат, под балку следует подставить опоры, с обеих сторон. Если колеса будут находиться на земле, прокачку системы начинать нельзя.
  2. Затем нужно демонтировать крышку заливного отверстия расширительного бачка, расположенного под капотом.
  3. Далее, с перепускного клапана следует демонтировать прорезиненный колпачок, а на его головка следует установить эластичный патрубок. При этом открытую его часть следует опустить в стеклянную емкость, объем которой будет не менее половины литра. Сам сосуд следует заполнить рабочей жидкостью наполовину.
  4. Затем перепускной клапан следует немного открыть, на половину оборота.
  5. Выполнив эти действия, руль следует провернуть влево до самого упора. После этого рабочая жидкость заливается в расширительный бачок до того момента, пока его уровень в нем не будет снижаться.
  6. Затем надо завести силовой агрегат, и пока он будет работать на минимальных оборотах, в расширительный бачок залить немного жидкости, но при этом не допустив падения уровня. Делайте это до того момента, пока из патрубка, который установлен на перепускной клапан, не перестанут выходить пузырьки.  После этого сам клапан можно завернуть.
  7. Далее, руль следует провернуть до упора в право, а затем — влево. И держа рулевое колесо в этом положении, опять выкрутить наполовину перепускной клапан и понаблюдать за тем, будут ли из патрубка выделяться пузырьки. Когда они перестанут выходить, клапан можно будет закрутить.
  8. Данная операция должна быть осуществлена несколько раз, в конечном итоге из клапана будет выходить чистая жидкость, в которой любые примеси либо воздушные пузырьки должны отсутствовать. В том случае, если пузырьки продолжают выходить, процедура должна быть повторена еще несколько раз, но при этом не нужно забывать о том, чтобы следить за объемом рабочего материала в расширительном бачке.
  9. Затем вам остается отключить мотор и демонтировать патрубок с головки клапана. На саму головку наденьте колпачок, а затем опять произведите диагностику объема жидкости в бачке. Если есть необходимость, ее нужно будет добавить. Дальнейшая сборка всех компонентов осуществляется в обратной последовательности.

Видео «Сборка и регулировка гидравлической системы на стенде»

Процесс сборки и регулировки гидроусилителя руля при помощи специального стенда представлен на видео ниже (автор ролика — канал Zavod Avtoagregatov).

 Загрузка ...

avtozam.com

Ремонт и техобслуживание механизмов рулевого привода автомобилей Камаз-4310, 55111, 43118

Ремонт и техобслуживание механизмов рулевого привода автомобилей Камаз

Насос ГУР автомобилей Камаз

Замена насоса гидроусилителя руля (ГУР) Камаз-4310, 55111, 43118

Насос гидроусилителя рулевого привода Камаз-4310, 55111, 43118 подлежит замене при следующих неисправностях:

- Засорение или зависание клапанов, вследствие чего внезапно возрастает или периодически меняется усилие на рулевом колесе.

- Износ деталей насоса, вследствие чего наблюдается постепенное увеличение усилия на рулевом колесе на малых частотах вращения коленчатого ем частоты вращения, а также повышенный нагрев наружных поверхностей насоса.

- Осевое перемещение вала насоса ГУР Камаз-4310, 55111, 43118 в результате разрушения переднего подшипника.

- Течь масла в результате износа уплотнительных колец, манжеты и повреждения прокладок.

- Механические повреждения насоса, нарушающие его нормальную работу.

Снятие насоса гидроусилителя рулевого привода Камаз-4310, 55111, 43118

- Поднимите кабину в первое положение и застопорите

- Очистите от грязи наружную поверхность насоса

- Слейте масло из картера рулевого механизма Камаз-4310, 55111, 43118

- Отсоедините маслопроводы низкого и высокого давления гидроусилителя рулевого привода, отвернув гайки, и слейте оставшееся в насосе масло

- Отсоедините от насоса трубопровод низкого давления, отверните болт хомута крепления и снимите трубопровод низкого давления

- Отсоедините от насоса трубопровод высокого давления, отверните болты двух хомутов крепления и снимите трубопровод высокого давления

- Выверните три болта крепления насоса к картеру маховика, подайте насос вперед и снимите его с двигателя

Установка насоса гидроусилителя рулевого привода Камаз-4310, 55111, 43118

- Установите насос на картер маховика. Вверните болты крепления насоса.

