4310 гур камаз


ГУР "Камаз": устройство, ремонт, схема

ГУР "Камаз": устройство, ремонт, схема

Гидроусилитель рулевого управления, или же ГУР - просто необходимость для большегрузных и тяжелых авто. И если на легковых машинах многие обходятся без этого помощника, то попробуйте повернуть руль "Камаза" без него. Сегодня мы все узнаем про ГУР "Камаз": устройство механизмов, принцип работы, а также поговорим о типичных неисправностях и о ремонте.

Задачи, которые решает ГУР

Основная цель усилителя рулевого управления в том, чтобы максимально облегчить усилие, которое необходимо для поворота руля в случае выполнения различных маневров на небольших скоростях. Также усилитель делает воздействие на руль более ощутимым на высокой скорости.

Устройство

Какое имеет ГУР "Камаз" устройство? Механизм состоит из распределителя, гидроцилиндра, гидравлической жидкости, насоса, а также из соединителей и блока электронного управления.

Распределитель необходим для направления потоков гидравлических жидкостей в полости системы. Гидроцилиндр решает задачи преобразования гидравлического давления в механическую работу штоков и поршней. Жидкость не только передает усилия от насоса на гидроцилиндр, но и смазывает трущиеся узлы и детали. Насос его призван постоянно поддерживать необходимое давление. Также он способствует циркуляции жидкостей. Соединитель или трубка ГУРа "Камаза" служит для объединения между собой всех элементов этой конструкции. И наконец, электронный блок. Он направляет и регулирует работу усилителя.

Устройство типичного ГУРа

Какое имеет ГУР ("Камаз") устройство? Зачастую исполнительные механизмы представлены в едином корпусе с рулевой системой. Такой усилитель можно назвать интегральным. В качестве гидравлической жидкости применяются различные масла типа ATF. Такие обычно льют в FRGG.

Как он работает? У ГУР "Камаза" схема работы очень проста. При вращении рулевого колеса роторный или же аксиально-поршневой насос, который приводится в действие при помощи ремня коленвала, начнет качать масло из бачка, а затем будет нагнетать гидравлическую жидкость под достаточно высоким давлением в распределитель золотникового типа. Последний отслеживает усилие, которое прилагается к рулевому колесу и оказывает помощь в повороте колес. Для этого применяют специальное следящее устройство. Часто таким элементом в типичных системах выступает торсион. Он встраивается в разрез рулевых валов.

Если автомобиль стоит или же двигается по прямой траектории, тогда усилия на валу рулевой системы нет. Соответственно, торсион открыт, а клапаны распределителя перекрыты. Масло в этом случае сбрасывается в бачок. Когда фиксируется поворот руля, торсион закручивается. Золотник освобождает каналы, а рабочая жидкость направляется к исполнительному устройству.

Если система оснащена реечным механизмом, тогда жидкость подается непосредственно в корпус рейки. Когда руль повернут до упора, тогда в дело включаются предохранительные клапаны, которые вовремя сбрасывают давление и защищают механические узлы от возможных повреждений.

ГУР "Камаз-5320"

Устройство его практически ничем не отличается от стандартного усилителя. Здесь тоже присутствуют распределитель, редуктор, а также гидравлический цилиндр, встроенный в рулевую.

Работа этого узла возможна лишь при постоянном движении рабочей жидкости. Так обеспечивается низкая нагрузка на насос. Давление в системе составляет 8000 кПа. Силовой цилиндр интегрирован в картер рулевого механизма. В качестве управляющего клапана используется золотниковый клапан, оснащенный системой реактивных плунжеров и центрирующими пружинами. Они создают ощущения сил сопротивления в момент поворота колес.

ГУР "Камаз-4310"

Этот узел здесь практически полностью такой же, как и в модели 5320. Принцип работы ГУР "Камаз-4310", устройство и конструкция этого узла практически ничем не отличаются. Основное отличие лишь в усилении некоторых частей, а также в измененном креплении рулевой сошки. Здесь болты, шплинты и другие крепежные детали теперь заменены на гайки со стопорными шайбами.

Гидравлический насос

Насос ГУР монтируется в развале блока цилиндров. На "Камазах" применяется привод шестеренчатого типа, однако относится насос к лопастному типу. Он имеет двойное действие. За один полный оборот он выполняет два цикла нагнетания и всасывания.

Устройство

Какое имеет устройство насос ГУР "Камаз"? Этот узел состоит из деталей корпуса, статора и ротора, который оснащен лопастями. Также в конструкции применен вал с подшипниками и шестерней для привода. Кроме насоса, в конструкции имеется распределительный диск, а также перепускные и предохранительные клапаны. Еще имеется бачок, фильтр и коллектор.

Детали корпуса, статор, а также крышка соединены и скреплены при помощи четырех болтов. Корпус имеет полость, куда попадает всасываемое масло. В торце его можно найти два отверстия овальной формы. По ним гидравлическая жидкость подается на ротор. В крышке имеется специальная расточка для распределительного диска, отверстия для клапанов, а также канал. Снизу в крышке есть отверстие для калибровки.

Ротор смонтирован в статоре при помощи шлицов. В пазах его размещены лопасти. Вал может вращаться при помощи шариковых подшипников. Жидкость направляется к лопастям с помощью распределительного диска. С помощью пружины диск плотно прижимается к статору и к ротору. Затем перепускной клапан ограничивает работу насоса, а предохранительный элемент сдерживает давление, которое создается при помощи насоса.

Есть и специальный бачок для жидкости. Он закреплен на корпусе насоса. В бачке имеется специальный сетчатый фильтр. Здесь можно найти и заливной фильтр, а также предохранительный клапан.

Как работает насос?

Когда лопасти ротора вращаются, то при воздействии инерции они прижимаются к статору. В лопасти, которые совпадают с отверстиями в корпусе, а также распределительным диском, подается жидкость. Затем она закачивается при помощи лопастей в более узкую часть между ротором и статором. Когда рабочие полости совпадут с отверстиями в диске, жидкость выйдет через отверстия за диск. А оттуда под высоким давлением уйдет по нижнему клапану в систему. Масло из полости за диском попадает на лопасти ротора и еще сильнее прижимает их к поверхности статора.

Закачка и всасывание работают в один момент сразу в двух местах. Когда частота оборотов ротора увеличивается, то масло из полости за диском не проходит через калибровочное отверстие. Так растет давление, открывает перепускной клапан. Немного жидкости через коллектор попадает опять во всасывающую полость. Так производительность механизма уменьшается.

О самых характерных поломках, которые присущи ГУРу

Нужно сказать, что неисправности ГУР "Камаза" случаются нечасто. При качественной эксплуатации и своевременном ТО этого узла можно забыть даже о частых регулировках. Однако, пусть и нечасто, можно прочитать о проблемах с усилителем.

Если бы не русская зима, тогда ГУР бы работал все время эксплуатации грузовика. Однако зимние морозы, ужасные дороги часто ведут к слишком раннему износу механизмов ГУРа. Обычно все поломки можно разделить на проблемы с механической частью и гидравлические неисправности.

И механические, и гидравлические проблемы могут появиться в любой части узла. Как и любая гидравлическая система, усилитель не терпит холода. Особенно он не любит слишком резких изменений. Тот же насос нагнетает довольно сильное давление. Следовательно, если вдруг повысится вязкость рабочего масла, то может выдавить сальники.

К тому же не всегда удается соблюдать хотя бы самые простые правила безопасного использования. Часто водители оставляют машины с вывернутыми колесами в большие морозы. После того как будет запущен мотор, давление будет расти лишь с одной стороны. В итоге выдавит сальник. Также мало кто по регламенту заменяет гидравлическую жидкость. А она со временем может загустеть. Это приводит к излишнему давлению.