- Установите трубопровод высокого давления, подсоедините его к насосу, вверните болты хомутов крепления трубопровода

- Установите трубопровод низкого давления, подсоедините его к насосу, вверните болт хомута крепления трубопровода

- Подсоедините маслопроводы гидроусилителя рулевого привода Камаз-4310, 55111, 43118, заверните гайки

- Залейте масло в гидросистему рулевого привода и прокачайте ее.

- Запустите двигатель и проверьте герметичность соединений гидроусилителя рулевого привода, насоса и масляного радиатора.

Рулевой механизм грузовых автомобилей Камаз

Замена рулевого механизма Камаз-4310, 55111, 43118

Рулевой механизм Камаз-4310, 55111, 43118 подлежит замене при следующих неисправностях:

- Заклинивание зубчатого зацепления рулевого механизма.

- Увеличенный зазор в зубчатом зацеплении, не устранимый регулировкой.

- Повышенная утечка масла в рулевом механизме Камаз-4310, 55111, 43118 вследствие износа или повреждения уплотнительных колец.

- Ослабление затяжки гайки упорных подшипников винта рулевого механизма.

- Заедание реактивных плунжеров и золотника в корпусе клапана управления.

- Заклинивание или разрушение деталей углового редуктораКамаз-4310, 55111, 43118.

- Механические повреждения деталей рулевого механизма (трещины, пробоины, срыв резьбы и др.).

Снятие рулевого механизма Камаз-4310, 55111, 43118

- Выпрессуйте шаровой палец тяги сошки из проушины сошки

- Отверните три накидные гайки трубопроводов топливного бачка подогревателя, отсоедините трубопроводы и слейте топливо из бачка и топливопроводов

- Отверните четыре гайки крепления топливного бачка подогревателя к кронштейну и снимите бачок

- Разогните стопорную шайбу 4 (рис.1) и отверните гайку 5

- Снимите съемником сошку рулевого механизма Камаз-4310, 55111, 43118

- Выверните магнитную пробку из картера рулевого механизма и слейте масло. Вверните пробку с моментом 29—39 Нм (3—4 кг/см).

- Отсоедините трубопроводы высокого 8 (см. рис.1) и низкого 9 давления от рулевого механизма и слейте оставшееся в трубопроводах масло

- Отверните гайку болта крепления нижней вилки карданного вала, выбейте болт и отсоедините вал от рулевого механизма, подняв вверх вилку

- Выверните четыре болта крепления картера рулевого механизма к кронштейну передней рессоры и снимите рулевой механизм.

- Слейте остатки масла, повернув рулевой механизм Камаз-4310, 55111, 43118 клапаном вниз и поворачивая вал ведущего зубчатого колеса углового редуктора 2—3 раза из одного крайнего положения в другое.

Рис.1. Рулевое управление Камаз-4310, 55111, 43118

1— рулевое колесо; 2 — колонка; 3 — тяга сошки; 4 — шайба стопорная; 5 — гайка; 6 — сошка; 7 — механизм рулевой; 8 — трубопровод высокого давления; 9— трубопровод низкого давления; 10 — вал карданный; 11 — радиатор

Установка рулевого механизма Камаз-4310, 55111, 43118

- Установите рулевой механизм Камаз-4310, 55111, 43118на передний кронштейн левой передней рессоры и закрепите его болтами с моментом 275—314 Нм (28—32 кг/см).

- Подсоедините к рулевому механизму трубопроводы высокого и низкого давления

- Присоедините карданный вал рулевого управления к рулевому механизму, вставьте стяжной болт, заверните гайку с моментом 13,7—16,7 Нм (1,4—1,7 кг/см)

- Установите топливный бачок подогревателя на кронштейн

- Подсоедините три топливопровода бачка подогревателя

- Залейте масло в гидросистему рулевого привода Камаз-4310, 55111, 43118 и прокачайте ее.

- Установите сошку на вал, совместив метки, нанесенные на торце вала и на сошке, установите стопорную шайбу, заверните гайку и затяните ее с моментом 510—539 Нм (52—55 кг/см)

- Законтрите гайку загибкой стопорной шайбы

- Вставьте шаровой палец тяги сошки в проушину сошки, заверните гайку и зашплинтуйте

- Проверьте герметичность резьбовых и других соединений и трубопроводов гидроусилителя рулевого привода Камаз-4310, 55111, 43118.