Но это зима, а что летом? А здесь проблемы появляются преимущественно из-за пыли или грязи. Достаточно лишь совсем небольшой разгерметизации системы, и вскоре потребуется ремонт ГУР "Камаза". Так, при разгерметизации изнашиваются штоки и втулки. Первые сразу ржавеют и увеличивают износ вторых. Через пару сотен километров зазоры между штоком и втулкой станут больше допустимых. Так, рулевая рейка будет стучать.

Соблюдайте чистоту и уровень рабочей жидкости

Чтобы не было проблем с усилителем руля, нужно соблюдать чистоту. Грязная гидравлическая жидкость способна значительно ускорить износ насоса и уплотнителей в механике рулевой рейки грузового автомобиля.

Необходимо стараться смотреть за уровнем масла в бачке. Если уровень ниже, насос будет работать в режиме преждевременного износа.

Признаки типовых неисправностей элемента

Если при движении нужно постоянно выравнивать автомобиль при помощи руля, то необходимо проверить наличие свободного хода рулевого колеса. Если он выше, чем нужно, следует отрегулировать ход. Также нужно убедиться и проверить, не износились ли части винтовой пары.

В случае попадания воздуха в гидравлику в бачке можно увидеть вспененную и мутную жидкость. В этом случае нужно промыть и прокачать системы. Также подлежит замене фильтр. Кроме этого, одна из типичных неисправностей - прокладка коллектора, которая может износиться.

Ремонт и регулировки

Ремонтные работы сводятся к замене изношенных деталей или узлов. Все запчасти для усилителя производятся и есть в схемах сборочных единиц. Восстановлению детали не подлежат.

Для регулировок необходимо иметь специальный инструмент – динамометр, а для проверки давления понадобится манометр.

Итак, мы выяснили, какое имеет ГУР "Камаз" устройство, неисправности, конструкцию и принцип работы.

fb.ru

ГУР КАМАЗ

ГУР КАМАЗ

   Чем тяжелее автомобиль, тем сложнее поворачивать руль. Эта сентенция имела бы все шансы стать аксиомой, если бы некой умной голове не пришла бы в нее же идея придумать штуку, которая помогала бы водителю поворачивать рулевое колесо – гидравлический усилитель руля, сокращенно ГУР…

   Конечно, появление гидроусилителя сопровождалось множеством проб и попыток, большая часть которых не была успешной, поэтому от идеи до воплощения прошел не один год, но когда Камский Автозавод разрабатывал свой первый грузовик, то ГУР КамАЗ 5320 уже изначально был в проектировочных документах, как неотъемлемая часть конструкции.

1     6520-3414010-60     Тяга сошки рулевого управления     4     6520-3401090-60     Сошка рулевого управления     7     6520-3401099     Болт М20х1,5     10     251646     Гайка М10х1,25-6Н ОСТ 37.001.197-75     11     1/13438/31     Болт М10х1,25-6gх50     13     853514     Гайка М24х1,5-6Н     15     1/05174/77     Шайба 20 пружинная     16     853631     Шайба     17     1/07350/01     Шплинт 4,7х50     20     451043401062-90     Рулевой механизм С-700 717-062 (117-062)

  Дабы не углубляться в технические дебри, которые интересны разве что специалистам, опишем суть работы данного устройства в упрощенном варианте:

 - при повороте руля, срабатывает золотник гидроусилителя, и дает команду на перекрытие клапана с определенной стороны и закрытие с другой. Так как насос ГУР КамАЗ старается поддерживать стабильное давление, то с одной стороны масло сливается, а с другой начинает давить на поршень гидроцилиндра, тем самым, помогая смещать тягу с ним связанную;

 - при наезде на камень, кочку и так далее обязательно следует рывок колеса, но в этом случае ГУР КамАЗ срабатывает вроде амортизатора, принимая удар на себя (водитель может почувствовать небольшое сопротивление), но так как золотник не двигался, то благодаря тому же постоянному давлению колесо возвращается «на исходную;

 - когда насос не работает (при поломке или отключенном двигателе) связующие каналы и полости остаются открытыми, и масло переливается из одной в другую свободно, поэтому помощи водителю от ГУР КамАЗ 4310, 5320 или любой другой модели ждать не приходится, но и механическому повороту гидроусилитель не мешает.

Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей      8-916-161-01-97      Сергей Николаевич

   В последнем случае нужно помнить о том, что при неработающем ГУРе не только устает водитель, но и увеличивается износ деталей рулевого управления, поэтому следить за исправностью системы нужно постоянно, а поворачивать без гидроусилителя как можно реже.

  В компании «СпецМаш» найдутся гидроусилители самых разных моделей, подшипники КАМАЗ но разнообразие ассортимента не главный наш козырь. Главное то, что на любой ГУР КамАЗ цена в нашем магазине ниже, чем у других производителей-поставщиков. Заказать нужные детали системы гидроусиления у нас очень просто – можете воспользоваться формой на сайте либо написать нам на электронный адрес или позвонить по телефону. Оплата принимается и наличными и в безналичном виде, доставка в регионы предусмотрена (транспортные компании).

Устройство ГУР КАМАЗ

1     853354     Болт М8-6gх30     2     1/05166/73     Шайба 8 пружинная     3     4310-3401079     Крышка передняя     4     864201     Кольцо уплотнительное     4     864201     Кольцо уплотнительное     5     853512     Гайка М25х1,5-6Н     6     5320-3401373     Шайба пружинная     7     1/21647/21     Гайка М10х1,25-6Н     8     1/05168/73     Шайба 10 пружинная     9     864650     Подшипник упорный     9     864650     Подшипник упорный     10     4310-3400020     Механизм рулевого управления в сборе     11     4310-3401710     Редуктор угловой в сборе     12     4310-3401090     Сошка рулевого управления     13     853631     Шайба     14     853567     Гайка     15     864707     Шарик-заглушка     16     1/13069/21     Болт М10х1,25-6gх30     17     1/05168/73     Шайба 10 пружинная     18     251648     Гайка М14х1,5-6Н ОСТ 37.001.197-75     19     4310-3401083     Крышка боковая     20     4310-3401029     Манжета уплотнительная     21     864206     Кольцо уплотнительное     22     864203     Кольцо уплотнительное редуктора руля     23     5320-3401791     Втулка     24     864204     Кольцо уплотнительное     25     862803     Кольцо упорное     26     5320-3401140     Шайба регулировочная     26     5320-3401141     Шайба регулировочная (453471205)     26     5320-3401142     Шайба регулировочная     26     5320-3401144     Шайба     27     5320-3401163     Винт регулировочный     28     5320-3401176     Шайба упорная     29     4310-3401065     Вал сошки     30     4310-3401029-10     Манжета уплотнительная вала сошки     31     4310-3401789     Шайба упорная уплотнительной манжеты вала сошки     32     4310-3401015     Картер механизма рулевого управления     33     864207     Кольцо уплотнительное рулевого механизма     33     864207     Кольцо уплотнительное рулевого механизма     34     5320-3401371     Клапан перепускной     35     5320-3401377     Колпачок клапана     36     4310-3401529     Крышка задняя картера рулевого управления     37     1/05168/73     Шайба 10 пружинная     38     1/13069/21     Болт М10х1,25-6gх30     39     4310-3401076     Втулка картера     40     864190     Манжета вала сошки в сборе     41     864194     Кольцо упорное     42     4310-3401030     Манжета наружная сальника сошки вала в сборе     43     864707     Шарик-заглушка     44     2101-2401046     Пробка магнитная в сборе     45     4310-3401417     Винт установочный     46     4310-3401411     Рейка-поршень     47     5320-3401038     Гайка шариковая     48     864707     Шарик-заглушка     49     5320-3401179     Желоб шариковой гайки     50     4310-3401415     Кольцо уплотнительное рейки-поршня     51     864208     Кольцо распорное     52     1/35466/21     Шпилька М10х1,25х20х35     53     1/05168/73     Шайба 10 пружинная     54     1/21647/21     Гайка М10х1,25-6Н     55     862812     Кольцо упорное втулки     56     5320-3401361     Кольцо уплотнительное винта рулевого управления     57     5320-3401391     Кольцо распорное     58     5320-3401403     Втулка плавающая     59     4310-3401359     Винт рулевого управления     60     1/05166/73     Шайба 8 пружинная     61     1/13438/31     Болт М10х1,25-6gх50     62     379432     Пломба     63     258266     Проволока     64     4310-3401780     Колпачок регулировочного винта предохранительного клапана     65     1/05168/73     Шайба 10 пружинная     66     853034     Болт М10х1,5-6gх65

www.kspecmash.ru

Усилитель рулевого привода Камаз 4310

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Устройство эксплуатация камаз 4310

Усилитель рулевого привода Камаз 4310

Усилитель рулевого привода предназначен для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к рулевому колесу при повороте автомобиля, смягчения толчков и ударов, передавае-емых от управляемых колес на рулевое колесо при движении по неровной дороге, и повышения безопасности движения на высоких скоростях при разрыве шины переднего колеса.

Усилитель гидравлический с реактивным плунжером; объединен в одном корпусе с редуктором рулевого механизма. Емкость системы гидроусилителя 4,2 л. Применяется всесезонное масло марки Р, заменители — масло АУ, АУп.

Он состоит (см. рис. 93) из насоса, клапана управления, рабочего цилиндра, масляного радиатора, трубопроводов.

Насос гидроусилителя служит для создания рабочего давления масла в цилиндре гидроусилителя. По типу лопастной, двойного действия, с шестеренчатым приводом от распределительных шестерен двигателя. Максимальное давление, ограниченное предохранительным клапаном, 9 МПа (90 кгс/см2). Производительность насоса при частоте вращения 2000 мин-1— 16,5 л/мин.

Установлен в развале блока цилиндров и крепится к корпусу распределительных шестерен. Вал насоса приводится во вращение от шестерни топливного насоса высокого давления.

Насос состоит из корпуса с крышкой, вала насоса, ротора с лопастями (пластинами), статора, распределительного диска, предохранительного клапана, перепускного клапана, бачка, фильтрующего элемента, коллектора, трубки бачка, пробки заливной горловины с маслоизмерительным стержнем.

Внутри корпуса имеется всасывающая полость, куда масло поступает через вертикальное отверстие из бачка. В заднем торце корпуса насоса выполнены два овальных отверстия и прилив для установки игольчатых подшипников.

Овальные отверстия служат для подачи масла к ротору. В передней части корпуса выполнены расточки для установки шарикового подшипника и манжеты вала. В заднем торце корпуса, со стороны статора, выполнены два отверстия под установочные штифты статора и четыре углубления для масла, подаваемого под лопасти ротора. Внутри крышки выполнена расточка под распределительный диск и нагнетательную полость.

В крышке имеются глухое сверление под клапаны насоса и вертикальное отверстие, которым сверление под клапаны соединяется с бачком. Нагнетательная полость в крышке через калиброванное отверстие А соединена с осевым ступенчатым каналом, к которому при помощи штуцера присоединяется нагнетательный трубопровод, идущий к клапану управления. В переднем торце крышки выполнены четыре отверстия под болты.

Рис. 96. Насос гидроусилителя рулевого управления: а — конструкция: 1 — шестерня привода; 2 —гайка крепления шестерни; 3 — шплинт; 4, 15 — шайбы; 5 — вал насоса; 6 —сегментная шпонка; 7, 10 — упорные кольца; 8 — шарикоподшипник; 9 — маслоотгонное кольцо; 11 —манжета; 12 — игольчатый подшипник; 13 — пробка заливной горловины; 14 — заливной фильтр; 16 — болт; 17, 36, 39 — уплотни-тельные кольца; 18 — труба фильтра; 19 — предохранительный клапан; 20 — крышка бачка с пружиной; 21, 28 — уплотнительные прокладки; 22 — бачок насоса; 23 — фильтрующий элемент; 24 — коллектор; 25 — трубка бачка; 26 — штуцер; 27 — прокладка коллектора; 29 — крышка насоса; 30 — пружина перепускного клапана; 31 — седло предохра» нительного клапана; 32 — регулировочные шайбы; 33 — перепускной клапан в сборе с предохранительным клапаном; 34 — распределительный диск; 35 — пластина насоса; 37 — статор; 38 — ротор; 40 — корпус насоса; А, Б — дросселирующие отверстия: В — полость нагнетания; Г — радиальные отверстия

Вал насоса установлен в корпусе на шариковом и игольчатом подшипниках. На наружном конце вала с помощью шпонки и гайки закреплена шестерня привода насоса.

На внутреннем конце вала выполнены шлицы для установки ротора. Ротор на шлицах вала установлен свободно. Уплотнение вала в корпусе обеспечивается самоподжимным сальником. Кроме того, на валу установлено маслосгонное кольцо. Внутри ротора выполнены шлицы для установки его на валу. На наружной поверхности ротора выполнены десять пазов для установки пластин, которые должны перемещаться в пазах ротора свободно, без заедания.

Корпус, статор и крышка стянуты четырьмя общими болтами. Для этих болтов снаружи статора имеется четыре углубления. Уплотнение статора со стороны корпуса и крышки обеспечивается резиновыми кольцами. Положение статора относительно корпуса фиксируется с помощью двух штифтов, для которых он имеет два сквозных отверстия.

В цилиндрической выточке статора имеются две выемки, заходя в каждую из которых пластины ротора обеспечивают всасывание и нагнетание масла. Начало каждой полости (по ходу вращения ротора) через три отверстия разного диаметра в статоре и выемке в распределительном диске сообщается с полостью всасывания.

Снаружи на статоре выбита стрелка. Положение статора относительно корпуса насоса должно быть таким, чтобы направление стрелки на статоре совпадало с направлением вращения вала насоса.

Распределительный диск (рис. 96, б, в) предназначен для направления потоков масла к пластинам ротора, под пластины и от пластин. Для этого в диске имеются отверстия. Два углубления в распределительном диске являются полостями всасывания. Два наружных продолговатых отверстия в диске предназначены для подачи масла в полость нагнетания. Центральные продолговатые отверстия и углубления служат для подвода и отвода масла от пластин.

Предохранительный и перепускной клапаны установлены в крышке насоса. Перепускной клапан ограничивает количество масла, подаваемого насосом в систему, и состоит из плунжера и пружины. Плунжер при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя пружиной прижат к распределительному диску и закрывает проходное отверстие вертикального канала крышки насоса. Предохранительный клапан установлен внутри перепускного. Он ограничивает давление масла в системе гидроусилителя в пределах 8,5…9 МПа (85…90 кгс/см2). Состоит из шарика, пружины, направляющего стержня и седла с регулировочными прокладками.

Бачок насоса стальной, штампованный. Установлен сверху корпуса и крышки на прокладке и закреплен болтами вместе с направляющим коллектором. Сверху бачок закрыт крышкой, в которую установлен заливной фильтр; фильтр закрыт пробкой, к которой прикреплен щуп. Внутри бачка установлен коллектор насоса с фильтром. В крышке насоса установлен предохранительный клапан, ограничивающий давление масла внутри бачка. Коллектор предназначен для направления масла из полости крышки насоса при открытии перепускного клапана в полость всасывания корпуса. Он обеспечивает создание избыточного давления в полости всасывания корпуса, снижает шум и износ деталей насоса. В коллектор ввернута пустотелая труба фильтра (стойка), которая имеет боковую прорезь для выхода масла. Она выполняет роль направляющей для пакета фильтрующих элементов.