Замена тяги рулевой сошки Камаз-4310, 55111, 43118

Тяга рулевой сошки Камаз-4310, 55111, 43118 подлежит замене при следующих неисправностях:

- Свободный ход. Перемещение в шарнирных сочленениях из-за поломки пружины или износа сухарей и шаровых пальцев, основным признаком которого является повышенный свободный ход рулевого колеса и неустойчивое движение автомобиля.

- Механические повреждения тяги сошки.

Рис.2. Тяга сошки рулевого механизма Камаз-4310, 55111, 43118 1 — крышка; 2 — шайба; 3 — пружина; 4 — вкладыш тяги нижний; 5 — палец шаровой; 6 — вкладыш тяги верхний; 7 —масленка в сборе; 8 — штуцер масленки; 9 —тяга в сборе; 10, 13 — накладки защитные; 11 — шплинт; 12 — гайка шарового пальца; 14 — обойма

Снятие тяги рулевой сошки Камаз-4310, 55111, 43118

- Поднимите передний мост автомобиля и поверните управляемые колеса влево до отказа.

- Расшплинтуйте и отверните гайку 12 (рис.2) крепления шарового пальца головки тяги сошки со стороны верхнего рычага левого поворотного кулака

- Расшплинтуйте и отверните гайку крепления шарового пальца головки тяги со стороны сошки рулевого механизма Камаз-4310, 55111, 43118

- Выпрессуйте съемником шаровой палец 5 (см. рис.2) из проушины сошки, отсоедините головки тяги от сошки и наверните гайку на шаровой палец

- Выпрессуйте съемником шаровой палец из конусного отверстия рычага поворотного кулака, снимите тягу с автомобиля и наверните гайку на шаровой палец

Установка тяги рулевой сошки Камаз-4310, 55111, 43118

- Вставьте шаровой палец задней головки тяги сошки Камаз-4310, 55111, 43118 в конусное отверстие верхнего рычага поворотного кулака, заверните гайку крепления шарового пальца с моментом 245—314 Нм (25—32 кг/см) и зашплинтуйте.

Задняя головка тяги сошки Камаз-4310, 55111, 43118 имеет защитную резиновую накладку 10 конической формы без обоймы; ось смазочного отверстия под масленку в задней головке составляет с осью тяги угол около 45°

- Вставьте шаровой палец передней головки тяги сошки в проушину сошки, заверните гайку крепления шарового пальца с моментом 245—314 Нм (25—32 кг/см) и зашплинтуйте

- Опустите передний мост автомобиля

Замена тяги рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118

Тяга рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118 подлежит замене при следующих неисправностях:

- Свободный ход в шарнирных сочленениях из-за поломки пружин, износа сухарей или шаровых пальцев, основным признаком которого является повышенный свободный ход рулевого колеса и неустойчивое движение автомобиля.

- Погнутость тяги и повреждение резьбы на концах тяги.

Рис.3. Тяга рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118

1, 9 — болты; 2, 16— шайбы; крышка; 4 — прокладка; 5— пружина; 6 —вкладыш наконечника нижний; 7 — палец шаровой; вкладыш наконечника верхний; 10 — наконечник тяги правый в сборе; 11 — накладка; 12 — обойма; 13, 17 — гайки; 14 — шплинт; 15 — масленка; 18 —тяга рулевой трапеции; 19 — наконечник тяги левый в сборе

Снятие тяги рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118

- Поднимите передний мост автомобиля

- Расшплинтуйте и отверните гайку 13 (рис.3) крепления шарового пальца наконечника 10 тяги рулевой трапеции к корпусу правого поворотного кулака

- Выпрессуйте съемником шаровой палец 7 (см. рис.3) тяги из конусного отверстия правого поворотного кулака, отсоедините наконечник тяги от кулака и наверните гайку на шаровой палец

- Выполните переходы для левого наконечника тяги рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118 и снимите тягу

Рис.4. Монтажный размер тяги Камаз-4310, 55111, 43118

Установка тяги рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118

- Проверьте и при необходимости установите монтажный размер тяги рулевой трапеции. Для установки монтажного размера тяги рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118 ослабьте крепление наконечников на левом н правом резьбовых концах тяги, отвернув гайки 17 болтов 9, и отворачивайте или заворачивайте наконечники до получения требуемой длины тяги.

Длина тяги (рис.4) (расстояние между центрами наконечников) должна быть 1480 мм. Наконечники должны быть завернуты на одинаковую длину (разность — не более 3 мм). За один оборот левый наконечник тяги перемещается вдоль оси на 2 мм, а правый наконечник — на 1,5 мм

- Вставьте шаровой палец правого наконечника тяги рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118 в конусное отверстие правого поворотного кулака, заверните гайку.

- Выполните переход для левого наконечника тяги, не затягивая гайку крепления шарового пальца

- Опустите передний мост автомобиля, уберите подставки

Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте схождение колес в следующем порядке:

— проверьте давление в шинах передних колес, которое должно составлять 294 кПа (3 кгс/см2). При необходимости доведите его до нормы;

— установите передние колеса в положение, соответствующее , движению автомобиля по прямой;

— замерьте расстояние между бортовыми закраинами ободьев колес сзади на высоте центров колес, отметьте места замеров мелом;

— перекатите автомобиль Камаз-4310, 55111, 43118 вперед на половину оборота передних колес;

— замерьте расстояние между бортовыми закраинами ободьев колес спереди в тех же точках, что и ранее, на высоте центров колес. Разница в результатах измерений расстояний между бортовыми закраинами ободьев колес до н после прокатывания автомобиля определяет величину схождения колес.

Регулируйте схождение колес изменением длины тяги Камаз-4310, 55111, 43118 в следующем порядке:

— выполните переходы для правого наконечника тяги, затем, наворачивая наконечник на тягу при большом схождении и отворачивая при малом, обеспечьте нормальное схождение передних колес.

Если вращением правого наконечника Камаз-4310, 55111, 43118 отрегулировать схождение не удается, то выполните переход для правого наконечника тяги. Затем, вращая левый наконечник, установите нормальное схождение

- Затяните гайки крепления пальцев с моментом 245—314 Нм (25—32 кг/см) и зашплинтуйте

- Затяните гайки болтов крепления наконечников на тяге с моментом 53,9—58,8 Нм (5,5—6,0 кг/см)

Замена крестовины карданного вала рулевого управления Камаз-4310, 55111, 43118

Крестовины карданного вала рулевого управления Камаз-4310, 55111, 43118 подлежат замене в случае износа игольчатых подшипников, уплотнительных колец, шипов крестовины, вызывающего увеличенный свободный ход рулевого колеса или увеличение усилия на нем при исправных насосе и гидроусилителе рулевого привода.

Снятие крестовины карданного вала Камаз-4310, 55111, 43118 рулевого управления

- Выверните винты крышки 10 (рис.5) фланца 13 крепления рулевой колонки и снимите крышку

- Отверните гайку стяжного болта верхней вилки карданного вала рулевого управления Камаз-4310, 55111, 43118 и выбейте болт

- Поднимите и зафиксируйте переднюю облицовочную панель кабины

- Отверните гайку стяжного болта нижней вилки карданного вала рулевого управления и выбейте болт

- Отсоедините верхнюю вилку карданного вала рулевого управления Камаз-4310, 55111, 43118 от шлицевого конца вала рулевой колонки

- Отсоедините нижнюю вилку карданного вала рулевого управления от шлицевого конца вала ведущего конического зубчатого колеса углового редуктора гидроусилителя

- Снимите карданный вал рулевого управления, перемещая его вниз и вперед

- Снимите крестовины шарниров

Установка крестовин карданного вала руля Камаз-4310, 55111, 43118

- Соберите шарниры карданного вала. Вилки шарниров карданного вала руля Камаз-4310, 55111, 43118 после его сборки должны находиться в одной плоскости,

- Отверстия под стяжные болты верхней и нижней вилок должны располагаться относительно продольной оси вала в разные стороны

- Установите вал на место, перемещая его вверх и назад. Карданный вал рулевого управления устанавливайте на автомобиль, направляя вверх вилкой шлицевой втулки.