Фильтр представляет собой пакет отдельных фильтрующих элементов, каждый из которых состоит из сетчатого каркаса, двух мелких латунных сеток и расширителя. Нижний фильтрующий элемент уплотняется на трубе при помощи пружины, установленной между пакетом фильтрующих элементов и крышкой.

Масло подводится к трубе (стойке) фильтра с помощью трубки. При засорении фильтрующих элементов давление масла на фильтрующие элементы увеличивается, и весь пакет дисков перемещается вверх к крышке. В этом случае масло возвращается из системы гидроусилителя и попадает в бачок, минуя фильтрующие элементы.

При вращении вала насоса пластины прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла, поступающего в пространство под ними из полости крышки насоса по каналам в распределительном диске. Между пластинами и неподвижными поверхностями насоса образуются камеры переменного объема, которые, проходя мимо зон всасывания, заполняются маслом. Для более полного заполнения камер масло подводится как со стороны корпуса насоса (через два окна), так и со стороны углублений в распределительном диске через шесть отверстий, выполненных в статоре и расположенных по три против окон всасывания. При уменьшении межлопастного объема масло вытесняется по каналам в распределительном диске в полость крышки насоса, сообщающуюся через калиброванное отверстие А с линией нагнетания. На участках поверхности статора с постоянным радиусом (между зонами всасывания и нагнетания) объем камер не изменяется. Эти участки необходимы для того, чтобы обеспечить минимальное перетекание масла между этими зонами.

Во избежание «запирания» масла, которое препятствовало бы перемещению пластин, пространство под ними связано посредством дополнительных малых каналов в распределительном диске с полостью в крышке 29 насоса.

При минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя клапан прижат пружиной 30 к распределительному диску. Масло из полости в крышке насоса через калиброванное отверстие А поступает в канал, соединяющийся с линией нагнетания. Полость под клапаном, где расположена пружина 30, сообщается с этим каналом отверстием малого диаметра Б. С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя за счет сопротивления отверстия А образуется разность давлений в полости крышки (перед клапаном) и в канале нагнетания насоса (за клапаном). Перепад давлений тем больше, чем больше масла проходит в единицу времени через это отверстие, и не зависит от величины давления. Избыточное давление в полости крышки, воздействуя на левый торец перепускного клапана, преодолевает сопротивление пружины. При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан, возрастает настолько, что пружина сжимается и клапан, перемещаясь вправо, открывает выход части масла из полости крышки в бачок. Чем больше масла подает насос, тем больше его перепускается через клапан обратно в бачок. Таким образом, увеличения подачи масла в систему свыше заданного предела почти не происходит.

Перепускной клапан при срабатывании встроенного в него предохранительного клапана работает аналогичным образом. Открываясь, шариковый клапан пропускает небольшой поток масла в бачок через радиальные отверстия в перепускном клапане. При этом давление на правый торец перепускного клапана падает, поскольку поток масла, идущий через шариковый клапан, ограничен отверстием Б. Клапан в этом случае, перемещаясь вправо, открывает выход в бачок основной части перепускаемого масла.

Рис. 97. Схема работы гидроусилителя рулевого управления:1 —рулевое колесо; 2 — пружина предохранительного клапана фильтра гидросистемы; 3 — фильтр; 4 — насос гидроусилителя; 5 — перепускной клапан; 6 — вал сошки с зубчатым сектором: 7 —задняя полость гидроусилителя; 8 — поршень-рейка; 9 — сошка; 10— продольная тяга; 11 — поперечная тяга; 12 — переднее колесо автомобиля; 13 — магнитная пробка; 14 — шариковая гайка; 15 — винт; 16 — картер рулевого механизма; 17 — обратный клапан; 18 — предохранительный клапан рулевого механизма; 19 — клапан управления гидроусилителем; 20 — золотник; 21 — упорный подшипник; 22 — реактивный плунжер; 23 — центрирующая пружина; 24 — угловой редуктор; 25 — передняя полость гидроусилителя; 26 — линия нагнетания; 27 — карданный вал; 28 — радиатор; 29 — рулевая колонка; 30 — заливной фильтр; 31 — бачок насоса гидросистемы; 32 — линия слива; 33 — пружина перепускного клапана насоса; 34 — предохранительный клапан насоса; 35 — перепускной клапан;

Роль рабочего цилиндра (рис. 97) выполняет картер рулевого механизма.

Полости картера рулевого механизма перед поршнем-рейкой и за ним соединяются с корпусом клапана управления гидроусилителя с помощью каналов в картере рулевого механизма.

Масляный радиатор предназначен для охлаждения масла в системе гидроусилителя рулевого привода. Радиатор из алюминиевой оребренной трубы установлен перед масляным радиатором смазочной системы двигателя.

Трубопроводы системы гидроусилителя состоят из стальных Цельнотянутых труб и резиновых рукавов с оплеткой. Рукава высокого давления имеют две внутренние комбинированные оплетки, состоящие из хлопчатобумажных и лавсановых нитей. Концы рукавов заделываются в специальные наконечники. Рукава низкого давления имеют одну внутреннюю нитяную (лавсановую) оплетку и крепятся на трубопроводах гидросистемы с помощью хомутов.

Клапан управления гидроусилителя служит для направления под давлением потока масла в ту или иную полость силового цилиндра в соответствии с направлением поворота рулевого колеса.

Клапан управления золотниковый, с реактивными плунжерами, крепится к картеру углового редуктора шпильками и болтом.

Он состоит из корпуса с крышкой, золотника, реактивных плунжеров, обратного клапана, предохранительного клапана, упорных подшипников, конической шайбы, уплотнения.

Корпус имеет выполненные с большой точностью отверстия: центральное для золотника, три сквозных и три глухих сверления, расположенных вокруг центрального отверстия. В корпусе клапана выполнены два резьбовых отверстия, в которые вворачиваются штуцеры трубок: подводящей масло от масляного насоса (нагнетательная магистраль) и отводящей масло из клапана в бачок масляного насоса (сливная магистраль). На внутренней поверхности корпуса выполнены три кольцевые проточки. Крайние проточки с помощью каналов в корпусе соединены с магистралью слива, средняя — с нагнетающей магистралью. В поясках корпуса, между крайней и средней проточками, выполнены отверстия, соединенные с каналами корпуса и сообщающиеся через каналы углового редуктора с полостями силового цилиндра.

Выходные отверстия этих каналов находятся на торцевой поверхности корпуса со стороны корпуса углового редуктора. На этой торцевой поверхности имеется также отверстие клапана, соединяющего полость крышки корпуса со сливной магистралью.

Отверстия и сверления корпуса соединены с нагнетательной магистралью.

Золотник установлен внутри корпуса. На наружной поверхности золотника выполнены три пояска. Средний поясок значительно уже, чем крайние.

Клапан управления имеет девять реактивных плунжеров. Шесть реактивных плунжеров установлены в трех сквозных отверстиях корпуса попарно. Три остальные размещаются в глухих сверлениях корпуса, они имеют менее жесткие пружины. В одном из плунжеров собран обратный клапан, предназначенный для соединения магистрали высокого и низкого давления при неработающем насосе гидроусилителя и уменьшения усилия водителя, прикладываемого к рулевому колесу при повороте. В корпусе клапана управления установлен также предохранительный клапан, предназначенный для ограничения давления масла в системе гидроусилителя до 7,5…8 МПа (75…80 кгс/см2) и предохранения масляного насоса от перегрева, а деталей гид-

усилителя от чрезмерных перегрузок. Предохранительный к 1апан соединяет магистрали нагнетания и слива при достижении указанного давления.