- Соедините нижнюю вилку карданного вала руля Камаз-4310, 55111, 43118 со шлицевым концом вала ведущего конического зубчатого колеса углового редуктора гидроусилителя, совместив отверстие под стяжной болт вилки с канавкой на валу гидроусилителя

- Выполните переход для верхней вилки карданного вала

- Установите и закрепите стяжные болты вилок карданного вала руля Камаз-4310, 55111, 43118 гайками с моментом 13,7—16,7 Нм (1,4—1,7 кг/см)

- Установите и закрепите крышку фланца крепления рулевой колонки

- Опустите и зафиксируйте переднюю облицовочную панель кабины

Рис.5. Установка рулевой колонки Камаз-4310, 55111, 43118

1 — колесо рулевое- 2 — крышка верхняя, 3 - гайка; 4 — крышка нижняя: 6 — винт; 6, 8, 12, 14, 15 — болты с шайбами; 7 — колонка в сборе; 9 — винт с шайбой; 10 — крышка фланца; 11 — прокладка; 13 — фланец крепления колонки; 16—кронштейн крепления колонки

Замена рулевой колонки Камаз-4310, 55111, 43118

Рулевая колонка Камаз-4310, 55111, 43118 подлежит замене при следующих неисправностях:

- Повышенный износ или разрушение шариковых подшипников вала колонки.

- Осевое перемещение вала рулевой колонки Камаз-4310, 55111, 43118.

- Погнутость вала рулевой колонки,

- Износ шлицев на концах вала.

- Деформация и повреждения трубы колонки, ухудшающие нормальную работу колонки.

Снятие рулевой колонки Камаз-4310, 55111, 43118

- Установите передние колеса автомобиля в положение, соответствующее движению прямо

- Отключите выключатель аккумуляторных батарей автомобиля

- Снимите декоративную крышку 2 (см. рис.5) рулевого колеса 1

- Отверните гайку 3 крепления рулевого колеса на валу колонки 7

- Снимите рулевое колесо с вала рулевой колонки Камаз-4310, 55111, 43118

- Выверните винты крепления и снимите с колонки комбинированный переключатель, разъединив штекерные разъемы электрических проводов переключателя

- Выверните винты 9 крышки 10 фланца 13 крепления колонки и снимите крышку 10 с прокладкой 11

- Отверните гайку стяжного болта верхней вилки карданного вала рулевого управления, выбейте болт и отсоедините вилку от вала колонки

- Отверните болты 8 крепления колонки на фланце 13

- Отверните болты 6 крепления рулевой колонки к кронштейну 16 и снимите колонку

Установка рулевой колонки Камаз-4310, 55111, 43118

- Установите рулевую колонку 7 на фланец 13 и закрепите болтами 8 с пружинными шайбами

- Соедините верхнюю вилку карданного вала рулевого управления с валом колонки, установите и закрепите стяжной болт гайкой с моментом 13,7—16,7 Нм (1,4—1,7 кг/см). Стяжной болт устанавливается при совпадения отверстия под него в вилке с канавкой на валу рулевой колонки Камаз-4310, 55111, 43118

- Установите крышку 10 фланца с прокладкой и закрепите винтами 9 с шайбами

- Закрепите рулевую колонку Камаз-4310, 55111, 43118 на кронштейне 16 болтами 6 с пружинными шайбами. При креплении рулевой колонки к кронштейну 16 перекос колонки не допускается

- Установите на колонку комбинированный переключатель и закрепите его винтами. Соедините штекерные разъемы электрических проводов переключателя

- Установите рулевое колесо на вал колонки. При положении управляемых колес, соответствующих движению автомобиля по прямой, спицы рулевого колеса должны быть расположены симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось колонки и параллельной продольной оси автомобиля

- Заверните гайку крепления рулевого колеса на валу колонки с моментом 60—80 Нм (6—8 кг/см)

- Установите декоративную крышку рулевого колеса

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

specautotex.ru

ГУР «Камаз»: устройство, ремонт, схема

ГУР "Камаз": устройство, ремонт, схема

Гидроусилитель рулевого управления, или же ГУР — просто необходимость для большегрузных и тяжелых авто. И если на легковых машинах многие обходятся без этого помощника, то попробуйте повернуть руль «Камаза» без него. Сегодня мы все узнаем про ГУР «Камаз»: устройство механизмов, принцип работы, а также поговорим о типичных неисправностях и о ремонте.

Задачи, которые решает ГУР

Основная цель усилителя рулевого управления в том, чтобы максимально облегчить усилие, которое необходимо для поворота руля в случае выполнения различных маневров на небольших скоростях. Также усилитель делает воздействие на руль более ощутимым на высокой скорости.

Устройство

Какое имеет ГУР «Камаз» устройство? Механизм состоит из распределителя, гидроцилиндра, гидравлической жидкости, насоса, а также из соединителей и блока электронного управления.

Распределитель необходим для направления потоков гидравлических жидкостей в полости системы. Гидроцилиндр решает задачи преобразования гидравлического давления в механическую работу штоков и поршней. Жидкость не только передает усилия от насоса на гидроцилиндр, но и смазывает трущиеся узлы и детали. Насос его призван постоянно поддерживать необходимое давление. Также он способствует циркуляции жидкостей. Соединитель или трубка ГУРа «Камаза» служит для объединения между собой всех элементов этой конструкции. И наконец, электронный блок. Он направляет и регулирует работу усилителя.

Устройство типичного ГУРа

Какое имеет ГУР («Камаз») устройство? Зачастую исполнительные механизмы представлены в едином корпусе с рулевой системой. Такой усилитель можно назвать интегральным. В качестве гидравлической жидкости применяются различные масла типа ATF. Такие обычно льют в FRGG.

Как он работает? У ГУР «Камаза» схема работы очень проста. При вращении рулевого колеса роторный или же аксиально-поршневой насос, который приводится в действие при помощи ремня коленвала, начнет качать масло из бачка, а затем будет нагнетать гидравлическую жидкость под достаточно высоким давлением в распределитель золотникового типа. Последний отслеживает усилие, которое прилагается к рулевому колесу и оказывает помощь в повороте колес. Для этого применяют специальное следящее устройство. Часто таким элементом в типичных системах выступает торсион. Он встраивается в разрез рулевых валов.

Если автомобиль стоит или же двигается по прямой траектории, тогда усилия на валу рулевой системы нет. Соответственно, торсион открыт, а клапаны распределителя перекрыты. Масло в этом случае сбрасывается в бачок. Когда фиксируется поворот руля, торсион закручивается. Золотник освобождает каналы, а рабочая жидкость направляется к исполнительному устройству.

Если система оснащена реечным механизмом, тогда жидкость подается непосредственно в корпус рейки. Когда руль повернут до упора, тогда в дело включаются предохранительные клапаны, которые вовремя сбрасывают давление и защищают механические узлы от возможных повреждений.

ГУР «Камаз-5320»

Устройство его практически ничем не отличается от стандартного усилителя. Здесь тоже присутствуют распределитель, редуктор, а также гидравлический цилиндр, встроенный в рулевую.

Работа этого узла возможна лишь при постоянном движении рабочей жидкости. Так обеспечивается низкая нагрузка на насос. Давление в системе составляет 8000 кПа. Силовой цилиндр интегрирован в картер рулевого механизма. В качестве управляющего клапана используется золотниковый клапан, оснащенный системой реактивных плунжеров и центрирующими пружинами. Они создают ощущения сил сопротивления в момент поворота колес.

ГУР «Камаз-4310»

Этот узел здесь практически полностью такой же, как и в модели 5320. Принцип работы ГУР «Камаз-4310», устройство и конструкция этого узла практически ничем не отличаются. Основное отличие лишь в усилении некоторых частей, а также в измененном креплении рулевой сошки. Здесь болты, шплинты и другие крепежные детали теперь заменены на гайки со стопорными шайбами.

Гидравлический насос

Насос ГУР монтируется в развале блока цилиндров. На «Камазах» применяется привод шестеренчатого типа, однако относится насос к лопастному типу. Он имеет двойное действие. За один полный оборот он выполняет два цикла нагнетания и всасывания.

Устройство

Какое имеет устройство насос ГУР «Камаз»? Этот узел состоит из деталей корпуса, статора и ротора, который оснащен лопастями. Также в конструкции применен вал с подшипниками и шестерней для привода. Кроме насоса, в конструкции имеется распределительный диск, а также перепускные и предохранительные клапаны. Еще имеется бачок, фильтр и коллектор.

Детали корпуса, статор, а также крышка соединены и скреплены при помощи четырех болтов. Корпус имеет полость, куда попадает всасываемое масло. В торце его можно найти два отверстия овальной формы. По ним гидравлическая жидкость подается на ротор. В крышке имеется специальная расточка для распределительного диска, отверстия для клапанов, а также канал. Снизу в крышке есть отверстие для калибровки.

Ротор смонтирован в статоре при помощи шлицов. В пазах его размещены лопасти. Вал может вращаться при помощи шариковых подшипников. Жидкость направляется к лопастям с помощью распределительного диска. С помощью пружины диск плотно прижимается к статору и к ротору. Затем перепускной клапан ограничивает работу насоса, а предохранительный элемент сдерживает давление, которое создается при помощи насоса.