Предохранительный клапан размещен в отдельной бобышке корпуса, что обеспечивает возможность доступа к нему в случае необходимости произвести проверку, регулировку или замену. Чтобы исключить неконтролируемый доступ к предохранительному клапану, пробка гнезда шплинтуется и пломбируется. Одновременно шплинт-проволока предохраняет пробку от самоотворачивания.

Золотник клапана устанавливается на винте рулевого механизма на двух упорных подшипниках, которые состоят из двух колец разного диаметра и сепаратора с цилиндрическими роликами малого диаметра.

Внутренние кольца большого диаметра установлены в сторону золотника. Задний упорный подшипник упирается в специальный бурт на винте, а передний зафиксирован гайкой с упругой шайбой, установленной вогнутой стороной к подшипнику.

Золотник клапана управления имеет ббльшую длину, чем корпус клапана, вследствие чего золотник вместе с винтом может перемещаться в осевом направлении на 1… 1,2 мм в каждую сторону от среднего положения. В среднее положение золотник и винт возвращаются под действием пружин реактивных плунжеров и давления масла, действующего на плунжеры.

Читать далее: Работа гидроусилителя Камаз 4310

Категория: - Устройство эксплуатация камаз 4310

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Ремонт и эксплуатация грузовиков – Capfa.Ru

КамАЗ-5320: Замена гидроусилителя на КамАЗ-4310 | Ремонт и эксплуатация грузовиков

КАМАЗ-5320 мапнипулятор отработал почти месяц, с начала покупки.  Рулевое управление, которое нельзя было назвать легким преподнесло сюрприз. Отказалось  работать и водитель с большим трудом доехал до гаража.

Начали разбираться с неисправностью. Жидкость в бачке гидро усилителя была ,шкворня были смазаны и с заглушенным двигателем рулевое колесо при вывешенных колесах легко вращалось. После недолгих раздумий было решено брать новый гидро усилитель.

В магазине присутствовали две модели ,собственно усилитель КАМАЗ-5320 и более сильный его собрат от модели  КАМАЗ -4310.Единственное, что смущало, то это то что гидро усилители были востановленые.  Правда продавец заверил, о полугодовой гарантии и отказах гидро усилителя. Цена также на них была в два раза ниже нового. Немного поразмыслив решили взять версию КАМАЗ 4310. Ведь за кабиной находиться двухтонная манипуляторная установка и лишняя мощность при маневрировании в стесненных условиях не повредит.

К гидро усилителю пришлось докупить другую сошку с гайкой и стопорной шайбой и вилку привода карданного вала. На старом гидро усилителе вилка кардана имела в присоединении цилиндр клином, а вот на новом гидро усилителе вилка имела цанговое шлицепое соединение. Также сразу взяли крестовину к вилке в дополнение, чтоб не ехать в магазин лишний раз.

Процесс снятия старого гидро усилителя не принес никаких проблем. Рулевой палец с сошки довольно легко сбился. Клин в вилке также легко вышел. Затем были откручены две трубки от гидро усилителя и выкручены четыре болта держащие сам механизм. При поднятой кабине вытащили карданчик,  предварительно открутив с него пыльник. Крестовину сразу демонтировали, как оказалось не зря, с нее высыпались ржавые иголки. Новую крестовину с новой вилкой быстро собрали и вставили в таком же положение в карданчик. 

Снятый гидроусилитель старого образца.

После этого начали прикручивать гидро усилитель к кронштейну рамы. Два верхних болта подошли моментально, а вот за нижними длинными опять пришлось ехать в автомагазин. Они раза в четыре длиннее верхних. Затем закрепили к сошке продольную рулевую тягу и соединили карданчик с входным валом. Покрутили за рулевое колесо и нашли середину или говоря проще –положение руля прямо. Колеса на машине также стояли в положении прямо и потому сошку рулевого одели на вал сошки и поставив контрящую шайбу закрутили ее. Затем не сильно постучали по сошке, подтянули гайку и застопорили ее. Осталось подсоединить две трубки гидросистемы. Трубки подошли  без перегибов. Затянули трубки, подняли кабину и залили масло в гидробачек рулевого  насоса.насоса.

После этого завели двигатель, подняли аутригерами передний мост и начали прокачивать рулевое управление. Для этого раза по три поворачивали колеса с небольшим не до упором в крайне левое, правое положение и спускали воздух в верхней части гидро усилителя не забывая подливать масло. Когда прокачку закончили опустили переднюю часть автомобиля и проехали немного. Радости водителя не было предела, руль крутился гораздо легче и быстрее. При маневрировании в узких пространствах- это не лишнее.

Установленый гидроусилитель типа КАМАЗ-4310

Буквально за неделю перед поломкой водитель  по своей инцитативе  заменил  руль на суперовский бэушный. С усиленным рулевым он бы наверняка этого делать не стал.

Еще через неделю начало выбрасывать масло из бачка рулевого насоса. Сначала хотели снимать гидроусилитель и нести его обратно в магазин по рекламации, но знакомый камазист посоветовал сначала проверить прокладку между бачком и насосом. После замены новой прокладки выкидывание масла совершенно прекратилось из бачка и машина пошла в работу.

Похожие записи:

www.capfa.ru

Гидроусилитель руля КАМАЗ - сокращенно ГУР

Механизм рулевой КАМАЗ гидроусилитель руля КАМАЗ ГУР

Гидроусилитель руля КАМАЗ или сокращенно ГУР — нужный и очень полезный агрегат автомобиля КАМАЗ, который помогает водителю управлять транспортом.

Рулевые механизмы (ГУР). Новые, завод.
Код Артикул Наименование Цена
Гур01 4310-3400020-01 Механизм рулевой КАМАЗ Борисов 25000
Гур02 4310-3400020-03 Механизм рулевой КАМАЗ Борисов 35600
Гур03 53212-3400020 Механизм рулевой КАМАЗ старого образца 7000
Гур04 6540-3400020-01 Механизм рулевой КАМАЗ 6540 (8х4) 36500
Гур05 C700-VW117-11 717-110 Механизм рулевой КАМАЗ RBL 52000

Чем отличается рулевой механизм 4310-3400020-03 от Гура КАМАЗ 4310-3400020-01, снятого с производства:По размерам и присоединению ГУР 4310 -01 полностью идентичен с моделью -03.Техническими характеристиками новая модификация тоже не отличается от базовой.

Основное отличие 4310-3400020-03 – установлен встроенный концевой выключатель, разработанный на уменьшение нагрузок происходящих в Гуре при максимальном угле поворота руля. ГУР КАМАЗ 4310 устанавливался на автомобили: 4310, 4326, 43101, 43114, 43118, 4308, 65115 и другие.

Вкратце, мы переберем главные особенности, строение, типичные поломки и рекомендации по обслуживанию. Иногда водители не придают внимания рулевому механизму КАМАЗ, конечно «вращается руль и ладно, разве может быть по другому». Конечно может! При неисправности ГУР через несколько километров вы откажетесь управлять грузовой машиной.Гидроусилитель руля КАМАЗ - устройство являющееся элементом рулевого механизма, которое помогает в управлении машиной.

ГУР КАМАЗ создан для:- контролировать устойчивость траектории движения;- уменьшат усилия водителя при повороте руля- сохраняет обратную связь руля и колес

Гидроусилитель руля КАМАЗ в деталях:- распределитель, направляющий поток жидкости в системе;- гидроцилиндр, корректирующий давление жидкости в работу штока и поршня;- рабочая жидкость, смазывающая трущиеся детали и передающая давление к г.цилиндру;- насоса;- шлангов, соединяющих все детали внутри механизма;- мозгов, которые регулируют рабочие моменты ГУРа.

Советы по эксплуатации гидроусилителя руля КАМАЗ ( ГУР КАМАЗ ):

Чтобы устройство служило долгие годы, выполняйте рекомендации:- ответственно проверяйте масло в механизме ( минимум 1 раз в 2 недели)- регулярно меняйте его и фильтра 2 раза в год, а если при осмотре вы заметили грязь или изменение цвета – срочно.- не допускается использование «на сухую»- контролировать натяжения ремней.

Основные виды поломки гидроусилителя руля КАМАЗ и их причины:

1. Нестабильная курсовая устойчивость, приходится регулярно поправлять траекторию движения.- причина может быть в свободном ходе рулевого колеса- повреждены или выработаны части на винтовой паре механизма- заели реактивные плунжера, корпус клапана управления ГУР, почистить.

2. Фильтр поврежден или забит грязью:- масло становится мутным, в бачке образуется пена из-за попадания воздуха в систему, требуется поменять фильтр или промыть.- повреждения коллектора или прокладки

3. Не стабильная работа рулевого механизма ( ГУР КАМАЗ). - нарушено натяжение, проверить зубчатое зацепление и отрегулировать рулевой механизм.- забита грязью система фильтра или детали изношены, проверка и замена.- разгерметизация клапана обратки Гура КАМАЗ- воздух внутри системы, поможет прокачка.

У нас есть все модели ГУР КАМАЗ, если вы ищите где купить гидроусилитель на КАМАЗ обращайтесь в наш Центр.Быстро доставим ваш рулевой механизм по всей России.

kamdvigatel.ru

Рулевое управление автомобиля КамАЗ-4310

Рулевое управление автомобиля КамАЗ-4310

Рулевое управление автомобиля КамАЗ-4310 

Рулевой механизм этого автомобиля со встроенным гидроусилителем и передаточным числом 21,7. Механизм крепится болтами к кронштейну левой рессоры. Водитель воздействует на. рулевой механизм через рулевое колесо 1 (рис. 132), рулевую колонку 2. карданную передачу 5, угловой редуктор 9.

Рис. 132 Рулевое управление автомобиля КамАЗ-4310: 1 - рулевое колесо; 2 - рулевая колонка; 3 - хомут; 4 - фланец; 5 - регулировочная гайка;6-карданная передача;7-радндатор;8-распределнтель; 9-угловой редуктор; 10-рулевой механизм; 11-продольная рулевая тяга; 12-сошка; 13-вал сошки; 14-насос; 15-бачок.

Рулевая колонка крепится к верхней панели кабины, с помощью хомута 3, в нижней части - при помощи фланца 4 к её полу. Внутри колонки на двух шариковых подшипниках установлен рулевой вал. Подшипники снабжены уплотнениями. Смазка в подшипники закладывается при сборке. Осевой зазор в подшипниках регулируется гайкой 5. На верхнем конце вала крепится рулевое колесо, нижний конец вала имеет канавку для крепления вилки карданной передачи.

Карданная передача передает усилие от вала рулевой колонки на ведущую шестерню углового редуктора. Она состоит из вала, втулки и двух карданных шарниров. Вал и втулка имеют шлицевое соединение. Игольчатые подшипники шарниров смазываются при сборке.

Угловой редуктор предназначен для изменения по направлению усилия, прикладываемого водителем к рулевому колесу. Редуктор ко­нический, с передаточным отношением 1:1, крепится к картеру рулевого механизма шпильками.

Рис. 133 Угловой редуктор: 1 - ведущий вал с шестерней; 2-уплотнснис; 3-крышка корпуса; 4 -корпус подшипников; 3 - регулировочные прокладки; 6,7 - ведущая и ведомая шестерни; 8 - упорная крышка; 9 - корпус редуктора; 10-гайка; 11 - защитная крышка.

Редуктор состоит из корпуса 9 (рис. 133), ведущего вала 1 с конической шестерней 6, ведомой конической шестерни 7. Шестерни вращаются на двух шариковых подшипниках каждая; подшипники ведущей шестерни установлены в корпусе 4, закрываемом крышкой 3. Зацепление конических шестерен регулируется прокладками. Редуктор смазывается маслом, которое заправляется в систему гидроусилителя.

Рис. 134. Рулевой механизм автомобиля КамАЗ-4310: 1,6,17 - крышки: 2- распределитель; 3 -уплотнения; 4 - вал сошки; 5 - перепускной клапан: 7-картср: 8 - поршень-рейка; 9 - сливная пробка; 10 - винт; 11-шариковая гайка; 12-желоб: 13-шарик; 14-угловой редуктор; 15 - упорный шарикоподшипник; 16, 18 - гайки; 19 - винт; 20 - регулировочное кольцо; 21 -упорное кольцо; 22-предохранитсльный клапан.

Рулевой механизм с двумя рабочими парами - винт с гайкой на циркулирующих шариках и поршень-рейка с зубчатым сектором. Основные детали рулевого механизма: картер 7 (рис. 134) с крышками 1,6, 17, винт 10, гайка 11 с шариками, поршень-рейка 8, зубчатый сектор с валом 10, регулировочное устройство.

Картер рулевого механизма одновременно является корпусом силового цилиндра усилителя в нижней части картера установлена пробка 9 с магнитом для слива масла, сверху находится перепускной клапан 5, используемый при прокачке гидросистемы. На клапан надет защитный колпачок. Картер закрывается задней 6 и боковой крышками 17. Впереди к картеру крепится угловой редуктор.

Винт имеет левую винтовую канавку под шарики. Гайка уста­навливается в расточке поршня-рейки и стопорится двумя винтами.

В гайке также выполнена винтов канавка, просверлены два отверстия по концам винтовой канавки и выфрезерован косой паз на наружной поверхности, соединяющий отверстия. В этот паз вставлены два ме­таллических желоба 12, образующие трубу. В канавки винта, гайки и желобов закладывается тридцать один шарик. При вращении винта шарики перекатываются через желоба из одного конца гайки на другой. Наличие шариков уменьшает потери на трение и увеличивает срок службы механизма. Винт соединяется с ведомой шестерней углового редуктора шлицами, что обеспечивает возможность его осевого перемещения относительно шестерни.

Поршень-рейка имеет четыре зуба для зацепления с сектором, в центре ее выполнено отверстие под винт. Поршень уплотняется в картере кольцами.

Зубчатый сектор выполнен заодно с валом, который установлен в картере на бронзовой втулке и в отверстии боковой крышки, изготовленной из алюминиевого сплава. Выход вала из картера уплотняется сальниками.

Зубья рейки и сектора переменные по толщине, что обеспечивает возможность регулировки зазора в зацеплении путем перемещения вала сектора в осевом направлении. Делается это при помощи регулировочного устройства, которое расположено в боковой крышке. Это устройство состоит из винта 19 с контргайкой 18 и уплотнительным кольцом, упорного 21 и регулировочного 20 колец. При вращении винта 19 перемещается вал сектора и зазор в зацеплении рейка-сектор изменяется.

Рулевой привод состоит из сошки 12 (см. рис. 132) продольной тяги 11, поперечной тяги, трех поворотных рычагов.

Рулевая сошка 12 верхней головки установлена на шлицах вала зубчатого сектора и фиксируется гайкой. Нижней головкой сошка при помощи шарового пальца соединяется с продольной тягой.