Есть и специальный бачок для жидкости. Он закреплен на корпусе насоса. В бачке имеется специальный сетчатый фильтр. Здесь можно найти и заливной фильтр, а также предохранительный клапан.

Как работает насос?

Когда лопасти ротора вращаются, то при воздействии инерции они прижимаются к статору. В лопасти, которые совпадают с отверстиями в корпусе, а также распределительным диском, подается жидкость. Затем она закачивается при помощи лопастей в более узкую часть между ротором и статором. Когда рабочие полости совпадут с отверстиями в диске, жидкость выйдет через отверстия за диск. А оттуда под высоким давлением уйдет по нижнему клапану в систему. Масло из полости за диском попадает на лопасти ротора и еще сильнее прижимает их к поверхности статора.

Закачка и всасывание работают в один момент сразу в двух местах. Когда частота оборотов ротора увеличивается, то масло из полости за диском не проходит через калибровочное отверстие. Так растет давление, открывает перепускной клапан. Немного жидкости через коллектор попадает опять во всасывающую полость. Так производительность механизма уменьшается.

О самых характерных поломках, которые присущи ГУРу

Нужно сказать, что неисправности ГУР «Камаза» случаются нечасто. При качественной эксплуатации и своевременном ТО этого узла можно забыть даже о частых регулировках. Однако, пусть и нечасто, можно прочитать о проблемах с усилителем.

Если бы не русская зима, тогда ГУР бы работал все время эксплуатации грузовика. Однако зимние морозы, ужасные дороги часто ведут к слишком раннему износу механизмов ГУРа. Обычно все поломки можно разделить на проблемы с механической частью и гидравлические неисправности.

И механические, и гидравлические проблемы могут появиться в любой части узла. Как и любая гидравлическая система, усилитель не терпит холода. Особенно он не любит слишком резких изменений. Тот же насос нагнетает довольно сильное давление. Следовательно, если вдруг повысится вязкость рабочего масла, то может выдавить сальники.

К тому же не всегда удается соблюдать хотя бы самые простые правила безопасного использования. Часто водители оставляют машины с вывернутыми колесами в большие морозы. После того как будет запущен мотор, давление будет расти лишь с одной стороны. В итоге выдавит сальник. Также мало кто по регламенту заменяет гидравлическую жидкость. А она со временем может загустеть. Это приводит к излишнему давлению.

Но это зима, а что летом? А здесь проблемы появляются преимущественно из-за пыли или грязи. Достаточно лишь совсем небольшой разгерметизации системы, и вскоре потребуется ремонт ГУР «Камаза». Так, при разгерметизации изнашиваются штоки и втулки. Первые сразу ржавеют и увеличивают износ вторых. Через пару сотен километров зазоры между штоком и втулкой станут больше допустимых. Так, рулевая рейка будет стучать.

Соблюдайте чистоту и уровень рабочей жидкости

Чтобы не было проблем с усилителем руля, нужно соблюдать чистоту. Грязная гидравлическая жидкость способна значительно ускорить износ насоса и уплотнителей в механике рулевой рейки грузового автомобиля.

Необходимо стараться смотреть за уровнем масла в бачке. Если уровень ниже, насос будет работать в режиме преждевременного износа.

Признаки типовых неисправностей элемента

Если при движении нужно постоянно выравнивать автомобиль при помощи руля, то необходимо проверить наличие свободного хода рулевого колеса. Если он выше, чем нужно, следует отрегулировать ход. Также нужно убедиться и проверить, не износились ли части винтовой пары.

В случае попадания воздуха в гидравлику в бачке можно увидеть вспененную и мутную жидкость. В этом случае нужно промыть и прокачать системы. Также подлежит замене фильтр. Кроме этого, одна из типичных неисправностей — прокладка коллектора, которая может износиться.

Ремонт и регулировки

Ремонтные работы сводятся к замене изношенных деталей или узлов. Все запчасти для усилителя производятся и есть в схемах сборочных единиц. Восстановлению детали не подлежат.

Для регулировок необходимо иметь специальный инструмент – динамометр, а для проверки давления понадобится манометр.

Итак, мы выяснили, какое имеет ГУР «Камаз» устройство, неисправности, конструкцию и принцип работы.

hochyvseznat.ru


Смотрите также