Рис. 135. Продольная рулевая тяга: 1-стержень тяга; 2-шаровой палец; 3-защитная накладка; 4-обойма накладки; 5,6-вкладыши; 7-пружина; 8-стопорная шайба; 9-крышка; 10-масленка; 11-защитная накладка

Продольная рулевая тяга (рис.135) представляет собой стержень с двумя нерегулируемыми шарнирами. Каждый шарнир включает в себя шаровой палец 2, два вкладыша 5 и 6, пружину 7, уплотнение. Шарнир закрывается резьбовой крышкой 9.

Смазка трущихся поверхностей производится через пресс-масленку 10.

Поперечная рулевая тяга (рис.136) трубчатая с резьбовыми конца­ми, на которые навинчены наконечники 2 и 14 с шаровыми нерегулируемы­ми шарнирами. Устройство шарниров такое же, как и на продольной тяге" Шарнир закрывается крышкой 6, которая крепится болтами 8.

Рис. 136. Поперечная рулевая тяга: 1-поперечная тяга; 2,14 - наконечники; 3,8 -болты; 4 -уплотнительная прокладка; 5 -масленка; 6 - крышка; 7 - пружина; 9 - защитная накладка; 10 -обойма накладки; 12,13 - вкладыши.

Продольная рулевая тяга соединяет между собой рулевую сошку и верхний рычаг 7 (см. рис. 124) левого повороты до кулака. Поперечная тяга соединяет между собой боковые рычаги левого и правого поворотных кулаков. Эта тяга с боковыми рычагами и балка переднего моста образуют рулевую трапецию; продолжение ее боковых сторон пересекается на продольной оси автомобиля. Наличие рулевой трапеции позволяет поворачивать управляемые колеса на разные углы: внутреннее колесо поворачивается на большой угол, чем наружное, что обеспечивает качение управляемых колес по разным радиусам и без бокового скольжения,

Усилитель рулевого привода состоит из насоса 14 (см. рис.132) с бачком 13, распределительного устройства (клапана управления) 8, силового цилиндра, радиатора 7, трубопровода и шлангов.

Насос служит для создания давления рабочей жидкости. В системе гидроусилителя используется лопастной насос двойного действия с максимальным давлением 8,5 до 9,0 МПа. Он установлен в развале блока цилиндров двигателя и приводится в действие через шестерни распредели­тельного механизма.

Рис. 137. Насос гидроусилителя: 1 -шестерня; 2-вал; 3-кольцо; 4 - сальник; 5 - игольчатый подшипник 6 - крышка; 7 - указатель уровня масла; 8-предохранитольный клапан; 9- прокладка; 10 - бачок ;11 - сетчатый фильтр; 12 - коллектор ; 13 - крышка; 14 - предохранительный клапан; 15 - перепускной клапан; 16-распределитсльный диск; 17 - лопасть ; 18 - статор;19 - корпус; 20 ротор; К- Калиброванное отверстие.

Насос состоит из корпуса 19 (рис.137), крышки 13, статора 18, ротора 20 с лопастями 17, вала 2 с двумя подшипниками и приводной шестерней 1, распределительного диска 16, перепускного клапана 15, предохранительного клапана 14, бачка 10 с крышкой, фильтром 11 и коллектором 12.

Корпус, статор и крышка стянуты между собой четырьмя болтами, В корпусе имеется всасывающая полость, куда масло поступают из бачка. На торце корпуса есть два овальных отверстия, по которым жидкость поступает к ротору. Крышка корпуса имеет расточку под распределитель­ный диск, горизонтальное глухое отверстие, где расположены клапаны, а также вертикальный канал, которым пространство за перепускным клапаном соединяется с бачком. В нижней части крышка имеет калибровочное отверстие К, через которое масло выходит из насоса.

Ротор установлен внутри статора на шлицах вала и имеет десять пазов, в которых размещаются лопасти. Пространство между двумя соседними лопастями является рабочей полостью насоса. Вал ротора вращается в корпусе на роликовом и шариковом подшипниках и уплотнен сальником 4. Распределительный диск направляет жидкость к лопастям ротора, под лопасти и от лопастей, для этого в диске имеются отверстия. Усилием пружины перепускного клапана диск прижимается к статору и ротору. Перепускной клапан ограничивает производительность насоса предохранительный клапан ограничивает давление, развиваемое насосом.

Бачок крепится к корпусу и крышке через уплотнительные прокладки. В бачке размещен разборный сетчатый фильтр 11 для очистки жидкости, возвращающейся в бачок из системы. При значительном засорении фильтр давлением жидкости отжимается вверх, при этом жидкость поступает непосредственно в бачок, минуя фильтр. Кроме того, в бачке имеются заливной фильтр и предохранительный клапан 8, препятствующий увеличению давления в полости бачка над жидкостью больше, чем на 20...30 кПа.

Работа насоса заключается в следующем. При вращении ротора его лопасти под действием сил инерции прижимаются к криволинейной поверх­ности статора, В рабочие полости насоса совпадающие с отверстиями в корпусе и распределительном диске, поступает масло, которое нагнетается лопастями в узкую часть пространства между статором и ротором, где создается давление. При совпадении рабочих полостей с нагнетательными отверстиями в распределительном диске масло выталкивается через эти отверстия в полость за распределительный диск, откуда под давлением по нижнему каналу уходит от насоса в систему. Одновременно масло из полости за распределительным диском поступает под лопасти ротора, усиливая их прижатие к статору.

Весь рабочий процесс - всасывание и нагнетание - происходит одновременно в двух местах (отсюда название - насос двойного действия). При повышении частоты вращения ротора масло из полости за рас­пределительным диском не успевает пройти через узкое калиброванное отверстие, давление в этой полости возрастает, за счет чего открывается перепускной клапан, и часть масла из насоса устремляется через коллектор снова во всасывающую полость корпуса, что уменьшает производительность насоса. В случае повышения давления во всей системе более 8,9...9,0 МПа открывается предохранительный клапан, масло возвращается во всасывающую полость,  давление в системе снижается.

Рис. .138. Распределитель гидравлического усилителя: 1,20-плунжеры; 2,7,8 - пружины; 3 - колпак клапана; 4 -прокладка; 5,6 - клапаны;9-корпус; 11 - золотник.

Распределительное устройство (распределитель) служит для направления потока масла в полости силового цилиндра в соответствии с поворотом рулевого колеса. Распределитель золотникового типа с реактивными плунжерами, установлен но торце углового редуктора и крепится к нему с помощью болта и четырех шпилек. Основные детали распределителя являются: корпус 9, золотник 11, девять плунжеров 10 и 1 с пружинами, перепускной 6   и предохранительный 5 клапаны.

. В корпусе выполнено центральное отверстие и шесть периферийных отверстий - три сквозных и три глухих в центральном отверстии имеются три кольцевых проточки: одна центральная (более широкая) и две крайних. Центральная проточка через канал соединена с отверстием в корпусе, куда подается масло от насоса. Крайние проточки соединены между собой и с отводящим трубопроводом, по которому масло через радиатор возвращается в бачок насоса, Проточки разделяются поясками. В них также выполнены отверстия, которые через каналы в корпусе распределителя и в картере рулевого механизма соединены с полостями силового цилиндра. На торцах корпуса выполнены проточки глубиной 1,1мм,

Золотник 11 надет свободно на винт и размещается внутри корпуса. Он имеет две кольцевые проточки и три пояска. По торцам золотника на винт устанавливаются упорные шариковые подшипники. Оба подшипника и золотник стянуты на валу гайкой, буртик которой вдавлен в паз винта. Торцы золотника выступают из корпуса на 1,1 мм с каждой стороны так, что золотник может перемещаться на эту величину в осевом направлении до упора одного из подшипников в торец корпуса

Три пары плунжеров 10 размещаются в сквозных отверстиях корпуса, плунжеры прижимаются к кольцам подшипников пружинами 8. Еще три плунжера 1 расположены в глухих отверстиях корпуса и прижимаются к кольцу заднего подшипника каждый своей пружиной 7.

Перепускной клапан 6 обеспечивающий работу усилителя при неис­правном насосе или двигателе, расположен в одном из плунжеров, нахо­дящемся в глухом отверстии. Клапан соединяет между собой линии высо­кого и низкого давления.

Предохранительный клапан 5, соединяющий линии нагнетания и слива, срабатывает при давлении 6,5...7,0 МПа, что предохраняет насос от перегрева, а детали рулевого управления от перегрузок. Клапан располо­жен в бобышке корпуса, это обеспечивает возможность доступа к нему без разборки распределителя.

Силовой цилиндр преобразует давление масла в усилие, необходимое для поворота управляемых колес. Роль силового цилиндра усилителя выпол­няет корпус рулевого механизма вместе с поршнем-рейкой.

Радиатор предназначен для охлаждения масла в системе усилителя и представляет собой алюминиевую ребренную трубку, установленную перед радиатором системы охлаждения двигателя.

Рис. 139. Схема работы гидроусилителя рулевого управления автомобиля КамАЗ-4310: 1-насос; 2-задняя полость; 3-поршснь-рсйка; 4-рулсвая сошка; 5 -продольная рулевая тяга; 6-винт; 7- картер рулевого механизма; 8-обратный клапан; 9 - предохранительный клапан; 10- распределитель; 11- золотник; 12 -упорный подшипник; 13 - плунжер; 14 - пружина плунжера; 13 - угловои реактор; 16-передняя полость; 17 - радиатор; 18- бачок; 19-линия слива; 20 - предохранительный клапан насоса; 21-перепускной клапан; 22 - линия нагнетания; а - движение прямо; б -поворот направо; в -поворот налево.

Работа рулевого управления совместно с усилителем. При движении прямо (рис. 139а) водитель не прикладывает усилие на ободе рулевого колеса. Под действием пружин и давления масла реактивные плунжеры 13 упираются в кольца подшипников и тем самым удерживают золотник 11 в среднем положении относительно корпуса. Масло от насоса поступает к распределителю в центральную проточку корпуса, проходит через кольцевые щели в крайние кольцевые проточки и далее через радиатор возвращается в бачок. Обе полости перед поршнем-рейкой заполнены маслом под одинаковым давлением, поршень остается неподвижным, и на зубчатый сектор, а значит и на рулевой привод не воздействует.

При повороте налево (рис 139б) водитель поворачивает соответственно рулевое колесо; усилие через рулевой вал, карданную передачу и угловой редуктор передается на винт, который вворачивается в гайку и перемещает ее вперед. Гайка через поршень-рейку, зубчатый сектор и детали рулевого привода связана с колесами и оказывает винту сопротивление. За счет этой реактивной силы сопротивления, которая больше усилия предварительно сжатых пружин плунжеров, винт вместе с золотником смещается назад на величину 1,1 мм до упора переднего подшипника в корпусе распределителя, при этом дополнительно сжимаются пружины плунжеров. Сместившийся золотник своими поясками перекрывает доступ масла в переднюю полость 16 силового цилиндра, соединяя ее со сливом, и открывает доступ масла от насоса в заднюю полость 2 силового цилиндра. Под давлением масла поршень перемещается вперед, а его рейка поворачивает зубчатый сектор, вал которого через рулевую сошку 4 перемещает продольную рулевую тягу 5 вперед, что ведет к повороту управляемых колес налево.

При прекращении поворота рулевого колеса масло, продолжая поступают в заднюю полость силового цилиндра, смещает поршень вместе с винтом вперед, в результате чего золотник оказывается в среднем положении, Возвращению золотника в среднее положение способствует также усилие пружины и давление масла на сместившиеся плунжеры. После возвращения золотника в среднее положение давление масла в обеих полостях силового цилиндра выравнивается и усилитель не оказывает воздействие на управляемые колеса. «Чувство дороги» у водителя обеспечивается давлением масла на реактивные плунжеры. Чем больше давление масла, тем большая сила стремится вернуть сместившиеся плунжеры и золотник в среднее положение и тем большую силу должен приложить водитель к рулевому колесу, чтобы удержать золотник в смещенном положении при повороте.

Поворот направо (рис.139в) осуществляется аналогично. Золотник при этом смещается за счет реактивной силы вперед, масло под давлением от насоса поступает в переднюю полость силового цилиндра, а задняя полость соединяется со сливом.

При движении с неработающим насосом масло из одной полости силового цилиндра переходит в другую полость через шариковый перепуск­ной клапан 8. Движение с неисправным насосом должно быть кратковремен­ным и с небольшой скоростью. Эксплуатировать автомобиль с неисправным усилителем запрещается.

В случае повреждения какого-либо управляемого колеса автомобиль уводит в сторону этого колеса. Водитель, стремясь удержать автомобиль в нужном направлении, поворачивает рулевое колесо в сторону, противо­положную уводу; при этом включается в работу усилитель и помогает во­дителю удерживать автомобиль от увода, что повышает безопасность дви­жения.

Боковые толчки и удары смягчаются в усилителе засчет взаимо­действия поршня-рейки с жидкостью,

Регулировки рулевого управления. Техническое состояние рулевого управления в целом оценивается величиной свободного хода рулевого колеса, который при работе двигателя на холостом ходу не должен превышать 25°. В случае превышения этой величины проверяют крепление рулевого колеса, рулевой колонки, карданной передачи, рулевой сошки, передних колес; проверяют состояние и регулировку подшипников шкворней. Убедившись, что состояние указанных узлов и деталей не влияет на величину свободного хода рулевого колеса, производят регулировку рулевого механизма. Делается это с помощью регулировочного устройства, расположенного в боковой крышке картера рулевого механизма. Правильность регулировки проверяют по величине усилия, которое необходимо приложить к рулевому колесу при отсоединенной продольной рулевой тяге. С переходом рулевого колеса через среднее положение эта величина не должна превышать 28Н. При вращении винта 19 (см.рис.134) регулировочного устройства по ходу часовой стрелки усилие на ободе рулевого коса возрастает. При повороте рулевого колеса на 0,75...1,0 оборота от среднего положения усилие на его ободе не должно превышать 23Н, Несоответствие усилия этой величины может быть вызвано повреждением шариковой гайки или износом шариков. Такой рулевой механизм подлежит ремонту.

При повороте рулевого колеса более чем на 2 оборота от среднего положения усилие на рулевом колесе должно быть в пределах 6...16Н. Несоответствие этого усилия свидетельствует о необходимости регулировки подшипников золотника. Регулировка подшипников производится подтягиванием гайки 10 при снятой передней крышке.

В рулевом приводе проверяют и регулируют схождение и максималь­ные углы поворота управляемых колес.

Установленные с развалом передние колеса стремятся катиться по расходящимся окружностям. Чтобы не допустить этого передние колеса устанавливаются со схождением 1..2 мм, Это величина определяется с помощью специальной линейки. Сначала определяют расстояние между ободами колес на высоте осей перед передней осью. После передвижение автомобиля на половину оборота колеса это же расстояние измеряется за осью Разность между вторым и первым замером указывает на величину схождения передних колес. Регулировку схождения производят изменением длины поперечной тяги путем навинчивания или свинчивания ее резьбовых наконечников 2 и 14 (см. рис.136).

Максимальные углы поворота колес регулируются болтами, ввернутыми в поворотные кулаки передней оси. Эти углы должны быть 30°. В системе гидроусилителя заправляется 4,2 л масла марки Р.

Рулевое управление < Пред. След. > Рулевое управление автомобиля Урал-4320
 

xn----7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai


Смотрите также